Опишите выговскую пустынь моя карелия 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Монастырь (или, точнее, общежительство) возник в 1694 г., когда на берегу р. Выг поселились старообрядцы-беспоповцы во главе с бывшим церковным дьячком из Шунгского погоста Даниилом Викуловым. По его имени общежитие часто называлось Даниловым, а старообрядцы-поморцы – даниловцами. В XVIII в. В течение 40 лет общежительством управляли братья Андреев и Семен Денисовы, благодаря которым обитель достигла процветания в области образования, певческого искусства, иконописания, рукоделия и т.д. Одним из основных источников дохода для выговцев являлась переписка книг. В монастыре была богатейшая библиотека. Хотя официально общежительство было закрыто и разогнано властями в середине XIX в., рукописные книги в Карельском поморье продолжали создаваться старообрядцами и в начале XX в.

Выго-Лексинский поморский монастырь – крупнейший старообрядческий книжный центр на Русском Севере в конце XVII – первой половине XIX в.

В течение многих десятилетий выговцы составляли в своем монастыре библиотеку, приобретали для нее в разных городах древние рукописи и старопечатные книги. Здесь хранилась, например, одна из древнейших славянских рукописей – Выголексинский сборник XII в. (жития Нифонта Констанцского и Феодора Студита). После закрытия монастыря в 1850-е гг. библиотека была перевезена в Петропавловский кафедральный собор Петрозаводска. Описание библиотеки было составлено Е.В.Барсовым и опубликовано в 1874 г. Дальнейшая судьба библиотеки драматична: как единое собрание она не сохранилась и долгое время считалась утраченной. Лишь в 1980-1990-е гг. московской исследовательнице Е.М.Юхименко удалось разыскать в разных российских собраниях более 70 рукописей из выговской библиотеки – треть от того, что описал Е.В.Барсов.
Шесть из этих рукописей хранится в Петрозаводске в Национальном архиве Республики Карелии, остальные – в Москве и С.-Петербурге.

Литература:
Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874;
Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911;
Понырко Н. В. 1) Учебники риторики на Выгу // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 154 – 162, 2) Эстетические позиции писателей Выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 104 – 112;
Культура староверов Выга. Петрозаводск, 1994; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. М., 1994;
Гурьянова Н. С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996;
Юхименко Е. М. 1) Рукописно-книжное собрание Выго-Лексинского общежительства // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 448 – 497, 2) Выговская старообрядческая пустынь: литература и духовная жизнь: В 2 т. М., 2002;
Маркелов Г. В. Писания выговцев: Каталог-инципитарий. Тексты. По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома. СПб., 2004.
А. В. ПИГИН

Выговская пустынь, один из центров старообрядческого раскола, находилась в Повенецком у. Олонецкой губ., при реке и озере Выге. Основана около 1695 бежавшими из Соловецкого монастыря от осады иноками и другими ревнителями старины, не хотевшими принять “Никоновых новин”. В цветущее время община состояла из двух главных скитов, Данилова и Лексы (в 30 верстах от первого) и двенадцати пашенных дворов. Выработанное выговскими скитами учение распространилось не только в Олонецком крае, но и по всему Поморью; можно было найти последователей даниловского согласия и в других местах России. Но особенно много последователей привлекали сами скиты, считавшиеся “беспоповским Иерусалимом”. Сюда охотно шли; молодежь училась в скитах чтению, уставному письму и иконописи, для чего существовала особая школа; перепиской книг занималось там более 100 девиц и несколько мужчин, оттого из скитов выходили опытные переписчики, начетчики и начетчицы, которые потом расходились в разные концы России и поступали в моленные при богатых домах последователей раскола. В скитах была и другая школа для обучения грамоте как детей крестьян окрестных селений, так и привозимых издалека детей раскольников, преимущественно дочерей состоятельных купцов, которые присылались в скиты для обучения. Число жителей в скитах увеличивалось. В к. XVIII — н. XIX в. официально считалось до 1000 человек (700 женщин), неофициально до 2800. Вместе с религиозно-нравственным влиянием увеличивались и материальные средства выговских скитов. Главными занятиями скитников были земледелие и скотоводство. В 1830-х удобной земли, на которой велось трехпольное хозяйство, было более 800 десятин, не считая подсек. Последние разрешено им было (в 1817 и 1833) делать на 25 верстах кругом. Для удобрения полей, а часто и для продовольствия, скиты должны были заняться в обширном размере скотоводством. Помимо этого, с древнейшего времени существования общины, выговцы занялись разными промыслами: рыбной ловлей, охотой, торговлей. Имелись в скитах и различные мастерские избы: кузнечная, швальни — портная и чоботная, кожевня, медня и др. Выговцы имели свои корабли и посылали ежегодно от себя промышленников на о. Шпицберген для добывания оленей, моржей, белых медведей, песцов, белух и т. п. Всю добычу отвозили в Архангельск, там покупали треску и отправляли ее в Санкт-Петербург для обмена на хлеб. Были также у выговских в разных городах дома и капиталы. Доходы скитов в 1830-х простирались до 200 тыс. руб. Управлялись скиты выборным “большаком”, который жил в Данилове и заведовал как хозяйством и казною скитов, так и религиозными делами их. При большаке было всегда несколько доверенных лиц, помогавших ему в управлении делами и отправляющими службу в моленных. Для заведования хозяйством скитники, а особенно скитницы, делились на артели. Скитники носили особую одежду, вроде монашеской. Мужчины ходили в длинных черных кафтанах, убранных от шеи и до полу мелкими серебряными пуговицами; на голове, постриженной в кружок, темя было выбрито “для благодати”.

Женщины носили черные китайчатые сарафаны с узкими рукавами, доходившими до кисти руки; сарафаны так же, как кафтаны, были унизаны пуговицами; волосы острижены в кружок; на голове носили черный клобук или шапки-треухи с черным флером до пояса. Лучший период в жизни скитов, совпадавший с наибольшим развитием их влияния и богатства, относится к царствованиям Екатерины II и Александра I, когда раскольники не подвергались преследованиям. Со вступлением на престол Николая I для выговских скитов начался тяжелый период преследований, окончившийся в конце его царствования полным их разорением.

April 24th, 2010

Период с 1760 по 1825 годы был временем терпимости властей к Выговской киновии. При Екатерине II правительственная политика по отношению к выговцам была достаточно лояльной. Ряд царских указов 1762-1783 годов фактически уравнял старообрядцев в правах с остальным населением Российской империи. В царствование Александра I эта политика веротерпимости была продолжена. Лишь указы и распоряжения 1817-1825 годов положили начало новому усилению мер по притеснению старообрядчества. Эпохи последнего расцвета Выг достиг под управлением Андрея Борисова (1780-1791 гг.), которому покровительствовали всесильный фаворит Екатерины II Г.А. Потемкин, Петербургский губернатор У.С. Потапов и др. Однако уже в это время Выг теряет свое значение идейного центра поморского согласия, которое переходит к беспоповцам Москвы и Петербурга. К руководству Выгом, оттеснив выходцев из местных крестьян и духовных лиц, пришли богатые купцы-старообрядцы.

В 1830-е годы доходы Выговского общежительства достигали 200 тысяч рублей в год. Все большее значение в этих доходах приобретали пожертвования богатых купцов-старообрядцев и эксплуатация труда работников. Сами пустыни постепенно превращались в богадельни для престарелых жителей Суземка. Во второй половине XVIII - первой четверти XIX вв. Выг переживает идейный кризис. Свертывается уставное творчество, после 1742 года почти не было новых соборных установлений. В последней четверти XVIII века выговцы отказались от безбрачия. Идейное влияние Выга стало основываться на развитии нравоучительной литературы и проповеди христианского пустынного жития. Основанное на компромиссе с реальностью крестьяского быта, идейное воздействие Выга на северное крестьянство было весьма значительным. В 1827 году по официальным, т.е. заниженным данным только в Олонецкой губернии было 8497 старообрядцев-беспоповцев, в соседних Архангельской и Вологодской губерниях еще 8689 чел., а в соседней Финляндии — 175 чел. О неполноте этих данных говорит тот факт, что через 12 лет, а 1839 году численность беспоповцев на Севере увеличилась до 23721 чел., в т.ч. 7607 чел. — в Олонецкой губернии. В 1841 году в Олонецкой губернии имелось 48 старообрядческих часовен и молелен (только известных властям). Особенно сильным было влияние беспоповщины в Кяппесельгской, Толвуйской и Кижской волостях.

Европа ты славнейшая,
Мужа сего изнесшая,
В Российском царстве хранящи,
В Поморских краях держащи,
возрастивше его млада
в пределах Олонца града,
рождьшася в селе посадском.
в славном рядке Повенецком.

О, дружба, жизни украшенье,
Дар лучшим смертным от небес,
Ты съединяешь разлученных,
Отчаянных миришь с судьбой,
Улыбку возвращаешь скуке.

Последний удар по общежительству был нанесен в 1854-1856 годах. В Данилове и Лексе началась ломка часовен и других деревянных построек. В 1855 году были сломаны кладбищенские ограды, часовни и колокольня. С Выга были выселены 262 неприписанных там старообрядца, тогда же были конфискованы все иконы. В 1856 году были закрыты столовые-моленные, конфискованы все книги и богослужебные принадлежности. К тому времени в Данилове и Лексе осталось 7 старообрядцев и 173 старообрядок престарелого возраста. Выгореция была разгромлена. Последние репрессии были обрушены на Выг в 1860-1863 годах. В 1862 году остатки библиотеки были перевезены в Петрозаводск. Уцелевшие выговцы тайком продолжали молитвенные собрания. Последний выговский большак Н.Н. Лубаков умер в 1915 году.

Выговская пустынь оказала большое влияние на культуру и быт крестьянского населения Русского Севера. Возможности для ее успешного развития не были исчерпаны к середине XIX века, но из-за жестоких преследований правительства Николая I, видевшего в духовной жизни экономически сильного Выга антигосударственную направленность, экономика и культура Выговской пустыни были задавлены, хотя массовое старообрядчество продолжало существовать в Карелии до начала XX века. Интерес к выговскому наследию проявляли также многие русские ученые и писатели, такие как Е.В. Барсов, А.С. Пругавин, Н.С. Лесков, В.Н. Майнов, В.Г. Дружинин, М.М. Пришвин, Д.С. Островский, Н.А. Клюев и многие другие. Поэтому можно говорить о большом воздействии Выга на культуру России XVIII-XX веков, хотя только сейчас это воздействие начинает изучаться и осознаваться в полной мере.
Александр Пашков

Пу́стынь — термин, обозначающий монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма.


Мало, что сохранилось.

Европа ты славнейшая,
Мужа сего изнесшая,
В Российском царстве хранящи,
В Поморских краях держащи,
возрастивше его млада
в пределах Олонца града,
рождьшася в селе посадском.
в славном рядке Повенецком.. .
Это про Андрея Денисова. основателя Пустыни.


После воцарения Николая I начались правительственные гонения на выговских старообрядцев.
В Данилове и Лексе началась ломка часовен и других деревянных построек. В 1855 году были сломаны кладбищенские ограды, часовни и колокольня. С Выга были выселены 262 неприписанных там старообрядца, тогда же были конфискованы все иконы. В 1856 году были закрыты столовые-моленные, конфискованы все книги и богослужебные принадлежности. К тому времени в Данилове и Лексе осталось 7 старообрядцев и 173 старообрядок престарелого возраста. Выгореция была разгромлена. Последние репрессии были обрушены на Выг в 1860-1863 годах. В 1862 году остатки библиотеки были перевезены в Петрозаводск. Уцелевшие выговцы тайком продолжали молитвенные собрания. Последний выговский большак Н. Н. Лубаков умер в 1915 году.







P.S. Мне довелось видеть все это своими глазами, когда я работал в заонежской ГП буровым мастером, золото, кстати. искали.

Спасибочки большое,Анатолий,Вам. Увы,как здесь всё сильно заброшено,я даже удивилась,что в святых местах нельзя хоть чуть-чуть навести порядок,видно нет средств,или просто люди сами не желают. очень жаль,ещё немного лет и всё это сравняется с землёй..А там рядом кто-то живёт,а?.

@TANNА@ANNА@ Высший разум (135939) А места-то какие красивые и пейзажные,тишь да благодать кругом,и такая заброшенность..

Выгореция — историко-культурная территория, находящаяся в границах Беломорского района. Выгореция прославилась благодаря существованию на её землях Выговской обители. Выгорецкая республика или как ещё называют эти места Выговская поморская пустынь, образовалась в конце XVII века и связана с движением старообрядцев, вызванным церковной реформой московского патриарха Никона.
По берегам рек Выг и Лекса стали появляться поселения, общины, монастыри старообрядцев. Бежавшими монахами был основан Даниловский монастырь. Монастырь на полтора века стал крупнейшим религиозным, культурным и хозяйственным центром раскола.
Выговская обитель стала еще и крупнейшим культурным центром. Выговцы создали собственную школу иконописания, выработали особенный стиль в оформлении книг, их орнаментики.
В середине XIX века власти выселили местных жителей, построения сломали, а иконы и книги вывезли. Сейчас на месте бывшей Выгорецкой обители можно наблюдать сохранившиеся культовые рощи и кладбища.

Читайте также: