Оперантный бихевиоризм скиннера кратко

Обновлено: 05.07.2024

Буррхус Фредерик Скиннер(1904-1990), более известный как Б. Ф. Скиннер, был американским психологом, оказавшим большое влияние за его вклад в развитие теории бихевиоризма и за свой утопический роман. Уолден два (1948).

Скиннер - наиболее признанный психолог в течениях бихевиоризма, и его теория была одной из самых влиятельных в психологии. Бихевиоризм предполагает, что любое поведение является реакцией на определенные стимулы в окружающей среде или последствиями истории человека.

Хотя бихевиористы обычно признают важную роль наследственности в определении поведения, они сосредотачиваются в первую очередь на факторах окружающей среды. Таким образом, они отличаются от когнитивных психологов, которые придают большое значение мыслям.

Краткая биография

Скиннер родился в Пенсильвании в 1904 году и начал работать над своими идеями человеческого поведения после получения докторской степени в Гарварде. Его работы включают Поведение организмов (1938) и роман, основанный на его теориях, Уолден два (1948). Он исследовал бихевиоризм по отношению к обществу в более поздних книгах, в том числе За пределами свободы и человеческого достоинства (1971).

Будучи студентом Гамильтон-колледжа, Скиннер развил страсть к письму. Он пытался стать профессиональным писателем после окончания университета в 1926 году, но без особого успеха. Два года спустя он решил следовать новому направлению своей жизни; он поступил в Гарвардский университет, чтобы изучать психологию.

Скиннер считал свободную волю иллюзией, а человеческое действие зависело от последствий предыдущих действий. Если последствия плохие, велика вероятность, что действие не повторится. Напротив, если последствия будут хорошими, действие может повториться. Скиннер назвал это принципом подкрепления.

Чтобы усилить поведение, Скиннер использовал оперантное обусловливание и для его изучения изобрел камеру оперантного обусловливания, также известную как ящик Скиннера.

К 1920-м годам Уотсон оставил академическую психологию, и другие бихевиористы стали влиятельными, предлагая новые способы обучения помимо классической обусловленности.

Образ мышления Скиннера был немного менее радикальным, чем у Уотсона. Скиннер считал, что у нас есть разум, но просто более продуктивно изучать наблюдаемое поведение, а не внутренние психические события.

Введение в бихевиоризм

«Дайте мне дюжину здоровых, хорошо обученных детей, чтобы я мог их обучать, и я обещаю выбрать одного наугад и обучить его, чтобы он стал специалистом во всем, что я выберу: врач, юрист, художник, бизнесмен, нищий. или вор, независимо от его таланта, наклонностей, наклонностей, навыков, призвания и расы его предков.

Джон Уотсон, Бихевиоризм, 1930.

Согласно принципам бихевиоризма, все формы поведения усваиваются в среде, в которой мы растем. Бихевиористы не верили в биологические определения.

Более того, они в первую очередь интересовались поведением, которое можно было наблюдать, и считали, что нет большой разницы между обучением, которое происходит у людей, и тем, что происходит у животных.

Как зародился бихевиоризм?

Русский врач Павлов был первым, кто изучал теории бихевиоризма в 1890-х годах. Классическая павловская обусловленность была открыта случайно, когда он обнаружил в эксперименте по пищеварению своих собак, что у его собак выделялась слюна, когда он входил в комнату. , даже не взяв с собой еды.

Подводя итог, классическая обусловленность включает обучение, которое связывает безусловный стимул, который по умолчанию вызывает реакцию тела (например, рефлекс), с новым стимулом, так что последний также несет ту же реакцию.

Бихевиоризм по Беррусу Фредерику Скиннеру

Оперантное обусловливание связано с оперантами: намеренными действиями, которые влияют на окружающую нас среду. Скиннер начал выявлять процессы, которые сделали возникновение определенных оперантных форм поведения более или менее вероятным.

Оперантная обусловленность Скиннера

Как мы уже говорили, Скиннер считается отцом оперантной обусловленности, но его работа основана на законе эффекта Торндайка. Скиннер ввел в закон эффекта новый термин: подкрепление. Усиленное поведение имеет тенденцию повторяться; поведение, которое не подкрепляется, имеет тенденцию к исчезновению (ослаблению).

  • Нейтральные операторы. Это реакции окружающей среды, которые не увеличивают и не уменьшают вероятность того, что поведение будет повторяться.
  • Эти ответы увеличивают вероятность того, что поведение будет повторяться. Подкрепление может быть положительным или отрицательным.
  • Это ответы, которые уменьшают вероятность повторения поведения; наказания ослабляют рассматриваемое поведение.

Все мы сталкивались с примерами поведения, на которое повлияло подкрепление и наказание. Когда мы были детьми, например, если мы говорили во время урока, учитель велел нам заткнуться. Этот ответ учителя представляет собой наказание, которое, по крайней мере, предположительно, должно ослабить поведение при разговоре с партнером во время урока.

В подростковом возрасте, например, ношение определенного стиля или бренда одежды может быть положительно поддержано сверстниками того же возраста посредством лести, общественного признания или просто доброго жеста. Это усиливает и повышает вероятность того, что поведение, связанное с ношением одежды определенного бренда, будет повторяться.

Положительное подкрепление

Скиннер продемонстрировал, как работает положительное подкрепление, поместив голодную крысу в свой ящик Скиннера. Коробка содержала рычаг с одной стороны, и крыса, проходя через коробку, случайно нажала на рычаг. Сразу же кормовой шарик упал в небольшой контейнер рядом с рычагом.

Крысы быстро научились переходить прямо к рычагу после того, как побывали в ящике несколько раз. Последствия получения еды при нажатии на рычаг гарантировали, что они будут повторять такое поведение снова и снова.

Позитивное подкрепление усиливает поведение, обеспечивая последствия, которые человек считает полезными. Например, если ваш учитель дает вам деньги каждый раз, когда вы выполняете домашнее задание, вы с большей вероятностью будете повторять поведение выполнения домашнего задания в будущем, укрепляя это поведение.

Отрицательное подкрепление

Например, когда у вас болит голова, вы принимаете аспирин, чтобы облегчить ее. Тот факт, что боль исчезает, является отрицательным стимулом для поведения, связанного с приемом аспирина, повышая вероятность ее повторения в будущем, когда у вас появится головная боль.

Скиннер изучал, как работает отрицательное подкрепление, снова поместив крысу в свой ящик Скиннера и подвергнув ее воздействию неприятного электрического тока, который причинял ему некоторый дискомфорт. На этот раз рычаг на коробке остановил электрический ток.

Крысы сначала нажали рычаг случайно, но вскоре научились нажимать на него, чтобы остановить электрический ток. Последствие выхода из тока гарантировало, что они повторяли действие каждый раз, когда их помещали в коробку или каждый раз, когда они чувствовали электричество.

Фактически, Скиннер даже научил крыс избегать электрического тока, включив свет непосредственно перед появлением электрического тока. Крысы рано научились нажимать на рычаг, когда загорался свет, потому что они знали, что это предотвратит включение электрического тока.

Наказание

Наказание определяется как противоположность подкрепления, поскольку оно предназначено для ослабления или устранения реакции, а не для увеличения ее вероятности. Это неприятное событие, которое уменьшает последующее поведение.

Как и в случае с подкреплением, наказание может работать как путем непосредственного применения неприятного стимула, такого как удар электрическим током после реакции, так и путем удаления потенциально полезного стимула.

Например, вычитание денег из чьей-либо заработной платы для наказания за нежелательное поведение. Следует отметить, что не всегда легко отличить наказание от отрицательного подкрепления.

Когда дело доходит до применения наказания, возникает несколько проблем, например:

Моделирование поведения

Еще один важный вклад Скиннера - это концепция моделирования поведения посредством последовательного подхода. Скиннер утверждает, что принципы оперантного обусловливания могут быть использованы для создания чрезвычайно сложного поведения, если вознаграждения и наказания осуществляются таким образом, который побуждает рассматриваемый организм все ближе и ближе приближаться к желаемому поведению.

Чтобы такой результат произошел, условия (или непредвиденные обстоятельства), необходимые для получения награды, должны изменяться каждый раз, когда организм делает шаг ближе к желаемому поведению.

Согласно Скиннеру, большая часть человеческого поведения (включая язык) может быть объяснена как продукт такого типа последовательного подхода.

Модификация поведения

Модификация поведения - это набор терапий или техник, основанных на оперантной обусловленности. Основной принцип - изменить события окружающей среды, связанные с определенным поведением человека. Например, подкрепляйте желаемое поведение и игнорируйте или наказывайте нежелательное.

Однако это не так просто, как кажется. Например, постоянное закрепление желаемого поведения - это, по сути, подкуп.

Есть несколько видов положительного подкрепления. Первичное подкрепление происходит, когда награда сама по себе усиливает поведение. Вторичное подкрепление происходит, когда что-то подкрепляет поведение, потому что ведет к основному подкреплению.

Образовательные практические приложения

В обычной учебной ситуации оперантное кондиционирование применяется к темам, связанным с классами и обучением, а не к содержанию, относящемуся к обучению.

Что касается применения моделирования поведения в образовательных целях, простой способ моделирования поведения - это предоставить Обратная связь (обратная связь) относительно успеваемости учащегося (например, комплименты, знаки одобрения, поощрения).

Например, если учитель хочет побудить своих учеников отвечать на вопросы в классе, он должен хвалить их при каждой попытке, независимо от того, правильный ответ или нет. Постепенно учитель будет хвалить учеников только тогда, когда их ответы верны, а со временем будут хвалить только исключительные ответы.

Нежелательное поведение, такое как опоздания с приходом в класс и доминирование в обсуждениях в классе, может быть устранено игнорированием учителем, а не усилением путем привлечения внимания учителя к такому поведению.

Также важно знать, что вы добились успеха, поскольку это мотивирует к дальнейшему обучению. Однако важно варьировать тип предоставляемого подкрепления, чтобы поведение поддерживалось. Это непростая задача, поскольку учитель может показаться неискренним, если он слишком много думает о том, как ему следует вести себя, хваля ученика.

Другие практические приложения и критическая оценка

Оперантное обусловливание можно использовать для объяснения множества форм поведения, от процесса обучения до зависимости и усвоения языка. Он также имеет практическое применение, например, в образовательных целях, которые мы описали ранее, в тюрьмах, психиатрических больницах и в экономике.

В экономике хорошо известным приложением оперантного кондиционирования является экономика токенов, система, через которую человек получает токены сразу после выполнения желаемого поведения. Жетоны собираются, а затем обмениваются на что-то значимое для человека.

Использование исследований на животных, связанных с оперантным обусловливанием, также поднимает вопрос об экстраполяции результатов.

Некоторые психологи утверждают, что мы не можем обобщать итоговые результаты исследований с животными на поведение человека, поскольку их анатомия и физиология различны, и они не могут размышлять о своем опыте или вызывать разум, терпение и память, как люди.


Беррес Фредерик Скиннер — один из величайших психологов XX века. Его книги достойны отдельного повествования. Этот выдающийся человек был удостоен множества наград и премий. Включая премию Торндайка.

Кто такой Скиннер?

Выдающийся американский психолог, живший в XX веке. Он внес значительный вклад в развитие бихевиоризма. Наибольшую известность приобрел благодаря своей теории оперантного обусловливания. Кроме достижений в психологии, Беррес Скиннер был прекрасным изобретателем. Одним из изобретений ученого является ящик, названный в его честь — ящик Скиннера. Эта конструкция предназначена для изучения принципов оперантного научения.

Скиннер стал первопроходцем в работе функционального анализа. Именно он предложил его в качестве метода исследования поведения.

В 1972 году эта же Ассоциация признала Берреса Фредерика Скиннера самым выдающимся психологом XX века. Вторую строчку в ту пору занял З. Фрейд.

На счету знаменитого психолога сотни статей и несколько десятков научных книг.

Теория бихевиоризма Скиннера — это прорыв в науке психологии. И она будет рассмотрена ниже.

Б.Ф. Скиннер

Что такое бихевиоризм?

Оперантное поведение

Оперантный бихевиоризм Скиннера, или оперантное поведение — это какие-либо действия, направленные на достижение определенной цели. Оно находится под действием предшествующих факторов и последствий.

Таким образом, теория оперантного обусловливания следующая: процесс обучения, основанный на действиях предшествующих факторов и последствий.

Последствия формируют оперантное поведение. И следовательно, его частота в будущем увеличивается или уменьшается.

Предшествующие факторы влияют на проявление поведения в настоящем времени.

Ящик Скиннера

Создание условий

Эти условия, согласно бихевиоризму Скиннера, создаются с помощью положительных или отрицательных усилений (подкреплений). Положительное подкрепление усиливает проявление того или иного поведения в дальнейшем. Отрицательное, наоборот, гасит его.

К примеру, ребенок постоянно капризничает в магазине. Мама покупает ему шоколадку или игрушку, малыш прекращает свои капризы. Шоколадка и есть положительное подкрепление в данной ситуации для маленького капризули. У него уже выработался четкий алгоритм поведения, и ребенок знает, что стоит ему начать истерику в магазине, он получит за это своеобразное усиление.

Иной пример. Ребенок закатывает истерику в магазине. Мама игнорирует. Ребенок еще сильнее кричит, пытается упасть на пол и биться в истерике. Мама сильно шлепает его и уводит из магазина, ничего не купив. Во второй раз малыш опять включает такую систему поведения, и опять получает шлепок. Вряд ли на третий раз ему захочется быть отшлепанным. Ребенок начинает вести себя спокойно в магазине, не пытаясь капризничать. А почему? Потому что шлепок — отрицательное подкрепление. И малышу не нравится этот метод, поэтому он будет стараться избежать его в дальнейшем.

Положительное подкрепление

Усиление поведения

Принцип усиления поведения — это процесс, который происходит в окружающей среде, после того, как поведение уже образовалось и проявилось.

Усиление происходит сразу после проявления поведения.

Положительное усиление — это проявление стимула после демонстрации поведения. Оно приводит к его усилению в будущем.

Отрицательное усиление — это стимул, который дается сразу после проявления поведения, и снижает его последующую возможность возникновения.

Согласно оперантному бихевиоризму Скиннера, отрицательное усиление — это освобождение. Получив его однажды, человек в дальнейшем будет стремиться освободиться от усиления неприятного стимула.

Виды процессов усиления

Бихевиоризм Б. Скиннера говорит о двух видах данных процессов: непосредственные и опосредственные. Первые являются процессами, при которых задействованы внешние раздражители окружающей среды, имеющие непосредственное влияние на человека. Они, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Положительные — внимание, сон, еда.
  2. Отрицательные — избегание неприятного человека.

Непосредственные процессы — автоматические. Они, как и опосредственные подразделяются на положительные и отрицательные.

Процессы ослабления поведения

Бихевиоризм Скиннера включает в себя и процессы ослабления. Что это такое? Это процесс наказания или ослабления, который происходит после того, как поведение проявилось. И приводит он к ослаблению нежелательного поведения в будущем.

Данные процессы подразделяются на положительные и отрицательные.

Положительное ослабление — процесс, при котором после проявления поведения предоставляется неприятный стимул, приводящий к уменьшению и/или сокращению поведения в будущем.

Отрицательное ослабление — процесс ликвидации приятных стимулов после демонстрации нежелательного поведения, для того, чтобы проявление поведения в будущем снизилось или сократилось.

Отрицательное подкрепление

Предшествующие факторы

К одной из стадий бихевиоризма Скиннера относятся различные стимулы и мотивационные операции.

Мотивационные операции увеличивают или уменьшают эффективность того или иного стимула для усиления или ослабления поведения. Подразделяются на побуждающие и подавляющие.

Побуждающие повышают мотивационную ценность. А значит, вероятность возникновения поведения увеличивается.

Подавляющие, в свою очередь, понижают мотивационную ценность стимула, уменьшая вероятность возникновения того или иного поведения.

Стимулы

Они оказывают влияние на поведение вследствие прошлого опыта. Их можно разделить на три варианта.

  1. После поведения произойдет усиливающее последствие.
  2. Усиливающего последствия не произойдет.
  3. Произойдет неприятное последствие, которое приведет к ослаблению поведения в будущем.

То есть, первый вариант — это побуждающее воздействие. Поведение будет происходить с большей вероятностью, так как оно усиливалось в прошлом в присутствии данного стимула.

Второй вариант — подавляющее воздействие. Поведение не будет происходить, так как в прошлом, при воздействии данного стимула, произошел процесс гашения.

Третий вариант — запрещающее воздействие. Поведение не будет происходить потому, что в прошлом в присутствии данного стимула появился неприятный стимул, который ослабил это.

Радикальный бихевиоризм Скиннера

Чтобы понять, что это такое, нужно знать его отношение к теории З. Фрейда. Скиннер считал, что тот сделал колоссальное открытие относительно того, что человеческое поведение, по большей мере, обусловлено бессознательными причинами. Однако в корне не соглашался с Фрейдом по поводу его изобретения психического аппарата и сопутствующих процессов для объяснения поведения человека.

По мнению Скиннера, процессы поведения не имеют ничего общего с поведением. Психические звенья создают лишь проблему для объяснения поведения.

Скиннер считал, что рефлекс — это понятие соотношения между стимулом и ответом на этот стимул. Таким образом, если организм получает подкрепление за свое поведение, то происходит его усиление. Организм запоминает их, и соответственно, идет заучивание и становление определенного вида поведения. Если же подкрепление отсутствует, то поведенческие акты, ничем не подкрепленные, исчезают из репертуара поведения организма.

Это можно назвать рефлекторным поведением или невольным. Его основное отличие от оперантного в том, что последнее нельзя вызвать. Оно добровольное. А рефлекторное поведение вызывается тем или иным стимулом, неважно, условным или безусловным. Эта теория совпадала с мнением русского ученого И. Павлова.

Знаменитые опыты

Управление человеком

Воспитание в концепции бихевиоризма Б. Скиннера основано на том, что личность человека — это совокупность физических реакций, возникающих при наличии предшествующих факторов и последствий.

Человеческое поведение формируется согласно подкреплениям. Чаще всего, на основе положительного. Может формироваться и под воздействием отрицательного подкрепления.

Зная это, поведением человека можно управлять, основываясь на:

  1. Положительном подкреплении верных реакций. Это способствует их закреплению в поведении личности.
  2. Субъективной ценности подкрепления. То есть исходя из того, что является наиболее стимулирующим для данной личности.
  3. Оперантное обусловливание. Личность знает, что за ее поведением может последовать отрицательное подкрепление. Чтобы избежать негативных последствий, человек вполне способен отказаться от конкретного вида поведения.
  4. Субъективная вероятность последствий. Если человек осознает то, что вероятность возникновения отрицательного подкрепления от его действий мала, он готов рисковать.
  5. Подражание. Людям свойственно бессознательное подражание тем, кого они считают своим авторитетом.
  6. Тип личности. Управлять теми, кто склонен перекладывать ответственность за свои поступки и действия на других людей и жизненные обстоятельства, гораздо легче. Такой тип личности называется экстерналами. Интерналы, наоборот, берут всю ответственность за происходящее с ними только на себя.

Книга - легенда

По ту сторону свободы и достоинства

Говоря о Скиннере, сложно не упомянуть об этой книге. В ней переворачиваются все прежние ценности и идеалы обычного человека. Автор четко и ясно излагает, как можно управлять людьми. Что такое деньги, например. Они благо для людей или способ воздействия на толпу? Или как принудить человека работать? Достаточно платить ему ежемесячную зарплату в таком объеме, чтобы хватило лишь на еду. Этот прием известен еще со времен Древнего Рима, где люди работали за еду. Сейчас в ее роли выступают шуршащие бумажки.

Какова ценность человеческой жизни, а главное — как пересмотреть собственные взгляды и решиться изменить привычный уклад? Беррес Фридерик Скиннер дает конкретные и очень четкие ответы за эти вопросы в своей книге. Для тех, кто хочет что-то изменить в своей жизни, она станет отличным толчком к действиям.

По ту сторону

Заключение

Итак, мы рассмотрели бихевиоризм Скиннера в психологии. Какова основная мысль статьи? Человеческое поведение формируется под воздействием внешней окружающей среды. Эту среду можно создавать искусственным путем, и тем самым управлять человеком, опираясь на 6-ти принципах.

Второстепенная мысль — положительное и отрицательное подкрепление играет огромную роль в формировании поведенческих актов. Если дать за определенное поведение положительное подкрепление, то оно усилится в дальнейшем. Отрицательное подкрепление, наоборот, способствует уменьшению или исчезновению поведения в будущем.

Оперантное обусловливание Скиннера

20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.

Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.

В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Теория оперантного поведения

Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.

Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:

Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.

Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.

В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.

Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:

  1. Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
  2. Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.

Правила эффективного оперантного обусловливания:

  1. Простая инструкция.
  2. Легкое начало.
  3. Позитивный процесс обучения.
  4. Регулярная система подкреплений.
  5. Четкая методичность процесса обучения.
  • с постоянным соотношением;
  • с постоянным интервалом;
  • с вариативным соотношением;
  • с вариативным интервалом.

Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:

  1. Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.
  2. Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
  3. Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.

Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:

    ;
  • формирование автоматизированной реакции;
  • подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).

Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции — преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание — это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания (табл. 5.2).

Теория Б. Скиннера
Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного подкрепления (удовольствие) Удаление аверсивного (болевого) стимула
Наказание Предъявление аверсивного стимула (ругают, бьют, исключают из школы, сажают в тюрьму и т. п.) Удаление положительного стимула (запрещают смотреть телевизор, гулять и т. п.)

Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке. Так, возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. Вслед за установкой уотсоновского бихевиоризма Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:

Читайте также: