Ослабление международной напряженности в 1950 х гг кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 1950-1980 годы центральное место в международных отношениях занимало противостояние двух сверхдержав – США и СССР. За этот период времени холодная война породила множество проблем и противоречий. Но постепенно, угроза перерастания холодной войны в Третью мировую ослабевала, во взаимоотношениях между ведущими державами стали преобладать формы мирного соревнования. Каким образом США и СССР перешли от гонки вооружений к политике разрядки международной напряженности – вы узнаете из этого урока.

План урока:

Гонка вооружений

В 1950-1960-е годы международные отношения развивались в условиях холодной войны [1] между ведущими мировыми державами – СССР и США. Непосредственного военного противостояния между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки не было, однако каждая из сторонне исключала вероятность начала Третьей мировой. Главной особенностью холодной войны была гонка вооружений, она стала основной формой соперничества между советским и американским руководством.

Запоминаем новые слова!

Гонка вооружений – это политика государства, направленная на достижение военного преимущества через изобретение новых видов оружия, развитие военной промышленности, усовершенствование военных технологий.

Советское руководство стремилось превзойти американскую военную промышленность во всех отношениях. В СССР выпускались новые корабли, танки, подводные лодки, самолеты. Но главным достижением советской военной отрасли было изобретение ядерного, ракетного и космического оружия.

Это интересно!

Ядерное оружие – оружие массового поражения с использованием атомной энергии. Впервые в 1945 году атомную бомбу удалось создать американцам. СССР приложил все усилия, чтобы изобрести аналогичное оружие, и ему удалось это сделать в 1949 году.

Космическое оружие – системы вооружения, размещаемые и применяемые в космическом пространстве на орбитах планет или их спутниках.

Кризисы холодной войны

Не один раз взаимоотношения между СССР и США максимально обострялись, в условиях кризиса в любой момент могла разгореться полномасштабная война. Историки выделяют следующие кризисы холодной войны:

  1. Берлинский кризис;
  2. Карибский кризис;
  3. Корейский кризис.

Берлинский кризис

После окончания Второй мировой в Германию были введены американские, английские, советские и французские войска, для контроля над побежденной державой. Восточная часть страны была занята советскими войсками, Западную часть занимали английские, американские и французские вооруженные силы. Политика советского государства в Восточной Германии радикальным образом отличалась от американской политики в Западной Германии, что в скором времени привело к окончательному расколу страны на ГДР (Германскую Демократическую Республику) и ФРГ (Федеративную Республику Германии).

Через 9 лет после раскола Германии, в 1958 году СССР вывел свои войска из восточной зоны оккупации [2] – ГДР и потребовал аналогичных действий от американского правительства в отношении ФРГ. Эти требования не были приняты американским президентом Кеннеди. Он опасался перспективы присоединения ФРГ к ГДР. Это был первый Берлинский кризис, вследствие которого было ограничено свободное перемещение между Западной и Восточной частью страны.

13 августа 1961 года коммунистическое правительство Восточной Германии возвело бетонную стену в центре Немецкой столицы – Берлине. Берлинская стена разделила не только восточную и западную часть города, но и отделила ГДР от ФРГ.

Это интересно!

После образования ФРГ и ГДР усилилась миграция [3] из Восточной в Западную часть Германии. Население территорий, подконтрольных СССР, мечтало о лучших экономических условиях жизни в Западной части страны. Остановить поток мигрирующих жителей Советский Союз смог только с помощью Берлинской стены – укрепленной государственной границы, разделявшей Германию на две части.

Реакция Америки на возведение Берлинской стены была агрессивной – 25 октября к стене были переброшены американские военнослужащие, чтобы в любой момент США могли применить военную силу. Советские и американские войска простояли у стены друг напротив друга до 28 октября, после чего оба противника приняли решение об отведении войск. В итоге Берлинский кризис обошелся без кровопролития.

Карибский кризис

В 1961 году американское руководство разместило ядерные ракеты на территории Турции. В ответ на это СССР приступил к размещению аналогичного оружия в Западном полушарии, для этой цели он выбрал территории Кубы.

Фидель Кастро - лидер кубинского государства, который пришел к власти благодаря Кубинской революции 1953-1959 гг, поддерживал сотруднические отношения с Советским правительством. СССР предоставлял Кубе техническую и экономическую помощь, поэтому Фидель Кастро согласился с переброской на остров советских вооруженных сил и ядерных ракет.

  1. Нейтрализации советских ракет на острове путем их точечной бомбардировки [4] .
  2. Полномасштабному военному вторжению на Кубу.
  3. Введению морской блокады острова.

Так как Карибский кризис в любой момент мог спровоцировать Третью мировую войну, американский президент Кеннеди отказался от непосредственных боевых действий. США приступили к реализации 3 варианта – блокаде Кубы в Карибском море. Американские суда окружили Кубу, нервозная обстановка, царившая в советском и американском руководстве, нарастала.

Карибский кризис был разрешен благодаря переговорам советского руководства и американского президента Роберта Кеннеди. Он испытывал сильное давление со стороны военных, которые убеждали его начать войну с СССР. Однако Роберт не желал войны, которая привела бы к общемировому конфликту. Кеннеди предоставил гарантии ненападения на Кубу и последующий вывод ядерных ракет из Турции, в ответ на обещание Никиты Сергеевича Хрущева вывезти советские ракетные установки с острова. Угроза Третьей мировой осталась позади. 20 ноября 1962 года блокада Кубы была прекращена.

Это интересно!

Корейский кризис

В течение 35 лет Корея являлась колониальным [5] владением Японии. После окончания Второй мировой войны полуостров был освобожден от власти японцев. Но стать самостоятельным государством Корея так и не смогла, так как находилась в слабом положении на международной арене.

Две сверхдержавы – СССР и США устремились к установлению контроля над Кореей, по взаимной договоренности они провели границу, по которой север полуострова отошел СССР, а южные территории – США. Планировалось, что раскол Кореи продлится не более 5 лет, однако это государство вплоть до настоящего времени не смогло восстановить свое единство.

В южной части полуострова 15 августа 1948 года была провозглашена Республика Корея, которую возглавил президент Ли Сын Ман. Примеру юга последовал и север, провозгласив 9 сентября 1948 года создание КНДР – Корейской Народно-Демократической Республики, которую возглавил Ким Ир Сен.

На севере полуострова утвердились коммунистические ценности, Южная Корея придерживалась демократических идей. Противоречия между югом и севером были непримиримы, что стало причиной Корейской войны 1950-1953 гг. Военные действия не принесли победы ни одной из сторон, не привели к объединению страны. После окончания войны конфликты на полуострове продолжались, отношения между Южной и Северной Кореей остаются напряженными и по сей день.

Разрядка международной напряженности

1950-1960-е годы стали временем наивысшей конфронтации [6] в отношениях между СССР и США. То и дело вспыхивали кризисы, угрожавшие началом Третьей мировой. Однако в 1970- е годы державы перешли к политике разрядки международной напряженности – мерам по снижению агрессивности во взаимоотношениях между странами. Постепенно наращивание вооруженных сил уходило на второй план, соревнование держав переходило в сферу экономики, культуры и спорта.

Причины и предпосылки разрядки международной напряженности:

  • СССР и США достигли равновесия – равенства в ядерных потенциалах и других видах вооружений. В этом случае военный конфликт между державами грозил им взаимным уничтожением, поэтому обе стороны пошли путем взаимных уступок.
  • Война во Вьетнаме породила антивоенное движение в США. Потому что американские граждане выходили на улицы с требованием прекращения войны во Вьетнаме, отхода от агрессивной политики в условиях холодной войны.
  • В странах Западной Европы к середине 1960-х годов возник экономический кризис. В кризисных условиях Запад был заинтересован в возобновлении торговых отношений с СССР, богатого месторождениями нефти, природного газа.

Политика международной разрядки предусматривала ряд взаимных ограничений в ядерных и других видах вооружений(систем противоракетной обороны, стратегических наступательных вооружений), сотрудничество СССР и США в сфере культуры, науки, образования, а также в космической сфере.

26 мая 1972 года был подписан советско-американский договор ОСВ-1 (договор о сокращении стратегических наступательных вооружений), сроком действия на 5 лет. Как для СССР, так и для США этот договор позволил снизить долю государственных военных расходов, так как обе стороны обязались прекратить наращивание ядерного и других видов оружия.

18 июня 1979 года Советский Союз и Соединенные Штаты Америки подписали договор ОСВ-2. Это был последний акт советско-американского сотрудничества, после которого, начиная с 1980 года сотрудничество между державами прекратилось, взаимоотношения стали ухудшаться.

Словарь

1. Холодная война – это агрессивная политика конфликтующих государств, которая ограничивается экономическим, идейным и политическим противостоянием без непосредственных боевых действий.

2. Оккупация – это насильственное занятие чужой территории посредством силы оружия.

3. Миграция – это переселение народонаселения из одного государства в другое.

4. Бомбардировки – это поражение противника с помощью 4. сбрасывания авиационных бомб.

5. Колониальные владения – это территории лишенные независимости, находящиеся под властью другого государства.

Инициативу в созыве новой международной конференции проявила Великобритания. После отставки У. Черчилля с поста премьер-министра в 1955 г. его преемник А. Идеи пытался всеми силами укрепить пошатнув­шийся международный престиж своей страны. Еще в бытность министром иностранных дел, весной 1954 г. он выдвинул идею созыва конференции с участием глав правительств Великобритании, США, Франции и СССР для "Осуждения актуальных проблем. Спустя год, уже в роли премьер-минист ра,

Переговоры советского лидера с Эйзенхауэром не принесли конкрет­ных результатов. Тем не менее советская дипломатия продемонстрировала готовность к налаживанию диалога. 18 сентября 1959 г., выступая в ООН, Хрущев предложил всеобщее разоружение всех стран мира в течение четырех лет. Условиями его осуществления были создание безъядерной зоны в Европе и заключение пакта о ненападении между НАТО и Варшав­ским Договором. Этот план был настолько революционным, что на Западе его посчитали пропагандой. К тому же конференция четырех великих держав, посвященная запрещению ядерных испытаний в атмосфере, зап­ланированная на 16 мая I960 г. в Париже, завершилась грандиозным провалом. За десять дней до ее начала советские власти сообщили, что 1 мая над Советским Союзом был сбит американский разведывательный самолет У-2. Эйзенхауэр полностью взял ответственность за этот инци­дент на себя, но отказался принести извинения, как того хотела советская сторона. Поэтому на открытии конференции в Париже Хрущев заявил, что не собирается принимать участие в ней и аннулирует направленное ранее Эйзенхауэру приглашение посетить Советский Союз. Советский лидер был настроен столь воинственно, что позволил себе необычный демарш во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 12 октября 1960 г. Не видя сочувствия своей идее заменить генерального секретаря ООН Дага Хам- маршельда на тройное коллективное руководство в составе представите­лей стран советского блока, Запада и неприсоединившихся стран, Хрущев принялся стучать ботинком по пюпитру во время своего выступления.

Вскоре последовали и новые шаги по ограничению гонки вооружений. В январе 1967 г. был подписан договор об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, исключительно в мирных целях. Спустя год состоялось и подписание важнейшего договора о нераспространении ядерного оружия, включая и технологии, позволяющие орг анизовать его производство. Договор предусматривал лишь возможность помощи в мирном использовании ядерной энергии странам, не располагаю­щим ядерными технологиями. Соблюдение этих условий договора должно было контролироваться Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В том же 1967 г. был подписан Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (договор Тлателолко). Тем самым, Латинская Америка стала второй после Антарктики безъядерной зоной (район Антарк­тики был исключен из сферы распространения ядерного оружия в 1959 г.).

Политический престиж США был серьезно подорван из-за участия во вьетнамской войне, развязанной в 1964 г. После освобождения от колони­альной зависимости Вьетнам раскололся на два государства - на севере образовалась Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), а на юге при поддержке США была создана республика Южный Вьетнам со столицей в Сайгоне. 2 августа 1964 г. в Тонкинском заливе произошел военный инци­дент, когда корабли США были атакованы северовьетнамцами. Воспользо­вавшись этим поводом, США начали оказывать военную поддержку сайгон- скому режиму, которая вскоре превратилась в полномасштабную войну против ДВР. Боевые действия носили самый ожесточенный характер. За 9 лет войны США израсходовали 141 млрд долл., потеряли 56,5 тыс. убиты­ми и 303,6 тыс. ранеными солдат и офицеров. Однако сломить сопротивле­ние вьетнамского народа не удалось. В январе 1972 г. США согласились на подписание соглашения о прекращении войны и восстановлении мира, что Открыло путь для объединения Вьетнама.

В ходе войны СССР и КНР оказывали Вьетнаму значительную поддер­жку техникой, военными специалистами, снаряжением и разными видами снабжения. Но собственные их взаимоотношения становились все сложнее.

Позитивные сдвиги во внешнеполитических доктринах СССР и США создавали предпосылки для ослабления международной напряженности, которое началось с периферии Ялтинско-Потсдамской системы, с Азии.

Окончание корейской войны создало более благоприятную обстановку для урегулирования в Индокитае, где Франция с 1946 г. вела "грязную войну" за восстановление своего колониального господства.

Силы Французского союза, сконцентрированные в Индокитае, в 1953 г. достигли численности в 450 тыс. человек. Тем не менее они не могли добиться военных успехов. К 1954г. патриотические силы Индокитая контролировали примерно три четверти территории Вьетнама, половину территории Лаоса и около одной трети – Камбоджи.

Индокитайский вопрос обсуждался в мае – июле 1954 г. на Женевском совещании министров иностранных дел с участием представителей СССР, КНР, Франции.

В итоге были подписаны Женевские соглашения по Индокитаю. Они предусматривали прекращение военных действий во всех государствах Индокитая с последующим отводом вооруженных сил в определенные зоны. Участники Женевских соглашений обязались уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность и единство трех государств Индокитая (Вьетнама, Лаоса и Камбоджи), не вмешиваться в их внутренние дела. Но Вьетнам так и остался расколотым на две части.

Некоторое смягчение напряженности в АТР поставило в повестку дня улучшение отношений СССР с Японией. В октябре 1954 г. в совместной декларации правительств СССР и КНР выражалась их готовность пойти на нормализацию отношений с Японией. Была подписана совместная советско-японская декларация. Она провозглашала прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений между СССР и Японией. Советский Союз согласился поддержать просьбу Японии о приеме ее в члены ООН, отказаться от репарационных претензий к бывшему противнику, освободить и репатриировать в Японию всех осужденных в СССР японских граждан.

Наибольшие сложности возникли при обсуждении территориального вопроса по 4 островам.

В целом совместная советско-японская декларация 1956 г. стала важным шагом в налаживании добрососедских отношений между двумя странами. К сожалению, мирный договор между СССР и Японией так и не был заключен, а потенциал развития взаимовыгодных двусторонних отношений не был полностью использован.

В 1954–1955 гг. Москва предприняла шаги для нормализации отношений с Белградом. В советско-югославской декларации, подписанной июне 1955 г., отмечалось единство взглядов сторон по ряду принципиальных вопросов международного развития и содержалась программа экономического, научно-технического и культурного сотрудничества двух стран. В результате двусторонних контактов была успешно осуществлена нормализация советско-югославских государственных отношений.

Наметившееся смягчение международной напряженности благоприятно повлияло и на решение застарелого австрийского вопроса. Австрия была оккупирована войсками четырех держав-победительниц.

В апреле 1955 г. в Москве состоялись переговоры между правительственными делегациями СССР и Австрии. Австрийское правительство обязалось специальной декларацией принять обязательство о постоянном нейтралитете Австрии по типу швейцарского. Договор об этом был подписан в мае 1955 года

25 января 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией. Летом того же года советское правительство предложило правительству ФРГ установить прямые дипломатические и торговые, а также культурные отношения между двумя странами.

Своеобразным апогеем ослабления международной напряженности стало Женевское совещание руководителей четырех великих держав (СССР, США, Великобритании и Франции), проходившее 18–23 июля 1955 г. В итоге напряженных дискуссий между участниками совещания его повестка дня включала следующие пункты: германский вопрос; проблема европейской безопасности; разоружение; развитие контактов между Востоком и Западом. СССР предлагал значительный меры по решению данных вопросов.

Женевское совещание не приняло конкретных решений по рассматривавшимся вопросам. Однако сам факт встречи лидеров четырех великих держав был весьма символичным.

Во второй половине 50-х гг. ослабление международной напряженности сохранялось. В 1958 г. начались переговоры представителей СССР, США и Великобритании о запрещении испытаний ядерного оружия.

В сентябре 1959 г. впервые за всю историю советско-американских отношений состоялся визит первого секретаря ЦК КПСС главы советского правительства Н. С. Хрущева в США и встреча на высшем уровне руководителей двух стран.

Однако разрядка развивалась непоследовательно и противоречиво, ей не хватало поступательной динамики. Тому было несколько причин. В руководящих кругах и США, и СССР существовали влиятельные группировки, выступавшие против разрядки. Они включали руководство военно-промышленного комплекса, вооруженных сил, влиятельных идеологов.

К тому же Москва с 1958–1959 гг. испытывала растущее давление со стороны Пекина, ибо руководство КНР не приняло установку на мирное сосуществование социализма и капитализма.

Однако последующие события с американским самолетом-разведчиком и Карибский кризис свели попытки сближения на нет.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Политика мирного сосуществования
в 1950-х - первой половине 1960-х гг.

Цели: сформировать представление о концепции мирного со­существования как основе советской внешней политики с сере­дины 1950-х гг.; познакомить с основными событиями внешней политики СССР в 1953—1964 гг.

Оборудование: учебник; карты, таблицы, схемы и дополни­тельный материал к уроку.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

I. Мотивационно- целевой этап

План урока

1. Отношения СССР со странами Запада.

2. СССР и страны социалистического содружества.

II. Введение в новый материал

В.М. Молотов об идее мирного сосуществования

Мы за мирное сосуществование, если его понимать в том смысле, что мы за мир. Мы всячески должны стоять за мир, мы — самая миролю­бивая страна, — постольку, поскольку это не мешает дальнейшему уси­лению роста социализма, росту освободительного движения. И мирового коммунизма — это само собой. Если мы не будем бороться За коммунизм, за мировой коммунизм, тогда у нас не будет и социализма. И посколь­ку это не мешает постепенному углублению ямы под капитализмом — об этом мы прямо не говорим, но сохраняем мир для свержения империализма.

Вопрос к документу

— Что не устраивало Молотова в идее мирного сосуществова­ния, несмотря на то, что он тоже не отрицал необходимости смягчения международной напряженности?

III. Работа по теме урока

1. Отношения СССР со странами Запада

В 1950-е гг. Советским Союзом и другими социалистически­ми странами по его инициативе были заключены соглашения с США и их союзниками, способствовавшие смягчению между­народной напряженности.

- Работая с п. 2 § 34 учебника, заполните таблицу, посвящен­ную этим договорам.

Соглашение о перемирии в Корее

Прекращение войны в Корее и восстанов­ление довоенной границы между КНДР и Южной Кореей

Женевские соглашения по Индокитаю

Прекращение войны в Индокитае, нейтра­литет Лаоса и Камбоджи, разделение Вьет­нама на просоветскую Демократическую Республику Вьетнам на севере и прозапад­ную Республику Вьетнам на юге

Договор о не­зависимости Австрии

Восстановление суверенитета Австрии, про­возглашение ее постоянного нейтралитета, вывод с ее территории войск бывших стран антигитлеровской коалиции, в том числе СССР

Декларация о прекращении состояния вой­ны с Германией

Установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ

о прекращении состояния вой­ны с Японией

Установление дипломатических отношений между СССР и Японией. Мирный договор не был подписан из-за отказа Японии при­знать Южные Курилы территорией СССР

Во взаимоотношениях СССР со странами Запада по-преж­нему сохранялся высокий уровень взаимного недоверия. Го­товность советского руководства к разрядке международной напряженности сочеталась с продолжением гонки вооружений. Преимущество СССР перед США в развитии баллистической ракетной техники позволило советскому руководству уверен­нее действовать на международной арене, заявляя о готовности массированного возмездия США, если они решатся на ядерную атаку.

Вопросы к классу

1. В каком году СССР опередил США в развитии баллистиче­ской ракетной техники и в чем это выражалось?

2. Почему неоднократные предложения Хрущева о полном и всеобщем ядерном разоружении не имели шансов быть реализованными?

Другим очагом роста напряженности в отношениях между СССР и США стал кубинский вопрос. После победы нацио­нально-освободительной революции на Кубе в 1959 г. ее новое правительство во главе с Ф. Кастро стало проводить курс на по­литическую и экономическую независимость от США, что спо­собствовало сближению с СССР. Стремясь не допустить уста­новления просоветского режима вблизи своих границ, США инициировали экономическую блокаду Кубы, поддержали не­удачную попытку вторжения на остров вооруженного десанта кубинских эмигрантов. В свою очередь Кастро объявил о наме­рении строить социализм по советскому образцу, а руководство СССР признало Кубу социалистической страной.

Возникновение этих очагов международной напряженности в начале 1960-х гг. едва не привело к началу новой мировой войны.

(В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу )

Массовое бег­ство граждан ГДР на Запад через Запад­ный Берлин. Отказ США, Великобрита­нии и Франции от предложения СССР о выводе войск из Запад­ного Берлина

Август 1961 г. — воз­ведена бетонная сте­на вокруг Западного Берлина.

Август — октябрь 1961 г. — советские и американские вой­ска в Берлине при­ведены в боевую го­товность, опасность их вооруженного столкновения

Установле­ние советских ядерных ра­кет на Кубе по просьбе ее властей в 1962 г.

Октябрь 1962 г. — блокада Кубы аме­риканским флотом. Ракетно-ядерные и военно-воздушные силы СССР и США приведены в боевую готовность

Компромисс между Н.С. Хрущевым и Дж. Кеннеди: США отказались от военного вме­шательства в дела Кубы, советские ядерные ракеты дол­жны быть удалены с Кубы, а американ­ские - из Турции

Вопрос к классу

— Можно ли оценивать итоги Берлинского и Карибского кризисов как внешнеполитические победы СССР? Аргу­ментируйте свой ответ.

После Карибского кризиса в отношениях между двумя сверхдержавами наступило потепление. В 1963 г. СССР, США и Beликобритания подписали договор о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Это было первое в истории соглашение по контролю над ядерным воору­жением.

2. СССР и страны социалистического содружества

(Схема составляется при консультативной помощи учителя.)


Решения XX съезда КПСС об осуждении культа личности Сталина и о многообразии путей построения социализма были поддержаны и руководством КНР. Однако к концу 1950-х гг. со­ветско-китайские отношения серьезно осложнились.

Из выступления Мао Цзедуна на пленуме ЦК КПК (1956)

Не отбросили ли теперь в известной мере некоторые советские ру­ководители и Ленина как меч? Я думаю, они его отбросили в довольно значительной мере. Остается ли в силе Октябрьская революция? Мо­жет ли она еще служить примером для всех стран? В докладе Хрущева на XX съезде КПСС говорится, что можно взять власть парламентским путем. Это значит, что другим странам больше не надо учиться у Ок­тябрьской революции. С открытием этой двери ленинизм уже в основ­ном отброшен.

Вопрос к документам

—В чем заключались главные разногласия и противоречия между КПСС и КПК?

Вопрос к классу

— Как вы думаете, почему разрыв между СССР и КНР, в от­личие от разрыва СССР с Югославией в 1948 г., привел к расколу в мировом коммунистическом движении?

(Учитель может организовать мини-дискуссию по этому во­ просу.)

(Рассказ учителя в пределах материала учебника, опрос.)

— Работая с пп. 2 и 4 § 34 учебника и привлекая знания, полу­ченные на уроках всеобщей истории, ответьте на следую­щие вопросы.

1. Какие события в первые послевоенные десятилетия по­высили внимание СССР к росту своего влияния в бывших колониях? (Крушение колониальной системы и борьба за не­зависимость)

2. Чем было вызвано доброжелательное отношение СССР к Движению неприсоединения, основанному в 1955 г.

по инициативе Югославии, Индии и Египта? (Оно превратилось во влиятельный фактор мировой политики, СССР хотел заручиться поддержкой стран — участниц этого дви­жения.)

3. Какие события осени 1956 г. способствовали росту влияния

СССР в арабском мире и напряженности его отношений с Израилем? (Военная поддержка СССР арабской стороны в конфликтах с Израилем.)

IV. Подведение итогов урока

Вопросы к классу

1. Какие внешнеполитические события начала 1960-х гг. мог­ли способствовать принятию членами ЦК КПСС решения о необходимости отставки Н.С. Хрущева?

2. Можно ли утверждать, что в период правления Хрущева, несмотря на ряд серьезных внешнеполитических ошибок, выросли международное влияние и авторитет СССР? Аргу­ментируйте свой ответ.

Читайте также: