Основания расторжения брака в древнем вавилоне кратко

Обновлено: 30.06.2024

Законы Хаммурапи — это свод законов старовавилонского периода, созданный в 1750-х годах до н. э. при царе Хаммурапи. Один из древнейших памятников права в мире.

Заключение брака

Законы Хаммурапи квалифицировали брак одной из разновидностей договора. По обыкновению он заключался между родителями жениха и невесты, согласие которых не требовалось.

Девочек замуж выдавали с 7 лет. В соответствии со статьей 128 действовало правило: нет письменного контракта – нет брака:

Допускался брак свободного мужчины с рабыней или свободной женщины с рабом, если он служил во дворце или находился в услужении у мушкенума. Дети от подобных браков являлись свободными (статьи 175, 176). В случае смерти отца половина наследства по праву принадлежала владельцу раба. Зять платил выкуп, обменивался подарками с тестем. Полагалось дочери выдать приданое. Закон отказывался от брака как разновидности сделки купли-продажи.

Подарки и приданое давали жене определенные гарантии ее материального благополучия на случай развода или смерти мужа (за исключением случаев, когда она обвинялась в предосудительном поведении или разгульном образе жизни).

Развод и наследственные права

Законом предусматривались гарантии женщине с детьми, если ее оставлял сожитель. Покидая ее, муж-авилум должен был выделить половину имущества на воспитание детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Закон определяет положение супругов, их наследственные права и т.д. Муж-авилум мог отдать жену в долговую кабалу, если в брачном договоре она не оградила себя от такого (статья 151). В случае тяжелой болезни жены муж мог брать вторую жену. Он мог изгнать жену, если она была мотовкой и разоряла семью или унижала его достоинство. Приданое не возвращалось (статья 141). Если жену в таком случае не прогоняли, она становилась рабыней, а муж имел право жениться на другой (статья 141). Развод для мужчины, следовательно, был возможен в любое время. Одновременно закон говорит об определенной правоспособности замужних женщин.

Права и обязанности женщин и детей

Жена авилума могла распоряжаться приданым, заниматься ростовщичеством, ремеслом, торговлей, имела широкую гражданскую дееспособность. Законом охранялись ее честь и достоинство. Если без оснований авилум оклеветал чужую жену в безнравственном поведении, то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить виски (статья 127). Изнасилование чужой жены или проживающей в доме отца девушки наказывалось смертной казнью (статья 130).

Если муж обвинял жену в прелюбодеянии, но факт не был доказан, жена, дав клятву непорочности, могла вернуться в дом отца (статья 131). В качестве альтернативы доказательства невинности жена могла подвергнуться водной ордалии. Утонувшая почиталась за виновную.

В привилегированном положении находились состоящие при храме жрицы. Однако высокие должности в храме получали дочери высокопоставленных родителей. В сфере имущественных отношений права жриц и служителей богини любви Иштар мало отличались от прав авилум.

Законы Хаммурапи предусматривали большую власть отца над детьми. Он мог продать детей в рабство, отдать в долговую кабалу, отдать дочь в качестве жрицы любви в храм, где она торговала телом, а деньги отдавала в казну храма, что считалось богоугодным занятием.

Если сын ударил отца, ему отрубали пальцы (статья 195). Если приемный сын отрекался от родителей, которые его воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, получив предварительную санкцию суда.

Таким образом, Законы Хаммурапи не только закрепили и сохранили большую власть главы патриархальной семьи, но и усилили ее. Возможно, что традиции и обычаи шумеров, аккадцев, аморитов и прочих народов, не зафиксированные в Законах Хаммурапи, содержали иные установления в сфере брачно-семейных отношений.

Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права. Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений.

Наследственные отношения строились по принципу семейной общности. Завещаний вавилонское право, видимо, не допускало. Однако известны были внутрисемейные дарения имущества (дарения между живыми): мужа жене, отца сыну. Оформленные специальным договором, эти дарения считались неоспоримыми и наследственному переделу не подлежали.

В случае отказа жениха от брака, он терял выкупную плату и свадеб­ный подарок в пользу отца невесты. Отец невесты, в свою очередь, в случае отказа, выдать ее замуж, должен был вернуть все полученное в двойном размере (ст. 160).

Признавался допустимым брак свободного с рабыней, а также брак свободной женщины с рабом дворца или рабом, принадлежавшим мушкенуму. Дети, рожденные от таких союзов, считались свободными.

Замужняя женщина могла иметь свое имуще­ство, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследо­вать после мужа с детьми, заключать сделки, заниматься ремеслом, ростов­щичеством. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главен­ства мужа, при котором жена занимала подчиненное положение. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главенства мужа, при ко­тором жена занимала подчиненное положение. Муж, помимо жены, мог содержать наложниц, в то время как жене, за супружескую неверность, гро­зило утопление в реке. В целом, Законы Хаммурапи ратуют за моногамию, упоминая лишь одно исключение (ст. 148): если жена заболела проказой, муж не мог с ней развестись, будучи обязанным заботиться о ней; однако ему разрешалось привести в дом еще одну жену.

Развод для мужа возможен был в любое время, а для жены - лишь в особых случаях, например, когда жена больна и муж берет в дом наложницу.

Муж мог отдать жену в кабалу в качестве оплаты своих личных вне­брачных долгов, если жена не оградила себя от этого по брачному договору (ст. 151).

За долги, возникшие во время брака, ответственны оба супруга и муж может отдать в кабалу, как жену, так и детей.

Отец имел власть и над детьми: по судебному решению, производи­лось отрезание языка за злословие в адрес родителей.

Вдова, имеющая малолетних детей, не имела права вторично выйти замуж без разрешения суда. Судьи проводили опись имущества, оставшегося после первого брака и назначали опекуна. Ни вдова, ни ее второй муж не имели права продавать что-либо из этого имущества, предназначенного детям.

Дети от рабыни после смерти супруга становились свободными, как и их мать. Если отец при жизни признавал их своими детьми, то они получали часть имущества наравне с законными детьми.Наследование по завещанию в вавилонском праве уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Сыновья и дочери наследовали поровну, а если детей не было, то бра­тья умершего или братья его отца. Если жена умерла бездетной, то ее прида­ное возвращалось ее отцу. Если умирал муж, жена получала свое приданое, подарки мужа и продолжала жить в его доме. Если муж не делал ей подар­ков, она получала равную с детьми долю наследства. Имущество, по общему правилу, отписывалось детям, а не супруге.

В случае отказа жениха от брака, он терял выкупную плату и свадеб­ный подарок в пользу отца невесты. Отец невесты, в свою очередь, в случае отказа, выдать ее замуж, должен был вернуть все полученное в двойном размере (ст. 160).

Признавался допустимым брак свободного с рабыней, а также брак свободной женщины с рабом дворца или рабом, принадлежавшим мушкенуму. Дети, рожденные от таких союзов, считались свободными.




Замужняя женщина могла иметь свое имуще­ство, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследо­вать после мужа с детьми, заключать сделки, заниматься ремеслом, ростов­щичеством. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главен­ства мужа, при котором жена занимала подчиненное положение. Тем не менее, семейные отношения строились на основе главенства мужа, при ко­тором жена занимала подчиненное положение. Муж, помимо жены, мог содержать наложниц, в то время как жене, за супружескую неверность, гро­зило утопление в реке. В целом, Законы Хаммурапи ратуют за моногамию, упоминая лишь одно исключение (ст. 148): если жена заболела проказой, муж не мог с ней развестись, будучи обязанным заботиться о ней; однако ему разрешалось привести в дом еще одну жену.

Развод для мужа возможен был в любое время, а для жены - лишь в особых случаях, например, когда жена больна и муж берет в дом наложницу.

Муж мог отдать жену в кабалу в качестве оплаты своих личных вне­брачных долгов, если жена не оградила себя от этого по брачному договору (ст. 151).

За долги, возникшие во время брака, ответственны оба супруга и муж может отдать в кабалу, как жену, так и детей.

Отец имел власть и над детьми: по судебному решению, производи­лось отрезание языка за злословие в адрес родителей.

Вдова, имеющая малолетних детей, не имела права вторично выйти замуж без разрешения суда. Судьи проводили опись имущества, оставшегося после первого брака и назначали опекуна. Ни вдова, ни ее второй муж не имели права продавать что-либо из этого имущества, предназначенного детям.

Дети от рабыни после смерти супруга становились свободными, как и их мать. Если отец при жизни признавал их своими детьми, то они получали часть имущества наравне с законными детьми.Наследование по завещанию в вавилонском праве уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Сыновья и дочери наследовали поровну, а если детей не было, то бра­тья умершего или братья его отца. Если жена умерла бездетной, то ее прида­ное возвращалось ее отцу. Если умирал муж, жена получала свое приданое, подарки мужа и продолжала жить в его доме. Если муж не делал ей подар­ков, она получала равную с детьми долю наследства. Имущество, по общему правилу, отписывалось детям, а не супруге.


В Вавилоне брак считался действительным, если скреплялся письменным договором. Без договора отношения не имели юридической силы. Основным содержанием договора являлись: порядок его заключения, взаимоотношения супругов, родителей и детей, правовой режим семейного имущества. Допускались браки между свободными и рабами; дети в этих случаях признавались свободными. Запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, а также между свойственниками (например, между мачехой и пасынком).

Брачный договор заключался между женихом и отцом невесты; они определяли и содержание договора. Жених вносил выкупную плату и свадебный подарок в семью невесты (компенсация за потерю работницы). Приданое невесты, выделяемое отцом, передавалось жениху. В случае отказа сторон от заключения брака до официальной церемонии бракосочетания жених терял выкупную плату и свадебный подарок в пользу отца невесты и возвращал приданое, несостоявшийся тесть обязывался вернуть все полученное им в двойном размере.

О равноправии полов речи не было. Господствующее положение в семье занимал муж. Он ведал хозяйственным обеспечением семьи. Власть над домочадцами, хотя и не беспредельна, но достаточно велика. В случае необходимости он мог продать жену и детей в рабство или отдать в долговую кабалу (на срок до трех лет).

Брако-разводный процесс также подчинен интересам мужчины. Развод для мужа был осуществим достаточно легко, хотя и требовал некоторого обоснования (бесплодие, расточительство, дурное поведение жены); жена же имела право на развод лишь при наличии серьезных причин: злостной клеветы на нее, нарушение мужем супружеской верности и пренебрежение ею как женой, длительное отсутствие и неоказание семье материальной помощи, при серьезном заболевании, когда муж вторично женится или берет в дом наложницу. Дети, как правило, остаются с отцом и только в исключительных случаях следуют за матерью, когда ее социальный и имущественный статус выше, чем у отца.

Вместе с тем Законы рассматривали замужнюю женщину как вполне правоспособную личность, наделив ее широкими имущественными правами. Приданое остается ее собственностью, находясь лишь во временном пользовании и заведывании мужа. Жена может распоряжаться также тем имуществом, которое получит в подарок от мужа; это имущество со смертью мужа остается собственностью жены, и она может завещать его тому из своих детей, кому пожелает. Жена свободно заключает сделки, покупает и арендует имущество, занимается ремеслом, торговлей, ростовщичеством, может выступать в суде по имущественным спорам. По условиям брачного договора долги, сделанные мужем до брака, на имущество жены не распространялись.

Читайте также: