Определите доли времени в истории земли приходящиеся на каждую из геологических эр кратко

Обновлено: 04.07.2024

образовательные: способствовать формированию знаний о геологическом времени; обеспечить усвоение знаний о геологическом времени; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении геологического времени; совершенствовать умения и навыки работы с таблицей.

развивающие : совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь

воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

Планируемый результат

-эры, геологический период,

- определять геологическое время,

-определять особенности каждой из геологических эр,

-анализировать данные таблицы,

-работать со статистическими данными по теме.

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками..

Метапредметные

-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;

-умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ;

-умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Основные понятия

геологическое время, архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра, геологический период, Великое оледениение.

Межпредметные связи

История, литература, музыка

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Проблематизация, актуализация, мотивация.

Цель: подведение учащихся к цели урока, мотивация.

Целеполагание

Самостоятельная работа

3.Отработка и закрепление. Цель: «Включение « в тренировочную деятельность.

4.Рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки или индивидуализации обучения.

Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач.

Деятельность учителя

Великолепная наука - геология -

О бурном прошлом нашей матушки-Земли.

О геологии мечтали в жизни многие,

Но посвятить ей жизнь немногие смогли.

- Так давайте вспомним, что такое геология?

- Что такое горная порода, минерал?

- Какие существуют виды горныхпород?

Итак. Начинаем наш урок….

На экране демонстрируются слайды с эрами или видео.

Земля существует почти 5 млр. лет. На протяжении этого времени происходит процесс развития нашей планеты.

Так ответьте на вопросы:

- Что вы можете сказать о слайдах?

-Как вы думаете Земля всегда была такой или с ней что то случилось?

- Как называется этот период, в течении которого развивалась наша планета?

-Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд)

Используя свой багаж знаний дополните предложения:

- Я уже знаю о геологическом времени…..

- Я хочу узнать о геологическом времени…..

Что такое геологическое время?(давайте найдём в учебнике)

(Слайд) Геологическое время – это период, в течении которого развивалась Земля.

Давайте рассмотрим особенности эр, начиная с самой древней

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ).

1.повороты влево-вправо (5 раз)

3. Круговые движения головы (5 раз)

4. упражнение для глаз (5 раз)

5. глубокий вдох – выдох.

Ответьте на вопрос:

- Какая эра самая молодая? (кайнозойская)

- Какая эра самая древняя? (архейская)

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

Планета Земля не все время выглядела так, как сейчас. С момента своего зарождения в бескрайних просторах Вселенной она развивалась, изменялась сама, изменялись и усложнялись ее покровы. Поэтому геологическую историю Земли делят на определенные участки времени, для каждого из которых характерны свои особенности химического состава и структуры планеты, очертаний ее континентов, форм жизни на ней.

Геологическая история Земли разделяется по довольно сложной шкале. Все время, сколько существует наша планета, делится на четыре огромных отрезка времени - эона, три из четырех эонов - на несколько эр, большинство эр - на периоды. В эти сложности вдаваться не будем, а рассмотрим лишь геологические эры земли - длившиеся очень долго - сотни миллионов лет , временные промежутки, в течение каждой из которых облик земли отчетливо отличался от него в других эрах. Часть эр делится на геологические периоды, но отличия одного периода от другого в течение одной эры не специалист сразу не заметит.

В катархее Земля столкнулась по касательной с другой планетой - Тейя. От удара из множества обломков и пыли около Земли сформировалась маленькая новая планета - Луна, которая стала ее спутником . Из-за этого столкновения также изменились многие химические и физические процессы на Земле, отчего образовалась тяжелая атмосфера, состоявшая в основном из углекислого газа, а на поверхности разлились океаны, имевшие необычайно высокую - до двух с половиной сотен градусов по Цельсию, температуру. Однако давление атмосферы было столь сильное, что вода даже при такой температуре испариться не могла. Никакой жизни в катархее, по-видимому, не было. На поверхности планеты царили вечный полумрак и жара подобно той, что бывает в раскаленной печи .

В эоархее на Земле появилась жизнь - пока только в виде прокариот - простых одноклеточных микроскопических организмов, не имеющих ядра . Прокариоты поддерживали свою жизнедеятельность, перерабатывая существовавшие тогда в природе неорганические вещества. Остатки живых организмов эоархея не сохранились: только следы их жизнедеятельности в виде строматолитов - окаменелых когда-то произведенных ими веществ.

Эоархей 3,6 млрд. лет назад сменился новой эрой - палеоархеем , временем, когда сформировалось твердое земное ядро, отчего усилилось земное притяжение . Оно защитило земную атмосферу от рассеивания. В палеоархее в атмосфере Земли становится все больше кислорода, который в течение десятков миллионов лет производился микроорганизмами. К палеоархею относятся самые древние из ископаемых микробов и, вообще, форм жизни: бактерии, найденные в окаменелостях Австралии.

3,2 млрд. лет назад началась третья геологическая эра Земли - мезоархей . В мезоархее на Земле впервые образуются суперконтиненты - континеты, включающие в себя почти всю поднимающуюся над океаном земную кору. Сначала образовался суперконтинент Ваальбара, потом он распался на отдельные материки, объединившиеся затем в результате движения земной коры в суперконтинент Ур. По всей видимости, в мезоархее происходит и первое оледенение на Земле .

2,8 млрд. лет назад мезоархей сменился неоархеем - эрой, в которой появился фотосинтез - образование в клетках живых организмов органических веществ из неорганических с выделением кислорода. В связи с этим в земной атмосфере стал быстро по геологическим меркам накапливаться кислород. Это стало причиной массового вымирания анаэробных - то есть, не пользующихся кислородом и, как правило, угнетаемых при контакте с ним, организмов и распространения аэробных - тех, которым кислород необходим для нормальной жизнедеятельности.

Аэробные организмы оказались гораздо приспособленнее к жизни в разных условиях на Земле, и началась их бурная эволюция, ознаменовавшая наступление 2,5 млрд. лет назад очередной эры - палеопротерозоя . В эту эру появились первые организмы со сложными клетками, имеющими ядро - эукариоты.

1,6 млрд. лет назад началась эра мезопротерозой . Во время нее на Земле образовался очередной суперконтинент - Родиния . А у живых организмов появилось такое явление как половое размножение, позволявшее им обмениваться генами и тем самым лучше приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Мезопротерозой 1 млрд. лет назад сменился неопротерозоем . В эту эру появились живые организмы с твердой оболочкой вроде наружного скелета. И в нее же на Земле произошло самое масштабное за всю ее историю оледенение, когда льды достигали экватора. Эон катархей и эры эоархей, палеоархей, мезоархей, неоархей, палеопротерозой, мезопротерозой и неопротерозой составляют длительную эпоху в истории Земли - докембрий (по названию кембрия - первого периода следующей эры), когда на планете жизнь либо отсутствовала, либо была представлена очень примитивными формами в виде микроорганизмов.

Неопротерозой 541 млн. лет назад сменился палеозоем - эрой, когда на планете шло бурное развитие самых различных форм живых организмов, которые все усложнялись. Появились разнообразные растения, а потом - многоклеточные животные организмы: сначала беспозвоночные как полипы, медузы, черви, а затем и позвоночные: рыбы, а впоследствии - земноводные. Беспозвоночные тоже продолжали эволюционировать, развиваясь параллельно позвоночным: появились моллюски и членистоногие (ракообразные, пауки, насекомые). Жизнь, ранее распространенная только в водной среде, стала заполнять и сушу. В конце эры Землю покрыли густые леса из огромных древовидных папоротников, хвощей и плаунов. Их окаменевшие остатки сохранились сегодня в виде ископаемого угля - одного из ценных видов топлива.

Климат в палеозое в основном был теплым. В наиболее известном периоде палеозойской эры - карбоне, континенты были покрыты заросшими гигантскими папоротникообразными растениями жаркими и сырыми болотами, в которых обитали огромные земноводные , напоминавшие тритонов или саламандр размером с современных крокодилов. Облака водных испарений подчас затеняли собой солнце. В начале палеозоя области суши объединились в один суперконтинент Гондвану, а к концу эры к Гондване присоединились другие континенты: образовался суперконтинент Пангея.

252, 17 миллионов лет назад климат на Земле стал весьма сухим и жарким. Началась мезозойская эра . Единый суперконтинент Пангея постепенно разделялся на существующие ныне материки, соответственно, образовывались и современные моря. К концу эры климат снова стал достаточно влажным. Сушу в мезозое покрывали леса и заросли кустарников из голосеменных растений, родственных современным хвойным. Некоторые биологические группы растений, например, саговники, сохранились со времен мезозоя до наших дней. В мезозое появились и первые цветковые (покрытосеменные) растения. Но особенно известен животный мир мезозоя: это - время расцвета пресмыкающихся. Их было великое множество: от маленьких, размером с современных ящериц, до огромных, ростом больше слона. Именно в середине мезозоя появились знаменитые герои фантастических фильмов - динозавры. В мезозое появились также крокодилы и считающиеся потомками динозавров птицы. Но до динозавров в начале мезозоя на планете господствовали зверозубые ящеры - животные, представлявшие собой нечто среднее между рептилией и млекопитающим. Считается, что они, собственно, и были предками млекопитающих, первые из которых появились к концу эры.

66 млн. лет назад климат Земли резко изменился, стал суше и холоднее . Крупные пресмыкающиеся, которые из-за своих больших размеров не могли прятаться в теплых местах и впадать в оцепенение, вымерли, остались лишь мелкие. Зато начали бурное развитие млекопитающие, которым постоянная температура тела позволяла переносить времена холодов. Началась кайнозойская эра , продолжающаяся и сейчас . Хотя она тоже делится на периоды, в разные из которых на планете господствовал разный видовой состав флоры и фауны, а также имелись значительные различия в климате, в целом Земля приняла современный облик: с разнообразными природными зонами (лесами, степями, пустынями, тундрами), в которых преобладают покрытосеменные растения и млекопитающие животные.


Наша Вселенная существует 13 миллиардов лет. Планета Земля образовалась примерно 4,5 млрд лет назад из газа и пыли, возникших в ходе образования Солнца. Вначале планета была раскалена из-за ударов астероидов и остаточного тепла, но со временем Земля остыла и на её поверхности образовалась земная кора.

Несколько позже, в результате столкновения Земли с неким небесным телом возникла Луна. Остатки вещества вместе с земной мантией были выброшены в космос, на околоземную орбиту. Так появился естественный спутник Земли.

Геологическая история Земли – это последовательность сменяющих друг друга эпох и периодов. Эти эпохи и периоды включают в себя такие процессы как образование ландшафтов и материков, формирование флоры и фауны, смена климата, зарождение жизни.

Жизнь на нашей планете появилась около 3,8 млрд лет назад. В это время уже оформляется земная кора. Впоследствии непрерывного движения тектонических плит, происходило её постоянное изменение.

Первые живые организмы появляются в воде, а на сушу выбираются спустя несколько миллионов лет. Процесс геологического развития Земли происходит и сейчас.

Всю историю Земли учёные делят на временные отрезки – эоны. Существуют 2 крупных эона в истории Земли: Докембрий и Фанерозой. В свою очередь эоны делятся на эры, а эра на периоды. Каждый из этапов характеризуется важными событиями в формировании условий для жизни на Земле. Смена этапов происходит в результате масштабных природных катаклизмов.

Геологической эрой называют отрезок на геологической временной шкале истории Земли, подинтервал эона, например: Архей (Архейская эра). Большинство геологических эр подразделяются на меньшие временные отрезки, называемые геологическими периодами.

В геологической истории Земли важное значение имеют 5 основных эр, о которых речь пойдёт ниже.

Архейская эра


Архей – самый древнейший этап жизни в истории Земли. Сам термин был предложен геологом Дж. Дана в 1872 году.

Начинается этот период примерно 4,5 млрд лет назад, когда планета Земля только формировалась. Сохранившиеся горные породы этого времени свидетельствуют о развитии прокариотической (доядерной) формы жизни.

Первые фотосинтезирующие организмы сохранились до наших дней в виде окаменелостей и их возраст насчитывает 3,4 млрд лет.

В атмосфере присутствовал хлор, водород и аммиак. В Архее формируются залежи серы, никеля, железа. Уровень радиации в это время был достаточно высок, а температура доходила до 80 градусов по Цельсию.

От удара с небесным телом, в результате которого сформировалась Луна, увеличивается скорость вращения Земли и её наклон.

Протерозойская эра


Протерозойская эра начинается примерно 2,5 млрд лет назад и длится до 540 млн лет назад. Это самый длительный геологический период в истории Земли. Происходит формирование почвы и одноклеточных организмов, появляются первые водоросли, черви и моллюски.

Солнце начинает давать больше света, однако его недостаточно для прогрева Земли. Наоборот, – Земля значительно охлаждается в этот период. Вся планета покрывается ледником, отсюда появляется гипотеза Земля-снежок. Вероятно, похолодание было связано с резким увеличением кислорода в атмосфере.

Палеозойская эра


Этот период известен как эра древней жизни. Палеозой делится на 6 периодов:

  • Кембрийский период – этот период занимает 530-490 млн лет назад. В кембрии происходит формирование флоры и фауны Земли. Однако из-за высоких температур живые существа не могли проживать на суше, как правило, жизнь развивалась в воде. В океане жили водоросли, моллюски и членистоногие.
  • Ордовикский период (490 – 422 млн лет назад). В океане начинают появляться позвоночные, коралловые и губки. На суши распространяются лишайники, а также первые членистоногие.
  • Силурский период начинается с 422 и заканчивается 418 млн лет назад. В нём появляются растения на суше, у членистоногих возникает лёгочная ткань. У позвоночных формируется костный скелет. В силуре появляются климатические зоны, а также возникают горные массивы.
  • Девонский период длится с 418 по 353 млн лет назад. Поверхность земли покрывается лесами. Появляются амфибии, живущие на суше, а также первые насекомые.
  • Каменноугольный период длился с 353 по 290 млн лет назад. Появляются земноводные, но в конце периода температура сильно снижается, что приводит к вымиранию живых существ.
  • Пермский период охватывает промежуток с 290 по 249 млн лет назад. Появляются пресмыкающиеся, температура возрастает, образуются пустыни.

Мезозойская эра


В свою очередь мезозой делится на 3 периода:

  • Триасовый период(248 – 200 млн лет назад) – в это время суша начинает делиться на континенты. Возникает класс млекопитающих и семейство растений.
  • Юрский период (200 – 140 млн лет назад) – это период отличает возникновение покрытосеменных растений и прародителей птиц – динозавров.
  • Меловой период (140 – 65 млн лет назад) – развиваются высший формы млекопитающих и птиц. В конце мелового периода вымирают динозавры.

Кайнозойская эра


Кайнозой – это современная эра Земли. Начинается 65 млн лет назад. Этот период истории Земли отличается большим разнообразием видов животных и растений, наземных млекопитающих. Кайнозой также является эрой саванн, цветковых растений и насекомых. Происходит эволюция птиц.

Эпоха Кайнозоя ознаменовалась появлением на Земли человека разумного.

Подведение итогов

Геологическая история Земли, безусловно, важна для современной науки. Современные формы жизни представляют собой результат того, что происходило за все эти эпохи. Эволюция жизни на Земле идёт и по сей день. Изучение истории Земли в ретроспективе позволит понять, откуда возникло самое удивительное явление во Вселенной – жизнь.

Читайте также: