Описание картины неравный брак кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины. В центре картины очаровательная молодая невеста: черты ее лица мягкие, по-детски нежные, но красивые глаза полны безысходности, беспомощности, обреченности. Наверняка они пролили много слез и именно поэтому опущены в пол. Ее мечты сломлены, молодость – убита.

Невеста одета в роскошное белое платье, но оно не приносит ей радости, и , скорее всего, станет ненавистным. Этот праздник не для нее. В одной руке она держит свечу, а другую безразлично протягивает священнику, чтобы тот надел кольцо. Возможно, где-то в глубине души она уже даже смирилась со своей участью и понимает, что она совершенно бессильна в этой ситуации. Однако, может быть, именно это действие спасет ее семью от бедности, голода.

Далеко не молодой жених производит странно отталкивающее впечатление. В глаза бросается контраст между прекрасной невестою и настолько неприятным стариком. Наверняка, ему не впервой вступать в брак, поэтому он создает впечатление уверенного ловеласа. Он властно и торжествующе смотрит на свою новоиспечённую жену, словно посмеивается над ней. В чертах его лица нет ничего доброго – он черствый, самоуверенный, бесчувственный, эгоистичный. Он печется лишь о собственных чувствах, и не берет во внимание тот факт, насколько молода и несчастна его невеста. Его знатность, богатство, высокий чин подчеркивает орден на шее, звезда на груди

2 вариант

Невеста одета в шикарное платье, напоминающее об ужасном дне в ее жизни. Организованный праздник не приносит ей радости. В одной ее руке наблюдаем свечу, а другую она протягивает священнику, чтобы он надел кольцо. Зритель может предположить, что она смирилась с судьбой, поэтому она бессильна в данной ситуации. Девушка рассчитывает, что брак поможет ее родственникам.

Не молодой жених производит плохое впечатление. Наблюдается контраст между пожилым мужчиной и замечательной девушкой. Предположительно, что мужчина несколько раз был женат, поэтому он производит впечатление ловеласа. Он пристально наблюдает за будущей женой, посмеиваясь над ней. Видно, что он черствый, самоуверенный, эгоистичный человек. Он заботится о своих интересах, а чувства будущей супруги его мало интересуют. Автор смог умело подчеркнуть высокое положение мужчины, его богатство и статус в обществе.

Рассматривая полотно начинаешь жалеть бедную красавицу, так как она выходит замуж за бездушного старика. Жених смотрит равнодушно на будущую супругу во время венчания. Неизвестно, как он отнесется к ней в браке. Зритель предполагает, что семейная жизнь данной пары продлиться не долго, так как мужчина скоро умрет. Главное, что художник смог передать смысл неравного брака — корыстный расчет без счастья и настоящей любви.

Описание настроения картины Пукирев - Неравный брак

Популярные сегодня темы

Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.

Творчество Федора Павловича Решетникова многогранно и своеобразно. Он был одним из самых известных сатириков, мастером карикатур и создателем замечательных скульптур юмористического характера.

На полотне изображено внутреннее помещение церкви, окутанное полумраком. Здесь проходит обряд венчания. Ближе к зрителю стоит невеста. Она очень юна: на лице её ещё осталась детская припухлость, весь образ написан с помощью мягких линий и закруглений. На ней белоснежное свадебное платье и фата, что подчёркивает её душевную чистоту. По её глазам и наклонённой голове видно, что не одну ночь она проплакала в ожидании этого события. В левой руке девушка держит свечу, а правую протягивает священнику для обручального кольца.

Полная противоположность невесте – жених. Это пожилой мужчина в чёрном костюме и с орденом. В сравнении с девушкой он стоит очень прямо, даже слишком – это показывает его чопорность, брезгливость. Жёлтое морщинистое лицо не выглядит живым: огонь в глазах старика давно угас.

Ещё одна фигура на переднем плане – священник в золотой ризе. Он сгорблен; протягивая невесте кольцо, смотрит на неё исподлобья. Или почтительно склоняется перед ней? Фигуру попа можно понимать двояко: возможно, он сочувствует девушке, а может быть, участвует в этом преступлении против её свободы и счастливого будущего.

За женихом видны два женских лица – тоже в фате и свадебных нарядах. Но как такое может быть, ведь на свадьбе должна быть только одна невеста. Хотя, если присмотреться получше, платье старушек больше похоже на погребальный саван - так это же призраки мертвых бывших жен жениха! Очевидно, что и эту, совсем ещё девочку, старый генерал сведёт в могилу.

На другом краю картины, рядом с невестой, изображён шафер. Он нахмурился, скрестил руки на груди и отвёл взгляд от происходящего. Это несостоявшийся жених, который из-за своего финансового и социального положения не смог добиться свадьбы с возлюбленной.

Искусствоведы, изучая историю создания картины, разработали две версии того, чем вдохновлялся художник.

Согласно первой версии, друг Пукирева, молодой купец Сергей Варенцов, хотел жениться на Софье Рыбниковой. Однако родители девушки предпочли Сергею более успешного и состоятельного мужчину – купца первой гильдии Андрея Карзинкина, что был на 13 лет старше Софьи. Из-за других родственных связей сам Сергей был вынужден присутствовать на венчании в качестве шафера.

Узнав эту историю, Пукирев создал картину, где изобразил в том числе и своего друга. Это повлекло за собой конфликт: Варенцов был возмущён, так как уже собирался жениться на другой девушке, поэтому живописец изобразил себя.

Эта версия вполне правдоподобна, так как на эскизе картины у шафера нет бороды, и сам он больше похож на Варенцова, нежели на Пукирева.

Вторая же версия гласит, что картина автобиографична, а на полотне изображён сам Пукирев и его несостоявшаяся невеста Варенцова Прасковья Матвеевна. В 2002 году был обнаружен рисунок другого художника, В. Д. Сухова, где изображена женщина в возрасте. В подписи к работе было упомянуто, что овдовевшая Прасковья живёт в богадельне.

Прототипом смотрящего на зрителя человека точно стал друг Пукирева, живописец Пётр Шмельков. А вот образ жениха скорее собирательный: некоторые искусствоведы считают, что фигура, голова и причёска взяты от разных знакомых художника.

На полотне изображено камерное пространство полутемной церкви. Проходит обряд венчания. Обычно это светлый радостный праздник, но в этом случае свадьба по настроению скорее похожа на похороны. Перед алтарем стоит пара – старик и молодая девушка. Они единственные освещены желтоватым светом. Жених стар и неприятен, у него дорогой сюртук, а на шее орден Владимира II степени – это свидетельствует о его высоком положении. Выражение лица у мужчины почти бесстрастное, брезгливо-снисходительное, он лишь немного скосил глаза на невесту.

Лицо девушки, напротив, выражает отчаяние и безысходность. Глаза красные от слез, кожа болезненно-бледная, рука со свечей безвольно опущена, взгляд направлен вниз. Вторую руку она протянула священнику, чтобы он надел кольцо на палец. В этой ситуации невеста ощущает себя бесправной безвольной куклой, кем, по сути, является.

Не менее интересны второстепенные персонажи. Священник подобострастно склонился перед парой, но выражает явное неодобрение. Церковь осуждала подобные союзы – в 1861 даже вышел соответствующий Указ Синода.

Позади невесты стоит молодой мужчина – единственный, кто соответствует ей по возрасту. Вся его поза выражает бессильную ярость, а взгляд испепеляет жениха. По версиям искусствоведов – это прежний возлюбленный девушки, брак с которым не одобрили родители. Он был вынужден присутствовать на свадьбе и ощущать свою беспомощность.

На лицах прочих гостей написано сочувствие, осуждение или откровенное любопытство – это именно те эмоции, которые вызывает неравный брак в обществе. Пукиреву удалось изобразить его во всех неприглядности, отразить циничность и жадность тех, кто ставит выгоды выше настоящей любви.

Неравный брак картина Пукирева

Картина была написана в 1862 г. Холст, масло. Размеры: 173 × 136,5 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Василий Пукирев написал картину после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1863 году он представил картину на академической выставке. Работа настолько поразила зрителей, что за неё он был удостоен академика Императорской Академии художеств.

Для того времени сюжет картины являлся очень актуальным. Браки, которые совершались с большой разницей в возрасте, зачастую исходя только из материальной выгоды и нередко против воли молодых девушек, были частым явлением. В середине XIX века данный вопрос стоял остро и осуждался многими современниками.

Не потеряла актуальности картина и сегодня. Хотя в наше время крайне редки и зачастую не на слуху являются браки, которые осуществляют помимо воли невесты, однако браки с большой разницей в возрасте, которые явно был заключены только с целью наживы и обогащения, продолжают оставаться актуальными и, пожалуй, будут оставаться таковыми, пока миром правят деньги и люди их имеющие.

На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.

Неравный брак фрагмент картины жених

Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.

Неравный брак фрагмент картины невеста

Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать. Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги.

Неравный брак фрагмент

У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.

Неравный брак картина Пукирева фрагмент

Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста.

В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.

В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.

Неравный брак фрагмент Пукирев

Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев. Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.

В XIX веке не редки были случаи, когда небогатые родители находили для своей невесты богатого жениха, который мог быть гораздо старше её по возрасту, в целях поднятия своего собственного благосостояния и положения в обществе.

На картине мы видим процесс таинства венчания в церкви. Престарелый жених берёт в жёны совсем юную девушку. Невеста, которая чувствует себя обречённой на супружескую жизнь с человеком, к которому не испытывает никаких чувств, выглядит опустошённой. Она безвольно поднимает руку, чтобы священнослужитель надел на её палец кольцо. Вторая рука со свечой поникла. Рядом стоит жених, будущий супруг, за которого её отдали против воли.

В центре картины три фигуры — жених, невеста и священник. Фигура священника в контексте сюжета так же важна. Исподлобья он смотрит на бедную невесту, опустившую глаза. Он сочувствует заплаканной девушке, но ничего не может с этим поделать. Здесь уже всё предрешено и никто не сможет помешать происходящей несправедливости.

Не меньший интерес вызывают фигуры, которые находятся за спинами венчающихся. По левую сторону стоят представители жениха. Военный с любопытством и улыбкой рассматривает молодую невесту. Рядом стоит старая женщина — сваха. По правую сторону стоят представители невесты. У всех на лице написано недовольство тем, что происходит. Они демонстративно отворачиваются от сцены и хмурят брови, выражая своё несогласие и возмущение. Самый крайний мужчина справа — автопортрет самого Василия Пукирева. На картину самого себя он поместил, чтобы показать личное отношение к тому, что в его время царят такие нравы, которые противны здравому смыслу и всему человеческому.

Картина заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать невесте. Участь её предрешена. Теперь она будет вынуждена жить с человеком, которого не только не любит, но может даже ненавидит. Совсем в молодом возрасте она мечтала о высокой и искренней любви, счастливом браке, детях от любимого мужа, но всем её планам теперь просто не суждено сбыться, так как за неё её судьбу решили родители и тот человек, что стоит рядом и обладает большим влиянием.

Василий Пукирев своей работой в очередной раз указал на недостатки общества, и сделал ещё один шаг к тому, чтобы этот пережиток прошлого стал мало-помалу исчезать из культуры и обычаев в России. Невеста — это символ несправедливости, тот, чей образ должен указать людям на уничижительное отношение к женщинам, чтобы таких, как эта бедная девушка, больше никогда не было.

Священник

Священник на картине изображен сгорбившимся, потерянным, словно ему приходится исполнять дело неблагодарное. Он смотрит исподлобья, поза напряжена, неестественна, его одеяние, расшитая риза, топорщится. В левой руке раскрытая церковная книга, в правой зажато обручальное колечко, которое священник готов надеть невесте на палец. Возможно, и у него когда-то была дочь, которой кто-то пытался сломать жизнь. Священник растерян, однако свою обязанность он готов исполнить до конца.

неравный брак картина цена

Тема картины

Но не было ли у художника особой причины ненавидеть ситуацию, сам факт существования неравных браков?


Браки по расчету

Секрет главной героини раскрыт

Пукирев был весьма загадочной личностью. Общество, увидев картину в 1863 году, было заинтриговано, оно гадало и мучилось, пытаясь определить потаённую сущность полотна. Кроме того, высший свет оказался сражен наповал – видимо, проблема была наболевшей, а мастерство художника позволило искусно передать тончайшие нюансы образов и характеров.

Долгое время точных сведений о моделях и прототипах героев картины не было. Существовало две версии:

Нетрудно догадаться, что счастливой и богатой Прасковья Матвеевна, однофамилица друга художника, не стала. Известно, что она рано овдовела, жила скромно и замкнуто, настолько, что закончила свои дни в приюте. В конце жизни она поведала свою сокровенную тайну художнику Владимиру Сухову, автору того самого портрета с текстом, написанного в 1907 году. Да, в неё был влюблён крестьянский сын, ставший академиком и профессором живописи, красивый, талантливый, но, к сожалению, бедный Василий Пукирев. Именно с неё он писал невесту.

Сюжет на полотне

На первый взгляд, картина и история, изображённая на ней, могут показаться крайне понятными каждому. Однако предыстория до сих пор остаётся одной из тайн художника. Наибольшее внимание на полотне привлекает фигура юной девушки. Она почти ребёнок, а её белое платье невесты кажется ярким пятном на тёмном окружающем фоне.

Перед нами – таинство венчания. Что примечательно, невеста стоит в окружении людей, многих из которых художник списал с реальных личностей. Например, прямо за спиной девушки находится мужчина, обративший взгляд на зрителей. В нём угадывается образ друга Пукирева, Пётра Ивановича Шмелькова.

Описание картины

Сюжет прост и понятен – в православной церкви проходит обряд венчания. Но здесь нет и следа счастья. Солнечный свет в полумраке церкви ярче всего освещает невесту, нежное создание в белом пышном платье со свадебным венком и фатой на голове. Тёмно-русые волосы надо лбом гладко причёсаны (также, как на рисунке Сухова, спустя 44 года) и завитыми локонами из-под фаты падают на обнажённые плечи. Лицо девушки безучастно, она бледна, как неживая. Застыла, опустив глаза в пол – совсем не о том она мечтала в своих девичьих грёзах. Левая рука с зажжённой свечой, которая кажется страшным грузом, так и стремится вниз, правую она с усилием заставила себя поднять – священник уже приготовил колечко. Как жирную точку безвозвратности.

Жених, сухой высокий старик во фраке, держит свечу прямо, как и подобает – уж он-то доволен, что заполучил в жёны такую прелестницу, пусть и не очень дёшево она ему обошлась. Под тугим воротником и галстуком виден крест Святого Владимира II степени, на левой стороне груди красуется звезда к нему – государственный муж. Стоит ровно, лишь глаза скосил в сторону невесты – не упала бы в обморок.

Священник облачён в ризу, читает молитву, поглядывая в церковную книгу, и вот-вот наденет на палец девушки кольцо. Пусть церковь и осудила неравные браки с большой разницей в возрасте, но богатый жених платит немало (семье невесты и церкви), потому и не становится меньше таких фактов, а значит, и грустных, убитых горем невест.

Среди гостей обращает на себя внимание фигура молодого человека, стоящего прямо за спиной невесты. На его пиджаке роза, руки скрещены на груди, голова немного опущена, но пристальный недобрый взгляд устремлён в пространство между венчающимися. В позе, глазах, положении головы читается негодование, которое усмиряется только благодаря выдержке. Считается, что прототипом этого молодого человека послужил сам художник. Вся его фигура выражает авторскую позицию в теме власти денег. И эта позиция так откровенна, что картина воспринимается автобиографической, а образ молодого человека за спиной невесты – автопортретом. Рядом с ним сочувствующий друг, Пётр Шмельков, которому, скорей всего, принадлежит идея картины. Он один на полотне смотрит прямо на зрителя, открыто и вопрошающе, как бы вовлекая его в противоестественное действо и требуя прервать порочный путь.

Остальные герои картины – второстепенные. Это гости с двух сторон – жениха и невесты. Они с любопытством разглядывают венчающихся, равнодушно озираются по сторонам и в общем-то ожидают банкета.

Невеста

Самый значимый персонаж картины — молодая девушка — написан художником особенно тщательно. Невеста — совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.

Шафер и другие присутствующие

На картине, помимо невесты и жениха, изображено еще несколько персонажей. За спиной невесты находится шафер с бутоньеркой на лацкане сюртука, он невесел, даже озабочен. Противоестественность событий, разворачивающихся под церковными сводами, угнетает молодого человека. Рядом с ним стоит мужчина, который, по всей видимости, тоже неравнодушен к происходящему. Все прочие персонажи, отображенные на картине, это близкие люди жениха, среди которых находятся офицер, сваха и несколько гражданских лиц.

Деятельность художника

В свое время Василий Пукирев успешно работал для внутреннего убранства церкви Святой Живоначальной Троицы, в Грязях. Им были созданы девять иконописных образов. Кроме сакрального творчества, художник занимался портретной живописью, создал серию изображений известных людей. Помимо всего прочего, тридцатилетний Пукирев преподавал в московском училище живописи и ваяния.

картина неравный брак фото

Церковный указ

В 1861 году, в феврале, Священный Синод выпустил указ с осуждением большой разницы в возрасте при заключении брака, поскольку в тот период каждая вторая женитьба делалась на основе материальной заинтересованности. Возможно, тогда Шмельков и подсказал своему приятелю тему для картины. Пукирев увлекся идеей и начал работу. В знак благодарности он нарисовал Шмелькова рядом с шафером. А в роли шафера изобразил самого себя.

Центральные фигуры сюжета

При первом же знакомстве с репродукцией зритель видит печальную невесту на переднем плане. В ее выражении ощущается обреченность и безнадежность, она смиренно протягивает руку священнослужителю, который проводит обряд обручения. Легко угадывается тот факт, что юная особа в смятении переживает последние моменты свободы в своей жизни. Невеста будто окружена особенным светом невинности и чистоты, на фоне шикарного белоснежного платья четко выделяется все еще детское лицо, не познавшее радости в любви.

Состоятельный жених преклонного возраста

На полотне можно увидеть и того, кто по-настоящему доволен от происходящего таинства и получает от этого истинное удовольствие. Этот персонаж — состоятельный жених преклонного возраста, словно коршун, намеренный поймать в расставленные сети голубку. Во взгляде этого типа читается нетерпение, некоторое удовольствие от предвкушения полной власти над девушкой, что может вызывать у зрителя только презрение.

В руках у старца во время свадьбы свеча, она указывает на следование церковным традициям, к которым жених проявляет свое уважение. В реальности же в его взгляде читается надменность и высокомерие.

Мужчина не считается с людскими законами, ставя себя выше них. В его взгляде виден укор, которым он винит невесту за невозможность сдерживать льющиеся слезы.

Легко можно догадаться, что при первом же подвернувшемся случае после женитьбы новоиспеченный муж проведет серьезный разговор с еще совсем юной женой. Впредь она обязана проявлять полное подчинение, послушание, а плакать или улыбаться, проявлять свои чувства только с позволения супруга. Но в запечатленный на полотне момент душа:

  • не хочет мириться с предстоящей участью;
  • выражает свое смятение слезами, капающими прямо на платье, что помогает оживить полотно.

На лице священника также читается недовольство происходящим. Он прекрасно осознает, что предстоящий союз не будет одобрен Богом и какая жизнь ждет девушку. Несмотря на это, он проводит обряд венчания.

Читайте также: