Опишите скульптурное убранство королевских врат собора в шартре во франции кратко

Обновлено: 30.06.2024

Шартрский собор представляет собой трехнефный храм с трехнефным трансептом и пятинефным хором. Каждый фасад трансепта имеет по три портала, богато украшенных ранней готической скульптурой.

Франция. Шартр. Шартрский собор. Порталы северного фасада

В центральном портале южного фасада можно увидеть рельеф "Страшный суд" (около 1210-20 гг.) , отличающийся благородством форм и глубокой одухотворенностью образов. Он счиатется одним из лучших рельефов периода расцвета готики.

В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг "лабиринта" – фигурной кладки из разноцветных камней, которая сохранилась только частично. Датируется лабиринт примерно 1200 годом. Круг имеет в диаметре 12,89 м. , а протяженность лабиринта составляет 261,5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях - в церковных записях он называется "путь в Иерусалим" и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь.

Франция. Шартр. Шартрский собор. Один из витражей собора

Шартр - один из немногих соборов готической Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Он украшен витражами 12-13 веков, занимающими площадь около 2600 кв. м. - это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей той эпохи. В соборе насчитывается 146 витражей, на которых, кроме отдельных фигур, изображены 1359 различных сюжета. Витражи украшают также "розы" главного фасады и трансепта.

Витражи Шартрского собора отличаются чрезвычайной интенсивностью и чистотой красок и разнообразной тематикой изображений. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми – им отводили по преимуществу верхнюю зону – внизу находится около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников, пожертвовавших витражи в собор, а одна из "роз" посвящена крестьянам.

Франция. Шартр. Шартрский собор. Апсида и капеллы

Особым мастерством исполнения, запоминающейся силой образа выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери, витраж с житием Св. Евстафия и "портрет" Карла Великого.

Богатейшее наружное и внутреннее убранство собора насчитывает в общей сложности около 10 тысяч скульптурных изображений. В соборе находится огромный резной деревянный алтарь, на котором изображено сорок сюжетов на евангельские темы. На изготовление алтаря ушло более двух столетий — он был начат в 1514 году, а закончен только в начале 18 века.

В менее сотни километров от Парижа расположен старинный город Шартр, который на весь мир известен памятником архитектуры особой исторической ценности. Речь идет Шартрском соборе Пресвятой Богородицы ( Cathédrale Notre-Dame de Chartres), который с 13 века сохранился почти в неизменном виде и представляет собой уникальный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве.

Почти любой туристический маршрут, проложенный по чудесным местам Франции, проходит через старинный город Шартр, который расположен на живописных берегах реки Эр. И не только потому, что он находится менее чем в сотне километров от столицы Франции, – загадочного и прекрасного Парижа.

Шартр более славится своим великолепным кафедральным собором, внесенным в 1979 году комиссией ЮНЕСКО в число памятников архитектуры, которые представляют особую историческую ценность. Расположенный на высоком холме, Шартрский собор отлично просматривается со всех сторон, величаво плывя в дымке над городом, и являясь его своеобразной визиткой и символом.

Особую ценность древнему храму придает тот факт, что возведенный еще в начале XIII века, Шартрский собор дошел до наших дней практически в неизменном виде, счастливо пережив бурные потрясения, произошедшие в этих местах за многие столетия. Кажется, что собор заботливо охраняло провидение или же высокие небесные покровители. В любом случае, сегодняшний Нотр-Дам де Шартр представляет собой прекрасный образец ранней и чистой готической архитектуры, почти не испорченной влиянием более поздних течений в зодчестве. Этот факт, как и поразительная красота и величие самого храма, привлекают ежегодно в Шартр сотни тысяч туристов со всех сторон Света.

Можно смело сказать, что предыстория возведения в Шартре столь известного храма началась еще задолго до официальной даты закладывания первого камня в его основание. Еще в середине первого тысячелетия на месте нынешнего собора стояла большая христианская базилика, построенная на развалинах бывшего языческого капища. Выбор подобных мест для постройки христианских храмов имел глубокий сакральный смысл и ознаменовывал собой победу веры в истинного Бога над заблуждениями язычников.

А сами галльские друиды, ранее облюбовавшие гору для построения своего ритуального комплекса-дольмена, руководствовались необычайной энергетикой, которой славилась гора в Шартре, а также целебными водами источника, который бил из-под земли неподалеку. Таким образом, Шартр со временем стал настоящим центром паломничества друидов со всех уголков Европы, а также местом, где они передавали молодому поколению секреты своей магии.

Фасад Шартрского собора

Однако первый католический храм, возведенный на горе Шартра, не имел такой счастливый судьбы, как его знаменитый преемник. За время своего существования он несколько раз практически полностью разрушался. В 734 году, после разграбления города войсками одного из герцогов Аквитании, храм также был сожжен. Менее чем через сотню лет, в 858 году, его вновь практически полностью уничтожили воинственные племена норманнов.

Как раз после бесчинств, устроенных викингами, местный епископ Жильбер и решил восстановить церковь, при этом значительно перестроив и расширив ее. Строительство нового кафедрального собора, возводимого в романском архитектурном стиле, продолжалось несколько десятков лет, и именно в это время в нем появилась знаменитая реликвия, прославившая Шартр в веках – Покров Девы Марии. Согласно легенде, ее пожертвовал Шартскому собору король Франции Карл II Лысый, а сама сорочка представляла собой часть одежду, которая была надета на Деве Марии в момент рождения ею Спасителя.

Как утверждают историки, в момент передачи Покрова епископу Жильберу, кусок ткани имел в длину более пяти метров. Однако в бурные времена Великой французской революции настоятель собора приказал разделить сорочку на несколько частей, которые затем спрятать в разных местах, надеясь сохранить хотя бы часть христианской святыни от поругания со стороны беснующейся черни.

Сегодня Покров, выставленный в храме, представляет собой кусок ткани бежевого цвета, имеющий в длину около 2 метров при ширине в 46 сантиметров. Кстати, свои чудесные свойства Покров Девы Марии впервые проявил уже в 911 году, когда под Шартром вновь появились орды неугомонных норманнов. Тогда городской епископ Жантельм, после усердной молитвы, вынес на городские стены одеяние Богородицы, вследствие чего, как утверждает легенда, неустрашимые викинги обратились в паническое бегство.

Через некоторое время их предводитель Рольф Ходок уверовал и принял обряд крещения, получив новое христианское имя Роллон. После женитьбы на дочери короля Франции Карла Простоватого Роллон получил в свое владение Нормандию и стал одним из вассалов главы франкского государства. Не меньшей головной болью для строителей храма стала серия разрушительных пожаров.

Первый, произошедший в 962 году, практически не оставил камня на камне от культового сооружения. Восстанавливать храм тогда поручили архитектору Бернаже, знаменитому на то время зодчему. Сам Бернаже принял необычное решение строить башни нового храма, а также объединявший их западный фасад, отдельно от главного тела собора. Это задумка впоследствии сыграла счастливую роль в судьбе храма, сохранив башни нетронутыми во время страшного пожара 1194 года, который уничтожил не только собор, но и почти весь Шартр.

С этим пожаром связано еще одно чудо, явленное Покровом Пресвятой Богородицы. Чудесным образом огонь, бушевавший три долгих дня, не повредил ларец, в котором хранилась христианская реликвия, как и священнослужителей, которые его охраняли.

Уцелевшие священники восприняли свое чудесное спасение как откровенный знак со стороны Небесной Заступницы, которая повелевала им немедленно взяться за сооружение нового собора. Именно этим фактом можно объяснить небывалые для того времени сроки, потребовавшиеся для возведения нового величественного Шартрского собора.

Для строительства нового собора были приглашены самые известные архитекторы из Сен-Дени, которые удачно встроили романские элементы старого храма в новый готический облик собора. Строительные блоки для собора вырезались из высокопрочного песчаника, который добывали в карьере, расположенном неподалеку от города. Общими усилиями, уже в 1220 году новый собор был покрыт полукруглыми сводами, а еще через пять лет в нем появились хоры с галереей, поперечный трансепт и капеллы.

Сам Шартрский собор по форме представляет собой латинский крест, основа которого имеет длину чуть более 130 метров. Свод главного нефа возвышается над полом на 37 метров при его ширине более 16 метров. Каждый из двух боковых нефов имеет ширину 8 метров и высоту сводов — 14 метров. Форму креста собору придает поперечный трансепт, длина которого составляет 65 метров, при ширине нефа в 46 метров. При этом каждый его фасад оборудован тремя порталами, которые богато отделаны скульптурными группами, принадлежащими к ранней готике.

Кстати, сегодня на нее открыт доступ, поэтому любой желающий может полюбоваться великолепными видами Шартра, открывающимися с высоты соборной башни.

Сам Христос, благословляющий всех поднятыми руками, находится в окружении сонма святых, а также крылатых фантастических животных. Расположение скульптурных групп тщательно продумано и имеет глубокий символический смысл. Так, скажем, внизу под тимпанами расположены скульптуры ветхозаветных персонажей и предков Христа, а на самом центральном и боковых тимпанах, — персонажи из Нового Завета.

В этом случае четко прослеживается духовная связь между поколениями и роль древних пророков, подготовивших своим подвижничеством приход в мир Христа-Спасителя. Не менее интересен и рельеф, расположенный в центральном портале южного фасада храма. Датируемый самым началом XII века, он посвящен чрезвычайно напряженной картине Страшного суда, который ожидает мир в конце земной истории. Данный рельеф вполне заслуженно считается наиболее ярким образцом средневековой готики во всем мире.

Интересной особенностью скульптурных фигур, стоящих на центральном портале северного фасада храма, является тот факт, что, хотя они еще и имеют типичные для романского стиля пропорции (строгое фронтальное обращение и некоторая удлиненность фигуры), но каждая из них уже отличается от другой своими индивидуальными чертами. Боковые порталы того же фасада содержат в себе уже целые скульптурные композиции, объединенные единым библейским сюжетом.

Изнутри Шартрский собор выглядит не менее потрясающе, чем снаружи. Его необычайно огромные хоры, которые должны были поместить большое количество певчих, привели к необходимости перемещения алтарной части более глубоко в апсиду (полукруглый архитектурный элемент здания храма). Те же хоры потребовали расширения трансепта на три нефа. Однако подобное новшество только усилило внутренне великолепие храма, сделав его более просторным и воздушным.

Оригинально и необычно смотрятся опоры сводов, имеющие вид цилиндрических столбов, укрепленных с четырех сторон полукруглыми колонками. Сами своды и арки храма имеют типичную для готической архитектуры стрельчатую форму.

Следует сказать, что Нотр-Дам де Шартр имеет огромное количество резных фигур. Вместе с наружными скульптурами он насчитывает более 10 тысяч изваяний, выполненных из разных материалов. Только в поразительном по размерам центральном алтаре, который создавался на протяжении двух веков, можно насчитать более чем сорок сцен из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, выполненных талантливыми резчиками по дереву.

Поэтому раньше паломники, которые не имели возможности посетить Гроб Господень в Иерусалиме, могли символично пройти на коленях весь лабиринт Шартрского собора, читая при этом покаянные молитвы.

Не меньшую славу Нотр-Дам де Шартр принесли его необычные "окна-розы", выполненные в оригинальном витражном стиле.

Размещенные на предельной высоте над центральным нефом храма, и имеющие в диаметре около 5 метров, эти разноцветные стеклянные розы кажутся огромными светлыми кругами, мечущими разноцветные молнии внутри храма. Причем витражное остекление, которое в данном храме сохранилось практически в неизменном, с конца XII века, виде, является самым большим ансамблем, который дошел до нашего времени. Его общая площадь составляет фантастические 2000 кв. м.! Напомним, что искусство витража, то есть создание наборных окон из разноцветных кусочков стекла, появилось еще в период торжества романского архитектурного стиля. Однако подлинного расцвета оно достигло в период готики.

Витражи Шартра отличаются особенной чистотой красок и широкой тематикой, изображенных на них сюжетов. Наряду с традиционными библейскими композициями, на них можно увидеть около сотни сюжетов, описывающих быт рыцарей, сановников и даже обыкновенных ремесленников того времени. В общем, всех слоев населения, которые жертвовали свои деньги на строительство храма. Всего в соборе имеется 146 витражных проемов, описывающих 1359 разнообразных сюжетных линий.

Во все века Шартрский собор привлекал под свои своды многочисленных паломников не только из Франции, но и со всей Европы.

Кроме знаменитого Покрова Девы Марии в нем до середины XVIII века можно было увидеть изображение святой праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, а также деревянную статуэтку, изображающую Деву Марию в период вынашивания ею Спасителя. Кстати, данное резное изваяние считается одним из самых древних изображений Девы Марии, которое относится, скорее всего, к самым первым векам торжества христианства на французской земле.

Причем некоторые историки даже выдвигают предположение, что эта статуэтка относится к дохристианскому периоду, и была вырезана языческими жрецами под впечатлением от видения, которые они получили во время выполнения своих обрядов. Сама же скульптура погибла в огне Великой французской революции.

Покров Девы Марии, хранящийся в соборе, впоследствии подвергался многочисленным экспертизам, которые четко определили время изготовления ткани – I век нашей эры. Конечно, это не служит неопровержимым доказательством принадлежности ее Богоматери, но, в то же время, вполне допускает такую возможность. Как бы то ни было, но многочисленные чудеса, связанные с данной реликвией, привлекают в Шартрский собор сотни тысяч паломников со всех концов света.

Он и в наше время заставляет всех, рассматривающих его черты, вне зависимости от уровня образованности и развития духовных качеств, замирать в немом благоговении пред величием таланта и мастерством древних зодчих.

Шартрский собор (Cathédrale Notre-Dame de Chartres)

Шартрский собор – сохранившийся в первозданном виде готический католический храм, построенный в начале XIII века в 96 км к юго-западу от Парижа. Возведенное на холме в западной части Шартра величественное здание возвышается над старинным городком.

Сегодня это действующий храм, в который стекаются паломники со всего мира поклониться тунике Девы Марии. По преданию, именно в этом одеянии Богоматерь родила Иисуса. В честь Марии храму дано официальное название собор Шартрской Богоматери, или Норт-Дам-де-Шартр. В 1979 году он был по достоинству оценен мировым сообществом, когда его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Шартрский собор

История достопримечательности

По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.

Фотография Шартского собора в 1910 году

За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.

Архитектурные особенности

Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.

Интерьер собора

На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.

Скульптуры на резной стене, отделяющей алтарную часть Фрагмент лабиринта символизирующего путь паломников в Святую землю Внутри собора

Шартр для паломников

Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.

Хор Шартрского собора

Информация для туристов

Время работы и услуги

Астрономические часы Фасад Шартского собора

Как добраться до Шартрского собора

Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.

С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.


С незапамятных времен ещё друиды считали этот холм священным и проводили здесь свои обряды, позднее римляне отправляли сюда христиан на мучительную смерть. Первая христианская церковь была основана на этом месте в IV в. двумя святыми (Saint Altin и Saint Eodald). Дальнейшая судьба собора была постоянно сопряжена с большим количеством страшных пожаров. В 743 г. Гунальд I, герцог Аквитании и Васконии, который сражался с франкскими королями Пепином и Карломаном, сжёг Шартр во время своего похода на Нейстрию. [Нейстрия со столицей в Лютеции (Париж) – это юго-западная часть франкского королевства, принадлежавшего Меровингам, другая часть королевства, северно-восточная, назвалась Австразией].

Итак, 12 июня 858 г. в Шартр вошли грозные викинги. Они проникли в заново отстроенную церковь, где расправились с епископом, монахами и верующими и сожгли церковь. Кстати, сожжённый несколькими годами ранее собор в Орлеане – это тоже они. Варвары, что тут говорить! После пожара 858 г. жители Шартра возвели новое здание церкви, а в 876 г. король Карл II Лысый преподнёс в дар священную реликвию – шёлковый Покров Святой Девы Марии, который по преданию был на Богоматери в момент рождения Иисуса. Считалось, что Покров дарит защиту от войн и разрушений. Это фрагмент шёлковой ткани и первоначально его длина была 5,5 м. Покров сохранился, несмотря на многочисленные разрушительные пожары. Во время ВФР священники, опасавшиеся за сохранность Покрова, разделили его не несколько частей, причём самый большой (2 х 0,46) остался в Шартре, где находится по сей день.

Столетие спустя, 5 августа 962 г. город был захвачен войсками под предводительством герцога Нормандии Ричарда I Бесстрашного, который находился в состоянии войны с Тибо I, графом Блуа и Шартра. И собор опять был предан огню. Под руководством епископа Вульфальда (Wulphard) строят новый собор. Но в сентябре 1020 г. от удара молнии начинается пожар – собор снова принесен в жертву огненной стихии.

Сразу же после пожара в 1020 г. началось новое строительство под руководством епископа Фульберта Шартрского. Надо сказать, что Фульберт был выдающимся человеком своего времени – учёный, поэт и музыкант. Он принимал участие в Первом крестовом походе (1095–1099 гг.), о котором оставил подробные записи. Он же был основоположником знаменитой Шартрской философской школы – научного центра Франции XI–XII вв. Молодые люди стремились сюда попасть, чтобы получить прекрасное образование. Здесь преподавали грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку, право, медицину и астрономию.

Тогда и построили собор, части которого сохранились до наших дней. Работы начались с создания Крипты, затем возвели две колокольни и главный фасад. Сильные мира сего жертвовали деньги на постройку: король Франции Роберт II Благочестивый, король Дании, Англии и Норвегии Кнуд II Великий, герцог Аквитании Гильом V Великий направили значительные суммы.

После смерти Фульберта в 1028 г. работы продолжились, несмотря на периодически возникающие пожары. В этот период были построены два боковых портала и главный портал. В конце XI – начале XII вв. строительство и оформление внутреннего убранства собора шло в том числе на деньги герцога Нормандского и короля Англии Генриха I Боклерка и его супруги Матильды Шотландской. Новый собор, уже пятый по счёту, торжественно открыли 17 октября 1037 г.

5 сентября 1134 г. пожар опустошил город и повредил часть собора, что послужило поводом к интенсивному строительству. И вскоре перед взорами людей предстала Новая башня-колокольня (1134 – 1150 гг.), затем Западный фасад (1134 – 1160 гг.) и Старая башня-колокольня (1145 – 1165 гг.). Первые витражи установили в соборе примерно в 1150 - 1175 гг.

1194 г. ознаменовался большими пожарами, которые охватили целый ряд городов и деревень. Людская молва утверждала, что виной тому были чёрные вороны, которые подхватывали горящие головешки, перелетали из города в город и поджигали дома. В июне пожары добрались и до Шартра. В ночь с 10 на 11 июня 1194 г. огонь разрушил почти весь собор кроме Крипты, нижней части Западного фасада, Старой колокольни и фундамента Новой. Невероятно, но огонь также пощадил витраж XII в., на котором изображена Дева Мария, и священную реликвию – Покров Девы Марии.

По инициативе папского легата Мелиора, бывшего в то время в Шартре, и епископа Рено де Мусона начинаются работы по восстановлению собора. Король Франции Филипп II Август (а позднее короли Людовик VIII и Людовик Святой) и церковники делали значительные денежные пожертвования на новое строительство. К 1200 г. построили основные стены из камня, который привозили из деревни Berchères, находящейся в 12 км от Шартра по направлению к Орлеану, причем размер некоторых блоков составлял более 2 м в длину и 1 м в высоту.

С 1200 по 1236 гг. в соборе было установлено 164 витража (конечно, витражи устанавливали и позднее). Выполняя ту же роль, какую ранее играла стенная роспись, они повествовали прихожанам о библейских сюжетах, знаках Зодиака, житие святых и исторических персонажей, в частности, о Карле Великом – о событиях, связанных с борьбой с сарацинами, и о смерти легендарного Роланда в Ронсевальском ущелье. Большая часть витражей – это дары от французских королей и членов королевской семьи, но витражи приносили в дар и другие представители знати, а также богатые и влиятельные жители Шартра.

А ещё существует легенда, что в Шартрском соборе в тайнике спрятан философский камень. Найти тайник можно в день летнего солнцестояния, когда солнечные лучи, проникая через маленькое отверстие одного из витражей, падают то ли на пол, то ли на колонну, тем самым точно указывая месторасположение тайника. Только вот незадача – никто не знает, что это за витраж.

Шартрский лабиринт, выложенный на полу цветными плитами, состоит из 11 кругов, разделённых на четыре части. Его длина составляет 12,9 м, а протяженность – 261,55 м. Центральную часть лабиринта иногда сравнивают с лотосом с шестью лепестками – символом чистоты и озарения. В самом центре была установлена металлическая пластина, которая в наполеоновские времена была демонтирована и отправлена на переплавку. Некоторые считают, что этот лабиринт позволял вычислять день Пасхи, а также являлся специальной частью Пасхальной литургии.


15

"Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière", 1180 г.

Шартрский собор удостаивали своим посещением разные исторические личности. Известно, что в 1254 г., в город прибыл король Англии Генрих III во время своей поездки из Испании в Англию. Позднее, несколько десятилетий спустя, здесь побывал король Франции Филипп IV Красивый. А 21–24 марта 1314 г. сюда приезжала дочь Филиппа Красивого Изабелла, королева Англии, она подарила собору несколько отрезов из дорогих тканей.

В 1407 г. впервые упоминаются астрономические часы, расположенные с южной стороны внутри собора. Часы показывали время, день недели, месяц, фазы луны, восход и закат Солнца и знаки Зодиака, а циферблат составляет около метра в диаметре. Часы сохранились до наших дней.

В 1417 г. собор пополнился небольшой часовней с южной стороны. История её создания такова. В битве при Азенкуре (25 октября 1415 г.) Людовик де Бурбон, граф Вандомский попал в плен к англичанам и будучи в плену дал обет выстроить часовню, что и было исполнено уже к 1417 г.

26 июля 1506 г. разбушевавшаяся гроза послужила причиной пожара Новой башни-колокольни. Капитул поручил реконструкцию Jehan de Beauce (настоящее имя Jean Tixier), который построил новый шпиль с 1507 по 1513 г. Этот же мастер создал в 1519–1520 гг. часы, которые расположены с внешней стороны северной стороне собора (эти часы - на фото). Часы указывали время с помощью единственной стрелки и были соединены с колоколами Северной башни. В 1676 г. они были снабжены маятником, а к 1887 г. добавляют электромеханизм. В настоящий момент ни одни, ни вторые часы Шартрского собора они не функционируют.

В 1519 г. начинается строительство хора (стена из резных фигур, огибающая алтарную часть), который впоследствии станет самым большим во Франции. Работы по его созданию будут продолжены до 1716 г. И сегодня в нём насчитывается 200 скульптур. К слову сказать, во всем соборе – около 3 500 скульптур. Примерно в этот же период в соборе появляется новый орган, вместо старого, построенного ещё в XIV в. Однако современный нам орган установили лишь в 1971 г.

4 июня 1836 г. ремонтными работами был спровоцирован сильный пожар. Пострадали основания нефы, хоры, орган, была уничтожена кровля собора, повреждена Старая башня. Однако собор уцелел, и его стали приводить в порядок, в том числе установили медную кровлю. К концу XIX в. встал вопрос о реставрации витражей. Всего в Шартрском соборе 176 витражей (общая площадь 2 600 кв.м), которые признаны одними из самых прекрасных, дошедших из далекого Средневековья до наших дней. И все же за столь долгий срок часть витражей пострадала. В 1896 г. французский художник по стеклу и мозаист Феликс Годен (Félix Gaudin) приступил к восстановлению утерянных и пострадавших фрагментов. Работы заняли несколько лет, но Годен мастерски справился с этой сложнейшей задачей.


33

Фотография сделана около 1890 г.: мост через речку Эр, за которым виден Шартрский собор с его южной стороны

Начиная с 1997 г. и по сегодняшний день ведутся грандиозные работы по реконструкции, которые позволят увидеть собор в том виде, каким он был много столетий назад. Глядя на эти фотографии, можно оценить всю искусность реставраторов, которые сейчас работают над восстановлением облика собора.

Сегодня Шартрский собор известен еще и ночными световыми представлениями, когда его стены озаряются всеми красками и перед взором зрителей возникают волшебные образы.

Читайте также: