Основоположники сестринского дела кратко

Обновлено: 06.07.2024

В предисловии к удивительной книге "Ангел-хранитель", посвященной российским сестрам милосердия, есть такие строки: "Милосердие в войну как общественное движение родилось в Крымскую кампанию 1854-1856 годов, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран - англичанка Флоренс Найтингейл и Великая княгиня Елена Павловна - одновременно протянули руку помощи воинам, проливающим кровь на поле брани".

Содержание

Вступление……………………………………………………………………3 стр
I. Основоположник сестринского дела - леди со светильником или противоречивый ангел……………………………………………………3-10 стр
II. Святая Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918)………………………………………………………………………10-13 стр
Заключение……………………………………………………………. 13-16 стр
Список используемой литературы…………………………………………17 стр

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат Основоположники СД.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА"

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

студент 03051412 группы, 1-го курса

Бабенко Ирина Сергеевна.

Стенюшкина Татьяна Владимировна

Белгород - 2014 г.

I. Основоположник сестринского дела - леди со светильником или противоречивый ангел……………………………………………………3-10 стр

II. Святая Преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918)………………………………………………… ……………………10-13 стр

Список используемой литературы…………………………………………17 стр

В предисловии к удивительной книге "Ангел-хранитель", посвященной российским сестрам милосердия, есть такие строки: "Милосердие в войну как общественное движение родилось в Крымскую кампанию 1854-1856 годов, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран - англичанка Флоренс Найтингейл и Великая княгиня Елена Павловна - одновременно протянули руку помощи воинам, проливающим кровь на поле брани".

Во время Крымской кампании они были во враждующих армиях: россий-ские сестры милосердия в осажденном городе под пулями противника возвращали к жизни героических защитников Севастополя; британские сестры, находясь на противоположном берегу Черного моря в тылу противника, в турецком городе Скутари, выхаживали раненых и больных воинов Союзной армии (Турции, Великобритании и Франции).

“Флоренс Найтингейл принадлежит не только Англии и английскому на-роду. Она одна из тех, чей дом — вселенная. Ее труды — это бесценное наследие всего человечества” (Аделаида Нуттинг, американская медстра, первый профессор сестринских наук)

I. Основоположник сестринского дела – леди со светильником или противоречивый ангел.

"Каждая женщина от природы сиделка - таково убеждение огромного большинства людей. На самом же деле большая часть даже профессиональных сиделок не знает азбуки ухода за больными. Что же касается бабушек, тетушек и маменек, то сплошь и рядом даже в образованных семьях они при уходе за больными творят величайшие несообразности - совершенно противоположное тому, что следовало бы делать."

Из книги Флоренс Найтингейл "Как нужно ухаживать за больными" ("Notes of nursing")

Имя Флоренс Найтингейл, ставшей символом милосердия, известно во всем мире.

В Лондоне легендарной медсестре воздвигнут памятник. В ее честь в Ан-глии и США выпущены памятные медали, которыми награждают выдающихся медицинских сестер. Американский поэт Лонгфелло посвятил ей поэму “Святая Филомена”. На оборотной стороне 10-фунтовой английской банкноты, имеющей хождение с 70-х годов, изображена

Ф. Найтингейл в палате со светильником в руке, рядом - ее портрет. Изображают ее и на почтовых марках.

Ежегодно 12 мая во многих странах в память Ф. Найтингейл проводится “День больницы”. Именем ее названы многие медицинские школы в разных странах.

Чем заслужила такую славу и признательность эта женщина?

Ф. Найтингейл (1820—1910 гг.) родилась во Флоренции, в богатой аристократической семье и получила блестящее для женщины своего времени образование. Она прекрасно знала литературу, владела греческим, латинским, французским, немецким, итальянским языками, изучала математику и естественные науки, занималась живописью и музыкой.

Уже в юности свое главное предназначение Флоренс видела в избавлении людей от болезней и от смерти, которые можно предупредить. Она решила стать сестрой в 20-летнем возрасте. Но в то далекое время деятельность, связанная с милосердием и оказанием помощи нуждающимся, считалась занятием, не достойным знатной женщины. Девушка пожертвовала личным счастьем, прекрасными отношениями с родителями, но осталась верна своему призванию.

В 1851 г. Флоренс поступает в общину сестер пастора Ф. Флендера (Германия), где получает сестринское образование.

Чтение книг по медицине и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали ее к заветной цели, которая была достигнута ею только в возрасте 33 лет, после стажировки в больнице, которой ведала католическая организация “Сестры милосердия”.

В 1853 г. Ф. Найтингейл становится “надзирательницей” в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. В ее обязанности входило наблюдение за работой сестер, состоянием медицинского оборудования и контроль за приготовлением лекарств. Флоренс считала, что для подготовки сестер нужна специальная школа. Она сознавала важность и необходимость специальных знаний и профессиональной подготовки.

В марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России. В сентябре союзные войска высадились в Крыму. Началась Крымская война.

21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 сестер во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей сестрой в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улучшая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко снизить смертность и спасти тысячи людей. Несмотря на многочисленные административные обязанности, Ф. Найтингейл сама ухаживала за больными ночью. “Она одна, с небольшой лампой в руках, исходила многие мили среди беспомощных страдальцев” . К концу войны под руководством Флоренс работало уже 125 сестер милосердия.

После окончания войны, перед отъездом в Англию, она на собственные средства поставила на высокой горе над Балаклавой (Крым) большой крест из белого мрамора в память о погибших солдатах, врачах и медицинских сестрах.

Ф. Найтингейл вернулась в Англию в 36-летнем возрасте всемирно известной личностью. Ее именем на родине был назван корабль. Королева Виктория подарила ей бриллиантовую брошь с надписью: “Блаженны милостивые”.

В течение своей долгой жизни Ф. Найтингейл написала множество статей и книг о назначении, роли, деятельности и подготовке сестер, а также на самые разнообразные темы.

“Записки об уходе”, изданные в январе 1860 г., выдержали с тех пор сотни изданий на десятках языков мира и не потеряли своей актуальности. Выходят в свет такие работы, как “Заметки о госпиталях”, “Заметки о сестринском деле”, “Письма из Египта”, “Замечания о материалах, касающихся здоровья, активности и госпитальной организации в британской армии” (1858 г.), “Дополнительные сведения о введении женского ухода в военные госпитали в мирное и военное время” (1858 г.), “Заметки об уходе за больными” (1860 г.), “Армейская санитарная администрация и ее реформа”, “Жизнь и смерть в Индии” (1873 г.) и т.д.

Умерла Флоренс Найтингейл в возрасте 90 лет и была похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне. Самоотверженная женщина стала примером служения людям и прообразом международного милосердия. Ее идеи, взгляды и убеждения получили широкое признание медсестер во многих странах. 12 мая, в день рождения основоположницы сестринского дела Ф. Найтингейл, медсестры всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день медицинской сестры — с целью увековечения особых заслуг ее в развитии сестринского дела, а также для выражения профессиональной солидарности.

Флоренс Найтингейл - первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества.

Но после смерти Найтингейл в обществе начали развиваться силы, проти-водействующие ее взглядам и идеалам. Бурное развитие в первой четверти ны-нешнего столетия в ряде западных стран, в том числе и в США, капиталистиче-ских рыночных отношений, не в последнюю очередь сказалось и на системе здравоохранения. Развитие медицины, как прибыльного врачебного бизнеса на Западе, обеспечило условия для быстрого технологического прогресса и создания сложной системы предоставления медицинских услуг. В процессе формирования системы здравоохранения в научно-организационном и в политическом плане врачи и администрация больниц стали рассматривать сестер лишь в качестве источника дешевой рабочей силы, способствовавшего достижению экономических целей.

Большинство сестринских школ в США и Европе перешли под контроль больниц, теоретическое и практическое обучение в них стали осуществлять врачи и администрация больниц. От сестер требовалось лишь беспрекословное выполнение распоряжений врача, их роль все чаще стала восприниматься как вспомогательная.

Однако, несмотря на сложившиеся социальные условия, лидеры сестрин-ского дела из числа первых выпускниц школ Флоренс Найтингейл, неуклонно следовали идеалам своей выдающейся наставницы, стремясь к развитию комплекса специальных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики. Они активно включились в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому, и в учреждениях, где возникала потребность в такой помощи со стороны отдельных лиц, семей и групп населения.

Сестринская практика стала постепенно трансформироваться в самостоя-тельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. Интерес к развитию научных исследовании в области сестринского дела был отчасти обусловлен широкими возможностями использования их результатов в созданных после второй мировой войны в ряде западных стран альтернативных поддерживающих службах здравоохранения. К ним, в первую очередь, относились дома сестринского ухода, в которых профессиональные сестры осуществляли наблюдение и обеспечивали всесторонний уход старикам, хронически больным и инвалидам, не нуждавшимся в интенсивных лечебных мероприятиях, т.е. во врачебных вмешательствах. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержания оптимального качества их жизни и благополучия. Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб сестринской помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения в условиях безудержного роста цен в больничном секторе здравоохранения.

Подавляющее большинство (около восьмидесяти процентов) сестер про-должали работать в больницах. Однако использование современной медицинской аппаратуры и прогрессивных технологий потребовали от сестер нового качества знаний. Не было сомнений в том, что качество сестринской помощи всецело определяется уровнем профессионального образования.

Ученики и последователи идей Флоренс Найтингейл выступали за то, чтобы сестринское образование заняло достойное место в колледжах и университетах. Первые университетские программы подготовки сестер появились в США еще в конце прошлого века, однако их число значительно возросло в высших учебных заведениях Америки и Европы после второй мировой войны. Вскоре стали появляться новые теории и модели сестринского дела, а вслед за ними - даже научные школы со своими авторитетами. Так, известный теоретик сестринского дела Вирджиния Хенденсен, определяя взаимоотношения между сестрой и пациентом, отмечала, что "уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний". По мнению другой исследовательницы, Доротеи Орем, "основной целью деятельности сестры должно быть поддержка умения пациента заботиться о себе".

В профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, такие как "сестринский процесс", "сестринский диагноз" и др. Им отводилось место и в новых формулировках сестринского дела. К примеру, в 1980 году Американская ассоциация сестер определила задачу сестры как "умение поставить сестринский диагноз и скорректировать ответную реакцию пациента на болезнь". Уточним, что сестринский диагноз отличается от врачебного тем, что определяет не болезнь, а ответную реакцию пациента в связи с болезнью. Развивающиеся сестринские знания требовали дальнейшего обсуждения, проверки, применения и распространения.

В 1952 году в свет вышел первый международный научный журнал по сестринскому делу - "Нерсинг Рисерч". В настоящее время только в Америке выходит около двухсот профессиональных сестринских журналов. К 1960 году стали появляться и программы докторантур в области сестринского дела, К концу семидесятых годов число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло в Соединенных Штатах 2000. В 1973 году в Америке была создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 году Конгресс США принял законодательство, в соответствии с которым в рамках Национального Института здравоохранения в стране был создан Национальный центр сестрин-ских исследований.

Однако такие благоприятные условия для развития сестринского дела были далеко не везде. Пренебрежительное отношение к сестринской профессии и неправильное использование сестринского персонала во многих странах затормозили развитие не только сестринской помощи, но и всего здравоохранения в целом. Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе, Дороти Холл, "многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука". "Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами".

Тем не менее, медицинские сестры во всех странах мира все с большей ре-шительностью заявляют о своем желании внести профессиональный вклад в со-здание качественно нового уровня медицинской помощи населению. В условиях глобальных и региональных, социальных и экономических, политических и национальных преобразований они по-иному видят свою роль в обществе, выступая порой в качестве не только медицинского работника, но и воспитателя, учителя, адвоката пациента. На совещании национальных представителей Международного Совета сестер, проходившем в 1987 году в Новой Зеландии, единогласно была принята такая формулировка: "Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре I. По его указу в 1715 году были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.

В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

Первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала (учебник Х.Оппеля по уходу за больными) вышло в свет в 1822 году. В пособии Х.Оппеля описывались принципы отбора ухаживающего персонала, требования к их физическим и нравственным качествам, т.е. впервые давались основы деонтологии. Отдельные главы пособия были посвящены особенностям ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, травмированными. Впервые были описаны методики выполнения основных медицинских процедур и правила приема лекарственных препаратов.

Историческим поводом для создания общин сестер милосердия нового типа послужили события Крымской войны (1853-1856 гг.) По инициативе Н.И. Пирогова Великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая I) учредила в 1854 году Крестовоздвиженскую общину предназначенную, главным образом, для оказания помощи раненым и больным в действующей армии.

История сохранила память о сестрах милосердия в период Крымской войны. Среди сестер милосердия особое место занимает Екатерина Михайловна Бакунина – внучатая племянница Кутузова, московская аристократка. Она стала сестрой милосердия во время Крымской войны. Екатерина Бакунина она из первых отправилась в составе Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам. Бакунина сделала переворот в госпиталях, введя в них службу сестер милосердия.

Широкую известность получила Екатерина Петровна Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г., и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия.

Екатерина Александровна Хитрово – одна из первых сестер милосердия, соратница Н.И. Пирогова. Во время Крымской войны Е.А. Хитрово подготавливает и направляет на театр военных действий сестер милосердия из Одессы.

Движение сестер милосердия получило широкий отклик в сердцах русских людей. Одна за другой открываются новые общины:

Международным комитетом Красного Креста в 1912 году учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждают сестер, проявивших героизм на театре военных действий (в годы ВОВ 46 сестер в нашей стране были награждены этой медалью).

Крымская война (1853-1856 гг.) потребовала качественно нового, квалифицированного ухода за больными и ранеными. Идея помощи раненым силами сестер милосердия явилась предпосылкой для организации Общества Красного Креста. Основоположником организации стал гражданин Швейцарии Анри Дюнан. Он был поражен страданиями раненых и деятельностью Ф. Найтингейл, Н.И. Пирогова и его отряда сестер во время войны. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне (флаг родины Дюнана – белый крест на красном).

Первым настоящим испытанием для Красного Креста стала русско-турецкая война (1877-1878 гг.). Потребность в сестрах возросла в несколько раз. Началась срочная подготовка новых сестер на 1,5-2 месячных курсах. Полученные знания проверялись при помощи экзамена и выдавались свидетельства Красного Креста.

В этот период истории сестринского дела нельзя не вспомнить о замечательной сестре милосердия Юлии Павловне Вревской. Баронесса Ю.П. Вревская во время русско-турецкой войны на Балканах была сестрой милосердия в эвакуационном госпитале действующей русской армии. Воспетая Тургеневым и Гюго, она умерла от тифа в болгарской деревушке.

С учреждением Русского общества Красного Креста в его компетенцию вошли организация подготовки сестер милосердия и контроль за учреждением и деятельностью общин сестер милосердия. Обучение сестер милосердия велось в течение 1,5-2 лет. Курс состоял из практического и теоретического разделов, преподавание велось в собственных врачебных учреждениях КК, госпиталях, городских и земских больницах, частных лечебницах. По окончании обучения сестры сдавали экзамен и переходили на права испытуемых в течение 2–х лет, после чего получали свидетельство сестры милосердия.

В 1894 году в распоряжении Российского общества Красного Креста находилось 49 общин сестер милосердия, в которых насчитывалось 1074 сестры.

В 1897 году РОКК учредило институт братьев милосердия с двухгодичным сроком обучения, целью которого была подготовка мужского персонала по уходу за больными и ранеными и оказанию помощи при несчастных случаях.

Система общин Красного Креста продолжала развиваться, и к 1913 году они существовали во всех губернских городах, а также в некоторых уездных центрах и даже в селах. Общее число их составило 109, в которых насчитывалось 3442 сестры.

С 1928 года в нашей стране стала проводиться систематическая подготовка медицинских сестер.

В годы Великой Отечественной войны рядом с больными и ранеными в тылу врага и на передовой всегда были медицинские сестры, 17 медицинских сестер получили звание героя Советского Союза, 46 – вручена медаль Флоренс Найтингейл.

В годы войны медицинская служба Вооруженных Сил совместно с гражданским здравоохранением возвратила в строй после излечения 72,3 % раненых и 90,6 % больных; действующую армию и тыл удалось уберечь от крупных эпидемий.

В 1953 году школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего медицинского образования. С 1991 года проводится подготовка в училищах и колледжах.

В 1965 году создаются курсы повышения квалификации средних медицинских работников.

С 1971 г. День рождения Ф. Найтингейл – 12 мая – объявлен Международным днем медицинской сестры.

История не стоит на месте, развивается и сестринское дело. Возрастают требования к профессиональным и личностным качествам медицинской сестры.

В 1993 году в Голицино была проведена международная конференция по теории сестринского дела, на которой был поставлен вопрос о необходимости реформы образования и СД для совершенствования сестринской практики.

Основные направления реформы сестринского дела в России

  • Создать нормативно-правовую базу сестринского дела;
  • определить философию сестринского дела;
  • создать многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела;
  • внедрить сестринский процесс в сестринскую практику.

В 1994 году создана Ассоциация медицинских сестер России, принимающая участие в работе Международного Совета сестер.

Основные задачи Ассоциации медицинских сестер России

  • Повышение роли медсестры в системе здравоохранения;
  • защита профессиональных прав;
  • повышение качества медицинской помощи;
  • улучшение условий труда и повышение заработной платы;
  • повышение уровня квалификации медицинских сестер и их образования;
  • возрождение традиций сестринского милосердия.

В 1997 году Ассоциация медицинских сестер создает Этический кодекс медицинской сестры России.

В 1998 году прошел I Всероссийский съезд средних медицинских работников в Санкт-Петербурге. Одобрен проект Государственной программы развития сестринского дела в Российской Федерации.

Внедрена многоуровневая подготовка специалистов сестринского дела – базовый уровень, повышенный уровень, высшее сестринское образование (ВСО).

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия.

В 1641 г. создала специальную школу по их обучению.

По его типу были организованы общины и в других странах.

В России впервые введены штатные единицы для женщин по уходу за больными при Петре I в 1728 г.

Начиная с 1814 г., систематический уход за больными организовала императрица Мария Федоровна – служба сердобольных вдов.

В 1818 г. был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах организованы специальные курсы седелок.

В 1854 г. по инициативе великой княгини Елены Павловны была учреждена в Петербурге Крестовоздвиженская община.

Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя.

В период Крымской войны (1853-1856 гг.) женский труд по оказанию помощи раненым и больным был применен в принципиально новых организационных формах и на новом качественном уровне под руководством Н.И. Пирогова, который определил роль и задачи сестер общины.

Помощь раненым силами сестер милосердия этой общины явилась прообразом деятельности позже созданного Общества Красного Креста.

Сильно отличилась при помощи раненным простая девушка по имени Даша Михайлова (Севастопольская).

17 января 1855г. в Крым прибыла группа сестер во главе с Е. М. Бакуниной.

В послевоенные годы Крестовоздвиженскую общину возглавляла Е.М. Бакунина, добившаяся подписания в 1863 г. приказа военного министра Д.А. Милютина о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату можно считать годом рождения профессии медицинской сестры в России.

(После революции община получила имя революционера Г.И. Чудновского, а в настоящее время она называется Балтийская клиническая центральная бассейна больница)

2. Основоположники сестринского дела.

Началась Крымская война. 21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 сестер во главе с Ф. Найтингейл.

В предисловии к удивительной книге "Ангел-хранитель", посвященной российским сестрам милосердия, есть такие строки: "Милосердие в войну как общественное движение родилось в Крымскую кампанию 1854-1856 годов, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран - англичанка Флоренс Найтингейл и Великая княгиня Елена Павловна - одновременно протянули руку помощи воинам, проливающим кровь на поле брани".

12 мая, в день рождения основоположницы сестринского дела Ф. Найтингейл, медсестры всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день медицинской сестры — с целью увековечения особых заслуг ее в развитии сестринского дела, а также для выражения профессиональной солидарности.

Многие авторы считают, что именно с 1803 года в России возникло "сестринское дело".

Другие авторы считают, что сестры милосердия появились в России только в 1841 году, после создания первой общины сестер милосердия (Свято-Троицкой).

Кто-то, быть может, вспомнит, что в России сёстры милосердия впервые появились во время Крымской войны 1854-1855 годов.

Вместе с тем, институт сестёр милосердия своим появлением обязан не столько Пирогову, сколько одной замечательной женщине,– великой княгине Елене Павловне. Ещё в 1828 году императрица Мария Фёдоровна завещала ей заведование Мариинским и Повивальным институтами, и с тех пор проблемы медицины были постоянно в поле её зрения.

3. Участие А. Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны. Российское Общество Красного Креста.

Анри Дюнан (1828 - 1910) С его именем связана история возникновения Международного Комитета Красного Креста. Дюнан выступал за создание в европейских странах действующих на добровольных началах обществ по оказанию помощи раненым, за необходимость принять международное соглашение, которое гарантировало бы этим добровольцам признание и уважение.

На первом заседании Комитета его президентом был избран генерал Дюфур. А в октябре 1863 г. в Женеве состоялась Международная конференция, на которой представители 14 стран и 4 благотворительных организаций поддержали идею Анри Дюнана - создать в каждой стране добровольные комитеты для оказания помощи раненым. 8 мая, в день рождения Анри Дюнана, отмечается Международный день Красного Креста и Красного Полумесяца - как всемирное признание его заслуг.

В 1867 Россия присоединилась к Женевской конвенции (15 мая 1867 года Александр II утвердил первый Устав Российского Общества Красного Креста (РОКК), положив начало его развитию в России), и тогда же под покровительством императрицы Марии Александровны, жены императора Александра II, было создано Общество попечения о раненых и больных воинах. В 1879 оно получило название — Российское общество Красного Креста (РОКК). В ведении РОКК находилось большинство Общин сестер милосердия.

4. Основные направления в процессе реформирования сестринского дела.

На Руси уже в Х веке княгиня Ольга организовала больницу, где уход был поручен женщинам. В XVI веке "Стоглавый собор" издает указ об организации мужских и женских богаделен с привлечением на работу женщин.

В XVII веке на территории Троице-Сергиевского монастыря был создан первый госпиталь – в 1612 году.

В 1618 году при Троицком монастыре возникла первая (в современном понимании) больница.

В 1650 году появилась больница на территории Андреевского монастыря.

Примерно в 1707 году в Москве был создан первый гражданский госпиталь, а в 1715 году указом Петра I были организованы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины.

В 1735 году вышел генеральный регламент о госпиталях, в котором определяется сфера деятельности женщин (мытье полов, стирка белья).

В 1763 году в Москве учреждена Павловская больница, где специально для больных женщин имелись "бабы - сидельницы" из вдов и жен больничных солдат.

В начале ХХ столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1909 году была открыта Марфо - Марьинская обитель, которая к 1911 году становится "центром милосердия" в Москве.

В 1914 году община была превращена в госпиталь в связи с началом Первой Мировой Войны. Подготовка сестринского персонала осуществлялась при общинах.

26 августа 1917 года в Москве состоялся IВсероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.

Первые медицинские школы появились в 1920 году. (по гос. программе)

В 1946г. Министерство здравоохранения СССР утвердила новые учебные планы, которые предусматривали боле глубокое преподавание теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ. В 1953 г. все средние медицинские учреждения были преобразованы в медицинские училища.

В 1987году в Туле прошел I съезд медицинских сестер России. В ходе реформы стали проходить съезды медицинских работников.

С 1991 года начинается подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2-3 годичной программе, но и в колледжах по 4-х годичной программе обучения. В этом же году открывается факультет высшего сестринского образования.

В 1993 году были впервые сформулированы основные принципы, в соответствии с которыми медсестра — это "специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.

С 1993 года стали происходить заметные изменения в организации сестринского дела создание и принятие философии сестринского дела. В учебных и лечебно-профилактических учреждениях стали рассматриваться такие понятия, как "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".

В 1994г. Создана Ассоциация Медицинских сестер России, принимающая участие в работе Международного Совета сестер.

В 1996 году сформировалась многоуровневая система подготовки высшего сестринского, среднего медицинского и фармацевтического образования, которое предполагает:

- базовый (основной) уровень подготовки (МУ);

- повышенный (углубленный) уровень подготовки (колледж);

- высшее сестринское образование (ВСО) институт;

- после вузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура).

В июне 1996 г. была принята первая редакция Этического кодекса в первом чтении.

В сентябре 2010 года разработана новая редакция документа.

20-21 октября 2004г. в Москве прошел II Всероссийский съезд медицинских работников. На нем обсуждалась реформа здравоохранения.

5. Философия сестринского дела: основные понятия, содержание, этические элементы.

1.пациент как личность

4.пациент-человек, нуждается в уходе

этические элементы философии сд:обязанности; ценности; добродетели.

Содержание сд: этические обязанности медицинской сестры по обслуживанию пациентов (соблюдать конфиденциальность, уважать автономию пациента, говорить правду и т. . цели, к которым стремится медицинская сестра (независимость, здоровье, знания, умение и т.д)

6. Миссия, цели и задачи сестринского дела.

7. Основные положения этического Кодекса Международного Совета медицинских сестер. Основные положения этического Кодекса медицинских сестер России.

КОДЕКС МСМ Этический кодекс медицинской сестры МСМ составляют 4 принципиальных элемента, определяющих стандарты этической практики.

1. Медсестры и пациенты Основную ответственность медсестра несет перед теми, кто нуждается в ее помощи. Медсестра также несет солидарную ответственность за сохранение и защиту окружающей среды от истощения, разрушения и уничтожения.

2. Медсестры и практика. На медсестре лежит персональная ответственность за оказание сестринской помощи и поддержку уровня своей компетентности посредством непрерывного обучения. Оказывая помощь, медсестра гарантирует соответствие применяемых технологий и научных достижений принципам безопасности, защиты достоинства и прав человека.

3. Медсестры и профессия. Медсестра играет основную роль в определении и воплощении приемлемых стандартов клинической сестринской практики, управления, исследований и образования. Медсестра принимает активное участие в развитии научно-обоснованных профессиональных знаний.

4. Медсестры и коллеги. Медсестра поддерживает отношения сотрудничества с коллегами-сестрами и другими сотрудниками учреждения. Медсестра предпринимает необходимые действия в защиту пациентов, членов их семей и сообществ, если их здоровью угрожают действия коллег или иных лиц.

Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры являются следующие положения:

- Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам.

- Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации.

- Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить! ".

- Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.

- Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.

- Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.

Биоэтика - это наука о сбережении жизни.

Медицинская этика - учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. Предметом исследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала.

9. Медицинская этика и деонтология в работе медсестры. Моральная и юридическая ответственность медсестры.

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice) – изучение нравственности, морали. (лмс)

Медицинская этика - учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. (книжка)

Медицинская деонтология (греч. deon – долг) – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Конституция Российской Федерации гласит: человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

10. Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения.

Значение психотерапевтического воздействия хорошо известно – его ценность превосходит иногда все другие методы лечения.

Общение - это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.

Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях.

Невербальная информация отражает поступки или поведение того, передает информацию без использования речи или написания (письма).

Общение в сестринском деле - это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.

1. Контактная - установление состояния взаимной готовности к общению.

3.Побудительная - стимуляция активности партнера.

4. Координационная - взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.

5. Понимания - адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.

6. Эмотивная - обмен эмоциями между партнерами.

7. Установление отношений - осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях.

8. Оказание влияния - изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.

Со вступлением на трон династии Романовых милосердием и благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начинают заниматься знатные, светские женщины.

При Петре 1 с 1715 года создаются воспитательные дома, в которых женщин готовили к службе в роли сиделок у больных в госпиталях и лазаретах.

В 1764 году одновременно открываются Московский воспитательный дом (в будущем Дом охраны младенца) и родильный госпиталь.

В 1784 году учреждено акушерское училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме. Здесь преподавал Амбодик-Максимович.

В конце XVIII века появились первые фельдшера-подлекари.

Качественно новый этап в развитии сестринской помощи в России связан с организацией общин сестёр милосердия.

По инициативе Н. И. Пирогова в 1854 гг. Еленой Павловной (сестрой Николая 1) учреждается Крестовоздвиженская община сестер милосердия для оказания помощи раненым во время боевых действий. Именно Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины одними из первых принимали активное участие в помощи больным и раненным на поле боя Крымской войны.

Среди особо отличившихся сестер следует назвать старших сестер милосердия общины Екатерину Александровну Хитрово, Елизавету Петровну Карцеву, Екатерину Михайловну Бакунину.

Екатерина Михайловна Бакунина – дочь генерал-губернатора Петербурга, внучатая племянница М. И. Кутузова. Е. Бакунина возглавляла третий отряд сестер милосердия, прибывший в Севастополь, и была первой помощницей Н. И. Пирогова при операциях. После окончания Крымской войны Е. М. Бакунина стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины, где вела борьбу против превращения ее в монастырский орден. Считала, что важно не вероисповедование, а те моральные и общественные взгляды, которых придерживаются сестры милосердия. Она является родоначальницей сестринской службы сельской медицины. У себя в Тверской губернии, около своего имения, она организовала на собственные средства лечебницу и аптеку. По просьбе великой княгини Е. М. Бакунина в 65-летнем возрасте возглавила отряд сестер милосердия, отправляющийся на Кавказ на русско-турецкую войну (1877-1878).

Сестры милосердия работали на ликвидации эпидемий холеры (1880 - 1881), тифа и цинги (1899).

Одна из последних общин сестер милосердия – Марфо-Мариинская обитель – была организована в 1907-1908гг Елизаветой Федоровной.

В канун Первой мировой войны в России существовало 109 общин сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна и 2 ее дочери, Ольга и Татьяна, закончили 2-месячные курсы сестер милосердия и работали в Царскосельском госпитале во время войны, оказывая помощь раненым и ассистируя при операциях.

Со вступлением на трон династии Романовых милосердием и благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начинают заниматься знатные, светские женщины.

При Петре 1 с 1715 года создаются воспитательные дома, в которых женщин готовили к службе в роли сиделок у больных в госпиталях и лазаретах.

В 1764 году одновременно открываются Московский воспитательный дом (в будущем Дом охраны младенца) и родильный госпиталь.

В 1784 году учреждено акушерское училище при Санкт-Петербургском воспитательном доме. Здесь преподавал Амбодик-Максимович.

В конце XVIII века появились первые фельдшера-подлекари.




Качественно новый этап в развитии сестринской помощи в России связан с организацией общин сестёр милосердия.

По инициативе Н. И. Пирогова в 1854 гг. Еленой Павловной (сестрой Николая 1) учреждается Крестовоздвиженская община сестер милосердия для оказания помощи раненым во время боевых действий. Именно Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины одними из первых принимали активное участие в помощи больным и раненным на поле боя Крымской войны.

Среди особо отличившихся сестер следует назвать старших сестер милосердия общины Екатерину Александровну Хитрово, Елизавету Петровну Карцеву, Екатерину Михайловну Бакунину.

Екатерина Михайловна Бакунина – дочь генерал-губернатора Петербурга, внучатая племянница М. И. Кутузова. Е. Бакунина возглавляла третий отряд сестер милосердия, прибывший в Севастополь, и была первой помощницей Н. И. Пирогова при операциях. После окончания Крымской войны Е. М. Бакунина стала настоятельницей Крестовоздвиженской общины, где вела борьбу против превращения ее в монастырский орден. Считала, что важно не вероисповедование, а те моральные и общественные взгляды, которых придерживаются сестры милосердия. Она является родоначальницей сестринской службы сельской медицины. У себя в Тверской губернии, около своего имения, она организовала на собственные средства лечебницу и аптеку. По просьбе великой княгини Е. М. Бакунина в 65-летнем возрасте возглавила отряд сестер милосердия, отправляющийся на Кавказ на русско-турецкую войну (1877-1878).

Сестры милосердия работали на ликвидации эпидемий холеры (1880 - 1881), тифа и цинги (1899).

Одна из последних общин сестер милосердия – Марфо-Мариинская обитель – была организована в 1907-1908гг Елизаветой Федоровной.

В канун Первой мировой войны в России существовало 109 общин сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна и 2 ее дочери, Ольга и Татьяна, закончили 2-месячные курсы сестер милосердия и работали в Царскосельском госпитале во время войны, оказывая помощь раненым и ассистируя при операциях.

В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первы­ми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербур­ге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно рели­гиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назна­чение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосер­дия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна со­хранить чувствительное сердце.

Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицин­ских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслужи­вания раненых на поле боя.

По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были раз­делены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.

Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н.И.Пирогова, получив домашнее образование, сна­чала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одес­скую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в располо­жении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820—1910), кото­рая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.

21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 медицинских сестёр во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей медицинской се­строй в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улуч­шая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко сни­зить смертность и спасти тысячи жизней.

Ф. Найтингейл вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку её работы по статистике, пока­завшие, как дорого обходятся Англии болезни солдат и какова эф­фективность улучшения санитарных условий, сделали борьбу за ре­форму системы медицинского обслуживания в английской армии успешной.

С 1971 г. день рождения Ф. Найтингейл — 12 мая — объявлен МСМС как Международный день медицинских сестёр. Междуна­родным комитетом Красного Креста в 1912 г. учрежденамедаль имени Ф. Найтингейл, которой награждают медицинских сестёр, проявивших героизм на войне. В годы Великой Отечественной вой­ны 1941 — 1945 гг. 46 медицинских сестёр в нашей стране были на­граждены этой медалью.

В конце 1860-х годов появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

3. Общество Красного Креста.

Читайте также: