Онтологическая природа права кратко

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация ◊ В статье рассматривается эволюция онтологического статуса понятийного аппарата права. Автор анализирует линию исторического развития права с точки зрения различных подходов и выявляет три основных семантических пласта образования понятий. При этом всегда остается актуальной задача интерпретации понятий права применительно к конкретному случаю.

Ключевые слова: понятие, право, онтология, закон, язык, рационализм.

Abstract ◊ The evolution of ontological status of law conceptual system is being considered in this article. The author makes an analysis of the line of historical development of law in terms of different approaches and reveals three main semantic strata of concept formation. Upon that, there is always an actual problem of interpretation of law notions with regard to a specific case.

Keywords: concept, law, ontology, act of legislation, language, rationalism.

Особенности понятийного аппарата языка права во многом определяются особенностями его онтологии. Под онтологией права понимается система объектов, процессов, событий, свойств, отношений, которая, с одной стороны, отображается в языке права, с другой стороны, представляет собой модель того фрагмента объективной реальности, который репрезентирует право.

Важнейшей специфической характеристикой онтологии права является то, что базисное положение в ее структуре занимает онтология обыденного опыта: право имеет дело с явлениями повседневной жизни людей и общества. Предметную основу, базис его онтологии составляют люди и вещи — как рукотворные, так и природные, в том числе земля и ее недра, плоды, животные, деньги и др., а также нематериальные ценности и блага, то есть все, что входит в сферу деятельности и интересов человека.

Над этой предметной областью заданы множества свойств и отношений. Данная структура имеет и процессуальный аспект, связанный с происходящими изменениями: эти изменения могут происходить с людьми, вещами, им подвержены и отношения между людьми и вещами (отношения собственности, владения), и отношения между людьми, в том числе отношения по поводу вещей: люди могут обмениваться вещами, совершая сделки, они могут причинять друг другу вред и получать или требовать за это компенсацию.

Иными словами, онтологическим источником права является обыденный опыт, опыт социальной практики, повседневных взаимоотношений между людьми. Факты, лица, их действия, предметы, ценности — все это существует в обыденном опыте. Но в юридическом контексте получает новое, правовое освещение, правовую трактовку. Это справедливо не только в историческом аспекте. И в современной юридической практике (практике судов, адвокатских контор, юридических консультаций) юрист-профессионал, по сути, имеет дело с проблемами, источники которых лежат не в сфере права, а в сфере жизненных интересов людей. Его задача состоит в том, чтобы дать правовую квалификацию неюридической по своей сути проблемы, то есть описать ее на специфическом языке права, с тем, чтобы затем найти для нее оптимальное юридическое решение.

Для описания онтологического базиса права используются обычные понятия естественного языка, в своих обычных значениях, что позволяет описывать факты. Наряду с этим в онтологии права существуют специфические — правовые свойства и отношения, а также специфические объекты, имеющие чисто юридическую природу. Формирование этого онтологического пласта сопутствовало формированию права как социальной практики и теории. Так, в Древнем Риме практическая деятельность юристов концентрировалась главным образом на трех основных направлениях: ager (руководство юридическими действиями сторон), caver (составление документов), responder (юридическое консультирование). В ходе этой деятельности римские юристы создавали правовые конструкции, формулы, институты, вырабатывали принципы права и оформляли их в соответствующих понятиях.

Таково происхождение собственно правового, специфического уровня онтологии права. Этот уровень составляют объекты, процессы, свойства, отношения юридической природы, выделяемые лишь в рамках юридического анализа и юридической практики. Этим реалиям соответствуют юридические понятия, в частности, такие как сделка, договор, кредитор, гражданин, истец, ответчик, решение суда, преступление и др. Эти понятия группируются по сферам общественной практики, с которыми имеет дело юридическая практика, что влечет за собой формирование отраслей права, а затем и соответствующих им отраслевых правовых теорий.

С развитием правовых знаний возникли предпосылки для формирования общей теории права, синтезирующей общие для отраслевых правовых теорий понятия, в том числе такие, как правоотношение, права, обязанности, закон, норма, юридический факт и т. д. Вместе с тем возник вопрос о природе права.

Указанные два подхода к пониманию природы права сформировались под влиянием определенных исторических условий, их формирование протекало параллельно с формированием систем права, в результате многовекового становления норм, регулирующих взаимоотношения между индивидом, обществом и государством.

Лишь на последнем этапе распада первобытнообщинного строя возникли собственно правовые нормы и кодексы[4], и уже в рамках этих систем просматриваются элементы формального признания некоторых прав за каждым человеком, независимо от его социального положения.

Важной предпосылкой вызревания идеи объективного права уже в средние века было распространение в Западной Европе римского права, чему способствовали германские императоры, издавна считавшие себя потомками древних римских цезарей. Введение римского права объективно служило интересам центральной власти, способствовало развитию идеи равенства всех перед законом, свободы, справедливости и неприкосновенности основных прав человека.

Но свое полное выражение идея объективного права получила под влиянием буржуазных революций в Нидерландах, Италии, Англии, а особенно — накануне Великой Французской революции. Выразителями этой идеи стали такие философы, как Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. Созданные ими раннебуржуазные правовые теории, провозгласившие основные принципы правового государства, такие как главенство закона, равенство всех перед законом, разделение властей, признание прав индивида и защита их от произвола властей, — опирались на теоретические построения античных мыслителей.

К концу XVIII века в рамках концепции естественного права наметились негативистские и анархистские тенденции: право стало интерпретироваться в первую очередь как абсолютная свобода индивида от любого посягательства и вмешательства, в том числе регулирующего вмешательства государства. Так, Дж. Локк видел единственную цель государства в охране собственности и отрицал его право выходить за пределы этой цели. Такого же взгляда придерживался Адам Смит, а Томас Пейн, указывая на пример Соединенных Штатов, утверждал, что общество само в состоянии делать почти все, что обычно возлагается на правительство, последнее же не только не помогает обществу, но мешает ему развиваться[8].

Эти идеи подверглись ожесточенной критике со стороны сторонников естественно-правового подхода, которые в целом справедливо усмотрели в них опасность полного исключения из области рассмотрения правоведов ценностных ориентиров позитивного права, таких, как человек, его жизнь, достоинство, другие связанные с ним ценности, которые к тому времени были уже признаны во всех цивилизованных странах.

Но надо сказать, что к началу ХХ в. дискуссии между представителями двух подходов приняли более мягкий характер, так как стала очевидной их совместимость. Результатом конструктивного взаимодействия естественно-правового и позитивистского походов стала концепция правового государства, в рамках которой требование невмешательства государства в частную жизнь перестает быть безусловным и дополняется пониманием необходимости для государства заботиться о своих гражданах. В России разработкой концепции правового государства занимался, в частности Б. Кистяковский[10].

В современном праве противоположность естественно-правового и позитивистского походов к природе права и взаимоотношениям между личностью и государством сохраняются в виде тенденций. Различие между этими двумя тенденциями находит свое выражение не только в научных дискуссиях, но и в конституциях современных государств и документах международного права. Так, в Конституциях США, Франции, Италии, Испании, России воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция права, а в Конституциях Австрии, ФРГ — позитивистская. Наряду с этим проявляется и тенденция к сближению и взаимодействию естественного и позитивного права.

Нормы и понятия, зафиксированные в правовых кодексах, суть воплощение объективно существующих элементов системы естественного права. Сама же эта система не представляет собой чего-то надсоциального, существующего в неизменном виде. Она находится в процессе постоянного развития, по мере развития общественных отношений.

Надо заметить, что в языке права почти полностью отсутствуют понятия метафорической природы. Объясняется это высокой степенью слитности онтологии права с онтологией обыденного опыта. Для права как социальной практики и теории нет нужды использовать выражения естественного языка в метафорических значениях, поскольку эти выражения могут использоваться в их прямых значениях, разве что уточненных путем концептуализации.

Итак, специфической особенностью понятийного аппарата права является почти полное отсутствие в нем понятий метафорической природы, что объясняется высокой степенью слитности онтологии права с онтологией обыденного опыта. Онтологический статус права связан с системой основных ценностей, существующих в общественном сознании. Основанная масса собственно правовых понятий образована путем концептуализации. Этим же объясняется и высокая доля неспецифических понятий в системе языка права.

Список литературы

[1] Вышинский А. Я. Вопросы теории государства и права. М. : Гос. изд-во юрид. лит., 1949. С. 84.

[2] Жилин Г. Соотношение права и закона // Российская юстиция. 2000. № 3. С. 11.

[3] Нерсесянц В. С. Юриспруденция: Введение в курс общей теории права и государства. М. : НОРМА — ИНФРА-М, 1998. С. 46.

[4] Жидкова О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. М. : Право, 1988. Ч. 1. С. 21.

[5] Платон. Государство // Платон. Соч. в 3 т. Т. 3 (Ч. 1). М. : Мысль, 1971. С. 89–454; Т. 3 (Ч. 2). С. 483–469.

[6] Аристотель. Политика //Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 4. М. : Мысль, 1983. С. 375–644.

[7] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М. : Наука, 1972. С. 28.

[8] Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М. : Наука, 1989. С. 67–70.

[9] Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. М. : Наука, 1971. С. 177–178.

[10] Кистяковский Б. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. 1990. № 6.

[11] Кант И. Критика практического разума // Соч. в 8 т. / под общ. ред. А. В. Гулыги. М. : ЧОРО, 1994. Т. 4. С. 386.

[12] Кант И. Критика чистого разума // Соч. в шести томах. М., 1963–1966. Т. VI. С. 254.

[13] Гегель Г. Ф. В. Философия права // Соч. М., 1956. Т. 6. С. 299.

[14] Пионтковский А. А. Учение Гегеля о праве и государстве. М. : ПАИМС, 1993. С. 379.

[15] Алексеев С. С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М. : СТАТУТ, 1999. С. 584.

Власов Денис Владимирович — кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики в экономике Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Vlasov Denis Vladimirovich — a Candidate of Science (economics), associate professor at the Chair of Applied Informatics in Economics of the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics.



Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Занимаясь исследованиями в области гражданского права, Л.И. Петражицкий постепенно перешел на общетеоретическую ступень - необходимо было, как писал Л.И. Петражицкий, «постичь дух времени, сообщить правильное направление развитию гражданского права.

университете. Созданием своей школы он доказал, что является достойным преемником известного юриста, но с собственным теоретическим учением. Л.И. Петражицкий стал позднее первым свободно избранным деканом юридического факультета107.

Занимаясь преподавательским трудом, Л.И. Петражицкий был активным поборником необходимости существенных реформ в университетском преподавании. Полемика в этой сфере велась им крайне

Наряду с преподавательской деятельностью Л.И. Петражицкий, активно занимался наукой. Формирование его теории прошло ряд этапов.

Л.И. Петражиций вошел в её руководящий состав. В 1906 году он был избран депутатом Государственной Думы, поэтому был вынужден оставить пост декана и должность профессора юридического факультета университета.

Однако, потом через 72 дня последовал роспуск Государственной Думы, трехмесячное тюремное заключение с последующим лишением политических прав, которое закрыло для Л.И. Петражицкого возможность политической деятельности вплоть до февральской буржуазной революции 1917 года. После разгона Государственной Думы Л.И. Петражицкий вернулся к преподавательской деятельности.

Духовное влияние теоретических идей Л.И Петражицкого на его студентов было так велико, что иногда ставило их перед необходимостью переоценить свое мировоззрение.

Л.И. Петражицкий принимает польское гражданство на основе Рижского договора 1921 г. об оптации. Университеты Германии и Чехословакии предлагали ему кафедру, однако он предпочел Варшавский университет, где для него была специально создана кафедра социологии, на которой он и проработал вплоть до своей кончины в 1931 г.

Следует отметить, что в одном из европейских университетах, Л.И. Петражицкий считается профессором Варшавского университета с 1897 года вплоть до 1931 года и ни слова не сказано о преподавании в Санкт- Петербургском Императорском университете, а также о том, что Л.И. Петражицкий был деканом юридического факультета и заведующим кафедры энциклопедии права в указанном вузе169. Данная биографическая несправедливость, безусловно, должна быть устранена.

В обоснование своей теории Л.И. Петражицкий кладет своеобразное учение об образовании научных понятий. Учение, это (с точки зрения Б.А.Кистяковского) обладает двумя наиболее характерными особенностями. «Первое отличительное его свойство заключается в том, что Л.И. Петражицкий считает образование правильных научных понятий началом и исходным пунктом научного знания, а не концом и заключительным звеном его.

,Х) Поляков А.В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. № 2. С. 21.

Кистяковскии Б.А. Реальность объективного права. // Правоведение. 4 (215). СПбГУ, СПб. 1996. С. 119.

Таким образом, право в свете этой теории превращается в психологический процесс или «эмоционально-интеллектуальное

чтобы я ему заплатил. Я не чувствую в себе свободы лишать его получения

Petrazycki L. Law and Morality. Harvard University Press. 1955. P. 71.

Zyznowski J. Norma prawa u thcorii Pictraszwcskjgo Wymiar sprawicdliu-osci. // Panstwo i prawo. Warszawa. 1977. Кз 7-8. S. 29.

В наше непростое время, в условиях отсутствия стабильности, уверенности в завтрашнем дне, нехватки жестких механизмов правового регулирования существующих отношений, не согласованности действий между различными звеньями государственного аппарата и правовыми институтами, каждый человек (если мы рассматриваем рядового российского гражданина) остается один на один - с собою. Он вправе верить в государственную поддержку, но фактически, не может надеяться на помощь со стороны государства, более того, наше общество то же не является платформой для развития, скачка или прорыва отдельно взятой личности. Поэтому те лица, которые все-таки добиваются успеха в этой жизни (о способах достижения мы сейчас не говорим), так или иначе, формируя свое окружение (свой бизнес, штат управляющих и управляемых и т.д., и т.п.), создают и свои правила поведения. Да, конечно же, никто не отрицает тот факт, что в первую очередь, мы должны руководствоваться действующим законодательством, исполнять законы, в случае нарушения - нести ответственность. Но, у каждого существует свой внутренний мир, жизненный опыт, своё психическое отношение к происходящему, кто-то более импульсивный, кто-то менее: все эти факторы влияют на формирование общественных отношений, затем правоотношений, в которых будут участвовать данные субъекты и, конечно же, результат этих правоотношений, который таким образом (через призму психических явлений) всё же будет достигнут.

Например, как пишет Л.И. Петражицкий, «. на почве любовных отношений признаются взаимные права на верность, любовь, откровенность, на имущественную поддержку в случае нужды и тысячи иных видов помощи и услуг. С момента объяснения в любви с одной стороны и признания с другой происходит коренная революция взаимных правоотношений, объяснившийся приобретает юридические права, которых он до этого не имел. Разные дальнейшие факты гоже имеют значение, в свою очередь вызывают в психике обеих сторон более или менее существенные революции, делают правовые узы более тесными,

В обосновании значения психики и эмоций человека при тех или иных действиях, поступках также следует отметить, что количество тех житейских случаев и вопросов поведения, которые предусмотрены в законодательстве, «представляет по сравнению с тем необъятным множеством житейских случаев и вопросов поведения, которые

предусматриваются правом в установленном выше смысле, совершенно

метафизикой и агностицизмом философского позитивизма

В психологической науке в тот период, когда Л.И. Петражицкий начал самостоятельную разработку проблемы определения эмоций, ведущим было направление В.Вундта. Метод Вундта как метод наблюдения, самонаблюдения (интроспекции) эксперимента был усвоен Л.И. Петражицким. Однако В.Вундт наделял аффеетивностыо всякий психологический процесс. Вследствие этого эмоции как особый класс психических явлений (аффекты) не были строго обособлены в его

30-е годы XX века стали временем, когда крупнейшие отечественные психологи Л.С. Выготский и Л.Н. Рубинштейн приступили к разработке этой проблемы. О сложности создания научного категориального аппарата в данной сфере психологи писали и во второй половине XX века.

Л.И. Петражицкий выделяет два класса этических эмоций: 1.

Однако в психической жизни есть такие переживания, которые, по его мнению, не подходят не под одну из названных классификационных рубрик, а именно - это двухсторонние, активно-пассивные по своей природе переживания. С одной стороны, - своеобразные претерпевания (отличные от познавательных и чувственных), с другой - позывы внутреннего понукания, активные переживания. Их можно назвать также страдательно-моторными переживаниями, или моторными, импульсивными раздражениями. Все эти явления психики Л.И.Петражицкий объединяет в особый класс явлений и называет нмпульсиями, или эмоциями.

Вместо традиционного, уже упоминавшегося тройственного деления Л.И. Петражицкий предлагает, таким образом, следующую классификацию: - двусторонние, пассивно-активные, моторные раздражения-импульсии, или эмоции - односторонние переживания, распадающиеся на:

а) односторонне-пассивные, познавательные и чувственные и

б) односторонне-активные, волевые141.

Совершенно очевидно, что акционные представления, переживание которых лежит в основе всех этически значимых поступков, не являются ценностно-нейтральными, иначе они вряд ли могли бы вызывать репульсивные (отвергающие) либо аппульсивные (одобряющие) эмоции. Аксиологическая теория мотивации Л.И. Петражнцкого существенно отличается от той, которая принята в детерминистской психологии, основанной, основанной на методологии позитивизма. В последней имеет место каузальное объяснение психических феноменов, поэтому любые поступки рассматриваются как реакция на те или иные воздействия извне. 2.

Субъективные представления (представления субъектов прав и субъектов обязанностей). 3.

Представления релевантных фактов ~ условий в гипотетических, воображаемых нравственных и правовых переживаниях. 4.

С научно-юридической точки зрения, пишет Л.И. Петражицкий, в каждом отдельном случае следует знать и уметь ответить на вопросы: 1) кто обязан (субъект обязанности); 2) к чему, к каким действиям он обязан (объект обязанности); 3) кто субъект подлежащего права; 4) на что он имеет право, что ему причитается (объект права). Но фактические правовые переживания далеко не всегда соответствуют такому требованию. В них с точки зрения этой четырехчленной схемы обыкновенно имеются тс или иные проблемы.

Таким образом, формируется следующий ключевой тезис психологической теории права: специфическая природа явлений права, нравственности, эстетики, их отличия друг от друга и от других переживаний коренятся не в области интеллектуального, а в области эмоционального, импульсивного в нашем смысле их состава.

Интуитивное право у Л.И. Петражицкого - это императивно- атрибутивные переживания без ссылок на внешние авторитеты; характеризуется следующими основными особенностями, отличающими его от позитивного права.

1. Интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально- изменчивый характер; его содержание (состав соответствующих диспозиций) определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и сношениями и проч. и проч. Л.И. Петражицкий подчеркивал, что интуитивных прав столько, сколько индивидов Как пример, Л.И. Петражицкий говорит об интуитивном праве данной семьи, кружка, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций или даже общества. Исследование соответствующих общностей (и различий) - интересная проблема психологической науки о праве. 2.

Решения интуитивного права свободно сообразуются с конкретными, индивидуальными обстоятельствами данного случая, данной житейской комбинации, не стеснены, как в области позитивного права, предустановленным шаблоном соответствующих законных предписаний, установившихся обычаев и т.д., с содержащимися в них решениями для общих категорий случаев, игнорирующими множество индивидуальных особенностей конкретных случаев жизни и не могущими их предусмотреть и с ними сообразоваться. 3.

Интуитивное право - это, по сути, то право, которым люди пользуются в своей повседневной жизни. В процессе развития человечества отмирают одни нормы права, другие же закрепляются в сознании как наиболее пригодные для нормального существования общества. Интуитивное право гораздо шире позитивного и официального и развивается «закономерно-постепенно, оно не подвержено фиксированию и окаменению и не зависит от чьего бы то ни было

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в святи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 383. 21 т Там же. С. 382-386. 2,1 Там же. С. 387.

Таким образом, вся правовая жизнь в соответствии с теорией Л.И. Петражнцкого распадется на три области: 1) область исключительного существования и действия позитивного права; 2) область исключительного существования и действия интуитивного права; 3) область параллельного существования и действия обоих видов права.

Если сфера действия первой и второй областей не вызывает сомнений, то по поводу третьей области возможны следующие варианты:

2. С другой стороны, между позитивным и интуитивным правом не только могут существовать (в определенных пределах) разные частные разногласия, но они даже по природе вещей неизбежны. Поэтому позитивного права, которое бы во всех отношениях своего содержания было согласно с параллельно существующим интуитивным правом, ни у какого народа нет и быть не может.

Ставя вопрос о соотношении позитивного и интуитивного права, Л.И. Петражицкий не идеализировал интуитивное право. Интуитивное право как индивидуальная или массовая реакция по вопросу о благах и лишении благ в отношениях между индивидами может быть и исторически отсталым злокачественным естественным правом, - предупреждал этот юрист157. Однако определенный уровень интуитивного права, в свою очередь ограничивал позитивное право. Основное значение, в конечном счете, приобретало массовое распространение интуитивного права. Если же оно проявлялось редко, его значение падало.

В целом интуитивное право как справедливость оказывало давление «на толкование, применение и научную разработку позитивного права, а равно являлось (мирно или революционно действующим) фактором созидания, разрушения и изменения позитивного права и т.д.~

Наряду с влиянием интуитивного права на развитие позитивного — имеется еще процесс обратного взаимодействия, - влияние позитивного права на развитие интуитивного. Интуитивное право индивида развивается в детстве, в семье, в школе и дальнейшей жизни в значительной степени под влиянием не только интуитивно-правовых воззрений окружающих и соответствующих внушений со стороны родителей и т.д., но также и иод действием внушений, исходящих от позитивного права, от соответствующих правовых обычаев и законов и вообще от существующего позитивно-правового социального строя, особенно если данное позитивное право пользуется в данной социальной среде уважением и не подвергается сомнениям и критике. Процесс производства позитивного права со стороны интуитивного заключается в том, что интуитивное право вызывает такие действия, которые получают значение нормативных фактов, действующих в качестве таковых уже независимо от интуитивного права, их вызвавшего. Аналогично имеются процессы интуитивного права со стороны позитивного, состоящие в том, что правовые переживания, внушаемые нормативными фактами позитивного права и первоначально зависимые от представлений этих фактов, затем, и особенно в случае частого повторения их и эмоциональной живости - получают самостоятельный характер, появляются уже независимо от соответствующих нормативных фактов и их представлений, т.е. в качестве интуитивно-правовых. Происходит это путем образования прочных диспозитивных ассоциаций соответствующих объектных представлений и т.д. и императивно-атрибутивных эмоций. Между прочим, действием этих процессов интуитивно-правовая психика людей, имеющих специально и постоянно дело с известным позитивным правом, например, ученых специалистов: юристов, судей, адвокатов и т.д., подвергается своеобразному перерождению и специальному и одностороннему развитию, состоящему в том, что постоянно ими изучаемое, излагаемое с кафедры или применяемое (т.е. по разным поводам часто переживаемое и оставляющее соответствующие диспозитивные следы) позитивное право в значительной степени делается их интуитивным правом и вытесняет и разрушает разные элементы их прежнего интуитивного права; так что их интуитивно-правовая психика получаст в соответствующей мере иной облик, нежели интуитивно-правовая психика неспециалистов (откуда подчас взаимное непонимание, споры и т.д.). В более слабой и менее заметной степени так же действует позитивное право на интуитивно- правовую психику и всех прочих членов общежития.

Степень способности позитивного права модифицировать интуитивное право сообразно собственному своему содержанию зависит в сильной степени от качеств этого содержания, от его соответствия потребностям социальной жизни, тенденциям ее развития и т.д. Сообразно с этим задерживающее развитие интуитивного права действие отстающего позитивного права слабее, чаще терпит крушение и т.д., чем ускоряющее развитие интуитивного права - действие передового, прогрессивного позитивного права.

Подводя итог, следует отметить следующее.

Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии (учения о ценностях).

В контексте развиваемого нами юридического правопонимания в общем виде можно сказать, что учение (концепция) о праве в его различении с законом это и есть онтология права.

Бытие права (его объективная природа и собственная сущность) представлено в принципе формального равенства, включает в себя и выражает всю совокупность внутренне взаимосвязанных и предполагающих друг друга объективных свойств и сущностных характеристик права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости в общественной жизни людей.

Право исторично. Этот историзм относится как к бытию права, так и формам его проявлений. Право опосредовано социально-историческим опытом, и в этом смысле оно апостериорно, а не априорно.

Поэтому природу права (социально-исторический смысл и содержание бытия права, его сущности и существования) не следует смешивать ни с правом природы (с природной данностью права), ни с природой разума (с априорной данностью права из чистого разума), хотя и разум, и природа играют существенную роль в историческом процессе генезиса и развития права.

Конечно, по аналогии с аристотелевским положением о том, что "человек, по природе своей, — существо политическое" (Аристотель. Политика. I, 1, 9, 1253а 16), можно сказать, что человек, по природе своей, — существо правовое. Но подобные суждения вовсе не означают априорности, природной данности, прирожденности человеку политической или правовой сущности, политических или правовых свойств и качеств.

Если бы человек, как считал Руссо, рождался уже свободным[23] (и уже от природы люди были бы свободными и равными), то он нигде не был бы в оковах, и со свободой, равенством, правом, справедливостью у человечества вообще не было бы никаких проблем.

В том-то и дело, что вектор движения прямо противоположный: человек и человечество развиваются к свободе, праву, равенству, справедливости из ситуации их отсутствия. И речь должна идти лишь о том, что человек (и целые народы) по своей природе (интеллектуальной и волевой), в отличие от других живых существ, может, потенциально способен путем своего совершенствования и развития прийти к политическим и правовым формам организации социальной жизни.

Такого завершения генезиса человеческой природы, отмечал для своего времени (IV в. до и. э.) Аристотель, достигли лишь греки; другие же народы (варвары) как люди с неразвитой (нравственно и умственно) природой живут в дополитических и доправовых условиях деспотизма и рабства. Поэтому, согласно Аристотелю, "варвар и раб, по природе своей, — понятия тождественные" (Аристотель. Политика, I, 1, 5, 1252b 17).

И спустя два с половиной тысячелетия приходится констатировать, что многие люди и образуемые ими народы еще так и не завершили, говоря словами Аристотеля, генезис своей политической и правовой природы, не достигли высот того политического и правового общения, которое на современном языке называется правовым государством, господством права, правами и свободами человека и гражданина. И из прошлого и современного опыта нашей страны мы хорошо знаем о тех трудностях и огромных усилиях, которые требуются даже для минимального продвижения вперед на пути от рабства, деспотизма и тоталитаризма к свободе, праву и справедливости.

Генезис права как социально-исторический процессов частности, означает, что становление сущности права и возникновение правовых явлений и отношений происходят одновременно и в рамках одного процесса. Дело, следовательно, обстоит не так, что сперва откуда-то (от природы или свыше) дана некая готовая сущность права (принцип права, идея права, умопостигаемое бытие права) и лишь из нее затем появляются эмпирические правовые явления, правовая реальность. Такова, например, логика соотношения чистых идей (истинного бытия) и эмпирической реальности как их отражения в философии Платона. Как ни парадоксально, но примерно по такой же схеме изображают легисты связь между законом и жизнью.

Но неверно представлять себе дело и так, будто сперва какое-то время существовала правовая жизнь и функционировали правовые отношения между свободными субъектами и лишь затем появились сущность, принцип, бытие права. Такой подход, внешне кажущийся весьма реалистичным, при ближайшем рассмотрении оказывается внутренне противоречивым: он отрывает существование права от сущности права и в то же время некое неопределенное существование (без правовой сущности) характеризует как правовое. Что же в таком случае дает основание вообще говорить о правовом характере соответствующих эмпирических феноменов, лишенных правовой сущности, правового качества? Этот напрашивающийся здесь вопрос остается без ответа.

Между тем ясно, что, если мы применительно к праву говорим о сущности и существовании, это значит, что сущность права проявляется в формах его существования, а в последних присутствует правовая сущность.

Абстрагированный от фактичности, формализованный мир права со своими особыми условиями и условностями, со своими персонами (правовыми масками>, ролями, правилами поведения, процедурами и т. д. нередко сравнивают с театром, имея в виду его игровой характер, театральные условности, абстрагированность театрального действа от действительности и т. д. В подобных сравнениях есть доля правды ("человек играющий" проявляется везде — и в быту, и в праве, и в театре, и в религии, и в других сферах жизни), тем более что театр (и прежде всего — драматический театр) многое перенял из области права, правовых коллизий и процедур, правовой трактовки реальных ситуаций, организации и проведения судебного процесса, словом — из драм и драматургии правовой жизни.

Но условности театра так и остаются в условном мире — за занавесом театра, а между правом и жизнью нет такого занавеса и в условностях правовой формы бурлит невыдуманная драма самой жизни с подлинными приобретениями и потерями, и мертвые здесь не воскресают.

С точки зрения генезиса правовой природы человека (и вместе с тем утверждения начал права и правопорядка в жизни целых народов), определяющее значение имеет осознание как раз того обстоятельства, что в абстракциях права за внешней условностью речь идет о самом главном и существенном в жизни индивида и всего социума — о свободе, справедливости, равенстве, что правовые условности — это на самом деле абсолютно необходимые условия достойной человека жизни всех и каждого. А такой развитости и зрелости в организации жизни невозможно достигнуть без освоения и практического утверждения людьми требований права как императивных велений своей собственной человеческой природы, своего разума, совести и воли.

Без овладения правом как математикой свободы люди и народы обречены прозябать под гнетом и произволом деспотизма, тирании и тоталитаризма.

Существенное значение нравственной зрелости человека (и народов), его внутренней моральной зрелости и подготовленности для жизни по праву и закону после Аристотеля наиболее выразительно сформулировал уже в XVIII в. (в духовном и социально-историческом контексте отсталой, по европейским меркам, феодальной Германии) Кант в своих знаменитых категорических императивах, где веления индивидуального морального сознания по своей нормативной сути совпадают с требованиями правового принципа всеобщего формального равенства. Развитое состояние моральности — необходимое условие для утверждения правовой легальности.

Исторический процесс генезиса права, его бытия и существования, протекает в контексте общекультурного формирования и развития человека и человеческого рода.

Право как культурный феномен — часть общечеловеческой культуры. Правовая культура — это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность, т. е. та докультурная и некультурная непосредственность (не опосредованность правовой формой) и простота, которая, по пословице, хуже воровства.

Правовую культуру можно условно назвать "второй природой" ("второй натурой"). Но эта "вторая природа" не механическая пристройка к базовой "первой природе", а культурная трансформация, культуризация и культивация всей (единой) природы отдельных людей и народов. Так что право — это не культурный плод на диком дереве, а плод окультуренного дерева.

Поэтому людям и народам, возжелавшим вкусить такой редкий плод, надо в трудах и муках, упорно и настойчиво, осознанно и терпеливо возделывать в себе, для себя и у себя свой сад правовой культуры, растить свое дерево свободы. Чужими плодами здесь сыт не будешь.

Глава 1. Онтология. Картина Мира

Глава 1. Онтология. Картина Мира Вся воспринимаемая человеком информация (ученые насчитывают уже 55 параметров) записывается на его дорожку памяти как на киноленту, и сохраняется до конца жизни. Но пробивается наверх, в аналитический ум, и выше — в сознание — лишь малая ее

Глава 2. ОНТОЛОГИЯ. АТРИБУТЫ МАТЕРИИ

Глава 2. ОНТОЛОГИЯ. АТРИБУТЫ МАТЕРИИ 2.1. Материя Онтология – учение о бытии. Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии. Но понимание бытия принципиально различается в идеализме и материализме.

42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия

42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия Политическое сознание — это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества, и на

Глава XV Онтология сознания общества

Глава 17. Правовая и социальная система

Глава 17. Правовая и социальная система Теперь мы в состоянии подойти, на мой взгляд, к ключевому пункту нашего анализа и всей нашей критики марксизма, а именно — к марксовой теории государства и, как ни парадоксально это может звучать для

Глава XVII. ОНТОЛОГИЯ НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ

ПРАВОВАЯ СФЕРА

ПРАВОВАЯ СФЕРА С возникновением общества в нормативном аспекте возникает особый феномен - правовая или юридическая сфера. Эту сферу образует множество людей, групп, организаций, учреждений и т.п., специальным делом которых являются правовые нормы (юридические законы) и

ПРАВОВАЯ СФЕРА

ПРАВОВАЯ СФЕРА На основе фундаментального права западнизма развились и достигли колоссального размера государственное и частное право. Разумеется, между этими частями нет полной гармонии. Тем не менее государственное право в принципе не должно выходить за рамки

Глава XVII. Онтология неопалимой купины

Г лава 5. Правовая аксиология

Г лава 5. Правовая аксиология 1. Общая характеристика Аксиология — учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в его трактовке — это то, что имеет значение долженствования и свободы. Этот

3. Правовая теория

3. Правовая теория Теория права. Наряду с философией права в мире научных дисциплин, сложившихся в связи с общенаучной разработкой правовых проблем, самостоятельное и исклю­чительно важное место занимает общая теория права (еще одной сферой общетеоретических правовых

ГЛАВА VII ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПАНИДЕЙ В ИСТОРИИ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В НЕЙТРАЛИСТСКОЙ ИЛИ ФЕДЕРАЛИСТСКОЙ ФОРМЕ

ГЛАВА VII ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПАНИДЕЙ В ИСТОРИИ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В НЕЙТРАЛИСТСКОЙ ИЛИ ФЕДЕРАЛИСТСКОЙ ФОРМЕ В поразительном противоречии со своей нынешней неспособностью добиться на деле панобразования Европа с ее более крупной панидеей уже с

Глава V. Оккамова онтология и философия природы

Глава V. Оккамова онтология и философия природы чение Оккама о материи представляет значительный философский интерес, и оно было для своего времени весьма прогрессивным. Суть новаций Оккама в этом вопросе состояла в антитомистской направленности, в его стремлении


1. Деятельностная концепция права. Научную основу этой концепции образует психологическая теория интериоризации, разработанная в трудах Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Дж. Брунера, А. Н. Леонтьева и других психологов. В физике эту теорию развивал американский ученый П. У. Бриджмен, назвавший ее операционализмом. Интериоризация — это формирование психических структур под воздействием структур внешней, практической деятельности. Эта теория объясняет, как внешнее, социальное становится внутренним, психическим.

Можно сформулировать следующий вывод эволюционной эпистемологии применимый в онтологии права: право представляет собой одно из проявлений биологических закономерностей, выработанных в процессе эволюции нашими предками. Эти закономерности, проецированные в разные исторические условия жизни людей а рамках государства, проявляют себя по-разному, что мы и называем историчностью правовых норм, их зависимостью от особенностей общества. Получается, что основание так называемых общечеловеческих ценностей, определяющих неизменную, универсальную компоненту нормативного знания, составляют общие для человечества биологические закономерности, детерминированные, в свою очередь, тождественностью анатомо-физиологических структур всех людей.

Архетип, таким образом, оказывается формой выражения в человеке космического творческого начала, соединяющего его со всем человечеством, природой и Вселенной. Он выступает в качестве исходного надсоциального и надбиологического начала, формирующего всякую реальность, в том числе, и правовую. С этой точки зрения, правовая норма — это трансформированный сначала на биологическом, затем — на социальном уровне космический алгоритм, проявляющий себя по-разному в разных исторических условиях. Мы солидарны с Р. Ю. Рахматуллиным, считающим сакрализованный вариант онтологии права способным снять противоречия, возникающие в других вариантах истолкования объективных оснований правовых норм [6. c. 549–551].

1. Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки. 1991. № 8.

2. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. 1992. № 3.

3. Рахматуллин Р. Ю. Возможные модели онтологии права // Общество, государство, право России на пороге ХХ века: теория история. Межвузовский сборник научных трудов. Уфа: УЮИ МВД России, 2000.

4. Рахматуллин Р. Ю., Исаев А. А., Линкевич А. Е. Логика: учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.

5. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2011. № 4.

6. Рахматуллин Р. Ю. О метафизических основаниях внеисторического в праве // Молодой ученый. 2013. № 11.

8. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

9. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

10. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий. М., 1996.

11. Яффе А. Наука и подсознание // Юнг К. Г. и др. Человек и его символы. М., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): норма, практическая деятельность людей, социальная реальность, структура, эволюционная эпистемология, эта, Концепция, начало, основание, практическая деятельность, том, человеческая психика, Юнга.

Похожие статьи

Онтологические основания научного знания в контексте.

В другой работе он пишет, что «социальное поведение людей диктуется отнюдь не только разумом и культурной традицией, но по-прежнему

По нашему мнению, в развиваемой представителями эволюционной эпистемологии концепции какая-то доля истины содержится.

Истина в контексте деятельностной концепции знания

знание, практическая деятельность, объективная реальность, концепция знания, относительное знание, априорное знание, практическая деятельность человека, человеческая практика, эпистемологический.

О генетических источниках всеобщих норм права и морали

В ХХ веке в рамках теории познания появляется новое направление — эволюционная эпистемология (К. Лоренц, Д. Кэмпбелл, Р. Ридль, Г. Фоллмер.

Теория П. Фейерабенда и современная социальная.

При этом, сама того не замечая, наука все более начинает походить на мифотворчество.

Основные термины (генерируются автоматически): наука, теория, современная социальная эпистемология, исследовательская деятельность, ряд направлений, форма познания, идея.

О метафизических основаниях внеисторического в праве

В XX веке поиски единых оснований человеческой деятельности и культуры привели к реанимации некоторых идей биологического редукционизма, развиваемой эволюционной эпистемологией.

Философские аспекты междисциплинарных отраслей науки

Социальная эпистемология широко использует модели и представления, заимствованные

Гносеологические функции образа | Статья в журнале.

В отечественной эпистемологии эта идея неплохо изложена в статье Д. З. Хамзиной [13]. Архетипическая концепция Юнга позволяет объяснить открытый им феномен синхронии [14].

12. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

Квантовая парадигма в системе нового психологического знания

В свое время Альберт Эйнштейн высказал мысль о том, что «человек - это часть целого, которое

Такое эволюционное движение включает в себя компонент гармонизации человека, который

В целом он утверждал, что любая мыслительная деятельность человека должна.

Природа и качественные особенности психики человека

Огромный вклад в изучение закономерностей человеческой деятельности внесли русские психологи: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. Главная особенность психики человека, которая отличает его от животного — это присутствие сознания.

Читайте также: