Особенности банковских продуктов для малого среднего и крупного бизнеса кратко

Обновлено: 07.07.2024

Большая разница: как банки отличают малый бизнес от среднего

Как государство определяет малый и средний бизнес

К микропредприятиям относят компании, в которых работает до 15 сотрудников и с годовым доходом до 120 млн. рублей.

К малым предприятиям относят компании, в которых работает до 100 сотрудников и с годовым доходом до 800 млн. рублей.

К средним предприятиям относят компании, в которых работает от 100 до 250 сотрудников и с годовым доходом до 2 млрд. рублей.

У банкиров - свои критерии

Но есть и важные нюансы.

Бинбанк выделяет в категории малого бизнеса три группы компаний в зависимости от размера их выручки, и каждой группе предлагает специально рассчитанные для этой категории клиентов банковские продукты.

Промсвязьбанк относит предприятия с выручкой до 60 млн рублей к микробизнесу, до 360 млн рублей – к малому бизнесу, и до 4,5 млрд рублей – к среднему бизнесу. В Москве и Петербурге верхняя граница малого бизнеса – 540 млн рублей.

В Росбанке к малому бизнесу относятся компании с выручкой до 400 млн рублей, к среднему – до 4 млрд рублей.

В ВТБ к малому бизнесу относятся компании с выручкой до 300 млн рублей, к среднему – с выручкой от 300 млн до 10 млрд рублей.

Как мы видим, нередко банки устанавливают собственные критерии классификации предприятий МСБ. Часто используют разные границы сегментов МСБ для Москвы и Петербурга и для остальных регионов. Значительны различия в определении банками верхней границы годовой выручки для предприятий среднего бизнеса, благодаря которым в категорию МСБ в некоторых банках попадают даже крупные региональные предприятия.

В чем отличия предложений банков для разных сегментов МСБ

Как отличаются предложения банков для клиентов МСБ в зависимости от масштабов их бизнеса?

Эксперт группы по поддержке розничного бизнеса ВТБ Диана Манукян считает, что все клиенты МСБ заинтересованы в кредитовании и трансакционных продуктах - услугах по обеспечению расчетов, операциях с наличными денежными средствами, услугах по обеспечению внешнеэкономической деятельности. А перечень услуг, актуальный для конкретного клиента, определяется в большей степени спецификой бизнеса клиента, нежели его выручкой. Например, предприятия торговли, помимо уже перечисленных услуг, заинтересованы в эквайринге и инкассации. При этом клиенты малого бизнеса, работающие в сфере розничной торговли, активно используют корпоративные карты для снятия и внесения наличных круглосуточно через сеть банкоматов группы ВТБ.

Директор департамента малого бизнеса Росбанка Максим Лукьянович рассказал, что принципиальных различий в продуктовых предложениях для клиентов микробизнеса, малого и среднего бизнеса нет. Поскольку Росбанк уделяет внимание увеличению продаж услуг дистанционного обслуживания (ДБО), для клиентов микро- и малого бизнеса услуги интернет-банка стоят дешевле.

Пресс-служба Россельхозбанка отмечает, что основные отличия продуктов для заемщиков разных сегментов МСБ - в условиях. Так, для микробизнеса разработана линейка специализированных продуктов, предусматривающих более длительные сроки кредитования на текущие цели, предоставление упрощенного пакета документов, кредитование без залогового обеспечения либо частично необеспеченные кредиты. Для клиентов малого бизнеса при сумме кредита до 30 млн рублей не требуются бизнес-план или технико-экономическое обоснование.

Чем крупнее бизнес клиента, тем более гибкие условия готовы предложить ему банки.

Какие банковские продукты максимально востребованы малым и средним бизнесом

В зависимости от масштаба бизнеса клиента различается не только линейка предложений банка, но и спрос на банковские услуги.

В банке ВТБ считают, что малый бизнес в большей степени использует дистанционные каналы, стремясь почти все операции проводить в электронном виде. В последнее время растет спрос со стороны клиентов среднего бизнеса на цифровые сервисы банка.

Максим Лукьянович отмечает, что в Росбанке наиболее востребованы со стороны МСБ услуги расчетно-кассового обслуживания и связанные с ними. Популярны услуги ДБО - около 80% операций проводится в безналичном виде, интернет-банк стал основным рабочим инструментом для предпринимателя. Клиенты среднего бизнес-сегмента также активно пользуются трансакционными продуктами, кредитованием на пополнение оборотного капитала и финансированием инвестиционных затрат.

В Россельхозбанке с учетом специфики клиентов МСБ особенно востребованы кредиты на проведение сезонных работ, кредиты на приобретение техники и оборудования, кредиты в форме овердрафт.

В ЮниКредитбанке востребованы пакеты предложений для малого бизнеса, а также сопутствующие трансакционные продукты, например, оформление международных сделок и валютно-обменные операции.

Критерий классификации предприятий банками по масштабу их бизнеса очень важен для клиентов. В крупных банках для оптимизации бизнеса обслуживание клиентов разных категорий разделено между департаментами – обычно малого, среднего и корпоративного бизнеса. И подходы банка к клиентам разных категорий различны. Нередко различаются и линейки банковских продуктов, которые банки предлагают клиентам в зависимости от масштаба их бизнеса.

Но это не единственная схема построения банком работы с клиентами. Например, в малых банках часто нет внутреннего разделения корпоративных клиентов по величине их бизнеса, а обслуживанием всех категорий клиентов занимаются одни и те же внутренние подразделения банка.

Все это важно понимать руководителям и финансистам предприятий МСБ, так как многие из них в разных банках попадают в различные группы клиентов. Соответственно, им будут предложены разные линейки банковских продуктов.

Деловой журнал Банковское обозрение №02 Февраль (276)/2022

Внимание к развитию малого и среднего бизнеса со стороны государства повышается, в 2016 году была принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства, есть национальный проект, посвященный МСП. Достижение целевых показателей по этим проектам невозможно без поддержки со стороны банков. В связи с этим они развивают множество сервисов: от РКО до онлайн-бухгалтера, юриста, проверки контрагентов, оценки бизнес-идеи, инвестиционного проекта и даже телемедицины для сотрудников.

В этом сегменте важно, кто руководит командой, следит за качеством сервиса и трендами и готов их оперативно внедрять в своем банке. На протяжении 2020 года в России действовали программы льготного кредитования, направленные на сохранение численности сотрудников, в которых принимали участие и небольшие региональные банки, на крупнейшие банки приходилось только 69% всех выдач. Всего в 2020 году прирост кредитования МСП составил 15%, было выдано 7,8 трлн рублей. За первые восемь месяцев 2021 года выдано почти на 40% больше средств, чем за аналогичный период 2020 года, — 6,4 трлн рублей. Кредитный портфель с начала года на 01.09.2021 вырос уже на 9%. Поддержка малого бизнеса на федеральном уровне во время пандемии запустила волну поддержки малого бизнеса и среди банков, которые стали активно создавать и собственные программы. Впервые за шесть лет наблюдается устойчивый рост как выдач, так и кредитного портфеля малого бизнеса.

Кроме развития кредитования сейчас наблюдается вторая волна интереса банков к РКО для малого бизнеса. Кредитные организации обратили внимание на возможность формирования экосистемы для МСП.

  1. стаж и опыт работы руководителя, т.е. его профессионализм не только на финансовом рынке, но и в сегменте МСП;
  2. результаты работы на текущей должности: запуски новых проектов, продуктов под руководством менеджера;
  3. медийная активность менеджера, т.е. как руководитель представляет себя и услуги своей финансовой организации в медиасфере;
  4. участие в деятельности профильных рабочих групп, комитетов общественных организаций.

Сегмент МСБ в последние несколько лет находится в центре внимания общественности и государства, поэтому не все руководители известны широкому кругу лиц. В некоторых банках направление по работе с МСП только недавно сформировалось как самостоятельное, в других банках произошла замена руководителя/куратора. Еще ряд банков не захотели предоставлять сведения для рейтинга из-за того, что этот сегмент для них является непрофильным. Поэтому в представленном рейтинге менеджеров в основном преобладают сотрудники банков, которые уже много лет предоставляют на рынке услуги для сегмента.

В итоговый рейтинг вошли 32 руководителя/куратора направления развития малого и среднего предпринимательства.


Методология составления рейтинга

В рейтинг изначально были включены руководители из топ-50 банков по активам и состоянию на 1 сентября 2021 года, банки, аккредитованные Корпорацией МСП, а также банки (бренды банков), которые специализируются на работе с МСП. В рейтинг не вошли руководители/кураторы, о которых в открытых источниках составители не обнаружили информации по направлению МСП, либо руководители/кураторы, по которым банк не предоставил составителям данные. В рейтинг вошли персоны, которые работали в указанных должностях в указанных банках на момент публикации рейтинга.

Рейтинг формировался из совокупности присвоенных баллов. При расчете на итоговый балл в рейтинге влияли следующие показатели:

стаж и опыт работы руководителя на банковском рынке:
менее 5 лет — 0 баллов,
5–6 лет — 2 балла,
7–9 лет — 4 балла,
свыше 10 лет — 6 баллов;

стаж и опыт работы в сегменте МСП:
до года — 0 баллов,
1–5 лет — 4 балла,
свыше 5 лет — 8 баллов;

категория текущей должности:
только руководитель/куратор — 5 баллов,
руководитель/куратор и входит в совет директоров или правление банка — 8 баллов;

запуск маркетинговых, кобрендинговых проектов за последние два года работы на текущей должности.
Максимум — 8 баллов, число баллов зависит от числа проектов;

запуск нового продукта/предложения за последние два года работы на текущей должности.
Максимум 15 баллов, число баллов зависит от числа проектов;

прирост числа клиентов за последние три года работы на текущей должности:
прирост до 15% — 5 баллов,
прирост более 15% — 10 баллов;

прирост количества выданных кредитов за последние три года работы на текущей должности:
прирост до 15% — 5 баллов,
прирост более 15% — 10 баллов;

участие в комитетах, рабочих группах, связанных с развитием финансирования МСП:
участие — 15 баллов;
неучастие — 0 баллов;

выступления на конференциях, форумах за последние два года:
нет выступлений — 0 баллов,
выступления на 3–5 небольших конференциях (до 300 человек) — 4 балла (максимум),
выступления на 1–3 крупных отраслевых мероприятиях (свыше 300 человек) или на более 5 небольших — 8 баллов.

Значения показателей взвешивались и суммировались, на основе полученного балла выстраивался итоговый рейтинг.

Позиция в рейтинге не отражает степени профессионализма руководителя/куратора сектора МСП и не связана с качеством направления в банке и его эффективностью, а является результатом субъективно оцененной публичной информации. Рейтинг показывает прежде всего роль руководителей/кураторов как визионеров и энтузиастов развития услуг для предпринимателей своих банков.


В последние годы правительство делает ставку на поддержку предпринимателей. Запускаются бизнес-инкубаторы, фонды поддержки, государственные и региональные программы. Рассказываем, придерживаются ли этого курса банки и на каких условиях кредитуют бизнес-клиентов.

Какие кредиты выдают для бизнеса

В зависимости от целей кредитования выделяют 3 типа займов для МСБ (малого и среднего бизнеса). Каждый из них имеет особенности.

  1. Кредит на открытие своего дела. Сложнейший в оформлении продукт, так как банкам нужна гарантия возврата выданных средств. При этом отсутствие экономической деятельности не позволяет провести стандартную проверку платёжеспособности бизнеса. Поэтому, чтобы оформить такой заём, составляется бизнес-план. Его цель – убедить банк в перспективности вложений, доказав, что предприятие выйдет на прибыль и вернёт долги.
  2. Кредит на развитие бизнеса выдаётся уже действующим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Здесь банк уже может точнее оценить платёжеспособность бизнеса по показателям деятельности. Но и в этом случае стоит позаботиться о разработке бизнес-плана. Это продемонстрирует банку экономическую обоснованность кредитования и покажет, на какие цели пойдут средства. – этот заём получают для удовлетворения краткосрочных потребностей в средствах. Кредит оформляется в банке, где осуществляется обслуживание расчётного счёта. Термин означает расходование средств свыше остатка по счёту.

Как получить кредит для бизнеса

Стоит отметить, что самый простой способ получить кредит для действующего бизнеса – это обратиться в банк, ведущий расчётно-кассовое обслуживание предприятия. Это поможет кредитору с большей точностью оценить платёжеспособность, так как видно движение средств по счёту.

Поэтому в первую очередь за кредитом для бизнеса стоит обратиться в банк, предоставляющий РКО.

На что ещё обратить внимание:

  1. Кредитоспособность владельца бизнеса или ИП. Для небольшого предприятия характерна зависимость от руководителя. Если собственник бизнеса испытывает финансовые сложности как физическое лицо, то в кредитовании бизнеса тоже откажут. Поэтому обращаться в банк с открытыми просрочками у владельца компании не стоит.
  2. Заём с обеспечением получить проще – истина, действующая в любых видах кредитования. Предоставление залога в виде недвижимости или автомобиля поможет снизить риски банка, а значит увеличить вероятность одобрения.
  3. Уделите внимание качеству бизнес-плана. Особенно если это кредит на открытие компании.

Знаете ли Вы что

Потребительское кредитование — сегодня одна из самых востребованных услуг финансирования в экономически развитых странах мира. Только население Европы за один год берет около 200 млрд евро в кредит.

Стоп-факторы кредитования

Часто бизнесмены сталкиваются с отказами банка в кредитовании. Случается это по следующим причинам:

  • Учредители компании имеют негативную оценку службы безопасности банка или испорченную кредитную историю.
  • Собственники бизнеса – нерезиденты РФ.
  • Срок существования предприятия менее 1 года.
  • Отрицательная отчётность за предшествующий период (убыточность).
  • Наличие долгов по налоговым обязательствам.
  • Большое количество разбирательств в арбитражном суде.
  • Отказ от предоставления управленческой отчётности, деклараций, выписок с банковских счетов.

Наличие одного из этих пунктов служит стоп-фактором для рассмотрения заявки или поводом к более тщательной проверке. Хотя это не безапелляционно. Каждый конкретный случай будет рассматриваться индивидуально в зависимости от политики банка.

ТОП-7 банков, кредитующих бизнес

Немало российских банков готовы кредитовать сегмент МСБ. Но есть явные лидеры, которые выделяются на фоне конкурентов. О них и поговорим.

Тинькофф банк

Подключить этот продукт можно уже через 3 месяца после начала обслуживания. Из явных плюсов выделяются:

  1. Свободное использование средств на любые нужды.
  2. Нет необходимости в сборе документов, поручителях или залоге.
  3. Оформляется без визита в банк, с помощью личного кабинета на сайте.

Продукт позиционируется как дополнительная услуга, и подключение стоит 490 руб. Кредитный лимит устанавливает банк.

Сбербанк

Помимо широкой линейки потребительских займов для физических лиц в Сбербанке есть и программы для МСБ. Хотя было бы удивительно, если бы у этого гиганта российского кредитования не было предложений для бизнеса. Наоборот, банк сделал шаг навстречу предпринимателям. Это выражается в создании полноценной платформы для бизнеса. Прямо на сайте банка можно получить стандартные банковские услуги для юридических лиц и воспользоваться сервисами интернет-продвижения, проверки контрагентов и другими.

Ассортимент кредитов для бизнеса тоже разнообразен. Здесь есть займы:

  • на любые цели;
  • на пополнение оборотных средств;
  • на приобретение недвижимости, автотранспорта или оборудования;
  • программа рефинансирования бизнес-кредитов, выданных другими банками.

Кредитная организация традиционно сильна в сегменте работы с юридическими лицами. Среди клиентов банка представители малого, среднего и крупного бизнеса. Программ кредитования также в избытке: от поддержки участия в электронных аукционах до инвестиционных займов.

Стоит отметить, что группа ВТБ – активный участник государственных и региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса. С её помощью предпринимателям доступны кредиты по льготной % ставке на развитие приоритетных секторов экономики. Например, сбор и переработка отходов, внутренний туризм, сельское хозяйство и другие.

Альфа-Банк

По сути, банком запущена инновационная краудфандинговая платформа. Её особенность — получение кредита для бизнеса без справок и поручителей за 15 минут. Но обязательным условием предоставления займа является регулярный оборот по счёту более 100 тыс. руб. в месяц. А также существование компании свыше 10 месяцев.

  • Сумма от 100 тыс. до 2 млн руб.
  • Срок от 1 дня до 6 месяцев.
  • Ставка 2% в месяц, без дополнительных комиссий.

ФК Открытие

Из интересных продуктов выделим экспресс-финансирование. Это кредит для действующих компаний, которые часто принимают безналичную оплату. Банк выдаёт аванс на сумму до 1 млн руб. без обеспечения. Расчёт же происходит ежедневно – 30% от оборота по эквайрингу уходят в банк.

Россельхозбанк

Банк кредитует все категории граждан. Но затронем лишь его специализацию – поддержку фермеров и агропромышленных компаний. Здесь также реализуются программы господдержки МСБ. При этом есть профильные программы под сельское хозяйство:

  • покупка техники;
  • приобретение молодняка;
  • проведение сезонных работ и другие.

ОТП Банк

Банк не афиширует услуги для бизнеса. Хотя они присутствуют, и предпринимателю, испытывающему недостаток финансирования, найдётся, что предложить. Продуктовая линейка кредитов для МСБ не так велика, как в других банках. Но здесь довольно лояльные условия для заёмщиков:

  • кредитование без залога;
  • плавающие или фиксированные % ставки;
  • отсрочка погашения основного долга до 6 месяцев.

Наша подборка кредитов доказывает, что вариантов для получения заёмных средств на открытие и развитие бизнеса предостаточно. Остаётся только выбрать подходящее предложение исходя из ситуации. Надеемся, что этот обзор облегчит вам задачу.

Бобков Олег

На рынке можно встретить множество самых разных форм предпринимательства. Одни из них отличаются большим объемом, другие — обслуживают небольшое количество клиентов. А главное, некоторые виды коммерции сами по себе предполагают развитие до определенных размеров. Малый, средний и крупный бизнес — что это такое, в чем особенности и отличия каждого из них расскажем здесь.

Определение понятий

Размеры предприятия определяют множество уникальных критерий его работы. Небольшие фирмы государство традиционно поддерживает, снижая налоги и другие обязательные платежи, к большим — предъявляет много требований, поскольку они приносят огромный доход. Естественно, что молодым предпринимателям важно понимать разницу между всеми формами, чтобы правильно вести свою деятельность.

Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Его проще организовать, даже имея небольшой опыт в работе или его полное отсутствие. Постепенно размеры могут увеличиться до средних, за счет увеличения годового оборота и привлечения большего количества ресурсов.

Крупным предприятием может называться только компания, охватывающая несколько регионов страны или вышедшая на международный уровень. У него всегда есть большое количество конечных потребителей, а значит спрос превышает предложение.

Основные характеристики предпринимательства

Каждая из представленных выше форм имеет свои уникальные черты и особенности. Но некоторые из них объединяют коммерцию в целом:

Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.

Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.

Главная функция любой фирмы — участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.

Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.

Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.

Читайте также: