Органы принудительного исполнения кратко шпаргалка

Обновлено: 30.06.2024

Без преувеличения можно сказать, что основными и доминирующими субъектами исполнительного производства являются органы принудительного исполнения в лице судебных приставов- исполнителей.

Закон об исполнительном производстве определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

К основным задачам ФССП России относятся обеспечение установленного порядка деятельности судебных органов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России.

Несмотря на то что данная Федеральная служба подведомственна Минюсту России, она осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Во исполнение поставленных перед ней задач ФССП России наделена следующими полномочиями (п. 6 Указа № 1316):

  • обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: установленный порядок деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
  • организует в соответствии с законодательством Российской Федерации: хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации); участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
  • создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;
  • осуществляет иные функции.

Организационно ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Президент России определяет также порядок назначения и освобождения от должности иных судебных приставов.

Установлено, что директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом России.

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации (п. 9 Указа № 1316).

В настоящее время у директора ФССП России имеется четыре заместителя, один из которых является первым заместителем.

Директор (главный судебный пристав Российской Федерации) 51 организует работу ФССП России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности; представляет ФССП России в других органах государственной власти и организациях, подписывает от имени ФССП России приказы, распоряжения, договоры, соглашения и другие документы, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Заместители директора, в свою очередь, представляют ФССП России по отдельным направлениям ее деятельности, координируют и контролируют работу управлений центрального аппарата ФССП России, а также ее территориальных органов в соответствии с распределением обязанностей между заместителями директора, Регламентом Федеральной службы и иными актами ФССП России, а также приказами и поручениями директора.

В структуру центрального аппарата ФССП России входят:

Управление организации исполнительного производства;

Управление организации работы по реализации имущества должников;

Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов;

Управление организации дознания и административной практики;

Управление государственной службы и кадров.

Начальник управления ФССП России в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте Федеральной службы судебных приставов, утвержденном приказом ФССП России от 27 октября 2006 г. № 140, в положении о структурном подразделении и в его должностном регламенте, а также на основании письменных поручений директора (заместителей директора):

  1. осуществляет непосредственное руководство управлением, несет персональную ответственность за выполнение функций и полномочий, возложенных на управление, за состояние исполнительской дисциплины в управлении;
  2. взаимодействует с другими структурными подразделениями ФССП России;
  3. взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами ФССП России и со структурными подразделениями других органов исполнительной власти, а также осуществляет иные полномочия.

В случае временного отсутствия начальника управления центрального аппарата ФССП России исполнение его полномочий и должностных обязанностей, как правило, возлагается на заместителя начальника управления (одного из заместителей начальника управления) приказом ФССП России, в котором указываются причина отсутствия начальника управления, срок исполнения полномочий и ограничения по их исполнению (при необходимости).

К территориальным органам ФССП России относятся 82 управления службы и 3 отдела службы.

В настоящее время приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. № 69 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, согласно которому структурными подразделениями территориальных органов службы являются ее районные отделы, межрайонные отделы и специализированные отделы ФССП России.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, ФССП России имеет геральдический знак — эмблему и флаг, учреждаемые Президентом России.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных и иных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Следует учитывать, что судебные приставы подразделяются:

  1. на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
  2. судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Именно последние выступают субъектами исполнительного производства.

Главный судебный пристав Российской Федерации, как уже говорилось выше, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. К числу основных законодательно закрепленных полномочий главного судебного пристава Российской Федерации можно отнести следующие: осуществление руководства деятельностью службы судебных приставов; издание в пределах установленной компетенции приказов, указаний и распоряжений по вопросам организации деятельности ФССП России, обязательных для исполнения всеми сотрудниками этой службы; рассмотрение жалоб на действия судебных приставов в порядке подчиненности. Главный судебный пристав Российской Федерации несет предусмотренную законодательством России ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, в свою очередь, наделен полномочиями по осуществлению руководства соответствующей службой судебных приставов; образованию подразделений судебных приставов; назначению на должность и освобождению от должности судебных приставов; рассмотрению жалоб на действия судебных приставов в порядке подчиненности и др.

Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов. К числу его основных полномочий в сфере исполнительного производства могут быть отнесены организация и контроль работы возглавляемого им подразделения; выполнение функций распорядителя депозитного счета подразделения судебных приставов; осуществление специальных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Новый Закон об исполнительном производстве, в отличие от прежнего, учитывая, по всей видимости, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в части 8 ст. 69 закрепляет право судебного пристава-исполнителя (при условии отсутствия сведений о наличии у должника имущества) запрашивать эти сведения, в том числе у банков и иных кредитных организаций, но только исходя из размера задолженности.

Подобный пример подтверждает закрепленное в статье 13 Закона о судебных приставах правило, согласно которому судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Законные же требования судебного пристава-исполнителя являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Прикрепленные файлы: 1 файл

0526031_D9610_shpora_k_ekzamenu_ispolnitelnoe_proizvodstvo_43_voprosa.docx

  1. Исполнительное производство как стадия гражданского и арбитражного процесса: теоретические и практические аспекты

Традиционно исполнительное производство считают стадией гражданского процесса Ю.К. Осипов, В.К. Пучинский, А.К. Сергун и некоторые другие авторы, мотивируя свою позицию следующими доводами.

1. Стадия исполнения; это последняя, заключительная и обязательная стадия гражданского (арбитражного) процесса потому, что она является следствием рассмотрения и разрешения гражданского дела. Процесс по защите прав и законных интересов не оканчивается вынесением решения и вступлением его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение судебных актов гарантирует осуществление прав, признанных судебным решением, и выполнение подтвержденных им обязанностей.

3. Являясь одной из стадий гражданского (арбитражного) процесса, исполнение судебных решений совершается в процессуальной форме: порядок деятельности органов исполнения заранее предписан законом, заинтересованным лицам обеспечена возможность участия в исполнительном производстве, им предоставляются определенные процессуальные права.

4. Построение исполнительного производства определяется общими принципами гражданского процессуального права (законности, национального языка судопроизводства, диспозитивности и др.), сохраняя систему гарантий, присущих всему процессу.

5. Принудительное осуществление нарушенного или оспоренного права находится под контролем суда (отсрочка, рассрочка исполнения, поворот исполнения и др.).

Судебные акты, в том числе и исполнительные листы, являются одной из центральных движущих сил исполнительного производства. Роль суда невозможно переоценить в данном процессе: начиная от возбуждения исполнительного производства до осуществления судебного контроля за действиями судебного пристава-исполнителя.

Нормы, регулирующие судопроизводство по делам, связанным с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, находятся в седьмом разделе ГПК РФ.

В предварительном судебном санкционировании нуждаются следующие исполнительные действия:

1) выдача судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа в случае утраты указанных исполнительных документов

2) разъяснение решения суда, исполнительного документа в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, способа и порядка его исполнения

3) отсрочка исполнения судебного постановления, т.е. перенесение исполнения на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, либо исходя из имущественного положения сторон

4) рассрочка исполнения судебного постановления, т.е. возможность для должника исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, не единовременно в полном объеме, а по частям, при наличии обстоятельств, затрудняющих единовременное исполнение судебного постановления, либо исходя из имущественного положения должника

5) изменение способа и порядка исполнения при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления в прежнем варианте, при этом неизменной должна оставаться сущность самого исполнительного документа;

6) индексация присужденных денежных сумм при их обесценивании в результате инфляционных процессов экономического характера

7) приостановление исполнительного производства, т.е. прекращение совершения исполнительных действий на неопределенное время, и последующее возобновление исполнительного производства после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление

8) прекращение исполнительного производства

9) поворот исполнения решения в целях защиты прав и интересов добросовестного должника при отмене вынесенного против него решения суда, приведенного в исполнение, и принятии после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения.

Во всех названных случаях идет речь о судебной ошибке, вследствие которой произошло неосновательное обогащение истца. Такая ошибка, исправленная судом апелляционной, кассационной (в случаях немедленного исполнения) либо надзорной инстанции, влечет за собой рокировку сторон исполнительного производства: бывший взыскатель преобразуется в должника, а прежний должник — во взыскателя. Указанное преобразование не происходит автоматически, решение вопроса о повороте исполнения отмененного судебного акта, на основании которого был выдан исполненный исполнительный документ, находится в исключительной компетенции суда. При повороте исполнения бывшему должнику со стороны взыскателя возвращается только сама взысканная денежная сумма (присужденное имущество), взыскание каких-либо процентов за пользование чужими денежными средствами здесь не предусматривается.

Непосредственным осуществлением функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц занимаются судебные приставы-исполнители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

система органов исполнения не является больше звеном судебной системы и выведена за рамки судебной власти. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом РФ. Федеральную службу судебных приставов возглавляет Главный судебный пристав РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

На Министерство юстиции РФ возложены функции по осуществлению контроля и координации деятельности Федеральной службы судебных приставов. Минюст РФ также полномочен принимать нормативно-правовые акты по вопросам ведения Федеральной службы судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с исполняемыми обязанностями судебные приставы Федеральной службы судебных приставов-исполнителей подразделяются на:

судебных приставов- исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов;

судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судей).

  1. Субъекты исполнительного производства и их классификация

Субъекты исполнительного производства - это граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов.

В юридической литературе по целям и задачам участия в исполнительном производстве и взаимодействии с органами принудительного исполнения приводится следующая классификация субъектов исполнительного производства:

лица, наделенные властными функциями, то есть органы исполнения - суд и судебный исполнитель;

лица, участвующие в исполнении;

лица, которые по предписанию закона обязаны содействовать судебному исполнению;

лица, удерживающие имущество должника на законных основаниях;

лица, имущественные права которых затрагиваются или нарушаются судебным исполнителем.

  1. Правовой статус судебного пристава – исполнителя

Процессуальное положение судебного пристава регулируется Законом о судебных приставах.

Согласно ст. 6 Закона об исполнительном производстве, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.

Невыполнение законных требований судебного пристава- исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. При согласии собственника использовать помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества. Возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.

  1. Организация деятельности службы судебных приставов

Служба судебных приставов России образуется Министерством юстиции Российской Федерации и входит в систему его органов. Она возглавляется заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации.

2. Для руководства службой в Министерстве юстиции образован департамент судебных приставов, возглавляемый руководителем департамента - заместителем главного судебного пристава Российской Федерации.

В исполнительном праве важный для правоприменительной практики вопрос об основном субъекте исполнительных правоотношений - органе исполнения решается неоднозначно. Неоднозначное понимание проблемы, кого считать органом исполнения - судебного пристава-исполнителя, службу судебных приставов-исполнителей или ее подразделение, не позволяет четко определить обязательный субъектный состав основного исполнительного правоотношения и вытекающего из него возможного судебного спора.

Статья 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" возлагает обязанность принудительного исполнения на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Таким образом, органами принудительного исполнения судебных актов и актов других органов являются Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации. При таком подходе мы избежим негативных моментов, связанных с защитой прав участников исполнительного производства при увольнении, переводе конкретных судебных приставов-исполнителей, по крайней мере до тех пор, пока законодатель не решит положительно вопрос о допуске частного элемента в процесс исполнения.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Реализация прав и применение ответственности в исполнительном производстве должны быть наименее зависимыми от субъективных факторов, а потому перед участниками исполнительного производства в качестве органа исполнения должен выступать государственный орган, а его должностные лица (судебные приставы-исполнители) несут ответственность уже перед государством в лице службы судебных приставов-исполнителей. О самом приставе-исполнителе как основном субъекте исполнительного правоотношения есть смысл говорить только в случае передачи государством части полномочий по исполнению частным судебным приставам.

Система органов исполнения с 1997 года перестала быть звеном судебной системы и выведена за рамки судебной власти.

Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Федеральную службу судебных приставов возглавляет Главный судебный пристав Российской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы (часть 1 статьи 7 Федерального закона "О судебных приставах").

В зависимости от функциональных обязанностей судебные приставы Федеральной службы судебных приставов-исполнителей подразделяются на:

- судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судей);

- судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Непосредственное принудительное исполнение судебных актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О судебных приставах" организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется Федеральным законом "О судебных приставах" и федеральными конституционными законами об этих судах.

Вопрос 2. Задачи органов принудительного исполнения.

Требования, предъявляемые к судебным приставам

Задачей судебных приставов-исполнителей является обеспечение деятельности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве. Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. Их невыполнение влечет исполнительную ответственность.

Задачи, стоящие перед судебными приставами-исполнителями, предопределяют совокупность требований, предъявляемых к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Так, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О судебных приставах" судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнить возложенные на него обязанности.

Вопрос 3. Права и обязанности

Судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов обязан:

- принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

- предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомления с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

- рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

- обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

- использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов на счет должника;

- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

- объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

- вызывать граждан или должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

- совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве.

Все предоставленные ему права судебный пристав обязан использовать в строгом соответствии с законом, не допуская в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. За обеспечение реального и своевременного исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель получает вознаграждение в размере пяти процентов от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более десяти минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера - пяти минимальных размеров оплаты труда.

Вопрос 4. Отвод судебного пристава-исполнителя

Гарантией неукоснительного и точного в соответствии с законом исполнения исполнительного документа является право взыскателя или должника заявить отвод судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель подлежит отводу, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства.

Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление. При удовлетворении заявления об отводе судебного пристава-исполнителя исполнительный документ, находящийся в его производстве, передается старшим судебным приставом-исполнителем другому судебному приставу-исполнителю, о чем указывается в постановлении.

Отказ в удовлетворении отвода судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в соответствующий суд.

1. Какие органы принудительного исполнения действуют в Российской Федерации?

2. Какими признаками обладает орган принудительного исполнения?

3. Перечислите задачи органов принудительного исполнения. Где они закреплены?

4. Какие требования предъявляются законом к судебным приставам?

5. Какими правами обладают судебные приставы-исполнители?

6. Какие обязанности выполняют судебные приставы-исполнители?

7. Каковы основания отвода судебного пристава-исполнителя?

8. Кто и в каком порядке разрешает вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя?

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение. Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. - М.: ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ", 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству . А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала .

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения) , выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Цели исполнительного производства:

    защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства , а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Участники исполнительного производства (субъектный состав):

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

  • о возбуждении исполнительного производства либо
  • об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

    1. в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения (5 дней) должником содержащихся в исполнительном документе требований и
    2. предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

    Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

    После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

    исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

    исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий , за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона;

    документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона;

    • прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона;
    • окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 Федерального закона;

    Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

    Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    Читайте также: