Орда фильм 2012 кратко
Обновлено: 04.07.2024
Содержание
Сюжет
Актёры и кастинг
В поисках актёров создатели фильма объехали практически всю бывшую советскую Азию и даже Монголию. В фильме играют и татары, и казахи, и киргизы, и тувинцы, и калмыки, и буряты. Основные ордынские роли исполнили Андрей Панин и якутские актёры — Алексей Егоров, Федот Львов и Иннокентий Дакаяров. Из всего актерского состава татаркой по национальности является только Роза Хайруллина (исполнительница главной роли).
Съёмочная группа
-
— режиссёр — автор сценария — оператор — композитор
- Сергей Февралёв — художник-постановщик — художник по костюмам
- Нина Колодкина — художник по гриму
- Елена Шкатова — художник по реквизиту
- Владимир Головницкий — звукорежиссёр
- Олег Глушков — хореограф
- Наталья Кучеренко — режиссёр монтажа
- Ирина Третьякова — второй режиссёр
- Татьяна Талькова — ассистент по актёрам
- Компьтерная графика — CG Factory
- Алексей Карпушин — исполнительный продюсер
- Генеральный продюсер: Сергей Кравец
- Продюсер: Наталья Гостюшина
Съёмки
Съёмки проходили с середины июня до начала декабря 2010 года с перерывами. Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды — Сарай-Бату [2] . Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.
— режиссёр Андрей Прошкин
— режиссёр Андрей Прошкин
Съёмки Орды проходили в Астраханской области, близ села Селитренное, в местах, где в действительности находился город Сарай-Бату и сейчас проводятся раскопки. На живописном обрывистом берегу реки Ахтубы на двух гектарах была возведена декорация золотоордынской столицы: ханский дворец и узкие извилистые улочки города с домами-мазанками, где жили ремесленники и торговцы [5] .
В массовых сценах фильма участвовали около трёхсот жителей (в основном восточной внешности) из близлежащих сёл Харабалинского района(где половину населения составляют казахи) и более ста местных наездников. Во время съёмок в степях киногруппа работала в экстремальных условиях: жара порою достигала 50-ти градусов, случались и пыльные бури, которые ломали декорации и аппаратуру [7] . Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице [8] .
Герои фильма говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде. Консультации при переводе текста оказывали балкарские деятели культуры Музафар и Фатимат Таукеновы. За тем, чтобы актёры во время съёмок и озвучивания правильно произносили текст, следили переводчики [8] .
Саундтрек
Награды и номинации
Критика
Премьера
Что такое чудо, и возможно ли чудо на заказ? Можно ли назвать фильм историческим? Чем хан, рубящий головы лишним пленным схож с современным эффективным менеджером? Об этом – в беседе с Сергеем Кравцом, руководителем церковно-научного центра Православная энциклопедия.
Что такое чудо, и возможно ли чудо на заказ? Можно ли назвать фильм историческим? Чем хан, рубящий головы лишним пленным схож с современным эффективным менеджером? Об этом – в беседе с Сергеем Кравцом, руководителем церковно-научного центра Православная энциклопедия.
В основе сюжета фильма – история поездки святителя Алексия в Орду для исцеления ханши Тайдуллы.
— Я бы не сказал, что акцент фильма сместился. Во многом картина о святителе Алексие. Но наиболее зримое и наиболее кинематографичное в ней – Орда. Это тот мир, в который попадает митрополит Алексий.
В фильме речь идёт именно о столкновении двух миров: мира святителя Алексия, где сила – в осознании собственной человеческой слабости, дарующей Бога и Его помощь, и мира Орды, где сила – в только человеческой силе и потому не нуждается в Боге.
В основе картины — драма митрополита Алексия, который поставлен перед совершенно невозможной для человека задачей. Поехать в Орду, отдать свою жизнь и этим спасти народ в тот момент было тривиально: русских в Орде казнили часто. Но перед святителем нет такой задачи – отдать свою жизнь. Это ничего не решит.
От него требуется совершить чудо — нечто, изначально выходящее за пределы возможного. Он осознает, что выполнить это – не в его силах. Чудо не может быть совершено на заказ и даже риск уничтожения целого народа не является гарантией того, что Господь совершит чудо.
Бога нельзя заставить что-то совершить. Иначе мир был бы по-другому устроен. Митрополит Алексий едет в Орду обреченно, наперекор своей воле, но все-таки едет, потому что должен использовать даже малейший шанс на спасение своего народа.
Фильм не о чуде с Тайдуллой, а – об отношениях человека и Бога.
И то, что потом происходит в фильме, та Божья помощь, которая приходит, то чудо, которое совершается, — совершается в какой-то степени помимо святителя. Чудо совершает Бог. И совершает в тот момент, когда святитель Алексий практически уже не принимает никакого участия в этом.
Митрополит даже не просит Бога совершить чудо, он просит, чтобы Бог его просто услышал. Он остался один – голый человек на голой земле перед Богом. И в этот момент, когда он всего себя отдает Богу, собственно, чудо и происходит.
Мне кажется, это такая раннехристианская драма, драма одного человека.
— Поймет ли массовый зритель, что в картине присутствует настоящее чудо, не увидев на экране привычного православного антуража?
— Мы преувеличиваем, как мне кажется, количество православных зрителей, которые хотят увидеть привычные для себя традиционные исполнения чуда в привычной традиционной обстановке. Но если мы будем говорить о реальной жизни реальных святых, то чудо так и происходит, в каких-то тяжелейших условиях, при каких-то невероятных событиях.
Это потом очень много в житийной литературе додумывается, дописывается, чудо подгоняется под представления православных людей времени написания жития. Но факт чуда остаётся.
— Некоторые учёные считают, что факт исцеления Тайдуллы – тоже более позднее добавление в летописи и житие, и в ранних летописях о нем не говорится…
— Но мы же не делаем документально-исторический фильм о святителе Алексие. Нам важно показать драму искренне верующего умного человека, очень образованного, властного, который отказывается от всего, что можно считать значимым с земной точки зрения.
Мы ориентировались на тот единственный сохранившийся в летописях факт, что поездка была, и святитель исцелил Тайдуллу. Как это было? Каким образом всё происходило? Никто не знает. И даже наши древнерусские книжники, которые, любили представлять себе различные события и додумывать их, этот факт оставили в покое.
Так что в основе фильма – имеющийся в летописях факт и наша трактовка того, как это могло быть. В какой-то мере на нее повлиял другой эпизод жизни святителя: когда он поехал в Западно-русскую митрополию, он был арестован в Киеве, брошен в тюрьму и много месяцев томился в каменном мешке.
Святитель Алексий был человеком, который, на мой взгляд, абсолютно четко осознавал бренность своего величия в каждый конкретный день. Сценарист Юрий Арабов так сформулировал свое отношение к герою: в Орду едет святитель, а возвращается святой.
— Если человек не знает биографию митрополита, сумеет ли понять то, на что идет герой картины, от чего отказывается?
— Сама трактовка в фильме его отношений с князем дает представление о том, что это именно тот человек, который отвечает за народ. Мне кажется что князь, — неплохой, но – обычный человек, он живет по какой-то более простой логике.
Святитель Алексий для нас – человек, живущий в логике, начало которой вне земли. Есть люди, которые в своей повседневной жизни всегда имеют перспективу Бога, их поступки имеют связь с Христом. Наверное, эти люди и становятся святыми.
Конечно, про святителя Алексия можно было сделать другой фильм: политическую драму, картину о крепкой дружбе святителя Алексия с преподобным Сергием Радонежским… Мы решили акцентировать внимание на другом.
Хан – эффективный менеджер
— Что характерно для мира Орды и насколько он соответствует историческим реалиям?
— Это не конкретная Золотая Орда середины XIV века, которая исторически уже знала ислам. Мы берем тот психологический срез, когда старая религия, старое верование чингизидов начинает утрачиваться, а новое еще не укрепляется, и человек живет своим умом.
Бога нет? Тогда надо выстраивать все по очень разумным законам. Слишком много пленных? Значит, лишних следует казнить. Главное – власть? Значит, за нее можно бороться любыми возможными способами.
— Но ведь на Руси, где знали Бога – отношения между людьми были далекими от идеала. И храмы грабили, и людей убивали, о чем нередко повествуется в летописях. И между князьями, мягко говоря, не всегда царили мир и братские чувства.
— А мы в фильме и не идеализируем. Например, отношения между митрополитом и князем. Там были свои сложности. Но, тем не менее, при всех этих сложностях, реакция самого народа была другая.
Бориса и Глеба убили за два века до событий фильма, во вроде бы нормальной борьбе за власть, на всякий случай. Но что получается? Борис и Глеб становятся святыми.
Да, беспорядки и безобразия можно вспоминать сколько угодно. Но главное – звучащий голос – народа ли, какого-нибудь конкретного человека, — который все-таки раздается.
И этот голос прозвучал. Так же, как и голос народа в канонизации Бориса и Глеба. Значит, совесть, Божья правда – живет. Может быть, в одном человеке, может быть, в нескольких.
Меняется перспектива жизни целого мира, и её изменяет святитель Алексий. В этом мире появляется Бог. Христианское сознание сталкивается с жизнью целого мира, сильного, могущественного.
Если бы мы сделали фильм о том, как святитель Алексий приезжает в Орду, совершает некоторые культовые действия, он был бы для мира Орды ещё одним великим шаманом. И в Боге был бы толк!
Точка исторического перелома
— А если брать реальные события…
— Вторая половина XIV века – какое-то удивительное время на Руси. Ни вооружения нового не появилось, ни экономика особенно не изменилась, но поменялся дух народа. Стала возможна Куликовская битва.
И носители этого духа — святые Алексий, Сергий, Андроник… И что-то случилось в Орде, Орда – надломилась.
Если говорить о времени историческом – мы попытались смоделировать точку исторического перелома.
— Когда мы создавали этот фильм, совершенно не имели в виду никаких социальных, политических или любых других аллюзий и параллелей с современностью.
То, что фильм многими, видевшими его в период подготовки, на предварительных показах воспринимается как имеющий такие параллели, объясняется только одним: человек за эти 600 лет, также как и за 2000 лет со времени пришествия Христова – не изменился. И страсти, и отношения с Богом, и слабости, и силы у человека те же самые.
В III веке, в начале IV отцы пустынники писали о гордыне, о лжи, о зависти, о стяжательстве, об алчности… И мне кажется, те характерные людские черты, которые высветились в этом фильме – также соответствуют нашему времени.
Это отношение к Богу как к чему-то практическому, чего можно куда-то приспособить. У некоторых даже возникает ощущение, что да, Бог – важно, нужно, но приспособить Его пока куда-нибудь не получается. Потом найду, в какую сторону Его приспособить и буду пользоваться. От неудач ли, от зубной боли…
А отношения Бога с человеком-то совершенно другие. Но всех нас, которые хотят видеть в Боге толк, пользу – тьмы, тьмы и тьмы, нас можно назвать целой ордой. И мы душевно во многом совершаем те же действия.
Они казнили пленных, потому что лишние пленные бесполезны и невыгодны, а мы – увольняем с работы, потому что – бесполезно и невыгодно… Наверное, хана можно было назвать эффективным менеджером.
Такая маленькая Русь
— Обычно принято показывать Русь героической, могущественной, а в фильме она маленькая и беззащитная перед огромной Ордой. Не боитесь ломать стереотипы?
— Но ведь так и было. Сто лет прошло после прихода татаро-монголов. Достаточно вспомнить хронику 1239 – 1241 годов, это же просто каток проехал по стране, ничего не оставалось. Пепелища. И в XIV веке русские княжества были зависимыми.
О каком могуществе можно вести речь, если при набегах князья бросали города, людей, и с дружиной и казной отсиживались в более северных городах. А потом возвращались, собирали новые налоги с погорельцев и заново отстраивали княжества.
Любые попытки сопротивления захватчикам жесточайше подавлялись. Это было иго. И русские книжники того времени ничуть не преувеличивали: ярмо было тяжелейшим.
То, что в 1380 году в первый раз русские князья объединились (хотя там тоже были свои предатели), то, что произошла победа на Куликовом поле – следствие процессов, которые не могут быть объяснены исключительно земными вещами, исключительно историческим процессом.
Почему князья вдруг помирились? И почему в этом примирении важна роль преподобного Сергия? Он что, самый сильный из них? У него дружины не было. Но почему-то он их помирил.
Почему-то митрополит Алексий женил князя Дмитрия на Евдокии, дочери злейшего врага московского княжества — князя Суздальского Дмитрия Константиновича. И этот брак был очень счастливым…
Только сугубо материалистическими вещами не объяснишь, почему Русь вдруг окрепла, а Орда сломалась. Для меня это — некое свидетельство Божьего произволения. И я совершенно не уверен, что политические, дипломатические переговоры между князями для Руси были важнее, чем создание учениками преподобного Сергия монастырей…
— Не знаю. Мы постарались сделать большой полнометражный зрелищный фильм. Осенью он пойдет в прокат, и мы увидим, как зритель его воспримет. Здесь же всегда двойная история – есть фильм, а есть зритель.
Фильм вызвал интерес у многих зарубежных прокатчиков, и его уже взяли для показа в Америке, Англии, Японии, Турции, Польше, Германии, Австралии…
— Когда меня спрашивают, есть ли сегодня православное кино, я вспоминаю Твардовского, высмеивающего соцреализм:
Он и она передовые,
Мотор, запущенный впервые,
Отсталый зам, растущий пред
И в коммунизм идущий дед…
А вот если это не лубок, то тогда все звучит по-другому. Очень многие сюжеты – это сюжеты о человеке и Боге. Это главный вопрос, волнующий человека. И наш фильм как раз об отношениях человека и Бога.
Самое главное для христиан – думать, говорить, свидетельствовать о самом простом: что в жизни есть Бог.
— Документалистика востребована телевидением: например, сейчас у нас на канале ТВ-Центр идут фильмы о 12 праздниках… Есть и проект новой художественной картины. Сейчас мы с Юрием Арабовым подали заявку в Фонд кино и надеемся на поддержку.
Если все получится, будем делать святочную историю – добрый, веселый семейный фильм, действие которого разворачивается в XIX веке.
Приглашаем Вас обсудить и не осудить современное киноискусство вместе с нашими кино-экспертами. Цель наших экспертов, не углубляясь в тонкости киноиндустрии, переосмыслить содержание фильма в духе Православия. Сегодня с Вами эксперт "Нескучного сада". Итак…
"Орда", 2012 г. Сценарий: Юрий Арабов.
Режиссер: Андрей Прошкин.
– Где он, этот порог? – задается вопросом латинский монах, бредя по слабо освещенному коридору.
– Увидишь, – ухмыляется провожатый-монгол.
– Если бы все было так просто! – восклицаем мы про себя, наученные уже своим горьким опытом.
Снимать в наше время российское кино — неблагодарная задача, а уж если сценарий затрагивает исторические события, да еще и тему культурного разлома между чуждыми друг другу народами: многочисленных возмущенных отзывов и критики не избежать.
Главное достоинство фильма: он не пытается лукавить и выдать себя за что-то, чем не является. Это кино, снятое за деньги "Православной энциклопедии" со вполне конкретными целями.
Смог ли зрячий увидеть, и появился ли проблеск в густых дебрях российского кинематографа. Отбросив предрассудки, я попробовал разобраться в своих впечатлениях.
Экзотика "Орды" по праву является главным достоинством фильма. Самое обидное, что это мог быть единственный, кроме "Марко Поло" от Netflix фильм, где монголы не показаны варварвами.
К сожалению сцена с китайским волшебником это ровным счетом ничего не значащий эпизод, придуманный просто ради красивых кадров для трейлера.
Та самая сцена с картошкой. Даже не знаю как можно пропустить в исторический фильм такой ляп. Специально? Зачем?
Сцены, действие которых происходит на Руси, уступаю в динамике и видеоряде всему, что происходит в Орде. Даже несмотря на наличие\отсуствие картошки.
он умер за два года до Куликовской битвы, где по безоговорочной власти >монголов на русских землях был нанесен сокрушительный удар.
Ааааэээууааа. Это мы про одни и те же события? Когда охамевщий ордынский сановник Мамай хотел получить с Москвы "выход" в свою пользу, к тому же слишком большой и неурочный, а князь Дмитрий Иоаннович выступал против нарушающий ордынский порядок дани, как "верный слуга" настоящего правителя из рода Чингизидов - Тохтамыша? А через пару лет, после Куликовской битвы Тохтамыш нафиг сжег всю Москву. Причем при очень странных обстоятельствах, - когда и князь и вся его семья из Москвы катапультировались, предоставив город своей судьбе. Ученые до сих пор гадают, не было ли странное отсутствие князя в городе связано с тем, что в нем начался бунт, и князь попросил своего повелителя навести там порядок. Про "сокрушительный удар", как-то совсем уж далеко от истины. Эпизод в великой замятне, который не привел ни к какому решительному повороту в отношениях господин-вассал.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Дык, вы-то сами - при всей моей нежной любви к СССР, уже не в советской исторической концепции живете. Поворотная точка, - если подходить объективно - это когда Москва чувствует себя настолько сильной, что великий князь берет титул "Царь". Вот это - прямой вызов, практически, - "наезд" на владычество мельчающих ордынских ханов.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Да, в том-то и дело, что современным поколением историков, уже не считается, и кмк, вполне заслуженно. Возможно, в школе еще учат по старинке? Но в целом - если подходить с точки зрения устойчивых мифов - вы правы.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Зачем же - вытравить? Это было значимое событие. Цимус был в том, что русское войско отправилось в поход против степняков на очень большое удаление, победило, и вернулась. Переломным моментом это не стало, но дело было вовсе не рядовым. А вообще я против исторических мифов, - насколько это возможно. Слишком сейчас развиты источники информации. Не трудно показать человеку, что то, что они привык считать каким-то корневым событием истории его народа - миф. А после этого может посыпаться вся система убеждений, как это случилось в 90е. Так что по мне - меньше мифов, больше взвешенной научной информации. В целом, вы правы, - статья не научная, и требовать от неё "строгости" не корректно. Но при возможности - хотелось бы. :)
Комментарий удален по просьбе пользователя
На самом деле если страна в хорошей экономической и >социальной форме, то никак ты ее мифы не разрушишь. Можно >сколько угодно с фактами в руках опровергать устоявшиеся >мифы о Второй Мировой или Гражданской войне в США. Тебя >просто никто слушать не будет.
Так ведь мифы и становятся особенно важны, когда система под угрозой, и проверяется на прочность, а не когда она благоденствует. Вот мол, трудный час, но деды наши. И мы сейчас также превозмогём. Поэтому и хорошо иметь миф без подводных камней.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Но гораздо труднее это сделать, когда ученые мужи говорят, "а вот у нас документы". А не как, скажем, с Панфиловцами, когда ученые мужи только делают "рука-лицо", от героизма произвольно созданного под пером писаки непонятного сводного подразделения, в составе которого геройствовал дезертир и дважды полицай Добробабин, который потом узнал о своем героизме из газет. Если уж говорить о информационной войне, то там тоже есть удары и парирования. И парировать легче, стоя на твердой почве. Благо Российская История настолько богата реальными подвигами, что нет никакого смысла выдумывать небывалые.
Комментарий удален по просьбе пользователя
В 90-е само мнение, что "надо сражаться за Родину" вызывало у >среднего россиянина усмешку и ответ, что "Родина там, где жопа >в тепле". Тут хоть сотни настоящих героев приводите, с точки >зрения такого человека они все идиоты, которые вовремя не >сдались чтобы пить баварское.
Ну это уже случай "разгромленной армии". Нельзя обосновывать нежелание строить оборону, тем, что когда-то у кого-то враг добрался до шатра полководца.
При всем том, что вы совершенно правильно говорите о лидере мнений и желании разбираться в истории среднего обывателя, - это не аргумент в пользу поддельных подвигов. Если к лидерам мнений присоединить твердую основу из фактов - это все равно будет крепче, чем те же лидеры без оных. И тот же ваш Дудь - хороший пример. Его тупорылый фильм "Колыма - родина нашего страха", с передергиваниями, враньем, и патетическими возгласами, - не убедил тех, кто привык полагаться на факты. Думаю, это важный момент. Тех, кому достаточно "лидера мнений", можно повернуть куда угодно. Тем кому нужна система фактов - для них реальная основа мифа и нужна.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Справедливо. Но аудитория Дудя как колбаса, их в любой момент можно наполнить чем угодно. Включи пропаганду в другую сторону, и они через полгода-год будут рассказывать, что в СССР был истинно рай земной. Должна быть и пропаганда для людей другого уровня - на другом уровне.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Согласен, но с уточнением. Деньги, ресурсы, и воля. В СССР пропаганда начала сдавать еще в 70е, когда и денег и ресурсов было вполне на уровне. А вот воля к противостоянию уже начала исчезать.
Комментарий удален по просьбе пользователя
Самое интересное, что я этих "новых людей", видел. Их таки успели воспитать в каких-то количествах. В 90е их жрали первыми. Да, росток нового не смог вырасти в полноценное дерево. Частично его пришибло войной, где гибли лучшие. А потом все сожрало мещанское болото.
Она (Куликовская битва)и не была поворотной точкой, судя по дальнейшей истории. Совсем не была. В качестве патриотического воспитания о ней можно говорить детям в школе, а вот с точки зрения исторической науки следом за этой битвой было еще сто лет выяснения отношений типа вассал/сюзерен.
Просто сама по себе победа над монголами была довольно ярким событием.
Ледовое побоище - это битва против захватчиков-агрессоров, а Куликовская битва - это война с сюзереном (Русь уже полтора века как входит в состав Золотой орды, причем во внутренней политике этой Орды русские князья принимают активное участие).
Вам же автор пишет - не надо искать правды в исторических фильмах, снятых на деньги церкви, а Вы упорный :)
Не для того эта картошка снималась, чтобы напоминать зрителю о вассалитете русских князей.
Комментарий удален по просьбе пользователя
А через пару лет, после Куликовской битвы Тохтамыш нафиг сжег всю Москву. Причем при очень странных обстоятельствах, - когда и князь и вся его семья из Москвы катапультировались, предоставив город своей судьбе. Ученые до сих пор гадают, не было ли странное отсутствие князя в городе связано с тем, что в нем начался бунт, и князь попросил своего повелителя навести там порядок.
Никто там ничего не гадает, это уже Ващи выдумки.
Князь Дмитрий пошел собирать людей на север в район Костромы, а Владимир Храбрый собирал рать у Волока Ламского. Ну и по понятным причинам, когда уже орда Тохтамыша подходила к Москве, княжна Евдокия и митрополит оттуда эвакуировалась - ничего спецефического тут нет - вон Иван IV, не смторя на свое прозвище, при каждом нашествии крвмских татар сбегал с Москвы и пережидал. Возможно не будь предательства Рязанского князя, у Дмитрия было бы больше времени в запасе, т.к. Владимир Храбрый успел под Волоком Ламским разбить часть татарского войска, после чего Тохтомыш и ретировался с награбленным.
Ничего странного, обычная средневековая резня.
Про "сокрушительный удар", как-то совсем уж далеко от истины.
Их было два. Сначала Литва напала на Орду и разгромила ее в битае при Синих Водах, затем спустя 18 лет Дмитрий Донской нанес несколько поражений Мамаю. Орда объективно подыхала. Даже после разгрома Москвы, когда в 1383 году Тохтамыш и Дмитрий пошли на примерение и договорились о возобновлении выплаты дани (которая до этого не выплачивалась уже 10 лет, хороший данник, нечего сказать), но вот ярлык таки отменили. Ну а в 15-ом веке в общем-то Орда так и не смогла совершить удачных походов - дань платилась уже как попало, к 20-ым годам Золотая Орда перестала существовать и скуклилась до беспомощной Большой Орды. И в 50-ых годах Московское княжество было уже де-факто независимым, чего хотело то и делало, за что Орда таки пыталась "принудить к миру", даже поляков и литовцев под это дело пытались подписать (не бесплатно конечно же, в обмен на Новгород), активно собираиа сила, что в итоге коничлось. ничем, т.е. стоянием на реке Угре.
Исторические процессы очень инерционные, а такая махина как Орла, естественно долго разваливаливалась, но вот именно собития 1362-1380 и нанесли ей удар, после которого Орда полностью развалилась и деградировала в течении 100 лет, по меркам истории совсем ничего, по длительности как несколько крупных средневековых войн :-)
У испанцев Реконкиста заняла куда больше времени :-)
Никто там ничего не гадает,
Ну раз вас уполномочили говорить от имени всех людей на земле - вам виднее. -)
Князь Дмитрий пошел собирать людей на север в район Костромы, а >Владимир Храбрый собирал рать у Волока Ламского.
А тысяцкого послать собрать людей на Север никак нельзя? Ну, чтоб он послал своих людей по городам и селам, и люди уже стягивались в означенное место.
Ничего странного, обычная средневековая резня.
Вот при "обчных срдневековых резнях" представители владетельных классом мигом забывали разлады, и кооперировались, чтобы порезать восставшее быдло. Примеры известны.
мне очень зашёл, хотя ожидания были заниженные.. удивлён качеству, здесь я многим вещам поверил.. обычно тошнит от псевдоисторических фильмов, здесь по другому, я поверил..
Читайте также: