Особенности частноправового регулирования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Метод регулирования частного права – система различных способы и приёмов при помощи, которых частное право влияет на общественные отношения.

Для частного права присущ диспозитивный метод правового регулирования, характерной чертой которого является децентрализованность. Признаки децентрализации метода регулирования:

  • субъекты частноправовых отношений могут самостоятельно осуществлять правовое регулирование;
  • акты, вырабатываемые субъектами частного права должны соответствовать закону;
  • установленные сторонами правила обязательны к исполнению;
  • интерес сторон частноправового отношения защищает государство.

Значительная часть норм частного права диспозитивны. Как следствие, метод регулирования частного права также носит диспозитивный характер. Субъекты частноправовых отношений имеют возможность:

  • согласовать применение диспозитивной нормы;
  • установить правило, отличающееся от диспозитивной нормы, установленной законодательством;
  • по согласованию сторон исключить применение диспозитивной нормы.

Вступая в частноправовые отношения, субъекты приобретают правовой статус, то есть совокупность прав и обязанностей и имеют возможность распоряжаться ими самостоятельно, по своему усмотрению. Субъективные права участников этих отношений выполняют функцию удовлетворения потребностей и интересов субъектов.

Специфика метода регулирования частного права заключается и в том, что государство участвует в нем в минимальном формате. Субъект получает определенные права не благодаря государству, как в публичном праве, а как результат собственных целенаправленных действий. Например, заключая договор.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности метода регулирования частного права:

  • субъекты частного права юридически равны;
  • лица, участвующие в частноправовых отношениях, обладают автономией воли, способы к её свободному и самостоятельному проявлению;
  • субъекты частного права наделены имущественной самостоятельностью, обладают собственностью, могут ею распоряжаться;
  • защита интересов субъектов частноправовых отношений осуществляется государством путем применения различных мер имущественной ответственности.

Способы осуществления метода регулирования

Метод правового регулирования осуществляется при помощи определенным способов, основными из которых являются: методы обязывания, дозволения и запрета. Метод регулирования частного права в основном реализуется при помощи метода дозволения.

Особенности дозволительного метода:

  • субъекты частного права могут совершать любые, не противоречащие закону, действия, которые порождают права и обязанности;
  • регулирование осуществляется преимущественно при помощи управомочивающих норм.

Частноправовые отношения могут регулироваться и при помощи норм обязывания и запрета. Однако, как правило, они предназначены для охраны права.

Развитие частного права связывается с рыночными экономическими отношениями, основанными на принципах свободы. Это сказалось и на особенности способов частноправового регулирования. Все участники частноправовых отношений в равной мере наделены правоспособностью, дающей возможность приобретения комплекса прав и обязанностей.

Публично-правовые элементы метода регулирования частного права связаны со стремлением государства гарантировать стабильность частноправовых отношений, не допустить злоупотребления правами одного субъекта во вред другому.

Выявим особенности гражданского права как частного права.

Гражданское право, формируя базис частного права, регламентирует разнообразные отношения граждан и их коллективов преимущественно с учетом их частных интересов и особенностей.

Для этого гражданскому праву необходимо оформлять подобные взаимоотношения так, чтобы:

– их участники были в юридически равном положении друг к другу;

– признавалась их имущественная обособленность и самостоятельность;

– участники обладали бы достаточно широкой автономией (свободой) при выборе определенного варианта поведения.

Вышеперечисленные обстоятельства формируют особенности гражданско-правового (частноправового) регулирования.

К особенностям гражданского права следует отнести:

– наличие подавляющего числа диспозитивных и восполнительных норм;

– широкое применение возможностей саморегулирования, в том числе вероятность возникновения, изменения либо прекращения отношений по соглашению их сторон;

– применение разных оценочных категорий и понятий (добросовестное поведение, разумные сроки, мелкие бытовые сделки и т.д.);

– разрешение реализации аналогии закона и аналогии права и т.п.

Система подобного рода способов и приемов воздействия на регулируемые отношения и формирует специфику децентрализованной регламентации, которая свойственна частному праву.

Вышеуказанные особенности гражданского права формируют содержание регламентирования отношений по принадлежности и использованию имущества, которые составляют основу гражданско-правовых взаимотношений.

Имущественные отношения отличаются многообразием и не всегда входят в сферу гражданско-правового (частноправового) регулирования.

Гражданско-правовое регулирование имущественных отношений преимущественно связано с обеспечением юридического равенства их участников, что формирует его первую особенность. В данном случае отсутствует властное подчинение одной стороной взаимоотношения другого субъекта.

Автономия воли участников гражданско-правовых отношений определяет другое принципиальное обстоятельство частноправовой сферы, что обеспечивает её самоорганизацию и саморегулирование. Только при её признании возможно свободное решение участниками вопросов вступления в определенные имущественные отношения или нет, а при вступлении определение второй стороны и условий возникновения отношений. По этой причине подобные решения они принимают самостоятельно и на свой риск. Согласно своим интересам они также самостоятельно определяют, использовать принадлежащие им права либо нет и т.д.

Участники гражданско-правовых отношений должны обладать имущественной самостоятельностью. Данное требование объясняется не только тем, что имущественные взаимоотношения представляют собой связи по поводу конкретного имущества, которое принадлежит определенным лицам, т.е. оно обособлено от имущества иных субъектов.

Для обеспечения участникам гражданских отношений возможности самостоятельно принимать решения об использовании своего имущества, присваивать полученный от участия в имущественных связях доход, отвечать по своим обязательствам перед иными сторонами, их имущественная самостоятельность должна быть максимальной. По этой причине они обычно и предстают в качестве частных собственников своего имущества.

В сферу регулирования гражданского (частного) права также включаются некоторые неимущественные отношения, которые связаны с особенностями присутствия некоторых частных неимущественных и нематериальных интересов. Например, это интересы человеческой личности как таковой (признание, честь, достоинство, тайна личной жизни и т.п.), а также интересы создателей разных нематериальных духовных благ (например, авторов произведений литературы, искусства, науки).

Природа и сущность указанных взаимоотношений также предполагает их частноправовое регулирование. Последнее предполагает наделение их участников равным юридическим статусом и признание автономии их воли в правовом оформлении своих отношений.

Таким образом, с позиции концепции о частном праве гражданское право следует определить как основную отрасль права, которая регулирует частные отношения собственников имущества, формирующиеся по инициативе их участников и преследующие цель удовлетворения частных интересов.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

- в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

- в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Читайте также: