Особенности изображения маленького человека в прозе чехова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Творчество А. П. Чехова – одна из ярчайших страниц русской литературы. В его реалистических рассказах и пьесах отражается жизнь русского общества конца XIX – начала XX веков. В рассказах Чехова слышен и уничтожающий сатирический смех, и горькое разочарование в современном обществе, где процветают пошлость, мещанство, раболепие.
Проблема духовной деградации людей волновала писателя еще в начале творческого пути. С течением времени произведения становились острее, злободневнее, но неизменной оставалась авторская позиция неприятия “мерзостей

жизни”.
Рассказы Чехова, собственно, и посвящены исследованию различных граней духовного подчинения и рабства, начиная от самых простых до сложнейших.
В чеховском повествовании среда перестала быть внешней, посторонней человеку силой, и персонажи зависят от нее в той мере, в какой сами же ее создают и воспроизводят. Поэтому у Чехова, в отличие от большинства других писателей, разрабатывавших именно тему конфликта со средой, так много рассказов о достигнутой цели, о сбывшейся мечте, о людях, добившихся “счастья”. Чем полнее чеховский персонале соответствует “среде”, тем меньше

он похож на человека.
Чехов дал множественный анализ причин, принуждающих людей к подчинению и неволе.
В рассказах Чехова завершилась и тема “маленького человека” – тема Гоголя и Достоевского, поднявших “малость” и унижение до трагедийных высот. Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором “все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, и люди в его глазах, вероятно, вообще не могли быть “маленькими”.
Быть может, весь секрет заключается в том, что Чехов изображал и обобщал маленькое в людях.
Среди ранних рассказов Чехова выделяются те, где смешное не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и содрогнуться. В рассказе “Смерть чиновника” маленький человек, чиновник Червяков, случайно чихнул в театре на лысину генерала. Червяков извинился, но успокоиться не смог.

Его обуял животный страх. Он пытается снова и снова принести генералу извинения, чем вызывает раздражение статского генерала. Червяков с испугу умирает, не сумев обуздать страх: “Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”.

У этого смешного рассказа очень грустный подтекст. В облике Червякова слышна авторская критика рабской психологии человека.
Той же самой теме посвящен рассказ “Толстый и тонкий”. Встреча двух старых школьных приятелей перерастает в комическую сцену. Когда “тонкий” узнал, что его друг уже тайный советник, он вдруг “съежился, сгорбился, сузился…”.

Его чемодан, узлы и картонки “съежились, поморщились…” Чинопочитание, подхалимство “тонкого” вызывает тошноту не только у “толстого”, но и у самого автора, выставившего это уродливое явление на суд читателей.
Писатель вскрывает все негативные стороны жизни, характерные для общества того периода! Можно упомянуть рассказы “Маска”, “Унтер Пришибеев”, “Хамелеон”, каждый из которых высмеивает различные проявления “пошлости жизни”.
Элементы зоологического уподобления встречаются в рассказе Чехова “Хамелеон”, где полицейский надзиратель Очумелов и золотых дел мастер Хрюкин по-хамелеонски “перестраиваются” в своем отношении к собаке, в зависимости оттого, “генеральская” она или “не генеральская”.
Очень часто в раннем творчестве Чехов комически обыгрывает традиционные в русской литературе драматические ситуации. По-новому решает он, например, излюбленный в нашей классике конфликт самодура и жертвы. Начиная со “Станционного смотрителя” Пушкина, через “Шинель” Гоголя к “Бедным людям” Достоевского и далее к творчеству Островского тянется преемственная нить сочувственною отношения к “маленькому человеку”, к жертве несправедливых общественных обстоятельств.

Однако в восьмидесятые годы, когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, “маленький человек” превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманные качества.
Один из ранних рассказов Чехова называется “Мелюзга”. Символическое название! Большинство персонажей в его произведениях первой половины восьмидесятых годов – мелкие чиновники Подзатылкины, Козявкины, Невыразимовы, Червяковы.

Чехов показывает, как в эпоху безвременья мельчает и дробится человек.
В чеховских рассказах не найдешь привычных литературных героев, раскрытых в глубоком противоречии со средой. В сравнении с этими монументальными образами персонажи Чехова казались беглыми набросками в два-три штриха; старая русская критика полагала, что это – следствие излишней краткости; в наше время возникла теория, упростившая проблему: эпоха была “безгеройная, люди были маленькие, эмоции были мелкие, поэтому и роман у Чехова “не вытанцовывался”.
Антон Павлович Чехов в своих рассказах изображает типичные явления того времени. Герои чеховских произведений – это слепки с натуры. Имена некоторых персонажей стали нарицательными, как, например, Беликов из рассказа “Человек в футляре”. Болезнь русского общества глубоко волнует писателя, выступавшего противником “футлярной жизни”, деградации личности.

Чехов показывает реальную жизнь изнутри, горьким смехом вынося ей приговор.

Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений. Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Каков он чеховский маленький человек?

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Маленький человек, вызывающий сочувствие

В литературе первой трети XIX века появляется новый тип героя — маленькие люди. Это личности слабые, зависящие от обстоятельств и вышестоящих лиц. Однако в произведениях Чехова образ маленького человека заметно видоизменяется. Вместо героев, вызывающих у читателя сочувствие и любовь, вдруг появляются жалкие, глупые и нелепые персонажи, к которым возникает лишь негативное отношение.

Образ маленького человека в произведениях Чехова

Появление типа маленьких людей

Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин

  1. Станционный смотритель Самсон Вырин, герой А. С. Пушкина, — бедный чиновник 14 класса, скромный, тихий, не имеющий талантов и не способный никуда пожаловаться. Всю жизнь он делает людям лишь добро, а в ответ оказывается битым и обманутым. В результате всего теряет единственную радость в жизни, любимую дочь Дуню, и умирает от горя в полном одиночестве.
  2. Гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, который работает в канцелярии и занимается переписыванием бумаг. Будучи незнатным и замкнутым, Башмачкин становится постоянным объектом для унижений и насмешек на работе. Главной целью жизни герой видит покупку новой шинели. После её пропажи и безуспешной попытки пожаловаться значительному лицу Башмачкин трагически погибает от горячки.
  3. Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин — тоже обездоленный и незначительный служащий. В силу своей честности и безропотности за тридцать лет на службе Макар не смог добиться никакого успеха, но он не ропщет, а пытается сам объяснить себе, почему мир устроен подобным образом. Макар не способен дать защиту или оказать существенную материальную поддержку сироте Вареньке, которую очень любит, и вынужден лишь наблюдать за тяготами её судьбы.

Прежде чем за перо взялся Чехов, маленький человек воспринимался как позитивный тип с трагической судьбой, который призывал читателя к гуманизму, проявлению внимания и сочувствия по отношению к тем, кто слаб и зависим от обстоятельств. Однако спустя время образ эволюционировал и приобрёл новое звучание.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники. Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций. Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

Трансформация в поздних рассказах

Земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев

Поначалу он полон благородных устремлений, чувствителен и влюблён в своё дело, весь окружающий город кажется ему мещанским, обыденным и бездуховным, но к концу произведения он сам оказывается гораздо безнравственнее и отвратительнее своего окружения.

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Мелкий человек сам помещает себя в подобное пространство, в которое не может влезть ни совесть, ни нравственность, ни душевность. Морально опустошённый герой у Чехова обречён на одиночество, не замечая, что непреодолимая оболочка, отделяющая его от общества, создана его собственными руками.

Человек в футляре

Чехов выводит универсальную форму такого пространства — футляр. Человек в футляре — это герой, душа которого обмелела, а жизнь прошла впустую в стороне от людей, способных любить и сочувствовать. Внешний вид Беликова тоже напоминает футляр.

  • даже в тёплую погоду учитель ходит в калошах и с зонтом;
  • постоянно носит тёплое пальто;
  • спит, укрывшись одеялом с головой;
  • носит тёмные очки;
  • любит поднимать воротник.

После смерти Беликова всем вдруг стало легче, ведь учитель незаметно отравлял всё вокруг себя, заставляя всю школу подчиняться, прятаться, бояться. Гроб оказывается футляром, из которого герою уже не суждено выйти, чему он будто бы рад, ведь на самом деле Беликов уже давно был внутренне мёртв.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

Маленькие люди Чехова

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Маленький человек Чехова Маленький человек Чехова это обыватель, приспособлен.

Маленький человек Чехова Маленький человек Чехова это обыватель, приспособленец. Человек, который сам создает себе футляр, скудный мирок с узким кругом интересов. Его жизнь - это исполнение своих обязанностей и привычек. Причём герои рассказов Чехова - люди разных социальных сословий.











  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 957 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.10.2018 5464
  • PPTX 2.5 мбайт
  • 141 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лопатина Ольга Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: