Особенности историзма лермонтова 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историческая тема интересовала писателей во все времена. Не обошел ее в своем творчестве и таковой выдающийся мастер, как М. Ю. Лермонтов. Он в своих творениях обращался к прошлому собственной страны, своей Отчизны часто, черпая там средства для утверждения больших эталонов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некой категории читателей. В исторических твореньях Лермонтова великую роль играют обыденные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности частично лишаются того величия и безмерного возвышения над "простыми смертными", которым их наделили многие писатели. Да и историзм Лермонтова необычен. Он имеет чисто персональную, личную расцветку и в этом отношении историзм Лермонтова условен. Так к примеру история Мцыри является эпизодом из истории российско-кавказских отношений, но это заметно только сначала. По ходу деянья история отступает на 2-ой план уступая доле и собственным переживаниям основного героя. Таким образом в твореньях Лермонтова исторические детали служат только для прояснения внутреннего мира героев.
Иная черта присущая лермонтовскому историзму, это неизменные сопоставленья прежнего и медли в котором жил поэт . Разочарованный в истинном, Лермонтов не видел в окружающей его действительности места подвигам и большим свершениям. Даже люди в его эру, по сужденью поэта, поменялись в худшую сторону: "Да, были люди в наше .время, не то, что теперешнее племя: богатыри - не вы" ("Бородино"). Вспоминая большие битвы, действия российской истории, Лермонтов исполнен гордыни, но сразу читатель ощущает глубокое чувство горечи в стихотворении "Бородино" по предлогу того, что большое осталось в прошедшем. А в истинном поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов укоряет современное поколение. Ему больно осознавать, что "в бездействии состарится оно". История в произведениях Лермонтова узко перекликается с современностью. В стихотворениях "Новгород", "Приветствую тебя воинственный славян" звучит тема утраченной свободы, от неимения которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сопоставляет нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошедшего, "богатырями". Силачами он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, за решимость, способность постоять за родную землю стоимостью своей жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья помирали! Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение "Два великана". Оно чем-то похоже на сказку, былину. Тут видна вся любовь стихотворца к отечеству, его историческому прошлому. Наша родина представляется большой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение - Москвы с гигантом "в шапке золота литого"! О сопернике "ветхого российского гиганта" Лермонтов разговаривает с пренебрежением, именуя его "трехнедельным удальцом". Этим творением поэт как бы предуведомляет, что все противники, неприятели большой Руси, всегда посещали наказаны и что так будет и впредь. Я размышляю, что при воззвании к исторической теме открылась еще одна грань таланта воистину большого российского классика М. Ю. Лермонтова.

В творчестве Михаила Лермонтова достаточно большое место уделяется истории. Если в самом начале своего творчества Лермонтов, обращаясь к историческим событиям, их более романтизировал, добавляя к фактам некую непреодолимую силу, которая изменяла события в независимости от желаний и усилий героев. То немного позже Лермонтов уделял больше внимания различию "прошлых" и "настоящих" поколений и анализу возможных причин почему, современное ему поколение выглядит гораздо хуже и не способно на подвиги.

Е. М. Пульхритудова Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

Полезное

Смотреть что такое "Историзм в творчестве Лермонтова" в других словарях:

Мотивы поэзии Лермонтова — МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Толстой, граф Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок Дата 24 ноября 2015 г

Тема: М. Ю. Лермонтов . Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель: Повторение биографии М.Ю.Лермонтова. Обобщение ранее изученного по творчеству поэта. Ознакомление обучающихся с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова.

Ни в одной литературе мира не бывало такого!

Гибнет величайший поэт страны. И в тот же час

является на смену другой, которому суждено стать

преемником гения в осиротевшей литературе.

1. Организационный момент ( организация занятия; мотивация учебной деятельности)

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Найдите ключевые слова.

- О ком же сегодня пойдёт речь на уроке?

2. Актуализация знаний ( формулирование уч-ся темы урока, постановка цели)

На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А сегодня у нас встреча с яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым.

(уч-ся записывают тему урока и эпиграф в тетрадь: : М. Ю. Лермонтов ( 1814-1841). Слово о поэте.

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

- Какую дату в октябре этого года отметила наша страна? (200-летие со дня рождения великого поэта.)

- Что для вас значит Лермонтов?

- Какие строки из его произведений помните наизусть?

3 . Изучение нового материала.

1)Рассказ о жизни М.Ю.Лермонтова

2)Как вы считаете, какова цель обращени я поэта к историческим событиям ?

Произведения М.Ю Лермонтова на историческую тематику

Время , изображённое в произведении

Цель создания произведения

1812 г. Отечественная война России с французской армией Наполеона

XVI век, время царствования Ивана Грозного, время опричнины.

В древнерусской старине Лермонтова интересуют вечные проблемы : проблемы чести и достоинства человека; власти и народа, личной воли и традиционной общественной морали .

Попробуйте выделить особенности историзма Лермонтова, которые приводит автор статьи.

3)Проверка выполнения задания в группах

Особенности историзма Лермонтова.

историзм как совокупность признаков определяющих национальное своеобразие (учитывается климат, верования, язык, обычаи)

история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.

проникновение мыслью о роковой предначертанности событий, Божьей воли, о власти обстоятельств.

Лермонтов даёт понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют личностью.

Был период в творчестве Лермонтова, когда герои, взятые из истории, являлись носителями современного Лермонтову сознания.

Изображение героев изменилось. Теперь герои думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали.

Тема Родины. Родина представлялась Лермонтова страной для жизни богатырей. Поэт видел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. Особое понимание России.

- Меняется ли взгляд Лермонтова на ход истории ? (Да. Взгляд Лермонтова на ход истории меняется, становится глубже, поясняется, герои становятся носителями сознания своей эпохи)

4. Повторение сведений о М.Ю. Лермонтове. Викторина (приложение)

5. Рефлексия.

- записать особенности историзма Лермонтова в тетрадь.

1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (В Москве)

(Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.)

3. Кто воспитывал Лермонтова?

(Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

4. Где он провёл свои детские годы и впоследствии был похоронен?

(В родовом имении Тарханы)

5. На каких музыкальных инструментах играл Лермонтов?

(На скрипке и фортепиано)

6. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?

(В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты. пел арии из своих любимых опер; решал сложные математические задач; владел несколькими иностранными языками.)

7. Где учился Лермонтов? ( 2 года в Московском университете, затем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге)

9. Где и как погиб Лермонтов? ( В Пятигорске, дуэль с Мартыновым)

10.Лермонтов,поручик Тенгинского полка, награждённый золотым оружием "За храбрость" на досуге написал произведения "Перестрелка в горах Кавказа", "Сражение при Валерике". Чем являлись эти произведения? ( Картины)

11. Какой листок "оторвался от ветки родимой" в стихотворении Лермонтова? (дубовый)

Лермонтов

1.Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, о роли Кавказа в его жизни и об отношении к истории.

3.Учиться работать с литературно-критическими материалами

4.Совершенствовать навыки выразительного чтения.

5.Воспитывать чувство уважения к русской литературе.

Слово учителя.

1. Понимание Лермонтовым историзма.

2. Взгляд на историю как на арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.

3. Изменение взгляда на историю как на роковую власть обстоятельств, мешающих торжеству личной свободы и независимости.

4. Пример судьбы Мцыри.

7. Противоречивое чувство к Родине в одноименном стихотворении.

8. Истинный историзм М.Ю. Лермонтова

Вспомните произведения М.Лермонтова на историческую тему.

Лермонтов с печалью смотрел на жизнь и на свое поколение, потому что был человеком больших требований. Это видно уже в ранних его стихотворениях:

Мне нужно действовать , я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не пойму, что значит отдыхать.

Практическая работа с литературно-критическим материалом.

Я молод, но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О если б одинаков был удел!

Что такое романтизм, каковы его особенности, об этом мы сейчас поговорим.

Романтизм – художественное направление в искусстве и литературе.

Романтизм изначально противоречив: это очарование личности, ставшей свободной, и разочарование этой личности, не способной воспользоваться этой свободой.

Непримиримый конфликт личности с обществом, государством, в результате которого личность гибнет.

Основной принцип романтического изображения –контраст; цель художника - передать свое отношение к реальной действительности.

Особая роль пейзажа.

Вспомним роды литературы. (эпос, лирика, драма).

Что такое поэма?

Поэма - большое по объему произведение, содержащее описание и событий и переживаний героя.

Осмысление эпиграфа к поэме.

Как же на этот вопрос отвечает автор поэмы всем ее содержанием?

Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заточение в стенах монастыря , где человек не живет, а существует. Для него смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Итоги урока.

Какое значения для творчества М.Ю.Лермонтова имела ссылка на Кавказ?

В чем состоит историзм Лермонтова?

Что такое романтизм?

Какая поэма называется романтической?

Каково значение эпиграфа в поэме?

Домашнее задание: читать поэму; уметь рассказать о романтизме; прочитать статью в учебнике.

Читайте также: