Ономатопоэтическая теория происхождения языка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Раздел V. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ.
КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ

Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ
И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ

Проблема исторического развития языков состоит из двух самостоятельных вопросов: 1) происхождение человеческого языка вообще, о котором можно говорить только предположительно, гипотетически, т. е. в виде гипотез, и 2) история развития существующих языков или ранее существовавших, зафиксированных какими-либо памятниками.

§ 71. Некоторые гипотезы о происхождении человеческого языка

На сегодняшний день выделяют два подхода к объяснению происхождения языка:

  • появление языка естественным путем;
  • искусственное создание некой активной созидающей силой извне.

Вторая точка зрения на протяжении длительного времени преобладала. Расхождения были отмечены лишь в том, кем был создан язык и из какого материала.

Междометная теория происхождения языка данной статье вы рассмотрите сущность междометной

Междометная (рефлексивная) теория – теория, которой объясняется происхождение языка через переживания, испытываемые человеком. Первыми словами, в соответствии с данной теорией, были междометия, выкрики, а в процессе дальнейшего развития они приобрели символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества.

Данная теория занимает второе место по распространенности. Также ее называют теорией эмоционального происхождения языка. В соответствии с положениями междометной теории, в первоначальном ее варианте, речь была сформирована из бессознательных выкриков, которыми сопровождались различные эмоциональные состояния.

Данная теория берет свое начало от эпикурейцев. Эпикур и эпикурейцы считали, что речь человека в своем становлении прошла предварительный, так называемый физиологический этап, то есть этап эмоциональных выкриков, связанных с впечатлениями, которые человек получает от окружающей обстановки, и ставших их обозначениями.

Первобытные люди на уровне инстинктов превратили естественные звуки в междометия, которые сопровождали каждую эмоцию и которые позже стали словами. Изначально междометия являлись обозначением всплесков эмоций и человеческой воли.

Далее от них сформировались русские слова ахать, ойкать, ухать, охать и пр. Позже слова начали развиваться из междометных звуков, соблюдая законы словообразования. При этом связь звучания слова и эмоционального состояния человека стала косвенной. Слова начали обозначать не только эмоциональные и волевые акты человека, но и иные впечатления, вызываемые в душе индивида при взаимодействии с окружающим миром.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, звучание слов, связываясь с впечатлениями от вещей, заменило непосредственное созерцание предметов и явлений. Как считал Эпикур, впечатления древних людей, зависели от окружающих вещей и местности, в которой проживало племя. В первую очередь, племенами было установлено обозначение вещей, у них были развиты особые способы восклицания, обусловленные разными впечатлениями, испытываемыми разными племенами. По мнению Эпикура, в дальнейшем это вызвало формирование различных языков на планете. В XVIII веке междометная теория происхождения языков была развита Гердером, в истории языкознания она была названа теорией рефлексий.

Теория рефлексии как продолжение теории междометной теории

Первая стадия возникновения языка Была рассмотрена Гердером в традиционном для междометной теории направлении. Язык рассматривался в качестве естественного крика души, проявления инстинктов. Такого рода выкрики вызывали у других людей схожие чувства и ощущения. Поэтому считается, что язык первых людей – это язык ощущений. Но настоящий человеческий язык достаточно далеко от этого.

Звук, признак предмета, а также его идея, в соответствии с Гердером, может соединяться в душе и сами по себе, даже если человек не будет стараться произнести имя. В XIX веке теория междометий получила дальнейшее развитие в концепции под названием ономатопоэтическая теория, которая разрабатывалась в трудах Штейнталя, Потебни, Гримма и др.

Ономатопоэтическая теория

Штейнталь считал, что становление языка – стихийный процесс, протекающий одновременно с развитием человека и человеческого сознания. Изначально слова возникали во время игр, развлечений иди отдыха первобытных людей. В той или иной ситуации кто-то произносил некий набор звуков, используемый ранее в качестве сигнала для начала совместных действий, например, в процессе охоты на диких животных. Остальные участники во время игры этот набор звуков повторяют, таким образом он закрепляется в коллективном сознании в качестве определения конкретного действия, явления или предмета. В этом действии Штейнталем было выделено три момента:

  • язык возник из сигнала, даваемого вне ситуации, требующей употребления этого сигнала;
  • язык возник в качестве повтора привычных звуков;
  • язык возник вместе с потребностью человека в эмоциональной экспрессии, похожей на художественную экспрессию.

Если в теории звукоподражания отправной точкой возникновения языка был внешний мир, то в междометной теории в качестве такого стимула для формирования слов выступает внутренний мир человека и его эмоции. Общее для обеих теорий – это то, что ими изучается происхождение механизма говорения в качестве основы становления языка.

Как считает большинство современных ученых, междометная теория происхождения языка, также, как и теория звукоподражания, - несостоятельна.

Основные концепции происхождения языкаможно подразделить на: теологические, которые объясняют происхождение языка действиями сверхъестественных причин; биологические, считающие основной причиной возникновения языка действие биологических факторов; социальныеконцепции, которые выделяют социальные факторы в качестве основы формирования и развития человеческого языка.

Теологические концепциивключают не только религиозные, но и мифологические попытки объяснения происхождения языка, в которых основной причиной является Бог.

Биологические концепции объясняют развитие человеческого языка в процессе совершенствования человеческого организма: гортани и речевого аппарата, органов чувств, мозга. Данные теории имели для своего времени положительное значение, которое может состоять в том, что они пытались найти естественные причины возникновения языка. Наиболее известными из них являются две концепции: звукоподражательная и междометная.

К социальным относятся: договорная, трудовая, ономатопоэтическая и марксистская, которые причины возникновения языка относят к социальным факторам.

Звукоподражательная концепция рассматривает процесс возникновения языка естественными причинами, которые состоят в том, что человеческий организм развивался и, прежде всего, за счет развития органов чувств люди стали подражать крикам животных. Происходило, прежде всего, подражание домашним животным (блеянью овец, ржанию коней). Подражание осуществлялось и как выражение определенных впечатлений по отношению к различным предметам и явлениям. Сторонники данной теории в подтверждение своих взглядов использовали слова языка, в которых находит свое проявление в выражении чувств.

Междометная концепция объясняет происхождение языка как выражение в звуках тех или иных переживаний, которые испытывали первые люди. Первые слова, которые произносили люди, были непроизвольными криками, как проявление боли, страдания, радости, страха, голода, то есть выражали в звуках те или иные эмоции. По мере развития общества и человека звуки, согласно этой концепции, стали приобретать символическое значение.

Договорная теория в значительной степени преодолевает некоторые недостатки звукоподражательной и междометной концепции и, прежде всего, в учете роли социального фактора. Данная теория объясняет процесс возникновения человеческого языка определенными социальными факторами и социальными потребностями. Считается, что древние люди в своей жизни мало, чем отличались от других животных. Они жили неустроенной жизнью и полной всевозможными опасностями среды обитания. При нападении зверей они старались помогать друг другу с помощью определенных звуков. Голос в то время был еще нечленораздельным и почти бессмысленным, но постепенно люди перешли к членораздельным словам и установили символы для каждой вещи. Подобная точка зрения возникла в русле договорной теории происхождения общества Т. Гоббса и распространена она была на проблему происхождения языка

Трудовая концепция была выдвинута в 70 годах XIX столетия немецким философом Л. Нуаре, которая была поддержана К. Бюхером. Язык, согласно его концепции, возникает в процессе становления и развития трудовой деятельности. На ранних этапах это были трудовые выкрики. Но совместная работа не только организует трудовую деятельность, но сопровождает сам рабочий процесс. На ранних этапах человеческой истории мышление и действия были неразрывны. Трудовые действия происходили параллельно звуковому сопровождению в виде различных выкриков. Но по мере развития трудовой деятельности совершенствовался и развивался язык.

Гумбольдт предложил основную идею, которая предполагала наличие самозарождающегося и самодвижущегося целого – энергии. В данном целом участвуют три равноправных части: 1)дух народа, который выражается в общем, идеальном целом, во внутренней стороне языка и духовном его достоянии; 2) внешняя форма языка, выраженная в звуках, которые оформляют высказывания; 3) способ соотнесения и связи конкретных комплексов звуков со специфическими для данного языка значениями. Взаимосвязь основных частей целого не только приводит к возникновению языка, но и является источником самодвижения, его энергией. При этом возникновение языка происходит как спонтанная мутация в жизни древних антропоидов. Эта мутация происходит как игра, развлечение или отдых.

Сознание, как и язык, возникает только в обществе, как результат совместной трудовой деятельности, в процессе которой возникает потребность в обмене информацией и координации совместных усилий в решении определенной задачи. Это находило свое проявление в том, что групповая охота, изготовление и использование орудий труда требовало наличие определенных умений в передаче определенной информации, что и способствовало развитию сознания и языка.

Звуковой, информационный комплекс становится общественным достоянием, который понятен всем членам общества. При этом слова языка обозначали определенные потребности, название общих представлений, а также постоянное соединение языкового звукового комплекса с его значением. Коллективная форма преобразовательной деятельности с необходимостью предполагает и то, что люди вступая в определенные отношения, должны выполнять существующие правила и нормы поведения, как говорят выполнять правила игры. По отношению к каждому конкретному человеку эти отношения выступают, как внешние, объективно существующие и человек помимо своей воли, если он живет в обществе, а не на необитаемом острове, должен в них включиться и выполнять, в том числе и законы языка.

Гипотезы о происхождении языка

Борис Владимирович Якушин (1930-1982) принадлежал к той немногочисленной группе лингвистов, которые с конца 50-х-начала 60-х годов занимались не только теоретическими исследованиями языка, но и одновременно решением практических лингвистических задач информатики, возникавших при построении первых автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Содержательный анализ текста, алгоритмические методы автоматического индексирования документов, построение информационных языков для документального и фактографического поиска, язык и мышление, язык и коммуникация – вот далеко не полный перечень вопросов, в решение которых он внес существенный вклад. Большой опыт практической работы в области лингвистического обеспечения АИПС явился тем фундаментом, на котором Б.В. Якушин строил в последние годы семиотико-информационную концепцию языка – теоретическую базу для решения языковых проблем информатики.

Предлагаемая вниманию читателя последняя книга Б.В. Якушина содержит идеи, разрабатывавшиеся автором на протяжении ряда лет. Автор ставит задачу ответить на вопрос, почему общечеловеческий интерес к проблеме происхождения языка постоянен, излагает в историческом аспекте различные гипотезы о появлении языка, привлекая материалы мифов и легенд. Ученый предлагает и свою научную гипотезу, основанную на социологических представлениях о сущности функциях языка и речи.

Само по себе обращение специалиста по семиотике, информационным языкам и философским проблемам языкознания к проблемам глоттогенеза весьма примечательно. Эти проблемы перестали быть центром внимания узких специалистов, но стали комплексными. Их решение возможно только при "выходе" за пределы привычных представлений.

Необходимо обращение к иовым методам и материалу. Такой подход и характерен для книги Б.В. Якушина.

Несмотря на то что рукопись ие прошла окончательной авторской доработки, члены редколлегии ограничились лишь минимумом редакционных изменений, стремясь сохранить логику рассуждений и стиль автора1.

'В монографии автором частично использован фактический материал, содержащийся в кн.: Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936; История философии. М., 1940. Т. 1; Звегинцев В.А. История языкознания XIX н XX веков в очерках н извлечениях. М., 1966; Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.

Сведения о философах, занимавшихся проблемами происхождения и развития языка, читатель сможет найти в кн.: Философский энциклопедический словарь. М , 1983. – Там же содержится трактовка основных понятий, используемых автором.

Сначала договоримся о том, что следует понимать под словом "язык". Язык – прежде всего совокупность слов. Слово же двусторонне, как медаль. Одна его сторона – внешняя, звучащая или видимая (физическая), другая – внутренняя, неслышимая и невидимая (психическая). Первая – это звучание или написание слова, вторая – его смысл, или значение (лингвисты и философы часто различают эти явления, мы же этого делать не будем). Большинство слов обозначает нечто, существующее вне языка. Это предметы и явления внешней действительности или внутреннего мира человека, о которых высказываются мысли в процессе общения людей. Слова в языке связаны определенными отношениями, что делает язык системой. Кроме того, в нем содержатся правила расположения слов в цепочки для выражения мыслей (синтаксис).

Вопрос о происхождении языка прежде всего упирается в происхождение звуковой стороны слов и речи, смысловая же их сторона почти всегда связывается с мышлением или внешним действием и поэтому кажется менее загадочной. Итак, как же мог возникнуть язык – совокупность слов, или, как говорили в древности, имен, с точки зрения античного философа?

Всякая вещь или возникла сама по себе, или ее кто-то создал. Так и язык: или он появился естественным путем, или он был создан искусственно некоторой активной созидающей силой. Каких бы взглядов ни придерживались философы, большинство из них считали, что язык был создан, а не возник сам по себе наподобие способности ходить, видеть, думать. Дело, видимо, в том, что, как бы ни был наивен древний мыслитель, в языке он видел то, что выделяет и возвышает человеческий род над животным миром. Ведь если способность говорить подобна другим способностям, имеющимся у животных, то она вполне могла возникнуть у какого-нибудь из них. Но, кроме как в сказках, в природе человек таких

животных не встречал, хотя некоторые охотничьи племена и полагали, что в животном мире есть свои языки.

Таким образом, говорение – способность уникальная и драгоценная. Она могла быть создана сознательными и разумными усилиями. Поэтому вопрос о происхождении языка приобретает новый вид: кто создал язык и каким "материалом" он при этом пользовался? В античном мире этот вопрос формулировался так: создан ли язык "по установлению" (thesei) нли "по природе" (physei) вещей?

Поскольку взгляды первого философа господствовали в эпоху античности и средние века (а его идеи дошли даже до XIX в.), постольку первые разделы нашего изложения мы посвятим гипотезам "по установлению".

Все гипотезы группируются в зависимости от того, какова природа тех сил или причин, которые вызвали к жизни язык. "Материал" же, из которого строилась звучащая речь, почти у всех авторов сводится к нескольким формам: звуки, порождаемые вещами и людьми. В переходе от них к членораздельной речи может участвовать жест и мимика. Поэтому положить его ("материал") в основу классификации гипотез не представляется возможным.

Читайте также: