Особенности экономики республики татарстан кратко

Обновлено: 04.07.2024

Инвестиционный климат Республики Татарстан — инвестиционный климат, сложившийся в Татарстане, способствующий его экономическому росту и влияющий на благосостояние региона России. От состояния инвестклимата зависит развитие промышленности, увеличение постоянных рабочих мест, рост благосостояния населения республики [1] [2] .

Татарстан стабильно входит в лидеры Национального рейтинга по инвестиционной привлекательности среди субъектов России, составляемого Агентством социальной информации: с 2015 года не выходит из тройки лидеров [3] [4] . Всемирный банк в Рейтинге лёгкости ведения бизнеса 2020 оценивает республику 5-й по России [5] .

Содержание

Основные законы, регулирующие инновационную деятельность в Татарстане

* ФЗ об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений

Таблица 1. Татарстан в нацрейтинге АСИ [4]
Год Место Количество субъектов
2020 2 все регионы РФ
2019 2 все регионы РФ
2018 3 все регионы РФ
2017 1 все регионы РФ
2016 1 85 субъектов РФ
2015 1 76 субъектов РФ
2014 4 21 субъект РФ

Положительная динамика поступлений инвестиций в Татарстан наблюдалась с 1998 года. В 2006-м Москва и Татарстан вместе привлекли 75 % общего объёма инвестиций в Россию — на республику пришлось $65 млн [10] . К 2016-му регион уже характеризовался развитой инфраструктурой [3] , большим количеством инвестплощадок, среди которых были ОЭЗ, индустриальные парки и технополисы, бизнес-инкубаторы, институты развития и поддержки инвестдеятельности. В Татарстане отмечается высокий запас природных ресурсов, интересных для потенциальных инвесторов добывающей и обрабатывающей отрасли [9] . Forbes ещё в 2011-м признал Татарстан лучшим регионом для ведения бизнеса [3] .

С 2014 года Россия ведёт публичный Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, которое составляет Агентство стратегических инициатив [9] [4] . Оценка определяется инвестиционным потенциалом, инвестиционными рисками и законодательными условиями [10] . На 2020 год Татарстан занимает второе место, первое остаётся за Москвой (Таблица 1) [11] [12] .

Всемирный банк в Рейтинге лёгкости ведения бизнеса оценивает республику 5-й по России [5] . Согласно агентству RAEX, в 2020-м Татарстан в рейтингах инвестиционной привлекательности и рисков инвестиций находится на 7 месте, годом ранее был на 6-м [13] . По данным российской независимой инвесткомпании InfraOne, на 2020-й Татарстан входит в топ-10 российских регионов и возглавляет Приволжский федеральный округ (ПФО) по индексу развития инфраструктуры (важный фактор взаимодействия государственно-частного партнёрства) [14] [15] .

ФАС в 2020-м также отзывается об инвестклимате Татарстана как наиболее здоровом в стране наряду с Москвой, Петербургом, Тульской и Московской областями [16] (для справки: в 2019-м порядка 70 % всех российских инвестиций приходится на индустриальные парки и иные экономические площадки Татарстана, Калужской, Липецкой, Ульяновской и Московской области [17] ).

Одним из крупнейших рисков для инвесторов является несовершенство законодательной базы на государственном уровне [9] и общая турбулентность рынка, вызванная санкциями [3] , поэтому инвесторам требуются гарантии благоприятного режима деятельности [1] . Чтобы подстраховать крупные вложения, в декабре 2020 года Минэкономразвития России подготовило соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК): инвестиции компании в основной капитал региона должны составлять 25—27 % ВВП в год, за что компании получают стабильные льготы и субсидии на свой проект. Татарстан просил Комитет Совета Федерации по экономической политике принять подобный закон ещё с 2018 года, чтобы защитить своих инвесторов [23] . В числе первых трёх компаний, на которые распространяется СЗПК, проект логистического центра Wildberries в Татарстане на 4000 рабочих мест и вложением 5 млрд рублей [24] [25] .

Экономисты на 2020 год считают недостаточным приток инвестиций в сферу научных разработок региона: научные лаборатории, исследовательские центры и другие наукоёмкие объекты экономики [3] .

В центре стратегии находится человек, его качество жизни и возможность развития. А реализация должна достигаться путём инвестирования в приоритетные сектора экономики: нефтегазохимический комплекс, энергетика, машиностроение, агропромышленность [37] — вопросы регулирования инвестдеятельности Татарстана являются ключевыми в этой стратегии [1] [3] .

Согласно закону, в стратегию могут быть внесены изменения по меняющимся экономическим обстоятельствам. Так, в 2019-м план по иностранным инвестициям был откорректирован в пользу частных инвесторов. Согласно обновленному документу, прямые иностранные инвестиции в Татарстан к 2030 году должны составить $5,7 млрд, то есть увеличатся в 3,2 раза, а версия 2015 года предполагала рост в 12,8 раз — до $44,1 млрд. Во многом это связано с санкциями против России, девальвацией рубля и укреплением предприятий импортозамещения [38] . В 2020-м стратегию дополнили направлениями развития цифровой экономики, поддержкой самозанятых, переподготовкой и занятостью людей предпенсионного возраста [39] [40] .

Татарстан привлекает инвесторов за счёт усовершенствования регионального законодательства, позволяющего в рамках общероссийского выдавать ряд преференций и льгот на муниципальном уровне, создавая научную и кадровую базу (например, за счёт Университета Иннополис и окружающего его наукограда [2] ), инфраструктурно и другими подходами [1] .



Территории опережающего социально-экономического развития Республики Татарстана (ТОСЭР) — зоны с особыми условиями для бизнеса, созданные с целью продвинуть социальное и экономическое развитие региона. По умолчанию территорией ТОСЭР считается территория города, но по решению региональных властей к ней может быть присоединена территория индустриальных парков на периферии города. В Татарстане статус ТОСЭР имеют пять моногородов: Набережные Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь и Менделеевск. Совокупный объём инвестиций резидентов на октябрь 2020 года составил 15,5 млрд рублей, в том числе 13,5 млрд — капитальные вложения. На декабрь 2020 года количество резидентов составило 93 [81] [82] .

Для повышения уровня инвестиционной привлекательности резидентам ТОСЭР полагаются определённые налоговые льготы. Они устанавливаются на федеральном и региональном уровнях. Так, Республика Татарстан вправе снизить для резидентов своих ТОСЭР ставку налога в бюджет с 7 % (вместо 18 %) до 5 % и даже 2,5 %. При этом, все налоги остаются в региональном бюджете (стандартно они распределяются на 2 и 18 % в пользу местного [83] ). Также среди преференций предусмотрены льготы по налогам на прибыль и имущество, льготы на земельный налог [84] [85] .

Промышленные и индустриальные парки Татарстана представляют собой специальные территории, которые объединяют производственные и иные предприятия за счёт общей инфраструктуры и взаимной производственной кооперации. Такие территории обеспечены всей необходимой инфраструктурой и энергоносителями, на них действует единая административно-правовая система [86] [87] . На 2020 год в республике действуют 100 промышленных парков, в которых представлены более 1500 резидентов и образованы около 32 тысяч рабочих мест. Государственные инвестиции вложены в создание только 18 объектов из 100, остальные парки функционируют на частные вложения [88] [89] [90] .

Татарстан является регионом-лидером по числу успешных кластеров промышленных парков [91] . На первый квартал 2020 года объём отгруженной продукции составил 46,7 млрд по сравнению с 32,1 млрд отгруженными за первый квартал 2019-го. Таким образом, темп роста составил 145,5 %. Количество резидентов увеличилось с 1377 до 1497 соответственно (темп роста — 108,7 %), а объём налоговых отчислений с 3,5 млрд до 5,8 млрд (темп роста — 164 %) [92] [6] .

Несмотря на это, президент Татарстана и Агентство инвестиционного развития Татарстана выступают с регулярной критикой плохой заполненности промышленных парков: инвесторы нередко выбирают промпарки в зависимости от их популярности и близости к ОЭЗ, поэтому и эффективность, и предложения самих парков также варьируется [90] .

Кластер — продукт кластерной политики страны, который также эффективно влияет на привлечение инвестиций. Он меньше, чем отрасль экономики, и представляет собой группу компаний, объединённых соглашением, которые территориально находятся недалеко, выпускают сходную продукцию, связаны хозяйственными отношениями, их деятельность регулируется региональными институтами [93] . Задача кластеров — не только развивать экономику, но и улучшать качество жизни местных жителей, привлекать специалистов и инвестиции, создавать рабочие места [94] .

Наиболее привлекательными отраслями до 2018 года для инвестиций были нефтеперерабатывающая, машиностроительная, химическая и нефтехимическая [1] . Однако, на 2020 год АИР, директор которого является председателем наблюдательного совета машиностроительного кластера [102] , предлагает распустить часть его комитетов из-за их экономической неактивности [103] .

В ряде случаев региональные власти могут заключить государственно-частное партнерство (ГЧП), как его частный пример — концессионное соглашение. Сложность реализации ГЧП-проектов или концессий в том, что на текущий момент региону сложно прогнозировать бюджет больше, чем на год, в свою очередь частные инвесторы также могут оказаться ненадёжными. В подобных проектах многое зависит от муниципальной инициативы. Однако, подобные соглашения считаются потенциально перспективными и востребованными у инвесторов, поэтому направление развивается. На декабрь 2020 года 155 концессионных соглашений приходится на жилищно-коммунальную сферу, 12 — здравоохранение, пять — энергосервисы, три — культура и отдых, одно — муниципально-частное партнерство на строительство спортивно-оздоровительного комплекса [124] [125] .

В республике сразу несколько институтов работают над привлечением инвестиций в Татарстан и обеспечивают комфортную работу. Развитие инвестпроектов есть в числе обязанностей Министерства экономики и Министерства промышленности Татарстана [126] . Однако, в 2011-м было создано специализированное ведомство, отвечающее за привлечение инвестиций в республику, сопровождение инвесторов и поддержку МСБ — Агентство инвестиционного развития (АИР) [3] . По статусу АИР находится на одном уровне с республиканскими министерствами и подчиняется напрямую президенту Республики Татарстан [127] . В 2012 году президент Татарстана подписал указ о создании Инвестиционного совета республики [128] [8] . Это коллегиальный совещательный орган, который обсуждает все вопросы о привлечении инвестиций в экономику региона [129] .

Среди других институтов Торгово-промышленная палата РТ — некоммерческое профессиональное объединение, которое входит в состав всероссийской ТПП [130] . В регионе действует два основных фонда инвестподдержки: республиканский Инвестиционно-венчурный фонд, он является полномочным органом Фонда развития промышленности в Татарстане и занимается наукоёмким производством [131] , и частный Фонде прямых инвестиций [132] .

Для привлечения инвесторов из других стран АИР активно работает с иностранными представительствами Республики Татарстан, которые открыты в Узбекистане, Азербайджане, Франции, США, Украине, Австрии, Чехии и Словакии, Австралии, Казахстане, Турции, на Кипре [133] [134] .

Помимо этих органов в регионе действуют Корпорация развития РТ, Корпорация продвижения экспорта и инвестиций РТ, Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории и другие [1] .


Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан — специализированный орган государственной исполнительной власти, созданный в 2011-м на базе Комитета по развитию малого и среднего бизнеса, является единым окном по работе с инвесторами в регионе [135] [2] . Основной задачей нового ведомства стало представление Татарстана как инвестиционно привлекательного региона и сопровождение инвестиционных проектов [3] , для чего под его управление были переведены зарубежные представительства Республики Татарстан [136] [137] . Возглавляет АИР Талия Минуллина, она же входит в Инвестиционный совет Татарстана [138] [139] [140] .

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан отвечает за управление внешнеторговой деятельностью, регуляцию внутреннего торгового рынка, госполитику в области промышленности и потребительского рынка. В контексте управления инвестиций, при Минпроме существует отдел сопровождения инвестиционных программ в промышленности, который помогает взаимодействовать республиканским предприятиям и федеральным органам исполнительной власти и отвечает за софинансирование промышленных проектов на территории республики [126] . Часть работы министерства по улучшению инвестклимата в республике заключается в приглашении иностранных партнёров в республику, для чего Татарстан был включен в программу въезда по электронной визе [151] .

Торгово-промышленная палата РТ (ТПП РТ) — некоммерческая негосударственная организация, которая на добровольной основе объединяет российские организации, юрлица и ИП [158] [130] . ТПП РТ входит в состав Торгово-промышленной палаты России на правах независимой организации [159] .

Одна из целей палаты — содействовать развитию инвестиционной деятельности, государственно-частного и муниципально-частного партнёрства в республике. Для этого специалисты ТПП РТ предлагают свою экспертизу, мониторят законы республики и иные правовые акты в сфере инноваций и инвестиций, передают от муниципальных органов к органам госвласти предложения по совершенствованию инвестиционной и инновационной деятельности [130] . Также ТПП предлагает услуги по сопровождению инвестиционных проектов [160] .

Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан — государственная некоммерческая организация, созданная в ноябре 2004 года постановлением Кабинета министров республики для развития инновационной деятельности в Татарстане. Организация является полномочным органом Фонда развития промышленности РТ и помогает МСБ получить льготное заёмное софинансирование. Инвестиционно-венчурный фонд также занимается повышением инновационного потенциала через развитие наукоёмкого производства, внедрение прогрессивных технологий, поддержку инноваций и создание условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала [161] . В 2005 году фонд стал членом Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ) [162] .

Организация проводит ежегодные акселерационные программы для помощи стартапам в выходе на рынок. Доля фонда при софинансировании проекта составляет менее 50 %, остальное принадлежит менеджменту и другим заинтересованным сторонам. После успешной реализации проектов фонд выходит из уставного капитала через продажу принадлежащего ему пакета акций [163] [164] [131] .

Зарубежные представительства были переведены под управление АИР, поскольку основной задачей агентства является представление Татарстана как инвестиционно привлекательного региона [167] . АИР проводит в представительствах ежегодные расширенные совещания с потенциальными партнёрами. Кроме того, представительства должны обеспечивать поддержку татарстанских проектов на местах их расположения [133] .


В республике регулярно проходят события международного, федерального, регионального и районного масштаба, направленные на привлечение инвесторов и создание новых проектов в Татарстане. Среди наиболее крупных и регулярных мероприятий следующие:

Татарстан – один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района Российской Федерации, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.

Республика Татарстан обладает значительным экономическим потенциалом и развитым человеческим капиталом. Конкурентными преимуществами Татарстана являются выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы, высококвалифицированные трудовые ресурсы, мощный промышленный и научный комплекс, развитая транспортная инфраструктура.

В структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет 48,1%, сельского хозяйства – 5,6%, строительства – 8,1%, транспортировки и хранения – 4,8%.

Промышленный профиль Республики Татарстан определяют нефтегазохимический комплекс, крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, а также развитое электро- и радиоприборостроение.

Татарстан – это регион высокоинтенсивного сельскохозяйственного производства. Занимая 2,2% сельхозугодий России, республика производит 4,2% ее валовой сельхозпродукции.

В Татарстане сформирована эффективная инвестиционная инфраструктура.

Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Республики Татарстан составляет 25,6%.

В Татарстане активно развивается инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. В республике функционируют 93 объекта инфраструктуры (76 промышленных площадок и 17 промышленных парков), на которых осуществляют деятельность более 1,4 тысяч резидентов.

Проект на тему: “Экономика родного края. Татарстан.” для 3 класса

План проекта:

  1. Родной край на карте России
  2. Экономический потенциал
  3. Отрасли экономики республики
  4. Основные предприятия промышленности
  5. Гордость региона
  6. Вывод
  7. Образец готовой презентации

Пример доклада:

Республика Татарстан (РТ) расположена в центре Европейской части страны.

Территория региона представляет собой возвышенную равнину. Климат умеренно-континентальный, край расположен в природных зонах смешанных и широколиственных лесов, лесостепи.

Экономическое развитие

Административный центр Татарстана — город Казань, в котором проживают 1.2 миллиона человек. Крупными промышленными центрами республики также являются Набережные челны, Нижнекамск, Альметьевск.

Наша земля необычайно богата полезными ископаемыми.

В Татарстане добывают нефть, и её прогнозируемые запасы составляют 1 миллиард тонн. Имеются месторождения каменного угля, меди, бокситов, горючих сланцев, строительных материалов.

Отрасли промышленности и сельского хозяйства

Сельское хозяйство в регионе также находится на достаточно высоком уровне. По объёму сельскохозяйственной продукции наш край находится на третьем месте в России. Здесь отлично развито растениеводство. Выращиваются в больших количествах зерновые культуры, лён, подсолнечник, картофель, овощи.

Животноводство края также развивается динамично. Растёт поголовье коров, овец, коз, свиней, развито птицеводство.

Основу экономики региона составляют крупные промышленные производства. На первом месте по объёмам выпуска находятся предприятия добывающей и химической промышленностей. Имеются крупные предприятия машиностроения, металлургии, пищевой и лёгкой отраслей.

Основные промышленные предприятия Татарстана:

  1. ОАО “Казанский вертолётный завод”
  2. ОАО “Казанькомпрессормаш”
  3. ГП “Терминал”
  4. ОАО “Вакууммаш”
  5. Завод медтехники “Элекон”
  6. ПО “Теплоконтроль”
  7. Альметьевский трубный завод
  8. Казанское моторостроительное ПО
  9. Камский автомобильный завод
  10. ОАО “Татнефть”

В регионе очень хорошо развита электроэнергетика. Её флагманом является Заинская ГРЭС, мощностью 2.2 МВт. Также крупными электростанциями оказываются Нижнекамская ГЭС и Набережночелнинская ТЭЦ.

Гордость республики.

Гордостью Татарстана является Камский автомобильный завод, в городе Набережные челны.

Он был основан в 1969 году и является производителем всемирно известной марки грузовиков КамАЗ.

Завод строился параллельно с городом Набережные челны и фактически является градообразующим предприятием. В его цехах трудится более 35 тысяч человек.

Первый грузовик сошёл с главного конвейера в 1976 году, а к настоящему моменту на “Камазе” выпущено несколько миллионов грузовиков.

Также здесь выпускали малолитражку “Ока”.

“Камаз” поставляет свою продукцию во многие страны мира, его команда спортивных грузовиков регулярно побеждает в престижных автогонках.

Вывод:

Мой регион является одним из самых развитых в экономическом отношении в России. Он лидирует по выпуску грузовых автомобилей, высокотехнологичной продукции, производству мяса и зерна. В крае постоянно внедряются новые технологии и научные разработки.

Пример презентации проекта:

Чтобы посмотреть образец оформления проекта, кликните на иллюстрацию и листайте.

Авторы: Н. Н. Калуцкова (Природа: физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), Ю. Б. Коряков (Население: этнический состав), С. В. Кузьминых, И. О. Гавритухин (Исторический очерк: археология; история до 16 в.), Б. Л. Хамидуллин (Исторический очерк), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), А. Ф. Галимуллина (Литература), П. С. Павлинов (Архитектура и изобразительное искусство: архитектура 16 – нач. 20 вв.), М. Г. Арсланов (Театр) /2016/. Н. Н. Калуцкова (природа: физико-географический очерк), М. Д. Горячко (население, хозяйство), Ю. Б. Коряков (население: этнический состав), С. В. Кузьминых, И. О. Гавритухин (исторический очерк: археология; история до 16 в.), Б. Л. Хамидуллин (исторический очерк), А. Н. Прокинова (здравоохранение), В. В. Селевёрстов (средства массовой информации), А. Ф. Галимуллина (литература), П. С. Павлинов (архитектура и изобразительное искусство: архитектура 16 – нач. 20 вв.), М. Г. Арсланов (театр) /2018/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/ Авторы: Н. Н. Калуцкова (Природа: физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), Ю. Б. Коряков (Население: этнический состав), С. В. Кузьминых; >>


Читайте также: