Органум это в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Церковное искусство – единственное профессиональное искусство средневековой Европы – всегда отличалось подчеркнутой строгостью правил, но и его каноны не были незыблемыми, они менялись, хотя и очень медленно. Яркий пример таких изменений – музыкальное явление, известное как органум.

Как любое явление, органум развивался постепенно, и в его историческом развитии возникали разнообразные формы. Самая древняя из них (возможно, восходящая к позднеримской музыкальной традиции), возникшая в IX столетии, именуется параллельным органумом.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

В средневековой западной музыке , то Organum является одновременно вокальной и священный музыкальный жанр , предназначенный для повышения интерпретации в виде предварительно существующего Plainsong прохода путем добавления одного или нескольких голосов .

Этот термин также относится к процессу написания, связанному с этим музыкальным жанром. Как правило , считается наиболее примитивной стадии полифонии - первое письменное дата записи обратно в IX - го века , в знаменитом трактате Musica Enchiriadis - Organum был особенно распространен в XI - м веке и XII - го века .

Резюме

Параллельный орган

Organum.jpg

Параллельный орган или перекрестная помеха состоит из двух частей :

  • Основной голос (vox Principalis). Он опирается на фрагмент григорианскоймелодии и помещается наверху, по крайней мере, в первые века.
  • Органический голос (vox organa): это контрпесня, добавляемая к основному голосу в качестве аккомпанемента.

Ритма не отмечена, и следует за просодию григорианского распева, полученную из метрики классической поэзии.

Основной голос органа все чаще помещается ниже органного голоса, что позволяет при первых попытках противоположного движения нота против ноты, что является определением dechant . В самом деле, похоже, что декантинг не производился с помощью григорианского песнопения, расположенного над голосом органа.

Organum purum

Organum purum - это древний стиль полифонии, в котором григорианская мелодия поддерживается тенором в длинных значениях, в то время как новый голос поет мелизмы на тех же слогах. На самом деле прогрессия тенора будет соответствовать длине мелизмов на гласной части органа, созвучия всегда будут произноситься одновременно.

Цветочный орган

  • Количество органных голосов варьируется: мы говорим о duplum , когда есть только один органный голос (потому что есть всего два голоса с cantus firmus ), о triplum , когда их два, и о quadruplum., Когда их три .
  • Мы видим появление третей и шестой части как несовершенные созвучия .
  • XII - го века , с школы Нотр - Дам , кульминацией Organum, который будет постепенно заменен песнопение к XIII - го века .

Трубопровод , который сожительствовал с Organum, является paraliturgical музыкальной формы на основе поэтических текстов , в которых основной голос не приходит из литургического репертуара, но чисто сложенных по этому случаю.

Мотет происходит от цветущего Organum, и в 14 - м и 15 - м веках, иногда может быть основано на множестве текстов спетыми одновременно (без каких - либо всегда иметь связь между ними).



Первое описание, наряду с указаниями по производительности, появилось в Musica enchiriadis (около 895 г.), соглашении, которое традиционно - ошибочно - приписывается Хакбальду из Св. Аманд . Самые старые методы обучения органической технике можно найти в Scolica enchiriadis, прикрепленной к Musica enchiriadis . Изначально органум не задумывался как полифония в современном понимании этого слова; добавленный голос должен был быть только подкреплением и гармоническим обогащением мелодии хорала, чтобы добавить великолепия литургии на больших праздниках. Аналогию можно увидеть в архитектуре: в XII и XIII веках освящались все более крупные готические соборы, которые, в свою очередь, отражались все более сложной полифонией.

Величайшими новаторами в области органической техники были Леонин и Перотин . Их нововведения в значительной степени заключаются в развитии ритмических модификаций, укорененных в формах григорианского песнопения и соответствующих теоретической системе св. Августин . Заслуга этих композиторов, особенно Перотина, заключалась в ритмизации пьес в соответствии с последовательностями и паттернами, позже названными модальным ритмом .

Параллельный строгий орган


Оба Enchiriadis ( Musica и Scolia ) - это прежде всего трактаты, в которых обсуждается концепция математической структуры гамм, основанная на теориях взаимоотношений между двумя тетрахордами. В Musica enchiriadis описывается, вероятно, практика, имевшая место раньше - возможно, даже имеющая многовековую традицию. Добавленный голос или голоса ( vox organalis ) начинаются, движутся и заканчиваются в одном и том же интервале - четвертых, пятых или октавах (или любой их комбинации) - с основным голосом ( vox Principalis ), исполняющим хорал. Строгий параллельный орган не появляется в ранних работах как отдельное творение: трактаты обсуждают параллелизм как основу, а затем переходят к другим - уже другим - способам построения органа. Фактически, в большинстве музыкальных примеров в трактатах используются интервалы второго , третьего , четвертого, пятого и шестого для достижения лучшего художественного результата. Этот более разнообразный орган был более подробно описан Гвидоном из Ареццо в трактате Micrologus около 1020 г. и чаще всего упоминается как свободный орган.

Однако исследователи еще не определили, произошел ли этот тип органа от более раннего, более примитивного строгого параллелизма или от какой-то гетерофонической формы, ограниченной законами модальной гармонии. Фактически, строгий параллельный орган появляется только в немецкой музыке с тринадцатого века и далее, а не в гораздо более ранних трактатах об Энчириадисе , в произведениях Гвидона или в Винчестерском тропарии .

Свободный орган

Самые ранние образцы этого типа органума были созданы в 1020–1050 годах: Micrologus Guidona из Ареццо и Troparium Winchester . Они по-прежнему используют параллельное движение голосов и движение в стороны (более высокий голос движется, в то время как тенор держит одну ноту), но также были введены противоположное движение голосов и прямое движение (голоса движутся в одном направлении, но через разные промежутки времени). Эти явления привели к независимости мелодических линий - что является основным условием возникновения контрапункта . Есть рукописи конца XI и XII веков, свидетельствующие об изменении стиля - от работ Иоганна Коттона до так называемых рукописи Шартра . Хотя смешанный орган довольно изохронен ( гоморитмичен ) - оба голоса движутся в одном темпе - есть также примеры более чем одной ноты в органическом голосе на одну ноту тенора; это также росток контрапункта. Добавленный голос начинается в унисон с основным голосом, повторяя первую ноту. Предыдущие техники на самом деле просто улучшали и улучшали одну мелодическую линию - следовательно, это не было полифонией; смешанный орган определенно является новаторским - он создает новую линию, которая гармонично контрастирует с хоралом в нижнем голосе.

Мелизматический орган

Органум как музыкальный жанр достиг своего пика в XII веке с развитием мелизматического органума ( флоридус ) и деятельностью двух отдельных школ композиции. Первая называется полифонией Аквитании, потому что она была начата в школе святых боевых искусств, сосредоточенной в аббатстве Святого Марьяля в Лиможе , Аквитания. Позднее развитие в XII веке произошло в школе Нотр-Дам в Париже , где появились ритмические моды . Это было связано с композиторами , известных по именам - Leoninus и Perotinus , которые ввели ряд новых композиционных приемов. Мотет, призванный стать важнейшим жанром, на котором должны были сосредоточиться изобретения композиторов четырнадцатого века, восходит к временам Перотина.

Organum Saint Martial носит восторженный характер, потому что ритм еще не организован в соответствии с шестью ритмическими режимами, введение которых можно приписать только Леонину.

Органум в школе Нотр-Дам


То, как слова соотносятся с мелодией в хорале, определяет способ ее разработки. Там, где григорианское пение трактуется слоговым образом, образуется мелизматический орган: тенор останавливает каждый звук хора, над которым органический голос - дуплум - развивает мелизм. Когда хорал перестает быть слоговым, оба голоса начинают организовываться в соответствии с ритмическими модусами - дискантусом . Эта часть дисканта заканчивается связкой, в которой тенор сохраняет последнее значение, а дуплум отказывается от ритмического модуса и создает рапсодическую каденцию, которая заканчивается созвучием. Таким образом, орган Leoninus duplo использует три полифонические техники, которые плавно переходят друг в друга, так что в конце последняя фраза хорала исполняется монодически.

Авторы, пишущие о парижском органе, в т.ч. Аноним IV , Иоганнес де Гарландия , Аноним из Св. Эммерам и Франко из Кельна не всегда четко описывают приемы. Однако можно констатировать, что:

Особым нововведением Перотина было создание мотелла, в котором более высокий голос в дискоидной части получает новый текст, так что, когда нижний голос произносит один слог, верхний голос - несколько; это первый пример слияния двух текстов во времени. Это, в свою очередь, приведет к песнопению .


Орга́нум (лат. órganum — орган; в этимологич. значении любой инструмент) — жанр и техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки.

Содержание

Типология

Различают следующие типы органума:

Органум Нотр-Дам

  • мелизматический двухголосный органум: ритм обоих голосов не фиксирован, за исключением точек синхронизации голосов (при смене высоты cantus firmus и/или очередного слога текста);
  • копула: ритм органального голоса фиксирован, cantus firmus не ритмизован [5] ;
  • метризованный органум: ритм всех голосов выписан.

Стилевые особенности

Гармония метризованных органумов Нотр-Дам старомодальная. Моменты разрядки в конце отделов музыкальной формы (особенно конкорды квинтоктавы) перемежаются с острыми диссонансами (в том числе нетерцовой структуры) внутри построений. Каденционные формулы находятся в стадии становления и с трудом поддаются типологической классификации (сложились окончательно только к XIV в.)

Примеры структуры органума школы Нотр-Дам

раздел текст техника
I Alleluya. мелизматический органум со вставками копулы
II Alleluya. cantus planus
III V. Spiritus… мелизматический органум со вставками копулы
IV …sanctus procedens a throno apostolorum pecto- метризованный органум (в технике дисканта)
V -ra invisibili… мелизматический органум со вставками копулы
VI …hodie perlustravit… метризованный органум (в технике дисканта)
VII …potentia. cantus planus
VIII Alle- мелизматический органум
IX (-le)luya метризованный органум (в технике дисканта)
X (ya). cantus planus

раздел текст техника
I Viderunt omnes… метризованный 4-голосный органум (квадрупль), в технике Halteton
II …fines terrae salutare Dei nostri, jubilate Deo omnis terra. cantus planus
III V. Notum fecit Dominus salutare suum, ante conspectum gentium revelavit… метризованный 4-голосный органум (квадрупль), в технике Halteton
IV …justitiam suam. cantus planus

Напишите отзыв о статье "Органум"

Примечания

Литература

  • Holschneider A. Die Organa von Winchester. Studien zum ältesten Repertoire polyphoner Musik. Hildesheim: Olms, 1968.
  • Eggebrecht H.H., Zaminer F. Ad organum faciendum. Lehrschriften der Mehrstimmigkeit in nachguidonischer Zeit. Mainz, 1970.
  • Waeltner E.L. Die Lehre von Organum bis zur Mitte des 11. Jhs. Tutzing, 1975.
  • Евдокимова Ю. К. Многоголосие средневековья. X—XIV вв. М., 1983 (История полифонии, т.1).
  • Федотов В. А. Начало западноевропейской полифонии. Владивосток, 1985.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Органум

Читайте также: