Осетинская свадьба традиции и обычаи кратко

Обновлено: 08.07.2024

У осетин одним из самых важных и радостных обычаев является свадебный обряд. Как же проходит традиционная осетинская свадьба?

СВАТОВСТВО. Любая свадьба, как в старину, так и в наши дни, начинается со сватовства - засылки сватов. Сватов должно быть не менее трех человек. Один из них, по возможности, дядя жениха - брат отца или матери. Старшим обычно посылают самого уважаемого из соседей, третьим может быть хороший знакомый семьи невесты - это обычно ускоряет дело.

Семья девушки, как правило, знает о приходе гостей. По тому, как их встречают, можно судить об исходе сватовства. Тем не менее, после второго тоста старший должен сообщить хозяевам о цели своего прихода. Глава семьи благодарит гостей за оказанную честь и обычно отвечает примерно так: "Мы должны посоветоваться со старейшинами, родственниками, наконец, спросить о согласии девушку, и только тогда сможем ответить вам". То есть в завуалированной форме дает понять, что возможен благоприятный исход сватовства. Тогда же договариваются о времени следующего визита.

ФИДЫД (Брачное соглашение с родителями невесты). В наше время фидыд может проходить как в доме жениха, так и в доме девушки, причем второе бывает гораздо чаще. Родители юноши через доверенных лиц оставляют в доме девушки денежный залог в знак того, что две семьи породнились.

Иногда фидыд происходит в день свадьбы, что также не возбраняется обычаями. В доме девушки для фидауджита (доверенных лиц) готовят угощение. Более состоятельные семьи режут барана. Пока мясо варится, гостям приносят легкую закуску, произносят 2-3 тоста. Затем стол накрывают уже по обычаю. Встает старший и предлагает обсудить дело, из-за которого они собрались. За время фидыда назначается день свадьбы, обговаривается количество гостей, которые приедут за невестой, а также - кто и когда привезет жертвенного бычка. Далее следует общее застолье.

На столе, по обычаю, три пирога, голова и шея жертвенного животного. Старший (тамада) сидит во главе стола, справа от него второй старший (старший из доверенных лиц), слева - третий старший - родственник семьи или представитель фамилии. Все встают. Старший (тамада) произносит тост за Стыр Хуыцад (Большого Бога), поручает молодых и породнившиеся фамилии Мады Майрам (Деве Марии), Уастырджи (Святому Георгию) и другим святым и передает один из пирогов и базыг (плечевую кость) младшему за столом. Второй и третий старшие поддерживают тост. Тамада предоставляет слово старшему из гостей, который произносит тост за здоровье соседей и жителей села, благодарит хозяина дома и желает, чтобы две фамилии были довольны новым родством, а счастье молодых озаряло не только их близких и родных, но и всю Осетию.

Старший, ведущий стол, старается, чтобы никто не был обделен вниманием. В кульминационный момент застолья третий старший отрезает ухо жертвенного животного, надрезает его три раза и передает старшему. Старший благословляет младших и передает им ухо вместе с бокалом.

В заключение старший просит Касары Уастырджи (Божество, покровительствующее домашнему очагу), чтобы он взял под свое покровительство Осетию, породнившиеся фамилии и молодых.

Жизнь вносит свои коррективы в веками устоявшиеся традиции и обычаи. В наше время молодые после сговора, а чаще в день свадьбы идут в ЗАГС регистрировать брак. Эта церемония обставляется со всей торжественностью и надолго запоминается молодым.

СУСАГЦЫД (Тайный визит). Сусагцыд совершают за несколько недель до свадьбы. Через несколько дней после фидыда жених с шафером, дружкой и несколькими друзьями наносит визит в дом невесты. По возможности, это не афишируется, собираются только самые близкие и подружки невесты. Зять непременно должен принести с собой конфеты, которые он раздает всем собравшимся в доме женщинам. Гостям накрывают столы, устраивают танцы.

За столом первый тост старший (обычно это кто-нибудь из соседей) произносит за Великого Бога, второй - за Уастырджи. Третий тост поднимают за счастье молодых.

После этого жених с названным братом - шафером и друзьями идет в хазар (традиционное осетинское жилище, где размещался очаг) к старшим женщинам. Женщины дают им нуазанта (почетные бокалы), причем жениху подносит нуазан мать невесты или ее свекровь, если она есть. Поблагодарив за теплый прием, гости возвращают нуазаны, положив в них деньги, кто сколько считает нужным. Кто-нибудь из молодых женщин раздает принесенные женихом конфеты. Женщины благодарят: "Пусть ваша жизнь будет такой же сладкой, как эти конфеты". В сусагцыд жених преподносит невесте обручальное кольцо.

Застолье может длиться до глубокой ночи, но, как бы ни сложились обстоятельства, по этикету жених не должен оставаться в доме невесты.

КУХЫЛХАЦАГ и АМДЗУАРДЖЫН (Шафер и помощник). По существу, это главные действующие лица на празднестве, особенно шафер. От его распорядительности и организаторских способностей зависит порядок на свадьбе, именно он определяет - когда и кто поедет за невестой, как примут гостей и т.д. Как правило, шафера и его помощника назначают из близких семье людей, родственников, друзей жениха.

Шафер отвечает за порядок не только в доме жениха, но и в доме невесты. Когда свадебный пир подходит к концу и настает пора выводить невесту, шафер вместе с представителями ее фамилии (это обычно брат невесты или кто-либо из близких родственников) входит в ее комнату.

Родственник девушки обращается к Богу, чтобы он благословил его сестру и ниспослал ей любовь и счастье в новой семье, чтобы она никогда не опорочила честь фамилии. После этого он дает разрешение женщинам одеть невесту. Обычно это делают две - три молодые соседки.

Перед свадьбой хозяин дома приглашает нескольких наиболее близких ему соседей и вверяет им свое хозяйство. Те, в свою очередь, обговаривают, кто будет уырдыглауджыта (букв, "прямостоящие", т.е. люди, обслуживающие гостей во время пиршества), а кто кабицыхицау(букв. "хозяин кладовой" - распорядитель съестными припасами во время свадьбы, пира).

После этого гостей приглашают в дом. Молодежь устраивает танцы, после которых гостей сажают за стол. Стол ведет старший стола. На столе, по обычаю, голова и шея животного, как правило, бычка (шея обязательно находится с левой стороны), три пирога. У тамады плечевая кость животного. У старшего участника свадебного поезда - шашлык, он сидит за второго старшего. Шашлык из трех ребер у третьего старшего, который обычно представляет фамилию или родственников невесты по материнской линии. Старший стола встает, держа в правой руке чашу с пивом, а в левой - плечевую кость. Все сидящие за столом встают, молодежь подходит ближе. Старший произносит тост-молитву:
Фарн, Фарн, Фарн!
Семь сыновей
и три синеглазые дочки!
Фарн, Фарн, Фарн!
Как наседка - многодетна!
Фарн, Фарн, Фарн!
Как медведица - плодовита!
Фарн, Фарн, Фарн!
Как бык - крепкошей!
Фарн, Фарн, Фарн!
Семьей - любима!
Фарн, Фарн, Фарн!
Соседями - уважаема!

После снятия фаты, невеста начинает угощать пожилых женщин содержимым Мыды Куса (чаша со смесью меда и топленого масла). Когда невеста угощает медом свекровь, женщины желают им, чтобы они были друг другу так же сладки, как эти мед и масло. После такого ритуала невесту снова уводят в ее комнату, где возобновляются развлечения, танцы и песни.

Объединение аланских племён с кавказским населением породило ряд уникальных традиций и обрядов, которыми славятся осетины. На их праздниках можно увидеть древние кавказские корни.

Все их торжества выглядят утончённо и подчиняются строгому своду правил. Наиболее ярко это выражено в организации осетинской свадьбы. Этот праздник имеет чёткую последовательность обрядов, которые выполняются неукоснительно.

Как проходит сватовство и помолвка

Раньше у осетин незамужние девушки вели затворнический образ жизни, что исключало любое сомнение в их моральных качествах – чаще всего парни могли непринуждённо общаться с девушками только на специальном гулянии (хъазт).

фото 1

На посиделках собирались только люди, не связанные узами брака, что позволяло подобрать себе пару. Мужчина приходил на такое мероприятие только если чувствовал потребность в создании семьи. Он должен был быть уверен, что готов взять на себя ответственность за обеспечение жены и детей. При этом важно, чтобы парень имел хороший заработок и место, куда мог привести супругу.

Парень мог посетить несколько праздников, присматриваясь к девушкам. Когда одна из них казалась ему привлекательной, он сообщал об этом родственникам. Они собирали информацию о девушке, узнавая, насколько она соответствует требованиям, которым должна соответствовать хорошая жена:

  • скромность;
  • умение создавать качественное рукоделие;
  • хорошая, рассудительная хозяйка.

И только после этого речь могла идти о красоте. Если же девушка не имела особых задатков, которые требуются для жены, то даже самая привлекательная внешность не могла ей помочь удачно выйти замуж. Ведь для семьи было важно, чтобы новый её член был равноправным, а не паразитировал на других людях. Развитию трудолюбия и сдержанности в отношении красоты способствовало и то, что представители высшего сословия осетин (Алдары) предпочитали заключать браки между собой. Если же это было невозможно, то искали жену среди княжон других племён.

У осетинов соблюдается один полезный закон, который запрещает родственные браки.

Под это определение попадают все однофамильцы и те, кто ведёт своё происхождение от одного предка. Это соблюдают по отцовской и материнской линии. Также не рекомендовалось жениться людям, у которых бабушки из одного рода.

фото 3

Если родственники одобрили выбор мужчины, то приступают к сватовству. Для этого приглашают друзей или родных, которые добились уважения среди народа. Сваты посещают дом девушки три раза, и только после этого получают ответ. При этом каждый раз глава семейства, принимая делегацию, вежлив и обходителен, давая понять, что он не против свадьбы дочери.

Но при этом мужчина уклоняется от прямого ответа до завершения третьей встречи. Эта традиция соблюдается даже если отец с самого начала планировал дать отказ. Одним из первых и самых важных вопросов, которые обсуждают на этих встречах, – это размер калыма. В зависимости от того, согласны ли сваты с назначенной суммой, и как быстро жених может собрать её, зависит периодичность посещений дома невесты.

На последней встрече глава семьи озвучивает окончательное решение, после этого назначают дату свадьбы. Решение считается окончательным только после того, как в семью девушки передадут залог. Если этого не сделают в оговорённые сроки, то родственники могут посчитать парня несерьёзным.

Это послужит причиной разрыва договорённостей – мужчина нарушил своё слово. Когда же все средства переданы, невесту объявляют просватанной.

Подготовка к свадьбе

Когда девушка готовится к свадьбе, у неё появляется ряд ограничений. Считается, что в это время ей не пристало развлекаться – нужно готовиться к семейной жизни. Поэтому она не посещает развлекательные мероприятия и организации, даже в сопровождении подруг или родственников.

фото 4

Всё своё время она уделяет помощи старшим в организации праздника. Вторым существенным ограничением является то, что девушка не должна видеться с родственниками жениха. Последним этапом является тайная встреча жениха и невесты. Мужчина должен в сопровождении друзей прийти к невесте так, чтобы его не поймали.

Когда ему это удаётся, он вручает возлюбленной кольцо, после чего помолвка считается заключённой. Чтобы встретиться с девушкой, не вызвав гнева родителей и не кинув тень на её честь, придумали интересный способ. Жених вместе со свидетелем и подругами невесты приходят к ней в дом вечером. Мужчина должен одарить всех женщин дома сладкими лакомствами, после этого они организовывают праздничный стол, на котором обязательно должно быть три пирога для молодых людей.

После этого во дворе начинает играть народная музыка, а гости и хозяева выходят, чтобы потанцевать.

На банкете есть одна особенность – мать невесты должна подать бокал с вином будущему зятю. А другие женщины рода подносят посуду остальным гостям, не забывая друзей жениха, с которыми он пришёл.

фото 2

Прежде чем выпить угощение, парни должны произнести торжественный тост. А в пустую посуду по традиции нужно положить деньги. Это демонстрирует щедрость и богатство мужчины. Весь банкет проводится так, чтобы у мужчины была возможность встретиться с невестой. Он должен подгадать момент, когда за ними не наблюдают, и подарить ей обручальное кольцо.

До свадьбы, мужчина и женщина не должны проводить ночь под одной крышей, даже в разных комнатах.

Проведение торжества

Свадебное торжество начинают с того, что заранее приглашают уважаемых людей, которые будут находиться в кортеже.

фото 6

Самого почтенного объявляют главой поезда, который возьмёт на себя большинство речей, а также решение проблем. Эти мужчины собираются за несколько дней до начала праздника и обговаривают все нюансы проведения торжества, а также разделяют между собой обязанности.

Свадебный кортеж начинает своё путешествие от дома жениха, стараясь максимально оповестить окружающих о причине их поездки. Когда они достигают дома невесты, там их встречают старейшины семьи и почтенные гости, которые одаривают приехавших специальными угощениями:

фото 5

  • три пирога;
  • пиво;
  • арака (алкогольный напиток из зерна);
  • национальные закуски.

В момент дарения возносится хвала Богу и молитва, чтобы этот дом был всегда желанен для посещения такими уважаемыми гостями. Когда старший кортежа принимает дары, он выражает благодарность за приветствие. После этого мужчина благословляет семьи, которые собираются породниться.

То же самое должны сделать и остальные приехавшие мужчины. После того, как все дары переданы, гостей заводят в дом, где ждёт накрытый стол с угощениями. Желательно, чтобы на нём присутствовало множество разных блюд. Это покажет, что гостям рады, а в доме живут хорошие хозяйки. Когда все рассаживаются, начинают звучать песни и тосты, при этом мать невесты старается, чтобы старшему поезда было комфортно.

Важно помнить, что если рядом с домом невесты есть семейство в трауре, то за несколько недель отец девушки должен послать им письмо.

В нём написано, что планируется торжество, но он уважает чужое горе и не знает, как правильно поступить. После этого ему точно так же присылают ответ с разрешением праздновать, ведь они уважают чужое счастье.

фото 7

Когда проходит какое-то время, старший поезда просит подать три ребра жертвенного барана. После того, как ему их приносят, он разделяет их и вручает вместе с бокалами женщинам рода. В это время произносят три тоста:

  1. Восхваляя женщин и девушек, которые готовили праздничное угощение.
  2. Всем гостьям.
  3. Старшей женщине в роду невесты.

В это время часть женщин помогает невесте нарядиться, а когда она готова, это объявляют. После этого старший должен выплатить оговорённый выкуп, и только после этого им покажут девушку. При этом желательно, чтобы в процессе торга происходили нештатные ситуации, которые позабавят всех присутствующих.

После того, как невесту передают приехавшим, они отправляются в дом жениха.

Когда кортеж въезжает во двор, то машину окружает молодёжь, которая поёт весёлые песни и шутит. Невесту подводят к 3 старшим мужчинам, которые читают молитву Богу в благодарность за радостное событие. После этого невесте помогают осуществить процесс снятия фаты и подводят к дому, где сидят 3 старейшие женщины.

Когда девушка оказывается под крышей, она сразу же отвешивает глубокий поклон каждой старейшине, выказывая уважение. В ответ она слышит молитвы Богу, в которых благодарили за такую воспитанную девушку. Далее, невесту провожают в отведённую комнату и устраивают танцы. Спустя определённое время старший поезда приходит за невестой и выводит её во двор, чтобы снять фату.

Это делает молодой неженатый юноша, который является близким другом или родственником жениха.

Он снимает вуаль с помощью специального флажка, который прислали из дома невесты. При этом он желает ей плодовитости, много сыновей и одну дочку. Флажок, которым снимали фату, торжественно вешают в доме над печкой.

фото 9

После того, как с невесты сняли фату, она должна преподнести старейшим женщинам чашу с мёдом, которую прислали из родительского дома. При этом старейшины желают, чтобы ей точно так же сладко жилось в браке. Далее, девушку провожают в комнату, где продолжаются танцы и песни.

Пока невесту привечают в доме жениха, мужчина приезжает со свидетелем в дом невесты. Там его ожидают, ведь всем интересно, каким окажется новый родственник. Парень должен проявлять скромность и умеренность в еде и алкоголе, чтобы не выставить себя в некрасивом свете. Именно после этого банкета родные девушки и соседи определят своё мнение по отношению к нему.

Мужчина, приехав в дом, должен одарить женщин конфетами или другими сладостями. После этого в разгар торжества он с двумя друзьями просится встать из-за стола, заглядывая к женщинам. Там им вручают 3 бокала, и они должны произнести 3 тоста в адрес хозяек, после чего наполнить посуду деньгами. Мужчины возвращаются за стол и продолжают праздновать.

Веселье часто заканчивается после полуночи, когда новый родственник уезжает в дом старшего поезда.

После свадьбы

На второй день свадьбы невеста должна пообщаться с соседскими детьми. Для девочек подготавливают ленты или красивые заколки, для мальчиков разные игрушки. Девушка должна показать, как она ладит с детьми. По традиции женщина должна провести так время, пока не наступит полдень.

фото 10

В полдень из дома невесты приезжает кортеж с приданым девушки. При этом сопровождающие должны быть встречены так же, как и жених в предыдущий день. В числе сопровождающих должны быть друзья, подруги, братья или сестры. Также могут приехать близкие родственники и соседи, которые хорошо общались с новобрачной.

Все они желают проверить, как с невестой обращались, и поддержать её в непривычном для неё доме. Часто девушку усаживают за праздничный стол, начиная расспрашивать, как прошёл предыдущий день. Что она думает и чувствует после общения с новой семьёй.

Невеста должна скромно и выдержанно отвечать, при этом выказывая уважение новым родственникам.

В этом видео вы увидите показаны сборы невесты на осетинской свадьбе:

По традиции жених не должен возвращаться в родной дом на второй день. Он может приехать только третьим утром, но всё чаще это не соблюдается, и мужчина находится дома в неположенное время.

В Осетии чтут традиции, которые остаются неизменными уже многие века, и стараются сохранить их в первозданном виде. Ведь считается, что это наследите предков, и его нужно сберечь для потомков. Поэтому женятся осетины точно так же, как и несколько столетий назад, с большим количеством обрядов. А вы бы согласились участвовать в таком празднике?

Осетинская свадьба считается очень красивым и богатым мероприятием с национальными танцами и песнями. Основные этапы свадебной церемонии строго соблюдаются и чередуются в строгой последовательности.

Общие сведения

Этапы осетинской свадьбы

Сватовство

Все кандидатуры в невесты проходят тщательный отбор и оценку родственников жениха. После того, как выбор невесты одобрен, в дом отца невесты отправляются сваты (минавартта). Главной их задачей было убедить родственников невесты в том, что молодой человек как никто другой лучше подходит в мужья для их дочери. Сватов всегда выбирали из взрослых мужчин из числа близкий родственников. Эти люди должны обладать такими качествами как дипломатичность, терпеливость, с хорошим чувством юмора и хорошо знающие осетинские традиции, и обычаи. Как правило сватовство старались проводить в субботу в вечернее время. При этом в обязательном порядке предупреждают семью невесты о предполагаемом визите гостей.

Родственники невесты имею права отклонить предложение сватов, однако это происходит крайне редко. Потому что до момента сватовства молодые люди имеют возможность познакомиться поближе и на момент сватовства условно уже получено положительное решение от молодых обеих сторон. В современной Осетии процедура сватовства носит символический и условный характер. Однако согласно этикету сваты должны посетить дом невесты как минимум 3 раза. Окончательное решение будет озвучено на третьей встрече. После сватовства невесте запрещено посещать увеселительные мероприятия вне дома и встречаться с родственниками будущего мужа.

Сговор

После получения положительного решения от стороны невесты, родственники и семья жениха направляют доверенных лиц (фидауджита) с деньгами для составления брачного соглашения. Сговор проходит в праздничной обстановке с веселым застольем, с прочтением молитв и произнесением добрых пожеланий в отношении двух родов, которые через некоторое время породнятся.

Тайный визит (сусæгцыд)

За 7 дней до свадьбы жених со своими друзьями в тайне от родных невесты проникает к невесте в дом. Обычно при тайном визите жениха сопровождают старший и младший шаферы (кухылхацаг и амдзуарджын). По осетинским обычаям шаферов выбирают родители жениха из числа самых близких друзей или родственников. Обязательное требование к шаферу было то, что они должны быть уже семейными. В дальнейшем шаферы жениха становятся названными братьями невесты. На протяжении всей ее жизни они будут ее защищать и помогать в трудные минуты.

Со стороны невесты в момент такого визита в доме находятся старшие женщины семейства, мама или бабушка отца невесты, молодые соседи или ближайшие родственники. В первой части визита старшие люди находятся отдельно от молодежи в соседней комнате. После произнесения трех молитвенных тостов, жених с шаферами переходят в соседнюю комнату к старшим женщинам, где мама невесты угощает мужчин национальным осетинским слабоалкогольным пивом. Опустошив бокалы, молодые люди возвращаются в комнату с невестой. При этом их пустые бокалы они должны наполнить деньгами. В качестве подарков для будущей тещи жених приносит конфеты, а невесте дарит обручальное кольцо и свадебное платье. Иными словами, тайный визит можно приравнять к помолвке молодых.

Как проходят осетинские свадьбы

Свадебная церемония в Осетии делиться на две – свадьба невесты и отдельно свадьбу жениха. Ранним утром шаферы собираются в доме жениха и отправляются кортежем за невестой в ее дом. Старшие семейства благословляют молитвами молодых в дорогу.

По количеству машин в кортеже нет ограничений. Что касаемо числу людей, то их должно быть не 50 человек. В основном это молодые парни и девушки, близкие родственники и друзья разных возрастов. С собой в дар для невесты делегация везет пироги, сладости и емкости с пивом и аракой.

Встречают представителей жениха старшие родственники невесты с бокалами. Старшие из кортежа произносят благодарственную речь и добрые слова. Осушают бокалы и гостей приглашаю пройти в помещение. Делегацию рассаживают за стол с угощениями. После веселого застолья и молитв во благо новой семьи молодые гости направляется танцевать. Гости и хозяева дома произносят тосты и пожелания. Благодарят родителей невесты за воспитание своей дочери.

Все время празднования невеста не сидит за столом, а находится на специально отведенном месте для нее. Обычно это является не большой подиум на самом видном месте. Через некоторое время женщины уводят невесту для переодевания ее в свадебный наряд (разгамтта).

В этом время шаферы готовятся к выкупу невесты. Подружки не торопятся отдавать невесту и ждут, когда старший шафер жениха его выкупит. Процесс выкупа начинается с обычного торга, но спустя некоторое время переходит в веселый и шутливый переполох, в котором каждая из сторон пытается удержать свои позиции. Спустя некоторое время стороны договариваются и невесту выводят к гостям.

Иногда выезд свадебного кортежа задерживается. Дети приглашенных или близлежащих домов, заграждают проезд машин, требуя за невесту оплату за возможность покинуть территорию невесты. После не долгих торгов, шаферам приходится оплачивать проезд. Для этого деньги раскидываются по земле, и пока дети собирают деньги, машины покидают дом невесты.

По приезду к дому жениха, невесту окружают гости и родные. Старшие рода произносят мотиву и благословение на новую жизнь. Перед входом в дом, будущей супруге дают на руки маленького грудного ребенка мужского пола. С котором женщина переступает порог с правой ноги. Этот обычай проводят для того, чтобы первым на свет в молодой семье появился наследник.

Следующим этапом свадьбы является обычай снятия фаты (хыжишан). Этот обряд проводит как правило молодой человек со стороны жениха. Это мог быть младший родственник, сосед, друг, сын соседа и т.д. Этот человек должен был обязательно хорошо знаком с этим обычаем. Для проведения этого обряда юноша приносил специальный атрибут так называемой ритуальный флажок. По-осетински он назывался (сара зады хацил). С помощью него он проводил трижды над головой невесты и при этом приговаривал пожелания. Как правило это пожелания счастья, финансового достатка, семерых сыновей и одну голубоглазую дочку. После чего снимает фату с невесты. Этим ритуалом проходит ввод невесты в новый дом и новую семейную жизнь. С этого момента она становится новым членом семьи жениха. Главным мужчиной в ее жизни помимо супруга среди старших становиться отец ее мужа. Для нее он становится хицау. Если перевести дословно, то хозяин.

После появления невесты на свадьбе жениха через несколько часов в дом жениха перевозят приданное невесты (хунзаутта). Привозит его делегация со стороны невесты. После передачи приданного жениху, участников делегации рассаживают за столы и принимают как почетных гостей. Ритуальный флажок как реликвия храниться в доме молодожёнов.

Еще одним обычаем славится осетинская свадьба. Это когда невеста кормит смесью из меда и топленного масла (мыдыкуш) всех женщин на свадьбе. Обязательно последней должна быть свекровь. Во время этой церемонии окружающие произносят пожелания молодой семье. Чаша также считается реликвией семьи и подлежит хранению. Но бывает и такое, что после обряда чашу похищают ради выкупа. Тогда шафер жениха обязан ее выкупить и вернуть молодым.

На протяжении всей свадьбы звучит музыка, поют осетинские песни. В промежутках между поздравлениями гости весело исполняют национальные танцы.

По численности осетинские свадьбы могут принимать от сотни до тысячи человек. Не каждый дом может разместить такое количество людей. Даже во Владикавказе с трудом можно найти ресторан или банкетный зал на такое количество человек. Поэтому каждый приглашенный гость понимает, какое это затратное дело сыграть свадьбу и приносит дорогие подарки. Обычно это драгоценности или деньги.

В качестве угощения для гостей зажаривают кабанов, пекут пироги, варят домашнее пиво и араку (водку домашнего приготовления).

В процессе всего празднования невеста не сидит за столом с гостями. По традициям она находится в специально отведенном углу. Уже к концу торжества невеста вместе с двумя охранниками со своей стороны, подругами, шафером и названной матерью может уйти в отдельную комнату. В которой она может уже присесть и будет находится до конца свадебной церемонии. К ней иногда заглядывают гости, которых она обязана встречать стоя, с пожеланиями и добрыми словами.

Визит зятя

С первыми сумерками наступает новый этап осетинской свадьбы. Жених вместе с друзьями направляется в дом отца невесты. На угощение теща готовит новоиспеченному зятю яичницу. Этот обычай называется сиасхы цыд или по-другому визит зятя.

Этого визита все родственники и соседи невесты очень ждут. В его честь накрывают столы с весёлыми песнями и танцами. По приезду жених дарит всем женщинам сладости, выпивает с ними, удивляет свои красноречием и хорошими манерами. Тем самым зять старается произвести хорошее впечатление на тестя и тещу. В пустые бокалы жених и его друзья по обычаю должны были положить по денежной купюре в благодарность за воспитание своей дочери.

После этого визита официальная часть празднования красивой осетинской свадьбы заканчивается. Хотелось бы обратить внимание на необычность осетинской свадьбы. Жених и невеста на протяжении сей свадьбы находясь в одном помещении, не видят друг друга. На каждого возложены свои обязанности. Жених на торжестве встречает гостей, принимает поздравления в одной части дома. Невесте выделено другое особое место, в котором она находится на протяжении всей свадьбы и также принимает добрые слова и пожелания. Говорить с гостями и родственниками жениха на протяжении всего праздника невесте не разрешено. Только улыбаться и кивать головой в ответ.

Особенности свадебного наряда невесты

Свадебные наряды осетинский красавиц состоят из рубашки, корсета, распашного платья, кафтана, для головы шапочка и фата. Главным украшением образа считался кафтанчик, который шился из атласа, шелка или бархата и украшался золотой вышивкой и нагрудными застежками.

По крою форма платья напоминала распашной халат с длинным полом, закрытыми рукавами, грудью и плечами. Шили платье по форме невесты. За счет толщины и легкой текстуре наряд красиво облегал фигуру невесты. А роскошный пояс подчеркивал грациозность образа и тонкость талии.

Голова осетинской невесты обязательно накрывалась головным убором и фатой. Тем самым он подчеркивал статус невесты и уберегал ее от не добрых взглядов. Цвета свадебных платьев могут быть любые, но все же более предпочтения отдаются нарядам светлый тонов, украшенные богатыми рисунками и орнаментами.

Заключение

В своей статье мы постарались рассказать вам как можно подробнее про традиции и обычаи осетинских свадеб. Передать все ее великолепие и красоту национальной культуры этого народа. А также оценить прочувствовать с какой любовью и уважением проходят обычаи по сопровождению молодых людей в новую их совместную жизнь.

Осетинская свадьба

Предсвадебные осетинские обряды

Прежде чем дойдет дело до свадьбы, должны пройти обряды сватовства, сговора и тайного визита жениха.

Сватовство

Без него осетинская свадьба не состоится, это традиция. В семье жениха назначаются сваты, которые отправляются в дом невесты. Обычно ими является кто-то из:

  1. старших родственников в семье жениха,
  2. близких друзей семьи,
  3. уважаемых соседей, с которыми поддерживаются дружеские отношения,
  4. хороших друзей семьи невесты (чтобы дело быстрее сладилось).

Делегация, как правило, не превышает пять человек. После того, как сваты определены, они отравляются в дом невесты, предупредив о своем визите заранее. Родители молодых в обряде сватовства не участвуют. Родственники и друзья невесты накрывают для сватов стол, но ответ на предложение после первого визита давать не принято. Согласно осетинским свадебным обычаям сваты со стороны жениха должны посетить семью невесты не менее трех раз. Во время таких визитов обговаривается выкуп за невесту (калым).

Сватовство

Сговор

После того, как согласие получено, семья жениха отправляет доверенных лиц с оговоренной суммой калыма и таким образом скрепляет соглашение. По этому поводу накрывается большой стол, за которым едят, пьют, произносят тосты и молитвы за молодых.

Наицональное осетинское блюдо

Тайный визит жениха

Нечто подобное есть и в обычаях дагестанской свадьбы, так называемая тайная помолвка, которой по сути визит жениха и является. За одну-две недели до свадьбы жених приходит к невесте вместе со своими друзьями (не более 7 человек), среди которых уже назначены старший и младший шаферы. Они являются главными действующими лицами на свадьбе, по совместительству являясь и тамадами. Старший шафер должен быть женат – это строгое условие, соблюдение которого требуют осетинские традиции на свадьбе. От невесты присутствуют мама и бабушка (старшие женщины рода) со стороны отца, родственники и соседская молодежь.

Кольцо

Свадьба в Осетии

Надо сказать, что осетинская свадьба очень красивая и зрелищная, а также многолюдная и хлебосольная. В особых случаях количество гостей может доходить до 2 тысяч, но ее главная особенность, что торжество проходит в двух домах. Ранним утром делегация от жениха в составе не более 50 человек едет за невестой, с пирогами, баллонами пива и аракой (осетинский алкогольный напиток), тортами и конфетами.

У невесты делегацию встречают старшие с бокалами, которые выпивают три старших от жениха и в ответ преподносят свои бокалы. Затем все садятся за стол, произносят положенные молитвы, угощаются, после этого молодежь идет танцевать. Невеста все это время стоит на видном месте и не принимает участия в празднике. После того, как часть с застольями и танцами завершена, она уходит переодеваться. Не обходится и без выкупа невесты, который проводит старший шафер. После этого ее выводят из дома два шафера, старший – справа, младший – слева. Старшие благословляют невесту и молятся за нее.

Шаферы на осетинской свадьбе

Когда кортеж приезжает к дому жениха, невеста получает благословление уже от старших со стороны жениха. Ей дается на руки младенец-мальчик, чтобы первенцем у молодоженов был сын.

Следующими важными этапами на осетинской свадьбе по стародавним традициям и обычаям является снятие фаты и ритуал с чашей меда и топленого масла. Юноша со стороны жениха приносит с собой ритуальный флажок, которым нужно три раза провести над головой невесты. Затем он желает ей счастья, изобилия, семь сыновей и дочку с голубыми глазами и поднимает фату, чтобы все могли увидеть лицо девушки. Флажок хранится в семье молодоженов всю жизнь. После этого невеста преподносит мед с маслом взрослым женщинам, последней свекрови, чтобы между ними было взаимопонимание.

Мед и масло

С наступлением темноты жених едет в дом невесты, где теща готовит ему яичницу, застолье продолжается. Кстати, жених и невеста не находятся рядом друг с другом во время свадьбы и не разговаривают. Стоят отдельно и поздравления также принимают по одиночке. Только после застолья у тестя и тещи, выпивания традиционных бокалов все церемонии считаются соблюденными.

Осетинские свадебные платья

Отдельных слов заслуживает осетинский свадебный наряд. Он должен скрывать абсолютно все части тела невесты, включая руки и шею, как и в мусульманских традициях на свадьбу, и иметь головной убор с многослойной фатой. В обязательном порядке осетинские свадебные платья украшаются ручной вышивкой и драгоценными камнями, из-за чего наряд может быть довольно тяжелым. Все это создает на свадьбе особый образ, благодаря которому невеста в осетинском платье выглядит как настоящая принцесса.

Свадебное платье

Невеста

Напоследок портал Свадебка.ws подготовил для вас небольшой словарик названий, которые вы непременно услышите на любой осетинской свадьбе:

Если вас пригласили на осетинскую свадьбу и вы хотите понимать, что происходит, либо вы осетин, который заблудился в многообразии свадебных обычаев, а может просто интересуетесь, как у этого народа все устроено — наш путеводитель вам пригодится. Рассказываем, как проходят осетинские свадьбы.

Глоссарий

Минавартта (минæвæрттæ) — сваты
Фидыд (фидыд) — сговор, обычай, когда стороны приходят к соглашению
Фидауджита (фидауджытæ) — посредники в заключении договора соглашения
Шушагсыд (сусæгцыд) — тайный визит
Кухылхацаг (къухылхæцæг) — старший шафер
Амдзуарджын ( æ мдзуарджын) — младший шафер
Чинзхашшаг (чындзхæссæг) — делегаты, отправившиеся за невестой
Щиахши кафетта (сиахсы къафеттæ) — конфеты от зятя
Амбалаккаг ( æмбæлæгкаг) — встречный бокал
Хыжишан (х ызисæн) — обряд снятия фаты с невесты
Хыжишаг (х ызисæг) — юноша, снимающий с невесты фату
Кангамад (кæнгæмад) — названая мать
Хисау (х ицау) — свекр, дословно хозяин

Мыдыкуш (мыдыкъус) — чаша со смесью меда и топленого масла
Разгамтта (разг æ мтт æ) — женский свадебный наряд
Хунзаутта (хыундзæуттæ) — делегация со стороны невесты, сопровождающая приданное

Untitled-2

А теперь обо всем подробнее.

Сватовство

Сваты должны быть мудрыми, дипломатичными, терпеливыми, обладать чувством юмора и хорошо знать осетинские обычаи.

Сговор (фидыд)

После того, как сторона невесты дала согласие на свадьбу, семья жениха отправляет в дом отца невесты доверенных лиц (ф идауджита ) с деньгами, скрепляя брачное соглашение. Часто ими бывают сваты. Раньше сговор служил площадкой для обсуждения организационных вопросов, касающихся свадьбы. Все это сопровождалось традиционным осетинским застольем с произнесением молитв и добрыми пожеланиями двум породнившимся фамилиям.

Тайный визит (сусæгцыд)

За неделю до свадьбы в дом невесты тайком приходит жених со своими друзьями. Здесь впервые появляются важные действующие лица — старший и младший шаферы (к ухылхацаг и а мдзуарджын ). Шаферов выбирают родители жениха или сам жених из числа близких друзей и родственников. Обязательное условие при выборе старшего шафера — он должен быть женат.

Шаферы становятся названными братьями невесты, на протяжении всей жизни они должны защищать ее и помогать ей. Шаферы приходят на тайный визит вместе с женихом и другими его друзьями. Обычно их бывает не больше семи человек. Со стороны невесты на тайном визите присутствуют ее подруги, старшие женщины рода, мать или бабушка со стороны отца, молодые соседи и родственники невесты. Взрослые женщины, как правило, во время тайного визита находятся в соседней комнате, чтобы не смущать молодых людей. После произнесения первых трех тостов–молитв жених с шаферами отправляется к старшим женщинам, где мать невесты преподносит гостям бокалы, которые раньше наполняли слабоалкогольным осетинским пивом. Современные нравы стали более либеральными, и в бокалы наливают и крепкие напитки. Когда стаканы становятся пустыми, гости возвращают их женщинам, положив внутрь деньги. Кроме того, жених преподносит будущей теще сладости — они так и называются — конфеты от зятя (щ иахши кафетта ). А затем он дарит невесте обручальное кольцо и свадебное платье. По смыслу тайный визит близок к обручению.


Свадьба

Вот мы и подошли ко дню свадьбы. Еще каких-то двадцать лет назад осетинские свадьбы проводились в доме жениха и в доме невесты. Для гостей у домов устанавливались тенты, под которыми для гостей накрывали столы. Сейчас свадьбы чаще проводят в ресторанах и банкетных залах. Свадьба в Осетии делится на две — на свадьбу невесты и свадьбу жениха. Люди, отобранные старшим шафером для поездки за невестой, ранним утром собираются в доме жениха и получают инструктаж от старших. Старшие возносят молитвы Единому Богу и Уастырджи, а затем благословляют молодых людей в дорогу.

Количество машин в кортеже (ч инзхашшаг ), который отправляется за невестой не регламентировано, но этикет ограничивают число лиц, входящих в почетную делегацию — чаще всего их бывает не более 50. Она набирается из молодых парней и девушек, соседей, близких родственников и друзей жениха. Конечно же, шаферы тоже едут в кортеже — они едва ли не самые главные люди на свадьбе. Кроме молодежи в кортеже едут и несколько старших — они отвечают за молодежь и следят за тем, чтобы сторона жениха проявила себя перед стороной невесты в лучшем свете. Делегация везет невесте пироги, баллоны с пивом и аракой, торты и конфеты.


На пороге дома невесты, или банкетного зала, в котором проходит свадьба, делегатов встречают старшие с полными бокалами. Старший из делегации благодарит хозяев за радушие и высказывает добрые пожелания молодым. Затем трое старших выпивают встречные бокалы (а мбалаккаг ) и приглашают всех гостей пройти в помещение. Гостей сажают за стол, и после молитв и застолья молодежь отправляется танцевать.

Старший из делегации после произнесения обязательных молитв преподносит бокал хозяину дома невесты (чаще всего отцу) и благодарит его от имени всех гостей. Позже хозяева преподносят почетные бокалы гостям.

Все это время невеста стоит на видном месте — в современных банкетных залах для нее оборудуют специальный подиум. Позже ее уводят, и женщины помогают невесте переодеться в свадебный наряд (разгамтта). Невесту помощницы не спешат отдавать шаферам, старший шафер должен выкупить ее. Начинается торг, который со временем переходит в шутливую перебранку — ни одна из сторон не уступает, в итоге им все же удается договориться, и невесту выводят к гостям. Иногда молодежь со стороны невесты в шутку прячет девушку-гостью, и представители из делегации выкупают ее у похитителей.

Выкупив невесту, старший шафер выводит ее к людям, держа за правую руку. С левой стороны идет младший шафер. Девушку за благословением подводят к старшим, а они возносят молитвы Богу и святым, чтобы те покровительствовали и оберегали новую семью. На современных свадьбах часто воспроизводится западный обычай, когда невеста бросает свой букет назад, не глядя. Согласно поверью, девушка поймавшая букет, выйдет замуж следующей. Этот обычай не имеет ничего общего с традиционной осетинской свадьбой, хотя и стал забавным дополнением к ней в последнее время.


Затем под звуки гармони девушку сажают в белый автомобиль, и кортеж отправляется на свадьбу жениха. Хотя выезд кортежа иногда может затянуться. Дети, пришедшие на свадьбу, не хотят уходить со свадьбы с пустыми руками. Они становятся перед машиной, в которую посадили невесту, живым щитом и требуют у старшего шафера деньги за возможность покинуть территорию невесты. После шутливых торгов шафер чаще всего кидает в воздух пачку денег, и кортеж покидает свадьбу невесты, в то время как дети собирают легкую добычу.


Как только кортеж доезжает до свадьбы жениха, белый автомобиль окружают люди. Невесту подводят к старшим, которые благословляют ее на жизнь в новой семье. Девушке на руки дают грудного мальчика (чтобы первенец был мальчиком), она переступает порог нового дома с правой ноги.

Следующий важный этап свадьбы — снятие фаты (х ыжишан ). Этот обряд проводит юноша, хорошо знакомый с осетинскими традициями (х ыжишаг ). Само собой, юноша должен быть близким человеком в доме жениха (младший родственник или сосед, сын друга и т.д.). Юноша приносит с собой специальный атрибут — ритуальный флажок (сары зады хацил), которым он трижды проводит над головой невесты и желает ей счастья и изобилия, семерых сыновей и голубоглазую дочку.

Через пару часов после приезда невесты на свадьбу к жениху отправляется делегация, сопровождающая приданное невесты (хунзаутта). Ее сажают за отдельный стол и принимают как самых почетных гостей.


После повторения этих ритуальных слов юноша поднимает фату, чтобы люди видели лицо невесты.



Ритуальный флажок отныне хранится в доме молодоженов как почтенная реликвия. Этот обряд как бы вводит невестку в новый дом. Отныне она — новый член семьи, и главный мужчина в ее жизни теперь — отец ее мужа, он называется хицау (дословно — хозяин).


Свадьба сопровождается песнями и танцами. Гостей на осетинской свадьбе бывает очень много — несколько сотен, может быть больше тысячи, в совсем одиозных случаях количество гостей достигает двух тысяч. Во Владикавказе не каждый зал торжеств может себе позволить разместить столько людей. Гости приносят на свадьбу подарки, близкие родственники и шаферы дарят невесте драгоценности, остальные гости, зная, что свадьба — очень хлопотное и затратное дело, предпочитают дарить молодоженам деньги, чтобы хотя бы частично покрыть их расходы.

Отстояв в специально отведенном углу всю свадьбу, невеста в компании двух охранников из отчего дома, близких подруг, сопровождающих ее на протяжении всей свадьбы, шаферов и названной матери (кæнгæмад) уходит в отдельную комнату, где ей наконец разрешают присесть. К невесте периодически заглядывают гости, она встречает их стоя. Гости желают невесте счастья в новом доме, гармонии с новыми домочадцами и, как это принято у осетин, семерых сыновей и голубоглазую дочку.



С наступлением темноты жених отправляется в дом своего тестя, где теща готовит ему яичницу. Его сопровождают друзья. Этот обычай называется визит зятя (сиахсы цыд). Его приезда ждут с нетерпением — родственникам и соседям интересно взглянуть на выбор невесты. Молодежь устраивает в его честь танцы, женщины накрывают столы. За старшего сидит обычно кто-нибудь из соседей, как правило, близкий гостям по возрасту. Зять дарит женщинам конфеты, распивает с новыми родственниками несколько бокалов, но держит себя в руках и контролирует каждое слово и движение, чтобы произвести на тещу и тестя хорошее впечатление.

Жених и невеста не видят друг друга на собственной свадьбе

После застолья жених отправляется к теще, та дает ему бокал. Друзьям жениха подают бокалы другие близкие дому отца невесты женщины. Жених благодарит тещу, опустошив бокал, опускает в него купюру, его примеру следуют и друзья.

На этом официальные и многолюдные элементы свадебного цикла заканчиваются.

Кстати, жених и невеста не видят друг друга на собственной свадьбе, хотя и могут находиться в одном здании. Жених встречает гостей и принимает их поздравления, а невеста стоит в отведенном ей месте и также принимает поздравления. На свадьбе она не должна говорить. А с отцом жениха она заговорит только тогда, когда тот даст ей разрешение снять с головы косынку.

О красивом, формировавшемся многие столетия обычае осетинской свадьбы рассказать непросто, но мы надеемся, что вы получили представление.

Читайте также: