Описание картины последний день помпеи кратко

Обновлено: 06.07.2024

В поисках достоверности Брюллов посетил раскопки погибшего города. Фигуры и лица людей создавались живописцем с натуры, с жителей Рима. Практически все предметы, изображенные на картине, художник писал с подлинных вещей, хранящихся в Неаполитанском музее.

Брюллов изображает поистине адскую картину. Вдалеке пылает вулкан, из недр которого во все стороны растекаются ручьи огненной лавы. Отблески пламени от горящей лавы озаряют красноватым заревом заднюю часть полотна. Вспышка молнии, рассекающая облако пепла и гари, освещает переднюю часть картины.

В своей картине Брюллов использует смелую для своего времени цветовую гамму. Самое пристальное внимание обращает живописец на воздушное перспективу – ему удается создать ощущение глубокого пространства.

Перед нами – целое море людских страданий. В час настоящей трагедии обнажаются человеческие души. Вот мужчина, защищающий своих близких, отчаянно поднял руку, словно пытаясь остановить стихию. Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Молодой юноша уговаривает упавшую мать собраться с силами и бежать. В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери.

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.




Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.


Прочитать полностью >>




Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.


Прочитать полностью >>




Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы


Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Последний день Помпеи

Как создавалась картина

Описание картины

Новаторской ее делает решение Брюллова изобразить двойное освещение – от Везувия и молнии. Это получилось сделать двумя цветами: горячим красным и сине-зеленым.

Как в театре развязка приводит на одну сцену всех действующих лиц, так и гибель Помпей привела всех героев к воротам, за которыми ждет смерть.

Декорацией стали Геркуланские ворота, за которыми начиналась Улица гробниц, то есть, местное кладбище. Это символично, но именно с этого ракурса лучше всего было видно вулкан.

Итак, Последний день Помпей – это несколько историй, сплетенных воедино:


Здесь нет главного героя, но центральными персонажами являются знатная дама, погибшая при падении с колесницы и ее маленький сын, который, кажется, не понял, что потерял мать. Они символизируют падение античного мира и рождение на его осколках нового. Вероятнее всего, натурщицей была графиня Самойлова, которая много лет была любовницей Брюллова. Изобразил ее на картине Брюллов еще в нескольких образах:

  • Женщина с сосудом на голове;
  • Мать с двумя маленькими девочками;
  • Женщина с мужем и младенцем.

Также видна колесница, с которой эта дама упала, ее и возницу влекут подальше от катастрофы обезумевшие лошади.

На заднем плане есть еще одна лошадь, которая поднялась на дыбы. Это символ безумной стихии.

Один из самых сильных персонажей – юноша, уговаривающий мать бежать с ним. Это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту.

Не менее цепляют и двое юношей, несущих на руках своего отца ( обратите внимание, в ногах у них крутится собака) а также молодой жених с погибшей возлюбленной.

Еще одна семья на картине – молодая женщина с младенцем и муж, пытающийся прикрыть их плащом. Моделью для него послужил итальянский спортсмен Доминико Марини.

Автопортрет

Себя и свою возлюбленную автор изобразил среди людей, которые пытаются скрыться в гробнице. Среди них есть художник, пытающийся спасти самое ценное, кисти и краски, а также запомнить все увиденное. Это и есть Брюллов. Вероятнее всего, этим Брюллов рассказал о том, что художник всегда является соучастником всех событий. Среди других персонажей, толпящихся возле гробницы, примечателен вор, подбирающий чужое золото.

Тема религии на полотне тоже затронута. Так, трудно сказать, кому молится девочка, сидящая около мамы и сестры. Рядом с ними стоит христианский священник. Он, кажется, принял свою участь и чувствует себя в безопасности. На заднем плане же пытается убежать перепуганный языческий жрец, как символ ухода старого мира и язычества. Именно на фоне катаклизма так четко обозначается уход старого и возникновение нового. До падения римской империи еще несколько веков, но уже прекрасно видно, что античность догорает вместе с молниями и вулканом.

В центре улицы Гробниц мы видим упавшую с колесницы мертвую женщину, за которую цепляется ее ребенок. Слева — юношу, прижимающего руку матери к груди. Здесь же сыновья, несущие своего раненого отца. На переднем плане справа изображена мать с двумя дочерями, с отчаяньем смотрящие вверх. Когда-то богатый город заполнен обломками домов, общественных зданий, разрушенными статуями богов. Бегущие в панике жители с ужасом взирают в кроваво-красное небо, закрываясь руками, безуспешно пытаясь спастись от гнева природы.

С первого взгляда зрителю представляется ужасающая картина разрушительной, неконтролируемой стихии. Разрывающие тяжелые облака вспышки огня, убивающий все живое черный пепел и люди, опутанные ужасом неминуемого конца. Изображенные фигуры не статичны, они находятся в движении, их лица полны страха перед неизбежной гибелью. Создается впечатление, что художник лично застал толпу в страшный момент, настолько реально переданы чувства обреченных людей.

При построении композиции Брюллов придерживался академических канонов: персонажи распределены по группам, фигуры на переднем плане по фактуре напоминают скульптуры и противопоставляются двухмерным прорисованным силуэтам людей позади. Динамика сюжета воссоздается за счет чередования темных, уплотненных тонов в центре и более блеклых на заднем плане. Таким образом автор смог по-разному передать освещение от вулкана и вспышек молнии.

В 1927 г. мастер провел четыре дня на развалинах Помпеи. Он был настолько сильно поражен атмосферой этого места, что тут же замыслил написать масштабную картину с многофигурной композицией и изобразить на ней гибель античной цивилизации. Идею подхватил Анатолий Демидов, дипломат и известный русский меценат, он же и выступил заказчиком произведения.

В процессе работы художник скрупулёзно изучал исторические документы и свидетельства очевидцев трагедии. Так, письма Плиния Младшего (Gaius Plinius Caecilius Secundus) к Тациту (Publius Cornelius Tacitus) стали источником рождения одного из центральных образов. Три года ушло на написание набросков и эскизов, и только в 1830 г. живописец приступил к компоновке и прорисовке всех элементов.

Последний день помпеи описание

Жанр и история создания картины

В основе сюжета лежит история о трагической гибели древнеримского города Помпеи, расположенного у подножия вулкана Везувий, в августе 79 года до н. э. В 1748 году на месте трагедии французские археологи начали проводить раскопки. Открытие древнего города стало настоящей сенсацией. Спустя некоторое время вышел в свет роман английского писателя Бульвер-Литтона, посвященный трагическим событиям.

Карл Брюллов

В 1827 году Карл Брюллов, проживавший в Италии, посещает место раскопок. Он не подозревает, что эта поездка станет судьбоносной. Находясь под глубоким впечатлением от увиденного, он решает создать монументальное полотно, которое покажет трагедию человека и невозможность противостоять силам природы.

В течение нескольких лет художник тщательно готовится к работе. По письмам древнего историка Плиния младшего, ставшего очевидцем происходившего, он изучает традиции и обычаи Древней Италии и знакомится с подробностями катастрофы. Источником вдохновения живописца стала опера итальянского композитора Джованни Пачини, посвященная гибели великого города.

Создавая наброски для будущего полотна, автор надевал на натурщиков костюмы артистов, участвующих в спектакле. Работая над картиной, Брюллов проявил себя не только как последователь традиционного классического жанра. Он активно развивал романтическое направление, его особенностями являются:

Карл Брюллов молодость

  • посвящение исторического сюжета картины не одному персонажу, а трагедии, которая произошла с целым народом;
  • выбор для сюжета конкретного исторического факта, а не идеи или идеализированного образа;
  • воплощение исключительной ситуации исключительными в физическом и эстетическом смысле героями;
  • для художника становятся важными не подвиги или героические поступки людей, а личные человеческие отношения. Именно поэтому он разбивает персонажей на семейные пары, внутри которых царят любовь, долг, великодушие.

Народ стал главным героем картины. Это было новаторством в русской романтической живописи. Он был изображен несколько идеализированно, без какой-либо социальной характеристики, как народ вообще. На полотне он выглядит как единый образ. Позже художник разовьет этот стиль в бытовой живописи, которая будет более естественной и приближенной к реальной жизни.

Работа над картиной продолжалась в течение шести лет. В 1833 году художник представил ее публике. Полотно вызвало всеобщее восхищение и хвалебные отзывы. Летом 1934 года картину привезли в Россию. Ее успех был ошеломляющим. Критики отмечали мощность и смелость полотна, а поэты посвящали хвалебные оды. Изложить кратко историю создания картины можно в эссе или сочинении по картине.

Картина Карла Брюллова, описание которой поражает своей драматичностью, гармонией и совершенством, вызывает у зрителя бурю эмоций. Художник располагает персонажей группами, объединенными общей трагедией и неотвратимостью происходящего. Каждая из них представляет отдельную историю. Такое многоголосие и большое количество персонажей не нарушает целостности картины, напоминающей финал грандиозного спектакля, объединенного одним сюжетом.

Последний день помпеи описание картины

В левой части полотна на заднем плане небольшая группа горожан столпилась на ступеньках гробницы Скавра. Испуганными глазами на зрителя смотрит женщина. Ее взгляд полон ужаса. За ней стоит художник. Он держит в руках ящик с кистями и красками. Он пытается спасти самое ценное — только краски имеют для него значение. Живописец вместе со всеми переживает страшную трагедию. Прототипом античного художника стал сам автор произведения. Брюллов поместил на полотно автопортрет.

Чуть ближе находится семейная пара. Герои пытаются спасти своих детей от потока лавы. Женщина бережно прижимает к себе маленьких дочерей. Рядом с ней стоит христианский священник. Он понимает неотвратимость происходящего и вверил свою судьбу в руки Господа. Языческий римский жрец пытается спасти их храма ритуальные ценности. Таким образом автор показывает падение язычества и начало христианской эпохи в античном мире.

Справа на втором плане виден всадник на вставшем на дыбы коне. Чуть поодаль от него молодой человек держит на руках свою невесту. На голове юной девушки венок из роз.

Описание картины последний день помпеи

Двое мужчин ведут под руки немощного старика. Это их отец, которого они пытаются спасти от стихии. Рядом юноша упрашивает мать подняться и бежать дальше. Этот юноша — римский историк Плиний младший, который спасся из горящего города и описал происходившие страшные события в своих трудах.

Центральной частью композиции является испуганный маленький мальчик, сидящий около тела умершей матери. Он символизирует гибель старого мира и зарождение нового. Он — противостояние смерти, отчаянию и ужасу.

Выразительные средства

Являясь сторонником классицизма, Брюллов строит композицию путем объединения отдельных эпизодов в цельную историю, заключенную в треугольник.

С документальной точностью он пишет человеческие фигуры. Большинство из них повторяют позы окаменевших тел, обнаруженных во время раскопок. Образ матери и сына был позаимствован у Плиния, которому удалось бежать из гибнущего города.

Последний день помпеи описание

Прототипами некоторых персонажей стали современники Брюллова. Во время работы над предварительными набросками художнику позировали жители Рима. Прототипом нескольких женских образов стала графиня Юлия Самойлова, с которой живописца связывали романтические отношения. Она стала прообразом девушки с кувшином, матери, обнимающей дочерей, и знатной горожанки, упавшей с разбившейся колесницы.

Брюллов очень точно описал место событий — это знаменитые Геркуланские ворота, за которыми располагалась улица Гробниц, место с пышными усыпальницами. Именно с этого места художник смог видеть главную причину бедствия — вулкан Везувий.

Благодаря двойному освещению изображение выглядит живым и реалистичным. Если современники используют рассеянное освещение, Брюллов находит источник света в пламени вулкана и вспышках молнии. При этом лучи имеют контрастную окраску. В глубине полотна они яркие и горячие, и холодные зеленовато-синие на переднем плане. Они отражаются от окружающих предметов, лиц и одежды персонажей.

Описание картины последний день помпеи

Для передачи масштаба катастрофы художник выбирает насыщенную, звучную палитру. Он использует яркие декоративные краски, которые выглядят невероятно живо рядом с палитрой других академических живописцев.

Художник не использует многоцветие. Мастер ограничивает цветовую палитру несколькими преобладающими цветами:

  • различные оттенки красного цвета: зарево, одежда людей, цветы на голове у девушки;
  • зеленый, желтый и голубой: окружающий пейзаж, здания.

Фигуры героев выглядят объемными. Брюллов изображает людей почти со скульптурной точностью. Этого он добивается благодаря удачному сочетанию света и тени.

Успех картины был определен новаторскими идеями, смелостью и мастерским исполнением Карла Брюллова. Он изобразил одновременно прекрасную и страшную картину катастрофы. Человек бессилен перед стихией и силами природы, но он должен оставаться человеком и сохранить свои лучшие качества.

Читайте также: