Опека и попечительство в советский период кратко

Обновлено: 04.07.2024

Итак, при каждом изменении в нормировании института опеки нужно ответить на три вопроса:
1. В чем законодатель видит задачи опеки, содержание опекунского труда?
2. Кто и на каких основаниях становится опекуном?
3. Оплачивается ли труд опекуна и как?

В советское время, в отличие от дореволюционного, семейно-правовые вопросы (включая и опеку) никогда не рассматривались в рамках гражданского права, только в специальном семейном законодательстве. Это важно сказать, потому что в самом конце советской и в постсоветскую эпоху появилась тенденция к смешению этих двух областей и появлению смешанных форм, с которыми еще будем разбираться.

Всё. На этом нормирование опеки в Советском Союзе закончилось. Следующий законодательный шаг – Семейный Кодекс 1995 года.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

от 30 апреля 1986 года N 175

Об утверждении Положения об органах опеки и
попечительства РСФСР

_____________________________________________________________________
Утратило силу с 23 августа 1996 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 17 июля 1996 года N 829

Совет Министров РСФСР постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об органах опеки и попечительства РСФСР.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров РСФСР
от 30 апреля 1986 года N 175

ПОЛОЖЕНИЕ
об органах опеки и попечительства РСФСР

1. Органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов.

Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на отделы народного образования в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

2. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;

защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних;

защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

3. Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности законодательством СССР, Гражданским кодексом РСФСР, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Кодексом о браке и семье РСФСР, другим законодательством РСФСР, настоящим Положением и иными нормативными актами.

4. В соответствии с возложенными на них задачами исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов как органы опеки и попечительства:

а) организуют выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;

б) устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами; назначают опекунов и попечителей;

в) устанавливают и отменяют опеку над имуществом граждан, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими, а также назначают опекунов над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 127 и 128 Кодекса о браке и семье РСФСР и статьями 19 и 556 Гражданского кодекса РСФСР;

г) освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;

д) производят усыновление (удочерение) и решают связанные с ним вопросы;

е) принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

ж) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных и несовершеннолетних;

з) решают вопросы присвоения или изменения фамилии несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

и) решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьей 134 Кодекса о браке и семье РСФСР;

к) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.

5. Исполнительные комитеты поселковых и сельских Советов народных депутатов непосредственно осуществляют функции по опеке и попечительству, предусмотренные пунктами 4, 6 и 7 настоящего Положения, за исключением вопросов, связанных с усыновлением (удочерением).

6. Отделы народного образования, отделы здравоохранения и отделы социального обеспечения:

а) выбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;

б) дают предварительное разрешение для совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных статьей 133 Кодекса о браке и семье РСФСР;

в) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;

г) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

д) подготавливают материалы о назначении пособия на содержание подопечного в случаях, предусмотренных статьей 134 Кодекса о браке и семье РСФСР;

е) участвуют в судах по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

ж) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройстве подопечных;

з) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;

и) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.

7. Кроме функций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения:

а) отделы народного образования:

выявляют несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения;

обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;

осуществляют устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, в доме ребенка, школы-интернаты, детские дома, другие интернатные учреждения и на воспитание в семьи граждан;

выбирают лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, подготавливают материалы, необходимые для усыновления (удочерения), а также ведут учет лиц, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

оказывают помощь опекунам и попечителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;

дают разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным;

возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании детей, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных статьей 45 Кодекса о браке и семье РСФСР, о признании усыновления недействительным, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; участвуют в судах по делам, связанным с воспитанием детей;

разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей;

участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей;

осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;

б) отделы здравоохранения:

выявляют душевнобольных и слабоумных лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки;

оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия;

осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, в психиатрические или психоневрологические учреждения;

возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела в интересах прав и охраняемых законом интересов подопечных;

в) отделы социального обеспечения:

выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья;

оказывают необходимую помощь до установления попечительства дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;

осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опека и попечительство устанавливаются также для защиты личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Статья 120. Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов.

Опека и попечительство устанавливаются исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового или сельского Совета народных депутатов по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на отделы народного образования в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Положение об органах опеки и попечительства утверждается Советом Министров РСФСР.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.12.79 - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1979, N 49, ст. 1197)

Статья 121. Лица, над которыми устанавливаются опека и попечительство

Опека устанавливается над детьми, не достигшими пятнадцати лет, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия (статья 15 Гражданского кодекса РСФСР).

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет.

Попечительство устанавливается над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами (статья 16 Гражданского кодекса РСФСР).

Статья 122. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Руководители предприятий, учреждений, организаций и граждане Российской Федерации обязаны в трехдневный срок со дня, когда им стало известно о детях, оставшихся без попечения родителей, сообщить об этом в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Органы опеки и попечительства при получении таких сведений обязаны незамедлительно провести обследование и при установлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить временное устройство этих детей до решения вопроса об их дальнейшем содержании и воспитании.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в двухмесячный срок со дня поступления к нему сведений об указанном ребенке и о невозможности его передачи на усыновление, под опеку (попечительство) граждан Российской Федерации, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного или других субъектов Российской Федерации обязан представить соответствующую информацию в компетентный орган, определенный Правительством Российской Федерации для централизованного учета и последующего устройства детей в семьи граждан Российской Федерации.

При невозможности передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление, под опеку (попечительство) граждан Российской Федерации, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации они могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам по истечении шести месяцев (дети до трехлетнего возраста - по истечении трех месяцев) со дня постановки указанных детей на централизованный учет.

За неисполнение обязанностей, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за действия, связанные с укрытием ребенка от передачи на усыновление, под опеку (попечительство) граждан, на воспитание в семью граждан, руководители указанных учреждений, а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 123. Установление опеки или попечительства над несовершеннолетним, родители которого уклоняются от его воспитания

В случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав.

Статья 124. Обязанность суда сообщать органам опеки и попечительства о необходимости установления опеки или попечительства

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, для установления над ним опеки или попечительства.

Статья 125. Установление попечительства над совершеннолетними по их просьбе

Над совершеннолетними дееспособными лицами, не могущими по состоянию здоровья самостоятельно защищать свои права и выполнять обязанности, попечительство может быть установлено только по просьбе этих лиц.

Статья 126. Назначение опекуна или попечителя

Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

Не могут быть назначены опекунами или попечителями лица, не достигшие восемнадцати лет, лишенные родительских прав, а также признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

При выборе опекуна или попечителя должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также, если это возможно, желание подопечного.

Попечитель над совершеннолетним дееспособным лицом, не имеющим возможности по состоянию здоровья самостоятельно защищать свои права и выполнять обязанности, может быть избран только с согласия подопечного.

Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно.

Статья 127. Опека и попечительство над лицами, находящимися на воспитании или попечении в государственных учреждениях или общественных организациях

Детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.

Для охраны имущественных интересов этих лиц (получение пенсии, управление имуществом и т.п.) в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.

Статья 128. Опека над имуществом, находящимся не по месту жительства подопечного

Если у лица, над которым установлена опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества возлагается на орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. В случае необходимости этот орган может назначить опекуна над имуществом.

Статья 129. Обязанности опекунов и попечителей по воспитанию несовершеннолетних и защите их прав и интересов

Опекуны и попечители над несовершеннолетними обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества, защищать их права и интересы.

Опекуны и попечители обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.

В отдельных случаях органами опеки и попечительства может быть дано разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и охране прав и интересов подопечного.

О всякой перемене места жительства опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.12.79 - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1979, N 49, ст. 1197)

Статья 130. Право опекунов и попечителей требовать возврата им детей от лиц, незаконно удерживающих у себя детей

Опекуны и попечители вправе требовать возврата им детей, находящихся у них под опекой и попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя детей без законных оснований.

Статья 131. Обязанности опекунов и попечителей по охране личности и здоровья совершеннолетних подопечных и защите их прав и интересов

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании совершеннолетних лиц, находящихся у них под опекой или попечительством, о создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны над душевнобольными обязаны, кроме того, следить за осуществлением над подопечными постоянного медицинского наблюдения. В случае выздоровления подопечного опекун обязан возбудить в суде ходатайство о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки.

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не возлагаются на попечителей над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Статья 132. Гражданско-правовые обязанности опекунов и попечителей

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечители оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Попечители над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно.

Попечители над ограниченно дееспособными лицами дают согласие на получение этими лицами причитающихся им платежей и на распоряжение полученными денежными суммами и иным имуществом подопечного в соответствии с частью второй статьи 16 Гражданского кодекса РСФСР.

Статья 133. Сделки, которые не вправе совершать опекун и попечитель, и сделки, для совершения которых требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства

Опекун и попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, а также не вправе представлять лиц, находящихся у них под опекой и попечительством, при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Совершение договора дарения от имени подопечного не разрешается.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок от имени подопечного, выходящих за пределы бытовых.

В частности, предварительное разрешение органов опеки и попечительства требуется для заключения договоров, подлежащих нотариальному удостоверению, отказа от принадлежащих подопечному прав, совершения раздела имущества, обмена жилых помещений и отчуждения имущества.

Органы опеки и попечительства вправе, если это вызывается необходимостью защиты интересов подопечного, ограничить право одного из родителей или опекуна распоряжаться вкладом подопечного.

Правила настоящей статьи распространяются и на сделки, заключаемые родителями (усыновителями) в качестве опекунов (попечителей) своих несовершеннолетних детей.

Статья 134. Содержание подопечных, распоряжение их текущими доходами и имуществом

Опекуны и попечители обязаны содержать лиц, находящихся у них под опекой или попечительством.

Суммы, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются ими на содержание подопечных.

Если этих сумм недостаточно для покрытия всех необходимых расходов, то они могут быть возмещены из другого имущества, принадлежащего подопечному, с соблюдением правил, установленных статьей 133 настоящего Кодекса.

При отсутствии достаточных средств на содержание подопечного органы опеки и попечительства назначают пособие на его содержание.

Несовершеннолетние подопечные в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет самостоятельно получают и распоряжаются своим заработком или стипендией, совершают мелкие бытовые сделки и самостоятельно осуществляют свои авторские и изобретательские права. При наличии достаточных оснований органы опеки и попечительства по своей инициативе либо по ходатайству общественных организаций или других заинтересованных лиц могут ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.

Расходование сумм, следуемых совершеннолетним дееспособным подопечным, находящимся под попечительством вследствие состояния здоровья, может производиться попечителем лишь с согласия подопечного.

Порядок управления имуществом подопечных, условия и порядок хранения и отчуждения этого имущества, а также формы отчета опекунов и попечителей по управлению и хранению имущества подопечных устанавливаются Министерством просвещения РСФСР и Министерством здравоохранения РСФСР по согласованию с Министерством финансов РСФСР.

Статья 135. Выступление опекунов и попечителей в защиту прав подопечных

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов подопечных во всех учреждениях, в том числе и судебных, без особого полномочия.

Статья 136. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных. Действия опекунов и попечителей могут быть обжалованы в эти органы любым лицом, в том числе и подопечным.

Статья 137. Освобождение опекунов и попечителей от выполнения их обязанностей

Органы опеки и попечительства освобождают опекунов и попечителей от выполнения их обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при передаче детей на усыновление или при помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в государственные или общественные учреждения (статья 127 настоящего Кодекса).

Опекуны и попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами (болезнь опекуна или попечителя, изменение их материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т. п.).

Попечитель над совершеннолетним лицом, нуждающимся в попечительстве по состоянию здоровья, подлежит освобождению по требованию подопечного.

Статья 138. Отстранение опекунов и попечителей в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей

В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.

При использовании опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.

Статья 139. Прекращение опеки и попечительства

По достижении подопечным пятнадцати лет опека прекращается, а лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится без особого решения попечителем несовершеннолетнего.

По достижении подопечным восемнадцати лет попечительство прекращается без особого решения.

Попечительство прекращается также при вступлении несовершеннолетнего в брак, если исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов ему в соответствии со статьей 15 настоящего Кодекса был снижен брачный возраст.

(в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.12.79 - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1979, N 49, ст. 1197)

Судебная практика и законодательство — Кодекс о браке и семье РСФСР. Глава 13. Опека и попечительство ст. 119 - 139

Если родители (усыновители), опекуны или попечители по каким-либо причинам (нахождение в командировке, проживание в другой местности и т.п.) не могут дать согласие на удостоверение сделки, она может быть удостоверена с участием представителя органа опеки и попечительства. При этом соблюдаются требования ст. 133 Кодекса о браке и семье РСФСР.

ВложениеРазмер
istoricheskie_aspekty_stanovleniya_razlichnykh_form_sotsialnoy_opeki_i_popechitelstva_nad_detmi_v_rossii.docx 20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

Первоначальные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха.

. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были своеобразными детскими домами.

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства.

С начала XVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с указом царя Федора Алексеевича, в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора - Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

При Екатерине Великой открылись воспитательные дома для незаконнорожденных детей.

При Павле 1 на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах, которых пристраивали в крестьянские семьи, но и о глухонемых детях. В этот же период начинают создаваться общественные организации, расцветает частная благотворительность. В 1842 г. начал работу опекунский совет под руководством княгини Н.С.Трубецкой. Первоначально деятельность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. Позднее при совете стали открываться отделения для сирот.

Еще Петр 1 наказывал за убийство незаконнорожденных детей смертной казнью. К XIX веку ребенок уже обрел права, независимо от возраста. Ему была от самого рождения государством гарантирована жизнь.

К середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все разнообразие различных видов детских учреждений практически исчезло и было заменено системой детских домов - интернатов, которая просуществовала до 90-х годов.

Общее число детских домов в послевоенные годы постепенно сокращалось. В середине 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы - интернаты, так как у них была большая вместимость. Детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость.

«Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

В этом законе очерчивается круг учреждений, которые занимаются воспитанием и обслуживанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты, в частности), учреждения системы здравоохранения (дома ребенка для совсем маленьких). Эти учреждения, наряду с приемной семьей, представляют собой еще и выражение форм устройства детей под опеку и попечительство. В законе утверждается обеспечение детей за счет государства. Детям лично и их родственниками это не стоит ни копейки. Даже став совершеннолетними, дети имеют право быть на полном государственном обеспечении, получая образование. Детям предоставляется бесплатное лечение, проезд, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Читайте также: