Оскар питерсон биография кратко
Обновлено: 02.07.2024
Известный и виртуозный джазовый пианист XX века Оскар Питерсон (Oscar Peterson) – один из немногих музыкантов, кто дожил до пика своей славы и при жизни стал легендой. Его дискография насчитывает более 200 альбомов, он записывался с пианистом Дэйвом Брубеком, трубачом Диззи Гиллеспи, саксофонистом Беном Уэбстером, трубачом Луи Армстронгом, саксофонистом Стэном Гетцом, пианистом Каунтом Бэйси, певицей Билли Холидей и Первой леди джаза Эллой Фицджеральд.
Оскар Питерсон – Биография
Канадский Лист
Оскар Эммануэль Питерсон родился 15 августа 1925 в городе Монреаль, Канада. Его родители эмигрировали с Британских Виргинских островов. Несмотря на то, что его они были простыми рабочими, все братья и сестра Оскара проявляли значительный музыкальный талант.
По воспоминания Оскара самым одаренным был его брат, Фред, который умер совсем молодым. Именно он познакомил Оскара с джазом и регги. Сестра Оскара Дэйзи стала талантливой пианисткой.
Оскар всегда был поклонником Арта Тэйтума и в его присутствии стеснялся играть.
Оскар и его брат Чак
Оскар делил страсть между пианино и тромбоном, но после туберкулеза духовые инструменты стали ему недоступны.
Страсть к музыке Оскар проявлял с ранних лет, ежедневно высиживая по 6 часов за упражнениями.
Даже будучи заслуженным артистом Оскар Питерсон продолжал по многу часов проводить за инструментом, лишь после инсульта, когда ему отказала левая рука, он сократил это время до 2-х часов.
Счастливый случай
По легенде, продюсер Норман Гранц уже был одной ногой в самолете, когда услышал по радио прямой эфир из клуба.
Игра Оскара Питерсона потрясла чуткого импресарио, и он поспешил на встречу с гением. Так началась их плодотворная работа и дружба, которая принесла обоим успех и профессиональный рост.
Оскар проводил по 8 часов за роялем ежедневно
Первое выступление Оскара за пределами Канады с легкой руки Гранца состоялось в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 1949 году. Под чутким руководством Нормана Гранца пианист создает новое трио, которое вошло в историю музыки как самое виртуозное и сплоченное. В 1953-58 годы Питерсон играет вместе с басистом Рэем Брауном и гитаристом Хербом Эллисом.
Херб Эллис, Оскар Питерсон, Рэй Браун
Оскар Питерсон играет в оркестре Нормана Гранца, который всячески продвигает его в Америке. В начале 1950-х годов пианист объехал с гастролями 41 город.
Проклятие или благословение
Арт Тэйтум и Оскар Питерсон
Техника Питерсона вызывала не только восхищение, но и критику. Его стремление к сверхскорости и виртуозности часто ставили ему в укор, музыканта обвиняли в том, что у него в приоритете ремесло, а не искусство.
Историк джаза Скотт Янов вставал на защиту пианиста и писал, что хоть Питерсон играет 100 нот там, где делают всего 10, но это служит музыке и не выбивается из общего стиля.
С молодых лет Оскар Питерсон испытывал влияние Арта Тэйтума. Позже, когда оба пианиста стали друзьями, Питерсон признавался, что сравнения с Артом его всегда смущают и что в его присутствии он не может играть.
Питерсон играет 100 нот там, где обычно нужно 10
Music in the Key of Oscar
Сотрудничество с Первой леди джаза
Первые коммерческие записи были сделаны Питерсоном на лейбле RCA в Монреале в 1945-1949 годы. За долгую творческую жизнь у Питерсона были различные периоды, в какие-то годы он больше времени уделял концертам, в другие – записям.
В 70-х и 80-х годы пианист активно записывался, он выпускал до 6 альбомов в год.
Оскар и Элла Фицджеральд. 1964 год
Одни из самых успешных был период 60-х годов, когда Оскар делал записи и давал концерты с Первой леди джаза Эллой Фицджеральд.
Оформлением альбомов Питерсона занимался итальянский художник Реймонд Моретти – Джаз-картины знаменитых художников
Оскар Питерсон в образовании
Но Питерсон не оставил эту идею и позже стал стал адъюнкт-профессором музыки в Йоркском университете.
От виртуозности к лиризму
В 1993 году Петерсон перенес инсульт, что вместе с перенесенным артритом в детстве отразилось на подвижности левой руки. В это время музыкант больше сосредотачивается на характере звука, разрабатывает правую руку.
Музыкант сократил время тренировки за инструментом до 2-х часов в день, но продолжал выступать и записываться.
Оскар Питерсон скончался 23 декабря 2007 года от почечной недостаточности в своем доме.
Oscar Peterson (Оскар Эммануэль Питерсон) — канадский джазовый пианист, композитор, руководитель трио, преподаватель и один из самых выдающихся джазовых пианистов родился 15 августа 1925, в Монреале, Квебек, Канада.
Родился в семье вокзального носильщика. Рано обнаружил интерес к музыке. Первые уроки Оскару давала старшая сестра.
Отец обучил его игре на тромбоне и пианино, когда ему было около 6 лет. Однако, перенеся туберкулёз в раннем возрасте, Питерсон вынужден был продолжить игру только на фортепиано (врачи запретили играть на духовых инструментах).
В 14 лет стал призёром конкурса (устроенного местной радиостанцией) молодых талантов и получил право регулярно выступать в радиошоу.
Дебютировал Оскар Питерсон в 1944 году в канадском джаз-оркестре Джонни Холмса (Johnny Holmes).
В 1953 году гастролировал по Европе со своим трио, в состав которого с 1951 года входили контрабасист Рэй Браун и гитарист Ирвинг Ашби. Позднее Ашби сменяет Барни Кессел, а его в свою очередь меняет Херб Эллис. В 1955 году аккомпанировал Элле Фицджеральд во время её гастролей по Англии и Шотландии.
Трио с гитарой и контрабасом просуществовало пять лет, до 1958 года. После ухода Херба Эллиса Питерсон делает смелый поворот: меняет гитариста на барабанщика Джина Гамаза, лишая себя преимуществ оригинального ансамбля.
В начале 60-х годов открыл в Торонто (Канада) Продвинутую школу современной музыки, представил в 1964 году свою композицию Canadian Suite. Ежегодно продолжал гастролировать с концертами в США и Европе. Наиболее яркими из выступлений Питерсона в 60-е годы были его новые совместные выступления с Эллой Фицджеральд.
В 1965 году Эда Тигпена заменяет барабанщик Луис Хэйес, а контрабасист Сэм Джонс в 1966 году приходит в трио на смену Рэю Брауну. После ухода Луиса Хэйеса в 1967 году в трио приходит Бобби Дахэм.
Сотрудничал со многими выдающимися джазменами, в числе которых — Дэйв Брубек, Диззи Гиллеспи, Бен Уэбстер, Луи Армстронг, Стэн Гетц и другие. Записывал дуэты с Каунтом Бэйси.
В последующие годы участниками трио Оскара Питерсона были такие музыканты, как чешский басист Джордж Мраз, шведский гитарист Ульф Вакениус, гитарист Джо Пасс и другие.
Трио Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед-Педерсеном и барабанщиком Джейком Ханной.
В 1993 году перенес инсульт, после которого стал выступать редко и играл только правой рукой.
Его многочисленная дискография включает записи с трио, с Билли Холидей, Бенни Картером, Луи Армстронгом, Эллой Фицджеральд, Роем Элдриджем, Лестером Янгом, Стэном Гетцем, Бадди Де Франко, Коулменом Хокинсом, Modern Jazz Quartet, Кларком Терри, Сонни Ститтом и т. д.
В 2004 году одна из центральных площадей в Торонто была названа его именем.
Американский джазовый пианист, руководитель трио. Наряду с Артом Тэйтумом считается уникальным виртуозом, обладателем феноменальной техники (его называют "джазовым Листом"), стремившимся сблизить джаз и академическую музыку. В действительности его мастерство привлекло к джазу многих серьезных меломанов, а его джазовые этюды (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального музыкального образования. В основе творчества Питерсона элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли, как правило, известные мелодии (пианист записал несколько альбомов с песнями популярных американских композиторов Гершвина, Портера, Керна, Арлена, Уоррена и других), что, по мнению критика Джеймса Коллиера, помогало "сделать джаз более доступным".
Биография:
Оскар Эммануэль Питерсон (англ. Oscar Emmanuel Peterson) — канадский композитор, руководитель трио, преподаватель и один из самых выдающихся пианистов — виртуозов джаза.
" Создавать свободное, спонтанное музыкальное произведение на глазах множества зрителей – безрассудное предприятие, – писал он. – Для этого приходится собрать все свои чувства, все эмоции, физические и душевные силы и полностью сосредоточить их на выступлении – полностью отдаваться ему каждый раз во время игры. Это страшное ощущение, но нет ничего более волнующего: почувствовав это однажды, от него уже не избавишься. "
Бенни Грин :
" Оскар одной рукой способен сыграть так, как многие не могут и двумя. "
Американский джазовый пианист, руководитель трио. Наряду с Артом Тэйтумом считается уникальным виртуозом, обладателем феноменальной техники (его называют "джазовым Листом"), стремившимся сблизить джаз и академическую музыку. В действительности его мастерство привлекло к джазу многих серьезных меломанов, а его джазовые этюды (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального музыкального образования. В основе творчества Питерсона элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли, как правило, известные мелодии (пианист записал несколько альбомов с песнями популярных американских композиторов Гершвина, Портера, Керна, Арлена, Уоррена и других), что, по мнению критика Джеймса Коллиера, помогало "сделать джаз более доступным".
" Создавать свободное, спонтанное музыкальное произведение на глазах множества зрителей – безрассудное предприятие, – писал он. – Для этого приходится собрать все свои чувства, все эмоции, физические и душевные силы и полностью сосредоточить их на выступлении – полностью отдаваться ему каждый раз во время игры. Это страшное ощущение, но нет ничего более волнующего: почувствовав это однажды, от него уже не избавишься. "
Известный джазовый пианист-виртуоз Оскар Питерсон – один из немногих музыкантов, кто дожил до пика своей славы и при жизни стал легендой. Его дискография насчитывает более 200 альбомов, он записывался с пианистом Дэйвом Брубеком, трубачом Диззи Гиллеспи, саксофонистом Беном Уэбстером, трубачом Луи Армстронгом, саксофонистом Стэном Гетцом, пианистом Каунтом Бэйси, певицей Билли Холидей и Первой леди джаза Эллой Фицджеральд.
Оскар родился 15 августа 1925 в Монреале в семье эмигрантов с Британских Виргинских островов. Несмотря на то, что его родители были простыми рабочими, все братья и сестра Оскара проявляли значительный музыкальный талант. По воспоминания музыканта самым одаренным был его брат, Фред, который умер совсем молодым. Именно он познакомил Оскара с джазом и регги.
В пять лет Оскар начал заниматься на трубе и фортепиано. Его первыми учителями были отец, Дэниел Питерсон, неплохой трубач и пианист-любитель, и старшая сестра Дейзи, позже ставшая знаменитым преподавателем. В семь лет мальчик перенес туберкулез, и врачи запретили ему играть на трубе – оставалось только фортепиано.
Страсть к музыке Оскар проявлял с ранних лет, ежедневно высиживая по 6 часов за упражнениями. Даже будучи заслуженным артистом Оскар Питерсон продолжал по многу часов проводить за инструментом, лишь после инсульта, когда ему отказала левая рука, он сократил это время до 2-х часов.
По легенде, Норман Гранц уже был одной ногой в самолете, когда услышал по радио прямой эфир из клуба, где играл Питерсон. Игра Оскара потрясла чуткого импресарио, и он поспешил на встречу с гением. Так было положено начало их плодотворной работе и дружбе, которые принесли обоим успех и профессиональный рост.
Трио Оскара Питерсона объездило весь мир, записало более 150 альбомов. В 1974 трио выступало в СССР (Таллин) с контрабасистом Нильсом-Хеннингом Эрстед-Педерсеном и барабанщиком Джейком Ханной.
С молодых лет Оскар Питерсон испытывал влияние Арта Тэйтума. Позже, когда оба пианиста стали друзьями, Питерсон признавался, что сравнения с Артом его всегда смущают и что в его присутствии он не может играть.
Питерсон говорил, что в нем живет "жажда совершенства". В своей автобиографии он описал тот особенный трепет, который вызывает непрерывное сочинение музыки – джазовая импровизация.
Техника Питерсона вызывала не только восхищение, но и критику. Его стремление к сверхскорости и виртуозности часто ставили ему в укор, музыканта обвиняли в том, что у него в приоритете ремесло, а не искусство.
Известный историк джаза Скотт Янов так писал в защиту музыканта:
В 1993 году Питерсон перенес инсульт, что вместе с перенесенным артритом в детстве отразилось на подвижности левой руки. В это время музыкант больше сосредотачивается на характере звука, разрабатывает правую руку.
Читайте также: