Основания политической власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Влияние, оказываемое на других людей;
  • достижение определенных целей;
  • возможности использования определенных средств;
  • особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей;
  • особый вид отношений между управляющим и управляемым;
  • возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях
  • быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;
  • иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).

Так, одним из признаков политической системы советского типа после Октября 1917 г. было преобладание методов революционного насилия в осуществлении властных функций. Это было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями ее формирования (Интервенция, Гражданская война, низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др.). В результате была создана разветвленная сеть карательных
органов.

Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:

1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей;

2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения;

3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами тру-
да и т.д.).

Представление об основных компонентах власти можно получить из приведенной ниже схемы.

Структура власти

  • Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
  • основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
  • субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
  • объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
  • функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
  • ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.

Основные черты политической власти

  • Верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
  • моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
  • наличие особого аппарата управления и принуждения;
  • использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
  • публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права)

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Для осуществления политической власти необходимо:

  • доминирование властной воли;
  • наличие особого аппарата управления;
  • монополия на регламентацию жизни общества;
  • право на принуждение в отношении общества и личности;
  • легитимность;
  • суверенитет.

Обратите внимание на принципы суверенитета и легитимности. Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

Принципы суверенитета

Принципы легитимности

  • Верховенство государственной власти – право государства устанавливать в обществе единый правопорядок и его верховенство над другими политическими институтами, политическими партиями, учреждениями и т.д.
  • Независимость государственной власти – самостоятельность и равноправие в отношениях с другими государствами
  • Способность власти созда-вать у населения веру в то, что существующие политические ин-ституты являются наилучшими из возможных.
  • Формирование убеждения в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством членов общества

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой инфор-мации.

Типы легитимного господства по М. Веберу

Признак

Легальное

господство

Традиционное господство

Харизматическое

господство

М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан и означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.

Легальное господство. Легальное (рационально-бюрокра-ти­ческое) господство основывается на признании добровольно уста­новленных юридических норм, направленных на регулирование от­ношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

В условиях легального господства всегда существует опасность превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Способы ограничения бюрократии: регу­лярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных кадров управленческого аппарата и кон­троль за ними со стороны политических институтов.

Харизматическое господство. Харизма (греч. charisma – бо-жественный дар) – экстраординарная способность, свойство, ка-чество индивида, выделяющее его среди остальных, и что самое главное, не столько приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Это объясняется особым характером веры в качества харизматической власти. Решающее значение для возникновения харизматического отношения имеет даже не обладание харизмой, а признание ее со стороны последова­телей. Условный характер харизматических отношений, как прави­ло, не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, а последователи верят в лидера.

Описанные типы легитимности в реальной политической прак­тике переплетаются и взаимно дополняют, усиливают друг друга.

Эти идеальные типы легитимности М. Вебер классифицировал с точки зрения мотива подчинения. На практике в чистом виде вышеперечисленные типы не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитим­ность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчине­ния власти выступают интерес и вера в справедливость демократичес­ких процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (со­хранение института монархии).

Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным вклю­чением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия вла­сти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:

  • власть монарха опиралась на Божественное право и священность прин­ципа престолонаследия;
  • источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;
  • абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеоло­гию, т.е. традиционная легитимность власти у нас непременно до­полнялась идеологической;
  • власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная мо­нархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населе­ния страны.

После Октябрьской революции (1917) была предпринята попытка со­здать новый, советский, тип легитимности, отличный от традицион­ного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитим­ность с харизматической:

  • идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;
  • фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уро­вень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;
  • лидер коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;
  • по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их хариз­ма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.

В 90-е годы XX в. на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитим­ность которой вобрала в себя элементы:

  • традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отож­дествляется с монархом);
  • харизматической (многие современные лидеры – это быв-шие коммуни­сты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);
  • рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).

Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верова­ния, чувства, рациональность и т.д.

Ситуация экономической и социальной нестабильности сни-жает воз­можности власти, поскольку ее собственная социальная база еще неве­лика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас диаметрально противоположные интересы. По этим причинам много­элементная легитимность отражает несовпадение легальности (конституционности) и легитимности власти (поддержки большинством насе­ления), порождает противоречивое отношение к ее решениям.

Гарантией для проведения в жизнь компетентных решений и качества власти являются следующие условия:

1) достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов; способность мобилизации всех средств;

3) последовательность политического разговора, которая выражается в том, что от принятого решения не отступают до тех пор, пока не реализованы цели, которым должна служить власть;

4) организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;

5) умение обеспечить поддержку групп общества, позиции и действия которых играют в реализации решения большую роль.

Важнейшим структурным элементом политической власти являются ее основания и ресурсы.

Основания – это источники, на которые опирается властная воля субъекта.

Ресурсы – это потенциал власти и совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает субъекту власти возможность осуществлять влияние на объект и достигать поставленных целей. Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны. Они распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, и могут как укрепить, так и разрушить власть.

Существуют различные классификации оснований и ресурсов, в частности по сферам жизнедеятельности.

Классификация оснований и ресурсов власти по сферам жизнедеятельности

Сфера

жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

В последнее время в различных странах сформи­ровались новые тенденции в развитии политической власти.

Новые тенденции в развитии политической власти

  • Демократизация власти, или отказ от авторитар­ных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демок­ратических тенденций проявляется в повышении воздействия на власт­ные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах граж­данского общества;
  • интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодатель­ство отдельных стран;
  • разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
  • негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
  • высокие темпы бюрократизации аппа­рата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функ­ции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц

В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.

Содержание

Содержание

  • Политическая власть и ее понятие
  • Структура политической власти
  • Функции власти и ее разделение
  • Ресурсы, сила, основания, легитимность власти
  • Политический режим, как механизм власти
  • Типы политических режимов и их сравнение
  • Государство и его значение в организации политической власти

Политическая власть является одной из важнейших составляющих управления государством. Ее главная задача – организация производственного процесса, установление порядков, которому обязано следовать общество, принятие важных решений, влияющих на развитие и экономическое состояние государства.

Политическая власть и ее понятие

Для воздействия на людей субъект власти использует различные методы, например:

  • принуждение;
  • мотивацию;
  • традиции;
  • устоявшиеся или моральные нормы;
  • идеологию;
  • правовую систему и т.д.

Политическая власть не может существовать без двух важных составляющих. Во-первых, субъект обязан иметь физическую и моральную возможность управлять людьми, к примеру, авторитет, принуждение. А во-вторых, у него должна быть способность воздействовать на общество, например, принятые законодательные акты, права.

Структура политической власти

Структура политической власти представляет собой иерархическое разделение составляющих. Она имеет 2 стороны: субъекта и объекта. Субъект – это представители власти, которые имеют возможность оказывать воздействие на общество. А объект – это тот, на чье поведение влияет власть.

Если говорить простым языком, субъект – это различные управленческие структуры (правительство, депутаты, государство, элита), а объект – это люди, которые готовы подчиняться.

Политическая власть РФ имеет следующую структуру:

  1. Возглавляет иерархию Правительство. Именно он принимает важные решения, диктует обществу правила, принимает законопроекты.
  2. В связи с тем, что президент не имеет права принимать решения единолично, без мнения Правительства, он находится на второй ступени.
  3. На третьем уровне располагается Федеральное собрание и Судебная власть.
  4. Дальнейшие структуры в большей степени выполняют поручения, имея возможность оказывать влияние на общество. К ним относят Госдуму, Совет Федерации, суды (Конституционный, Верховный, Арбитражный).

Но на этом иерархия политической власти не заканчивается. Количество ступеней напрямую зависит от стороны воздействия. К примеру, если отталкиваться от Верховного суда, то ниже можно расположить иные судебные инстанции, в зависимости от подсудности.

Важно! Политическая власть не имеет единой структуры. Все зависит от ее субъекта и объекта, политического режима, формы государства.

Таким образом, политическая власть разных стран обладает индивидуальной структурой, представленной четкой иерархией.

Функции власти и ее разделение

Политическая власть не может функционировать без четкого разделения. Каждый субъект наделяется определенными правами и обязанностями. Они не подчиняются друг другу, но не могут существовать раздельно, то есть взаимосвязаны между собой. Как показывает практика, если одна структура пытается доминировать над другой, то государство ослабевает, теряется возможность контролировать поведение людей, воздействовать на решения и действия общества.

Политическая власть выполняет ряд функций. Самыми главными из них являются следующие задачи:

  • организация общественного порядка;
  • обеспечение стабильности;
  • предупреждение возникновения конфликтных ситуаций на общегосударственном, общественном, общенациональном и мировом уровнях;
  • достижение любыми методами консенсуса;
  • принуждение общества к выполнению определенных действий.

То есть, политическая власть делает все, чтобы население не было разрозненным. Ведь из истории известно, когда толпы бесконтрольных людей берут власть в свои руки, в стране начинается хаос, беззаконие.

Ресурсы, сила, основания, легитимность власти

Для того чтобы воздействовать на поведение людей, политическая власть обязана иметь основания. Так называют задачи, для выполнения которых представители структур влияют на общество. Они могут быть социальными, культурными, экономическими, национальными, административными и т.д.

Важно! Субъект политической власти обладает главным ресурсом управления – государством. В его арсенале находятся разнообразные по своей силе и методам воздействия инструменты: армия, правоохранительные органы, тюрьмы, политическая, экономическая системы и др.

Они могут убеждать людей, оказывать влияние на их чувства, вызывать благодарность, страх, зависть, ненависть. Немаловажны для руководства людьми и их традиции, моральные качества, принятые устои.

Основным приемом убеждения власть использует распространение информации, например посредством телевизионных, печатных или интернет-СМИ. Сильная политическая власть отличается своей независимостью и поддержкой народа. Если на ее решения могут воздействовать сторонние субъекты, то люди перестают доверять ей. А без поддержки общества подрывается авторитет.

Политическая власть обязана быть легитимной, то есть строиться на справедливости и правомерности. Люди должны чувствовать, что им не навязывают чье-то стороннее мнение, в противном случае население считает, что власть незаконна. На этом фоне могут возникать протесты, митинги. Люди начинают искать методы свержения неугодных им правителей.

Политический режим, как механизм власти

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов, обладающих индивидуальным набором характеристик, при помощи которых власть оказывает влияние на общество. При помощи него определяют, каким образом воздействовать на людей: мотивировать или заставлять.

Политический режим устанавливается в зависимости от:

  • традиций народа;
  • формы государства;
  • набором полномочий структур;
  • особенностей действующего законодательства;
  • характером международных отношений.

Каждая страна имеет один из трех основных политических режимов, которые, в свою очередь, подразделяются на подтипы.

Типы политических режимов и их сравнение

Политология различает авторитарный, демократические и тоталитарный политические режимы. В некоторых странах применяются их измененные, комбинированные формы, например, авторитарно-демократический или авторитарно-тоталитарный. Каждый режим можно отличить, обратив внимание на ряд свойственных им признаков.

Некоторые политологи уверены, что чистая демократия может носить, как конструктивный, так и разрушительный характер. Чтобы плодотворно управлять народом, представители политической власти обязаны иметь авторитет, уметь убеждать людей, а не заставлять их.

Государство и его значение в организации политической власти

Главным ресурсом управления является государство. Так называют институт политсистемы, который способен не только контролировать, но и направлять, организовывать отношения между людьми и структурами. Каждое государство имеет свою территорию, народ, который там проживает, госаппарат и независимость.

Государство вправе принимать законы, использовать любые методы убеждения людей, выпускать деньги, взимать с граждан налоги. Государство обязано обеспечивать законность, правопорядок, организовывать хозяйственную, культурную, социальную, образовательную деятельность, защищать свой народ и вести международную работу.

Государство может быть монархическим или республиканским. Первая форма характеризуется тем, что страной в основном управляет один человек или конкретная группа лиц, а при второй – высшие органы власти меняются и избираются народом.

Также, государство может быть унитарным, федеративным или конфедеративным. Например, Россия – это республиканская федеративная страна с демократическим политическим режимом правления.

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

власть

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.


Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)

Читайте также: