Опера норма сюжет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Опера в четырех действиях (первоначально в двух действиях, но разделенных на четыре картины) Винченцо Беллини на либретто (по-итальянски) Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи Александра Сомэ.

Действующие лица:

НОРМА, жрица храма друидов (сопрано)
ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец (бас)
КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы (сопрано)
ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии (тенор)
АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов (сопрано или меццо-сопрано)
ФЛАВИЙ, центурион (тенор)

УВЕРТЮРА

Эта увертюра обычно занимает достаточно почетное место в традиционном репертуаре концертов популярной классической музыки. Поскольку в опере происходит конфликт между воинским долгом и любовными чувствами, музыка увертюры как раз и выражает этот конфликт; в ней также используется музыкальный материал вступительного хора друидских жрецов.

ДЕЙСТВИЕ I

Эта история переносит нас приблизительно в 50-й год до н.э., когда римские легионы Цезаря, как мы, быть может, помним из школьного курса истории, захватили Галлию. Ночь. Друиды, под торжественные звуки воинственного марша, собираются в священной роще перед священным деревом Ирминсулом их бога Ирмина. Их ведет верховный жрец Оровезо. Его цель — воодушевить их на борьбу против ненавистных римлян. Он говорит им, что Норма, верховная жрица и его собственная дочь, в должный момент свершит великий обряд — жатву священной омелы, и это будет сигналом к восстанию.

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III

ДЕЙСТВИЕ IV

Только теперь Поллиону до конца открывается величие женского духа, и он решает умереть вместе с Нормой. Разжигается погребальный костер, и — вновь соединенные — влюбленные, Норма и Поллион, восходят к своей смерти.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Мария Каллас в роли Нормы

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

Дискография: CD — EMI Дир. Серафин, Норма (Каллас), Адальжиза (Стиньяни), Поллион (Филиппески), Оровез (Росси-Лемени) — Decca Дир. Бонинг, Норма (Сазерленд), Адальжиза (Кабалье), Поллион (Паваротти), Оровез (Рэми).

Хоть Беллини и написал множество замечательных произведений, но главным своим творением он считает оперу “Норма”. В ней повествуется о временах до нашей эры, когда люди только начинали проявлять первые признаки государственности, а все бытовые благи нашего времени были недоступны.

Рассказ ведётся о храме друидов, в котором Норма является верховной жрицей, управляющей более низкими данами. Вообще, по канонам хамовнической жизни, жрицы давали клятву забыть о земных мужчинах и посвятить всю свою жизнь богам и служению им. Но что-то подбило веру и принципы Нормы, и она влюбилась, и впоследствии даже родила детей от римлянина по имени Полино. Однако, как это обычно бывает, Поллион быстро охладел к ней, потеряв весь интерес к её личности. Он увлёкся более молодой жрицей Адальжизой, и любовь эта была взаимной. Он даже пытался уговорить её бежать с ним в Рим, но она никак не соглашалась.

Адальжиза просит совета у верховной жрицы Нормы, но держа в тайне свои отношения, гневается и прогоняет жрица, мысля об убийстве детей Поллиона, но вовремя одумывается и выкидывает дурные мысли из головы. Далее Норма говорит с Поллионом, просит его забыть о молодой жрице и вернуться к ней, но он из-за своей гордости отказывается. Тогда его застают в храме, и, опять же, по всем канонам его должны казнить. Норма предлагает ему помощь в обмен на отречение от Адальжизы, но слышит отказ.

После она признаётся в том, что предала богов и добровольно идёт на смертную казнь, а вслед за ней идёт и Поллион, впечатлённый её храбростью и самоотверженностью.

Произведение учит ценить нас, то, что мы имеем, и чаще искать плюсы, чем минусы, в вещах которые нас окружают. Поллион же невнимательно пригляделся, не увидев этой безмерной любви со стороны Нормы он отказался от неё, сам того не подозревая. Именно в поведении Поллиона автор показывает нам проблему невнимательности и равнодушного отношения к тем, кто к нам отнюдь не равнодушен.

В прекрасном мире поэзии и литературы имеет место быть писатели-оперники. Это писатели пишущие сценарий и собственно, сюжет для оперных произведений. Одним из них был замечательный писатель, по фамилии Беллини.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

Беллини - Норма. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Героиня рассказа, её муж Николай и ещё несколько знакомых приходили по пятницам в гости к Марише и её мужу Сержу. Компания была весёлая, все любили выпить и громко послушать музыку.

Роман начинается с того момента, когда одному из состоятельных граждан подбрасывают малыша. Мужчина когда-то лишился своих родных и теперь жил со своей сестрой. Поэтому он без особых раздумий решил усыновить ребенка.

Летом в одной деревне случился пожар. В это время все взрослые ушли работать на близлежащие поля. Дома оставались только старики и маленькие дети. Все постройки сгорели. Одно хорошо

Хоть Беллини и написал множество замечательных произведений, но главным своим творением он считает оперу “Норма”. В ней повествуется о временах до нашей эры, когда люди только начинали проявлять первые признаки государственности, а все бытовые благи нашего времени были недоступны.

Рассказ ведётся о храме друидов, в котором Норма является верховной жрицей, управляющей более низкими данами. Вообще, по канонам хамовнической жизни, жрицы давали клятву забыть о земных мужчинах и посвятить всю свою жизнь богам и служению им. Но что-то подбило веру и принципы Нормы, и она влюбилась, и впоследствии даже родила детей от римлянина по имени Полино. Однако, как это обычно бывает, Поллион быстро охладел к ней, потеряв весь интерес к её личности. Он увлёкся более молодой жрицей Адальжизой, и любовь эта была взаимной. Он даже пытался уговорить её бежать с ним в Рим, но она никак не соглашалась.

Адальжиза просит совета у верховной жрицы Нормы, но держа в тайне свои отношения, гневается и прогоняет жрица, мысля об убийстве детей Поллиона, но вовремя одумывается и выкидывает дурные мысли из головы. Далее Норма говорит с Поллионом, просит его забыть о молодой жрице и вернуться к ней, но он из-за своей гордости отказывается. Тогда его застают в храме, и, опять же, по всем канонам его должны казнить. Норма предлагает ему помощь в обмен на отречение от Адальжизы, но слышит отказ.

После она признаётся в том, что предала богов и добровольно идёт на смертную казнь, а вслед за ней идёт и Поллион, впечатлённый её храбростью и самоотверженностью.

Произведение учит ценить нас, то, что мы имеем, и чаще искать плюсы, чем минусы, в вещах которые нас окружают. Поллион же невнимательно пригляделся, не увидев этой безмерной любви со стороны Нормы он отказался от неё, сам того не подозревая. Именно в поведении Поллиона автор показывает нам проблему невнимательности и равнодушного отношения к тем, кто к нам отнюдь не равнодушен.

В прекрасном мире поэзии и литературы имеет место быть писатели-оперники. Это писатели пишущие сценарий и собственно, сюжет для оперных произведений. Одним из них был замечательный писатель, по фамилии Беллини.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Норма. Проект Opera HD

Московская презентация нового кинотеатрального проекта Opera HD прошла более, чем тихо. Нас на первой трансляции было всего человек 10-15. И самой компании предстоит немалый труд впереди, чтобы люди не ассоциировали их проект с другим, уже раскрученным, Theatre HD. Но задел для этого есть. Во-первых, это эксклюзивный выбор театра.

Все трансляции только из Royal Opera House — Лондонского Королевского Оперного театра. Того самого, в Конвент-Гардене. Из этого проистекает во-вторых, высочайшее качество постановок и исполнения. Можно влюбиться в голос или пластику отдельного артиста, и отдать своё сердце этому далёкому театру навсегда. Ну, и в третьих, премьеры и только премьеры.



Ссылки[ | ]



Жизнь итальянского композитора Винченцо Беллини не была долгой – лишь тридцать четыре года было отпущено ему. Тем не менее, он успел стать признанным мастером бельканто, создав немало опер.

В этой трагедии любовная история разворачивается в Галлии, находящейся под властью римлян – и такая ситуация становится прекрасным поводом для того, чтобы показать вечный конфликт между чувством и долгом.

Заглавная героиня идет против долга дважды: во-первых, она влюблена в римлянина – врага своего народа, во-вторых, Норма нарушает обет безбрачия, который обязана соблюдать, будучи жрицей.

Страдающая от чувства вины и брошенная любимым, она готова убить собственных детей, тайно рожденных от него, но в конечном итоге предпочитает осудить саму себя на сожжение… И пусть такой сюжет отнюдь не идеально соответствует историческим фактам – для оперы он подходил прекрасно.

Трагедия Л.А.Сомэ привела композитора в восторг, и созданное на основе ее либретто Феличе Романи стало для него источником множества вдохновенных страниц.

Слушателя захватывает уже увертюра, соотношение мелодий в которой выражает главный конфликт оперы – между любовным чувством и воинским долгом (о нем напоминает маршеобразная тема), вплетается в увертюру и материал хора друидов. Увертюру эту нередко исполняют отдельно – в концертах.

На фоне размеренного сопровождения разворачивается мелодия, в которой чудесным образом сочетаются величественное спокойствие и стон страдающей души: Норме предстоит принять непростое решение – поднять восстание или нет, пойти против своего народа – или против любимого… душевное смятение героини, которую положение обязывает быть бесстрастной, оттеняют статичные фразы хоры, на фоне которых причудливо льются фиоритуры сопрано… поистине страшно представить, что этого шедевра бельканто могло не быть!

Первой исполнительницей заглавной роли стала, разумеется, Джудитта Паста. Блистала в этой партии и Мария Малибран – даже памятник в бельгийском городе Лейкене изображает певицу в образе Нормы.

Лучшей Нормой ХХ века стала Мария Каллас.

Все права защищены. Копирование запрещено




Действующие лица[ | ]

Поллион, римский проконсултенор
Оровезо, верховный друидбас
Норма, дочь Оровезо, верховная жрица кельтовсопрано
Адальджиза, жрица при идоле Ирминсуламеццо-сопрано
Клотильда, наперсница Нормымеццо-сопрано
Флавий, центурион, друг Поллионатенор
Друиды, барды, ваты, жрицы, галльские воины. Действие происходит в покоренной римлянами Галлии

Краткое содержание оперы Беллини Норма

Хоть Беллини и написал множество замечательных произведений, но главным своим творением он считает оперу “Норма”. В ней повествуется о временах до нашей эры, когда люди только начинали проявлять первые признаки государственности, а все бытовые благи нашего времени были недоступны.

Рассказ ведётся о храме друидов, в котором Норма является верховной жрицей, управляющей более низкими данами. Вообще, по канонам хамовнической жизни, жрицы давали клятву забыть о земных мужчинах и посвятить всю свою жизнь богам и служению им.

Кармен

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен.

Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает в ней страсть. Ее хабанера – песня свободной любви – звучит как вызов Хозе, а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь.

Приход невесты Хозе, Микаэлы, на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам. И снова Кармен нарушает спокойствие.

На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Покоренный ими, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В таверне Лилас-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помагает Кармен. Вместе с подругами, Фраскитой и Мерседес, она весело проводит здесь время. Желанный гость таверны – тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел.

Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою – слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет Хозе.

Сержант приходит, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Между возлюбленными вспыхивает ссора. Неожиданно появляется Цунига – начальник Хозе. Он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю.

Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Где зародилась опера?

Жанр оперы появился в конце XVI века в Италии. В 1600 году во Флоренции было свадебное празднество короля Франции Генриха IV, который женился на Марии Медичи, дочери правителя Флоренции.

Герцог был известен своей любовью к музыке: почти каждый день Медичи в своем доме собирал великих музыкантов, чтобы послушать их концерты.

Он хотел удивить короля и гостей свадьбы и дал задание своим музыкантам написать что-то необычное и новое, чего раньше никто не видел и не слышал.

Когда все гости собрались на свадьбе, их глазу предстало представление, поразившие каждого. На сцену вышли переодетые в костюмы актеры, рядом был большой оркестр. Начала играть музыка и актеры стали пропевать свой текст. Каждое их слово подчеркивалось аккомпанементом. Гости были в восторге. Ведь подобного в высшем обществе еще не делал никто. Так началась история оперы.

Либретто[ | ]

Акт первый[ | ]

Картина первая. Священная роща друидов

Картина вторая. Покои верховной жрицы

Акт второй[ | ]

Картина первая. Покои верховной жрицы

Картина вторая. Священная роща друидов

Галльские воины ожидают сигнала к началу восстания против римлян. Пришедший Оровезо вдохновляет их.

Картина третья. Придел Ирминсула в храме друидов

Норма ожидает возвращения Адальджизы. Но вместо неё приходит Клотильда. Разговор Адальджизы с Поллионом не принёс положительных результатов. Римлянин непреклонен — он навсегда покидает бывшую возлюбленную. Норма думает, что юная соперница нарушила данное ей обещание помочь, оставшись с Поллионом, и решает отомстить. В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к началу восстания. За стенами шум и крики. В храм приводят Поллиона. Он пытался совершить святотатство — похитить из храма жрицу-девственницу. Ему угрожает смерть. Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальджизы, хотя и не вернётся к Норме. Но Поллион предпочитает смерть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костёр — на нём погибнет нарушительница обета — истинная виновница всего. Воины требуют назвать её имя. Норма открывает правду — это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она просит своего отца, Оровезо, простить её, заботиться о её сыновьях и помня, что те — его кровь и плоть. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается её остановить, но жрица непреклонна. Тогда Поллион, поняв, что всегда любил её, принимает решение разделить участь Нормы. Они вдвоём восходят на костер.

"Норма" Винченцо Беллини - это совершенно особая опера.

Во-первых, она - главный шедевр этого талантливого композитора, во-вторых - эталон бельканто , а в-третьих, в ней есть главная лирическая ария всех времён и народов - очень трудная каватина Нормы . И вообще, всех выдающихся Норм сразу заносят в особый исторический список.

Этот список открыла Джудитта Паста (легендарное сопрано начала 19 века), для которой опера и была написана, а последним номером в нём на сегодняшний день значится Чечилия Бартоли , которая широко разрекламировала свою Норму в Зальцбургской постановке. Наша Анна Нетребко собиралась её спеть в Ковент Гарден и Метрополитен, но потом отказалась. И, конечно, в нём красным цветом записана Мария Каллас , которая спела этот спектакль 89(!) раз.

Сюжет "Нормы" разворачивается ещё до нашей эры, во времена Юлия Цезаря, так что человеку со среднем уровнем эрудиции придётся не раз погуглить, что это за друиды с бардами, и зачем жрицы постоянно жнут какую-то священную омелу.

Поэтому сразу внесём некоторую ясность:

Дело происходит на территории древних кельтов - Галлии, оккупированной римлянами. Галлы, конечно, хотят их поскорее сбросить, и ждут только сигнала друидов и бардов - священной касты жрецов и прорицателей.

Друиды свершают свои таинственные обряды лунной ночью, в лесу, под священным дубом. На его ветвях растёт омела - это такой паразитирующий на деревьях мелкий кустарник, ветки которого друиды использовали в своих ритуальных целях.

Норма

Она главная жрица друидов, грозная и прекрасная дева, умеющая читать будущее. Весь народ ждёт, когда же боги дадут ей знак начать восстание. Но тут не всё так просто.

Никто не знает, что Норма - давно уже не целомудренная дева, а прелюбодейка и преступная пособница оккупантов. Несколько лет назад она влюбилась в красавца Поллиона - римского проконсула, нарушила свой обет целомудрия и даже тайно родила аж двоих детей (мальчиков).

Всё это время она внушает народу, что время для восстания ещё не настало. Вот и в своей знаменитой каватине "Casta diva" в начале оперы она поёт, что в восстании нет никакого смысла, потому что римляне и так падут:

Правда, она умалчивает о том, что "недолго" - это лет 500.

Она жнет омелу золотым серпом и возносит молитву Луне о мире. Мир нужен её душе и любимому Поллиону. Так она ограждает его от мести галлов.

При этом, конечно, такой грех против патриотического и священного долга разъедает её душу. Попробуйте вложить всю эту комбинацию чувств в одну арию, а не просто спеть красиво!

Монсеррат Кабалье (здесь каватина без заключительной быстрой кабалетты)

Поллион

Римскому проконсулу Поллиону давно уже кажется, что его командировка в эту варварскую Галлию, где враждебные друиды всё время что-то замышляют, затянулась.

Читайте также: