Описание картины царство флоры кратко

Обновлено: 08.07.2024

В центральной части холста расположена сама прекрасная Богиня Весны. На ней струящееся темно-зеленое платье и греческие сандалии. Золотисто-рыжие волосы развеваются на ветру, а правой рукой девушка посыпает окружающих богов цветами.

В самой левой части картины изображен печально известный Аякс – он сошел с ума из-за Афродиты, изрубил целое стадо быков. А когда пришел с себя, не смог вынести позора и покончил с собой, вонзив меч себе в бок.

Рядом с ним Нарцисс, любующийся своим отражением в амфоре с водой, и нимфа Эхо, поддерживающая самовлюбленного бога. За этой парой сидит Клития – она совершила прелюбодеяния, за что была наказана суровым отцом. Девушке пришлось сидеть неподвижно, наблюдая за движением небесного светила, поэтому она вскоре вросла в землю и превратилась в цветок гелиотроп.

Не менее интересна легенда Гиацинта – обнаженного златовласого юноши, который печально рассматривает цветы в своей руке. Лучший друг Аполлон вонзил в Гиацинта железный диск, и юноша сразу скончался. Увидев кровь, Аполлон быстро раскаялся, но было поздно. Поэтому бог превратил капли крови в чудесные цветы гиацинты.

Такая же участь постигла Адониса – на картине он стоит рядом с собаками и держит в руках копье, спокойно рассматривая свою смертельную рану. Когда он умер, его возлюбленная Афродита пожелала, чтобы из его крови выросли анемоны.

На первом плане правой части холста изображены в любовном объятии Смилака и Крокус. Завершает композицию хоровод амуров и Аполлон, несущейся в колеснице по облакам.

Произведение носит скорее созерцательный, чем нарративный характер, благодаря чему печальные истории всех героев мифа отступают на второй план. А зрители любуются изящной пластикой тел и удивительным золотистым светом, струящимся с полотна.

Обращая внимание на центральную сцену картины, нельзя оставить незамеченной герму Приапа,

античного бога, который охранял сады, приносил плодородие. Перед нами древесная фигура, именно такие гермы ставили в древние времена. Далее мы видим дерево, обвитое зеленью, изумрудные струи фонтана. На заднем плане – пергола, вокруг которой вьется зелень и цветы.

В центре картины перед нами, в грациозном танце с прекрасным цветочным венком на голове, престала богиня весеннего цветения Флора. На первом плане, справа перед нами расположились мифические герои, Смилака, которая, словно обвивает своего любимого Крокуса нежными руками. За влюбленной парой мы видим Адониса с собаками, он держит в руках копье.

Адонис смертельно ранен, но при этом довольно спокойно рассматривает своё ранение. После его смерти, по желанию возлюбленной Афродиты из капель его крови выросли великолепные цветы анемоны. Слева от Адониса расположился Геоцинт, он был убит железным диском от руки своего друга Апполона. Апполон, находясь в горе превратил капли крови своего друга в геоцинт. Геоцинт, изображенный на картине с грустью рассматривает эти цветы.

Слева, на переднем плане перед нами изображен самовлюбленный Нарцисс, любующийся своим отражением и нимфа Эхо, придерживающая амфору. За Нарцисоом мы видим Клитию, которая по преданию была наказана отцом за прелюбодейство. Она долгое время сидела неподвижно, день за днем наблюдая за движением солнца, после она вросла в землю и превратилась в гелиотроп. Образом, который расположен самым крайнем слева, является Аякс, которые в порыве безумия посланного на него Афиной изрубил стадо быков, очнувшись воин не вынес позора и покончил с собой вонзив в себя меч.

Нельзя выпустить из виду хоровод Амуров верно следующих за своей богиней Флорой, которая осыпает своих гостей прекрасными цветами.

Наша жизнь, как говорят, полосата. Так вот, самая черная полоса, как ни удивительно, приходится у Никола на пик славы художника, когда его призвал ко двору король Франции Людовик XIII, когда вельможные заказчики сыпались как из рога изобилия, когда о великом Пуссене слагали стихи французские поэты. Славы-то Пуссен как раз и не искал. Он, создавая картины на библейские и античные сюжеты, изучал прежде библейские сказания, мифологию, историю, зарисовывал предметы быта тех времен, одежду, оружие, жертвенный инвентарь, архитектуру, т.е. выступал как художник-ученый, с головой уходивший в искусство, литературу, поэзию и чуравшийся суеты – спутника славы. Яркий представитель классицизма в изобразительном искусстве, он отличался тем, что воспевал достоинство и силу человеческого духа. И сам таким был. В его письмах есть слова о том, что человек должен оставаться твердым и непоколебимым перед натиском безумной и слепой судьбы, опираясь на добродетель и мудрость. Я склоняю голову перед этим человеком, перед его умом, энергией, духовной силой, благородством.

Если о Веласкесе не осталось практически никаких воспоминаний, то о Пуссене много писали современники, сохранилась переписка художника с заказчиками (к великому сожалению тогда, в XVII веке, не ценили и не хранили личную, интимную корреспонденцию). Но и на то, что осталось, можно опереться, чтобы представить себе этого прекрасного человека.

О детстве и отрочестве Пуссен не любил вспоминать, поэтому этот период его жизни как бы закрыт занавесом (такой же занавес на своих ранних картинах художник непременно развешивал, чтобы приковать взгляд зрителя к главным событиям). В восемнадцать лет нормандец Никола, обуянный жаждой творчества, приезжает в Париж. Он находит себе покровителя в лице некоего вельможи. Ищет себе учителя живописи, находит, разочаровывается, снова находит, снова бросает. Жизнь юного художника не балует. Покровитель вывозит подопечного в свое поместье, где вельможная родительница заваливает его делами по дому так истово, что Никола бросает все и пешком уходит в Париж.

Рим. Бурливая котловина искусства. Маньеризм, караваджизм, барокко – все смешивается там в это время. Пуссен поселяется во французской колонии и погружается в новый мир, работает, не покладая рук. Посмотрим, что о нем говорят современники:

Пуссен рисовал, читал, занимался анатомией у известного хирурга, изучал Рим и его окрестности. Он повсюду ходил с папкой или альбомом, чтобы зарисовывать понравившиеся позы, пейзажи, руины. Однажды на темных римских улицах на него напали. Оружием защиты художника была лишь папка с рисунками, которой пришлось отчаянно отбиваться. Разбойники сильно поранили ему правую руку, что, увы, имело печальные последствия.

Очень важно отметить, что Пуссен никогда не был точным копировальщиком сюжетного первоисточника. Он пунктуален в деталях и свободен в выражении идеи, для чего нередко приходилось отступать от литературной первоосновы. Коротко эту главную, лейтмотивную идею можно определить как ВОСПЕВАНИЕ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.

Со временем у Пуссена начала трястись правая рука – давала знать старая травма. Трагедия, сродни глухоте Бетховена. Но оба титана, разделенные веками и объединенные могучим духом, не сдались и продолжали творить.

Великий и скромный Никола Пуссен. Мастеру было шестьдесят три года, когда ему предложили возглавить римскую Академию св. Луки. Он деликатно отказался. В посмертной описи имущества перечисляется жалкий скарб бедняка.

Центральная сцена действия обрамлена атрибутами античных садов. Слева стоит герма Приапа – бога, охраняющего сады, бога плодородия и чувственных наслаждений. Заметьте, изображена не статуя, а герма – фигура, высеченная из древесного столба, именно такие гермы ставили в давние времена. Далее – дерево, увитое гирляндой, фонтан и длинная пергола, увитая зеленью и цветами – любимое украшение римских парков.

Левая группа тоже состоит из одной пары и двух одиночных фигур. Ближе к нам Нарцисс, любующийся на свое отражение, и нимфа Эхо, придерживающая руками амфору. Согласно мифу, Нарцисс, увидев себя в ручье, так и не смог оторваться от него, не отходил от зеркальных вод ни на шаг, пока смерть не закрыла его глаза. У Пуссена терпеливая, покорная Эхо, безответно влюбленная в Нарцисса, привела его в сад Флоры, использовав для этого сосуд, наполненный водой. Из-за его влажно блестящего бока выглядывает букетик нарциссов, почитавшихся греками цветами смерти. За Нарциссом Клития, в отчаянии вскинув руку, смотрит вслед летящему по небу Фебу. Когда-то солнечный бог полюбил ее сестру, а Клития, любившая его и жаждавшая его ласк, в порыве зависти и злобы выдала влюбленных отцу. Прелюбодейку дочь разгневанный отец закопал в землю и насыпал на этом месте высокий холм. Обезумевшая Клития, отказавшись от еды и питья, много дней сидела на одном месте, постоянно поворачивая голову за солнцем, пока не вросла в землю, превратившись в гелиотроп (гелиотроп тоже поворачивает свой венчик вслед солнцу). На картине Клития держит в правой руке корзину с гелиотропами. Крайняя фигура – Аякс, пронзающий тело мечом. Могучий и бесстрашный герой Троянской войны, второй по силе после Ахилла, в порыве безумия, насланного на него Афиной Палладой, изрубил стадо быков, думая, что бьется с греками, оскорбившими его. Придя в себя, увидев растерзанные тела быков, Аякс не вынес позора и покончил с собой, бросившись на острие меча. В известных мне мифах ничего не говорится о том, что Аякс после смерти превратился в цветок. Но художник изобразил возле его меча розовую гвоздику, возможно, найдя упоминание о ней в прочитанных источниках.

В центре полотна – богиня весеннего цветения Флора в пеплосе цвета травы, с венком цветов на непокорных волосах, с веселой улыбкой на нежном лице. Стройная ножка ее поднята в танце. Грациозные движения богини повторяет хоровод амурчиков. Правой рукой Флора осыпает цветами гостей своего сада.

Свет, излучаемый картиной, светлые краски без резких теней на одеждах героев, цветы, разбросанные повсюду, танцующая с амурчиками Флора наводят на мысль то ли о счастливом пробуждении жизни, то ли о том, что жизнь на земле вечна, пока светит солнце. Общий тон картины можно назвать нежным, ласковым. Настроения героев представляют собой целую гамму чувств: порыв (Аполлон, Клития), драматизм (Аякс), уход в себя (Нарцисс, Адонис), грусть (Эхо), меланхолия (Гиацинт), любовное томление (Смилака), светлая радость (Флора). В целом это и есть образный мир лирики. Грусть и любовное томление имеют первенствующее значение: Эхо и Смилака располагаются на картине ближе всех к зрителю. А нотка грусти окрашивает все элегическим оттенком. Картина-элегия. Прекрасная элегия, согласны? Необычная для нас, привыкших к элегиям меланхолическим. У Пуссена элегические герои окутаны солнечными лучами и радостной улыбкой Флоры. Их печали скоро растают, скоро они снова смогут радоваться жизни. Знатоки рассказали бы нам о гармонии ритмов, о выверенности и согласованности движений и поз, о красочных переливах. Мы, не знатоки, просто полюбуемся чудесным творением чудесного художника. Но на одну детальку все-таки обратим внимание, так как она является маленьким ключиком к разгадке идеи. Главная героиня сюжета, конечно, Флора. И, как и положено главной героине, она занимает место в центре композиции. Но только, если быть точным, не совсем в центре – ее фигура слегка сдвинута вправо. А вот в самой-самой серединке, там, где сходятся диагонали картины, находится… что? Посмотрите-ка внимательно на репродукцию… Посмотрели? Увидели? Да, да – в этой самой серединке нарисована рука Флоры, рука, роняющая цветы, символизирующие дар возрождения к новой жизни после смерти.

Никола Пуссен. Царство Флоры

Каждый участок полотна — это отдельная история, как правило, трагическая. Этим и привлекает картина: она собрана, как мозаика, из мифов, не зная содержания которых невозможно получить представление об идее произведения в целом.

В первую очередь, необходимо уточнить: кем является центральная фигура шедевра знаменитого живописца. Кто такая Флора? Согласно мифам — древнеримская богиня цветов, плодов и весны. В Древней Греции ей соответствовала богиня Хлорис, или Хлорида. Существует мнение, что на самом деле культ Флоры был распространен Сенатом, поскольку прототипом богини являлась богатая куртизанка, о непристойном поведении которой следовало забыть.

Так или иначе, мифы о Флоре и ее царстве привлекали своим сюжетом многих художников: картина Никола Пуссена отображает эти легенды наиболее интересно и нетривиально.

Женщина, смотрящая в небо, которая находится позади Эхо и Нарцисса — Клития. Еще одна трагическая история любви, в которой тоже нет окончательной ясности. Клития была влюблена в бога солнца Гелиоса (по другим источникам — в Аполлона), но без взаимности. Легенды о ней различаются по содержанию, однако исход одинаков в каждом рассказе: в конце концов девушка превратилась в цветок гелиотропа, который всегда поворачивается вслед за солнцем.

Последний персонаж на картине — Аякс, так называемый Большой Аякс, участник осады Трои. Герой, уступавший по силе только своему двоюродному брату Ахиллу, после его смерти претендовал на оружие и доспехи погибшего. Однако их присудили Одиссею. Аякс впал в безумие и убил себя мечом: там, где капли крови упали на землю, вырос цветок, названный дельфиниумом.

Несмотря на трагичность судеб персонажей картины, нельзя сказать, что картина Пуссена мрачна: наоборот, она излучает свет и свидетельствует о торжестве жизни. Смерти нет — все, что происходит с живыми существами, не более чем метаморфозы, видоизменение и возрождение в новом качестве. Зацикленность композиции также свидетельствует об идее вечного круговорота, бесконечности существования всего живого.

Царство Флоры (1631)


Полотно написано по мотивам поэм Овидия. Оно поражает красотой живописного воплощения античных образов. Это поэтическая аллегория происхождения цветов. где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы: Нарцисс, Гиацинт и другие. Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу, их жесты и позы подчинены единому ритму - благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Пейзаж. мягкий по колориту и нежный по настроению. больше похож на театральную декорацию. Картина раскрывает важную для художника мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры, то есть из смерти возрождается новая жизнь, круговорот природы.

Читайте также: