Описание картины айвазовского радуга кратко

Обновлено: 02.07.2024

Творчество крупнейшего русского мариниста И. К. Айвазовского подчинено эстетике романтизма. На его полотнах часто бушуют штормы, ветры, поднимаются бури, влекущие корабли к гибели.

Непостоянная, вечно изменчивая, подвижная морская стихия не только подсказывала художнику эффектные сюжеты, но давала ему возможность с необычайным мастерством передавать сложные рефлексы света, проникающие в толщу воды и отраженные на ее поверхности.

Мотив радуги - один из излюбленных в искусстве романтизма. Радуга, вставшая над штормовым морем, весьма завораживающее зрелище, особенно когда под ее дугой уходит под воду корабль, будучи не в силах противостоять разбушевавшимся волнам. Высокий вал скрыл горизонт, и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией.

Здесь радуга является не просто редким природным явлением, в изображении которого художник может продемонстрировать свое мастерство живописца. Она становится символом грядущего спасения этих несчастных, их последней надеждой, она словно библейский символ прощения человечества.

Айвазовский всю свою жизнь писал картины, на которых изображал морские просторы. В своем творчестве он достиг огромного мастерства и профессионализма. В какой-то момент критики начали его обвинять в том, что его работы однотипны и не актуальны. Произведение “Радуга”- совершенно новый этап в творчестве художника, своеобразный ответ критикам на их обвинения.

“Радуга” была написана в 1873 году, года художнику было 56 лет. На картине мы видим типичное изображение тонущего корабля среди разбушевавшихся волн. Художник за многие годы творчества уже не раз рисовал такие картины. Но если присмотреться внимательно, можно заметить, что это произведение сильно отличается от других полотен художника.

В первую очередь художник пересмотрел свое отношение к цвету. На картине вместо ярких струящихся красок мы видим спокойные, мягкие цвета. Сюжет на полотне выглядит более реальным, хотя в нем и сильны прежние нотки романтичности.

На картине изображено штормовое море, в котором гибнет судно недалеко от скалистых берегов. Шторм изображен так реалистично, будто художник был его свидетелем и сам находился на тонущем корабле. Ветер рвет гребни воды, разбивая их на водяную пыль. Сквозь его порывы мы едва видим очертания суши и мачту гибнущего в стихии корабля.

Корабль возможно напоролся на подводные скалы и медленно погружается на дно.Моряки предприняли попытку спасения на шлюпках. Они направляются в сторону берега, направление им указывает кормчий.Люди изо всех сил борются с ветром и штормом, спасая свою жизнь.

И на фоне этой борьбы стихии и человека мы видим призрачную радугу, которая появляется как мираж, обещая спасение. Тревога и уныние моряков сменяется оживлением, в сердцах появляется надежда на спасение. Волны понемногу становятся тише, они уже не такие опасные как раньше.

Такое цветовое исполнение картины – абсолютно нетипичное для русской живописи двадцатого столетия. Изображение многослойное и каждый слой отличается цветовым исполнением и настроением. Звенящее напряжение постепенно спадает и этот спад передан более мягкими и спокойными цветами. Художник сумел разными оттенками цветов передать нам настроение людей и стихии.

Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)

Русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.


Трагедия крушения корабля передана совершенно по-новому: необычной цветовой палитрой, усовершенствованной техникой воспроизведения той беды с моряками и с посылом о чудесном спасении – о чем свидетельствует присутствие радуги.

Тем, кому не по наслышке знакомо творчество художника будут утверждать, что данное полотно – самая непривычная работа от всех остальных. Оно не оставит обывателя просто так, без ощущения некого участия в гуще событии.


Радуга. 1873 Холст, масло. 102 × 132 см. Третьяковская галерея, Москва.

Описание картины

Описание картины одним словом невозможно, даже самые именитые мастера пера испытывают порой затруднения в ее описании.

Саму картину изобразили в нестандартной передаче цветового решения: вместо насыщения автор отдал предпочтение строгим оттеночным методам.

Это грозное море, выкинувшее умирающий корабль к скалам. Также к гиблой мачте нагоняется огромное количество туч, образуя тьму. Ураган, вперемешку с огромными волнами, препятствуют спасению выживших и всеми природными волнениями стараются выбить из людей последние силы, дабы придать их тела морской глубине.

Но люди, что спасаются от неминуемой гибели, стараются сохранить покидающую их энергию (дабы ее восполнить – откидываются к стенкам лодки, передавая весла следующим). Но надежду на спасение дарит радуга. Она, словно мираж, неожиданно появляется и также пропадает – явно идет ее борьба с бурей. Судя по преобладающей световой гамме и выделению радуги Иваном Айвазовским – опасность минует, также многоцветовой колоритности произведению придают расположенные прозрачные солнечные лучи на водной поверхности.


В чем же секрет картины?

Айвазовский Радуга – что в ней особого? Казалось бы, картина, повествующая о природной катастрофе и чудесном спасении команды потонувшего судна, чем она манит к себе огромное количество обывателей и разбирающихся в искусстве?

Над этим вопросом задумывались многие, видевшие само полотно или фото в художественных книгах или музейных буклетах.

Несмотря на ноту трагичности, сама картина несет положительный посыл: люди, на кажущуюся безысходность и невозможности сопротивляться морскому урагану – побеждают невзгоду, увидев свет и радужный след, что заставляет из последних энергетических запасов грести до берега (держаться до последнего).

Айвазовский представил радугу как некий знак победы и спасения.

Сегодня данную картину русского художника, феодасского происхождения и в жизни придерживался маринисткой позиционной политике, можно увидеть в главной сокровищнице культурных наследии – в Третьяковской галереи.

Интересное дополнение о Айвазовском наследии от Третьяковской галереи

Само художественное произведение написано в 1873 году, оригинальный ее размер составляет 102х132 сантиметра. Висит картина не в традиционно позолоченной рамке, а в черной – почему именно в таком обрамлении – неизвестно. Эксперты предполагают, что таким способом маэстро давал понять критикам – это был ответ на их обвинения в отсутствии каких-либо новшеств в написании полотен.


Помимо философского смысла, картина содержит и библейский смысл:

Хоть картина позиционируется критиками как представитель жанра реализм, некоторые все же определяют и к романтизму. Почему? Ответ содержится в основном элементе – радужному явлению. Сам по себе природный знак весьма интересен, но в живописном понимании это олицетворение образа ведущего праведника, что предстает перед группой людей, помогающий избежать смерти в пучинах вод.

Извечная борьба между темными силами с божьими проиллюстрированы здесь боем грозной бурей и светлой радугой.

© 2016-2018. Сайт посвящен русскому художнику Ивану Айвазовскому.
Родился 29 июля 1817 г. — Умер 5 мая 1900 г. (82 года).


Картины Русских Художников

Автор

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – русский живописец с армянскими корнями, заслуживший мировую известность как величайший маринист и баталист. Кроме Императорской, был почётным членом именитых европейских Академий художеств. Один из самых увлечённых художников-коллекционеров, активно занимался меценатством, преподаванием. Родной город Феодосия в Крыму на берегу роскошного Чёрного моря, мощного источника вдохновения, был его любимым местом на земле.

Предыстория

Описание картины

Сюжет построен вокруг трагедии, разыгравшейся в бушующем море: от накренившегося тонущего корабля отделилась шлюпка, до отказа заполненная людьми. Это команда терпящего бедствие парусника, который, по всей видимости, налетел на подводные скалы. Катастрофа разыгрывается у самого берега. Но сулит ли он спасение, высокий и неприступный, или лодку с людьми ждёт окончательный крах? Человек на корме лодки пытается сквозь брызги определить, куда же грести, чтоб не разбиться. У двоих по разным бортам по веслу, но не бессильны ли они против стихии? Остальные моряки в ужасе и в ожидании участи вжались в лодку, им нечем ответить, остаётся только молиться. Под ними вселяющая ужас толща воды, которая с лёгкостью проглотит лодчонку, как и корабль, погружающийся всё глубже. Вдруг один моряк приподнялся и в отчаянной надежде выкинул вверх руку с зажатой в ней шляпой: он увидел радугу! Вот она, предвестница счастливого конца их мучений и заключительный аккорд грозного шторма. Да, море способно стремительно взволноваться и удивительно быстро успокоиться. Не сдаться, выстоять – стучит в голове каждого моряка. Спасение близко.

Смысл радуги

У Айвазовского есть картины и на религиозные сюжеты, с прямыми и косвенными отсылками к Писанию. Осмысливая тему доверия человека к Богу, художник уделял немалое внимание символам. Айвазовский, радуга которого вдруг озарила небо над маленькими людьми в лодке на краю гибели, таким образом символично изобразил Божье благословение, бесконечное милосердие и любовь к людям. Это и даёт надежду на спасение.

Особенности цветовых решений

Впечатление

Такая физическая реалистичность картины заставляет замирать около неё любого зрителя с первого взгляда, и индивидуальная чуткость тут ни при чём. Это запредельное искусство великого Айвазовского работает как магнит и 3D-формат XIX века, погружая зрителей любого возраста в бедственную ситуацию настолько правдиво, что хочется стереть с лица солёные капли и вжаться поглубже в шлюпку, вцепившись в её борта и лавки. Заметив спасительную радугу, не сразу, как и моряки, зрители вздыхают с затаённой надеждой.

Обрамление картины тоже играет роль

Читайте также: