Описание бежина луга с помощью эпитетов метафор и сравнений кратко

Обновлено: 05.07.2024


Эпитеты:
прекрасный июльский день, раннего утра, утренняя заря, кротким румянцем, длинной тучкой, лиловый туман.
Метафоры:
ходить по скатерти, небо стало синеть, выбраться на бугор,узнавать места,собирался прилечь, Выгонять табун
Сравнения:
солнце тускло-багровое, как перед бурей; облака неопределенные, как дым; облака лазурные, как небо; звезда, как бережно несомая свеча; русалка, словно плотичка; ночь лежала мягким пологом; капли росы зарделись алмазами; волосы зеленые, что конопля; голосок жалобный, как у жабы; цапля кричит, словно леший; божьи звездочки, что пчелки; край облака засверкает змейками сырость, точно я вошел в погреб
Олицетвоения:
Замирало отражение, Разливалась сырость, Солнце спокойно взошло на небо, Ветерок пошел бродить и порхать,принеслись звуки колокола.
из ответа v4n7nastya


ура.
я нашел в тексте метафору:

Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы ; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун.

Зилова Марина Юрьевна

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_po_literature.doc 158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ МОУ СОШ № 3

Исследовательская работа по литературе

« Роль изобразительно-выразительных средств в произведении

Выполнила: Есаян Карина, обучающаяся 7 класса Руководитель работы: учитель литературы Зилова Марина Юрьевна

а). Обоснование выбора темы.

б). Цели и задачи исследовательской работы.

а). Тургенев И.С. -мастер слова.

б). Особенности употребления тропов в рассказе «Бежин

в). Использование средств изобразительности при описании природы, животных, детей, сказочных существ (русалки, лешего), их роль в рассказе.

а). История эпитета.

г). Три типа эпитетов: общеязыковые, народно - поэтические, индивидуально - авторские.

д).Метафора как один из основных тропов художественной

е).Олицетворение как стилистическая фигура.

ж).Сравнение как средство выразительности.

Выводы. Могучее оружие писателя - слово!

Тема моей исследовательской работы -

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь наша, - но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.

Искусству художественного слова нас учат русские писатели. Читая их произведения, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением героев и. подчас забываем, что литература - это искусство слова.

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление, она достигается благодаря использованию средств художественной выразительности. Доказывать это я буду, рассматривая роль изобразительно - выразительных средств в художественном произведении.

Я считаю эту тему актуальной, так как овладение приёмами и

средствами выразительности и изобразительности обогащает нашу речь и

готовит нас к сдаче ЕГЭ, на котором проверяются умения распознавать и применять эти средства.

Если слово нас удивляет, если оно остановило на себе наше внимание, то, значит, автор хотел, чтобы мы его заметили.

Цель моей работы:

Изучить изобразительно-выразительные средства языка.

Наблюдая и исследуя, определить роль тропов в художественном произведении.

Определить, с помощью каких изобразительных средств языка писателю удается ярко и красочно изобразить природу.

Определить, какому виду тропов автор отдает предпочтение для изображения картин природы и чем определяется отбор автором тех или иных средств языка.

аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста,

3 Дифференциация по признаку.

Художественное своеобразие тургеневского пейзажа.

«. алые, потом красные, золотые

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не

«Вдруг, где-то в отдалении раздался протяжный,

торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим

Изучение литературы и изучение языка связаны между собой теснейшим образом. Известно, что сам Тургенев превосходно владел несколькими языками, но предпочтение он всегда отдавал русскому языку.

Тургенев использует в произведении разнообразные Языковы средства, и в первую очередь эпитеты, цветовые части речи, метафоры, олицетворения, сравнения.

Картины природы в изобразительных средствах языка.

слабым светом, то

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра ко дню, от дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным

Служит фоном жизни героев рассказа - крестьянских детей

Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном

Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку

Тургенев для создания картин природы использует прежде всего эмоциональные эпитеты, главное содержание которых - чувство, а не образ: кроткий румянец зари, голубоватые полосы, лиловый туман . Эти прилагательные помогают писателю, изображая природу, показать постоянные проявления её полнокровной жизни.

Для описания ясного летнего дня Тургенев пользуется зрительным эпитетам, потому что ставит перед собой цель показать богатство красок озарённой солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления.

Писатель характеризует детей по одному и тому же плану: отмечает возраст, изображает внешность, передаёт их разговор у костра, выражает своё отношение к ним. Ребятишки автору симпатичны. Несмотря на их невежество, автор изображает их даровитыми, способными, каждый наделён своим характером. Это объясняет употребление автором цветовых прилагательных, вызывающих положительные эмоции. Нет ни одного прилагательного, характеризующего ребятишек отрицательно.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован. Так, для описания летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением

ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой; и олицетворением:

Писатель в данном случае не столько стремится изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

И. С. Тургенев придавал большое значение признакам предметов, роли определений при передаче внутреннего состояния героев. Когда речь идёт об обычных человеческих эмоциях и их оттенках, Тургенев избегает резких, кричащих эпитетов. Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Тургенев никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Этому он учился у своих предшественников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.

Каждый писатель стремится к тому, чтобы его эпитеты производили свежее

опйи^тпоимр Ллгтмгартго атл ппмпо лилм гплгл^илгтил г! мгатопа □ м hotl т^ uto ли

Итак, мы видим, что эпитет и многие цветовые прилагательные обозначают субъективное, временное, нужное автору в данный момент свойство предмета. Эпитеты могут быть привычными, взятыми как бы напрокат у предшественников, а могут быть новонайденными, свежими.

Рассуждения о роли эпитетов, их назначении встречаются ещё в работах учёных и мыслителей античности. Выяснение природы эпитетов занимало умы многих выдающихся филологов 19 - начала 20 веков: Буслаева Ф.И., Веселовского А.Н., Потебни A.A. и других исследователей языка и поэтики. В более позднее время к изучению эпитетов обращались видные лингвисты и языковеды: Жирмунский В.М., Томашевский Б.В., Евгеньева А.П. и другие.

Я прочитала, что существует немало специальных работ, в которых рассматривается употребление эпитетов классиками русской литературы - Гоголем Н.В., Лермонтовым М.Ю., Тютчевым Ф.И., Тургеневым, И.О., Есениным С.А., Блоком A.A. и что эпитет как традиционный приём стилистики издавна занял прочное место в различных исследованиях художественной речи. Интересно, что не только поэты, но и прозаики обращаются к этому образному определению и активно используют его возможности.

Мне кажется, это самый используемый писателями приём. Иногда одним удачным определением автор развёртывает перед читателем целую картину.

Так что же такое эпитет?

Эпитет в школьной программе рассматривается как художественное определение, обычно выраженное прилагательным или сочетанием слов, которое воздействует на наше чувство, наше воображение, нашу мысль. Эпитеты всегда окрашены чувством самого автора, показывают его отношение к тому предмету или понятию, о котором идёт речь.

Словарь состоит из Предисловия, в котором сообщаются общие сведения о словаре, построении словарной статьи, даются стилистические и грамматические пометы (нар.- поэт., устар., истор. и др.).

Словарная статья Словаря эпитетов открывается заголовочным словом - существительным в именительном падеже единственного числа. Если заголовочное слово употребляется только или как правило во множественном числе (это в особенности относится к парным существительным), то в этой форме оно и приводится в словарной статье. Например: Брови. Губы. Плечи.

Отбор заголовочных слов осуществляется на основе учёта двух основных принципов:

Обилие и разнообразие эпитетов для данного слова;

При составлении списка заголовочных слов использованы толковые и частотные словари современного русского языка и специально составленная для данного словаря картотека, позволяющая судить о количестве эпитетов для того или иного существительного. Некоторые включённые в Словарь существительные не являются сейчас активно употребляемыми словами (например, очи, уста). Помещение таких слов в словарь мотивировано их особой ролью в поэтической речи и своеобразием набора эпитетов по сравнению с их общеупотребительными синонимами.

Образец словарной статьи.

Эпитет. Банальный, бесцветный, бранный, броский, верный, витиеватый, восторженный, выпуклый, выразительный, вычурный, громкий, ёмкий, живописный, заезженный, замысловатый, затасканный, затейливый, избитый, изысканный, изящный, индивидуальный, истасканный, картинный, колоритный, красочный, кричащий, кудрявый, ласкательный, лестный, меткий, модный, неожиданный, неповторимый, образный, опошленный, оригинальный, площадной, подходящий, позорный, постыдный, причудливый, пышный, редкий, редкостный (разг.), рельефный, самобытный, своеобразный, своеобычный, смелый, сочный, справедливый, стандартный, стереотипный, стёртый, точный, трафаретный, тривиальный, тусклый, удачный, хвалебный, цветистый, шаблонный, штампованный, энергичный, эффектный, язвительный, яркий.

Античный, индивидуально - авторский, классический, окказиональный, постоянный, поэтический, пояснительный, реалистический, романтический, синкретический, тавтологический, усилительный, уточнительный и т.п.

• (звёздочка) - звёздочка предшествует рубрике, включающей редкие, индивидуально - авторские, эпитеты. ❖ (чёрный ромб) - чёрный ромб предшествует перечню так называемых логических (терминологических, бытовых и пр.) определений.

Обратившись к Словарю эпитетов, знакомимся с тремя типами эпитетов: общеязыковыми, народно - поэтическими и редкими, индивидуально - авторскими.

Общеязыковые эпитеты - это наиболее многочисленная группа слов. У некоторых существительных (например, лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) зафиксированы сотни характеризующих определений. Среди них прилагательные и со свободным значением, и со связанным. В числе общеязыковых эпитетов есть слова, употреблённые в прямом и переносном значении, стилистически нейтральные и с яркой стилистической окрашенностью. Сравним: полная тишина и могильная (перен.) тишина; тёмный дуб и черноголовый (перен.) дуб; нестерпимая боль и жуткая (разг.) боль; сильный мороз и ядрёный (простореч.) мороз. Характерными признаками общеязыковых эпитетов служат относительная устойчивость связи между определяющим и определяемым словами, воспроизводимость подобных словосочетаний, неоднократность употребления их в литературном языке.

Народно - поэтические эпитеты пришли в литературный язык из устного народного творчества. Их основная черта - постоянство и ограниченность сочетаний определяющего с определяемым словом. Типичными примерами служат словосочетания: чистое поле, синее море, буйный ветер, красное солнце, горькое горе, серый волк и т.п. Многим народно - поэтическим эпитетам свойственны следующие особенности:

Употребление прилагательного в краткой форме ( сыра земля, чисто поле);

Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

Инверсия определяющего и определяемого слов (ветры буйные, ноги резвые, горе горькое).

Словарей метафор, олицетворений, сравнений не существует, поэтому вопрос об этих тропах я рассматривала в справочнике по современному русскому языку и школьном поэтическом словаре Квятковского А.П. Информация, представленная о них значительно скромнее.

Метафора — переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков; скрытое сравнение.

Метафорическим слово или выражение становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а переносном значении. Метафорические состояния или действия выражаются в форме глагола, существительного, прилагательного.

Метафорическое выражение, раскрывающееся на протяжении большого отрезка, называется развёрнутой метафорой.

С точки зрения стилистической окраски и использования в языке метафоры делятся на 3 группы:

Метафоры, утратившие образность, которая была при переносе названия (ушко иголки; корень слова; часы идут).

Метафоры, сохраняющие в языке образность (солнечные ванны; бисерный почерк; надёргать цитат).

Олицетворение - разновидность метафоры, в которой неодушевлённые предметы, явления наделяются свойствами живых существ, человеческими чувствами, мыслями, речью.

Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий и состояний, обладающих общим признаком. Эта стилистическая фигура помогает образно представить сравниваемые предметы.

Формы сравнения многообразны:

Сравнительный оборот с союзами как, словно, будто, что, чем и другими.

Существительное в роли именного сказуемого с сравнительными союзами.

Сравнение при помощи родительного падежа.

Существительное в дательном падеже со словом подобно.

Существительное в форме творительного падежа.

Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения с союзами как, словно, будто.

И некоторые другие формы.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже отбор изобразительных средств, служащих для описания природы, у него, как мы убедились, внутренне обоснован.

Иван Сергеевич учит не только любить родную природу, но и видеть её, своими описаниями он как бы заставляет читателя раскрыть глаза на то, мимо чего скользил его взгляд.

Любовь к народу неразрывно связана у писателя с проникновенной любовью к природе. Тургенев никогда не стремился искусственно прикрашивать описания природы: он понимал прелесть и своеобразие русского пейзажа, для изображений которого нужны были точность и строгая простота. Этому он учился у своих предшественников Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Пейзажные зарисовки писателя ясные, залитые солнечным светом, полные радостного утверждения красоты жизни.

Тургенев использует в произведении разнообразные языковые
средства, и в первую очередь эпитеты, цветовые части речи, метафоры,
олицетворения, сравнения.
олицетворения(к ночи "вздымался угрюмый мрак", "странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг);
глагольные метафоры (. тонкий язык света лизнёт голые сучья лозняка. ), эпитеты(стальные отблески воды, бесчисленные золотые звёзды);
цветовые части речи: имена существительные (. то уже была синева ночи):
глаголы (ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке);
причастия (.. .по зазеленевшим лугам.. .по сверкающим, обагрённым кустам
и по реке, стыдливо синевшей из - под редеющего тумана, - полились.
потоки молодого, горячего света),
прилагательные (облака. ложатся розовыми клубами, красным пламенем
горели.. .два огонька).

Сравнение (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча;
кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом.)

Метафора(с вышины лилась темнота;с каждым мгновением
надвигаясь громадными клубами вздымался угрюмый мрак;
звезды то мигали слабым светом, то исчезали,отсырела
земля,запотели листья;полились кругом меня. сперва
алые, потом красные,золотые потокимолодого,горячего света)

Олицетворение (На дне ее(лощины) торчало стоймя несколько больших
белых камней,казалось, одни сползались туда для тайного совещания;
все зашевелилось,проснулось,запело,зашумело,заговорило.

Эпитет (вздымался угрюмый мрак; кроткий румянец;
Солнце - не огнистое. но светлое и приветно -лучезарное

Читайте также: