Описание азербайджанского национального костюма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Азербайджанский национальный костюм отражает историю народа, и служит его символом. Народный костюм красив своими оттенками и узорами, которые вышивались бронзовыми иглами и спицами. Все элементы одежды являются символами страны и народа.

Женский народный костюм

По костюму возможно определить семейное положение владелицы. Стиль одежды девушки сильно отличался от костюма женщины. В одежде девочек и девушек присутствовали яркие цвета и украшения.

Костюмы имеют замысловатые узоры и вышивки, обрамленные тесьмой. Одежду богатых людей шили из бархата, шелка или сукна. А повседневная одежда выполнялась из шерсти или льна.

В Азербайджане широко использовались такие материалы, как: камка, атлас, бархат, тафта, фай, тирме и другие.

В VI веке в Азербайджане появился такой вид ремесла, как шелководство. Шелководство активно развивалось, и ткани, производимые в стране считались самыми лучшими в мире.

В национальной одежде азербайджанских девушек присутствуют оттенки красного цвета. Красный цвет символизирует богатство, благополучие, счастье.

ФАКТ: Азербайджанские невесты на свадьбу облачались в красное свадебное платье, что символизирует счастливую жизнь.

национальный костюм

Яндекс картинки

Детали женской одежды:

  • Чадра — часть одежды, похожая на длинное покрывало, с просветом для глаз. Чадру надевали при выходе на улицу, закрывая тело с головы до ног.
  • Леббаде — плечевая одежда, сшитая на подкладке из шелка.
  • Рубенд — ткань, богато расшитая шелками, прикрывающая лицо.
  • Архалыг — разновидность женского плечевого костюма. Костюм изготавливался из бархата. С боковых сторон архалыга имелись разрезы.
  • Чепкен — плечевой костюм на подкладке. Выполняли из разнообразных блестящих тканей. Молодые девушки носили ярко желтый, зеленый и красный чепкен, а женщины носили чепкен приглушенных цветов.
  • Эшмек — верхняя шерстяная одежда. Внутреннюю часть эшмека обшивали мехом хорька. Украшали костюм золотыми узорами и разнообразными тесемками.
  • Туманы — юбки, длинной до самого пола. Шились либо из шелковой, либо из шерстяной ткани. Туманы декорировали различными узорами и орнаментами, выкроенными золотыми нитями.

ФАКТ: Женщина не могла выходить без чадры на улицу, которая полностью закрывала ее тело, и без рубенды, которая скрывала лицо.

национальный костюм

Яндекс картинки

Головные уборы

На протяжении истории головным уборам приходилось выполнять и практическую функцию, и символическую, и политическую. Головной убор – это своего рода визитная карточка его владельца.

  1. Кялагаи — традиционный шелковый платок. Платок используется для того, чтобы прикрыть голову и плечи девушки. Кялагаи — очень тонкий и нежный, так как при изготовлении платка используется только натуральный шелк и красители, но при этом он очень прочный. Традиционный платок гармонично сочетается с современной одеждой в наше время.
  2. Чалма — ткань прямоугольной формы, обмотанная вокруг головы. Для изготовления используется бархат или парча, а для украшения — жемчужные, золотые броши. Чалма подходит как женщинам, так и девушкам.
  3. Арахчын — один из видов шапки. Арахчын — круглый головной убор. Носили его только в помещении, а выходя, носили под основной шапкой.
  4. Тюрбан — длинный тканевый платок, который оборачивается вокруг головы женщины. Летом тюрбан делают из шифона и хлопка, а зимой из шерсти и трикотажа.

ФАКТ: Платок кялагаи появился около 300 лет назад, что делает его уникальным.

головной убор

Яндекс картинки

Обувь

Чарых — самая популяная азербайджанская национальная обувь. По краю чарыхи были обвязаны шерстяной ниткой. Их носили бедные люди и представители сельской местности. Такая обувь защищала от холода.

Башмаки — невысокая обувь без задников. Имели изящную форму, шились из кожи ярких цветов. Украшались бусинами, бисером, вышитыми узорами.

чарых

Яндекс картинки

Мужской народный костюм

В мужском костюме присутствуют детали, которые применяются для ношения оружия. Данные элементы были актуальны в военное время, но сейчас утратили свою функцию и применяются исключительно в декоративных целях.

Детали мужского национального костюма:

  1. Нижняя рубашка. Выполнялась из легкой ткани.
  2. Кальсоны — нижнее белье, теплые лосины для повседневного использования. Кальсоны защищают от холода и ветра.
  3. Верхняя рубашка — была синего или белого цвета. Для материала использовали атлас и сатин.
  4. Шаровары — широкие в бедрах и сужающиеся к голени штаны, удобны для езды верхом.
  5. Архалук — узкий кафтан. Изготавливался из тирьмы и бархата.
  6. Черкеска — узкий, длинный кафтан с широкими рукавами, распашной и затянутый в талии ремнем.

Важной деталью мужского национального костюма являлся пояс. Он мог быть кожаным, шелковым, серебряным. Использовался для ношения оружия и мелких вещей.

национальный костюм

Яндекс картинки

Головные уборы

ФАКТ: Шапка была символом чести и достоинства мужчины. Ее снимали только во время мусульманского праздника Намаз. Ходить без шапки было неприличным. Являться на знаменательное событие без головного убора считалось проявлением неуважения.

Основным головным убором была папаха. Папаха — шапка цилиндрической формы.

Папахи можно поделить на три группы:

  1. Полностью меховые. Шиш папаг — конусообразная, сплюснутая наверху шапка. Их носили только богатые люди. Изготавливалась из дорогих каракулевых шкурок, подкладка была ситцевой. Чобан папагы — изготавливалась из овечьей шкуры. Такие папахи носили пастухи.
  2. Папахи с матерчатым дном. Яппа папаг — круглая, форменная папаха из овечьей шкуры. Шапки отличались по цвету и могли быть серебряными черными, золотыми.
  3. Целиком матерчатые. Арахчын — разновидность тюбетейки. Мужчины носили арахчын под папахой. Башлыг — остроконечный капюшон с длинными концами. Тесек — круглая хлопчатобумажная шапка. Мужчины надевали тесек на ночь. Десмал — платок, который надевали для защиты от солнца в жаркую погоду.

Обувь

Из обуви мужчины Азербайджана использовали обычные кожаные сапоги. Они были черного цвета без орнаментов, узоров или различных украшений. Кожаные сапоги были распространены среди аристократов.

Среди сельских жителей были широко популярны чарыхи — башмаки из сыромятной кожи.

В доме азербайджанские мужчины носили чувяки — кожаные башмаки без каблуков с мягкой подошвой. Они представляют собой обувь, с закрытой пяточной частью.

Позже популярность обрели резиновые калоши. Они выручают во время непогоды, не промокают и сохраняют тепло.

чарыхи

Яндекс картинки

Аксессуары и украшения

ФАКТ: Азербайджанские женщины не носили украшения в первые сорок дней после родов, так как считалось, что украшения повредят матери и ребенку.

Женщины украшали одежду, обувь и головные уборы. Одежда украшалась различными орнаментами, булавками, пуговицами. На ткани могли вышиваться геометрические узоры, предметы быта, цветы, растения, животные, изображения религии. Иногда, к нижней части рубашек пришивали монеты. Обувь украшалась драгоценными камнями, жемчугом. Головные уборы декорировались золотыми, жемчужными, серебряными, бронзовыми заколками и брошками, пришивались золотые украшения различных форм. К богатому наряду подбирали более дорогой набор украшений.

Нагрудные украшения изготавливались из золота с драгоценными камнями, были очень качественными и дорогими аксессуарами. Самое известное и самое дорогое нагрудное ожерелье — это Ай-улдуз, что в переводе означает — Звезда и полумесяц. Состоит из двух, присоединенных друг к другу частей полумесяца и звезды.

Существовали украшения, которые носили маленькие девочки 3-4 лет — Гез мынчыгы. Это бусины, которые пришивались к плечам одежды или к тюбетейке, а иногда девочке прокалывали уши и продевали бусины сквозь отверстие. Они, по традиции, выполняли функцию защиты от сглаза.

Девушки в возрасте 15-16 лет, которые уже могли выйти замуж, носили украшения к свадьбе. Это комплект украшений из колец, нагрудных украшений, браслетов и бус.

Украшения аристократок отличались сложным изготовлением, наличием драгоценных камней и жемчуга.

Комплекты ювелирных украшений передавались по наследству. У каждой азербайджанской женщины должны иметься браслеты, бусы, ожерелья и кольца, которые она носила постоянно.

Очень популярным аксессуаром являлся пояс, который надевали поверх архакулов. Пояса были золотыми, серебряными или кожаными, декорировались монетами, брошками, цепочками, пуговицами. Молодые и незамужние девушки не носили пояса. Мужские пояса украшались бляшками различной формы. Это могли быть круглые, прямоугольные, шестигранные, в форме растений, рыб или цветов.

Азербайджанский национальный костюм – что нужно о нем знать

"Встречают по одежке. " - гласит русская поговорка. А у нас говорят, "если красота - десять частей, то девять из них - одежда" (gözəllik ondur doqquzu dondur). Так что именно национальный костюм, в первую очередь помогает понять сущность народа, его душу, его ментальность. Он является неотъемлемым достоянием культуры каждого народа. Это не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Так и азербайджанский национальный костюм является ярчайшим примером демонстрации культуры народа и отражает национальную специфику. Он создавался в результате многовековых процессов развития материальной и духовной культуры нашего народа.

Традиционно, история народного творчества, его этнографические и художественные особенности находят свое отражение в одежде. Эта черта проявляется в особой форме одежды, ее орнаментах, художественной вышивке. Национальные костюмы самобытны и весьма красивы. Мужской и женский костюмы при этом обладают специфичной символикой, и каждая деталь тут имеет свое значение.


То, что еще наши далекие предки были способны шить себе одежду, доказывают бронзовые иглы и спицы (3 тыс. до н.э.), найденные в ходе археологических раскопок на территории Азербайджана. Обнаруженные в Кюльтепе и Мингячевире статуэтки из глины и найденные здесь же швейные печати, относящиеся к 5 веку до н.э., позволяют получить некоторое представление об одежде людей того времени. Также в ходе раскопок в захоронении возле Дворца Ширваншахов в Ичеришехер были найдены остатки ценных тканей.

Азербайджан в 17-ом веке являлся одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока, а главным центром считался Ширван. Шелковые ткани производились также в Шамахы, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. Здесь производили удивительные по красоте узоров изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Кроме того, обнаруженные в ходе раскопок золотые украшения и глиняные сосуды в форме туфли, относящиеся к 4-3 векам до н.э., доказывают, что еще в древности наши предки обладали развитой материальной культурой.

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Национальный костюм азербайджанки состоит из двух частей - верхней и нижней.


Важной частью костюма считалось мешкообразное покрывало - "чадра" и шторка для лица - "рубенд", которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из тканей ярких цветов, качество которых зависело от достатка семьи. В наряд, в зависимости от социального статуса и материальных возможностей семьи могло входить также множество различных ювелирных украшений, например, золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, ажурные подвески и т.п. Также женские наряды отличались между собой по стилю, т.е. молодые в отличие от взрослых женщин носили более светлую одежду броских цветов. Кстати, данная тенденция прослеживается у нас среди взрослого населения и сейчас.

В состав женского костюма входили: "уст гейими", "архалыг", "чепкен", "леббаде", "кюледже", "кюрду", "эшмек" и "бахари".

"Уст гейими" или верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. А поверх рубашки одевали "чепкен", который плотно прилегал к телу. С боковых сторон "чепкен" имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. "Чепкен" шили из тканей "тирме", велюра и различных блестящих материалов. Вообще блестящие ткани были основными при шитье национального костюма. Не зря ведь и сегодня азербайджанские женщины испытывают тягу к блесткам.


Одевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами ("архалыг"), которая имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. "Архалыг" считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Как и "чепкен", "архалыг" тоже имел подкладку, и покрой его плотно прилегал к телу. Часть "архалыг" ниже пояса дополнялась подолом различной ширины, отделанным плиссировкой или гофрированной тканью.

Кроме того в составе национального костюма был "леббаде" - стеганные халаты с подкладкой, "эшмек" - стеганная верхняя одежда, "кьюрду" - стеганная женская одежда с открытым воротником без рукавов, "бахари" - стеганная женская одежда с подкладкой, "кюледже" - верхняя женская одежда до пояса с гофрированным подолом.

Также наряды женщин отличались и по регионам. Например, рубаха женщин Газаха была длинной с разрезами по бокам. Женщины Карабаха носили прилегающий к талии "чепкен" с длинными ложными рукавами. Широкие шаровары с юбками до колена носили в Нахчыване. В Шуше, Шамахы, а также в ряде других районов юбки были длинные. Длинные "кюледже", которую надевали поверх рубахи, носили богатые женщины Нахчывана и Гянджи, именно на нее приходилась большая часть узоров и вышивок.


Поверх "архалыга" или "чепкена" женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Особое место в женском костюме занимал головной убор. Это могли быть шапочки разной формы. Поверх них обычно надевали еще несколько платков. В специальный мешок из льна или марли, именуемый "чутгу", женщины прятали волосы. Голову они покрывали специальной цилиндрической шапочкой. Чаще всего она шилась из бархата. Поверх нее повязывали чалму и несколько платков. Одним из самых распространенных был келагаи - это шелковый платок, который завязывался различным образом. "Келагаи" разноцветной окраски пользовались большей популярностью у молодых девушек.

Таким образом одновременно носились три головных убора: первый - "джуна" (или лен), второй - "келагаи", третий - "косынка", которую также называли "касаба", "сарендаз", "зарбаб". В холодную погоду голову завязывали кашмирской шалью из натуральной шерсти.

На ноги женщины надевали чулки "джорабы", а туфли были без задников.

Вот так, по традиции, одевались наши прабабушки.

МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

В отличие от женского, мужской национальный костюм, в основном, был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин прослеживалась классовая принадлежность его носителя. Главное и особое место при этом занимал головной убор. Он был олицетворением мужества, чести и достоинства. Так что если кого-то хотели оскорбить, могли попытаться сбить шапку с его головы. Папахи никогда не снимались, и вообще, считалось позорным выйти в свет без головного убора. Также папахи показывали состоятельность своего обладателя. Имело значение все - и высота, и качество и отделка меха, и даже подкладка.


Учитывая значимость папахи в мужском костюме, поговорим о ней поподробнее.

У папах имелись различные формы и локальные наименования. Яппа папаг или "гара папаг" (черная папаха") была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Были они также золотого и серебряного цвета. Мотал папах или "чобан папахы" ("пастушья папаха"), которая изготовлялась из длинноворсового овечьего меха в форме конуса. Чаще всего такие шапки носили бедные слои сельского населения. Шиш папахы или "бей папахы" ("папаха бека") шилась из меха, привезенного из Бухары. Само собой, носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди и городская знать.

Наиболее известная нам благодаря сувенирным магазинам шапка - это арахчын. Носили его, причем, как мужчины, так и женщины. И не так, как делаем это сегодня мы, выходя на прогулку в дни Новруза. Арахчын надевался под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Это был типичный традиционный головной убор у азербайджанцев, широко распространенный еще в средние века.


Говоря о мужском костюме, стоит отметить, что он был не таким замысловатым как женский и состоял из "уст кейнейи" или "чепкена", "архалыга", "габы", "чухи".

У мужчин также были распространены шерстяные носки - "джораб". Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников, а у аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли - "чарых".

КАК МЫ ЭТО НОСИМ СЕГОДНЯ

Разумеется, сегодня не встретишь людей, разгуливающих в национальных костюмах. Надевали их где-то до 20-го века, а после лишь в некоторых сельских зонах. Зато их широко используют исполнители национальных азербайджанских танцев и в фольклорных постановках.


Но несмотря на то, что сами костюмы не носятся, тем не менее тенденции того времени просто "оккупировали" подиумы, и не только восточные, но и европейские дизайнеры включают в свои коллекции шаровары, длинную юбку, баску, свойственные азербайджанскому национальному костюму. Сегодня мы можем позволить себе носить даже итальянскую одежду с азербайджанскими мотивами, например, из коллекции дизайнера Ренато Балестру, созданной специально для Азербайджана.


Национальные силуэты и мотивы стали появляться все чаще и в коллекциях местных дизайнеров. Азербайджан снова обратился к истокам, знакомя мировую общественность с богатой культурой нашего народа.

Азербайджанский национальный костюм

Каждый народ имеет свою историю, которая состоит из многих моментов: культура, кухня, язык, костюмы. История Азербайджана интересная, увлекательная, местами грустная и трагичная. Важное место в истории этого народа отведено одежде. Азербайджанский национальный костюм выделяется необыкновенной красотой, которая умело сочетается с национальными особенностями жителей солнечного Азербайджана. На протяжении всего периода существования костюма он подвергался многочисленным изменениям.




Особенности

Костюмы любого народа обладают уникальными особенностями, которые являются отличительными чертами. Азербайджанские костюмы не являются исключением.

Оттенки красного обязательно присутствуют в национальной одежде азербайджанцев. Этот цвет символизирует благополучие, счастье, страсть и благодать. Даже сейчас в свадебных нарядах обязательно должен присутствовать этот цвет. Одежда молодых девушек была яркой, пестрой, с узорами в золотом цвете.



Материалы выбирались различные: привозные и местные. Чаще всего использовался шелк. При создании повседневной одежды преимущество отдавалось льну, шерсти и ситцу. Наряды богатых людей состояли из бархата, сукна, тирмэ, тонкого шелка.


Отделка всегда была искусной и выразительной. Даже простой костюм в умелых руках мастерицы принимал дорогой вид. Для декорирования использовались золотые, серебряные нитки, бисер, кружева, тесьма, дорогие монеты.




Разновидности женского костюма

Женский костюм состоял из двух частей и большой количества элементов со сложными и странными названиями. Попытаемся разобраться в них и представить образ азербайджанки, которая жила несколько веков назад.

  • Чадра – это мешкообразное покрывало, которое надевалось при выходе из дома.




  • Рубенд – элемент, который закрывал лицо женщины. Дома этот элемент не надевался, но выйти без него из дома запрещалось.


  • Уст гейими – так называлась верхняя одежда, в состав которой входила рубаха с широкими рукавами, широкие шаровары, заканчивающиеся на уровне щиколотки, расклешённая юбка.
  • Чепкен надевался сверху на рубашку, которая, в свою очередь, застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку в чепкене имелись рукава с нарукавниками. Для создания этой одежды использовался велюр, тирме и прочие материалы с блестящей фактурой.



  • Архалыг – это короткая кофта, которая облегала спину и грудь. Рукава в такой одежде были длинными. В области талии эта кофта стягивалась, а дальше была пышной и расходилась пышными оборками. Этот элемент национального костюма считался самым распространённым на территории всей страны.
  • В качестве нижней части костюма использовался подол, который мог иметь различную ширину. Для создания подола использовались плиссированные и гофрированные материалы.





  • Помимо таких стандартных элементов в составе национального азербайджанского костюма могла присутствовать и другая одежда. Например, стёганый халат с подкладкой (леббаде), верхняя одежда из стеганого материала (эшмек или кьюрду), верхняя одежда до пояса с подолом из гофрированного материала.



Отличия в костюмах в зависимости от региона

На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.

Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.




Аксессуары

Характер любого наряда заключается в аксессуарах. Именно они способны расставить необходимые акценты, задать общий стиль и выделить достоинства женщины. Женщины Азербайджана с особым трепетом относились к аксессуарам.


  • Серебряный с позолотой или золотой пояс надевался поверх верхней одежды (архалыга, чепкена). Также нередко встречался кожаный пояс, расшитый монетами или украшенный бляхой. Носить пояс разрешалось только замужним женщинам. Девушка на свадьбе получала в подарок свой первый пояс.



  • На ногах присутствовали чулки джорабы и туфли с острым носком, без задника, с небольшим каблуком. Такая обувь входила в состав летнего гардероба, а зимой использовались чарыги. Чулки создавались собственноручно из шерсти или х/б ниток. По всей длине располагалось большое количество узоров и рисунков, которые были похож на те, что присутствовали на коврах.



  • Украшения девочки начинали носить с 3 лет, воспринимались они по большей части, как оберег от плохого слова и взгляда. До того момента, когда девушка соберётся стать замужней женщиной, успевала собраться целая коллекция украшений. Не все их можно было носить. Например, во время проведения религиозного обряда, на протяжении 40 дней после смерти или рождения ребенка. Богатые и бедные женщины носили примерно одинаковые украшения, разница заключалась только в наличии драгоценных камней.




Особенности мужского костюма

Мужской азербайджанский костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии, и шубы из овчины, которая использовалась в холодную погоду. Черкеске отводилось особое внимание, она надевала сверху на рубашку, которая, в свою очередь, заправлялась в штаны. На ногах присутствовали сапоги, а на голове располагалась папаха, для которой выбирался каракуль или овчина.



Черкеска застегивалась на все пуговицы, а рукава были отогнутыми. В области груди располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль. Назывались эти карманы – газырницами. За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений во время нанесения рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный.


В костюме азербайджанца обязательно должен был присутствовать пояс. На нем закреплялось холодное оружие.

Азербайджанский костюм в современной моде

Современные молодые люди уже не носят национальные костюмы. Из моды они вышли еще до наступления ХХ века. Сейчас национальные костюмы используются в театральных постановках и в музейных экспозициях.




​​Национальный азербайджанский костюм представляет большой интерес для европейских дизайнеров. В современных коллекциях, которые появляются на европейских подиумах, все чаще встречаются элементы из национального наряда азербайджанского народа. Шаровары, длинные юбки и верхняя одежда стали основой для многих коллекций. Эту тенденцию только начинают подхватывать дизайнеры Азербайджана.

Национальный костюм каждого народа отражает его исторические и культурные ценности. Изучая временные промежутки развития той или иной нации, можно проследить изменения, которые претерпевала традиционная одежда, а также выявить особенности, остающиеся на протяжении веков неизменными. Описание национального костюма Азербайджана представлено вашему вниманию в статье.

национальный костюм азербайджана

История костюма азербайджанцев

История азербайджанской национальной одежды уходит корнями в далекое прошлое. При археологических раскопках были обнаружены швейные принадлежности из третьего тысячелетия до н.э. Найденные печати, глиняная посуда, золотые украшения, относящиеся к V веку до н.э., уже могут дать некоторое представление о материальном развитии азербайджанцев. В VI веке нашей эры шелководство прочно обосновалось в Азербайджане. Этот вид ремесла развивался на протяжении многих веков, а производимые там ткани из шелка были самыми лучшими в мире. Помимо шелка мастера использовали и привозные ткани: парчу, ситец, бархат, сукно. Культурой Азербайджана было предусмотрено, что на тканях почти всегда присутствовали всевозможные орнаменты. Все они навеяны красотой природы этого края. Чаще всего изображались:

  • цветы граната, айвы, розы, лилии, ириса и гвоздики;
  • птицы одиночные или в паре – павлин, голубь, куропатка, соловей;
  • животные – лошадь, газель, черепаха.

Также на ткани вышивали:

  • различные геометрические узоры – квадраты, ромбы, круги;
  • изображения предметов быта (например, кувшина);
  • элементы доисламской символики – схематичные изображения небесных светил.

Вышивали даже целые сюжетные композиции. Чаще всего они изображали либо сцены из дворцовой жизни, либо иллюстрации к стихам.

Ткань использовали преимущественно красного цвета. Этот цвет был символом счастливой жизни, поэтому невесты на свадьбу надевали именно красное платье. Да и слово азер (от названия нации) переводится с арабского как пламя.

Изменения в костюмы вносились по мере развития культуры Азербайджана, его народа и освоения новых видов ремесел. Также большую роль играли важные исторические события, например, войны. Если рассмотреть мужской костюм в военное время и в современности, то можно проследить, что детали, необходимые для ношения оружия, в наше время утратили свои функции и стали декоративными.

азербайджанский национальный костюм

Женский национальный костюм

Традиционный женский азербайджанский национальный костюм представлен несколькими элементами. В основном он состоял из рубашки, кафтана длиной до пояса и длинной многослойной юбки. Самыми распространенными видами верхней женской одежды были:

  • Уст кейнейи - рубашка с длинными рукавами из шелка разновидностей гановуз и фай. Рукава могли быть прямого кроя либо с небольшой оборкой. На шее она застегивалась на одну пуговицу. Рубашку украшали красивой золотой тесьмой, впереди по нижнему краю могли повесить нитку с настоящими монетками.
  • Чепкен – своего рода кафтан, который надевался поверх рубашки и плотно облегал тело. Особенности чепкена: наличие подклада, ложные длинные рукава, заканчивающиеся манжетами. Благодаря наличию уникальной детали – чапыг – чепкен выгодно подчеркивал красоту женской фигуры.
  • Архалук – почти то же, что и чепкен, только с подолом внизу. Подол был гофрированным или плиссированным. Архалуки могли быть как облегающими фигуру, так и прямого, свободного кроя с разрезами по бокам. Накладные рукава заканчивались рукавицами. Архалуки делились на праздничные и будничные. Отличались они выбором ткани и количеством орнаментов.
  • Леббаде – стеганый халат с открытым воротом, подвязывающийся на поясе тесьмой. Рукава у леббаде были короткими, а у подола от пояса по бокам имелись разрезы.
  • Эшмек – стеганый кафтан с открытыми грудью и подмышками, внутри обшитый мехом хорька.
  • Кьюрду – стеганая безрукавка из велюра с разрезами по бокам. Особо популярным считался хорасанский кьюрду, который шили из желтой кожи с вышивкой, выполненной золотыми нитками.
  • Бахари – велюровая стеганая одежда с прямыми рукавами до колен.
  • Кьюлече - верхняя одежда с гофрированным подолом до колен и рукавами по локоть.
  • Туманы – шелковые или шерстяные юбки длиной до пола, состоящие из двенадцати кусков ткани. Туманы могли быть гофрированными или плиссированными. В качестве украшения использовались помпоны из золотых или шелковых ниток. Часто носили по 5-6 юбок одновременно.
  • На улицу женщина не могла выйти без чадры, закрывающей ее с головы до ног, и рубенда - ткани, скрывающей лицо.

азербайджанские женщины

Аксессуары

Помимо яркой одежды, образ азербайджанки изобиловал множеством деталей. Поверх архалуков женщины носили пояс. Пояса были золотыми и серебряными, а иногда и кожаными, украшенными монетами или блестящей бляшкой. Использовали и вышивку, и отделку тесьмой и кантами, бисером и монетками, различными цепочками, пуговками, брошками и бляшками. Азербайджанские мастерицы умело пользовались всеми материалами, превращая вещи в настоящие произведения искусства. А вышивание стало отдельным, очень развитым ремеслом.

Украшения

Украшения азербайджанки очень любили всегда и использовали их по максимуму. Носить их нельзя было в дни траура и в строгие религиозные праздники. Пожилые и старые женщины почти не надевали их, ограничиваясь парой колец. Зато у молодых девушек набирались большие коллекции всевозможных цепочек, подвесок, колец, серег, так как украшать малышек начинали с трех лет. Комплект украшений назывался имарет. Ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов и камней.

Сочетание ярких тканей одежды, всевозможных элементов отделки и блестящих украшений создавали яркий, насыщенный, запоминающийся образ.

По некоторым критериям в одежде можно было определить статус азербайджанской женщины, ее возраст. Например, наличие пояса сверху чепкена или архалука говорило о том, что женщина замужем. Молодые незамужние девушки пояса не носили.

культура азербайджана

Головной убор

По головному убору тоже было видно, замужем женщина или нет. Молодые девушки носили маленькие шапочки в виде тюбетейки, а замужние – нет. Головные уборы надевали одновременно несколько штук. Сначала в специальный мешочек прятали волосы, затем надевали шапочку (незамужние), а сверху повязывали келагаи – разноцветные платки. Азербайджанские женщины после свадьбы надевали несколько платков без шапки.

Качество ткани показывало, насколько состоятельная у девушки семья. Повседневная одежда обычно шилась изо льна, шерсти и ситца. А вот наряды были шелковые, парчовые, бархатные.

азербайджанские мужчины

Обувь

На ноги азербайджанки обували туфли без задников, которые также были украшены вышивкой, или сафьянные сапожки. Под обувь носили узорные чулки из хлопка или шерсти (овечьей, верблюжьей) – джорабы. Праздничные джорабы, украшенные орнаментами, даже передавались по наследству из поколения в поколение.

Мужской национальный костюм

Национальный костюм мужчин Азербайджана менее яркий, но весьма колоритный. Главным атрибутом и символом мужественности считался головной убор. Его нельзя было снимать ни при каких обстоятельствах. Единственной причиной, когда азербайджанец оставался с непокрытой головой – религиозный праздник намаз. Если шапку сбивали насильственным путем в ходе ссоры или драки, это могло послужить началом конфликта для обеих семей, и вызвать вражду на многие годы.

Папаха

Изготовлением мужской папахи занимались специальные умельцы. Существовала целая технология изготовления этого головного убора: сначала шили форму из шкуры, потом выворачивали на другую сторону и закрывали ее ватой для мягкости. Сверху укладывали лист сахарной бумаги для поддержания формы и зашивали все подкладной тканью. Вывернув папаху шерстью наружу, ее брызгали водой и били палкой около 4-5 минут. Затем изделие надевали на форму на 5-6 часов.

Самым распространенным головным убором были папахи из овечьей шерсти. Они изготавливались разными по форме: конусообразными или круглыми. По папахе можно было судить о финансовом состоянии мужчины. У состоятельных азербайджанцев имелись остроконечные папахи щищ или бей папах из меха, привезенного из Бухары. На праздник было принято одевать шапку из каракуля. Мужчины из простого народа носили конусообразные папахи чобан папах с мехом из длинного ворса.

шапка из каракуля

Башлык

Еще одним популярным видом головного убора был башлык – капюшон на суконной основе с довольно длинными хвостами. Для домашнего использования предназначались маленькие шапочки – арахчыны. При выходе на улице на арахчын надевали папаху.
Для сна использовали тескулах, ведь даже ночью нельзя было оставаться без убора. На различные празднования азербайджанцы надевали шапки из каракуля.

Из чего состоял национальный мужской костюм

Национальный костюм Азербайджана (мужской) состоял из нескольких основных частей:

  • нижняя рубашка,
  • кальсоны,
  • верхняя рубашка,
  • шаровары,
  • архалук;
  • суконная чуха (черкеска).

Азербайджанские мужчины сначала надевали нижнюю рубашку, кальсоны, затем верхнюю рубашку, сверху архалук, а затем чуху. На чухе были нашиты газырницы - гнезда для хранения патронов. В холода сверху носили длинную шубу из овчины.

Верхняя рубашка была белого или синего цвета. Ее шили из сатина или атласа. Застежка была в виде петли или на пуговице. Архалук шили однобортным или двубортным, с воротником-стойкой. У однобортного архалука застежка была на крючках, у двубортного – на пуговицах. Он был сшит по фигуре. Подол архалука украшался оборками, рукава были прямыми, зауженными книзу. В холодную погоду сверху кальсон надевали шаровары из шерсти. Они были довольно широкими для удобства передвижения на конях.

Важным дополнением к национальному костюму Азербайджана был пояс. Шили и кожаные, и серебряные, и шелковые, и парчовые пояса. Они были предназначены для ношения оружия и других необходимых мелких вещиц. Пояс надевали поверх архалука.

Вообще, вид азербайджанца-воина захватывает дух: черкеска, подчеркивающая широкие плечи и узкую талию и бедра, стройные ноги в черных сапогах – все это сочетается в мужественный и благородный образ.

 азербайджанская национальная одежда

Обувь

В качестве обуви азербайджанские мужчины использовали кожаные башмаки или сапоги. Они были однотонными, без узоров и украшений. Позже популярными стали блестящие резиновые калоши. В качестве домашней обуви использовали сафьяновые чувяки на плоской подошве.

Вместо послесловия

В современной жизни уже редко можно встретить людей в национальных костюмах, но это не значит, что они забыты. Наоборот, модельеры мира используют многие их элементы в своих коллекциях. И это оправданно: в традиционном костюме азербайджанского народа сплелись воедино красота, гармония, эстетика. Это воплощение культурных ценностей, пронесенных сквозь время.

Азербайджанский национальный костюм женский и мужской: фотографии, интересные факты и описание

Национальный костюм каждой страны формируется под воздействием исторических факторов, которые в той или иной степени влияли на процесс развития государства. Головные уборы, покрой костюмов, выбор узоров и цветовой палитры отражают материальные и .

Таджикский национальный костюм: краткое описание с фото, разнообразие цветов, значение орнамента, отличия между мужским и женским костюмом по крою и функционалу

Таджикский национальный костюм очень удобен и красив. Именно по этой причине он остается востребованным и популярным и в наше время, когда многие отказываются от национальных традиций, предпочитая одеваться в одежду, универсальную для всего мира. В .

Узбекские национальные платья: название, фото

Уникальная национальная одежда всех народов Среднеазиатских регионов, в том числе и узбекская, постоянно привлекала внимание ученых-этнографов. Женская узбекская традиционная одежда в прошлые времена состояла из платья, имеющего покрой туники, и .

Традиции Поднебесной: китайские костюмы и их история

Китайские костюмы, иначе называемые "ханьфу", весьма своеобразны, как и культура самой страны. Они отличаются не только от привычной в Европе одежды, но и от азиатских аналогов, пусть и чуть более близких "по духу".

Башлык: определение, фото, значение

Ни один плащ, изготовленный в фабричных условиях, не может заменить этот практичный и удобный элемент одежды. Он обладает теми функциями, которые не свойственны ни одному современному модному плащу и головному убору. Это всегда отмечали .

Национальный узбекский орнамент – удивительное по красоте и изящности явление. Помимо внешней привлекательности, эти узоры обладают глубоким смысловым содержанием, которое мы и рассмотрим в данной статье.

Узбекский орнамент: скрытый смысл

Споры о красоте всегда вызывали бурную реакцию общества. Все хотят быть любимыми, признанными, красивыми, ведь суть человека заключается в его окружении и самоощущении, которое всецело зависит от так называемой среды обитания.

Какие самые красивые азербайджанцы: фото

Каждая страна на планете имеет свои отличительные геральдические символы. Обладает ими и Азербайджан. Флаг и герб этой страны являются символами суверенитета государства. Всякое надругательство над ними карается в соответствии с законодательством Азербайджана.

Азербайджан: флаг и герб страны

Афгани – штаны свободного покроя, не сковывающие свободы движений. Их выбирают люди, уверенные в себе, ценящие индивидуальный стиль больше, чем навязанные модные стереотипы. И хотя эта замечательная одежда завоёвывает всё больше и больше поклонников, всё же для некоторых до сих пор остаётся неизведанной, непонятной и даже странной.

Афгани - штаны для свободных духом

Национальный костюм – это культурное, историческое, фольклорное наследие определенного народа, передающееся из поколения в поколение. Армянский костюм как нельзя лучше подчеркивает традиции и историю своего народа.

Читайте также: