Орнамент древнего востока кратко

Обновлено: 25.06.2024

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов. Например: египетский крест анх прочитывался жизнь, изображение коленопреклоненной фигурки хех — вечность и др. Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Арабы

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам.

В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.

Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам.

Например, один из наиболее распространенных элементов розетка был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал.
Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков.

Африка, Америка

Древний Восток

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Сформировалось самобытное и своеобразное ассирийское искусство, искусство высочайшего мастерства. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими головами (шеду), лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Древняя Греция

Китай

Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.

Япония

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии.

Орнамент в западно-европейской культуре

Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов, франков и др. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками и т. д.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магическийсмысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.

Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Египта, Китая , Японии и др

Орнамент Древнего Востока

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Сформировалось самобытное и своеобразное ассирийское искусство, искусство высочайшего мастерства. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с человеческими головами (шеду), лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

"ВИХРЕВАЯ РОЗЕТКА" — элемент геометрического орнамента в форме круга , из центра которого расходятся спиральные линии , создающие эффект зрительного вращения. Близок к свастике и меандру . Древнейший солярный (солнечный) знак. Другое название — водоворот. Встречается в искусстве викингов , откуда заимствован древнерусским искусством X—XII вв.

Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия), зерно и др. Среди археологических находок Двуречья обнаружен кинжал, орнамент которого имитирует кружевное плетение из соломы или из волокон конопли.

В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, ставшие наследниками древних традиций египетского, ассирийского, вавилонского искусства и создателями новой придворной культуры Передней Азии, в которой большая роль отводилась декоративно-прикладному искусству, особенно ткачеству и книжной миниатюре, которые богато и изощренно орнаментировались.

В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность. Растительные элементы представляют большое разнообразие, соответствуя богатой растительности страны. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочитали изображения львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились изображения людей — пеших и всадников, птиц.

Одной из основных религий Персии был зороастризм, поклонение огню. Под воздействием этой религии появился новый мотив: плавающее пламя, получивший особое распространение в орнаменте. Популярным был и элемент сердце с вписанным в него трилистником, который означал идею духовного бессмертия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

§1. Орнамент Древнего мира.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, нельзя оставить без внимания еще одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте.

В древних орнаментах часто изображаются растения, различные животные: птицы, кони, олени, волки, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине - птицы; на уровне ствола - люди, звери, пчелы; под корнями - змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры.

Стиль – исторически сложившиеся, относительно устойчивые черты произведений искусства, обусловленные единством идейного содержания. Стиль включает общность средств и приемов художественного выражения и общность внешних признаков художественной формы. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Древнеегипетская орнаментация.

Три тысячи лет назад до нашей эры в долине Нила на обширной территории, которую местное население называло “Та Кемет” (Черная Земля), после объединения племен в два царства — Верхнее и Нижнее — и их последующего слияния возникло единое государство, известное нам как Египет.

Напомним, что означает понятие стиля? Стиль – исторически сложившиеся, относительно устойчивые черты произведений искусства, обусловленные единством идейного содержания. Стиль включает общность средств и приемов художественного выражения и общность внешних признаков художественной формы.

Орнамент в одежде.

Архитектура, предметы быта, костюм, ювелирные украшения, мебель – всё богато орнаментировалось. Высокий уровень развития орнаментации соответствовал высокому уровню освоения египтянами технологий художественной обработки материалов (стекла, дерева, текстиля, металлов и т.п.).

Костюм древних египтян. Ткани 2 тыс. до н.э.

Орнамент_9(209)

Росписи элементов интерьера.

Художественная деятельность египтян, при всем пристрастии их к лицевым изображениям, была обращена, главным образом, на архитектуру, рядом с которой другие две отрасли, скульптура и живопись, играли лишь подчиненную ей роль.

Интерьер гробницы в эль-Ассасифе.- Фивы.
Росписи на колоннах. Фивы. XVIII династия.

Орнамент_31(172)

Росписи колонн. Тутмес III . Карнак. XVIII династия.

Росписи колонн. Аменхотеп III . Фивы. XVIII династия.

Рельеф с изображением Эхнатона и его семьи. Эль-Амарна. XVIII династия.

Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов.

У древних египтян существовал изобразительный канон: фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас. В рельефах Древнего царства утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов.

hello_html_7be731a4.jpg

Стилистические особенности древнеегипетской орнаментации:

Гармоничное сочетание геометрических и растительных мотивов (их трудно разделить, все растения построены с геометрической точностью), чётко выделены раппорты.

Ярко выраженная контрастность форм, силуэтов, тона.

Основные типы: полоса, розетка, сетчатый.

Основные виды: растительно-геометрический; антропоморфно-зооморфный; шрифтовой (иероглифический).

Основные орнаментальные мотивы:

Геометрические – пересекающиеся круги, сетки, стрелы, колонны, солнечный луч, солярная розетка;

Антропоморфные – ремесленники, жрецы, фараоны и боги.

Шрифтовые – иероглифические письмена.

В росписи ранней керамики и предметов быта встречаются лишь абстрактные и геометрические мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, овалы.

Орнаменты потолков. XII - XXII династии. Prisse d`Avennes L`Art egyptiien

Орнамент_2(50)
Орнамент_3(51)

В основу содержания декоративного и орнаментального искусства легли растительные мотивы – лотос, папирус, пальмы виноградные лозы, ветви плодовых деревьев, а также изображения птиц, рыб и зверей. Художественные образы всегда заключали в себе символику содержания (лотос — символ плодородия и бессмертия, змей — символ власти, скарабей – символ вечной жизни). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер.

С развитием тотемизма сосуды все чаще стали украшать изображениями священных животных: барана, быка, крокодила, коровы, змеи, рыбы и т.д. – добрых “помощников” и “защитников” человека в росписях также часто встречались изображения животных.

Лотос – земноводное травянистое растение из рода кувшинок. Цветки лотоса плавают на поверхности воды и бывают белого, розового и голубого цвета. У древних египтян лотос был священным растением. Они приписывали ему лечебные и магические свойства.

Еще одним очень распространенным орнаментальным изображением в Древнем Египте являлся папирус. Это травянистое растение высотой до 5 метров росло по берегам Нила. В орнаментах папирус изображали в виде веерообразных цветков, бутонов, побегов, связок папируса.

Жук-скарабей.

Одним из древних символов египтян является Жук-Скарабей. Scarabaeus – это жук подсемейства навозников. Его тело достигает длины до 4 см, гладкое, чёрное; голова и голени передних ног с крупными зубцами.

images

Скарабей почитался, как священное животное богов Солнца и почитался как символ созидательной силы Солнца, возрождения в загробной жизни. Египтяне отождествляли скарабея с таинством сотворения светила и изображали египетского Бога Хепри — творца мира и человека — с головой скарабея.

В Древнем Египте в катании навозного шарика видели символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных священных лучей, поэтому жук был обожествлен, ему воздавали почести.

Изображение для египтян – это, прежде всего знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета – значило сберечь и увековечить его жизненную силу.

Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Элементы египетской орнаментики встречаются в древнеримской мебели.

В 1798 году, когда Наполеон начал свой поход в Египет, забытые египетские формы снова привлекли всеобщее внимание. По всей Европе стало модным использование характерных египетских мотивов. Влияние египетских форм нашло свое яркое выражение в стиле ампир. Современные художники тоже не обходят своим вниманием египетские орнаментальные мотивы и Древнеегипетский стиль в целом.

Орнаментация античных государств.

Орнамент – живописное, графическое или скульптурное художественное оформление предмета. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Зооморфные орнаменты на крито-минойской керамике.

Древнегреческую цивилизацию нередко называют колыбелью европейской культуры. На рубеже III – II тысячелетий до н.э. на острове Крит и на полуострове Пелопоннесе образуются первые города-государства с богато украшенными дворцами; культуру этого периода называют критской или минойской.

В то время на глиняных вазах появляются орнаменты, включающие как декоративные вставки, так и изображения обитателей моря — различных раковин, осьминогов с извивающимися щупальцами, играющих в воде дельфинов.

s320x240
49679148

Греческая вазопись.
Геометрический стиль.

hello_html_m4fb93ac3.jpg

Аттические краснофигурные вазы являют собой высокие образцы классического античного стиля и убедительно показывают, какую значительную роль может играть орнамент при создании художественного образа в прикладном искусстве. Именно орнаменту, составляющему их декор, и выделяющемуся своей гармонией и красотой, было суждено стать основным выразительным средством при создании художественного образа этих замечательных памятников древнегреческого искусства.

hello_html_m4116bd4e.jpg

Особенности орнаментации:

Высокий уровень стилизации природных форм и при этом реализм изображений.

Основное средство выразительности орнаментов – силуэт.

Монументальность орнаментов (архитектурные орнаменты почти без изменений изображались в вазописи, одежде, украшениях, сохраняя при этом гармоничную пропорциональность).

Основные типы орнаментов: полоса и сетчатый (мозаичный стиль).

Основные виды: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, геральдический.

Основные орнаментальные мотивы:

Зооморфные: львы (символ императорской власти), морские животные и рабы, мифические животные.

Антропоморфные: атланты (мужские фигуры), кариатиды (женские фигуры), изображение богов и мифологических героев.

Геральдические (в основном у др.римлян) – изображения щитов, военных доспехов, шлемов, скрещенного оружия в сочетании с акантами и др. мотивами.

Основные орнаментальные мотивы.

Древние греки жили на Земле, почти со всех сторон окруженной водой.

Неумолкающий плеск воды принимался греками как естественный ритм природы.

Такая ритмика появляется у греческих мастеров в виде причудливых волнистых, а так же геометрически изогнутых завитков – меандров.

Меандр, пожалуй, один из самых характерных для греческого искусства элемент, который легко узнается.

Спираль, Критская волна.

hello_html_m30e647f3.jpg

Древнегреческие мастера так же использовали в орнаменте изображения стихий воды, земли, воздуха, солнца в виде уже известных нам прямых и волнистых линий, зигзагов, кругов и т.п.

Но были присущие только этой цивилизации стилизованные изображения.

Греческий орнамент во многом использовал особенности египетского, частично финикийского и ассирийского, но все воспринятое было переосмыслено и переработано по своему. Созданный орнамент был оригинальным.

Основными его качествами становятся легкость и гармония, символическое содержание отодвигается на второй план.

Пальметта является стилизованным изображением совершенно различных растений: их листьев и цветов.

Она представляет собой как бы концентрированную природную форму.

В Древней Греции пальметта стала излюбленным мотивом орнаментальных украшений.

hello_html_m7532b483.jpg
hello_html_4e6a5824.jpg

hello_html_m52f490a3.jpg

Кроме пальметты и еще больше – стилизованной формы акант, который появился вместе с коринфским ордером. Часто использовалось изображение листьев алоэ, всевозможных водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева.

acanthus_14298_lg

Орнаменты в архитектуре

В архитектуре орнаменты выполнялись в технике резьбы по мрамору, мозаик, стенных росписей. Мотивы в виде орнаментированных тяг, кессонов, мозаичных композиций, украшающих пол, занимали большое место в оформлении интерьеров греческих культовых и общественных зданий.

hello_html_617e5f38.jpg
hello_html_5c9274cc.jpg

Антропоморфные мотивы

Зооморфные мотивы

Первоначально в греческом орнаменте преобладали мотивы восточного происхождения (сфинксы, грифоны). Но в классический период они вытесняются сюжетами, взятыми из жизни окружающей природы, или геометрическими.

hello_html_m59094eec.jpg
hello_html_619a4998.jpg

Из зоологических форм особое распространение получила голова быка. Впоследствии все эти формы были использованы как мотивы многими народами.

Чернофигурная вазопись. Легенда о Минотавре.

hello_html_m4b8e1b5d.jpg

hello_html_1312b257.jpg
hello_html_m2b39772a.jpg

Геральдические мотивы

Орнаментация Древнего Рима более вычурная, сложная. Её назначение – прославление величия императоров, их власти и богатства. Геральдические мотивы включали в себя не только изображения гербов, но и изображения военных доспехов и оружия.

hello_html_7fe5e526.jpg

Орнамент, являясь одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов (исторические иди этнические стили), можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Выполните зарисовку в орнамента в античном стиле.

Орнаментальные элементы расположить композиционно обоснованно;

Выполнять зарисовку графитным карандашом или гелевой ручкой, возможно цветовое решение (акварель, гуашь, акрил, маркеры).

АЛГОРИТМ вычерчивания орнамента:

Выполнить предварительный эскиз от руки (с учётом конструкции и художественного образа);

Определить границы (габаритные размеры) орнамента на рабочем поле листа;

Разметить оси симметрии, раппорты (если есть), дополнительные (вспомогательные) линии построения;

Построить элементы орнамента при помощи чертёжных инструментов;

Завершить криволинейные контуры от руки или использовать лекала или шаблоны.

Выполнить проработку цветом, тоном и т.п.

Рекомендуемая литература

Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1—8, СПБ, 1898—99;

Ворончихин Н.С., ЕмшановаН.А. Орнаменты. Стили. Мотивы. Узоры. Ижевск. Издательство Удмуртский университета. 2004.

Василевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр, 1996.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1997.

Древние цивилизации \ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Афонькина, Е.Ю. Афонькиной С. Ю. Орнаменты народов мира: Практическое пособие. СПб.: Кристалл. 1998.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Вузов / М.В. Соколова. 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007.

Шемуратова Ф.А. “Выпиливание лобзиком”. 2-е изд. М., Легпромбытиздат, 1992.

ТКАНИ&ФУРНИТУРА&ШОУ-РУМ Челябинск

ТКАНИ&ФУРНИТУРА&ШОУ-РУМ Челябинск

ТКАНИ&ФУРНИТУРА&ШОУ-РУМ Челябинск запись закреплена

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. XIV в. до н.э.

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка, и символизирует она мужество. Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона.

Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия), зерно и др.

В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, ставшие наследниками древних традиций египетского, ассирийского, вавилонского искусства и создателями новой придворной культуры Передней Азии, в которой большая роль отводилась декоративно-прикладному искусству, особенно ткачеству и книжной миниатюре, которые богато и изощренно орнаментировались.

К зооморфной группе благопожелательного орнамента одежды и украшений, относятся многочисленные изображения животных, птиц, рыб и насекомых. В китайской мифологии большое место отводилось пяти существам: дракону, фениксу, тигру (иногда его заменяет цилинь - вариант китайского единорога) и черепахе.

Во большинстве стран Восточной Азиидракон считается символом счастья, ибо он сумел добыть напиток бессмертия. В древнекитайской картине мира он представляет ЯН, т. е. персонифицирует размножение, плодородие и активность. Во многих легендах и сказках драконы играют доминирующую роль, а в изобразительном искусстве и в художественных промыслах они становятся основным сюжетом.

Количество драконов на парчовых одеждах генералов в Древнем Китае было точно регламентировано, и девять драконов могло быть только на императорском одеянии. Со времен династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э. ) сине-зеленый дракон считается символом императора, восхода Солнца, Востока и весеннего дождя. Символом имперской власти был дракон с пятью когтями. Императорский трон, предметы домашнего обихода, одежда были с изображениями этого чудовища. Эту эмблему также должны были использовать принцы первого и второго ранга. Принцам третьего и четвертого рангов было разрешено использование изображений дракона с четырьмя когтями, в то время как принцам пятого ранга и некоторым определенным официальным лицам позволялось использовать в качестве эмблемы изображение змееподобного животного с пятью когтями. Трон императора именовался Троном Дракона, лицо императора - Лицом Дракона. Когда надо было оповестить о кончине императора, говорили, что он улетел на небо верхом на драконе.

Зимой, как свидетельствует народная традиция, драконы живут под землей, однако во второй месяц поднимаются в небо и вызывают при этом гром и первые дожди. Во многих случаях на второй день второго лунного месяца устраиваются в честь дракона торжества с фейерверками (праздник именуется "Дракон поднимает голову").

В декоративном искусстве часто изображаются два дракона, играющих жемчужиной (шаром грома) , благодаря чему они вызывают плодотворный дождь, который обещает богатство и обильный урожай.

В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши - на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти.
Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Феникс. Изначально слово служило обозначением посланца Небесного владыки — божества ветра (ветер - фэн). Согласно китайским источникам, феникс живет в Киноварной (красной) пещере. Такая позиция привела к слиянию образа феникса и Красной птицы Чжу-цяо — символа южной стороны света.
Традиционные элементы изображения феникса: большое крыло, пышный хвост и гребень на голове. У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов - желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.

Феникс – воплощение элемента Инь. Часто фениксом называли жену императора.
Волшебная птица феникс добра и милосердна: она не клюет насекомых, пищей для нее служат семена бамбука, а жажду она утоляет только из чистого родника. Происхождение птицы феникс связывают с солнцем и огнем, поэтому она символизирует тепло, неотделимое от лета и хорошего урожая.
Изготовляется множество ювелирных изделий из золота, серебра, драгоценных камней, изображающих феникса.
Широко распространены были вышитые халаты с изображениями фениксов, женские матерчатые туфли с головой феникса, платья, халаты

В китайской мифологии тигр − это покровитель и защитник от злых духов. В связи с этим в праздник начала лета тигр с веткой полыни во рту используется как символ защиты от пяти вредоносных существ (ящерицы, стоножки, жабы, змеи и паука), и по этой же причине детская шапка новорожденного зачастую шилась в виде головы тигра.
Изображение тигра использовалось в борьбе с ядовитыми пресмыкающимися. Поэтому в праздник лета изготовлялись большие и маленькие тигровые маски из шелка, бархата и хлопчатобумажной материи.
Голову хищника рисовали на щитах воинов, гравировали на деревянных дверях военных укреплений для устрашения неприятеля. Изображение тигра, вышитое на одежде военных чинов, служило знаком различия.
Чтобы тигр наводил ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей.

Примечательно, что в Древнем Китае тигра соотносили с женским началом инь, с подземным миром и Западом (где солнце опускается под землю). Только позднее, с распространением буддизма, иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф ван ( 王 ), что означает "царь". Однако, сохранился образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян): т. е. тьмы, внедрившейся в область света.

Черепаха также считалась священным животным в Китае - она олицетворяла долголетие, силу, выносливость. Ее куполообразную спину уподобляли небесному сОбожествлялись и другие живые существа.
Сверхъестественными свойствами наделялась лисица: она якобы могла творить чудеса.

Когда лисице исполняется 50 лет, она способна превратиться в обычную женщину, в возрасте 100 лет - стать прекрасной молодой девушкой или волшебником, владеющим всеми тайнами чародейства. Достигнув тысячелетнего возраста, лисица может быть допущена на небо и тогда превратиться в "небесную лисицу".
Чаще всего волшебница-лисица старалась, приняв образ красивой женщины, выйти замуж за обыкновенного человека. Разумному мужу, не доискивающемуся до тайн жены, лисица могла принести счастье, стремление же проведать о е прошлом могло привести к большим неприятностям. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно было рассмотреть ее тень при лунном свете. В этом случае тень даже самой красивой женщины давала точное изображение вытянутой лисьей мордочки с острыми ушами.

Чаще всего изображение лисицы можно встретить в женских украшениях (шпильки, броши, серьги, кольца)


Начиная с периода династии Тан большой популярностью в декоре костюма пользуется изображенье льва. Хотя львов в Китае никогда не было, а китайское слово лев происходит от персидского шин. Помимо того, что лев использовалось в качестве знака различия на груди и спине парадной одежды чиновников, один или несколько львов, играющих помпоном из шелковых ниток, символизируют торжество, празднование (свадьбу или день рождения). Такой вид орнамента характерен для декора женских головных украшений периода Цин. В это же время изображение одного или нескольких львов с помпоном встречается на детских амулетах и на женских шпильках.

Читайте также: