Описание картины ван гога подсолнухи кратко

Обновлено: 06.07.2024

Винсент ван Гог.Ваза с двенадцатью подсолнухами (Арль, Январь 1889). Художественный музей Филадельфии , США .

Всего Ван Гогом было написано 11 картин, на которых изображены подсолнухи. Ян Халскер, один из ведущих ученых, занимавшихся творчеством Винсента Ван Гога, предполагает, что серия подсолнухов «возможно, больше, чем любая другая из его картин, сделала его известным во всем мире.

Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком. Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней много раз.

Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На цветах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.

Удивительно, но именно они положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена. Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.

Совсем давно, весной 1886 года Винсент Ван Гог приехал в Париж в надежде стать художником.В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.

На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.

В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами. Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин. Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил.Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.

Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул. Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.

На картинах изображены подсолнухи на всех этапах их жизни, от полного цветения до увядания . Картины являются новаторскими для того времени благодаря использованию широкого спектра желтых оттенков, что стало возможным благодаря изобретению красителей. В работе над циклами Ван Гог применил особую технику письма - импасто. Ее суть в том, что краски наносятся очень густым слоем и применяются не только традиционные кисти, но еще и нож. Так создавалась особая шероховатая поверхность, рельефный рисунок.

Рентгеновское исследование картин показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски. В это время в гости приехал Гоген, картина ему очень понравилась. Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.

Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время - у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать. Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.

В марте 1987 г. японский страховой магнат Ясуо Гото покупает одну из картин "Подсолнухи" за сумму, эквивалентную 40,8 миллиона долларов.

Винсент Ван Гог (1853-1890) - выдающийся нидерландский художник-постимпрессионист.

Арльский цикл, в который входит лондонская картина, предназначался для украшения комнаты друга живописца, Поля Гогена, в так называемом Желтом доме в Арле, на юге Франции, которую Ван Гог арендовал. Оба художника творили там вместе в октябре - декабре 1888.

В работе над циклами Ван Гог применил особую технику письма - импасто. Ее суть в том, что краски наносятся очень густым слоем и применяются не только традиционные кисти, но еще и нож. Так создавалась особая шероховатая поверхность, рельефный рисунок.

Самые знаменитые картины Ван Гога с названиями на русском языке и кратким описанием

Великий голландский живописец-постимпрессионист Винсент Ван Гог (1853-1890 гг.) был личностью весьма незаурядной и совершенно непонятой своими современниками. Поездив по миру и попробовав себя в самых разнообразных сферах, он решил полностью посвятить себя изобразительному искусству, но при жизни слава к нему так и не пришла – о его картинах мало кто знал, да они и не пользовались особой популярностью.

Более 10 лет Ван Гог провел за мольбертом, из-под кисти свету являлись настоящие произведения искусства. За такое короткое время он создал более 2100 работ, 860 из которых – картины, написанные маслом. В этой статье дана подборка описаний самых известных творений ван Гога. Не так-то много людей воочию увидели оригиналы этих картин, но знают об их существовании многие. Давайте же вместе с вами будем приобщаться к культурным ценностям, изучив живопись этого величайшего художника.

  • Этот натюрморт – раннее творение живописца. Он расположил башмаки, голубую ткань и зимние овощи — картошку, красную и белую капусту и так наложил цвета, как этому его учили в изобразительной студии.
  • Кажется, что основой для картины Ван Гога является полотно. Однако, это не так, Ван Гог использовал для этого бумагу, которую потом к доске прикрепил. Грунтовку он нанес валиком, создавая, таким образом, зернистую структуру.
  • Картина ван Гога разделена четкими линиями на части. Каждая часть – отдельное поле с цветущими разноцветными тюльпанами. По одной из дорожек идет человек, возможно, сторож. И больше никого вокруг, сюда не забрели даже праздные гуляки, чтобы полюбоваться на эту красоту. Только одни тюльпаны…
  • К написанию этой картины художника подвигли размышления о том, каким путем ему идти дальше.
  • В письме автор использовал грубые и толстые мазки, вглядевшись в которые можно предположить, что настроения у него в тот момент совершенно не было.
  • Ван Гог всегда любил осень, и именно поэтому в своем творчестве он использовал так много желтых и желто-горячих оттенков. Преобладают они также и в этой работе.
  • Что за женщина изображена на картине никто не знает. Она выглядит печальной в своем траурном наряде. Даже больше, эта женщина словно воплотила в себе все скорби мира. Автор выбрал под стать ее настроения живописный осенний уголок, где кажется, что и сама природа скорбит вместе с нею.
  • В этой картине Ван Гога, созданной автором на заре своего творчества, уже проявилась его своеобразная манера исполнения.
  • Художник запечатлел в этом произведении бедную крестьянскую семью, собравшуюся для совместного ужина.
  • Темные краски, которые использовал автор для создания этой картины, говорят об их бедственном и беспросветном положении. И только парок, шедший от сваренных картофелин, согревал эту уставшую от нужды и тяжкого труда семью. А еще ее сближал тусклый свет, который отбрасывала лампа, словно символизируя собой надежду на лучшее будущее этих людей.
  • Ван Гог настолько тонко выразил эмоциональное состояние людей, собравшихся за столом, что невольно заставляет зрителя сострадать им.
  • Как-то вечерней порой художник увидел необычное для себя зрелище — сборщики винограда вдруг представились ему в закатном свете в виде синих и фиолетовых точек. Именно это мгновение он и запечатлел на своем полотне.
  • В картине поражает взгляд удачное и насыщенное сочетание красок и оттенков. Листья винограда темно-красного цвета, пронзительная зелень неба, дорога, выполненная в фиолетовых оттенках, а на ней – золотистые блики от закатного светила.
  • Красками, перетекающими друг в друга, передаются встревоженный настрой, напряжение и глубина философских размышлений самого художника.
  • Долго считалось, что данная картина Ван Гога – единственное, которое живописцу удалось продать.
  • Это картина Ван Гога небольших размеров, на переднем плане которой написано дерево. Именно из-за этого близко расположенного дерева живописное полотно словно сделалось плоским. Солнечный круг Ван Гог сделал неправдоподобно огромным, он буквально занял полнеба. Художник словно сделал рокировку, поменяв местами цвета, у него небо стало желтым, а поле он раскрасил в лиловый цвет.
  • Картина получилась очень красочной, оживленной и жизнеутверждающей.
  • Это не единственная картина, изображающая сеятеля, существуют и еще версии на эту же тематику. В сеятеле Ван Гогом заложена особенная идея, символизирующая бесконечность бытия.
  • Картина Ван Гога о человеческих страстях и сумеречном состоянии написана в экспрессионистической манере.
  • На полотне – размышления художника о человеке, своими же руками разрушающего свою жизнь. Зеленый и кроваво-бордовый цвета как бы символизируют саморазрушение и неуклонное движение человека к той грани, за которой начинается безумие.
  • Чтобы постичь тайну сумеречного состояния человека, автору довелось работать над созданием картины в ночное время.
  • Картина Ван Гога написана художником в не совсем привычной для него манере. Автор, используя новую для себя цветовую гамму, словно наполнил ее невесомостью и необычайной легкостью.
  • В сюжете полотна — поле, усеянное разнообразными цветами, в основном ирисами.
  • Ван Гогом был избран не совсем обычный угол, под которым он и расположил свой центральный объект – ирисы. Он их разместил так, что человек, любующийся этой красотой, начинает испытывать эффект присутствия.
  • Благодаря теплым оттенкам голубого цвета, картина словно дышит умиротворенностью и гармонией.

Жанр картины Ван Гога — постимпрессионизм.

Жанр картины Ван Гога — автопортрет.

“Подсолнухи” Ван Гога – это его визитная карточка. Думая о Ван Гоге, мы сразу вспоминаем именно о них.

Парадокс в том, что натюрморты всегда считались среди живописцев не такими “элитными”, как портреты или даже пейзажи.

И вот “второсортный” натюрморт стал одной из самых узнаваемых картин в мире. Он стал самым дорогим шедевром. А что мы собственно о нем знаем?

1. Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами.

На самом деле Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами!

Сначала он создал 4 натюрморта с сорванными подсолнухами. Написал он их в Париже в 1887 году.

А вот те самые, всем известные подсолнухи в глиняной вазе были написаны Ван Гогом год спустя. В городе Арль на Юге Франции.

Сюда Ван Гог приехал за солнцем и яркими красками. А ещё он мечтал создать новое направление в живописи. Оно должно было прийти на смену импрессионизму.

Здесь, в Арле Ван Гог написал 4 натюрморта. Два из них хранятся в музеях Лондона и Мюнхена.

Два других в оригинале нам не доступны. Обе картины в своё время попали в частные коллекции. Одна сейчас находится у неизвестного коллекционера в США.

Другая сгорела вместе с домом своего владельца во время Второй Мировой войны в Японии. Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото.

Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи.

На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог.

Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах.

Но обьяснить его решение просто. Ведь Ван Гог задумывал свои Подсолнухи, как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны.

Думаю, он и не представлял, что его натюрморты представитель среднего класса не сможет себе позволить. Так как будут они самыми дорогими картинами в мире.

Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторские копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия “Лондонских” подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.

Ван Гог подсолнухи Лондон

Ван Гог подсолнухи Амстердам
Ван Гог подсолнухи Амстердам

Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Национальной галерее Лондона. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Также он создал копию Арльских подсолнухов на голубом фоне. Сейчас она хранится в Филадельфии.

Ван Гог подсолнухи мюнхен

Полотна Ван Гога
Полотна Ван Гога

Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Новой пинакотеке в Мюнхене. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в художественном музее Филадельфии.

Третья авторская копия “Подсолнухов” хранится в Японии. С ней связана невероятная история. Поэтому о ней чуть позже.

2. Появлению “Подсолнухов” мы обязаны Полю Гогену

Гогену нравились подсолнухи, которые Ван Гог написал ещё в Париже. Ван Гог об этом помнил.

Летом 1888 года он прибывает в Арль. Сюда для совместного развития нового направления он приглашает нескольких художников. Приехать соглашается только Поль Гоген. Ван Гог так ему благодарен, что решает украсить его комнату натюрмортами с подсолнухами.

Так были созданы 4 натюрморта с “Подсолнухами” в вазах. Поль Гоген их по достоинству оценил. И предсказал, что они будут визитной карточкой его друга. Так оно и случилось.

Но создать новое направление не получилось. Уже через две недели друзья сильно рассорились. О каком творческом союзе могла идти речь, если они совершенно по-разному работали. Ван Гог писал только с натуры. Гоген любил пользоваться своим воображением.

Гоген уехал. Ван Гог отрезал себе мочку уха и отдал его проститутке со словами “Возьмите, это может вам пригодиться”. После этого его нашли в невменяемом состоянии у себя в комнате. Добровольно лёг лечиться в психиатрическую больницу. Он проживет ещё полтора года. И успеет написать авторские копии своих “Подсолнухов”.

3. Ван Гог задумывал сделать триптихи со своими “Подсолнухами”.

Из переписки Ван Гога со своим братом Тэо нам известно, что он задумал сделать триптихи. Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии.

По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам – Подсолнухи. Вот так бы этот триптих выглядел.

Ван Гог подсолнухи мюнхен

Портреты Ван Гога

Ван Гог подсолнухи Лондон
Портреты Ван Гога
Ван Гог подсолнухи Лондон

Слева: “Подсолнухи” из Новой пинакотеки в Мюнхене. В центре: “Колыбельная (портрет Августины Рулен)” из Музея Ван Гога в Амстердаме. Справа: “Подсолнухи” из Национальной галереи в Лондоне.

Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности. Эксперты предполагают, что если бы не его самоубийство в 1890 году, Ван Гог бы стал очень богатым. Он выработал свой стиль декоративной живописи высшей пробы. Такой стиль не мог не понравиться широкой публике. Ещё немного, и его работы стали бы покупать за большие деньги.

4. “Подсолнухи” Ван Гога могли быть мрачными

Ван Гог не всегда писал такими яркими и жизнерадостными красками. Начинал он, наоборот, с очень мрачных сюжетов и темных красок.

Когда в 27 лет он решил стать художником, то выбрал для себя роль жизнеописателя простых людей. Так родилась знаменитая картина “Едоки картофеля” .

Но его брат Тэо, опытный продавец на рынке живописи, считал, что такая мрачная “крестьянская” живопись плохо продаётся. Также по его мнению, это было уже паханное поле. Ведь в этом стиле работали Милле и Писсарро .

Другое дело – радостная и светлая живопись импрессионистов. Такие картины созданы для успеха. Брат Тэо пригласил Винсента в Париж. Познакомил с Моне , Ренуаром , Дега и другими “светлыми” живописцами.

Под их влиянием Ван Гог резко сменил цвета с мрачных на светлые и яркие. Поэтому ему так нравился желтый цвет. И подсолнухи тоже.

Ссылка на бесплатный курс

5. Одна картина с “Подсолнухами” – подделка?

В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия “Подсолнухов” – подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.

Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец.

К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была “разоблачена”.

Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена.

Шуффенекер действительно время от времени писал картины в стиле импасто (нанесение краски густыми мазками). Именно этой техникой в совершенстве владел Ван Гог. Однако эксперты утверждают, что специально Шуффенекер подделки не создавал. Хотя возможно знал, что его картины выдаются дилерами за работы Ван Гога.

Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов.

Почему именно эти “японские” Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом?

Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов?

И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись “Vincent”)?

О других картинах художника читайте в статье “5 самых известных шедевров Ван Гога”.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Поль Гоген. Ван Гог, рисующий подсолнухи. 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.

Похожее

17 комментариев к “Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов о шедеврах”

Спасибо огромное за интересные рассказы, всегда с большим удовольствием читаю. И открываю много нового. И так доступно и ясно излагаете.

Читаю каждую статью. Очень интересно. Огромное Вам спасибо!

Очень интересная статья. Читаю перечитываю.не по одному разу.

Филипп, очень рада, что Вам нравится.

Да, весьма интересно то определение, что “Подсолнухи” Ван Гога – это портрет. Хотя я с этим вполне согласна. Ведь изображая подсолнухи, Винсент изобразил и показал ( пусть не прямо, но косвенно ) себя самого. Он как бы хотел сказать зрителям: “Да, я некрасив внешне, но я добрый и светлый внутри. Я бездарен и, может быть, бесперспективен в Вашем понимании, но я люблю жизнь, и готов дарить свою любовь и Вам. Я готов ( и буду!) стараться для того, чтобы мое искусство радовало Вас.”. Очень четко Вы подметили то, что цветы на картине отражают характер их творца. Без сомнения, что у каждого живописца есть своя картина, которая является символичной и ключевой для его творчества. Своего рода визитная карточка художника. У Рафаэля – “Сикстинская Мадонна”, у Леонардо Да Винчи – “Мона Лиза”, у Боттичелли – “Рождение Венеры”, у Веласкеса – “Менины”, у Клода Моне – “Впечатление. Восход солнца”, у Вермеера – “Девушка с жемчужной сережкой”. А у Ван Гога – это, конечно его знаменитые “Подсолнухи”, которые представленные не одной картиной, а составляют целый цикл работ! Очень любопытно было узнать также и интересные факты об этих картинах! Я тоже хочу поделиться с Вами еще одним фактом, который я думаю, будет интересен и Вам. Это я узнала из одного интересного журнала “Все о живописи”. Там я прочитала, что в 1987 году один из вариантов “Подсолнухов” ( 1888 года ), который в то время являлся собственностью лондонской Национальной галереи, был выставлен на знаменитом аукционе “Кристис”. Торги выиграла японская страховая корпорация “Ясуда”, выкупившая картину за очень большие по тем временам деньги – 40 миллионов долларов. Очень символично то, что эта уважаемая фирма была основана в 1888 году – в год написания картины. Вероятно, что руководство “Ясуда” решило во что бы то ни стало завладеть картиной и сделать ее своеобразным брендом своей компании. Во время празднования столетнего юбилея фирмы приобретенная картина была выставлена на 32 этаже небоскреба корпорации в Токио. В октябре 1988 года это полотно увидели 160 тысяч человек! Думаю, что не зря эта работа входит в число самых дорогих произведений изобразительного искусства.
Благодарю Вас за интересные и познавательные материалы!

Спаибо огромное за ваши статьи. Интересные факты в удобной для восприятия форме – редкое сочетание. Не оторваться!

Ольга, очень рада, что Вам нравятся мои тексты!

Оксана, как всегда, статья на высшем месте пьедестала! Совершенно свое видение картины! Хотя много читала о Ван Гоге, потому что он и мой любимый художник ,но вот такие мысли, что это автопортрет ,не возникали.. Да, действительно так, если вспомнить жизнь этого гения. Спасибо!

Читайте также: