Орхоно енисейские памятники кратко

Обновлено: 05.07.2024

древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Открыты русскими учёными С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696—1722 в верхнем течении Енисея; на р. Орхон (Монголия) — Н. М. Ядринцевым в 1889. Дешифрованы датским лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены русским тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются 7—11 вв.; написаны т. н. руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому. Известны 7 групп О.-е. н.: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская. Соответственно, они принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому каганату, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, хазарам и печенегам. По жанровой принадлежности выделяются: историко-биографические каменописные тексты Монголии; эпитафийная лирика текстов Енисея и Семиречья; юридические документы, магические и религиозные тексты (на бумаге) из Восточного Туркестана; памятные надписи на скалах, камнях и строениях; метки на бытовых предметах. Наибольшее историческое значение имеют надписи Монголии, излагающие историю 2-го Восточно-тюркского и Уйгурского каганатов.

Лит.: Малов С. Е., Памятники древнетюркской письменности, М. — Л., 1951; его же, Енисейская письменность тюрков, М. — Л., 1952; его же, Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии, М. — Л., 1959; Кляшторный С. Г., Древнетюркские рунические памятники как источники по истории Средней Азии, М., 1964.

Одна из енисейских надписей из района Минусинской котловины.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Орхоно-енисейские надписи" в других словарях:

ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ — тюркоязычные надписи 7 11 вв. на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Юж. Сибири, Ср. Азии. Названы по находкам в долинах рек Орхон и Енисей … Большой Энциклопедический словарь

орхоно-енисейские надписи — тюркоязычные надписи VII XI вв. на скалах, каменных плитах, бытовых предметах в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии. Названы по находкам в долинах рек Орхон и Енисей. * * * ОРХОНО ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ ОРХОНО ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ, тюркоязычные… … Энциклопедический словарь

ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ — древнейшие письм. памятники тюркоязыч. народов. Открыты на Енисее С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696 1722; на р. Орхон (Монголия) Н. М. Ядринцевым в 1889. Дешифрованы дат. лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены рус.… … Советская историческая энциклопедия

Орхоно-енисейские руны — Орхоно письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: древнетюркский язык Период: VIII X вв. н. э. Направление письма: справа налево, горизонтально … Википедия

Орхоно-енисейская письменность — Орхоно письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: древнетюркский язык Период: VIII X вв. н. э. Направление письма: справа налево, горизонтально … Википедия

Орхоно-енисейских надписей язык — Орхоно енисейских надписей язык условное название для нескольких древних литературных тюркских языков, зафиксированных в памятниках древнетюркского рунического письма и близких в структурно генетическом отношении к древнеуйгурскому языку, на… … Лингвистический энциклопедический словарь

Орхонские надписи — Орхоно письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: древнетюркский язык Период: VIII X вв. н. э. Направление письма: справа налево, горизонтально … Википедия

Древнетюркское руническое письмо — Орхоно енисейская письменность Тип: консонантно вокалическое письмо Языки: древнетюркский язык … Википедия

ЭПИГРАФИКА — (от греч. epigrapn надпись) вспомогательная ист. дисциплина, занимающаяся сбором, публикацией и истолкованием в основном древних и ср. век. надписей на твердом материале камне, металле, керамике и др. Эпиграфич. памятниками в литературе называют… … Советская историческая энциклопедия

Языки мира — языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м. от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка). К наиболее распространённым Я. м … Большая советская энциклопедия

Памятники древнетюркской письменности

Эти рунические письменности найдены в основном на территории Енисея, Монголии и долины Таласа. В них содержатся очень ценные сведения о тюркских народах, в том числе кыргызах. Орхоно-енисейским руническим алфавитом пользовались многие тюркские народы Центральной Азии в течение VI—XI вв. О принадлежности этой письменности существуют различные точки зрения. Не случайно видные тюркологи их относят к енисейским кыргызам. В этой связи С. Е. Малов писал, что он присоединяется к мнению академика В В. Радлова и профессора В. Томсена о принадлежности енисейских рунических памятников кыргызам. Игнорировать высказывания этих видных тюркологов нельзя. Во всяком случае, енисейские кыргызы, как и другие тюркские народы Центральной Азии, пользовались рунической письменностью.

С. Е. Малов. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л., 1951.

Памятник в честь Кюль-тегина. Этот памятник най-ден в 1889 г. русским исследователем Н. М. Ядринцевым в долине Кошо-Цайдам, на берегу р. Орхон, притока Селенги. Царевич Кюль-тегин (ум. в 731 г.) был братом кагана Восточного Тюркского каганата Бильге (Могиляна).
Текст: (затем) они скончались(1). В качестве плачущих и стонущих (т. е. для выражения соболезнования) (пришли) спереди, из (страны) солнечного восхода, народ степи Беклийской(2), (а также) табгач(3), тибетцы, авары(4) и Рим, киргизы, уч-курыканы(5), отуз- тэтапы:6), кытай и татабийпы(7), столько народов, придя, стонали и плакали: столь знаменитые каганы были они.

Когда Кюль-тегину было (двадцать шесть?) лет, мы предприняли поход на киргизов. Проложив дорогу через снег глубиною с копье и поднявшись на Кёгменскую чернь(13), мы разбили киргизский народ, когда он спал; с их каганом мы сразились в черни Сунга. Кюль-тегин сел на белого жеребца из Байырку, бросился в атаку, одного мужа (т. е. воина) он поразил стрелою, двух мужей заколол (копьем) одного после другого. При этой атаке он погубил белого жеребца из Байырку, сломал ему бедро. Киргизского кагана мы убили и племенной союз его взяли(14). В том (же) году мы пошли против тюргешей, поднявшись в Алтунскую чернь(15) и переправясь через реку Иртыш.

Памятник в честь Тоньюкука.

Этот памятник найден в 1897 г. Д., и Е. Клеменцами на берегу р. Селенга у почтовой станции Налайха. Он поставлен в честь Тоньюкука, полководца и советника трех каганов Восточно¬тюркского каганата,— Кутлугчура (Ильтереса, ум. в ,693 г.), Капагана (Мочжо, ум. в 716 г.) и Бильге (Могиляна, ум. в 734 г.)

ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ - древнейшие письменные памятники тюркоязычных народов. Открыты на Енисее С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722 годы; на реке Орхон (Монголия) - Н. М. Ядринцевым в 1889 году. Дешифрованы датским лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены русским тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются 7-10 веками; написаны так называемым руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому алфавиту; их язык сформировался как нормативный литературный язык на основе диалекта племени тюрк. Сейчас известны 7 групп орхоно-енисейских надписей: ленско-прибайкальская, енисейская (тувинская и минусинская подгруппы), монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская (ферганская и семиреченская подгруппы), восточно-европейская (донецкая и дунайская подгруппы). Орхоно-енисейские надписи соответственно принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому государству, Восточно-тюркскому каганату, Западно-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому государству в Восточном Туркестане, печенежскому племенному союзу. По жанровой принадлежности выделяются: историко-биографические каменописные тексты Монголии - мемориальные и прижизненные апологии тюркских и уйгурских каганов или близких им лиц, содержащие описание исторических событий, к которым причастен герой надписи, и излагающие социальные и политические взгляды их авторов; эпитафийная лирика - намогильные надписи Енисея и Семиречья; юридические документы, магические и религиозные тексты на бумаге из Восточного Туркестана; памятные надписи на скалах, камнях и строениях; метки на бытовых предметах (металлических сосудах и зеркалах, керамике, монетах), содержащие имя владельца или мастера, благопожелания, сведения, связанные с функциональным назначением предмета (вместимость сосуда и др.). Наибольшее историографическое значение имеют надписи Северной Монголии (памятники Кюль-тегину, Бильге-кагану, надписи Тоньюкука, Моюн-чура, Селенгинский камень и др.), излагающие историю 2-го Восточно-тюркского и Уйгурского каганатов.

С. Г. Кляшторный. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Малов С. E., Памятники древнетюркской письменности, М.-Л., 1951; его же, Енисейская письменность тюрков, М.-Л., 1952; его же, Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии, М.-Л., 1959; Клягаторный С. Г., Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Ср. Азии, М., 1964.

Чти-те первоисточники!
Как всегда, любой тюрок Вам скажет, что древность тюрок и их письменности доказана Орхонскими памятниками.
но проблема в том, что никто из них не читал и не знает, что именно открыл и расшифровал Радлов и другие учёные:

Теперь, что касается собственно текста, о котором так много говорят, но который мало кто видел, читал и цитирует, а почему?

1. явились особые владетели и старшины. Эти(х народов?) водители и старшины собственно суть потомки □□. 1 [2]

- то есть предки пришли на Алтай, а не местные!

2. взлетели (т.е. возникли) герои (героями) в северных пустынях. Что, придя к (китайскому) двору (во дворец) Гань-цюань, просили (позволения) охранять (границу) Гуан-лу,

- так это пограничные войска, охрана границ!
- когда? согласно китайцам 3 век н.э.
Guan Lu (209–256),[1] courtesy name Gongming, was a diviner who lived in the late Eastern Han dynasty and Three Kingdoms period of China.

С того времени как наш Гао-цзу (пропуск в строке пред словом Гао-цзу сделан из уважения) положил начало императорским делам (т.е., основал династию Тан),
- Эпоха Тан (Династия Ли 李) (18 июня 618 — 4 июня 907, кит. 唐朝, Танчао) — китайская императорская династия,
- 500 лет пролетело без всяких событий!
оказывается были данниками Китайского правителя!
Зараз как начнут тюркофилы кричать, что врут всё чинцы!
и я согласен! врут!

Хотя, благодаря изменениям неба и соперничеству, славные имена попеременно являлись (у инородцев 2 [4]), но всё-таки (они?) могли посменно. являться с данью на границу. 3 [5]
Господин (носил) имя (звание) Кюе-Тэгинь; (он был) второй сын Гу-ду-лу кэ-ханя, знаменитый младший брат нынешнего Би-кя кэ-ханя.

- Это как (не) от (того, что) его прадед И-ди-ми-ши-фу,
- и почему решили, что он Тюрк? по имени? ну-ну!?
- мне второе имя сразу напомнило фильм наш знаменитый и фразу гениальную:
- Иди-Вася-Иди!
а тут Иди-Миша-ФУ!
и дед тоже хорош! Дед - Гуду!
Дед Гу-ду-лу-Се-цзинь (Хе-гинь)
Эпитафия гласит:
В заграничном песчаном царстве,
Родине (народа) Дин-лин,
Герои во множестве возникали

- ах, Дин-лин! а что огни тоже были тюрки? или монголы?
ан, нет потому что их Родина - далеко! заграницей!
- типа, мы люди сами неместные.
Твой путь вступил (на дорогу) покорности,
Намеревался породниться (или сблизиться) с нашей (династией) Тан.
- Эпоха Тан (Династия Ли 李) (18 июня 618 — 4 июня 907, кит. 唐朝, Танчао)
- 10 век!
- . дорога покорности. ! Никакого величия или всемирного господства!

И так, если мы придём к предположению, что в имени Тэцзиня (Тайцзы или Тайчжи) Кюе — кюль есть превращение Хун, то мы будем как раз иметь целый титул: Хун-Тайчжи, какой носили цзюнгарские (торгоутские) князья — владельцы, не осмелившиеся принять священное для народа имя Хана.
Мы знаем, что ойратский Эсэнь не осмелился принять на себя этот титул, не смотря на то, что взял в плен китайского императора минской династии, и примеру его последовалн и прочие владельцы, — даже сам Галдан. Титул ханов оставался за монголами, которым его стали щедро раздавать китайцы и Далай-Ламы.

- ой, какие они все не смелые были!

вот мастера, датируют по 2 пропущенным иероглифам.

а это мой любимый памятник и герой, знаете, как зовут

Могилян. - казак Могила! ( через Юс малый)

В.П. Васильев
Китайские надписи в орхонских памятниках в Кошоцайдаме и Карабалгасуне.
// Сборник трудов Орхонской Экспедиции. СПб., 1897. Т. III. С. 1-36 + табл.

II. Памятник Могиляня или Бикя (Бэлгэ) Хагана.

То же напоминание о китайском про­исхождении Тукюесцев (через Хуннов), о связи Танской династии с Ханом (строка V и VI), о сильном расположении Богдохана к Хану;

- как китайское происхождение?
- как богдохан? так он чё монгол!? у тюрок Богдыханов не было!

(13-19) (был?) Государем над 10000 стран
- верите? и я сразу поверил!
нынче в ООН - около 200 стран!

и тут же ниже уже 1000! да, ну фигня какая!, какая разница 1000 или 10000 - камень всё стерпит! он же не бумага!
(11-18) Великой (Танской дннастии) в 22-й год (правления) Кай-юань 2 [22]
22] 2 Год кончины Могиляня 634-й [д.б.: 734-й] по P.X.

Как писал Дисней:
- That's all falks!
А по-русски: сказка вся, сказка вся, сказка кончилася!

Читайте также: