Особенности художественного прочтения стихотворного произведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Какие особенности стихотворного текста ты ещё можешь назвать?

Решение

Стихотворный текст − это ритмически особая форма текса, имеющая следующие особенности (отличия от прозаического текста):
− Обязательное наличие рифмы и ритма.
− Деление текста на строфы, связанные по смыслу.
− Смысловая сложность − за тестом стоит скрытый смысл.
− Обилие стилистических фигур, поэтического синтаксиса.
− Наличие мнения автора, выражение переживания.
− Обусловлены чувства лирического персонажа.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Стихи оказывают огромное воздействие на детей. Они развивают их эстетический вкус, поэтическое вос­приятие окружающего мира, обогащают речь, пробуж­дают чувство ритма, развивают музыкальный слух.

Работа над подготовкой стихотворения к выразитель­ному чтению ведется по тем же принципам, что и рабо­та над прозой. Однако чтение стихов имеет свои осо­бенности.

Содержание стихотворения, замысел поэта всегда неразрывно связаны с формой стихотворения, со звуко­вой организацией поэтической речи.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Следовательно, читая стихи, педагог должен не толь­ко донести до сознания детей основную мысль стихотво­рения, словесно нарисовать образы, раскрыть внутрен­ний мир поэта, его чувства, переживания, но и передать особенность стихотворной формы, дать почувствовать слушателям звучность, поэтичность и музыкальность стиха, так как стихотворная речь рассчитана на звуко­вое восприятие.

Чтобы осуществить эти задачи, учителю надо, поми­мо понимания содержания стиха, знать особенности стихотворной формы. Без овладения теорией стихосложе­ния нельзя овладеть техникой выразительного чтения стихов.

Учителя, незнакомые с принципами организации сти­хотворной речи, читают стихотворения монотонно, не­верно, часто искажая их содержание. «Они или сливают стихотворные строчки, когда между ними нет знаков препинания, сбиваясь на прозу, или произносят каждую из них отрывочно, разрывая смысловую связь слов в фразе, нажимают на последнее слово в строке, не обращая внимания на ее синтаксическое построение, не ви­дят образов.

Для прозы характерно свободное расположение слов, присущее разговорной речи. Стихотворная речь ритми­чески организована. Для нее свойственно деление на оп­ределенные ритмические части — стихотворные строки (или стихи). Стихотворные строки являются ритмиче­ской единицей стиха. Они способствуют сохранению со­звучия рифмы, создают музыкальность стиха, не позво­ляют читать его как прозу.

Чтение стихотворных строк зависит от смысла каж­дой читаемой фразы и той задачи, которую ставят пе­ред собой чтец, передавая ее слушателю. Характер про­изнесения их ни в коем случае нельзя предопределять заранее, механически, исходя из одного только внешнего вида.

Стихотворные строки могут не совпадать с закончен­ными предложениями:

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

Они могут включать в себя несколько предложений:

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами не с места; я взял одного.

Независимо от совпадения конца стихотворной строки с окончанием синтаксической фразы в конце каждого сти­ха обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Необходимость постановки такой паузы обус­ловливается ритмической организацией стихотворных произведений.

Ритмическая пауза не механическое разделение стихотворных строк. Она необходима не только для сохра­нения ритма стиха. Постановка ее способствует выявле­нию содержания стихотворения, служит передаче раз­личных оттенков смысла фразы и делает речь более эмоциональной и выразительной. Например:

Ритмическая пауза должна быть непродолжительной, делаться легко, с учетом намерения, с каким читается предложение, чтобы слушатель мог уловить мысль во осей ее полноте и подготовиться к слушанию того, что последует за паузой. Ясное понимание смысла фразы делает ритмическую паузу осмысленной.

Помимо ритмических пауз, в длинных стихотворных строках делается еще дополнительная пауза — цезура, которая делит стихотворную строку на два равных полустишия:

И ныне все дико / и пусто кругом — /

Не шепчутся листья / с гремучим ручьем: /

Напрасно пророка / о тени он просит—/

Его лишь песок / раскаленный заносит. /

Зима недаром злится, /

Весна в окно стучится /

И гонит со двора. /

В том случае, когда рифмой выделяется слово важ­ное, главное, это слово необходимо при чтении выдви­нуть на первый план. Тогда рифма будет не просто связывать стихотворные строки, но и нести определен­ную смысловую нагрузку:

Сработать мебель мудрено: //

Для русского стихосложения характерна ритмиче­ская организация, опирающаяся на правильное чередо­вание ударных и безударных слогов. Сочетание удар­ного слога с безударным называется стопой.

Жили в землянках, боролися с голодом,

_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ / _ _ _

Мерзли и мокли, болели цингой.

_ _ _ / _ _ _ / _ _ _ / _

Дактиль придает определенную ритмичность стиху, соот­ветствующую и мерному движению поезда, в котором едет генерал с сыном, и неторопливому рассказу гене­рала, и тяжелым чувствам Вани.

Стопа не только способствует яркому раскрытию со­держания стихотворного произведения, но и сообщает стихотворной речи особую плавность и музыкальность, которые необходимо воспроизводить при передаче сти­хов. Поэтому учитывать особенности стопы при чтении обязательно стихотворные строки посредством чередования рифм объединяются в единообразные группы — строфы.

Строфа представляет собой законченное синтаксическое и стихотворное целое. Она как бы делит стихотво­рение на отдельные, логически завершенные части, что способствует четкому восприятию как каждой части, так и всего стихотворения. Поэтому при чтении надо быть очень внимательным, отделять одну строфу от другой длинной паузой:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. ///

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

Стихотворение Никитина воссоздает яркие картины наступления весны. Оно пронизано чувством любви к родной русской природе, любованием ее красотой. Каждая строка стихотворения полна радостным ощущением бли­зости весны. Слов в стихотворении мало, но каждая их группа рисует целую картину, имеет глубокий идейно-эмоциональный смысл.

Задача учителя при чтении этого стихотворения — передать красоту приближающейся весны, вызвать чув­ство радостного ожидания ее прихода, заставить залю­боваться нарисованными авторам картинами.

Задача учителя при чтении этой строфы — зримо, взволнованно передать приближение весны, чтобы дети как бы услышали шум ручья, увидели блеск солнца, прилет каравана журавлей. Чтец должен вызвать у них чувство восхищения, любования пробуждающейся при­родой.

Чтение второй строфы, как и первой, прозвучит есте­ственно, очень тепло, радостно. Поскольку в них рису­ются хотя и близкие по смыслу, но самостоятельные картины, они должны отделяться друг от друга более длительной паузой.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет.

Многократное повторение этого звука способствует наи­более конкретному и вместе с тем эмоциональному воспроизведению разбушевавшейся бури.

Грешны. Тому лет пять, когда зимой кормы

Поскольку и ассонанс, и аллитерация являются од­ним из 'Средств раскрытия поэтом идейного содержания, обрисовки им образов, их надо уметь передавать при чтений. Однако, передавая аллитерацию и ассонанс, не следует чрезмерно увлекаться звуковой стороной стиха и переходить к звукоподражанию. Эта повлечет за собой формализм, приведет к ненужному обыгрыванию слова и нанесет ущерб передаче идейного смысла стихотво­рения.

Как уже было отмечено, стихотворные строчки коро­че строчек прозаического произведения. Поэт в стихе пользуется только теми словами, которые помогают ему наиболее ярко и конкретно передать мысль. Это увели­чивает значимость каждого слова, делает его более вы­пуклым, ярким, весомым. При чтении стихов надо по­стоянно помнить об этой особенности стихотворной речи. Каждое слово стиха требует от чтеца повышенного внимания и глубокого осмысления.

Особенной тщательности требует подготовка к чтению лирических стихотворений, так как это один из наи­более сложных литературных жанров. Большей частью они невелики по объему, насыщены богатым внутренним содержанием, записаны предельно сжатым, эмоциональ­но окрашенным языкам,

Чтение лирических стихов, томимо соблюдения всех требований, которые предъявляются к чтению стихов вообще, особенно должаю отличаться искренностью, интимностью, теплотой 'чувства, некоторой напевностью, не переходящей, однако, в скучную тягучесть.

Лирические стихотворения требуют большой подго­товки для выразительного чтения их.

Только уточнив все это, ясно представив себе жизнь Пушкина в селе Михайловском, учитель сможет при чтении стихотворения передать настроение поэта — его любовь и нежность к няне, чьи песни и сказки помогали ему переносить тяжесть одиночества, и нарисовать кар­тину зимней бури, которая особенно ярко подчеркивает чувство тоски, охватившей поэта, оторванного от внеш­него мира.

Если детям читается отрывок из большого стихотвор­ного произведения, то необходимо при подготовке его к выразительному чтению прочитать все произведение, что­бы получить о нем целостное впечатление. Только в этом случае можно верно понять читаемый отрывок.

Поэзия - это искусство, к тому же искусство образное. Автор в образах и картинах передает возникший в его сознании мир. И чтец вводит слушателей в мир художественных образов через чувства, заставляет их жить эмоциональной жизнью и ведет через чувства к мыслям и выводам.

Благодаря своей глубокой эмоциональности поэзия может активно влиять на слушателя, заставляя его волноваться, радоваться, сочувствовать , но никогда не оставаться равнодушным. Эмоциональное состояние слушателя зависит от эмоционального заряда исполнителя, который должен обязательно разобраться во всех вопросах относительно замысла и содержания произведения, что взволновало автора и стало объектом исследования.

Основные компоненты стиха - ритм (звуковое созвучие) и гармония, звуковая организация стихов, в которой отражено все богатство окружающего мира человека.

Главное для чтеца – умение свободно владеть ритмом как художественным средством. Ритм решает определенные идейно-художественные задачи. Основа ритма – стихотворная строка. Обязательной нормой чтения считается остановка голоса – пауза в конце строки. Слова каждой строчки тяготеют к слиянию одного с другим, и весь речевой поток тяготеет к последнему ударному слогу. Эта устремленность поддерживается наличием р и ф м ы , которая замыкает строку:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Тяготение слов в строке одного к другому в чтении выражается в плавном их произношении. Плавное течение стихотворной строки в некоторых случаях прерывается ц е з у р о й, особого рода паузой. Она возникает в удлиненной строке, например, после 2 или 3 стопы в пяти - шестистопном ямбе. Остановка на цезуре по своей протяженности несколько меньше, чем пауза в конце строки. Цезура не останавливает движение голоса, а лишь приостанавливает с тем, чтобы звуковой поток сейчас же устремился дальше:

Я – вождь земных царей / и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, / вам говорю я: горе !

Едва я принял власть, / на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг / и камень бросил в море.

Чтение стихотворных произведений зависит от вида лирики: гражданская лирика имеет сильное волевое начало, несет утверждение определенных нравственных норм, поэтому она требует активного влияния на слушателей;

Капская А.Й. предлагает такой план исполнения поэтических произведений:

1. Определить жанровые особенности лирического произведения.

2. Раскрыть и прочувствовать настроение лирического героя и всего произведения.

3. Передать развитие переживаний лирического героя.

4. Определить отношение чтеца к герою, которое основывается на правильном понимании и ощущении его переживаний.

5. Сохранять во время чтения единство содержания и формы.

7. Использовать соответствующую форму общения, учитывая вид лирики.

8. Обратить внимание на лаконизм и ограниченность в исполнении мимики и жестов.

В литературоведении различаются две системы художественного строения речи - стихи и проза.

- Чем стихи отличаются от прозы?

- Какие признаки характерны для стихов как способа передачи «чужой речи?
Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности:

В методике обучения чтению различают работу над эпическим и работу над лирическим стихотворением. Какие жанровые особенности характерны для эпических и лирических стихотворений?

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии, В центре эпических стихотворений - образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпические стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обусловливает общность методических положений, обусловливающих общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Однако нельзя забывать, что стихотворному произведению присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы, - выражение лирического переживания.

- Найдите в книге для чтения произведения, написанные в жанре эпического
стихотворения. Какие, на ваш взгляд, виды работы можно использовать в процессе чтения
и анализа эпического стихотворения?

Общий ход работы близок к работе над художественным рассказом: анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (анализ развития действия), раскрытие особенностей образов-персонажей (образный анализ), выявление идейного смысла произведения. Подобные стихотворения всегда выражают лирические переживания,

поэтому анализ стихотворения имеет своим отправным пунктом или итогом раздумье над лирическими элементами произведения. Поэтому требуется особое внимание к композиции и языку стихотворения, которому свойственны большие, чем обычно в рассказах, образность, лаконизм, своеобразный синтаксический строй, немало других средств поэтической выразительности, что находит выражение в проведении стилистического (языкового анализа).

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека.

В методической литературе (в исследованиях Е.Л. Глинской, А.А. Абдуллиной) отмечаются условия, влияющие на полноценность восприятия лирического стихотворения:

а) наличие у учащихся жизненных представлений, адекватным авторским (отсутствие
аналогичных жизненных представлений может привести к вербально-логическому
восприятию пейзажной лирики и формальному воспроизведению образов);

б) развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений, настроению и
чувствам, поэтому необходимо проведение целенаправленной работы над обогащением
лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и
настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно,
торжественно);

в) формирование у учащихся творческого и воссоздающего воображения.

План работы над стихотворением

б) беседа по книжной выставке, беседа по личным впечатлениям учащихся;

в) экскурсия в природу (перед чтением подборки произведений, посвященных тому или
иному времени года;




д) рассматривание репродукций картин (использование картин перед чтением
стихотворений не всегда целесообразно, т.к. зрительные образы воспринимаются более
ярко, нежели словесные, однако чем ближе картина к стихотворению, тем больше
оснований для ее просмотра до чтения произведения);

2. Первичное восприятиеэпического произведения можно провести и в исполнении
учителя (например, если стихотворение представляет сложность для исполнения
учениками) ,чтение вслух по цепочке, самостоятельное чтение учениками про себя (или
как жужжащее чтение в 1-2 классе), наконец, в форме комбинированного чтения, когда
учитель читает начало произведения, кульминационный эпизод и конец.

Первичное чтение лирического стихотворения классическая методика предлагает проводить как образцовое чтение учителя наизусть (или подготовленного ученика). Современные авторские технологии обучения чтению все чаще доверяют первичное чтение стихотворения самому ученику, т.к. чтение незнакомых текстов способствует развитию навыка, кроме того, чтение про себя понимается как чтение для себя (Например, обучение чтению в системе Занкова). В процессе первичного чтения эпического стихотворения возможно использование комбинированного чтения, чтения текста произведения вслух по цепочке, самостоятельное чтение текста произведения про себя (жужжащее чтение)

3. Проверку первичного восприятияэпического стихотворения можно провести по
вопросам типа: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какими себе
представили главных героев?

Проверку восприятия лирического стихотворения можно провести по вопросам: Какое чувство выразил поэт? Какие представили себе картины, слушая стихотворение?

4. Повторное чтение и анализ текста.Анализ эпического стихотворения направлен на
выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения,
выражения в стихотворении лирического переживания. Чтение и анализ такого
произведения возможно проводить по частям, используя традиционные приемы работы:
выборочное чтение с опорой на текст и иллюстрации в книге, ответы на вопросы,
словесное рисование.

5. Обобщение.Какие чувства выразил поэт в этом произведении?

б.Творческая работа в связи с прочитанным произведением. Упражнения в выразительном чтении. Упражнениям в выразительном чтении предшествует работа подготовительного характера: чтение текста с заданием, определить, что нужно передать, выразить при чтении - какое состояние, какие чувства, как это сделать. Подобная работа может проходить с опорой на прослушивание выразительного чтения, предложенного в аудиозаписи. В процессе подготовки к выразительному чтению стихотворения возможно составление речевой партитуры: отмечаются наиболее важные для данного стихотворения интонационные выразительные средства: паузы, логические ударения, мелодика, скорость и громкость, эмоциональная окраска голоса. Затем следуют упражнения в выразительном чтении с установкой «Попытаемся выразительно прочитать эти строки с нужной паузой, выделив определенное слово, передав чувство и.т.п.

Подобная работа может быть организована индивидуально, в парах, коллективно.

Работа над стихотворением (стихотворениями) может быть завершена проведением конкурса чтецов.

В литературоведении различаются две системы художественного строения речи - стихи и проза.

- Чем стихи отличаются от прозы?

- Какие признаки характерны для стихов как способа передачи «чужой речи?
Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности:

В методике обучения чтению различают работу над эпическим и работу над лирическим стихотворением. Какие жанровые особенности характерны для эпических и лирических стихотворений?

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии, В центре эпических стихотворений - образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в тот или иной период. Все это роднит эпические стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обусловливает общность методических положений, обусловливающих общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Однако нельзя забывать, что стихотворному произведению присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы, - выражение лирического переживания.

- Найдите в книге для чтения произведения, написанные в жанре эпического
стихотворения. Какие, на ваш взгляд, виды работы можно использовать в процессе чтения
и анализа эпического стихотворения?

Общий ход работы близок к работе над художественным рассказом: анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (анализ развития действия), раскрытие особенностей образов-персонажей (образный анализ), выявление идейного смысла произведения. Подобные стихотворения всегда выражают лирические переживания,

поэтому анализ стихотворения имеет своим отправным пунктом или итогом раздумье над лирическими элементами произведения. Поэтому требуется особое внимание к композиции и языку стихотворения, которому свойственны большие, чем обычно в рассказах, образность, лаконизм, своеобразный синтаксический строй, немало других средств поэтической выразительности, что находит выражение в проведении стилистического (языкового анализа).

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека.

В методической литературе (в исследованиях Е.Л. Глинской, А.А. Абдуллиной) отмечаются условия, влияющие на полноценность восприятия лирического стихотворения:

а) наличие у учащихся жизненных представлений, адекватным авторским (отсутствие
аналогичных жизненных представлений может привести к вербально-логическому
восприятию пейзажной лирики и формальному воспроизведению образов);

б) развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений, настроению и
чувствам, поэтому необходимо проведение целенаправленной работы над обогащением
лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и
настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно,
торжественно);

в) формирование у учащихся творческого и воссоздающего воображения.

План работы над стихотворением

б) беседа по книжной выставке, беседа по личным впечатлениям учащихся;

в) экскурсия в природу (перед чтением подборки произведений, посвященных тому или
иному времени года;

д) рассматривание репродукций картин (использование картин перед чтением
стихотворений не всегда целесообразно, т.к. зрительные образы воспринимаются более
ярко, нежели словесные, однако чем ближе картина к стихотворению, тем больше
оснований для ее просмотра до чтения произведения);

2. Первичное восприятиеэпического произведения можно провести и в исполнении
учителя (например, если стихотворение представляет сложность для исполнения
учениками) ,чтение вслух по цепочке, самостоятельное чтение учениками про себя (или
как жужжащее чтение в 1-2 классе), наконец, в форме комбинированного чтения, когда
учитель читает начало произведения, кульминационный эпизод и конец.

Первичное чтение лирического стихотворения классическая методика предлагает проводить как образцовое чтение учителя наизусть (или подготовленного ученика). Современные авторские технологии обучения чтению все чаще доверяют первичное чтение стихотворения самому ученику, т.к. чтение незнакомых текстов способствует развитию навыка, кроме того, чтение про себя понимается как чтение для себя (Например, обучение чтению в системе Занкова). В процессе первичного чтения эпического стихотворения возможно использование комбинированного чтения, чтения текста произведения вслух по цепочке, самостоятельное чтение текста произведения про себя (жужжащее чтение)

3. Проверку первичного восприятияэпического стихотворения можно провести по
вопросам типа: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какими себе
представили главных героев?

Проверку восприятия лирического стихотворения можно провести по вопросам: Какое чувство выразил поэт? Какие представили себе картины, слушая стихотворение?

4. Повторное чтение и анализ текста.Анализ эпического стихотворения направлен на
выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения,
выражения в стихотворении лирического переживания. Чтение и анализ такого
произведения возможно проводить по частям, используя традиционные приемы работы:
выборочное чтение с опорой на текст и иллюстрации в книге, ответы на вопросы,
словесное рисование.

5. Обобщение.Какие чувства выразил поэт в этом произведении?

б.Творческая работа в связи с прочитанным произведением. Упражнения в выразительном чтении. Упражнениям в выразительном чтении предшествует работа подготовительного характера: чтение текста с заданием, определить, что нужно передать, выразить при чтении - какое состояние, какие чувства, как это сделать. Подобная работа может проходить с опорой на прослушивание выразительного чтения, предложенного в аудиозаписи. В процессе подготовки к выразительному чтению стихотворения возможно составление речевой партитуры: отмечаются наиболее важные для данного стихотворения интонационные выразительные средства: паузы, логические ударения, мелодика, скорость и громкость, эмоциональная окраска голоса. Затем следуют упражнения в выразительном чтении с установкой «Попытаемся выразительно прочитать эти строки с нужной паузой, выделив определенное слово, передав чувство и.т.п.

Подобная работа может быть организована индивидуально, в парах, коллективно.

Работа над стихотворением (стихотворениями) может быть завершена проведением конкурса чтецов.


Умение качественно подать печатный текст выразительным художественным чтением всегда отличало людей культурных и творческих. Несмотря на то что чтец, передавая написанное, ничего не добавляет от себя и может допустить по отношению к задумке автора только голосовые импровизации, от того, как он отнесется к своей задаче, зависит очень многое, и прежде всего то, как автор будет понят слушателем.

Понятие и основные принципы художественного чтения

В чтении выразительном, как и в речевой импровизации, должны присутствовать 3 обязательных момента:

Мужчина выходит из-за кулис

Художественное чтение - это искусство

Художественное чтение в искусстве определяется как интерпретация продукта художественной деятельности первичного характера в ходе артистического исполнения. Первичный продукт творческого труда (писательское произведение) уже сам по себе является самостоятельным видом искусства, поэтому любая его трактовка, от игры со сцены до выразительного чтения, считается вторичным воплощением.

Зачастую устные выразительные средства художественного чтения - это единственновозможная творческая передача текста с тем, чтобы смысл его и структура не были потеряны безвозвратно. Примером тому выступают произведения Тургенева, Гоголя, Фета и других писателей и поэтов, столь тонко и чувственно передающих характер образов природы и людей через описательные психологизмы, что сделать это путем визуального искусства просто невозможно.

Поскольку целью художественного чтения всегда является полная и безусловная передача мысли автора произведения, творческая составляющая работы чтеца придерживается строгих границ допустимой импровизации. Заботливое отношение к оригинальному тексту – одно из важнейших правил этики для любого профессионального чтеца.

Микрофон перед пустым залом

Устные средства выразительного чтения

Сложность такого жанра, как художественное чтение, заключается в невозможности использовать в полной мере весь объем вспомогательных средств, которыми располагают актеры классического театра. Весь набор инструментов, которыми мастер художественного слова вынужден оперировать перед зрительской массой – это его голос, техника речи, жестикуляция.

Как актер или актриса средствами художественного чтения передают эмоции, вложенные в произведение автором? Набор инструментов, которыми мастер может оперировать перед зрительской массой, небольшой. Однако в этом комплекте преимуществ заключены все необходимые чтецу выразительные средства искусства художественного чтения. Всего их пять:

Такие выразительные средства искусства художественного чтения, как темп и ритм, постоянно между собой взаимодействуют. В моменты придания ритму инертности темп чтения замедляется (гаснет), и наоборот, когда ритм становится энергичным, темп также убыстряется.

Невербальные средства художественного чтения

Среди необходимых приемов, используемых профессиональным чтецом, пластическое сопровождение речевой передачи относится к разряду самых сложных. По словам писателя В. Аксенова, пластика как один из ярчайших примеров средств художественного чтения является неотъемлемой частью художественного вещания, дополнительно выражающая отношение чтеца к сюжетным поворотам, поведению и образам героев.

Пластическое изложение смысловой нагрузки произведения состоит из нескольких слагаемых:

Публичное выступление

Важные условия для совершенствования устной речи

Постановка навыков художественного чтения во взрослом возрасте сопряжена со многими препятствиями устоявшихся нарушений дикции, поэтому переобучение подразумевает прежде всего изменение восприятия человеком своей речи, а уже потом - исправление дефектов. Работа над речевыми недостатками занимает много времени и включает в себя три вида упражнений:

  • чтение скороговорок;
  • дыхательные упражнения;
  • запись своей речи на диктофон и прослушивание записанного.

Из всех известных скороговорок будущий чтец должен выбрать не более пяти, дающихся ему с особенным трудом, и прорабатывать их буквально по слогам, добиваясь безупречного произношения при высоком темпе речи. Постепенно можно переходить к проговариванию текстов, составленных из большого количества (10 и более) скороговорок, объединяющих самые сложные для произношения словоформы.

Время от времени домашние занятия по художественному чтению проводятся при включенном диктофоне. Прослушивая свой голос в записи, человеку проще абстрагировать его от своей личности и увидеть явные недостатки речи, ускользающие от внимания при повседневном общении.

Девушка в библиотеке

Невнятная речь – враг дикции

Некоторые чтецы при всем своем старании не могут добиться внимания слушателя из-за невнятной, неразборчивой речи при том, что с дыханием у них все в порядке и произношение отдельных звуков также не вызывает проблем. Если данная проблема не связана с врожденной патологией или развитием сложного заболевания, бороться с ней можно с помощью несложных артикуляционных упражнений:

  • открыв рот, нужно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, затем – вперед и назад;
  • перекрестив на груди запястья и наклонившись вперед, протянуть любой гласный звук в самой низкой октаве, затем, разогнувшись, сделать паузу и повторить упражнение с другим гласным звуком;
  • сомкнув зубы, языком дотрагиваться поочередно до правой и левой внутренней стороны щек.

Серию упражнений проводят 5-6 раз в течение дня и обязательно – накануне публичных чтений (выступлений, лекций).

Чтение педагогическое

Целью художественного чтения на любом этапе воспитания и обучения ребенка является приобщение его к эстетическому и гуманному миру литературы. Чтобы донести до ученика смысл произведения и красоту слога, уникального для каждой книги, педагог должен сам быть страстным поклонником печатного слова и гореть идеей воплощения сухого текста в живую речь.

Однако, в отличие от актера разговорного жанра, свободного в выборе темы для своего выступления, педагогу приходится иметь дело с ограниченным списком литературы, одобренным программой и рассчитанным на определенную возрастную категорию слушателя. Преподношение учителем произведения никогда не носит характер непрерывного прочтения текста, но обязательно содержит паузы, во время которых разъясняются сложные моменты действий, анализируются поступки и поведение героев.

Урок в школе

Выразительное чтение в средней группе детского сада

В 5-летнем возрасте ребенок уже не просто улавливает эмоциональный фон читаемой ему сказки, но и может искренне переживать за героев, выделять среди них положительных и отрицательных персонажей. Тексты для художественного чтения в средней группе подбираются содержательные, с большим количеством действующих лиц, каждое из которых играет в произведении характерную для него роль (заяц-трусишка, хитрая лиса, злой волк).

Воспитателю важно голосовыми модуляциями подчеркнуть индивидуальность каждого героя, сделать его запоминающимся. Большую роль в том, чтобы возбудить интерес детей к произведению, играют грамотно подобранные темп и ритм чтения, соблюдение логических акцентов и выразительных пауз. Те фрагменты текста, на которые следует обратить внимание детей, воспитатель прочитывает медленно и внушительно, а эпизодические моменты проговаривает своим обычным голосом и чуть быстрее разговорного темпа.

При подготовке к занятию воспитатель должен заранее разобрать текст, пометив те слова или словоформы, которые будут трудны для понимания аудиторией. Грамотная подача сложных слов, сопровождаемая жестикуляцией и мимикой, поможет детям уловить смысл незнакомых выражений и даже высказать свои предположения об их значении.

Мама с ребенком

Программные задачи для дошкольников

В подготовительной группе детского сада воспитатель продолжает знакомить детей с малой художественной прозой, закрепляя в памяти дошкольников такие понятия, как считалка, пословица, поговорка, сказка, скороговорка, рассказ. Уделяется достаточно времени изучению структуры и оформлению книги: что такое оглавление? Иллюстрация? Как обозначаются главы, страницы?

Занятие по чтению

Выразительное чтение в подготовительной группе

Прослушивание и разучивание стихов формирует у дошкольника чувство темпа и ритма, расширяет его словарный запас, делает речь грамотной, а дикцию – четкой. Стихотворные конструкции воспринимаются ребенком легче, чем проза, но они имеют ряд особенностей, на которые следует обратить внимание дошкольника для лучшего понимания им поэтической формы:

  • в стихотворении слова идут в определенном ритмическом порядке, с чередованием ударных и безударных слогов;
  • ритмичность стихотворения определяется грамотно соблюдаемыми паузами;
  • стихотворения – это эмоционально окрашенные конструкции, требующие смены темпа, динамического развития и использования богатой палитры живого звучания;
  • читать стихи нужно звучным и чистым, в меру глубоким голосом, сила которого должна неоднократно изменяться по мере усиления или ослабления эмоциональной окраски произведения

Художественное чтение в подготовительной группе занимает очень важное место в обучении будущего школьника, ведь именно в этот период ребенок способен оценивать не только содержание текста, но и красоту слога и важность правильной передачи авторской мысли.

Известные педагоги с мировым именем, например, Константин Ушинский, предостерегали и предостерегают родителей и преподавателей от принуждения дошкольника к механическому разучиванию стихов и фрагментов прозы. По словам русского педагога и писателя, только углубленное изучение текста, нахождение в нем авторской задумки и анализ поведения героев способствуют лучшему запоминанию произведения и грамотному пересказу.

Читайте также: