Акты прокурорского реагирования кратко

Обновлено: 03.07.2024

У прокуратуры, если говорить про осуществление надзора, отсутствуют соответствующие административно-властные полномочия в отношении поднадзорных органов и должностных лиц. Поэтому даже если работниками прокуратуры были выявлены нарушения закона, самостоятельно прокурор не может применить соответствующие меры воздействия к нарушителю. Однако также он и не имеет права игнорировать правонарушение. В итоге, возникает необходимость в использовании актов прокурорского реагирования или надзора. Подробнее о нюансах применения и составления этих документов — далее в статье.

Акты прокурорского реагирования

Итак, самостоятельно прокурор не может предпринимать меры по отношению к правонарушителям. Однако реагировать на нарушения закона он обязан. Что же в этом случае делать?

При обнаружении прокурором факта нарушения законодательства Российской Федерации, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов и уполномоченных лиц. Это и есть главное назначение акта прокурорского реагирования. Документ является основным правовым средством для прокурора, который самостоятельно не может привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Правовые средства прокурорского реагирования можно разделить на пять категорий:

  • Протест.
  • Представление.
  • Постановление.
  • Предостережение.
  • Требование об изменении правового акта.

Акты прокурорского реагирования применяются при специфических обстоятельствах, поэтому распространенное мнение о том, что они взаимозаменяемы, ошибочно.

Протест

Прокурорский протест

Протест, как вариант акта прокурорского реагирования, направлен против незаконно изданного постановления или акта. Документ должен предоставляться уполномоченным органам или прокурором, или его заместителем, и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

Объект рассмотрения — договор, акт, приказ или другой подобный документ, которые были составлены с явными нарушениями делопроизводства и/или прав определенных физических/юридических лиц.

Протест используется с двумя целями:

  • Первая — чтобы аннулировать незаконную документацию, или привести ее в соответствие с действующим законодательством РФ.
  • Вторая — чтобы привлечь составителя незаконного документа к административной (а в особо серьезных случаях — и к уголовной) ответственности.

Решение ситуации с использованием протеста прокурора в порядке надзора состоит из двух шагов. Первый заключается в сборе данных, обосновывающих незаконность рассматриваемого постановления. Второй — это непосредственно составление проекта прокурорского протеста.

Представление

Прокурорское представление

Акт направляется напрямую лицу, уполномоченному устранить допущенное правонарушение. Как и протест, он подлежит обязательному рассмотрению и, если будет принято решение принимать соответствующие меры, то они осуществляются в течение максимум месяца от внесения представления на рассмотрение.

Стандартные поводы для составления прокурорского представления как акта реагирования:

  • Незаконные действия, повлекшие за собой нарушения положений законодательства.
  • Бездействие должностных лиц, повлекшее за собой нарушение положений законодательства.

Если рассмотрением акта прокурорского представления занимается коллегиальный орган, то прокурор должен быть извещен о запланированной дате заседания и ему в обязательном порядке направляется извещение о результате рассмотрения запроса.

Прокурор не имеет права привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности. Однако, при обнаружении им факта нарушения законодательства РФ, он обязан обратить на это внимание соответствующих органов. Делается это при помощи акта прокурорского реагирования.

Основные виды актов прокурорского реагирования:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение;
  • требование об изменении правового акта.

Протест направлен против незаконно изданного постановления или акта. Должен предоставляться уполномоченным органам и указанные в нем требования подлежат обязательному рассмотрению в течение минимум десяти календарных дней.

Постановление относится к актам, которые обеспечивают взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Используется для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть доказательства, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

Постановление

Постановления относятся к актам, которые обеспечивают прямое взаимодействие прокуратуры и судебных органов. Эти виды актов используются для инициации судебного дела об административном правонарушении. Если есть достаточно соответствующих доказательств, прокурор может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

У прокурорского постановления есть и второе применение. С помощью акта, прокурор может освободить лицо, взятое под стражу, если данная процедура была проведена без достаточных на то оснований. Освобождение не всегда окончательное (возможны варианты освобождения под залог), но повторное заключение под стражу возможно только при пополнении перечня доказательств обвинения.

Предостережение

Прокурорское предостережение

Полное наименование данного акта прокурорского надзора — предостережение о недопустимости нарушения закона. Он направляется должностным лицам, которые уполномочены предотвращать готовящиеся противоправные деяния (в первую очередь экстремистской деятельности религиозного характера). Если извещенные уполномоченные лица не предпримут соответствующих мер, они привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона носит превентивный характер, и его можно составлять только при наличии достоверных сведений касательно подготовки противоправных действий. Это же может относиться к бездействию уполномоченных органов, которые были извещены о возможных беспорядках.

Акт-предостережение редко составляется отдельно. Обычно он совмещается с другим актом прокурорского надзора, дополняя и повышая его эффективность.

Требование об изменении правового акта

Данный акт прокурорского реагирования направлен на рассмотрение другого правового акта, содержащего коррупциогенные факторы. Главные требования прокурора в этом случае — изменение или аннулирование незаконного документа.

Этот вид акта прокурорского надзора часто путают с протестом, но, в отличие от последнего, он направлен на документацию, так или иначе связанную с коррумпированными действиями конкретных физических или юридических лиц.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до того, как было начато рассмотрение запроса.

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Как уже отмечалось, прокуратура, не обладает административно-властными полномочиями в отношении в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц, при осуществлении надзора. Таким образом, в случае издания незаконных актов или фактов выявления нарушения закона, прокурор самостоятельно не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушения закона. Также не может применить меры воздействия к лицу, которое допустило нарушение закона. Но и оставить без внимания выявленное правонарушение, прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан реагировать на все факты нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, которые уполномочены устранять допущенные нарушения. На выявленное нарушение закона реагирование прокурором реализуется путем вынесения соответствующего документа, который именуется актом прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора).

Акт прокурорского надзора – это официальный документ, который вынесен прокурором в адрес должностного лица или соответствующего органа, где содержится сущность выявленных нарушений закона и дается предписание на их устранение.

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

От степени и характера правонарушения, распространенности таких нарушений, правового статуса должностного лица или органа, которому адресуется акт прокурора – от всего этого зависит выбор вида акта прокурорского реагирования.

Протест прокурора – это акт реагирования, на правовой акт, который противоречит закону, с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо же его отмене. Принести протест может прокурор и его заместитель. Он направляется должностному лицу или органу, который издал этот акт, либо в суд или же в вышестоящий орган, должностному лицу. Протест должен быть обязательно рассмотрен не позднее чем в 10-дневный срок, с момента его поступления. Если протест был принесен на решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то рассматривается на ближайшем заседании. Прокурор имеет право, при исключительных обстоятельствах, которые требуют немедленного устранения нарушения закона, сократить срок рассмотрения протеста. Прокурору, в письменной форме, незамедлительно сообщаются результаты рассмотрения протеста. Если же протест рассматривается коллегиально, то прокурору, который принес протес, сообщается дата заседания. Прокурор имеет право отозвать протест.

Представление – это акт прокурорского реагирования, об устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина либо об устранении выявленных нарушений закона, который направлен прокурором или его заместителем, должностному лицу либо органу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Поводом для вынесения представления является множество причин:

  • факты неоднократных нарушений законов;
  • незаконные действия или бездействия со стороны должностных лиц, влекущие нарушение государственных или общественно значимых интересов, законных прав и интересов групп населения, граждан, трудовых коллективов, которые нуждаются в особой социальной и правовой защите.

Со дня внесения представления, в течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их условий и причин, которые им поспособствовали. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах принятых мер.

Если представление будет рассматриваться коллегиально, то прокурору сообщается дата проводимого заседания. Если постановления Правительства РФ не соответствуют Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор должен проинформировать об этом Президента Российской Федерации.

Прокурор должен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если нарушение закона носит характер административного правонарушения. Далее данное постановление направляется на рассмотрение должностного лица или органа, который уполномочен законом, разрешать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким законом является Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах рассмотрения постановления.

Прокурор выносит постановление, когда нарушение закона имеет характер преступления и направляет материалы по данному факту в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), которые допустили нарушение уголовного законодательства.

Своим постановление, прокурор или его заместитель, освобождают лиц, которые незаконно подверглись административному задержанию, а также лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Предостережение применяется к должностным лицам. А к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Основная цель предостережения: недопущение более опасных правонарушений и преступлений. Данный акт не заменяет другие средства реагирования, а лишь дополняет. Прокуроры, вместе с объявлением предостережения могут использовать внесение представлений и протестов. В сочетании с другими правовыми средствами, предостережение повышает результативность реагирования и способствует предупреждению правонарушений.

Должностное лицо, которому было объявлено предостережение, в случае неисполнения требований может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Требование об изменении нормативного правового акта - это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, который содержит коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в организацию, орган или должностному лицу, издавшие данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Соответствующий орган, организация или должностное лицо, рассматривает требование не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, которое было направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. Прокурора незамедлительно уведомляют о результатах рассмотрения требования.

До рассмотрения требования соответствующей организацией, органом или должностным лицом, оно может быть отозвано прокурором.


Заявления и жалобы

Для достижения целей государства по обеспечению законности создан такой государственный орган, как прокуратура. Для целей выполнения поставленных задач сотрудники учреждения имеют широкие полномочия. Одними из них является написание актов. Цель представляет собой восстановление законности на оперативной основе.

Значение акта прокурорского реагирования

Определение понятия — решение прокурора, которое обязательно закреплено в письменном виде, целью которого является прекращение выявленных нарушений закона. Иначе можно трактовать данное понятие, как властное полномочие, направленное на противодействие с выявленным нарушением законодательства, ущемлением интересов граждан, организаций. Правомочие по составлению данного документа закреплено Законом о прокуратуре Российской Федерации .

Следовательно, актами реагирования прокурора на нарушение законности являются целесообразность, результативность, законность. Так как составляется с целью прекращения выявленного нарушения, следовательно, поставленная цель должна быть достигнута. Информация по составлению документа должна основываться на букве закона, не должно быть никакого злоупотребления полномочий со стороны прокурора.
Ведь если не соблюдать законность, структуру, тогда это действие повлечет серьезный прецедент, нарушающий всю суть прокурорского надзора.

Статья 23-25 Закона о прокуратуре Российской Федерации описаны следующие виды актов прокурорского реагирования:

  1. постановление;
  2. представление;
  3. протест;
  4. предостережение о недопустимости нарушения закона.

А также предусмотрены такие акты, как: предписание и официальное предупреждение. При его выборе большое значение играют полномочия лица его составляющего.

Нюансы составления актов прокурорского реагирования

Содержание должно соответствовать ряду требованиям, которые предъявляются к юридическому документу. Так, любой документ, должен включать водную, основную, заключительные части. Данные акты должны носить императивный характер, адресованы тем лицам, которые совершили правонарушение. И также необходимо сообщить лицу, какие пункты закона нарушены. Следовательно, должно быть разъяснение, что нарушил и необходимость исправления. Рекомендуют также указать, какое наказание будет вследствие неисполнения законодательства.

Акт прокурора должен оформляется на основании соответствующих правил оформления документации органами прокуратуры.

Регламентируются они Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации и их учреждений, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации. Необходимо содержание наименование документа, дату, подпить, адрес и других обязательных реквизитов. Согласно инструкции, документу положено являться аргументированным, должен быть краткий. А также гарантировать точное восприятие преподносимой информации.

Должны содержаться все необходимые сведения, положенные для регистрации. Обязательно поставлен на контроль исполнения, что является важным аспектом. Администрация прокуратуры для соблюдения этого пункта ведет специальные журналы либо карточки. Там фиксируется предмет содержания, кому направлен, исходящая дата. Делается дополнительно пометка о получении адресатом и результатов рассмотрения.

На данный момент такой учет стал вестись компьютеризовано. Таким способом облегчает работу по внесению информации, удобному ее хранению, так как производство документооборота достаточно большое. А также предусматривают удобные способы контроля над сроком исполнения и иных аспектов по ведению документации.

Протест прокурора

Протест выражает собой самый распространенный акт. Приносится на перечащий законодательству правовой акт, цель которого – устранение незаконности.

Классификация по отношению которых он составляется:

  1. организации или служебного лица, где был составлен:
  2. вышестоящего служебного лица или вышестоящего органа;
  3. судебное обращение.

Основной целью составления протеста является приведение документа, составленного вопреки закону в соответствие законодательству, либо его отмена. Он может быть составлен по отношению как нормативных документов, так и ненормативных. Выносится только для действующих правовых актов, вступивших в законную силу. Обусловлено это главным образом целью данного документа, пресечения нарушения законодательства страны.

Акты реагирования прокурора могут приноситься, по отношению всего документа, так части, которые содержат не соответствующие закону правовые нормы. Может содержать незаконные правовые нормы с самого начала его издания, либо принятые спустя время. Поэтому одно и то же дело может быть опротестован несколько раз. Вынесение протеста прокурора обязательно приостанавливает процесс действия документа до рассмотрения по существу.

Основные акты реагирования прокурора на нарушения закона

Образец прокурорского протеста

При рассмотрении протеста организацией коллегиально возможно приглашение сотрудника органа прокуратуры. Порядок его нахождения закреплен законодательством. Сотрудник прокуратуры в устной форме разъясняет о выявленных нарушениях. О результатах ему сообщается письменно.

На основании закона протест необходимо рассмотреть до десяти дней.

Неисполнение дает возможность сотруднику прокуратуры обратиться в суд. До рассмотрения протеста по существу, прокурор обладает правом отзыва своего требования. Такая ситуация может произойти, если изменилось законодательство, либо произошла отмена незаконного акта.

Представление прокурора

Еще одной формой реагирования прокурора является представление. Так, на основании закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Отличие от протеста – обязательное, незамедлительное рассмотрение. Незамедлительное рассмотрение означает, что представление нужно рассмотреть в ближайший день или на ближайшем заседании. На протяжении месяца после его получения прокурору должны сообщить о принятых действиях по устранению нарушения законодательства.

Широкие полномочия органов прокуратуры позволяют выносить представления, так как это заложено их принципами. Чтобы понять отличие представления от протеста достаточно провести параллель. Следовательно, видно, что протест выносится, когда установлено нарушение законодательства в правовых актах.

Характеристика представления — констатирование факта деяния/бездействия лиц наперекор закону. Пример бездействия – обращение не рассмотрено уполномоченным лицом. Выносится, когда есть признаки противоправного деяния, однако нет признаков правонарушения или уголовно наказуемого деяния.

Основные акты реагирования прокурора на нарушения закона

При помощи соответствующего полномочия органы прокуратуры должны прекратить противоправное деяние, пресечь возникновение их. В предписании должны указываются конкретные действия, направленные на устранения правонарушения. И также стоит указать конкретные нарушенные правовые нормы, последствия их неустранения.

Представление прокурора составляется по отношению совершенного либо длящегося правонарушения. А по отношению готовящегося правонарушения составляется предостережение. Ситуация становится очевидной в ходе прокурорских проверок. Адресатом может стать только должностное лицо.

Постановление прокурора

Постановление прокурора может быть двух форм:

  1. возбуждение уголовного дела, при включении симптомов общественно опасного деяния. Сотрудник следует букве уголовно-процессуального кодекса. Неисполнение может повлечь судебный процесс, значит приговор;
  2. применение производства об административном правонарушении.



Постановления, как иные акты прокурора должны быть мотивированы. Данное убеждение документально закрепляется. Так как прокурор не имеет полномочий самостоятельно выбирать способ наказания, он выносит постановление для соответствующих организаций.

Форма обязательно должна содержать информацию о лице совершившим преступление/правонарушение, место, время совершения. Должно быть рассмотрено в определенные сроки о результатах необходимо письменно сообщить органам прокуратуры. Прокуратура активно ведет учет актов, сроков их исполнение. С помощью данного способа воздействия сотрудник хорошо влияет на органы предварительного расследования.

Акты прокурорского реагирования играют важную роль для поддержания законности нашей страны. Прокурорский надзор необходим для противодействия нарушения законодательства. Для его осуществления необходимы соответствующие полномочия, которые человек их имеющий, приводит в действие. Прокуратура выступает, как необходимый элемент создания правовой государственности страны.

Определенные законом формы реализации прокурорских полномочий по устранению и предупреждению правонарушений называются актами прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирова ния – это:

– предостережение о недопустимости нарушения закона;

– информация о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ.

Используя эти средства реагирования, прокурор осуществляет свои полномочия (опротестовывает несоответствующие закону правовые акты, принимает меры к устранению правонарушений, привлечению виновных в правонарушениях к уголовной или административной ответственности, возбуждая уголовное дело или производство об административном нарушении).

Акты прокурорского реагирования, определенные законом, носят процессуальный характер, оформляются по установленной форме, вносятся в определенные адресаты. Порядок внесения, рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокуроров и рассматривающих внесенные акты лиц также определены законодательно.

Общие требования к актам прокурорского реагирования оформлены в приказе Генерального прокурора и включают необходимость изложения в них: а) сущности выявленного правонарушения; б) негативные последствия данного правонарушения; в) причины и условия, которые привели к совершению данного правонарушения. В зависимости от сущности правонарушения в актах реагирования прокурор может ставить вопрос об устранении либо самого правонарушения, либо также и причин и условий, приведших к нему, а также об ответственности виновных в правонарушении лиц.

Важной составляющей деятельности органов прокуратуры является контроль за внесением актов прокурорского реагирования и – что особенно существенно – реальным выполнением указанных прокурором в актах требований. Для осуществления такого контроля ведется база данных, в которой содержатся сведения о том, когда, куда и по какому поводу направлялись акты прокурорского реагирования, с кратким изложением требований прокурора и сведениями о рассмотрении и результатах рассмотрения этих актов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6. Методика и тактика прокурорского надзора

6. Методика и тактика прокурорского надзора Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.Законодательство

18. Правовое регулирование прокурорского надзора

18. Правовое регулирование прокурорского надзора Основными законодательными актами , которые определяют принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, являются Конституция

32. Цели и задачи прокурорского надзора

35. Принцип единства прокурорского надзора

35. Принцип единства прокурорского надзора Принцип единства заложен законодательно: в соответствии с Конституцией РФ прокуратура является единой федеральной системой территориальных и специализированных (военных, транспортных, природоохранных и других) прокуратур,

36. Принцип законности прокурорского надзора

36. Принцип законности прокурорского надзора Это самый важный принцип организации и осуществления прокурорского надзора, который является необходимым условием соблюдения всех прочих принципов. Суть его состоит в том, что вся деятельность прокуратуры происходит строго

37. Принцип независимости прокурорского надзора

37. Принцип независимости прокурорского надзора В осуществлении надзорной деятельности каждый прокурор независим от каких бы то ни было органов, учреждений, организаций и общественных объединений. Он действует строго в соответствии с законами и руководствуется помимо

71. Формы прокурорского реагирования при осуществлении надзора за деятельностью следственного аппарата, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

71. Формы прокурорского реагирования при осуществлении надзора за деятельностью следственного аппарата, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность 1. Санкция на производство следственных действий. В соответствии с уголовнопроцессуальным

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах

80. Полномочия прокурора и правовые средства выявления нарушений и реагирования при рассмотрении уголовных дел в судах Полномочия прокурора при участии в уголовном судопроизводстве таковы:1. Проверка законности решений судьи в стадии подготовки уголовного дела к

114. Эффективность прокурорского надзора

114. Эффективность прокурорского надзора Эффективность прокурорского надзора представляет собой максимально успешное выполнение прокурором задач по укреплению законности, ликвидации преступности и устранению причин и условий, ее порождающих, с минимальной затратой

63. Предмет прокурорского надзора

3. Принципы организации прокурорского надзора

3. Принципы организации прокурорского надзора Принципы – это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры.Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют

13. Правовое регулирование прокурорского надзора

13. Правовое регулирование прокурорского надзора Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.В

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона

22. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона Правовые средства реагирования прокурора -это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в

1. Основные группы конфликтов и методы реагирования

1. Основные группы конфликтов и методы реагирования Оценивая обращения к нам пациентов по поводу нарушения их прав, мы различаем группы конфликтов, возникших по причине:1. Нарушения прав пациентов на:• уважительное и гуманное отношение;• выбор врача и ЛПУ;• доступ

Статья 41.2. Личное дело прокурорского работника

Статья 41.2. Личное дело прокурорского работника 1. Личное дело прокурорского работника содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации.2. Запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений о

Читайте также: