Особенности книжной графики фаворского кратко

Обновлено: 05.07.2024



Но в истории, в первую очередь, остался Фаворский-гравер. Даже книги, созданные им, по прошествии времени и изменении взгляда на книжную иллюстрацию, на ее взаимоотношение с литературным текстом, могут оказаться впоследствии лишь замечательным памятником своей эпохи. Но гравюры Фаворского вызывают и, я уверенна, будут вызывать неизменное восхищение и глубокий, живой интерес всегда – пока будет существовать искусство ксилографии.

Чем бы ни занимался художник: гравюра на дереве, рисунки, эскизы к прикладным вещам, живопись, трактаты об искусстве, работа над книгой и шрифтом, – во всем присутствует характер глубинной гуманистической философии мастера, и в первую очередь, в отношении к природе.

Люди такого характера, как Фаворский, редко встречаются, они как бы осуществляют связь прошлого с будущим, они не попадают в колеблющийся ряд представителей разных школ, а как бы соединяют их. Творчество их развивается на границе с наукой, с заходом в её сферы.

Жизнь и творчество этого удивительного художника – это непрерывный поиск, ежечасный рост и становление. Искусство Фаворского с годами приобретало все новые и новые качества, оставаясь всегда новаторским и современным. Неизменно сохраняя верность своим творческим принципам, непрерывно обогащая и совершенствуя свое мастерство, Фаворский от работы к работе обретал новое, добиваясь правды и совершенства.

После возвращения в 1908 году в Россию, Фаворский поступил на филологический факультет Московского университета, во вновь открывшееся специальное отделение с особым искусствоведческим уклоном, которое он окончил в 1913 году. Именно к этому периоду относятся и первые опыты Владимира Андреевича в гравюре. Художник был буквально заражен идеей целостности пространства и выразительностью композиции.


Свадьба Фаворских, 1912


Фаворские, 1913

В 1912 году в его личной жизни произошли большие перемены – он женился на художнице Марии Владимировне Дервиз, с которой познакомился годом раньше, когда они оба учились в Московском университете и обучались художественному ремеслу. Оба талантливы и перспективны, они быстро нашли общий язык, а затем и полюбили друг друга.

В 1915 году в семье родился долгожданный первенец Никита. Но уже через пару месяцев Владимира мобилизовали и отправили на фронт, шла Первая мировая война.

Чувства молодых были взаимно глубокими и искренними.

Впоследствии жизнь докажет, что семья для известного графика действительно была его главной опорой, местом вдохновения, обителью безграничной нежности и любви.

Осенью 1918 года, получив звание прапорщика, награжденный Георгиевским крестом за участие в Брусиловском прорыве, Фаворский вернулся с фронта. После возвращения Владимир вновь погрузился в работу, именно это время его первых известных гравюр. Но мирная, спокойная жизнь супругов продлилась недолго, началась Гражданская война. Владимир был призван в ряды Красной Армии, а Мария с сыном поселились в городе Загорск (подмосковный Сергиев Посад). И вот, пройдя в очередной раз через весь ужас фронтов гражданской войны, заболевший тифом и только усилиями любимой жены чудом выздоровевший, Владимир Фаворский наконец полностью отдается творчеству.





Графические приемы, используемые Фаворским, поразительно разнообразны. С одинаковой виртуозностью он владеет пятном, силуэтом, контуром, белым штрихом. Его гравюрам свойственен мягкий серебристый колорит, энергичные росчерки сообщают им динамику. Особенно ценны в них пластичность формы, объем и пространство, переданные простыми средствами, не нарушающими плоскости листа. Подобное сочетание можно увидеть только на старинных фресках древних мастеров.





Пушкиниана Фаворского – отдельная знаковая тема. Для меня наиболее важно отношение художника к творчеству Пушкина, это и понятно, ведь я более сорока лет работаю в библиотеке, носящей имя великого поэта. Художник считал Пушкина олицетворением России, и в течение своей жизни не раз обращался к творениям гениального соотечественника.




Позднее, уже в середине тридцатых годов, художник гравирует известный всем портрет Пушкина-лицеиста. У Фаворского – это юный поэт, взметнувшийся, встревоженный, весь – острота и стремительная зоркость.



Вся трагедия пронизана сквозным действием. Пушкин часто дает переходы, связывающие одну сцену с другой. И художник, следуя этому же приему, делает иллюстрации, по которым можно проследить динамичную канву действия.




Охватить разнообразный, богатейший мир Владимира Андреевича Фаворского в одной статье просто невозможно. О творческих исканиях Фаворского – Мастера с большой буквы, его теориях и их воплощении в созданном им уникальном стиле, раскрывающем индивидуальность художника, его многочисленных блистательных гравюрах, о выставках, победах написано много книг и монографий.

Профессор, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, народный художник СССР В. А. Фаворский – и сам оставил нам, кроме своих замечательных работ, емкое литературно-теоретическое наследие. Это доклады, выступления и статьи, посвященные теоретическим проблемам искусствознания; интервью, беседы, заметки – отклики на актуальные вопросы художественной жизни; лекционные курсы, программы, методические разработки для преподавателей, учебные пособия для студентов; его воспоминания о художниках, письма, автобиографические и другие материалы.

Подходя к завершению своего повествования о нашем замечательном соотечественнике, оставившем неизгладимый след в российском искусстве, чье 135-летие отмечается в эти дни, хочется еще раз остановиться на его человеческих качествах.

Прекрасный художник, Фаворский не замыкался только на своем творчестве, он был внимательным, умным и чутким педагогом, создавшим собственную систему преподавания и оставившим после себя целую плеяду молодых дарований, впоследствии ставшими известными советскими художниками: М. И. Пиков, Г. А. Ечеистов, А. Дейнека, А. Каневский, А. Д. Гончаров и многие другие. Общим для учеников В. А. Фаворского является мастерское владение техникой ксилографии и глубокое понимание специфики книжной графики. Однако каждый из них по-своему подходит к своей задаче, сохраняя индивидуальность в искусстве.

Действительно, Фаворский на протяжении всей жизни был человеком высокой порядочности и мужества. А жизнь не раз преподносила на его долю не только радостные моменты, но и серьезные испытания.

Фаворский часто с тревогой говорил о мире, о любви к миру – для мастера это не было риторической фразой. Она выстрадана художником в двух мировых войнах.

Более полувека Владимир Андреевич прожил с единственной избранницей Марией Владимировной. Они были счастливой парой, ведь у них родились два сына и дочь. Родители воспитали в них гражданственность, порядочность, а также привили им любовь к художественному мастерству. Но, ворвавшаяся в мирную жизнь Великая Отечественная война, разделила дружную семью Фаворских. Супругов отправили в эвакуацию в город Самарканд. А когда оба сына, блестяще одаренные молодые художники, ушли добровольцами на фронт и погибли – Фаворский стоически принял эту страшную данность. Горе и мужество народа тогда сплелись у художника с личной трагедией. Но его мудрое и глубокое отношение к жизни, к своей стране и народу пробудили в нем особенно напряженный интенсивный творческий подъем, моральную силу и стойкость.

За тысячи верст от древнего Самарканда шли жестокие бои, но и сюда доходил грохот военных раскатов. Однако Фаворский ни разу не погрешил против правды. Он не стал изображать военных сцен, то, чего он не знал, но, вернувшись в Москву, художник награвировал серию портретов великих полководцев, в которой отразилась его личная патриотическая гордость за свою Родину, победившую в самой тяжелой из войн. Михаил Кутузов, Александр Суворов, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Невский – полководцы, возглавлявшие народ в годины суровых испытаний. Для каждого образа Фаворский находит монументальную форму, адекватную их деяниям.




Духовная цельность Фаворского особенно выразилась в период его болезни. Ведь он до конца дней своих мыслил и творил. Когда он не смог делать гравюры на дереве, то перешел на линолеум, когда не смог гравировать, рисовал эскизы для керамики, когда не смог рисовать, выскабливал пинцетом рисунок на тарелочках. Когда же он не смог уже работать руками, диктовал статьи о художниках, творчестве, книге. И только когда не смог и этого делать – его не стало.

В 1964 году Владимир Фаворский был избран членом-корреспондентом Немецкой академии искусств, его персональная выставка экспонировалась в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. 23 декабря прошел вечер, посвященный его творчеству, а 29 декабря 1964 года его не стало.

Владимир Андреевич Фаворский обладал той простой философией, под стать древним, которая соединяет мудрость и житейскую непосредственность. Мы должны чаще прикасаться к его творчеству, еще и еще вспоминая, исследуя и оценивая его жизненный подвиг.


Алпатов М.В. Мастерство Фаворского // Немеркнущее наследие: книга для учителя / М.В. Алпатов. – М., 1990. – С. 284-292.

Бакуменко В.М. Маленькие шедевры большого мастера: [о жизни и творчестве русского художника-графика В.А. Фаворского (1886-1964)] // Библиотековедение. – 2005. – Янв.-февр. (N 1). – С. 65-68.

Владимир Андреевич Фаворский. Сборник материалов// К выставке, посвященной 1000-летию со дня рождения. – М.: Союз художников РСФСР, 1986.

Турова В. В. Что такое гравюра // Молодежи об искусстве. – М.: Изобразительное искусство, 1986. –160 с., ил.

Фаворский в театре. Сборник / Сост. Авт. Вступ. ст. Г. И. Морозова; Ред. Н. И. Захава. – М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988.

Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. – М.: Советский художник, 1988.



Первый график московской школы – Фаворский Владимир Андреевич. Биография художника включает в себя не только творчество, но и участие в Первой мировой войне, и работу над многочисленными теоретическими трудами, и преподавательскую деятельность. Но в первую очередь он известен как книжный иллюстратор. Многие безошибочно узнают его рисунки к произведениям У. Шекспира и С. Я. Маршака.

владимир андреевич фаворский

Молодость

Можно сказать, что Фаворскому было суждено связать свою жизнь с искусством как преемнику семейной традиции. Художниками были его дед, мать и прабабка. Великий российский иллюстратор родился в 1886 году в Москве. Постоянно наблюдая, как рисует мать, он и сам взялся за кисти и карандаши. Изначально живопись воспринималась им как приятное времяпрепровождение – не более. Но войдя в мир искусства, Фаворский остался здесь навсегда и поставил своей целью приобщить к нему как можно больше людей. Начинал он карьеру в качестве живописца, подавая большие надежды. Но позже выбрал графику как наиболее близкий к народу вид искусства.

фаворский художник

Детство художника, проходившее в кругу любящей семьи, было лишено невзгод. Ближайшие родственники, – художники, архитекторы, скульпторы, – способствовали тому, чтобы интерес к искусству становился все крепче. И когда пришла пора отправляться на учебу, помимо основного образования было решено отдать мальчика в частную художественную школу К. Ф. Юона.

Учеба

Одновременно с посещением школы Юона юноша бывал на вечерних курсах Строгановского училища. После окончания гимназии он отправился в Мюнхен и поступил было на экономический факультет, но вскоре понял, что это совершенно не его занятие. В 1906 году молодой человек поступает в частное учебное заведение, которым руководил венгерский художник армянского происхождения Шимон Холлоши. Этого учителя Владимир Андреевич Фаворский всегда будет вспоминать с благодарностью как одного из любимых наставников. Без сомнения, он оказал большое влияние на становление молодого таланта и формирование его художественных принципов.

гравюра фаворского

Мюнхенский университет, между тем, Фаворский не бросил и прослушал там курс по истории искусства. В 1907 году он вернулся в Россию и продолжил искусствоведческое образование в Московском университете.

Семейная жизнь

На последнем курсе университета, в 1812 году, Владимир Андреевич Фаворский женился на Марии Дервиз, прелестной девушке с живым характером, ко всем прочим достоинствам еще и перспективной художнице. Среди ее родственников был Валентин Серов, который всячески поощрял тягу Марии к искусству. Она училась живописи в Петербурге и во Франции. В Москве, как и будущий муж, была студенткой Юона, а затем Школы живописи, ваяния и зодчества. Марии не суждено было стать великим художником, но виной тому обстоятельства жизни, а не отсутствие таланта. Несмотря на это до конца дней она была другом и помощником для своего супруга. Последнее десятилетие своей жизни она трудилась над воспоминаниями, благодаря которым исследователи Фаворского смогли восстановить некоторые страницы его биографии.

самаркандский цикл

У художника было трое детей: два сына, Никита и Иван, и дочь Мария. Оба брата отправились добровольцами на фронт, когда началась Великая Отечественная. Старший погиб в первый же год войны, младший не дожил пару месяцев до окончания. А Мария Владимировна стала художником-керамистом и хранителем семейных архивов.

Зрелость художника

После окончания института Владимир Андреевич Фаворский занимался преподавательской деятельностью и работал над теорией искусства. С началом Первой мировой он отправляется на фронт и проходит через всю войну. В Москву художник вернулся в 1918 году в звании прапорщика. После армии он быстро включился в творческую жизнь столицы.

александр невский

Художник возобновил преподавательскую деятельность. В 1920-х он заведует одной из кафедр Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), обучает студентов гравюре и ксилографии. В 1923 году становится ректором ВХУТЕМАСа. Фаворский начинает работу над оформлением книг Пушкина и Толстого, и с этих пор книжная графика становится одним из главных дел его жизни.

К концу 1930-х художник все больше углубляется в теорию искусства. Пишет статьи и доклады, преподает во Всероссийской Академии художеств. Продолжает заниматься гравюрой, оформляет книги, сотрудничает с Московским Художественным театром. Участвует в выставках в Венеции и Париже.

акула

Зрелым мастером вошел в 40-е годы Фаворский. Художник получил признание и возможность работать над самыми интересными заказами. Мастерство его продолжает расти, техника совершенствуется. Оттачивается глубина образов и выразительность штриха.

Последние годы

На склоне лет художник пожинал заслуженные плоды своей деятельности. В 1956 году он становится заслуженным деятелем искусств РСФСР, в 1959 – народным художником РСФСР, а в 1963 – народным художником СССР. Получает золотые медали на международных выставках в Брюсселе, Лейпциге и Сан-Паулу. А весной 1962 года Фаворскому присуждают ленинскую премию за достижения в иллюстрации. Это не значит, что художник почил на лаврах – он продолжает работу над сериями рисунков, гравюрами, занимается живописью. Почтенным мастером ушел из жизни художник в конце 1963 года. Его могила находится в Москве на Новодевичьем кладбище.

Теоретические взгляды

гоголь

О каком бы аспекте творчества ни рассуждал Фаворский, рефреном звучала мысль о том, что производственная и идеологическая его составляющие должны быть неделимы и уравновешены. Крен в любую сторону вызывает деформацию и ведет к вырождению искусства. Творчество должно быть жизнеутверждающим, поскольку понятие правды неотделимо от понятия красоты. Эстетизация уродства для искусства должна быть неприемлемой.

Книжная графика

книжная графика

иллюстрация к стихотворению

фаворский владимир андреевич биография

Другие виды творчества

российский иллюстратор



познакомить детей и родителей, воспитателей и учителей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг; ввести ребенка в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык; повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение, фантазию.-->

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)


Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964), признанного классика книжной иллюстрации,можно считать родоначальником московской школы графиков.
В гравюрах В.А. Фаворского к стихам С. Я. Маршака, рассказам Л. Н. Толстого, "Слову о полку Игореве", к книге Н. Кончаловской "Наша древняя столица" и другим произведениям отражены его основные художественные принципы. Творчество В.А Фаворского было связано с историческим опытом мировой художественной культуры, с эпохами расцвета графического и книжного искусства. Древний язык гравaюры на дереве зазвучал в работах мастера свежо и оригинально.
В. А. Фаворский разработал систему приемов для передачи действия, длящегося во времени:
- совмещение в пределах одной композиции изображений событий, совершающихся в разное время и в разных пространственных планах;
- многофигурные иллюстрации, где действие-завязка и действие-развязка изображались за пределами основной композиции в виде своеобразного обрамления;
- принцип "повествовательных" серий: начало действия в заставке - узловые моменты в страничных и разворотных иллюстрациях - маленькие иллюстрации прямо напротив соответствующего текста - завершение действия в концовке.
Событие, длящееся во времени, может быть изображено по-разному: реалистично и метафорично (с применением символики и аллегории).
О своем творческом методе В.А Фаворский убедительно рассказал на примере умозрительного иллюстрирования двух пушкинских произведений - "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Евгения Онегина". Обращаясь к творческому прочтению литературного произведения, художник стремился определить, чьими глазами увиден тот мир, в котором живут и действуют герои, с точки зрения каждого попробовать посмотреть на все то, что изобразил в словесных образах писатель.
Создавая орнаментальную систему убранства конкретной книги, В.А Фаворский стремился выявить архитектонику построения литературного произведения (деление на части, главы и др.). Для этого он применял орнаментальные мотивы. Орнамент, его расположение, его стилистические особенности используются для того, чтобы ввести читателя в стиль эпохи, которой посвящено данное произведение, или усилить эмоциональное восприятие художественного слова.
В.А Фаворский считал, что, как и архитектурные формы или формы прикладного искусства, книжный орнамент является одним из активных выразителей стиля.

Слово о полку Игореве / [вступ. ст., ред. текста, пер. с древнерусского Д. С. Лихачева; грав. В. А. Фаворского].- [7-е изд.].- М.: Детская литература, 1978.- 219, [2] с.: ил.- (Школьная библиотека)

Кончаловская Н. П. Наша древняя столица : картины из прошлого Москвы: [для мл. и сред. шк. возраста]/ Н. П. Кончаловская; [ил. В. А. Фаворского и др.].- [Переизд.].- М.: Дет. лит, 1986.- 318,[1] с.: ил.- (Библиотечная серия):1,20

Блейк У. Избранное / Уильям Блейк; В пер. С. Маршака; [вступ. ст. В. Жирмунского; худож. Уильям Блейк, В. Фаворский]. - М: ОЛМА-Пресс, 2000. - 171, [6] c. - (Английская поэзия в переводах С. Маршака)

Бернс Р. / Роберт Бернс; В пер. С. Маршака; [вступ. ст. Р. Райт-Ковалевой; худож. В. Фаворский]. - М: ОЛМА-Пресс, 2000. - 234, [6] c: ил., портр. - (Английская поэзия в переводах С. Маршака)

Английские поэты XVI-XX веков в переводах С. Маршака: Стихи, сонеты, баллады, эпиграммы, народная поэзия /пер. с англ. С. Маршака; худ. В. Фаворский. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 254, [7] с.: ил., портр. - (Английская поэзия в переводах С. Маршака)

Пушкин А. С. Домик в Коломне; Моцарт и Сальери: с иллюстрациями В. А. Фаворского: с иллюстрациями М. А. Врубеля: факсимильное издание / А. С. Пушкин. - Л.: удожник РСФСР, 1989. - 22, [1], 23, [1], 15,[1] с.: ил. + 1 кн.: Домик в Коломне. Моцарт и Сальери в иллюстрациях русских и советских художников

Маршак С. Я. Быль-небылица: рассказы в стихах / С. Маршак. - М.: Дет. лит., 1983. - 153,[6] с. : ил.. - (Школьная б-ка): 0,50

Маршак С. Я. Сказки, песни, загадки; Стихотворения; В начале жизни: страницы воспоминаний / С.Маршак; худож. В. В. Лебедев и др. - М.: Дет. лит., 1983. - 639 с.

Шергин Б. В. Авдотья Рязаночка: былины / в пересказе Б. Шергина; [грав. В. Фаворского]. - [Изд. 3-е]. - М.: Дет. лит., 1982. - 32 с.: ил.

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)

Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964)

Богатырева Н. Близкий к Микеланджело // Читаем вместе, 2009.- № 1.- С. 38

Энциклопедический словарь юного художника: для среднего и старшего школьного возраста / сост.: Платонова Н. И., В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с.

Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика: книга для учителя: хрестоматия: в 3 ч. / сост.: М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев. - Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, Б.г. Ч. 3.: Русское искусство. Советское искусство / [ред. Е. А. Комарова; худож. В. М. Прокофьев; авт. предислов. Н. Ростовцев]. - 1989. - 379, [2] с. : ил., портр.

Пистунова А. М. Книга книг / А. М. Пистунова. - М: Советская Россия, 1983. - 254 [2] с.

Березин А. Д. Рассказы о прекрасном: [научно-популярное издание] / А. Д. Березин. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 350, [1] с.

Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие: Теория композиции: Теория графики: О своей работе над книгой: О монументальном искусстве: Об оформлении спектакля: Рецензии, заметки: Интервью / В. А. Фаворский; [сост.: Е. Б. Мурина, Д. Д. Чебанова]. - М.: Советский художник, 1988. - 586, [1] с.: ил., портр.

Галанов Б.Е. Платье для Алисы: художник и писатель: диалоги / Борис Галанов; [ред. А. Б. Гудович]. - М.: Книга, 1990. - 300, [2] с.

Халаминский Ю. Я. Владимир Андреевич Фаворский / Юрий Халаминский; [ред. Т. А. Савицкая]. - М.: Искусство, 1964. - 289, [2] с.: ил., портр.

Фаворский В. А. Рассказы художника-гравера / В. А. Фаворский; [оформ. И. Фоминой]. - Переизд. - М.: Детская литература, 1976. - 101, [2] с.: ил., портр.

Фаворский В. А. Воспоминания о художнике /В. А. Фаворский. - М.: Книга, 1990. - 355, [3] с.

Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления / сост. Владимир Глоцер. - М.: Книга, 1987. - 305 с.: ил.

Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А. Фаворский. - М.: Книга, 1986. - 238, [1] с.: ил., портр.

Голицын С. М. Слово о мудром мастере: повесть / С. М. Голицын; [оформ. В. Федяевской]. - М.: Детская литература, 1977. - 188, [2] с.: ил., портр. Владимир Андреевич Фаворский: (1886-1964): графика: живопись: монументальное искусство: театрально-декорационное искусство: скульптура: керамика [авт. ст. Е. С. Левитин и др.]. - М.: Советский художник, 1986. - 127, [1] с.: ил.

Ростовцев Ю. Приближение к красоте: Репортаж // Студенческий меридиан, 2009.- № 4.- С. 64-67 Зотова Е. Владимир Андреевич Фаворский // Искусство: Газета издательского дома "Первое сентября" , 2007. - № 15. – С. 8

Несмотря на раннюю гибель, Никита, сын великого графика Владимира Фаворского, успел оставить огромное наследие: рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, скульптуры, эскизы фресок. Искусствовед Галина Ельшевская рассказывает об этом художнике и особенностях его дара



Семья


Семья Фаворских. 1937 год Слева направо: Мария, Владимир Андреевич, Мария Владимировна, Ольга Владимировна (мать Владимира Андреевича), Никита и Иван. © Архив семьи художника





© Архив семьи художника

Коты, мыши, зайцы







© Архив семьи художника

© Архив семьи художника

© Архив семьи художника

© Архив семьи художника

Битвы


Никита Фаворский. Фрагмент автобиографического сочинения. 1927 год © Архив семьи художника

Читайте также: