Опишите памятники храмовой горы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Храмовая гора, находящаяся в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, называется иначе Харам аш-Шариф. Это место уникально. Оно является священным для мусульман, христиан и иудеев. По форме Храмовая гора напоминает прямоугольный холм. Ее отождествляют традиционно с горой Мориа - тем самым местом, где Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына.

На вершине Храмовой горы сегодня можно увидеть 2 самых значительных сооружения. Первое - это мечеть Аль-Акса (на фото ниже), известная тем, что она являлась штаб-квартирой тамплиеров во времена крестовых походов. Однако главное сооружение находится севернее Аль-Аксы. Оно представляет собой мечеть, увенчанную золотым куполом, имеющую странное название - Купол Скалы.

Храм Соломона ранее располагался именно здесь (иногда ошибочно считают, что он находился на месте Аль-Аксы). Венчающая Храмовую гору скала называется в Тахане Камень Основания (предположительная часть этого камня представлена на фото ниже). Она считается местом, с которого начал творить мир Господь.

Возникает закономерный вопрос: как следует относиться к этой фразе? О каком Господе идет речь? Ведь до того как возникла религия Яхве, здесь почитали совсем других божеств. По одной из существующих на сегодняшний день версий, в названии "Иерусалим" кроется значение "основанный богом". Давид между тем этот город не строил, а завоевал. То есть он существовал еще до прихода евреев.

Какой же бог тогда основал его? Это был явно не Яхве. Раскопки Храмовой горы - тайна за семью печатями. Сегодня это место изучено еще недостаточно, или результаты просто не хотят афишировать. Поэтому мы не можем сказать, что под Храмовой горой. Историки говорят, что Иерусалим во времена Давида находился ниже, а на горе Мориа не было никаких сооружений.

Однако похоже, что данное утверждение основывается только на текстах Ветхого Завета, в которых упоминается лишь гумно. Не нужно забывать о том, что, во-первых, сам этот текст - источник сильно идеологизированный, а во-вторых, евреи получили задание до основания разрушить все святилища богов Ханаана.

И они вполне могли разрушить и древнее сооружение, в дальнейшем на месте которого был построен храм для Яхве. Тайна Храмовой горы до сих пор не раскрыта. Любопытно, что даже в текстах Ветхого Завета косвенно подтверждается наличие на этом месте древнего сооружения, построенного еще задолго до того, как сюда пришли евреи. Так, в Третьей Книге Царств в отрывке, описывающем возведение храма Соломона, сказано, что при его возведении были употребляемы на строение обтесанные камни.

Отмечается также, что ни тесла, ни молота, ни другого железного орудия при строительстве его не было слышно. Тогда откуда же могли появиться обтесанные камни? Вероятно, они уже были здесь, на Храмовой горе. Евреи лишь использовали старое сооружение или сохранившиеся блоки из его руин для возведения нового храма.

История Храмовой горы богата событиями и легендами. Считается, например, что именно с нее вознесся в небо пророк Мухаммед. Ему однажды ночью явился архангел Гавриил (Джабраил). Он предложил Мухаммеду сесть на крылатого коня для того, чтобы перенестись из Мекки в священный Иерусалим.

Здесь пророку позволено было вознестись на небо, встретиться с другими пророками. Он предстал перед самим Аллахом, доверившим Мухаммеду заветы мусульманской веры. Сегодня в Куполе находится отпечаток стопы этого великого пророка, а также 3 волоска из его бороды.

Храмовая гора

Andrew Shiva / Wikipedia / CC BY-SA 4.0" >

Со стороны Еврейского квартала:
летом – с 07:30 до 11:30 и час после 13:30;
зимой – с 07:00 до 10:30 и час после 12:30.
Со стороны Мусульманского квартала (для мусульман) — без ограничений

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470–485 м;
  • ширина (юг и север) — 280–313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Подъем на центральную площадку Храмовой горы

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Мозаика на фасаде Купола Скалы

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

  • летом — с 07:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:00 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Пешеходный мост к воротам Гигель (Муграби)

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала, были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Достопримечательности

На границах огороженного холма находится более 100 объектов, относящиеся к разным историческим периодам и стилям. Здесь сохранились постройки иродианской и греко-римской эпох, но основная часть сооружений возводилась в мамлюкские и османские времена. На Храмовой горе присутствуют мечети, памятники мусульманского зодчества, в числе которых — молитвенные беседки, несколько фонтанов, арки, купола-монументы и пр.

Купол Скалы

Мечети Храмовой горы

Главными объектами комплекса культовых сооружений Харам аль-Шариф являются два исламских святилища — мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса, считающиеся одними из важнейших мусульманских святынь. В подземных помещениях Соломоновых конюшен есть, также, мечеть Эль-Марвана.

Исламский музей

Коллекция размещена в историческом здании, построенном крестоносцами в XII веке рядом с мечетью Аль-Акса, переоборудованной в тот период под штаб-квартиру ордена Тамплиеров. Музей открыт в 1927 году.

В коллекции представлены экспонаты, связанные с исламской историей нескольких мусульманских регионов, уникальные рукописи Корана, керамика, бронзовые изделия с характерной чеканкой, оружие, керамическая плитка и пр.

Мечеть Аль-Акса

История

Первое упоминание о Храмовой горе уходит в X век до н. э. В нем говорится о покупке царем Давидом участка земли у местного жителя, сооружении жертвенника Богу Израиля и возведении Соломоном Первого Иерусалимского храма. Он простоял 410 лет и был разрушен в VI в. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносором II вследствие подавления мятежа иудейского царя Седекия против Вавилона.

Второй храм, ставший центром общественной и духовной жизни еврейского народа, был построен спустя почти 70 лет. Он простоял более 400 лет, был реконструирован и расширен Иродом Великим и уничтожен римлянами в ходе Иудейской войны в 70 г. На горе колонизаторы воздвигли храм Юпитера, а над Святая святых установили конную статую императора Адриана.

В эпоху Византийского правления Иерусалимом Храмовая гора оставалась невостребованной и замусоренной. С приходом мусульман в VII веке, над Камнем Основания соорудили Купол Скалы и рядом возвели мечеть Аль-Акса. С 1099 году началась эпоха крестоносцев, освободивших Иерусалим от исламского присутствия и использовавших Купол Скалы в качестве основы для устройства Храма Господа. Однако власть тамплиеров продержалась недолго, всего до 1187 года. С этого времени начался многовековой период мусульманского правления.

Купола-монументы

После Первой мировой войны современную столицу Израиля отдали под патронат Британского мандата. Благодаря усилиям иерусалимского муфтия, святыня получила статус национального достояния палестинских арабов, а в 1948 г. перешла под иорданский контроль.

Вплоть до 1967 года иудеям запрещали посещать Храмовую гору. Послабления начались после событий Шестидневной войны, когда израильским десантникам удалось прорваться к святыне. Несмотря на то, что управление территорией передали исламскому ВАКФу, евреи получили частичный доступ на Храмовую гору.

По вопросу локализации Первого и Второго храма есть несколько версий. Кроме традиционного предположения о месте его нахождения под Куполом Скалы, исследователями разрабатываются версии — западнее, севернее и южнее мечети Куббат ас-Сахра.

Раскопки

Если не принимать во внимание усиленные поиски крестоносцами сокровищ царя Соломона в начале XII века, то масштабных раскопок на горе никогда не производилось. Незначительные археологические находки связаны с выполнением строительных работ или со случайными событиями. В частности, были обнаружены участки подпорных стен из камня, относящиеся к иродианскому периоду, а также несколько хозяйственных сооружений, в том числе Соломоновы конюшни. Предполагается, что часть найденных артефактов скрывается ВАКФ или сознательно уничтожается, но доказательств этому, как и опровержений, нет.

Древние капители

В XIX веке британскими исследователями, по предварительному разрешению османской стороны, вдоль Западной стены вне границ Храмовой горы осуществлялись раскопки, в ходе которых удалось сделать несколько находок, в том числе обнаружить древнюю каменную арку древнего моста. После получения Израилем доступа к Стене Плача в 1967 году, раскопки со стороны Еврейского квартала приобрели планомерный характер. Сегодня тоннель Западной стены открыт для посещений. Найденная в нем пещера, использовавшаяся когда-то в качестве синагоги по согласованию с мусульманами, считается самым близким к Краеугольному камню молитвенным местом.

Как добраться до Храмовой горы

Остальные ворота находятся в Мусульманском квартале. Добраться до него можно теми же автобусами № 1, 3, 51. Остановки:

При выборе поездки в иерусалимском такси следует учитывать, что к Еврейскому кварталу следуют машины белого цвета, а к Мусульманскому — желтые.

В столице Израиля работают популярные мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Краткая история Храмовой горы

В мире существуют места, которые в силу разных обстоятельств являются священными для многих людей. Причем национальность их часто не имеет значения. Среди наиболее известных можно назвать Мекку и Медину в Саудовской Аравии, куда ежегодно стекаются миллионы паломников, совершающих хадж. Храмовая гора в Иерусалиме по своей значимости для многих людей также является одним из наиболее почитаемых мест. Для иудеев оно считается знаковым, а для мусульман находится на 3 месте по святости, идя сразу за Меккой и Мединой.

Сейчас Храмовая гора представляет собой возвышающуюся над старым Иерусалимом прямоугольную территорию, обнесенную высокими стенами. Максимальная высота каменной кладки стен достигает 45 метров, а объем материала, пошедшего на строительство защитных сооружений вокруг площади, лишь немногим уступает третьей по величине пирамиде на плато Гиза в Египте (пирамиде Менкаура).

В разные годы на Храмовой горе располагались Первый и Второй Иерусалимские Храмы, а в будущем предполагается и строительство третьего. В настоящее же время здесь находятся видные мусульманские культовые сооружения – Купол Скалы и мечеть Аль-Акса. Долгое время территория Храмовой горы принадлежала арабам, однако во время шестидневной войны она была захвачена израильскими десантниками, управляемыми Мордехаем Муром. История Храмовой горы делится на несколько периодов.

Времена Первого Храма

Считается, что данный участок земли был выкуплен у иевусея Аравны самим царем Давидом. Для этого каждое из колен Израиля дало определенную сумму денег. Поначалу Давидом здесь был возведен жертвенник Богу Израиля, дальнейшее же строительство продолжил его наследник – царь Соломон, который воздвиг здесь Первый Храм. В нем проводились ежедневные службы, приносились жертвоприношения, а все мужчины-евреи были обязаны посетить его трижды в год во время праздников. Данный период продлился 403 года до того момента, как Первый Храм был разрушен Навуходоносором в процессе подавления восстания иудейского царя Седекии против Вавилона.

Времена Второго Храма

Новый период начался в 538 году до н.э. В это время из вавилонского пленения в Иерусалим возвратились евреи, начавшие отстраивать разрушенное ранее. Сооружением Второго Храма руководили Зирубавель бен-Шеалтиэль и первосвященник Йеошуа бен-Яхоцодак. Собственно строительство велось 4 года, однако в нем был длительный 16-летний перерыв. На последующие несколько веков Храм стал важнейшим центром для еврейского народа, выполняя помимо духовных еще и законодательные, судебные и общественные функции.

При царе Ироде Храмовая гора подверглась реконструкции. Поверхность ее была выровнена: все возвышающиеся фрагменты снесены, а низкие – засыпаны, территория площади увеличена, возведены стены и подпорные арки. Храм при Ироде превратился в необыкновенно красивое архитектурное сооружение. Часть строений, построенных при Ироде, сохранилась до настоящего времени. Работы по реконструкции были продолжены его наследниками – царями Агриппой I и Агриппой II, закончившись только с началом Иудейской войны. В 70 году н.э. Храм был уничтожен римскими войсками.

Времена римского владычества

Пора запустения на Храмовой горе продолжалась 60 лет до того момента, как император Адриан не решил построить на месте Иерусалима колонию Элиа Капитолина. Вместо еврейского храма было принято решение воздвигнуть римский, посвященный Юпитеру, рядом с которым должна стоять конная статуя самого Адриана. Это подняло евреев на вооруженное восстание, предводителем которого выступил Бар-Кохба, продлившее 4 года. В освобожденном от римлян Иерусалиме был построен временный Храм, который простоял до восстановления римского владычества.

Более 200 лет на месте Храмовой горы было запустение, пока на римский престол не взошел Юлиан. У него было свое видение ситуации, поэтому император постановил восстановить Храм в Иерусалиме. Однако эти планы не осуществились из-за скорой смерти самого Юлиана.

Времена Византии

После раздела Римской империи территория нынешнего Израиля отошла к Византии. Иудейская религия из-за активно развивавшегося христианства отошло на второй план, поэтому на Храмовой горе в этот момент никаких восстановительных работ не производилось. Место пребывало в запустении, а под стенами площади образовалась городская свалка.

Первое мусульманское время

Восстановительные работы на Храмовой горе начались с приходом арабов в Палестину. Сначала в южной части горы они построили мечеть Аль-Акса, а потом, в 687-691 годах, правитель Абдул аль-Малик постановил воздвигнуть над камнем основания (месте, где находилась Святая Святых горы) Купол Скалы. Нынешний вид Аль-Акса приобрела в 1035, а до этого деревянное сооружение перестаивалось 5 раз.

Времена крестоносцев

Период крестовых походов на долгое время превратил мусульманские храмы в христианские. Аль-Акса стала Храмом Соломона, а Купол Скалы – Храмом Господа, причем его изображение с крестом на крыше превратилось в символ вновь организованного Иерусалимского королевства.

Второе мусульманское время

Около 90 лет крестоносцы правили бал в Палестине. Однако непрекращающиеся войны с арабами подкосили экономику Иерусалимского королевства, и оно пало под давлением войск Салах-ад-Дина. Немедленно почти все церкви Иерусалима (исключение составил храм Воскресения) были преобразованы в мечети. Пришедшие вскоре к власти мамлюки провели новую реконструкцию Храмовой горы, установив вокруг возвышенности, на которой стоит Купол Скалы, арочные конструкции, а в стенах проделав ворота для прохода верующих, сохранившиеся по настоящее время.

Времена Османской империи

С приходом в XVI столетии на земли Палестины Османской империи на Храмовой горе начинается грандиозное строительство. По велению Сулеймана I Великолепного в Иерусалиме и вокруг Храмовой горы заново отстраиваются стены, а Купол Скалы украшается керамикой.

Современный период

Храмовая гора (ивр. ‏הַר הַבַּיִת‏‎, Ар а-Баит) – это территория, на которой стоял Храм, обнесенная стенами. Эта территория как в прошлом, так и в наше время обладает особой святостью.

В Мишне сказано, что площадь Храмовой горы была 500 амот на 500 амот (примерно 250 на 250 метров).

Помимо того, что на горе стоял Храм, на ней были дополнительные постройки с различными служебными целями.


Макет Храмовой горы во время Храма

Пять ворот было у Храмовой горы. Двое ворот Хульды, с юга, которые служили для входа и выхода; ворота Кипонос с запада, которые также служили для входа и выхода; ворота Тади с севера – они служили для тайного выхода из Храмовой горы того, кто внезапно приобретал статус ритуальной нечистоты; восточные ворота – ворота Шушан, через них выходил коэн, который сжигал красную корову, и все, помогающие ему при этом, выходили на Ма­сличную гору.

Святость Храмовой горы выражается как в том, что не всем разрешен вход на нее, так и требованием к тому, как вести себя на Храмовой горе.

Мужчина, у которого было извержение семени, и женщина, у который менструальный цикл, а также роженица считаются ритуально нечистыми до тех пор, пока не очистят себя, в соответствии с требованиями Ѓалахи. До этих пор им запрещено подниматься на Храмовую гору.

Пишет Рамбам: «Человеку нельзя входить на Храмовую гору, когда он держит посох в своих руках, или когда есть обувь на его ногах, или в майке, или с пылью на ногах, или с деньгами, завернутыми в платок.

Тем более, запрещено плевать на всей территории Храмовой горы…

Храмовая Гора обладает святостью, несмотря на то, что в наше время Храм разрушен. По этой причине в наше время восхождение евреев на Храмовую Гору строго запрещено. О запрете подниматься на Храмовую гору читайте отдельную статью.


ХРАМОВАЯ ГОРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Для религиозного еврея Храмовая гора — это самое святое место в мире. В галуте, молясь, евреи обращают лицо в сторону Святой Земли, в Израиле — в сторону Иерусалима, а в самом городе — в сторону Храмовой горы. Иерусалимский Храм веками был центром всей религиозной жизни евреев и объектом паломничества всего Израиля три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).


Храмовая гора в 30-ых годах

В древности место Храмовой горы называлось гора Мориа. В Торе гора Мориа упоминается как основа всего мироздания. С камня этой горы Всевышний начал создавать Вселенную. На краеугольном камне горы Мориа в Иерусалиме держится весь мир. Великий еврейский мудрец Рамбам описывал гору Мориа, как место, на котором был создан Богом первый человек Адам. На горе Мориа Адам и его сыновья, Каин и Авель, приносили свои жертвы Всевышнему.

В Торе гора Мориа связана в первую очередь с жертвоприношением Ицхака (Акедат Ицхак). На этой горе Авраам, по велению Творца, должен был принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Когда он занес свой меч над связанным Ицхаком, лежащим на большом камне горы Мориа, Ангел Всевышнего отвел его руку от сына и направил взгляд отца на ягненка, запутавшегося в кустах неподалеку.


Внутри мечети Эль Акца находится камень. Есть такие, которые считают, что с этого камня был создан мир

Скрижали Завета, полученные Моше на горе Синай, также были вырезаны из камня мироздания горы Мориа.

Вот почему для возведения Первого и Второго Иерусалимского Храма иудеями было избрано место горы Мориа.

Под римским владычеством

Император без промедления приступил к набору мастеров и рабочих, заданиям для архитекторов и удалению развалин, находившихся на месте строительства. Однако 26 мая 363 г. на Храмовой горе возник пожар. А через месяц император Юлиан погиб в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который отбросил прежние планы.

Храмовая гора в запустении: византийский период

Храмовая гора не играла осмысленной роли в христианской традиции и христианская церковь не догадалась придумать какие-то мифы, которые позволили бы ей сделать это место Святым для своей религии. Поэтому под стенами Храмовой горы устроили городскую свалку, и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного Храма.

Новые “хозяева” Храмовой горы объявились?!

Ранний Мусульманский период, крестоносцы, мамлюки и османцы

В 638 г. Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Умар посетил Иерусалим и лично молился на Храмовой горе. В 687–691 гг., по повелению Абдул аль-Малика, над Камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, как отмечено, знаменитый сегодня своей позолоченной крышей.

В южной части Храмовой горы мусульманами была построена еще одна мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 г. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 г. Но в 1099 г. в результате Первого крестового похода мусульмане были разбиты, а город оказался под властью крестоносцев. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа (Templum Domini), а мечеть Аль-Акса в Храм Соломона (Templum Solomonis). Здесь был основан орден Тамплиеров, а Купол Скалы с крестом, установленным на его золотой крыше, стал символом нового Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами. Другие здания, построенные крестоносцами на Храмовой горе, не сохранились до нашего времени. А власть крестоносцев над Иерусалимом продолжалась недолго.


Мечеть Эль-акса, построенная в южной стороне Храмовой горы

4 июля 1187 г. войска Салах ад-Дина разбили крестоносцев, и великий магистр ордена тамплиеров и другие руководители крестоносцев попали в плен. За год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью еврейской земли и, после недолгой осады, Иерусалимом. Почти все церкви города были обращены в мечети.

В 1291 г. Храмовая гора перешла к мамлюкам, которые в конце XIII в. свергли египетскую династию Айюбидов. Они построили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие возвышенность, на которой расположен Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору. Эти ворота существуют и в наши дни.

В XVI–XIX вв. Земля Израиля находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана Первого (Великолепного) в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Отстроили заново стены города и Храмовой горы. В 1552 г. стены Купола Скалы украсили керамикой.

В ходе первой мировой войны Иерусалим оказывается под властью Британского мандата. При подстрекательстве прямого единомышленника Гитлера муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, Храмовая гора была объявлена национальным символом мусульман. Угрозы в адрес евреев, произносимые по пятницам в мечетях на Храмовой горе, переполняли арабов ненавистью и были направлены как против Британского мандата, так и против евреев.

Мусульманские источники указывают камень горы Мориа, как место вознесения порока Мухаммеда ко Всевышнему. По преданию, Пророк Мухаммед на белоснежном крылатом скакуне Аль-Бураке , который имел человеческое лицо, перенесся ночью из Мекки на гору Мориа.

Его вознесение в Коране не упоминается, ибо оно было не буквальным, (не вживую, суры 21:35-36), а – символическим, (по признанию Кораном – в сновидении, сура 48:27).

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. Британская администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе, который получил бесконтрольную власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за Независимость Иордания сохранила это положение, евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Cтене плача. С 1948 года Храмовая гора оказалась под властью Иордании. В 1951 г. на пороге мечети Аль-Акса арабскими экстремистами был убит первый король Иордании Абдаллах ибн Хусейн.

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации слова, вошедшие в историю:


Арабская община Иерусалима была уверена, что евреи поступят с мечетями на Храмовой горе так же, как поступили бы мусульмане с еврейскими святынями, окажись они на месте евреев, то есть — без лишних раздумий уничтожат мечети Аль-Акса и Купола. Они были готовы к самому жесткому решению.

Однако вскоре после подписания соглашения о прекращении огня, под давлением арабского мира, министр обороны Моше Даян, по согласованию с правительством Израиля, вернул ключи от ворот Храмовой горы в Иерусалиме представителям мусульманского ВАКФа – это Исламская наблюдательная комиссия, которая, по решению Израиля, с 1967 г. осуществляет административный контроль на территории Храмовой горы.

Сегодня арабы утверждают, что, согласно установившемуся статус-кво, именно они — полноправные хозяева на Храмовой горе. С передачей “ключей” от Храмовой горы ВАКФу — положение именно такое. И утверждение, что хозяин на Храмовой горе — Израиль, давно не соответствует действительности (благодарить за это израильтяне должны только собственных лидеров.)

Храмовая Гора обладает святостью, несмотря на то, что в наше время Храм разрушен. По этой причине в наше время поднятие евреев на Храмовую Гору строго запрещен. Подробно об этом читайте отдельную статью.

Храмовая гора, она же гора Мория, на которой стоял еврейский Храм Соломона — самое святое место для евреев. Считается, что отсюда началось Сотворение мира.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Служившие в Храме священники-коэны, как и другие люди, приходившие в Храм, должны были находиться в состоянии ритуальной чистоты. Поскольку в наше время, по еврейским законам, это недостижимо, вход евреям на Храмовую гору запрещен. Остаток стены, подпиравшей некогда Храмовую гору с запада, сегодня известен как Стена Плача.

Оглавление

Гора Мория до постройки Храма [↑]

Как сообщает Мидраш, Первый человек — Адам — был создан на горе Мория, а затем помещен в Райский Сад (Ган Эден).

На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также Ноах (Ной), уже после того, как он и его семья вышли из Ноева Ковчега.

Перед смертью Ноах разделил землю между тремя своими сыновьями. Страна, в которой расположена гора Мория, была отдана сыну Шему (Раши, Берешит 12:6, Сифтей хахамим).

Впоследствии, как считают комментаторы, Ицхак молился на этом месте, когда его впервые увидела Ривка, а позднее — уже вместе с Ривкой, после 20-летнего бесплодного брака, просил, чтобы Б-г дал им потомство (Берешит 25:21; Пиркей дераби Элиэзер 32).

Гора Мория связана и с именем праотца Яакова. Спасаясь от своего брата Эсава, Яаков бежал из дома отца. В пути он заночевал на горе Мория и увидел пророческий сон — лестницу (см. Лестница Яакова), стоящую на земле, а вершиной достигающую небес, по которой опускались и поднимались ангелы (Берешит 28:12; Зоар 1, 149б). Яаков услышал голос Творца, который обещал отдать ему и его многочисленным потомкам Землю Израиля. Вс-вышний также показал Яакову четыре царства, которые будут властвовать над его потомками, но при этом обещал, что никогда не уничтожит его народ (Пиркей дераби Элиэзер 35; Ваикра раба 29:2).

Впоследствии Иерусалим и сама гора Мория были заняты иевусеями — одним из ханаанских племен, которые отвоевали Землю Израиля у сынов Шема (Раши к Берешит, 12:6).

Много лет спустя, когда евреи под руководством Иеошуа бин Нуна завоевали обещанную им Землю, эти места были отданы колену Биньямина. Однако, даже разгромив армию иевусейского царя Иерусалима Адони-Цедека, Иеошуа не смог изгнать жителей города иевусеев (Иеошуа, 10:3-14; 15:63; 18:28).

Строительство Первого Храма [↑]

Давид купил для постройки Храма участок земли, на котором находилось гумно иевусея Аравны (Орны). Это и была гора Мория (Диврей а-Ямим 2, 2:1). Деньги на покупку были собраны с каждого колена.

На этом месте Давид воздвиг жертвенник Б-гу и заложил фундамент постоянного каменного Храма, призванного заменить Мишкан — переносной Храм (построенный в пустыне еще в эпоху Исхода из Египта). На этом фундаменте его сын Шломо в 2960 (826 г. до н.э.) построил Первый Храм.

Во времена Первого и Второго Храмов [↑]

9 Ава 3338 (422 г. до н.э.) вавилонский царь Навухаднецар разрушил и сжег Первый Храм. Жители страны были угнаны в Вавилонию. Согласно Устной торе, Первый Храм был разрушен за три греха — идолопоклонство, убийство и разврат. Семьдесят лет продолжалось изгнание — пока евреи не вернулись в свою страну и не восстановили Храм.

Второй Храм был построен согласно плану, полученному пророком Иехезкелем в посланном ему Свыше откровении. В нем уже не было ни явных чудес, ни явного присутствия шхины. Кроме того, был утрачен Ковчег Завета, скрытый в тайнике в недрах Хромовой горы незадолго до вавилонского завоевания Иерусалима. Тем не менее, в эту эпоху люди больше боялись Б-га, чем во времена Первого Храма. Но и Второй Храм не устоял и был разрушен по другой причине — из-за необоснованной ненависти евреев друг к другу.

Второй Храм был разрушен и сожжен римлянами9 Ава 3828 (68 г. н.э.), через 420 лет после возведения.

Храмовая гора после разрушения Храма [↑]

Разрушив Иерусалим, римляне сравняли его с землей и распахали Храмовую гору. Осталась только Западная стена Храмовой горы — Стена Плача, которая, как известно из пророчества, никогда не будет разрушена (о строительстве и разрушении стен Храмовой горы и самого Храма см. здесь).

Впоследствии на развалинах Иерусалима была построена римская колония Элия Капитолина, а на месте Храма на Храмовой горе воздвигнуто языческое капище.

После падения Рима, во времена Византийской империи, чтобы стереть память о Храме, здесь была устроена огромная мусорная свалка, а в южной части горы была возведена христианская церковь. Евреи были изгнаны из Иерусалима более чем на 500 лет.

В XII веке султан Салах-ад-Дин (Саладин) отвоевал Иерусалим и изгнал христиан.

В результате шестого крестового похода Храмовая гора снова оказалась в руках христиан на сорок пять лет (5059-5104 / 1299-1344/ гг.).

Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года. Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев, а начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, вплоть до освобождения Старого города израильской армией в 5727 (1967) году во время Шестидневной войны. В настоящее время Храмовая гора подчиняется властям Палестинской автономии.

Строительство Третьего Храма [↑]

Еврейские пророки и мудрецы говорят о том, что в будущем, с приходом Машиаха — царя из дома Давида — отстроится Третий Храм, который уже никогда не будет разрушен. Не только евреи, но и народы мира признают над собой власть Единого Б-га, и никому не придет в голову считать Храмовую гору местом, предназначенным для чего-то другого. Мысли всего человечества устремятся к Храму с благодарственными молитвами.

  • плашками по важности
  • списком по разделу

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

Авраам Коен

Восточная стена старого Иерусалима

Это не обычай и не устрожение, это просто запрещено Торой

Хаим Фридман

Почему нельзя подниматься на Храмовую Гору?

Вид на Старый город

Неизвестный автор

На фотографии видны Храмовая гора, Купол Скалы и мечеть Аль-Акса.

Можно ли подниматься на Храмовую гору?

Рав Бенцион Зильбер

Почему вокруг этого столько шумихи?

Почему евреям нельзя подниматься на Храмовую гору?

Рав Бенцион Зильбер

Не боимся ли мы своей задачи в этом мире.

Можно ли полетать над Храмовой горой на вертолете?

Рав Яков Шуб

Как Моше Монтефиоре мог подняться на Храмовую гору? Какова была реакция раввинов? Почему на великого мецената не было наложено отлучение? Нога Монтефиоре не ступала на Храмовую гору? А как же показать, что Храмовая гора — наша?

Дети и Иерусалим

Неизвестный автор

На фото Масличная гора и мечеть Аль-Акса.

Авраам Коен

Южная стена Старого Иерусалима.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот.ру

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Храмовая гора

Неизвестный автор

Вид на Храмовую гору в Иерусалиме. Согласно Танаху, участок земли, где впоследствии был построен Иерусалимский Храм, царь Давид купил у иевусея Аравны (Орны). Деньги на покупку этого участка были собраны с каждого из колен Израиля. На этом месте Давид воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Первый Храм. В течение 410 лет Храм являлся местом превозношения единого Бога. Здесь же располагался Верховный Суд и законодательный центр.

Туннель Западной Стены

Вадим Левин

Подземный туннель тянется вдоль всей Стены Плача. Он прилегает к ней и находится под зданиями Старого города. Туннель позволяет получить доступ к дополнительным 485 м стены. Часть Западной стены осталась открытой после разрушения Храма. Поскольку она была максимально приближена к Святая Святых Храма, и оставалась доступной, эта часть стены стала молитвенным местом иудеев на протяжении тысячелетий. Со временем она скрылась под слоем веков. Увидеть ее можно в подземном туннеле, изображенном на фото.

Читайте также: