Описание картины отказ от исповеди кратко

Обновлено: 02.07.2024

Произведение произвело на Репина огромное впечатление. Действительно, трудно было остаться равнодушным, прочтя такие пламенные строки:

Судьба
Свою новую работу Илья Репин решил подарить поэту, который сумел его вдохновить на труд. Но подчеркнул, не следует считать её живописной иллюстрацией к поэме…

Сюжет картины
Художники всегда желали показать на своих полотнах возвышенный образ положительного героя. Кто-то находил его в прекрасных дамах, кому-то приходилось черпать его в историях о римских и греческих богах. Илья Ефимович Репин нашёл его в лице узника, которому осталось жить несколько часов. На рассвете его казнят…

На картине мы видим пришедшего в камеру священника. Ему предстоит выполнить свою работу — исповедать преступника перед казнью и отпустить ему грехи. Крест в руках как бы свидетельствует, что священник готов выполнить свои обязанности сполна.

При этом он не собирается уговаривать заключённого и тем более спорить с ним. Священнослужитель просто ждёт, что скажет узник, который, к слову, не пытается спорить. Он очень устал от всего происходящего… Заросший мужчина одет в рваный халат с пятнами, что создаёт неряшливый образ. Однако он не намерен сдаваться. Его поза говорит о нежелании исповедоваться и каяться. Более того, осуждённый убеждён в своей правоте и не сомневается, что сделал всё правильно. Его пламенный взгляд, выражение лица, поза говорят о внутренней решимости. В нём нет и доли раскаяния, а коли так, то нет и греха…

Решать зрителю
Репин оставил нам, зрителям, самим решать, состоится ли эта предсмертная исповедь и какой будет реакция тюремного священника. В этом и заключается гений мастера, сумевшего изобразить взаимоотношение между людьми и спор между ними…

Сделаю отдельный акцент: Репин никогда не был революционером и не принадлежал к какой-либо партии. Однако это не мешало создавать ему настоящие революционные произведения.

Художник сохранил имя поэту
Да, имя поэт Минского сохранилось в истории благодаря художнику Репину.

Николай Максимович Минский (настоящая его фамилия Виленкин) родился 15 января 1855 года в селе Глубокое Витебской губернии, в небогатой еврейской семье. Родителей мальчик лишился рано и ему самому пришлось пробиваться в жизни самому.

Природа наградила его умом и способностями к учёбе. Именно благодаря этим двум качествам Николаю удалось с блеском закончить Минскую мужскую гимназию, а потом и юридический факультет Петербургского университета.

Получил степень кандидата прав, он службой практически не занимался, а отдался целиком литературе. Как поэт Николай Минский в своё время был довольно популярен. Его стихи студентки переписывали в тетрадки и альбомы, учили наизусть. Но с появлением Константина Бальмонта, Валерия Брюсова и Александра Блока, его популярность сошла практически на нет. Хотя на его стихи писали романсы Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов и другие композиторы.

Кроме того, широкую популярность Минский приобрёл как переводчик Гомера, Аристофана, Байрона, Шелли, Верлена, Флобера, Метерлинка.

Не могу сказать точно, за что Минский тогда был арестован — за статью пламенного большевика или за свои революционные взгляды. Друзьям удалось добиться его выдачи под залог. Однако ему пришлось покинуть страну и уехать в Париж, где он стал одним из вождей русского декадентства и символизма.

В 1913 году он вновь возвращается Россию, но с началом Первой мировой войны эмигрирует в Европу окончательно. И тут случается невероятное! Николай Минский вдруг стал оправдываться: марксизм враждебен культуре, философии, религии и искусству, а революция — это плохо. То есть, он сделал полный разворот на сто восемьдесят градусов и стал антиреволюционером…

Вот такое мнение о литераторе оставили его коллеги. Каким он был на самом деле? Главное, в этой истории, что Минский сумел вдохновить другого мастера на гениальное творение. Все остальное, как говорится, вторично…

Перед нами на полотне – темная тюремная камера, в которой находятся двое: священник и приговоренный к казни революционер. Репин показывает революционера в фас, священника – со спины. Полотно написано в сдержанных темных тонах со множеством оттенков – от светло коричневых до серебристо-черных.

Священник уговаривает исповедоваться перед смертью, но встречает гордый отказ. Арестант не желает вступать с ним в переговоры. С некоторым недоумением священник наблюдает не смирение, не безропотную кротость, а жажду борьбы и такой высокий подъем духа, когда любые личные проблемы кажутся человеку ничтожными.

Репин показывает служителя церкви добродушно-спокойным человеком, несколько равнодушно исполняющим свой служебный долг. Революционер же преисполнен страстной убежденности, решительности, благородства и мужества. Его образ, несмотря на внешнюю неприглядность, – изнуренный вид, грязную одежду - исполнен внутренней веры и действительно прекрасен. И взгляд, и выражение лица, и решительная поза – все в облике арестанта передает его внутреннюю решимость, благородство и глубину мысли.

Жизненная сцена, показанная Репиным, отражает взаимоотношение между людьми, спор между которыми оказывается бессмысленным. Революционер является непримиримым борцом со старым миром, а священник этот мир олицетворяет.

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.




Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.


Прочитать полностью >>




Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.


Прочитать полностью >>




Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы


Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Репин Илья Ефимович — Отказ от исповеди перед казнью.

репин отказ от исповеди перед казнью

1879 — 1885 годы.

Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Художник заменил спор на молчание. Сжимая в руках крест, священник как бы говорит, что готов выполнить свои обязанности сполна. Он не старается уговорить заключенного или поспорить с ним. Священнослужитель просто ждет решения подопечного. Его поза говорит о том, что он не заинтересован в исходе проповеди. Что касается революционера, то и он не пытается спорить. Он выглядит усталым и жаркие речи ему сейчас ни к чему. Этот человек попросту не видит смысла противостоять целой системе. Его измождение достигло апогея. Мужчина облачен в рваный халат с пятнами, на его голове видны длинные волосы, а на лице борода. Все это создает неряшливый образ. Судя по его виду, заключенный сидит в такой позе давно, при этом сохраняя присутствие духа. Поза революционера, отшатнувшегося от священника, говорит о его нежелании исповедоваться и каяться. Он ждет, чтобы его поскорей оставили в покое, и, наконец, казнили. Картина исполнена мутными цветами. Свет в камере практически отсутствует. Здесь темно, видны лишь две фигуры и койка арестанта. Холст показывает зрителю не только отказ от покаяния, но и отказ от жаркого спора, протекающий в тиши тюремной камеры.








Репин был очень дружен с Мамонтовым. На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи, и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей.

Обряд покаяния

Раскаяние в грехах – дело сложное. Открываться перед Богом в тишине перед домашним иконостасом в молитвах не так сложно, как рассказать о них другому человеку. И пусть священник связан тайной исповеди, но все же распахнуть душу сможет далеко не каждый человек. Бывает и наоборот, исповеднику рассказывают о своей обычной жизни, каждодневных делах, не зная, что именно стоит говорить, а что можно опустить.

Исповедь – это не рассказ о каждой прожитой минуте, это покаяние в своих греховных делах, мыслях.

После рассказа прихожанина священник специальными молитвами отпускает (прощает) грехи. На исповедь идут с искренним сожалением о совершенных поступках. Иногда священники отказывают в отпущении грехов, накладывают епитимью. Это не наказание, а лишь возможность еще сильнее осознать свою греховность.

Основные правила христианства для обряда покаяния:

  1. К обряду допускают всех христиан старше 7 лет.
  2. Принуждение к исповеди не допускается. Это добровольный обряд, который помогает приблизиться к Богу. После покаяния следует таинство причастия.
  3. В разговоре со священником прихожанин рассказывает то, что считает наиболее важным. Если человек твердо намерен исповедаться, но не знает, с чего начать, служитель церкви может делать наводящие вопросы.

Приходить на исповедь в первый раз всегда страшно. Но если родители позаботились о своем ребенке и у христианина есть свой духовник, обряд исповеди проходит намного легче. Духовник сопровождает православного с детства или с момента первой исповеди и помогает ему духовно расти на протяжении всего срока общения.

Как правильно называть грехи на исповеди


Духовник поможет ребенку в самых сложных моментах жизни

Как составить записку с грехами и что говорить священнику

Как правильно называть грехи на исповеди


Специальная памятка для тех, кто приходит на исповедь

В записке пишут все так, как оно есть на самом деле:

  • не причащался, не исповедовался долгое время;
  • гневался на родных и близких;
  • жадничал, сквернословил;
  • посещал гадалок, не накладывал на себя креста и т.д.

Как правильно называть грехи на исповеди


Разговор с духовником может состояться не в отдельном кабинете, а в храме

Как приготовиться к исповеди в церкви

Духовные наставники прихожан дают советы тем, кто впервые собирается на исповедь:

Сокрытие грехов – еще один грех. Духовник не осудит, он выслушает и поможет разобраться, отпустить тяжесть с души. Даже самые тяжкие признания не будут для священника обидными или неприемлемыми. Служители Бога многое слышали на своем веку, они не осудят. Православные христиане, которые хотят быть ближе к Господу, ходят на исповедь регулярно. Очищение грехов и очищение от них помогает ответственно относиться к собственной жизни и бережно к чужой.

Установление таинства исповеди

Покаяние перед Богом, иногда всем народом – распространенная практика, широко встречающаяся во времена Ветхого Завета. Мы можем вспомнить праведника Ноя, который призывал народ к покаянию. Мы встречаем положительные примеры принесения покаяния: пророк Иона взывал к ниневитянам, возвещал им погибель. И жители услышали его слова и раскаялись в грехах, они умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение (Иона 3; 3).

Исповедь в первые века не имела строго последования, как и другие таинства. В разных Церквях встречались разные практики, связанные с местными обычаями. Но уже тогда можно было выделить несколько основных компонентов, встречавшихся почти повсеместно. Среди них, прежде всего, нужно отметить личную исповедь перед пастырем или епископом и исповедь перед всей церковной общиной, которая практиковалась вплоть до конца IV века, когда Константинопольский патриарх Нектарий отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния.



И. Репин. Один из набросков к картине. 1880


Как правильно называть свои грехи на исповеди: советы батюшки

Если в жизни нарушены Заповеди, в этих грехах обязательно нужно покаяться и попросить прощения у Господа

Как правильно называть грехи:

  • прелюбодеяния, возжелание другой/другого человека;
  • гнев;
  • жажда денег;
  • обжорство;
  • уныние;
  • мысли о самоубийстве;
  • гордыня;
  • самолюбие, тщеславие;
  • воровство;
  • убийство.

О грехах стоит говорить так, как вы их осознали. Например, воровство нужно объяснить: причину, степень (объем) проступка. Иногда люди не понимают свой проступок, в этом случае лучше спросить у батюшки, считается ли то или иное действие, мысль нарушением заповедей.

Исповедание грехов

Чтобы принести покаяние в грехах необходимо разобраться и понять, что такое грех. Католическая традиция, восходящая к Ансельму Кентерберийскому, определяет грех в юридической плоскости. Грех воспринимается как нарушение закона, совершение преступления.


К. Брюллов. Исповедь итальянки. 1827-30 У Католиков исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (но возможно и вне конфессионала).


И.Е.Репин "Сходка" 1883

Репин оставил зрителю самому решить, состоится ли эта предсмертная исповедь. Именно этой идее художника соответствует авторское название.

Последняя исповедь

(Отрывок из драмы)

С в я щ е н н и к

Во имя
Отца и сына и святого духа,
Аминь!

Очнись, мой сын! Великий миг
Приблизился.

Мне краткие мгновенья
Беседовать позволено с тобой:
Не трать, мой сын, мгновений дорогих!

На страшный путь ты должен запастись
Спокойствием и бодростью. Я мир
Душе твоей несу.

О с у ж д е н н ы й
(оглядываясь и указывая на палача)

С в я щ е н н и к

И я, и он — покорные послы
Пославших нас; небесной власти — я,
А он — земной. Я — вестник всепрощенья
И благости творца, а он. он — казни
Невольный вестник.

О с у ж д е н н ы й

Ты сперва простишь,
А он потом казнит меня — не так ли?

С в я щ е н н и к

Людская казнь свершится и пройдет,
Но вечною пребудет благость божья;
Не отвергай последний дар любви —
Земной залог господня примиренья.
Покайся, сын, в грехах.

О с у ж д е н н ы й

Старик,
Уйди! В моих раскаявшись грехах,
Смертельный грех я б совершил пред смертью.
На грех такой меня духовный пастырь
С распятием в руках склоняет.

С в я щ е н н и к

Сын мой,
Между тобой и судьями твоими
Не я судья. Молитву я, не суд
Пришел творить. Молись, дитя, и кайся!

О с у ж д е н н ы й

С в я щ е н н и к

Молчи, молчи! Ты раны растравляешь,
И без того зияющие в сердце
Твоем больном. Последнюю молитву
Я, Не так творят. Есть тихие слова,
Слова любви, покорности, прощенья.
Они в душе, как вспоминанья детства,
Как матери ласкающий напев,
Баюкают и злобу, и страданья
И умирать дают нам без проклятий.
О, вспомни, сын, то золотое время,
Когда враждой еще не распалялась
Твоя душа. О, вспомни годы детства,
И чистый пыл младенческой молитвы,
И мир души, и слезы умиленья.
О, умились, дитя мое, пред смертью
И богу вздох последний посвяти,
А не земле! Послушай, сын мой: если
За тяжкий грех заслуженную кару
Теперь несешь — пусть льется горячо
Пред господом раскаянье твое!
Он милостив. Раскаявшийся грешник
Ему милей, чем тот, кто не грешил.
Но если ты безвинно умираешь,
Вдвойне теплей и ярче пусть горит
Последняя твоя молитва богу!
Идя на казнь невинно, помолись
Тому, кто сам невинно был казнен;
Вручи себя тому, кто нам когда-то
Себя вручил. Ты скорбь свою поведай
Тому, кто сам скорбел лютейшей скорбью.
Молись тому пред казнию, кому
Во время казни должен подражать ты.
И он казнен за бедных и голодных,
И он казнен за вечное добро, —
Но в смертный час врагов не проклинал он.

О с у ж д е н н ы й

Ты задевать умеешь струны сердца.
Я сам, старик, продумал о Христе
Последний день своей недолгой жизни.
И много, много думал я.

С в я щ е н н и к

О с у ж д е н н ы й

И я решил, что повесть о Христе —
Пустая ложь.

С в я щ е н н и к

А прежде верил ты?

О с у ж д е н н ы й

В дни юности когда-то. Вере в бога
Уже давно противился мой разум,
Но лишь вчера сказал мне голос сердца,
Что бога нет.

С в я щ е н н и к

Что ж говорил тот голос?

О с у ж д е н н ы й

Он говорил, что если на Голгофе,
Века назад, своей святою кровью
Грехи людей Христос бы искупил,
То не было б моей сегодня казни.

С в я щ е н н и к

Его пути для нас неизъяснимы.

О с у ж д е н н ы й

Молчи, старик! Ты слышишь ли далекий
Зловещий гул? То праздная толпа
На смерть мою сбирается глазеть.
Теперь, старик, дерзнешь ли ты о боге
Мне говорить? О, если б в небесах
И жил господь, то, этот гул услышав,
В себе самом он стал бы сомневаться.

Толпа растет. всё ближе. и о чем
Кричит она? То крики нетерпенья,
Или восторг, иль шутки площадные?
О, подожди, народ нетерпеливый!
Уж близок час, притихнет скоро сердце,
Что лишь к тебе любовью билось страстной,
Лишь за тебя скорбело и молилось.
Народ! Народ! Жених свою невесту
Не любит так, как я любил тебя!
Народ. Мой слух ласкало это слово,
Как музыка небес. В часы сомненья
Я воскресал мечтою о тебе,
Как жаркою молитвой. Дом родимый,
Отца и мать безропотно я бросил,
И лишь тебе, как бы отшельник богу,
Я посвятил всю жизнь, все силы духа.
С тех пор иных не ведал я печалей,
С тех пор иных я радостей не знал.
Там, в тишине твоих полей просторных,
Там, в суете твоих лачужек тесных, —
Там плакало, там радовалось сердце.
О, горький час! Ты горше часа смерти!

Меня везут в позорной колеснице,
Я на глазах обманутых народа
Свою любовь к народу искупаю.
А я молчу. Ничья рука не может
Повязку лжи сорвать с его очей.
И ум его могучим словом правды
Ничей язык не может просветить.
О, веселись, толпа! Шути, позорь!
День траура своим друзьям доставишь,
День радости врагам ты подаришь.
Но нет! Клянусь, я радость отравлю им
И грудь толпы заставлю трепетать!
Я не совсем бессилен — умереть
Осталось мне, и грозное оружье
Я на врагов скую из этой смерти.
Я кафедру создам из эшафота
И проповедь могучую безмолвно
В последний раз скажу перед толпой!
Как надо жить, тебя не научил я,
Но покажу, как надо умирать.
Пусть палачи от злобы побледнеют,
Позора яд пускай сердца прожжет им!

С в я щ е н н и к

Прощай, мой сын! Не дал господь мне тронуть
Твой дух. Сюда с надеждой робкой шел я,
С отчаяньем отсюда удаляюсь.
Пусть бог простит твою гордыню.
Быть может, что и к свету ты стремился,
Хотя бродил не светлыми путями.

О с у ж д е н н ы й

Что о путях бормочешь ты? Когда бы я
Бесчестными путями не гнушался,
В твоих теперь валялся б я ногах,
Перед толпой с подмостков эшафота
Стократ себя крестом бы осенял,
Евангелье лобзал бы со слезами
И набожно толпу перекрестил бы:
Верней нет средств, чтоб мучеником правды
В толпе прослыть. Ведь знаю я, что каждый,
Склоняясь в прах пред судьями моими,
Христа судивших дважды в день клянет.
Но нет! Теперь, в торжественный час смерти,
Я честных рук своих не оскверню;
Народному и моему врагу
Не протяну их.

С в я щ е н н и к

О с у ж д е н н ы й

С в я щ е н н и к

О с у ж д е н н ы й

Ты враг народа.
И не за то ль, что громкие слова
На языке всегда у вас,— друзьями
Вас должно счесть? Вы — слуги божьи? Так ли?
Но для кого ваш бог страдал и умер?
Кому служил он? Сильным? Богачам?
Зачем же вы с сильнейшими в союзе?
Как верных псов, над овцами своими
Назначил вас блюсти небесный пастырь:
Зачем же вы с волками подружились?
Из всех врагов презреннейшие — вы!
Трусливые, со сладкими словами,
Изменники, лжецы и лицемеры!
Что нам в словах возвышенных и добрых!
Полезнее нет силы, чем огонь,
И без огня зверями были б люди,
Но изверг тот, кто тихомолком пламя
Под хижину подбросит бедняка.
Так и любовь, прощение и кротость —
Высокие и честные слова,—
Но те слова кому вы говорите?
Зачем меня учить теперь прощенью
Явился ты? Я — слабый, бедный узник,
Что через час заснет могильным сном.
О, если б ты и убедил меня,
Скажи, кому нужна моя пощада?
Зачем с такой же речью о прощенье
Ты не пошел к моим всесильным судьям?
Их убедив, ты тотчас спас бы жизнь.
Так вы всегда: когда бедняк без хлеба
В виду безумных пиршеств издыхает,
Вы к бедняку подходите с крестом
И учите умеренности скромной.
Когда народ в цепях тирана стонет,
Смирению вы учите народ.
Тому ль учил божественный учитель?
На то ль дал крест, чтобы исподтишка
Его крестом вы слабых убивали?
Когда я смерть приму на эшафоте
И громко лгать начнут все языки,
Скажи, о чем народу скажешь в церкви?
Что к свету я стремился? Божий храм
Кто осквернит кощунственною ложью?
О, бедный край мой! Море гнусной лжи
Тебя залило мутными волнами
Со всех концов: в семействе лжет отец
Перед детьми, а в школе лжет учитель,
В твоих церквах лгут слуги алтарей.
Поверь, что мне палач стократ милее,
Чем лживый поп.

(Обращаясь к палачу.)

Невольный вестник казни!
Ну, начинай! Надеюсь, ты свое
Успешнее исполнишь порученье.

Палач выходит на средину каземата. Священник, медленно и дрожа всем телом, удаляется. Осужденный смотрит ему вслед.

Как он дрожит! Как бледен! Эй, старик,
Постой! В твоих глазах я встретил слезы,
И голос твой дышал ко мне участьем.
Твое лицо я первое в тюрьме
Беззлобное увидел. Перед смертью
Укоров я не слышал от тебя.
Старик! Твою я презираю рясу,
Но доброе под ней, быть может, сердце.
Как поп — мне враг, как человек — быть может,
Ты мне и друг. Прими же в благодарность
Ты мой поклон и теплое спасибо.

Читайте также: