Особенности чтения колыбельных песен кратко

Обновлено: 02.07.2024

Колыбельные песни отображают безграничную материнскую любовь и заботу, окунают в мир красоты и спокойствия, добра и искренности, это все то, что каждая мама желает передать своему ребенку.

Что значит колыбельная песня?

Колыбельные песни – это яркий образец детского фольклора. Это своеобразный способ передачи ребенку информации об образах нового для него мира, первых словах, о матери, ее эмоциях по отношению к нему.

Детский фольклор имеет свои уникальные особенности, которые выделяют его в отдельный вид искусства. Эмоциональность, искренность, непосредственность и простота, легкость в варьировании звуками и словами – предают песням неповторимого колорита и даже некоторой мистичности.

История появления колыбельных песен

Появление колыбельных песен связывают с периодом окончательного перехода от матриархата к патриархату. Они ведут свое начало еще со времен язычества, от традиционных народных верований и обрядов, когда песни для ребенка имели свойство защитных заклинаний.

В культуре некоторых народностей было принято, чтобы мать после рождения сотворила для ребенка его особенную, личную песню, которая будет сопровождать и оберегать его всю жизнь.

Колыбельные песни передавались из уст в уста, память о них трепетно хранилась.

Виды колыбельных

Колыбельные песни по сюжету и тематикам довольно разнообразны, но, тем не менее, можно выделить несколько видов.

  • К первому виду стоит отнести колыбельные, где рассказывается о самом ребенке, о том какой он, о его сновидениях.
  • Ко второму виду принадлежат колыбельные-истории, своего рода сказки в песнях, их цель состоит в том, чтобы знакомить маленького человека с миром, который его окружает. В таких колыбельных рассказывается про птиц, животных, людей и их взаимоотношениях.
  • Третий вид колыбельных песен связан с тематикой эмоционального мира матери. Сюда относятся мысли и чувства мамы по отношению к ребенку, её пожелания для него, мечты связанные с его будущим. Такой сюжет призван создавать для ребенка атмосферу любви и безопасности.

Популярные образы

Поскольку в прошлом колыбельные исполнялись не только для того, чтобы усыпить ребенка, но и как обереги-заклинания, целью которых было отвернуть от него действие определенных сил, уберечь от зла и призвать в помощь матери положительных духов-хранителей, то все это отобразилось и на сюжете песен, а именно главных персонажах.

  1. Один из распространенных образов колыбельных песен – это мотив кота или кошки . Кот – это на половину мистическая фигура, которая в славянской культуре занимает важное место среди хранителей дома, поскольку он всегда сидит на печи, далеко от дома не отходит, всегда возвращается назад. Кроме того, кот большую часть сутки спит, засыпает легко, поэтому у ребенка возникает ассоциация сна, убаюкивающего кошачьего мурлыканья. В древности, также, было принято положить в колыбель кота, перед тем как класть туда ребенка.
  2. Еще одним популярным образом в колыбельных является образ самого Сна, или Дремоты . Это антропоморфные существа призванные нагонять сон на ребенка, охранять его, пока он спит.
  3. Реже встречаются в колыбельных песнях образы птиц . Петь о птицах было принято, когда ребенка укачивали во дворе. Полеты птиц высоко в небе, их плавные движения также создавали успокаивающий эффект.
  4. Травы, растения в колыбельных песнях преподносятся как часть снадобий, которые имеют магическую силу усыплять ребенка. Чаще всего - это образы мяты, руты, барвинок и другие. Обычно ребенка купали перед сном в отварах из этих трав, чтобы сон был крепким и здоровым.

Психологическое и физиологическое влияние

Исполнение колыбельных песен имеет ключевое психологическое значение для ребенка. Колыбельные песни несут в себе положительный эмоциональный заряд, необходимый новорожденному для адаптации в новом для него мире, чтобы ощущать окружающее пространство как доброжелательное, безопасное, такое, в котором его любят. Через колыбельную осуществляется акт эмоционального сближения ребенка с матерью. Она создает успокаивающий эффект, формирует доверие к миру и к матери.

Что касается физиологического эффекта, то учеными доказано наличие улучшения лактации у матерей во время пения колыбельных песен. Физиологические ритмы и матери и ребенка резонируют с ритмом колыбельной, что содействует улучшению сердцебиения, снижению артериального давления. Если женщины во время беременности поют колыбельные песни, то ребенку поступает больше кислорода, а околоплодные воды нежно массируют тело ребенка, помогая ему лучше развиваться, расти.

Кроме всего прочего, колыбельные песни – это первое соприкосновение ребенка с языком. Он развивает навыки речи, знакомится с названиями предметов, правильным порядком слов в предложении. За счет влияния на речь, развивается и мышление ребенка, переход с образного мышления на формальное, то есть то, что осуществляется с помощью понятий.

Не существует в мире песен, значение которых можно сравнить со значением колыбельных. Колыбельные песни - это первые уроки любви, покоя и защиты в жизни человека.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности литературного чтения колыбельных песен

Примерная основная образовательная программа начального общего образования указывает на необходимость ознакомления младших школьников с жанром колыбель-ной песни, предполагает формирование го-товности младшего школьника узнавать произведения этого жанра, различать их среди других явлений народного творчест-ва, определять основной смысл [4, 129]1. Достижение этих задач возможно лишь в том случае, если младший школьник владе-ет элементарными представлениями о жан-ре, особенностях его построения и вырази-тельных средствах. Такие представления не могут быть переданы учащимся в готовом виде, они должны формироваться на основе деятельного освоения содержания и формы читаемых колыбельных песен.

жанровую принадлежность которого млад-ший школьник определяет сразу, без пред-варительной учебной работы, и это как раз и дает широкие возможности литературно-го образования учащихся. Учебная работа над русскими народными колыбельными песнями, являющимися фактом классиче-ского фольклора и частью современной детской субкультуры, сочетающими в себе признаки лирической протяжной песни и свойства семейно-бытового обрядового текста, может быть очень интересной для младшего школьника и весьма продуктив-ной в плане его литературного образования и развития. На материале таких знакомых колыбельных песен младший школьник сможет сделать читательские открытия, по-новому прочитать привычные тексты, по-нять, что возможности его литературного развития гораздо шире, чем это ему кажет-ся на первый взгляд.

От педагога начального образования, который готовит урок литературного чте-ния или внеклассное мероприятие по колы-бельным песням, требуется основательная подготовка. Ознакомление педагога со спе-цификой колыбельной песни, ее жанровой природой, мифологическими истоками, ли-тературными версиями, а также наличие собственного опыта прочтения различных колыбельных — все это должно предварять проектирование урока литературного чте-ния или даже их цикла. Прежде всего, учи-тель, опираясь на требования образователь-ного стандарта и учебных программ, уточ-няет задачи учебной работы с колыбельны-ми песнями, которые могут заключаться в ознакомлении учащихся с жанром «колы-

Бай-бай, баю-бай! / Спи-ко, милое дитя, / До восхода солнышка, / До заката месяца. / Бай-бай, баю-бай! / Когда солнышко взойдет, / Роса наземь упадет, / Тогда Костюшка встает. / Бай-бай, баю-бай! / Тогда Кос-тюшка встает — / На работушку пойдет.

Или: Баю-бай! Баю-бай! / Рыбка семга, приплывай, / Алексейку поджидай. / Алек-сейка подрастет, / С татой на море пой-дет, / Станет рыбку ловить, / Станет Ма-шу кормить.

Подобные колыбельные песни, как пра-вило, и размещаются в учебниках по лите-ратурному чтению. Читая их, младшие школьники сразу догадываются, что это ко-лыбельные песни. Доказывая, почему они так считают, учащиеся выделяют особую лексику, свойственную данному жанру: бай-бай, баю-бай, спи-ка, милое дитя. Так на практическом уровне младшие школь-ники привыкают начинать анализ любого произведения с его художественной фор-мы. В процессе работы над текстом учащи-

еся замечают и иные особенности языка ко-лыбельных песен. Обращается внимание на уменьшительные формы слов (солнышко, работушка, Костюшка, рыбка), которые наблюдались и в других фольклорных про-изведениях, но здесь подобные слова под-черкивают ласковое отношение к младенцу. Нередко об этом же говорят и постоянные эпитеты (милое дитя). Могут младшие школьники заметить и наличие смежной глагольной рифмовки взойдет /упадет / встает /пойдет, внутренней рифмы Кос-тюшка / работушка, формы повелительно-го наклонения, призывающие ко сну.

Особое внимание следует уделять об-разному миру колыбельной песни. Его ге-рой — сам ребенок, которому она поется. Описывается мир, близкий русскому крестьянину, но непривычно организованы его пространственные и временные компо-ненты. В небольшом по объему тексте од-новременно описаны ночь и утро, настоя-щее и идеальное будущее героя-ребенка, мир внутри крестьянской избы и внешний мир. Все эти выводы младшие школьники пытаются сделать самостоятельно, своими словами. Чем большее внимание будет уде-лено тексту колыбельной, тем подробнее, детальнее (а не фрагментарно) будет вос-принят учащимися ее образный мир.

Желательно не только читать колыбель-ные песни, но и прослушивать их записи. Ритмическое начало песни станет для уче-ника особенно очевидным, позволит обна-ружить единство текста и способа его ис-полнения.

При подведении итогов по произведе-нию уточняется основная цель колыбель-ных песен — убаюкать, укачать ребенка. Учитель спрашивает, зачем в колыбельных песнях нужны слова, можно ведь обойтись лишь бай-бай или просто голосом. Ученики предполагают, что со словами колыбельная песня становится более красивой, так выражается ласковое отношение к ребенку, изображается близкий и уютный мир, нас-тоящее и будущее рисуется спокойным и благополучным.

При такой работе, как видим, учащиеся сделают неплохие наблюдения над художест-венными особенностями колыбельных пе-сен, следовательно, на этом знакомство

младших школьников с колыбельной пес-ней может быть завершено, но останется да-леко не полным, поскольку школьниками не замечено главное — заклинательный ха-рактер колыбельных.

2. Наблюдение обрядовых свойств ко-лыбельных песен под руководством учите-ля. Для достижения этой цели должны быть подобраны колыбельные с ярко выра-женной заклинательной направленностью, изображающие героев-заступников.

Баюшки-баю! / Сохрани тебя / И поми-луй тебя /Ангел твой, / Сохранитель твой. / От всякого благу, / От всех скорбей, / От всех напастей: / От лома-ломища, / От крови-кровища, / От зло-человека — / Су-постателя.

Сон идет по сеням, / Дрема по терему. / Сон говорит: / — Усыплю, усыплю! / Дрема говорит: / — Удремлю, удремлю!

Еще серые коты / Из-за моря шли, / Мно-го сна нанесли, / Все по зыбочкам трясли.

3. Самостоятельное чтение учащимися колыбельных песен. Важным компонентом процесса становления младшего школьни-ка как читателя является его самостоятель-ное внеурочное общение с книгами. Млад-ший школьник учится пользоваться раз-личными источниками информации, в том числе и электронными. Поэтому по следам

классного литературного чтения учитель может предложить учащимся самим найти и почитать колыбельные песни. Специфика урока работы с детской книгой известна учителю.

Следует заметить, что учебная работа с колыбельными песнями, имеющими ус-ложненную символику образов и в том чис-ле связанными с темой смерти, возможна не ранее III–IV класса начальной школы, ког-да у детей сформированы необходимые чи-тательские компетентности, достигнут дос-таточный уровень эстетического развития и абстрактного мышления. В качестве учеб-ного материала они могут быть привлечены скорее как ответ на запрос самих учащихся, столкнувшихся с ними в публикациях и Интернете.

Итак, колыбельная песня, на первый взгляд всецело знакомая каждому младше-му школьнику с детства, может при умело организованной учебной работе стать для учащихся источником разнообразных чита-тельских открытий.

1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. Т. 1 / Изд. подгот. Л.Г. Бараг, Н.В. Нови-ков. М., 1984.

2. Книга нежности: Колыбельные песни на-родов СССР / Сост. В. Александров. М., 1985.

3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып 1. Младенчество. Детство / Сост. В.П. Аникин. М., 1991.

Что такое колыбельная, история колыбельной

Колыбельная

Историю колыбельной и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое колыбельная

Жанр колыбельной относится к фольклорному, он существует с древних времён и в каждом отдельном случае демонстрирует аутентичные черты творчества, присущие определённой народности. Колыбельная — это инструментальная пьеса или песня (исполняемая с несложным аккомпанементом или a cappella), в основе которой лежит простая, часто повторяющаяся мелодия. Упрощённая структура произведения, спокойный темп, незамысловатый текст — эти черты отвечают главной цели, ради которой создаются колыбельные — помочь ребёнку уснуть, успокоить его. Колыбельная — это одна из самых естественных и эстетичных форм взаимодействия между матерью и малышом, простой, но действенный способ передать нежные чувства младенцу, подарить ему ощущение защищённости и безопасности.

Что такое колыбельная

Популярные колыбельные

История колыбельной

Представляя собой воплощение фольклорной традиции, колыбельные появились ещё в древние времена, когда наши далёкие предки заметили, что маленькие дети засыпают гораздо быстрее под монотонное покачивание на руках у матери или в колыбели, под тихое, успокаивающее звучание её голоса. В 2000 году до н. э. в Вавилоне создавались глиняные таблички, на которых клинописью выводились тексты песен, тех самых, что пели женщины своим детям перед сном. Эти найденные артефакты в актуальное время являются доказательством древнейшего происхождения колыбельных как жанра. Подобные песни существуют практически у всех народов, вне культурных границ.

История колыбельной

Во времена распространения язычества колыбельные приобрели статус своеобразного оберега. Их значение оказывалось персонализировано. Песня, которую напевали младенцу, впоследствии сопровождала этого ребёнка на протяжении жизни и становилась его личным талисманом, заклинанием, призванным помогать преодолевать любые невзгоды. В этом контексте героями песен часто становились тотемные животные или эфемерные сущности из мифов и поверий.

  1. Описание мира глазами ребёнка (его фантазии, мечты, представления, образы).
  2. Описание эмоций и переживаний матери в отношении будущего и настоящего (отражение её восприятия реальности).
  3. Выдуманная история (подобие сказки в музыкальном контексте).

Детская игрушка с колыбельной

Интересные факты

  • В 20-ые годы прошлого столетия испанский драматург Федерико Гарсиа Лорка опубликовал занимательную исследовательскую работу, где были описаны известные колыбельные, популярные в народе в различных уголках Испании. Поэт выяснил, многие песни имеют минорную тональность, а в отношении смысла стихотворного текста характеризуются общим печальным настроением. Такая особенность связана с тем, что малыши воспринимают большей частью сам мотив, распевный темп и успокаивающий ритм, а слова не имеют для них первостепенного значения. Для матери же, в свою очередь, такое обстоятельство создаёт возможность выразить с помощью музыки и простых стихов собственные мысли, опасения, передать тревоги и волнения, облегчить душевное состояние. Лорка первым указал на терапевтический эффект колыбельных в отношении психологического здоровья не только ребёнка, но и его матери.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Колыбельная

Колыбельные песни: зачем нужны и история происхождения

Колыбельные песни появились давным-давно. Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. Раньше такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мама должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей его жизни.

В древности предполагали, что произошедшее с ребёнком во сне не сбудется в жизни, именно поэтому по сей день в колыбельных часто встречаются пугающие персонажи. Но со временем эти песни утратили свой магический смысл.

Раньше колыбель представляла из себя лубяной ящик, который вешали на специальный гибкий шест. При помощи верёвки можно было качать дитя, занимаясь при этом домашними делами.

Содержание

В колыбельных песнях часто упоминается кот. Эта традиция появилась неспроста. Раньше, прежде чем положить малютку в колыбель, туда запускали кота, поскольку считалось, что это животное отгоняет злые силы. Очень часто в песнях присутствуют Сон или Дрёма. Эти персонажи играют роль оберега для сна ребёнка.

Иногда в колыбельных появляются образы птиц, предназначенные для быстрого и лёгкого укачивания детей на природе. Описание полёта птиц было направлено на создание убаюкивающего эффекта. Встречаются в песнях и названия различных растений, трав. Наши предки придавали им особое значение, ведь раньше детей купали в отварах трав, что действовало на малышей успокаивающе.

Содержание колыбельных периодически менялось. В одно время в них появлялись опасные персонажи, цель их внедрения — уберечь детей от влияния зла в реальной жизни. В другое время в колыбельных содержались пожелания добра, здоровья, счастливой жизни.

Но не только текст и образы, заключённые в песнях, являются важной частью колыбельной, ведь самые маленькие дети ещё не понимают, о чём поётся в песне. Поэтому нельзя недооценивать важность ритма, а также интонации. Песню нужно петь размеренно, спокойным голосом. Народные колыбельные содержат очень много шипящих звуков не просто так, поскольку это способствует усыплению ребёнка.

Влияние колыбельных песен: зачем они нужны

Влияние колыбельных песен: зачем они нужны

Какие же функции выполняют эти серенады перед сном? Для детей очень важны колыбельные, поскольку через песни он познаёт окружающий мир и сближается с матерью. У ребёнка появляется доверие к миру через доверие к своей маме. Малыш знает, что рядом есть близкий человек, который непременно защитит его от любых неприятностей.

Ещё колыбельные развивают мышление ребёнка, из них он выносит свои первые уроки. Колыбельная — не просто способ укачать малыша, а возможность передать ему знания о мире.

Колыбельные благоприятно отражаются на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка. Повышается эмоциональная устойчивость, уходят стрессы, дети становятся более добрыми, чувствуют себя защищёнными. Некоторые учёные сравнивают колыбельную с медитацией.

Мама во время исполнения песни представляет образ той жизни, которую желает своему малышу. Затем она передаёт эту информацию своему отпрыску. В ранние годы формируется базовое доверие к миру, поэтому очень важно, чтобы ребёнок научился воспринимать его добрым, а не злым и опасным.

Проведённые исследования

Психологи провели исследование, чтобы выяснить, как колыбельные сказываются на детях. Для этого были собраны две контрольные группы. В первой мамы пели детям колыбельные перед сном, а во второй вместо песен, исполняемых мамами, малышам включали спокойные мелодии. В итоге разница между детьми из двух групп была значительной. Малыши, которым мамы пели колыбельные, были гораздо спокойнее, охотнее слушались родителей и были лучше развиты интеллектуально. Это можно объяснить несколькими обстоятельствами.

У детей из первой группы и их мам установились более доверительные отношения. Перед сном, когда малыш засыпает, ему очень важно ощущать материнскую заботу и ласку. При этом неважно, насколько хорошо мама поёт, главное, что ребёнка убаюкивает такой родной и любимый голос. Колыбельные помимо мамы могут петь и папы, бабушки, дедушки. Неважно, кто из близких будет это делать, главное — вкладывать в песни свои ласку и любовь. Колыбельные полезны не только детям, но и их мамам. Многие врачи заметили улучшение лактации у мам, которые поют своим малышам колыбельные.

Было доказано, что наиболее благоприятно на детей влияют фольклорные песни. Их лучше петь несколько раз в день в течение 10 минут. Для этого необязательно заучивать много колыбельных, ведь одну и ту же песню можно петь несколько раз подряд.

Когда малыш станет старше, начнёт воспринимать то, о чём идёт речь в песне, из колыбельных он начнёт узнавать об окружающем мире. Поэтому чем старше становится ребёнок, тем более содержательные песни нужно выбирать. Кроме того, детям постарше важно разнообразие, поэтому чем ярче образы и сюжеты будут встречаться в колыбельных, тем лучше.

Читайте также: