Опишите кратко данный эксперимент
Обновлено: 03.07.2024
В соответствии с исследовательскими задачами дипломной работы было предусмотрено проведение эксперимента. Опытно-экспериментальная работа социального педагога по организации патриотического воспитания школьников проводилась в гимназии № 2 г. Самары с учащимися 5-х классов. Выборка составила 46 человек в возрасте 11 – 12 лет. Из них было 24 девочки и 22 мальчика.
Опытно-экспериментальная работа по организации патриотического воспитания школьников включала два этапа: констатирующий и формирующий. На первом этапе в ходе констатирующего эксперимента изучалась экспериментальная группа и апробировалась программа по патриотическому воспитанию школьников. На втором этапе в ходе формирующего эксперимента проводились повторно диагностические исследования по изучению экспериментальной группы и сравнительный анализ.
Описание эмпирического эксперимента
В исследовании, при проведении диагностики, применялось анкетирование школьников. Анкета состоит из 4-х разделов:
- - Представление о себе;
- - История;
- - Моя семья;
- - Отношение к природе.
Вопросы I раздела анкеты составлены с целью изучения представления школьников о себе, уверенности в себе, настроении, о своем классном коллективе. II раздел анкеты направлен на исследование просвещенности школьников по вопросам Отечественной истории. Знакомство с историческими фактами, героическими поступками и подвигами своих соотечественников поможет детям лучше понять и испытать патриотические чувства. Вопросы III раздела позволяют оценить детско-родительские отношения в семье, семейные традиции. Это важный аспект, так как с семьи, с родительского дома, с семейного очага начинается малая родина. В IV разделе анкеты представлены вопросы об отношении школьников к природе, к родному краю. Исследования отношения школьников к окружающей среде имеет важное значение в организации патриотического воспитания, так как чувства патриотизма, любви к Родине должно основываться на идее гармоничного взаимоотношения человека и природы, зависимости человека от природы и ответственности за ее сохранение для будущих поколений. Не случайно еще известный русский писатель М.М. Пришвин отмечал, что охранять природу, все равно, что охранять Родину.
Данные анкетирования школьников на начало эксперимента позволили сделать вывод о том, что у большинства учащихся 5-х классов отмечался недостаточный уровень знаний по Отечественно истории, выявлено равнодушие по отношению к родному краю, семье. Все это свидетельствует о необходимости организации социально-педагогической деятельности по патриотическому воспитанию школьников.
Эффективность опытно-экспериментальной работы можно оценить с помощью сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Описание проведения эксперимента
Рассмотрим результаты анкетирования школьников с целью изучения их представления о себе до и после проведенных мероприятий по патриотическому воспитанию (таблица 1).
На начало эксперимента у школьников были выявлены следующие личностные особенности: считают себя красивыми 17% опрошенных учащихся, причем из них все девочки; приятными – 57% и некрасивыми – 26%. Свой классный коллектив большинство учащихся (59%) оценили как не очень дружный, 33% - как сплоченный, а 8% - как разрозненный. По данным анкетирования, 26% школьников всегда говорят правду, 74% - иногда обманывают. Среди опрошенных учащихся 43% считают себя уверенными, 57% - не очень уверенными, неуверенных не оказалось. Свое настроение 70% школьников оценили переменчиво (то веселое, то грустное), 30% - жизнерадостным.
А) опишите кратко этапы опыта б)Опишите процесс образования органических веществ с)определите какие условия необходимы для образования органического вещества в листьях
пожалуйста помогите.
На первом этапе заклеивают полоской часть листа и оставляют под солнцем одно оастение и в тени второе. Под действием ультрафиолетовых лучей на первом этапе происходит фотосинтез — образование органическиз веществ из неорганических (в хлоропластах листьев), во время вымачивания листьев в спирте хлоропласты разрушаются и листья терят зелёный цвет — становятся белыми. Углеводы, образованные во время фотосинтеза не разрушаются на данных этапах. Затем листья опускают в раствор йода, тогда углеводы в листьях реагируют с йодом и меняют цвет на филиолетовый (идентичный опыт с крахмалом в картофеле). И, как результат мы видим, что полоса, закрытая вначале, осталась неокрашенной из-за того, что не было фотосинтеза (синтеза органических веществ) под действием солнечного ультрафиолета. Аналогичное видно и у растения, оставленного в темноте. Данный метод химическим способом доказывает существование фотосинтеза. А условия фотосинтеза следующие: Ультрафиолетовый спектр облучения (солнце или специальные лампы), сырьё для образования органических веществ является углекислый газ или диокись углерода (из атмосферного воздуха) и вода, приемлимые усдовия (то есть те, которые являются естественной средой расстения: по температуре и влажности).
Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента.
Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых.
б) Инструктирование и мотивирование испытуемых.
Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте.
* денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии),
*информация о его способностях и личностных чертах,
*помощь в решении личных проблем и т. д.
Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т. д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.
в) Экспериментирование.
*Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте.
*Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования.
*Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент.
*берет на себя вспомогательные задачи.
*Чаще всего именно ассистент ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого.
*Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемого и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента.
*Он же следит за работой аппаратуры.
*Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внимание ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутинных процедур.
Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Проблеме автоматизации психологического исследования и применению компьютеров в эксперименте на человеке посвящено множество монографий и сборников научных работ. Протоколировать ответы испытуемого лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу, которая создается в компьютере (пакет EXCEL). В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента. Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов— следующий этап исследования.
Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую.
Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:
1.о сходстве или различии двух и более групп;
2.о взаимодействии независимых переменных;
3.о статистической связи независимых и зависимых переменных;
4.о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).
Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.
Факторные планы требуют применения дисперсионного анализа для оценки влияния независимых переменных за зависимую, а также для определения меры их взаимодействия друг с другом.
Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: Statistica, Stadia, Statgraphics, SyStat, SPSS, SAS, BMDP.
Все пакеты делятся на виды:
1) специализированные пакеты;
2) пакеты общего назначения и
3) неполные пакеты общего назначения.
Для исследователей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные статистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики и многомерного анализа данных. Каждая программа снабжается документацией. По мнению экспертов, наилучший вариант документации у пакета SPSS. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя.
Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т. д.
а) Подготовка эксперимента.
Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование. Если это необходимо, проводится несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента.
Важнейшим моментом является разработка и уточнение инструкции. Она должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых.
б) Инструктирование и мотивирование испытуемых.
Инструкция должна включать в себя мотивационные компоненты. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте.
* денежная оплата (характерно для американской и бывшей советской психологии),
*информация о его способностях и личностных чертах,
*помощь в решении личных проблем и т. д.
Поскольку ситуация эксперимента для большинства испытуемых непривычна, они испытывают тревогу. Кроме того, скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знания языка и т. д. Поэтому следует проверить, правильно ли испытуемые поняли инструкцию, и повторить ее при необходимости, избегая, однако, дополнительных развернутых комментариев.
в) Экспериментирование.
*Вначале следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте.
*Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования.
*Обычно в эксперименте принимает участие и ассистент.
*берет на себя вспомогательные задачи.
*Чаще всего именно ассистент ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого.
*Кроме того, ассистент ведет общее наблюдение за поведением испытуемого и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента.
*Он же следит за работой аппаратуры.
*Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внимание ассистента и экспериментатора освобождается от ряда рутинных процедур.
Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. Проблеме автоматизации психологического исследования и применению компьютеров в эксперименте на человеке посвящено множество монографий и сборников научных работ. Протоколировать ответы испытуемого лучше сразу посредством ввода данных в электронную таблицу, которая создается в компьютере (пакет EXCEL). В любом случае рекомендуется регистрировать дополнительные признаки поведения испытуемого, его эмоциональные реакции по ходу эксперимента. Необходимым завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. По завершении эксперимента следует провести беседу с испытуемым и поблагодарить его за участие в исследовании.
8. Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов— следующий этап исследования.
Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую.
Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:
1.о сходстве или различии двух и более групп;
2.о взаимодействии независимых переменных;
3.о статистической связи независимых и зависимых переменных;
4.о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).
Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.
Факторные планы требуют применения дисперсионного анализа для оценки влияния независимых переменных за зависимую, а также для определения меры их взаимодействия друг с другом.
Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: Statistica, Stadia, Statgraphics, SyStat, SPSS, SAS, BMDP.
Все пакеты делятся на виды:
1) специализированные пакеты;
2) пакеты общего назначения и
3) неполные пакеты общего назначения.
Для исследователей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные статистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики и многомерного анализа данных. Каждая программа снабжается документацией. По мнению экспертов, наилучший вариант документации у пакета SPSS. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя.
Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) — решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, результатами предшественников. И наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т. д.
Каждый раз, когда вы проводите научный эксперимент, следует составлять лабораторный отчет с описанием целей исследования, ожидаемых результатов, последовательности действий и полученных результатов с их объяснением. Зачастую лабораторные отчеты составляют в стандартном формате — сначала приводят аннотацию и введение, затем следует перечисление используемых материалов и экспериментальных методик, описание и обсуждение полученных результатов, а в конце выводы. Такой формат позволяет читателю найти ответы на основные вопросы: с какой целью проводился эксперимент, каких результатов ожидал экспериментатор, как проходил эксперимент, что произошло в процессе эксперимента, и о чем говорят полученные результаты. В данной статье описан стандартный формат лабораторного отчета.
- Цель аннотации заключается в том, чтобы обеспечить читателя краткой информацией об эксперименте, по которой он сможет судить о том, стоит ли изучать весь отчет. Аннотация позволит читателю определить, интересно ли ему данное исследование.
- Опишите одним предложением цель исследования и его значимость. Затем очень кратко перечислите использованные материалы и методы. Посвятите 1–2 предложения изложению результатов эксперимента. После аннотации можно привести список ключевых слов, которые часто используются в отчете.
- Во введении следует упомянуть, что представляет собой эксперимент, зачем он был проведен и почему он важен. Необходимо донести до читателя два ключевых момента: на какой вопрос призван ответить эксперимент, и почему важно найти ответ на данный вопрос. [3] X Источник информации
- В этом разделе следует дать ясную и исчерпывающую информацию об экспериментальной процедуре, чтобы на ее основании другие в случае необходимости могли повторить ваш эксперимент.
- Данный раздел является чрезвычайно важным документальным описанием ваших методов анализа.
- Например, если вы проверяете влияние удобрений на рост растений, следует указать марку использованного удобрения, вид изученных растений и марку семян.
- Не забудьте указать количество всех использованных в эксперименте объектов.
- Помните о том, что все эксперименты должны включать заданные параметры и переменные величины. Опишите их в данном разделе.
- Если вы использовали уже описанный в литературе экспериментальный метод, не забудьте привести ссылку на оригинальный источник.
- Помните, что цель данного раздела заключается в том, чтобы дать читателю полную и точную информацию о том, как вы проводили свой эксперимент. Не опускайте деталей.
- Не забудьте связать выводы с введением и указать, достигнуты ли поставленные цели.
- При составлении списка источников можно использовать специальное программное обеспечение, например программу EndNote.
Дополнительные статьи
Об этой статье
Читайте также: