Операция рельсовая война кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Цель операции

Оказать помощь Советской Армии в завершении разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 года и развитии общего наступления.

Подготовка операции

Центральный штаб партизанского движения привлёк к выполнению операции белорусских, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан (всего 167 бригад и отдельных отрядов).

14 июля Ставкой ВГК был отдан приказ на проведение операции. Местные штабы партизанских движений и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Ход операции

Результаты операции

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. Особо значительные разрушения произведены на участках Полоцк—Молодечно, Минск—Бобруйск, Лунинец—Калинковичи и Могилёв—Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

См. также

Литература

: С. А. Ковпак • А. Ф. Фёдоров
: П. М. Машеров • К. П. Орловский
: А. Д. Бондаренко • Б. А. Булат • Н. Г. Васильев • С. А. Ваупшасов • П. П. Вершигора • А. И. Волынец • А.В.Герман • А. М. Грабчак • М. И. Дука • Д. В. Емлютин • К. С. Заслонов • Н. Ф. Королёв • И. Д. Кудря • В. А. Лягин • Д. Н. Медведев • Е. И. Мирковский • В. А. Молодцов • М. И. Наумов • В. Л. Неклюдов • Ф. И. Павловский • Г. Ф. Покровский • Н. П. Покровский • Н. Н. Попудренко • Н. А. Прокопюк • М. С. Прудников • А. М. Рабцевич • В. Д. Ревякин • М. П. Ромашин • С. В. Руднев • А. Н. Сабуров • В. П. Самсон • С. И. Сикорский • Ф. М. Синичкин • Ф. Е. Стрелец • И. Ф. Титков • В. А. Тихомиров • Б. В. Урбанавичус • Е. Ф. Филипских • В. З. Царюк • В. Е. Чернышёв • Г. И. Шелушков • А. Н. Шихов • М. Ф. Шмырёв • А. И. Щербак • В. М. Яремчук

Брянские леса • Вадинский партизанский край • Дорогобужский партизанский край • Дятьковский партизанский край • Зыслов остров • Кличевский партизанский край • Ленинградский партизанский край • Любанский партизанский край • Октябрьский партизанский край • Полоцко-Лепельская партизанская зона • Северо-Западный партизанский край • Спадщанский лес • Суражский партизанский край • Хинельские леса • Цуманские леса • Южный Ельнинский партизанский край • Южный Брянский партизанский край

Переломный момент

Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.

75 лет назад в Краснодаре был публично приведён в исполнение смертный приговор в отношении восьми нацистских преступников. Эти события.

Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.

При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.

К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.

Главный советский диверсант

Советская лётчица Лидия Литвяк у своего истребителя

Белая Лилия Сталинграда: каким был боевой путь легендарной советской лётчицы Лидии Литвяк

1 августа 1943 года совершила свой последний боевой вылет легендарная советская лётчица Лидия Литвяк. Её называют самой результативной.

В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов. В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская.

Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне. В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления.

За годы службы Старинов накопил богатейший личный опыт диверсионной работы с использованием взрывчатки. Кроме того, он обобщал и анализировал все ключевые эпизоды деятельности своих подчинённых. Старинов постоянно выступал за то, чтобы нарастить поставки партизанам мин и взрывчатки для организации масштабных диверсий на железных дорогах.

Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова приняло на рассмотрение высшее военное руководство страны. Однако в них были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Старинов, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты.

160 лет назад родился Матвей Кузьмин — человек, которому суждено было стать самым пожилым в истории обладателем высшей награды СССР.

В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. рельсов, а за всё время её проведения — около 215 тыс. из 11 млн, находившихся на оккупированных территориях. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40%. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.

Уже 11 августа 1943 года гитлеровская ставка отдала приказ создать систему оборонительных сооружений в районе Днепра. 26 августа советские войска начали реализацию комплекса взаимосвязанных стратегических операций, известного как битва за Днепр. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.

75 лет назад гитлеровская Германия начала в оккупированном Минске одну из самых масштабных карательных операций. Она носила кодовое.

7 апреля 1943 года в Теребовлянском гетто на Западной Украине произошёл массовый расстрел евреев. Немецкие каратели и украинские.

Масштабные наступательные операции советских войск позволили завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года.

По его словам, сегодня история данного вопроса, как и история партизанского движения в целом, изучены недостаточно.

Историк добавил, что вопрос реальной результативности действий партизан тоже изучен плохо.

В качестве примера эксперт привёл ликвидацию целого ряда влиятельных нацистских функционеров, например бригаденфюрера СС Вальтера Шталкера, которого убили в 1942 году партизаны под Ленинградом, но кто именно и как — до сих пор неизвестно.

По словам Колпакиди, большое значение в то время имел так называемый советский фактор.

Аналогичной точки зрения придерживается писатель, кандидат исторических наук Алексей Исаев.

«Роль партизан в Великой Отечественной переоценить сложно. Что касается рельсовой войны, то эффект был бы больше, если бы руководство ориентировало партизан на уничтожение не рельсов, а поездов, локомотивов. Рельсы у гитлеровцев были, и они, хоть и с трудом, но меняли их, восстанавливали, а локомотивов не хватало.

Партизаны как часть советской стратегии

Уничтожением немецких эшелонов и подрывом железнодорожных путей на оккупированных советских землях партизанские отряды и заброшенные с Большой земли диверсионные группы занимались с первых дней войны. Нарушение коммуникаций противника всегда было важной частью боевых действий, а в Советском Союзе, где основная транспортная нагрузка в то время ложилась именно на железные дороги, оно играло особую роль. Дело было не только в том, что после каждого удачно пущенного под откос эшелона или подорванного участка пути движение замирало на несколько часов, а порой и суток. Громадное значение имел и чисто психологический фактор: ни пополнение, двигавшееся к фронту, ни отпускники, мечтавшие отдохнуть на родине, не могли быть уверены в том, что беспрепятственно доберутся до пункта назначения, а это подрывало моральный дух немецких солдат.

Минеры крымского партизанского отряда перед выходом в диверсионный рейд

Минеры крымского партизанского отряда перед выходом в диверсионный рейд

Только в конце лета 1943 года Центральный штаб партизанского движения и Ставка Верховного главнокомандования приняли согласованное решение привлечь партизанские соединения к обеспечению наступления Красной Армии. Это стало возможным благодаря изменению взгляда советского командования на планирование крупных стратегических операций. Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли.

Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов

Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов

Советские партизаны готовят подрыв моста

Советские партизаны готовят подрыв моста

Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги

Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги

Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год

Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год

Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год

Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год

Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники

Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники

Финальный аккорд

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Рельсовая война

Значимость партизанского движения в Великой Отечественной войне никак нельзя преуменьшать. Люди, сражавшиеся в тылу, принесли врагу не меньше ущерба, чем те, которые бились на передовой. И их действия были слаженными.

Сила партизанского движения

Да, про партизанское движение известно меньше, ведь бойцы тыла не хранили архивов. Люди, которые подрывали силы врага изнутри, были самыми разными — военными и гражданскими, старыми и юными. В партизанских отрядах часто участвовали женщины и дети. И попадали в плен к немцам, гибли под пытками.

Но у партизанских отрядов было централизованное руководство — Центральный штаб партизанского движения был создан в 1942 году.

Рельсовая война

Борьба с немецкими эшелонами

Подрывы железнодорожных мостов и выведение из строя немецких железнодорожных составов были основным методом борьбы партизан с немцами. Это работало с самого начала войны. Партизаны были весьма изобретательны.

Рельсовая война

А партизан Шавгулидзе пользовался специальным клином, который прикрепляли к рельсам. Когда состав наезжал на клин, сходил с рельсов.

Среди партизан было немало грамотных людей — инженеров, ремонтников, техников. Они и придумывали, как лучше уничтожать немецкую технику.

22 июля 1943 года была проведена репетиция — орловские партизаны подорвали целый участок рельсов.

Далее партизанами было уничтожено 1529 эшелонов, из них 3 важных немецких бронепоезда. В них фашисты перевозили своих солдат, оружие, продовольствие и все, что было необходимо для фронта. Таким образом немецкие отряды были обесточены, лишены подкрепления, снабжения, и победы в крупных сражениях советским войскам давались легче.

Рельсовая война

Хорошо знаешь историю? Проверь, помнишь ли ты всех лидеров СССР?


Это интересно!

Темная и светлая стороны обучения

Темная и светлая стороны обучения

Профессии будущего: какую профессию стоит начать изучать уже сегодня

Профессии будущего: какую профессию стоит начать изучать уже сегодня

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: Владимир Путин предпринимает важные шаги в обеспечении информационной безопасности детей

Какие привычные современные вещи были придуманы во время войны

Как Владимир Ульянов стал Лениным: версии возникновения псевдонима

Как советская разведчица стала монахиней. Наталья Малышева и ее судьба

Мнение читателей: 1

Упоминание о 2 мировой войне,это плевок в сторону наших ветеранов,сообщаю вам отмороженным,что на территории СССР шла ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ война, а в Европе наши отцы совершали ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЙ ПОХОД. Примечательно,что первым отметился новобранец-солдатик Б.Н.Ельцин при посещении США в 1992 году в конгрессе сша он заявил: ” Вот ждали,ждали открытие 2 фронта наконец дождались и это решило ход 2 мировой” вот так.А то ,что те-же штаты вплоть до июня 44года снабжали гитлеровскую Германию оружием, технологиями , поставки США в СССр поставлялись по ленд лизу ,так ,что золотой запас СССР вместе с ломом ,во Владивосток был доставлен пресс ,где они демонстративно давили технику , а подписав на борту крейсера “Миссури№ мирный договор с Японией ими был объявлен Конец “2” мировой войне.,асебя естественно победителем во 2 МВ.

Читайте также: