Ошибки в употреблении прилагательных кратко

Обновлено: 05.07.2024

Трудности выбора полной и краткой форм прилагательных. Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа определяемого существительного. Ее усвоение происходит естественным путем, и ошибки здесь не так многочисленны. Встречаются они в употреблении полной и краткой формы и при образовании степеней сравнения прилагательных.

Употребляя в речи полную или краткую форму, следует учитывать те различия, которые существуют между ними. С точки зрения стилистической краткая форма является более книжной, по сравнению с нейтральной полной формой, поэтому чаще краткая форма встречается в текстах книжно-письменного характера.

Однако более существенны смысловые различия, связанные с задачами коммуникации. В краткой форме заложена большая, по сравнению с полной формой, возможность указывать на временный или относительный характер признака: Он весел (выражает временный признак) – Он веселый (выражает постоянный признак); Сапоги узки (краткая форма указывает на относительность признака: сапоги узки для данного человека) – Сапоги узкие (выражает абсолютный признак: фасон сапог), Пальто широко в плечах (для данного человека) – Пальто широкое (вообще).

Кроме того, краткая форма обладает большей способностью придавать высказыванию характер суждения, т.е. категорического утверждения или отрицания чего-либо о предмете или явлении: Он высокомерен, едок, заносчив.

Наконец, использование краткой, а не полной формы может быть обусловлено лексико-грамматическими особенностями конструкции, куда входит данная форма прилагательного. Вот наиболее распространенные конструкции, диктующие употребление краткой формы:

· прилагательное употреблено с глаголом быть в форме повелительного наклонения: Будьте спокойны; Будьте счастливы; Будьте любезны и т.п.;

· прилагательное в роли сказуемого имеет зависимые слова: Он был добр к нам, Она была настолько красива, что никто не пытался за ней ухаживать (Д. Гранин).

Поэтому неправильно употребление полной формы в следующих примерах: *Шляпка гриба была полная воды. *Эти бумаги нам уже не нужные.

Образование и употребление форм степеней сравнения качественных прилагательных. Ошибки появляются и при образовании степеней сравнения имени прилагательного. Трудности возникают в двух случаях: а) при образовании сравнительной степени такого прилагательного, которое в языке не имеет данной формы; б) при образовании степени сравнения неправильным способом.

Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ее (-ей): красивее, красивей; светлее, светлей и т.п. Причем формы с суффиксом -ей используются преимущественно в разговорной речи, а также в поэзии (Стала забывчивей всех забывчивых. Тихо идут года. – А. Ахмато­ва). Однако значительное число прилагательных с основой на г. к, х, д (иногда на т и ст) образуют данные формы с помощью суффикса . При этом происходит чередование конечного согласного основы: тихий – тиШе, громкий – громЧе, строгий – строЖе, простой – проЩе. Ряд прилагательных образует данные формы при помощи суффикса -ше (тонкий – тоньШЕ). Ошибки возникают в связи с тенденцией объединения сложной и простой форм сравнительной степени: *Эта задача более легче, чем та, которую решали вчера, *Я хочу, чтобы жизнь стала более ярче. Это явление широко распространено в просторечии.

Грубо просторечным является употребление для образования сравнительной степени наиболее распространенного суффикса -ее (-ей) во всех случаях, в том числе тогда, когда образование формы невозможно: *Я никогда не видел книгу толстее; *Я пришел первее. В просторечии встречается и явление обратного порядка – замена продуктивного образования непродуктивным: *Этот путь гораздо длиньше, чем тот.

Грамматические ошибки могут появляться и при образовании превосходной степени прилагательных. Она тоже может иметь простую и сложную форму.

Согласно морфологической норме, сложная форма превосходной степени образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее, всех, всего: самый легкий, наиболее легкий, наименее легкий, легче всех, легче всего. Причем формы с наиболее, наименее являются книжными и употребляются преимущественно в публицистических и научных текстах: наименее комфортабельный, наиболее актуальный.

Контрольные вопросы

1. Каковы стилистические и семантические различия полной и краткой формы качественных прилагательных?

2. В каких синтаксических конструкциях употребляется только краткая форма прилагательных?

3. Какие варианты кратких форм прилагательных не противоречат морфологической норме? Охарактеризуйте различия между данными параллельными формами.

4. Какими способами образуются формы степеней сравнения имен прилагательных в литературном языке?

5. Какие типичные ошибки в образовании степеней сра­внения качественных прилагательных встречаются в речи?

Наиболее частыми грамматическими ошибками, обусловленными нарушениями норм употребления имен прилагательных, являются:

1) ошибки в образовании форм степеней сравне­ния:

а) неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени: звончее, красившее и др. (правильно: звонче, красивее);

б) смешение простой и составной форм степеней сравнения: более глубже, наиболее известнейший, самый глупейший и др. (правильно: более глубокий либо глубже; наиболее известный либо известней­ший; самый глупый либо глупейший);

в) смешение форм сравнительной и превосходной степени: наиболее сильнее, менее умнейший и др. (правильно: наиболее сильный либо сильнее; менее умный);

г) образование степеней сравнения:

• прилагательных, обозначающих признак, кото­рый не может проявляться в большей либо меньшей степени: лысее, более слепой и др. (правильно: лы­сый, слепой);

• большинства прилагательных, обозначающих цвет: коричневее, более синий и др. (правильно: ко­ричневый либо темно-коричневый; синий либо тем­но-синий и т. п.).

Примечание.Подобные ошибки в образовании форм степеней сравнения встречаются и при употреблении на­речий: пел звончее, пиши более красивее и т.п.;

2) ошибки в образовании кратких форм: светл, тепл, хитр и др. (правильно: светел, тепел, хи­тёр);

3) ошибки, обусловленные употреблением в пол­ной форме прилагательных, не имеющих такой фор­мы: 1. Он обязанный это сделать. 2. Мы очень радые. (Правильно: 1. Он обязан это сделать. 2. Мы
очень рады.);

4) ошибки, обусловленные употреблением зави­симых слов (чаще дополнений) при полных формах прилагательных, являющихся сказуемыми: 1. Бела­русь известная своими озерами. 2. Игорь больной гриппом. (Правильно: 1. Беларусь известна своими озерами. 2. Игорь болен гриппом. Если есть допол­нение, прилагательное-сказуемое должно быть в
краткой форме.)

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Наиболее частыми грамматическими ошибками, обусловленными нарушениями норм употребления имен прилагательных, являются:

1) ошибки в образовании форм степеней сравне­ния:

а) неверный выбор формообразующего суффикса простой сравнительной степени: звончее, красившее и др. (правильно: звонче, красивее);

б) смешение простой и составной форм степеней сравнения: более глубже, наиболее известнейший, самый глупейший и др. (правильно: более глубокий либо глубже; наиболее известный либо известней­ший; самый глупый либо глупейший);

в) смешение форм сравнительной и превосходной степени: наиболее сильнее, менее умнейший и др. (правильно: наиболее сильный либо сильнее; менее умный);

г) образование степеней сравнения:

• прилагательных, обозначающих признак, кото­рый не может проявляться в большей либо меньшей степени: лысее, более слепой и др. (правильно: лы­сый, слепой);

• большинства прилагательных, обозначающих цвет: коричневее, более синий и др. (правильно: ко­ричневый либо темно-коричневый; синий либо тем­но-синий и т. п.).

Примечание.Подобные ошибки в образовании форм степеней сравнения встречаются и при употреблении на­речий: пел звончее, пиши более красивее и т.п.;

2) ошибки в образовании кратких форм: светл, тепл, хитр и др. (правильно: светел, тепел, хи­тёр);

3) ошибки, обусловленные употреблением в пол­ной форме прилагательных, не имеющих такой фор­мы: 1. Он обязанный это сделать. 2. Мы очень радые. (Правильно: 1. Он обязан это сделать. 2. Мы
очень рады.);

4) ошибки, обусловленные употреблением зави­симых слов (чаще дополнений) при полных формах прилагательных, являющихся сказуемыми: 1. Бела­русь известная своими озерами. 2. Игорь больной гриппом. (Правильно: 1. Беларусь известна своими озерами. 2. Игорь болен гриппом. Если есть допол­нение, прилагательное-сказуемое должно быть в
краткой форме.)

— В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки:

Жизненный путь героя тяжёл и трагичный. вместо Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.

— Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного:

Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный!) во многих отношениях.

— Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:

Это произведение более худшее вместо Это произведение ещё хуже. Самый способнейший студент вместо Самый способный студент.

— Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен:

Его вклад в работу был существен (НЕ существенен!).

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Форма имени прилагательного полностью зависит от рода, числа, падежа существительного. Ошибки при употреблении прилагательных не столь значительны, как при употреблении других частей речи, но всё же встречаются и портят речь. В сфере прилагательных к частым нарушениям нормы относятся: образование и употреб ление полной и краткой формы, образование простой и сложной форм сравнительной степени.

1. Краткие прилагательные образуют синонимичные формы: полон – полн; безнравственен – безнравствен, свойственен – свойствен. Путь развития данных форм шел от более древней формы на -ЕН, восходящей к старославянскому языку, к форме на -ЕНЕН, а затем возврат к старой форме. Стремление языка к экономии сделало более короткие предпочтительнее для употребления в речи, поэтому в современной системе языка литературной морфологической норме соответствуют формы на -ЕН : без действен, безнравствен, беспочвен, бесчувствен, легкомыслен и т.д.

3. Ряд прилагательных образует сравнительную степень, используя возможности чередования: тише, гром че, проще и т. д. Ошибки появляются в связи с тен денцией использовать суффикс -ЕЕ в качестве обя зательного компонента при формообразовании. Отсюда появляются варианты слов – толстее, лучшее, хорошее, длиньше, что, является грубым нарушением нормы.

4. Широко распространены случаи объединения сложной и простой форм сравнитель ной степени, в результате чего появляются образования типа более интереснее, что тоже является ошибочным, так как нарушает морфологическую норму.

5. Превосходная степень прилагательных в русском языке образуется по-разному: при помощи слов самый, наиболее, наименее, а также суффиксов -ЕЙШ, -АЙШ. Ошибки возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм: наиболее качественнейшие ре зультаты, самая красивейшая девушка, самая кратчайшая дорога. Подобные образования нарушают норму.

III. Ошибки, связанные с образованием и употреблением форм местоимений

Специфика местоимений состоит в том, что в системе языка они выполняют функцию заместителей слов.

1. Ошибки в речи появляются в связи с неточностью употребления личных местоимений в сложных предложениях: Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной – возникает вопрос: Кто заболел? Кто стал нервным? Или: Отец Коли заболел и умер, когда ему было девять лет – Кто умер? Отец в девять лет?

2. Влияние просторечия – это еще одна распространенная ошибка при использовании местоимений в речи. Ошибочно употребление просторечных форм: у ей, у их, с ими, внутри их – по норме языка к личным местоимения 3 лица прибавляется Н после первообраз ных предлогов (без, в, для, к, на, над), а также после предлогов наречного происхождения (возле, близ, вокруг, кругом, мимо, напротив, посреди, впереди): без него, для них, к ней, близ него, возле нее, напротив нее, мимо них, посреди них. Предлоги же наречного происхождения (вопреки, наперекор, согласно, подобно, навстречу, благодаря, вслед) не требуют начального согласно го Н: вопреки ему, наперекор им, согласно ей, вслед им, подобно ей, навстречу ему, благодаря ему).

5. Ошибкой является и неоправданное повторение указательных и личных местоимений, как, например: Когда он был там, он увидел лису.

6. Речевые недочеты возникают при условии замещения нескольких слов. Замещающие местоимения должны быть согласованы в роде, числе и падеже, как, например: Молодежь боялась, что их не поймут (следует: Молодые люди боя лись непонимания).

7. Недопустим пропуск возвратного местоимения во фразеологических сочетаниях представить себе, хорош собой: Не могу представить, как это получилось.

IV. Образование и употребление имени числительноготакже подчиняется определенным правилам, несоблюдение которых ведет к речевым ошибкам. Нормы употребления числительных в современном русском языке своеобразны и специфичны. Имя числительное –лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня новыми единицами. Однако употребление имен числительных представляет собой серьезную речевую проблему. Например, сложные числительные типа восемьдесят, семьсот –единственная группа слов, в которых склоняются обе части: восьмьюдесятью, семьюстами (Т. пад.), о восьмидесяти, о семистах (П. пад.) –в современной речи практически утратила систему склонения. Это нарушение той нормы, которая является обязательной для всех говорящих на данном языке. В современной разго ворной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.

Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

  • Главная страница
  • Готовимся к ЕГЭ
  • ОГЭ: образцы сочинений
  • ОГЭ
  • Ученические работы
  • Для уроков
  • Мои эссе
  • ЕГЭ: сочинение
  • Круг чтения
  • Схемы. Опорные конспекты
  • Итоговое сочинение (изложение)

четверг, 21 апреля 2011 г.

Ошибки при употреблении имен прилагательных

Самой распространенной ошибкой при употреблении имен прилагательных является неправильное образование степеней сравнения: в этом случае соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной - слово более (более лучший, более худший); возникает плеонастическое сочетание, которое подлежит стилистической правке:

Более лучший показатель характеризует финансовое положение на селения в 1996 году. Более высокий показатель характеризует… Или: финансовое положение населения в 1996 году несколько улучшилось.


Плеонастические сочетания при употреблении прилагательных в сравнительной и превосходной степени свидетельствуют о крайне низкой культуре речи. Например: Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. Нет ничего более худшего, чем невежество. К еще более строжайшей экономии материалов, сырья призвала рабочая цеха металлопокрытий А.Л. Тютьвина. Нищету этого зрелища еще подчеркивают все более роскошные наряды и все более ординарнейшие украшения .

При использовании имен прилагательных возможны ошибки в образовании кратких форм: Этот призыв и в настоящее время действенен. Характеру героя свойственен лиризм. Эти формы кратких прилагательных архаизуются, предпочтительнее - действен, свойствен.

Читайте также: