Опрос граждан муниципальное право кратко

Обновлено: 16.05.2024

Лекция 8. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления

9. Опрос граждан

Опрос граждан является формой непосредственного участия населения в решении вопросов местной жизни и проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Опрос может проводиться при принятии решений по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения территории. Например, в 2004 году в Астрахани проводился опрос жителей двух домов одной из улиц относительно строительства спортивного оздоровительного центра рядом с их местом жительства. На месте планируемого строительства находился небольшой парк, и граждане были категорически против его ликвидации даже взамен на спортивный центр. Между тем частный предприниматель, наметивший новостройку, дважды представлял в управление архитектуры данные социологического опроса жителей лицензированными фирмами, которые свидетельствовали о поддержке гражданами строительства. Однако, учитывая многочисленные жалобы горожан, администрация решила провести опрос. Опрос проводился путем тайного голосования. Присутствующим раздали бюллетени, предварительно записав паспортные данные. Затем голосующие опускали бюллетень в урну. Итоги голосования подводила счетная комиссия. Они показали, что граждане настроены отрицательно и строительство центра заморозили окончательно. В Новосибирске проводился опрос жителей о мероприятиях, которые они бы поддержали или запретили; в Казани опрос пассажиров о качестве работы городского транспорта; в Новокузнецке – о продаже одного из градообразующих предприятий города[15].

В отличие от местного референдума, голосования по вопросам изменения территории граждане не могут быть инициаторами опроса. Он может проводиться по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В опросе могут участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Они участвуют в опросе непосредственно. Каждый житель муниципального образования, имеющий право голосовать, имеет только один голос. Участие в опросе является свободным и добровольным. Во время опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них. Подготовка, проведение и подсчет результатов опроса осуществляются открыто и гласно.

На опрос могут выноситься вопросы местного значения. Вопросы, как и на местном референдуме, должны быть сформулированы четко и ясно, не допускается возможность их различного толкования.

Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования в течение одного или нескольких дней. Тайное голосование проводится по опросным листам в местах проведения опроса, поименное голосование – по опросным листам или по месту жительства участников опроса. Опрос может проводиться также в форме открытого голосования на собраниях жителей. Процедура опроса внешне похожа на процедуру проведения местного референдума. Но в отличие от местного референдума результаты опроса носят рекомендательный характер.

После проведения опроса комиссия подсчитывает результаты голосования и составляет протокол, в котором указываются следующие данные:

- общее число граждан, имеющих право на участие в опросе;

- число граждан, принявших участие в опросе;

- число записей в опросных листах, оказавшихся недействительными и число опросных листов, признанных недействительными;

- одно из следующих решений: признание опроса состоявшимся, несостоявшимся или недействительным.

[15] Мерсиянова И.В. Власть и общественность: инновационные формы взаимодействия. Новосибирск, 2005 .С. 180.

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 31. Опрос граждан

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. В опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;

3) жителей муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигших шестнадцатилетнего возраста, - для выявления мнения граждан о поддержке данного инициативного проекта.

(п. 3 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;

6) порядок идентификации участников опроса в случае проведения опроса граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(п. 6 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления или жителей муниципального образования;

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. В опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения;

Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 3 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ

3) жителей муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигших шестнадцатилетнего возраста, - для выявления мнения граждан о поддержке данного инициативного проекта.

Информация об изменениях:

4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ

5. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;

Информация об изменениях:

Часть 5 дополнена пунктом 6 с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ

6) порядок идентификации участников опроса в случае проведения опроса граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ

1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления или жителей муниципального образования;

2) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Опрос граждан представляет собой метод выяснения мнения населения по определенным вопросам, которые имеют важное значение для всех жителей муниципального образования.

Результаты опроса не обладают обязательным характером, а органы местного самоуправления не должны принимать их к реализации при принятии управленческих решений. Тем не менее, этот инструмент все же может являться важным институтом при действии непосредственной демократии. Результаты часто учитывают в ходе принятия решений не только органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, но и органы власти в государстве.

Проведение опроса граждан

В опросе граждан вправе принимать участие жители муниципального образования, которые наделены избирательным правом.

Опрос может быть осуществлен по инициативе следующих органов:

  1. представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования (опрос, касающийся вопросов местного уровня);
  2. органы власти государства и субъектов РФ (опросы, учитывающие мнения граждан в области принятия решений, которые касаются изменения целевого назначения земель муниципального образования, что относится к объектам регионального и межрегионального уровня).

Система назначения и проведения опросов для граждан может определяться уставом муниципального образования, а также нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Принятие решения о назначении опроса принимает представительный орган муниципального образования, в нормативно-правовом акте которого должны быть установлены:

  1. дата и срок осуществления опроса;
  2. постановка вопросов, которые будут предложены в ходе осуществления опроса;
  3. методы проведения опроса;
  4. форма для опросных листов;
  5. минимальное количество жителей муниципального образования, которые будут принимать участие в опросе.

Жителей муниципального образования необходимо проинформировать о проведении опроса граждан не менее чем за десять дней до этого момента.

Саратовская Городская дума утвердила решение 16.05.2006 г., в котором был обозначен порядок назначения и осуществления опроса граждан в городе Саратов. Было закреплено несколько типов опроса, включая тайное голосование, поименное голосование по месту жительства граждан, участвующих в опросе, открытое голосование на собраниях жителей. Опросы могли проводиться как в течение дня, так и нескольких дней.

Мероприятия, которые связаны с подготовкой и осуществлением опросов, финансируются за счет денежных средств:

  1. местных бюджетов (опросы по инициативе органов местного самоуправления);
  2. бюджетов субъектов (проведение опросов органами государственной власти субъекта РФ).

Институты непосредственной демократии местного уровня

В 2003 году был принят Закон о местном самоуправлении, положения которого установили вместе с ранее используемыми формами непосредственного совершения гражданами местного самоуправления и участия в нем право участия населения в осуществлении местного самоуправления в других формах. Подобные мероприятия не должны противоречить конституционным нормам, рассматриваемому Закону и прочим федеральным законам, законам соответствующего субъекта.

Органы государства, органы местного самоуправления, включая их должностных лиц, должны оказывать содействие населению в прямом осуществлении гражданами местного самоуправления и их участии в его осуществлении.

Митинг представляет собой массовое присутствие людей в выбранном месте с целью публично выразить мнение общества по актуальным вопросам, которые, главным образом, касаются политики.

Шествие представлено массовым прохождением граждан по заранее выбранному маршруту для того, чтобы привлечь внимание к определенной проблеме.

Демонстрация является организацией публичного выражения настроения общества посредством группы граждан, которые во время передвижения используют плакаты, транспаранты и прочие средства наглядной агитации.

Демонстрация отличается от шествия тем, что в ее процессе участники используют средства наглядной агитации, включая флаги, знамена, стяги, лозунги и др.

Пикетирование является формой публичного выражения мнений. Оно проводится без передвижения и применения звукоусиливающих технических средств. Осуществляется с помощью размещения у выбранного объекта одного или более лиц, которые используют плакаты, транспаранты и прочие средства наглядной агитации.

Рассмотренные публичные мероприятия граждане проводят для свободного выражения и формирования мнений, в их процессе они выдвигают требования по разным вопросам, включая политические, экономические, социальные и культурные, а также проблемы внешней политики.

Важный институт непосредственной демократии также представлен петициями, которые представляют право обращаться к власти с письменными требованиями, предложениями, жалобами. На подобные петиции власть должна давать реакцию, но было бы неправильно приравнивать их к обычным коллективным обращениям. Петиция является разновидностью коллективного обращения и отличается от него в соответствии с предметом и процедурой оформления.

Осуществление местного самоуправления непосредственно гражданами и участие их в осуществлении местного самоуправления имеют в основе принципы законности и добровольности.

Читайте также: