Органическая культура это кратко

Обновлено: 17.05.2024

В современном менеджменте одним из основных стратегических инструментов, который позволяет ориентировать рабочий процесс и направлять усилия работников на общие цели, является организационная культура. Определений в литературе существует несколько, вот основные из них.

Организационная культура – это:

  1. ценности и нормы, которые усвоены членами организации и определяют их поведение.
  2. социальный климат, общая атмосфера внутри организации.
  3. система ценностей, принятая в организации.
  4. доминирующий стиль поведения.

Таким образом, понятие организационной культуры включает в себя весь спектр социального поведения работников, ценности и нормы, принятые в организации, а также внешнее проявление соблюдения норм (организационное поведение). Чаще всего подробное определение организационной культуры выглядит так: это совокупность ценностей, традиций, норм, верований, обычаев, воплощенных в разных аспектах деятельности организации, которые делают организацию уникальной.

Организационная культура во многом определяет эффективность коммуникаций, помогает сократить издержки на дополнительные схемы связей, передающие информацию. Эффективная работа организации определяется не только бесперебойностью производства, квалификацией персонала, инновациями в области техники, но и во многом теми принципами, по которым организация живет. Организационная культура поддерживает жизненный потенциал организации. Практика показывает, что успешные организации, как правило, имеют развитую и глубокую организационную культуру.

Специфика культуры в организации часто связана с общим культурным уровнем страны, в которой организация работает. Речь, манеры поведения, общие для всех жителей страны нормы поведения определяют также и поведение внутри организации.

Таким образом, на состояние культуры в организации влияют два фактора:

  • внутриорганизационные правила (цели, основные ценности и идеи, руководство, стандарты, правила поведения);
  • влияние извне, культура нации, региона.

Элементы организационной культуры

Без учета привходящих извне влияний организационная культура состоит из следующих элементов:

Значение организационной культуры

Готовые работы на аналогичную тему

В основе организационной культуры заложен один из вышеназванных элементов: философия организации.

Она формируется на этапе проектирования организации и содержит самые общие законы и положения работы организации. Отталкивается философия обычно от общенациональных или мировых нормативов: Декларации прав человека, Конституции, Гражданского кодекса, законов о труде. На их основе формируется устав, в котором содержатся элементы философии организации. При разработке устава учитывают специфику региона, количество работников и их культурных уровень, тип производства, общий уровень жизни в регионе. На философию опираются при формулировке миссии, основных целей, правил поведения. Единая философия способна объединить людей разных возрастов и конфессий, помогает сохранять стабильность в организации во время кризиса. Игнорирование основной философии организации приводит к конфликтам между руководством и работниками, организацией и поставщиками или клиентами, понижает имидж, приводит к кризисам.

Влияние организационной культуры – обоюдно. При ее формировании и поддержание происходит следующий процесс:

Организационная культура

Взаимное влияние определяет обе стороны организационной культуры. С одной стороны, сформировавшиеся нормы определяют поведение работников, с другой стороны, сами работники формируют и корректируют культуру организации. Благодаря культуре, организации становятся носителями социокультурных ценностей, а не просто механизмами по получению прибыли. Именно социокультурная ценность позволяет существовать на рынке на основе имиджа и признания. Сильная культура позволяет организации остаться на рынке даже при резкой смене направления деятельности или обесценивании первоначальных целей.

Организационная культура – явление нестабильное и неоднородное. В любой организации помимо доминирующей культуры возможно появление субкультур, причем любая из них может стать доминирующей при наличии благоприятных возможностей, поддержки руководства. Для общества в целом организационная культура становится одной из субкультур.

Понятие организационной и корпоративной культуры

  • корпоративная культура тождественна организационной культуре;
  • корпоративная культура является частью организационной культуры;
  • корпоративная и организационная культуры – самостоятельные феномены.

Рассмотрим основные подходы к определению организационной и корпоративной культуры отечественных и зарубежных авторов (табл. 1).

Таблица 1 – Определения организационной и корпоративной культуры

Организационную культуру можно рассматривать как своеобразную идеологию управления, нацеленную на повышение деловой активности организации. Организационная культура тесно взаимосвязана с деловой этикой, философией бизнеса, организационным поведением.

Составляющими компонентами организационной культуры считают: принятую систему лидерства; методику разрешения конфликтов; действующую систему коммуникации; статус индивида в организации; принятые символы, лозунги, организационные табу, ритуалы и тому подобное

Организационная культура, формируя устойчивые духовные связи и коммуникации внутри организации, создает ее внутренний потенциал нематериальных активов, за счет которого социально-экономическая система сможет выжить в условиях кризиса (например, с помощью командного духа персонала, его преданности организации) и развиваться (за счет высокой квалификации работников, собственных разработок и т.д.). Организационная культура дает возможность переформатировать процессы, структуры организации в соответствии с изменившейся ситуации. Организационная культура относится к внутренней среде фирмы, это ее внутренний ресурс: духовный, интеллектуальный. Таким образом, организационная культура – это внутренний потенциал организации, который обеспечивает самоорганизацию системы.

Типология организационной культуры

В современной научной литературе существует множество подходов к типологии организационной культуры. Ниже представлены наиболее известные из них.

Типология Дж. Зонненфельда

Типология Ф. Тромпенаарса

Ф. Тромпенаарс при разработке собственной классификации организационных культур использовал три ключевых аспекта жизнедеятельности организации: взаимоотношения в целом между работниками и организацией; иерархическая структура власти, которая определяет поведение руководителей и подчиненных; общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее назначение и цели, а также о своем месте в ней. Ученый предложил следующую типологию:

Типология Т. Дила и А. Кеннеди

Типология К. Камерона и Р. Куинна

Типология К. Камерона и Р. Куинна представляет едва ли не наибольший интерес для практической диагностики и изучения организационной культуры. Исследователи предложили авторский инструмент оценки культуры – методику ОСАI. На основе рамочной конструкции К. Камерон и Р. Куинн выделили четыре типа организационной культуры: иерархическую; рыночную; клановую; адхократическую.

Иерархическая культура – организация рассматривается как формализованное и структурированное место работы, где деятельностью людей руководят процедуры. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Такой тип культуры преобладает в больших организациях и государственных учреждениях.

Рыночная культура – организация функционирует как рынок с ориентацией на внешнее окружение. Основные цели – конкурентоспособность и производительность, которые достигаются благодаря акцентированию на внешних позициях и контроле.

Клановая культура – организация с таким типом культуры характеризуется общими ценностями и целями, сплоченностью коллектива, соучастием, индивидуальностью. Организация держится вместе благодаря традициям и верности; успех определяется здоровым внутренним климатом и заботой о людях; поощряется командная работа.

Адхократическая культура – организация с данным типом культуры обеспечивает адаптивность, гибкость и творческий подход к решению проблем, для которых характерна неопределенность, двусмысленность или перенасыщение информацией. Здесь люди готовы идти на риск и жертвовать собой; эффективное лидерство заключается в умении предвидеть, новаторстве и ориентации на риск. Важной особенностью является готовность к изменениям и восприятие новых вызовов времени и внешней среды.

Типология Д. Коула

Д. Коул выделил четыре типа организационной культуры: органическая, предпринимательская, бюрократическая, партисипативная.

Органическая культура характеризуется согласием с общей идеей, целями, задачами организации – руководство и коммуникации развиваются органично, без конфликтов. Для данного типа культуры свойственна рационализация производства, узкая специализация, высокий уровень сплоченности. Работники обеспокоены социальными потребностями и приобретают чувство самоидентичности только во взаимодействии с другими людьми. Персонал организации положительно реагирует на инициативы руководства, если оно учитывает социальные потребности подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.

Бюрократическая культура предполагает наличие четко поставленных целей и задач, сильного руководства, регламентированных и понятных правил коммуникации. Сами работники ленивы, пассивны и нуждаются в жестком внешнем контроле. Ключевым побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому руководству следует делать все для того, чтобы обеспечить для них максимальный доход.

Партисипативная культура характеризуется общностью ценностных установок, приоритетом общеорганизационных целей, наличием и полной реализацией демократических принципов руководства и коммуникаций. Для такой культуры характерно активное участие всех членов организации в анализе проблем, планировании совместных действий, в оценке и самооценке полученных результатов. Взаимодополняемость членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений. В организациях с таким типом культуры стандартные управленческие подходы зачастую не срабатывают.

Типология М. Бурке

Приведенный перечень типологий организационных культур не является исчерпывающим, что свидетельствует о значительном интересе ученых к данной проблематике, а, значит, о ее важности и необходимости дальнейшего изучения. Конечно, описанные типы организационной культуры практически не встречаются в чистом виде. В реальной жизни они смешаны с доминирующим влиянием одной из них.

С уверенностью также можно утверждать, что не существует даже двух идентичных культур. Каждой конкретной организации присуща собственная уникальная организационная культура с определенным набором элементов и связей между ними. Она меняется как под влиянием внешней среды, так и под действием внутренних факторов, связанных со спонтанными изменениями или сознательными действиями руководства в этом направлении.

Организацио́нная культу́ра — Совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.

Содержание

Другие определения

Х. Шварц и С. Дэвис

С. Мишон и П. Штерн

Феноменологическая концепция организационной культуры

Рационально-прагматическая концепция организационной культуры

В рамках этого подхода постулируется обусловленность будущего развития прошлым опытом организации. Это вытекает из положения, что поведение членов организации определяется ценностями и базовыми представлениями, вырабатываемыми в результате исторического развития организации. Кроме того, большая роль в формировании и изменении организационной культуры отводится руководству организации. Именно поэтому эта концепция называется рациональной — формирование организационной культуры рассматривается как сознательный и контролируемый процесс.

Есть две группы проблем: 1) проблема выживания и адаптации при изменении внешних условий существования группы (читай, организации) и 2) проблема интеграции внутренних процессов, обеспечивающих возможность этого выживания и адаптации. Любая группа с момента своего возникновения и до достижения ею стадии зрелости и упадка сталкивается с этими проблемами. При решении этих проблем и происходит формирование культуры организации.

Уровни культуры по Шейну

Эдгар Шейн считает, что культуру нужно изучать на трех уровнях: артефактов, провозглашаемых ценностей и базовых представлений. Эти уровни по сути характеризуют глубину исследования.

Артефакты

Артефакты — это видимые организационные структуры и процессы. Артефакты можно увидеть, услышать, пощупать. Как следствие, объекты этого уровня легко можно описать. К артефактам относятся форма одежды, речевые обороты, архитектура и планировка здания, символика, обряды и ритуалы организации. Обычно артефакты возникают не на пустом месте. Они вытекают из более глубоких уровней культуры, являются выражением ценностей, которые установились в организации за время ее становления, были привнесены основателем и последующими руководителями и сотрудниками.

Провозглашаемые ценности

Под провозглашаемыми ценностями понимаются высказывания и действия членов организации, которые отражают общие ценности и убеждения. Провозглашаемые ценности задаются руководством компании как часть стратегии или по каким-либо другим причинам. Сотрудникам известно об этих ценностях, и они сами делают выбор, принимать эти ценности, сделать вид и адаптироваться к ситуации, или отвергнуть. Если руководство в своем стремлении утвердить определенные ценности достаточно упорно, если появляются артефакты, отражающие значимость этих ценностей для организации, тогда ценности проходят проверку. Через определенный промежуток времени становится ясно, к победам или поражениям в бизнесе приводит приверженность к провозглашаемым ценностям.

В первом варианте, если организация не добьется успеха, в ней сменится лидер или же прежний лидер пересмотрит стратегию и политику. И тогда провозглашаемые ценности отойдут, будут изменены. Во втором варианте, если организация достигнет своих целей, сотрудники обретут уверенность в том, что идут по правильной дороге. Соответственно, и отношение к провозглашаемым ценностям компании станет другим. Эти ценности перейдут на более глубокий уровень — уровень базовых представлений.

Базовые представления

Базовые представления — это основа культуры организации, которую ее члены могут не осознавать и считать непреложной. Именно эта основа определяет поведение людей в организации, принятие тех или иных решений.

Изменение организационной культуры

Базовые представления не вызывают возражений или сомнений, и потому изменение их крайне затруднительно. Для того чтобы освоить в этой области нечто новое, необходимо воскресить, перепроверить и, возможно, изменить некоторые из наиболее устойчивых элементов когнитивной структуры. Подобная процедура крайне затруднительна, поскольку перепроверка базовых представлений на некоторое время дестабилизирует когнитивное пространство и пространство межличностных представлений, порождая массу тревог.

Люди не любят тревожиться и потому предпочитают считать, что происходящее соответствует их представлениям даже в тех случаях, когда это приводит к искаженному, противоречивому и фальсифицированному восприятию и истолкованию событий. В психических процессах такого рода культура обретает особую силу. Культура как набор базовых представлений определяет, на что мы должны обращать внимание, в чем состоит смысл тех или иных предметов и явлений, какой должна быть эмоциональная реакция на происходящее, какие действия следует предпринимать в той или иной ситуации.

Если представления, не совпадающие с представлениями группы, присущи только какому-то индивиду и являются отражением его уникального опыта, они могут быть скорректированы достаточно просто, поскольку он быстро поймет, что все остальные придерживаются другой позиции. Культура же сильна именно потому, что коллективные представления взаимно усиливают друг друга.

Органическая архитектура Парижа

Органическая архитектура, как концептуальный подход, в последней половине двадцатого века обрела огромную популярность, благодаря использованию новых технологий и материалов. Современные органические здания стремятся к естественности во всём: в форме, материалах, интерьерах и экстерьерах. Надо отметить, что это направление собирает под свою крышу разные названия:

  • экологическая архитектура,
  • зелёная архитектура,
  • био тек или бионика (если форма напоминает природную),
  • эко-модерн.

В настоящее время принимаются и поощряются более креативные и свободные формы строений.

Органическая архитектура: особенности

Данное направление стремится создавать гармонию деятельности человека с окружающей средой,

  • максимально бережным отношением к природе,
  • реализуя конструктивные особенности природных форм в зданиях,
  • оформляя экстерьеры и интерьеры, продолжающие ландшафтные виды,
  • уважая натуральные материалы.

Современные органические здания никогда не являются линейными или жестко геометрическими, например, как Арт-деко. Вместо этого, они имеют линии и формы, имитирующие естественность. Это может быть шпиль в форме вытянутого листка дерева, расширяющиеся или сужающиеся спирали и тому подобное. Примером могут быть башни собора Святого Семейства, являющиеся увеличенной ракушкой морского побережья Каталонии (Испания).

Истоки органического стиля

Органическая архитектура: дом над водопадом

Дом над водопадом или Резиденция Кауфман. Архитектор Ф.Л.Райт, 1935

Ф. Л. Райт: дом над водопадом

Резиденция Кауфман, другое распространённое название этого дома, построена для семьи Кауфман и возвышается прямо над ручьем в месте, где формируется водопад. Райт использует местный камень, как для экстерьеров, так и для интерьеров, оставляя многие из них в сыром, необработанном виде.

В некоторых местах видно, что пол — это часть живой скалы, на которой стоит дом. Таким образом, Райт реализует свою архитектурную идею слияния человеческого вмешательства с природной средой.

Органическая архитектура Райта

Принципы органической архитектуры в доме Над Водопадом в оформлении зоны камина и фонтана. Пенсильвания, США.

Центром здания является камин. Обширные интерьеры открытых пространств продолжаются пейзажами через огромные окна, чередуясь с подвесными террасами, расположенными асимметрично.

Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Органическая архитектура Райта: музей Гугенхайма в Нью-Йорке

Пример органической архитектуры 20 века: Guggenheim Museum, New York City. Архитектрор Ф.Л.Райт

Так же, как Резиденция Кауфмана полностью согласована архитектором с природой, так музей Гуггенхайма в Нью-Йорке устанавливает непосредственную связь природы с городом. Расположенный в самом сердце сити, он представляет из себя одну из весьма заметных выставочных площадок современного искусства в мире.

Его внешний объём гармонирует с внутренним, предлагая идею большой скульптуры: выставочная площадка состоит из длинного непрерывного спирального пути, который расширяется снизу вверх.

органическая архитектура Райта

Спиралевидный объём здания внутри музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Являясь часто встречающейся формой в природе, спираль дает жизнь вихрям воды и воздуха, присутствует во многих видах растений и раковинах.

Таким образом, несмотря на то, что строение находится в городском пространстве, по своей форме оно взывает к формированию природного принципа.

Органическая архитектура в Сингапуре: деревянные корзины

Проект сингапурского технологического университета в Наньяне был разработан студией Томаса Хезервика. Архитекторы отвергли старую концепцию учебного центра, как бесконечного полупустого коридора без естественного дневного света. И предложили совершенно новое решение. Хаб состоит из взаимосвязанных между собой башен, которые окружают атриум, наполняя его светом.

Несмотря на то, что отделка башен сделана из обычного бетона, конструкция производит эффект деревянных корзин, сложенных друг на друга.

Их форма органична и в здании почти нет прямых линий, что делает его более похожим на природную конструкцию, нежели на построенную человеком.

органическая архитектура в Сингапуре

Nanyang University

Органическая архитектура: пример

Пример органической архитектуры в Сингапуре

Дом-слизняк — органическая архитектура Р. Пиано

Произведение архитектора Ренцо Пиано является ещё одним отличным примером органической архитектуры.

Строение спрятано в небольшое пространство, образуемое задними дворами, благодаря чему гармонично вписывается в городской пейзаж и не нарушает внешнюю гармонию улицы.

Своеобразный дизайн здания соблюдает все необходимые строительные нормы и улучшает доступ соседей к естественному свету.

Органическая архитектура Р. Пиано в Париже

The Fondation Pathé, Paris

Органическая архитектура Парижа

Органическая архитектура Ренцо Пиано

Катарский национальный конференц-центр (QNCC) был спроектирован известным японским архитектором Арата Исозаки (Arata Isozaki). Эффектная архитектура центра и ультрасовременный дизайн идеально подходят для проведения местных, региональных и международных мероприятий.

Органическая архитектура Катара

Qatar National Convention Centre, Doha Ссылка

Сооружение представляет собой впечатляющее строение с гигантскими стальными колоннами, которые напоминают стволы деревьев. Стальные деревья на фоне стеклянного фасада служат опорой для крыши и создают органичный вид портика, через который посетители проходят в здание.

Более того, оно символично и показывает связь конференц-центра со священным в Исламе деревом Сидрат аль-Мунтаха, являющееся символом знаний.

Органическая архитектура Арата Исозаки

Архитектор Арата Исозаки. Конференц-центр в Катаре. Пример органической архитектуры Ссылка

Органическая архитектура в Японии: пример виллы Shell

Органическая архитектура в Японии

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Эта загородная вилла для отдыха в Каруизаве чем-то похожа на резиденцию Кауфман Фрэнка Ллойда Райта. Жилище идеально вписывается в естественную среду и отражает природу своим дизайном. Конфигурация дома, отдалённо напоминающая раковину, находится среди леса. Трудно определить, какая именно это форма.

Она явно отличается от пещер и скал, созданных природой. Внутри можно найти полы, стены и комнаты. Дизайн похож на заброшенный космический корабль, заросший деревьями, который местные жители обустроили себе под жилье.

Органическая архитектура вилла

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

По словам архитекторов ARTechnic — быть на одной волне с природой заключается не в том, чтобы во всем ей подчиняться, а в слаженном существовании с ней.

Здание должно гармонично вписываться в природный ландшафт и, одновременно, быть хорошим убежищем.

Например, использование бетона и подъемная конструкция помогают защитить виллу от влажности, которая съедает традиционные дома, построенные в этой местности.

органическая архитектура вилла в Японии

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Загородная вилла разработана с идей, что если дом защищен от негативных природных влияний и обеспечивает комфорт, то человек будет возвращаться туда снова и снова, таким образом, выстраивая отношения с природой.

Органическая архитектура пример

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Храм-лотос в Индии

Глобализация приведшая к расширению городов оторвала человека от природы. Чтобы заполнить эту духовную и эстетическую пустоту, человек стал взывать к формам, вдохновленным природой.

Гигантский цветок лотоса спроектирован иранско-канадским архитектором Фарибором Сахбой (Fariborz Sahba) и является Домом Поклонения Бахаи.

Органическая архитектура Индии

Lotus Temple, New Delhi, India 1986 Ссылка

Офис-блин в Англии

Здание Уиллиса в Ипсвиче, Англия, является одним из самых ранних зданий, спроектированных Норманном Фостером и Венди Чизманом после создания ими Foster Associates. Построенное между 1970 и 1975 годами для страховой фирмы, даже по сегодняшним меркам оно является ярким примером органической архитектуры.

Органическая архитектура Англии

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich, United Kingdom
1970-75 Ссылка

Несмотря на то, что постройка является офисной башней, здание вписывается гармонично в городской ландшафт, представляя собой всего лишь три этажа. Находясь между несколькими дорожными развязками, его обтекаемая форма максимально использует всю доступную площадь, не нарушая средневекового уличного плана.

Здание Уиллиса - пример органической архитектуры

Офис страховой фирмы вписан в средневековую планировку города и максимально использует отведённое пространство. Англия

Здание выполнено из бетонных столбов, которые служат поддержкой для бетонных плит, и одето в стеклянный занавес. Панели из темного копченого стекла становятся почти полупрозрачными ночью. На крыше – ресторан с панорамным видом и сад.

Пример органической архитектуры — небоскрёб-огурец

The Gherkin, London, 2001-4, арх. Норман Фостер Ссылка

Сооружение было построено в 2001—2004 годах по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера. По существу оно является экологическим небоскребом.

Имея продолговатую конструкцию с закругленным концом, верхушка здания закрыта прозрачным линзообразным куполом, который служит смотровой площадкой. Снаружи равномерно покрыто стеклянными панелями и закруглено по углам, не позволяя ветровым потокам стекать вниз.

Лондонцы называют его Геркин (The Gherkin), что в переводе с английского — соленый огурец, за его органическую форму и зеленоватый оттенок стекла.

Фостер выступал за разработку более экономичных, эффективных и экологически благоприятных форм в архитектуре. Согласно его принципам, прямолинейные здания нельзя рассматривать как идеальные, если они работают против динамики тепла, звука и света.

Органическая (эко) архитектура Небоскрёб-огурец в Лондоне, Норман Фостер

Небоскрёб-огурец. 30 St Mary Axe, London, Арх. Норман Фостер, 2001—2004 Ссылка

Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавляйте в закладки.
Оцените, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Добавляйте свои примеры органической архитектуры в комментариях. Люди Вам будут благодарны.

Читайте также: