Опыт сингапура для россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

25 - 28 сентября в Сингапуре в гостинице Marina Bay Sands Hotel состоится российско-сингапурский деловой форум-2011. В этом году форум ориентирован на обсуждение возможностей развития традиционных и новых развивающихся рынков. А одна из сессий будет посвящена дискуссии по тенденциям в быстроразвивающемся регионе "Большой Китай" (Greater China Growth Area). Эта зона охватывает Восточную и Юго-Восточную Азию.

Среди докладчиков заявлены генеральный директор Сбербанка РФ Герман Греф, председатель совета директоров группы компаний "Тройка Диалог" Рубен Варданян, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, министр-наставник Ли Куан Ю - бывший премьер-министр. А также посол Майкл Тей, основатель и исполнительный директор Российско-Сингапурского делового форума (РСДФ). В преддверии этого форума бывший посол Сингапура в России и исполнительный директор РСДФ господин Майкл Тей ответил на вопросы "Российской бизнес-газеты".

- Уважаемый господин Посол, как вы расцениваете современное состояние экономических связей России с Сингапуром и их перспективы?

- Экономические отношения между Россией и Сингапуром быстро развиваются. Отмечу, что Российско-Сингапурский деловой форум проходит ежегодно с 2006 года. Эта платформа предназначена для того, чтобы компании двух регионов смогли наладить эффективное сотрудничество - торговое, инвестиционное, обменяться информацией о рынках.

Сотрудничество с Сингапуром особенно актуально для России, которая стремится развивать инновационную экономику. Сингапур же в этой сфере добился впечатляющих результатов. Сингапурская экономика - это, можно сказать, международный эталон по эффективности привлечения инвестиций и развитию инновационных отраслей.

Тем временем в связи с вводом в действие механизмов продвижения капиталовложений и роста их эффективности ряд компаний Сингапура увеличивают свои инвестиции в России - среди них, к примеру, Temasek, GIC, Wimar, Food Empire. Благодаря платформе РСДФ было оказано содействие российским промышленным паркам в развитии проектов и обучении персонала. Другой пример: по итогам двух последних форумов были разработаны проекты развития портовой системы Дальнего Востока России, в том числе развития Владивостокского морского рыбного порта с участием таких компаний, как CWT, Portek, а также ОАО "Владморрыбпорт".

- Что вы могли бы сказать об инвестиционных приоритетах российского бизнеса в Сингапуре и сингапурского - в РФ?

- Наша страна заняла первое место в ежегодном исследовании Международной финансовой корпорации относительно легкости ведения бизнеса и условий для инвестиций. Сингапур может поделиться с Россией своим опытом в этой сфере. В России уделяется большое внимание развитию современных отраслей, включая транспортные и коммунальные, что предоставляет новые возможности для иностранных, в том числе сингапурских инвестиций. Сингапур является примером успешного экономического развития, эффективного привлечения инвестиций в промышленность, развития инновационных секторов экономики. А Юго-Восточная Азия в целом является одним из самых быстро развивающихся регионов мира с огромным экономическим потенциалом и, соответственно, возможностями для российских инвесторов. Сингапур в этой связи может стать "воротами" в Азию для России и стран СНГ, и наоборот.

На данный момент крайне перспективны инвестиции в недвижимость, в ресурсосберегающие и другие экологические проекты, включая водоиспользование. Крупнейшие российские компании уже присутствуют в Сингапуре ("Газпром", "Лукойл", TMK) и используют Сингапур как платформу для успешных инвестиций в регионе.

Сингапурские компании инвестируют в комплексную переработку пальмового масла (Wilmar), в развитие сектора недвижимости (например, CDL, F & B), в ряд других отраслей. Так, Sourcelink обсуждает с правительством Республики Татарстан возможности создания современного лечебного учреждения в Казани.

​В воскресенье похоронили Ли Куан Ю — политика, который всю свою жизнь посвятил романтической цели: созданию и развитию государства Сингапур. Опирался при этом он на вполне прагматические принципы. В итоге Сингапур сегодня — одна из самых прогрессивных и активно развивающихся экономик мира.

Почти любое его выступление или даже ответ на конференции можно было записывать и обдумывать. Помню, на одном закрытом ужине с Ли Куан Ю, на котором я присутствовал, очень высокопоставленный российский чиновник попытался сделать комплимент политической системе Сингапура. Ли Куан Ю быстро отреагировал, отметив, что в такой большой стране, как Россия, такая жесткая централизация не будет эффективна.

Когда я в 1994 году приехал в эту страну, я увидел, что она очень активно растет. И все эти годы Сингапур продолжал развиваться. Я бы отметил как минимум несколько обстоятельств, объясняющих, почему в этой стране хорошо жить и работать.

Во-первых, это реальное государство, а не просто богатая офшорная зона. Здесь есть все необходимые элементы экономики развитой страны, есть образовательная система, есть наука. Правительство проводит очень прагматичную фискальную политику, так что у государства много денег — и это тоже залог того, что экономика продолжит развиваться.

Что касается непосредственно работы государства: прожив 21 год в этой стране, я ни разу не сталкивался с коррупцией. Система работы государственных органов выстроена очень прагматично и разумно: Сингапур — это, по сути, корпорация. В госсекторе работают продвинутые, хорошо образованные профессионалы, с такими же зарплатами, как и в хороших частных компаниях. Переходить из банка в какое-то министерство, а потом обратно — абсолютно нормально. В госучреждениях действуют такие же, как в бизнесе, системы оценок и KPI.

Во-вторых, Сингапур независим. Он придерживается нейтралитета и не является ни проамериканским, ни прокитайским, ни зависимым от кого-то еще государством. Иметь сингапурский паспорт удобно — с ним можно ездить без визы в множество стран, причем их становится все больше.

В-третьих, здесь удобно жить и развивать бизнес. Самый ценный и не восстанавливаемый ресурс в жизни человека — это время. Если ты хочешь выиграть у конкурентов, надо просто тратить на работу больше времени. И расходовать его на длинную дорогу или пробки жалко. В Сингапуре все расположено близко, компактно и удобно. Качественные офисные здания, комфортабельные отели, хорошие рестораны, аэропорт рядом. Можно заниматься главными делами — бизнесом, наукой, образованием, общественной работой — не тратя время впустую. Это очень важно.

Сингапур — большая, сложная и хорошо работающая система. Это не только экономика, но и наука, образование, социальный сектор. Ее создание потребовало огромных интеллектуальных и физических усилий — такую систему сложно выстроить даже в рамках одной компании. И это пример того, как много может сделать один человек.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Конечно, сложно сравнить маленькое островное государство с населением в 4 млн. человек с необъятной Россией, имеющей иную историю и иные традиции. Но пример Сингапура показывает, как можно благодаря политической воле, эффективному антикоррупционному законодательству и неподкупному независимому агентству всего за несколько лет свести коррупцию к очень низкому уровню. Победить коррупцию и выбиться в мировые лидеры экономического развития Сингапур смог за счет политической воли лидеров и грамотного антикоррупционного законодательства. Первым делом были сокращены возможности для совершения коррупционных действий. Затем стратегия борьбы с коррупцией была закреплена в Законе о предотвращении коррупции и наделении Бюро по расследованию коррупции особыми полномочиями. Произошло упрощение процедур принятия решений, была устранена всякая двусмысленность в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Независимое Бюро занялось борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти. Расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю. Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны.

Особую в борьбе с коррупцией сыграло Бюро по расследованию случаев коррупции. Это правительственное агентство, расследующее и преследующее коррупцию в государственном и частном секторах, было учреждено еще Британским колониальным правительством в 1952 году. А Закон о предотвращении коррупции, вступивший в силу в 1960 году, наделил Бюро обширными полномочиями в расследовании.

Объединенное с офисом премьер-министра, Бюро возглавляется директором, напрямую подчиняющимся главе государства. Агентство, таким, образом, независимо от полиции и других правительственных ведомств, обладая значительной политической и функциональной независимостью от всей бюрократии, включая чиновников в ранге министров. Следователи Бюро наделены следующими полномочиями: производить аресты, в соответствии с Законом (при наличии улик они могут арестовывать и обыскивать без повестки любого человека, подозреваемого в коррупционных преступлениях, к которому имеются разумные претензии, если получена информация из достоверных источников); изымать любые документы и иные вещественные доказательства по выданной повестке, входя в любое помещение (даже силой). Если офицер Бюро имеет разумные основания полагать, что отсрочка в получении повестки сорвет планы расследования, он может воспользоваться правом расследования без получения повестки.

Закон против коррупции

В законодательстве многих стран декларируется необходимость борьбы с коррупцией, но лишь некоторые правительства применяют такие строгие и последовательные действия, как в Сингапуре. Дела о коррупции среди служащих, особенно занимающих высокие посты, рассматриваются в Сингапуре с суровостью, граничащей с жестокостью. В 1959 году Сингапур был бедной страной, правительство было не в состоянии поднять зарплаты служащим. Альтернативой стало усиление существующего законодательства по уменьшению возможностей для совершения коррумпированных действий и повышения наказания за них. Закон о предотвращении коррупции был принят в июне 1960 года для обеспечения более эффективных мер борьбы с этим явлением.

Основой закона является сформулированная в разделе 8 презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. Согласно ст. 5 Закона, лицо виновно в коррупции, когда оно само, либо в соучастии с другими, незаконно подкупает, получает, или выражает согласие на получение любого вознаграждения для себя или другого человека. Незаконно дает, обещает или предлагает любому человеку вознаграждение, независимо от того, в своих или сторонних интересах делая это, вознаграждая или подстрекая любого человека к действию или бездействию в отношении любого дела, реального либо лишь задуманного. В соответствии со ст. 6, коррупционное действие считается совершенным, когда агент незаконно принимает вознаграждение или действует, либо соглашается принять или пытается действовать в интересах любого человека, оказывает покровительство либо пренебрежение к чьим-либо интересам.

Любой человек, вина которого в соответствии с ст. 5 и 6 доказана, должен будет выплатить штраф, сумма которого не превышает 100 тыс. долл, либо заключен в тюрьму на срок до 5 лет, либо и то и другое. Если преступление связано с правительственными контрактами, гражданской службой или в него был вовлечен член парламента, срок заключения может вырасти до семи лет. Помимо штрафа и тюремного заключения, лицу, уличенному в коррупционном преступлении, судом может быть предписано вернуть сумму взятки в виде штрафа.

Следует отметить, что в антикоррупционном законодательстве Сингапура есть ряд уникальных особенностей, достойных внимательного рассмотрения на предмет использования в законотворческой деятельности в нашей стране. В частности, сингапурский суд имеет право признавать несоответствие богатства чиновников и уплаченных ими налогов в качестве подкрепляющего доказательства факта коррупционных действий. Кроме того, граждане Сингапура отвечают перед судом своей страны за коррупционные преступления, совершенные за рубежом, как если бы они их совершили внутри страны. И, наконец, суд имеет право конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить.

Россия и сингапурский опыт

Достижения Сингапура в сфере борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными методами правительство держит под контролем бюрократию, успешно справляется с задачей предупреждения коррупции. И во многом за счет этого обеспечивает благоприятный инвестиционный климат Сингапура. Но заработают ли эти методы в России?

Как правило, агентства, подобные сингапурскому Бюро по расследованию случаев коррупции, создаются там, где коррупция проникла в суд, прокуратуру, в органы полиции и спецслужбы. Практически все подобные агентства учреждены именно в азиатских странах, осознавших степень угрозы коррупции, и лишь один такой аппарат создан в Новом Южном Уэльсе – одном из штатов Австралии. Поэтому обычно такие органы независимы от других правоохранительных структур, и напрямую подчиняется высшему руководителю страны. Отбираются в них самые достойные и безупречные кадры. Такой орган наделяется чрезвычайными полномочиями для проведения оперативных и следственных действий на фоне эффективной системы общественного надзора над его деятельностью.

Вряд ли возможно воспроизвести у нас в России или еще где-то сингапурскую антикоррупционную стратегию целиком, поскольку Сингапур имеет свою неповторимую историю, географическое расположение и особенности политического управления. Сравнивать Россию с Сингапуром невозможно, если учесть разные масштабы не только такого явления как коррупция, но и государств. Если бы Россия была величиной с Сингапур, то авторитарные методы борьбы с коррупцией были бы возможны. Но вот в масштабах всей России это нереально. Если вести борьбу с коррупцией в России по выкроенным в авторитарных условиях лекалам, то где гарантия того, что наши политические лидеры окажутся столь же последовательными, как их сингапурские коллеги? И что жители России, большинство которых страны считают коррупцию нормой, окажут им поддержку? Ведь проведение мер по реальному противодействию коррупции в России требует не только политической воли, огромного административного ресурса и денег, но и далеко не всегда прибавляет популярности инициаторам.

Уровень коррупции в России достиг критических показателей. Об этом свидетельствует хотя бы положение страны в международных рейтингах инвестиционной привлекательности. Похожая ситуация запустила в свое время в Сингапуре механизм борьбы с коррупцией. Хочется надеяться, что это произойдет и в России.

Комментарии читателей (12):

Можно бороться к коррупцией или с проституцией, но победить нельзя.

Нужно бороться и устранять причину коррупции и проституции.

Вот когда В.Путин научится выговаривать слова:
"БОРЬБА С ПРИЧИНОЙ КОРРУПЦИИ" - ТОЛЬКО ТОГДА я начну ему верить.

Думаю, что не один я такой.
Думаю, что большинство Россиян понимают, что бороться нужно с сыростью, а не с плесенью.
Не даром же рейтинг Путина падает.
Разговоров у Путина много про борьбу с коррупцией, а ставки в коррупции только увеличиваются.
С плесенью будем бороться вечно, если не устраним сырость.

вообще-то, можно было поучиться у "батьки"

Учиться у Сталина не предлагаете? Тоже был полезный опыт.

При Сталине и в том строе и не могло быть коррупции, по определению. И "опыта" поэтому нет никакого. Тогда не было ни "сырости", ни "плесени", а вот объективные проблемы у Сталина и страны были посерьёзней. Это уже намного позже "пошла мода" - создавать проблемы и потом "успешно" бороться с ними.

Корупция в более скрытом виде существовала и в советские годы, но в минимальном уровне. Просто все боялись совершать коррупционные действия из-за страха наказания.
Человек так устроен, его от коррупционного действия может удержать только страх наказания.(при условии получения приличной зар. платы). А причина коррупции- это структура самой капиталистической системы, поэтому Путин не виноват в том, что коррупция есть. Но в его силах начать реальную борьбу с коррупцией.
России сейчас критически важно начать реальную борьбу с коррупцией. Опыт Сингапура тут очень полезен. И дело совсем не размере страны, просто нужно иметь твердую и нерушимую политическую волю. Прежде всего- это силовые методы по поиску и наказанию коррупционеров и пропаганда честности. В общем, сажать всех коррупционеров и совершенствовать законы + пропаганда честности. И каждый должен начать с себя и осознать вред коррупции. Чем выше уровень коррупции, тем слабее государство. Это закон. Поэтому, для России в условиях возможных военных конфликтов критически важно бороться с коррупцией.

"Можно ли победить коррупцию в России на основе опыта Сингапура?" Думаю, что нет. На основе опыта СССР - можно, если захотеть. Но нынешняя власть точно не захочет. Это не звание "Героя труда" реанимировать, это посерьёзней и поопасней.
Хочется просто указать на одну неточность, для начала. В коррупции есть два участника: дающий взятку и берущий взятку. В современных рыночных экономиках выгодно дело представлять односторонне, что, мол, "коррупция - это использование должностным лицом своих властных полномочий в целях личной выгоды". А у второй стороны, дающей - что, выгод нет?
Один из самых распространенных видов коррупции - т.н. "деловая коррупция", при взаимодействии власти и бизнеса. Это вам не "бытовая коррупция" по масштабам взяток. В СССР просто не было в наличии такого класса взяткодателей. Вот вам один корень зла, и одно отличие систем социализма и капитализма. Сегодня о различии общественно-экономических систем "борцы с коррупцией" вообще речь не ведут. Кто и зачем даёт самые большие взятки ("откаты") чиновникам в РФ? Бизнесмены, компании, когда нужно обойти закон, конкурентов, получить выгодный контракт, лицензию и т.д. Так что коррупция - это улица с двухсторонним движением.
И о морали. Предложение о "пропаганде честности" в РФ - до крайности наивно. В СССР было одинаково стыдно как брать, так и давать взятки. Разумеется, это не исключало случаев мелкого взяточничества. Но это уже совсем другая история.

Вы тоже не правы.
Бороться нужно не с плесенью, а с сыростью.
Это происки антикоррупционного комитета - он собирается бортоться с плесенью, не уничтожая сырость - чтобы был нужен стране ВСЕГДА.

Вы правы в том, что сегодняшняя компания борьбы с коррупцией (а не с причиной) - подчинена лозунгу:
"Воры! Делитесь с верхними чиновниками по-братски и мы Вас не тронем!".

Причина появления коррупции с точки зрения человеческой психологии-это стремление к личной выгоде, которое существовало у человека во все времена ( при советском строе также). Если в обществе созданы благоприятные условия для коррупции, она распространяется, если нет, то не распространяется. При советском строе условий для распространения коррупции было меньше, так как существовала опасность неотвратимого наказания. Но я знаю как минимум истоию двух человек, которые давали при Советсой власти взятки. Один после войны (при Сталине!),чтобы не попасть в отряд по восстановлению других городов, а другой позже, чтобы не попасть в тюрьму. А система "блата" и мелкое воровство на работе. Так что коррупция и тогда была, просто ее уровень был ниже.

Сырость- это стремление к выгоде, которое существует в сознании каждого человека. Ее не искоренить. Так что другого выхода, как бороться с плесенью нет. Просто нужно создать такие условия, чтобы коррупция (плесень) не развивалась и уменьшалась. Как это сделать, я уже написал в моем первом комментарии.

Средства массовой информаций "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна признаны иностранными агентами в России.

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

© 2009-2022 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

– Вы помните, как впервые оказались в Сингапуре?

– В августе 2011 года исполнилось 40 лет со дня открытия в этой стране первого отделения советского Moscow Narodny Bank (MNB), который стал там одним из самых крупных иностранных кредитных учреждений и внес немалый вклад в создание сингапурского чуда. Однако в середине 1970-х Юго-Восточную Азию охватил серьезный кризис, отделение MNB оказалось в очень трудном положении и его пришлось спасать. Собственно, с января 1977-го по октябрь 1981 года этим я и занимался в должности управляющего. К слову, так получилось, что тогда я спас от банкротства сингапурского девелопера Енг Тенг Фонга, предоставив ему кредит. В 90-е Енг Тенг Фонг передал семейные дела в Сингапуре младшему сыну Филиппу, а старший сын Роберт стал управлять бизнесом в Гонконге. По сведениям журнала Forbes, в 2011 году их капитал составляет уже 8,9 млрд долларов США. Это самый крупный бизнес в Сингапуре. Что важно, Филипп Енг спокойно ходит по городу и не нуждается в телохранителях: у него совесть чиста. По его приглашению мы и приехали в страну в нынешнем году.

– Каковы впечатления от современного Сингапура?

– Говорят, что нам, в отличие от Сингапура, не повезло с народом.

– Как им удалось вырваться из этого порочного круга?

– Коротко об этом не расскажешь. Всем интересующимся рекомендую прочитать книгу Ли Куан Ю, первого премьер-министра Республики Сингапур, одного из создателей сингапурского экономического чуда.

– И такая система действительно эффективно работает?

– Расследования проводятся даже в отношении близких родственников и соратников Ли Куан Ю. С нашим банком работала юридическая фирма Li & Li, ее возглавляли жена премьер-министра и родной младший брат Дэнис Ли. Он мне жаловался, насколько трудно ему делать карьеру: брат внимательно наблюдал, чтобы его имя не использовалось фирмой в целях продвижения. Осторожно вела себя и супруга.

Ряд министров, уличенных в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, покончили жизнь самоубийством либо бежали из страны. Госслужащие при приеме на работу и в дальнейшем ежегодно подают декларации об имуществе, активах и долгах. Своих, жены и всех детей. Если они не могут объяснить источник своего благосостояния, считается, что это коррупция. Никакой презумпции невиновности! Чиновники обязаны заявить и об отсутствии у них долгов, так как имеющий долги функционер опасен: его легко вовлечь в коррупционные схемы. При этом ответственные госслужащие получают столько же, сколько топ-менеджеры частных корпораций. Им есть что терять. В итоге Сингапур, согласно международным рейтингам, одно из наименее коррумпированных государств мира.

– Это единственное, что следует перенять у сингапурцев?

– Нет, конечно. Есть еще один чрезвычайно актуальный для России вопрос: как сделать из жителей страны ее хозяев. У нас много об этом говорят, пытались даже такое превращение осуществить с помощью фантиков – ваучеров. Не получилось. А Ли Куан Ю смог. Он уделил большое внимание созданию общества домовладельцев, дал возможность всем желающим заработать на квартиру, стимулировал приобретение жилья, создав партнерский механизм со множеством льгот. С этой целью правительство учредило Управление жилищного и городского развития и Центральный фонд социального обеспечения, которые запустили ряд программ, нацеленных на обеспечение каждой рабочей семьи собственной квартирой или домом, выкупленными в собственность. В стране появились районы, напоминающие наши Черемушки, с дешевым, но продуманным жильем. В частности, в каждом доме был предусмотрен подъезд с однокомнатными квартирами для пожилых людей. Их дети, жившие рядом, всегда могли оставить своих детей родителям и спокойно работать. Много внимания уделялось также образованию, здравоохранению, социальной защите.

– Сингапур обязан своему процветанию лидеру Ли Куан Ю и его Партии народного действия?

– Иными словами, демократии в стране нет, а она развивается?

– Смотря что понимать под демократией. В Сингапуре широко развито частное предпринимательство, но при этом действительно жестко регламентируется общественная жизнь, а за государством сохраняются значительные контрольные и регулирующие функции.

– А насколько опыт Сингапура может быть применен у нас?

– Москва может стать новым мировым финансовым центром?

– То есть перспективы России далеко не радужные?

А теперь давайте оценим, как мы действуем. До начала 2000-х у нас была система загранбанков. Она часто выручала в трудные времена, когда страну пытались задушить различными санкциями. Один лишь Moscow Narodny Bank работал не только в Лондоне и Сингапуре, но и в Бейруте – финансовом центре Ближнего Востока. Таким же образом мы присутствовали в Париже, Люксембурге, Тегеране, Вене и Франкфурте-на-Майне. Но в 2005 году ЦБ продал 88,89% MNB Внешторгбанку. Принадлежащие MNB здания в престижных районах Лондона и Сингапура тоже были проданы. Причем, по оценкам западной прессы, по цене значительно ниже рыночной. Сейчас мы говорим о создании международного финансового центра в Москве, но начали эту работу с ухода из признанных финансовых центров. Правильно ли это?

Читайте также: