Особенности духовной жизни ссср второй половины 20 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Декретом СНК от 2 августа 1918 года преимущественное право поступления в Вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При Вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки).

Идеология и культура

Творческая интеллигенция поначалу восторженно восприняла революцию, однако вскоре пришло осознание насколько жестким станет государственный контроль над любыми проявлениями творческого поиска.

Множество представителей творческой интеллигенции выехали за границу. (И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, Ф.И.Шаляпин, И.Е.Репин и др.)

А.А.Ахматова, М.А.Волошин, М.М.Пришвин, М.А.Булгаков оставшись на Родине ушли в глубокую духовную оппозицию.

Многие известные ученые посчитали своим долгом работать на благо Родины, хотя и не все разделяли идеологические воззрения большевиков. Основоположник самолетостроения Н.Е.Жуковский, создатель биохимии и геохимии В.И.Вернадский, химик Н.Д.Зелинский, отец космонавтики К.Э.Циолковский, физиолог И.П.Павлов, агроном И.В.Мичурин, растениовод К.А.Тимирязев.

С окончанием гражданской войны большевики резко усилили контроль над духовной жизнью страны. В августе 1921 года начались репрессии. Были расстреляны химик М.И.Тихвинский и поэт Н.С.Гумилев.

В конце августа 1922 года около 160 крупных ученых и философов были высланы из страны. В их числе философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой. Величайший ученый - социолог П.А.Сорокин и др.

Сменовеховство

В рамках атеистического воспитания, большевики попытались устранить своего основного конкурента в духовной жизни страны. Принятие 23 января 1918 года декрета об отделении государства от церкви открыло политику произвола по отношению к церкви. Стали закрываться храмы и монастыри, а их имущество конфисковывалось властями. Избранный в 1918 году патриарх Тихон, предал большевиком анафеме. В 1922 году патриарх Тихон был арестован. После его смерти в 1925 году выборы нового патриарха были запрещены. Взявший на себя обязанности патриарха митрополит Петр был сослан на Соловки. До 1943 года церковью руководил местоблюститель патриаршего престола Сергий. (патриарх в 1943-1944 годах).




Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличались еще относительной свободой, но постепенно все больше и больше духовная жизнь стала стискиваться идеологическим партийным наступлением на культуру.

Духовная жизнь СССР в 30-х годах XX века

Образование

В 1930-х годах начался переход к всеобщему 4 классному обучению. В 1937 году обязательным стало 7 летнее обучение. Переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В школу возвращены уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и меры наказания, вплоть до исключения. В 1934 году было восстановлено преподавание географии и истории на основе марксистско-ленинских принципов. В 1933-1937 годах было открыто более 20000 новых школ. Согласно переписи 1939 года грамотность в СССР составляла более 80%. Советский союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов

Наука

Заявление Сталина о том, что все науки, в том числе естественные и математические носят политический характер, привело к травле ученых, не согласных с этим утверждением.

Не смотря ни на что, советская наука продолжала развиваться. Ведущие советские ученые внесли значительный вклад в мировую науку.

Физика: С.И.Вавилов (проблемы оптики). А.Ф.Иоффе (физика кристаллов и полупроводников). Б.В. и И.В.Курчатовы (исследование атомного ядра. И.Курчатов стал создателем Советской атомной бомбы.)

Химия: Н.Д.Зелинский, С.В.Лебедев. Налажено производство синтетического каучука, пластических масс и тд.

Социалистический реализм

Советское искусство развивалось в тисках партийной цензуры, и было обязано следовать в рамках единственного художественного направления – социалистического реализма. Марксистско – ленинская идеология вбивалась в общество любыми средствами. Решения партийных органов по поводу состояния и дальнейшего развития культуры являлись истиной последней инстанции и не подлежали обсуждению. Отображать жизнь советского общества не через реалии настоящего дня, а только через насаждаемые в обществе мифы о прекрасном завтра – политическая основа метода социалистического реализма. Этой жесткой партийной установке должны были следовать все творческие работники. Несогласным не было места в жизни общества.

Развитее советской культуры в 30-е годы имело противоречивый характер. Несмотря на строжайший контроль и идеологическое давление, советская культура достигла значительных успехов.

Советское кино

Документальное кино

В документальном кино трудились Д.Ветров, Э.К.Тиссэ, Э.И.Шуб, оставившие замечательные кадры прошлого страны.

Художественный кинематограф

В рамах социалистического реализма работал и художественный кинематограф.

В 1930-х годах было снято значительное количество советских кинофильмов в самой различной тематике:

Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г. находится в состоянии непрерывного реформирования. Закон об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы - бесплатное всеобщее среднее образование. Для большинства учащихся обучение заканчивалось девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов реформы образования стал отход учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий.

Были открыты новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход к учащимся, улучшить качество обучения. Но в большинстве случаев, к сожалению, этого не произошло.

В вузах начали вводить многоуровневую подготовку по западному образцу. Но качество образования при этом лучше не становилось. А там, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось снижение уровня подготовки студентов.

Самой большой проблемой в развитии образовательной системы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.




Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции.

Власть и интеллигенция



В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию корифеи художественной культуры Серебряного века. Одни из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х гг. за границей оказались писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. 3. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.

Не все избрали участь эмигрантов. Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, ушли в глубокую духовную оппозицию, продолжили традиции русского инакомыслия.


Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивались сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим долгом работать на благо Родины, хотя они и не разделяли политических и идеологических воззрений большевиков. Назовём среди них основоположника теории современного самолётостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии B. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К. Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, растениевода К. А. Тимирязева и др.


Партийный контроль над духовной жизнью

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали всё активнее контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс над некоей Петроградской боевой организацией. Её активными участниками были объявлены известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилёв.

В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры, среди которых были выдающиеся философы Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, историк А. А. Кизеветтер, социолог П. А. Сорокин и др. Не разделяя идеологических установок большевизма, они не являлись и активными борцами с ним.


В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на её страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Большевики и церковь

Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. В январе 1918 г. он предал большевиков анафеме.

Документ
ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА. 19 ЯНВАРЯ 1918 г.

Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в русской земле. всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение.

Охарактеризуйте отношение главы Русской православной церкви к советской власти.

Когда в 1921 г. в Поволжье разразился голод, патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им церковный комитет помощи голодающим поднял всю верующую Россию.


В ответ в феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в грабёж церковного имущества. В течение трёх месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводящими реквизиции. Ленин использовал эти события для решающего удара по церкви.

Документ
ИЗ ЗАПИСКИ В. И. ЛЕНИНА. 19 МАРТА 1922 г.

Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.

Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом. Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности. совершенно немыслимы. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.

С какими целями (их несколько) предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей?

В апреле—мае 1922 г. в Москве и в июле в Петрограде были организованы судебные процессы, ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведён в тюрьму.

Духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась относительной свободой, но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Духовная жизнь в 20-30-е гг. XX века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Духовная жизнь в 20-30-е гг. XX века

Духовная жизнь в 20-30-е гг. XX века

Цели урока: Познакомить учащихся с достижениями русской культуры 20-30-х годо.

Цели урока: Познакомить учащихся с достижениями русской культуры 20-30-х годов. Подвести учащихся к пониманию причин идеологического давления на культуру, ознакомить с методами такого давления. Продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой.

План: 1. Борьба с неграмотностью 2. Власть и интеллигенция 3. Партийный контр.

Культурная революция в СССР Это коренной переворот в духовном развитии общес.

Культурная революция в СССР Это коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в. Предусматривала: ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции перестройку быта развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Власть и интеллигенция Цель большевиков: привлечь к сотрудничеству ученых, к.

Власть и интеллигенция Цель большевиков: привлечь к сотрудничеству ученых, которые способствовали укреплению обороны, экономики страны или имели мировое признание. Многие ученые считали долгом работать на благо Родины, но не разделяли воззрений большевиков.

Н.Е. Жуковский (современное самолетостроение) В.И. Вернадский (создатель гео.

Н.Е. Жуковский (современное самолетостроение) В.И. Вернадский (создатель геохимии и биохимии)

 Н.Д. Зелинский (химик) А.Н. Бах (биохимик)

Н.Д. Зелинский (химик) А.Н. Бах (биохимик)

 К.Э. Циолковский (отец космонавтики) И.П. Павлов (физиолог)

К.Э. Циолковский (отец космонавтики) И.П. Павлов (физиолог)

 И.В. Мичурин (астроном-испытатель) К.А. Тимирязев (растениевод)

И.В. Мичурин (астроном-испытатель) К.А. Тимирязев (растениевод)

Партийный контроль над духовной жизнью С 1921 года большевики все активнее к.

Партийный контроль над духовной жизнью С 1921 года большевики все активнее контролировали духовную жизнь в стране. 1922 образование ГЛАВЛИТа-главное управление по делам литературы ( специальный цензурный комитет- контролировал всю печатную продукцию). 1923 образование ГЛАВРЕПЕРТКОМа- главный репертуарный комитет ( контролировал репертуар театров и др. мероприятий). Утвердился партийный диктат.

Вернувшиеся из эмиграции на родину: А.Н. Толстой С.С. Прокофьев

Вернувшиеся из эмиграции на родину: А.Н. Толстой С.С. Прокофьев

 М. Цветаева М. Горький

М. Цветаева М. Горький

 А.И.Куприн

Большевики и церковь Борьба с религией была обусловлена : -атеистическими во.

Большевики и церковь Апрель-май 1922 в Москве и июль в Петрограде организова.

Архитектура Направление в искусстве, выдвинувшее задачу формирования особой с.

Архитектура Направление в искусстве, выдвинувшее задачу формирования особой среды, окружающей человека Идеи конструктивизма В.Е. Татлин 1919 г. «Башня III Интернационала

Духовная жизнь в 30-е гг. XX века

Духовная жизнь в 30-е гг. XX века

Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всео.

Развитие образования В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Развитие образования В школу были возвращены старые, осужденные после револю.

Развитие образования В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

Развитие образования К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет.

Развитие образования К концу 30-х годов процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89.7%; грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского населения –94,9 %, сельского – 86,7 %;

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие п.

Блонский Павел Петрович Значительная часть психологических трудов П.П. Блонск.

Блонский Павел Петрович Значительная часть психологических трудов П.П. Блонского имеет педагогическую направленность. Изучал проблему возрастных особенностей умственного развития детей. С. Т. Шацкий организует опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения Опытная станция вела работу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

Власть и наука Большое значение придавалось деятельности Российской Академии.

Власть и наука Большое значение придавалось деятельности Российской Академии наук; были созданы новые научно-исследовательские институты: геологических наук, горючих ископаемых, физический, физических проблем, машиноведения и др.; С 1932 г. стали создаваться филиалы Академии наук в республиках ; В 20-30-е гг. происходило становление советской исторической науки. к концу 30-х гг. в СССР насчитывалось около 1800 научных учреждений, в которых было занято 98 тыс. научных работников; Большой размах получила деятельность по изучению месторождений полезных ископаемых в стране; В начале 30-х годов началось освоение Арктики. В 1937 г. экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в мире беспосадочный полет через Северный полюс из СССР в США,

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Со.

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1".

С.И.Вавилов российский физик, один из основателей российской научной школы фи.

Борьба в биологической науке Сторонники Лысенко выступили против генетики, об.

Социалистический реализм направление в советском искусстве, представляющее со.

Читайте также: