Концепция личности петровского кратко

Обновлено: 30.06.2024

Прежде всего, личность, по мнению А.В. Петровского, - это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий.

Личность рассматривается А. В. Петровским (1982) не как индивид, взятый в абстрактном социальном окружении, а, прежде всего как человек, определяющий себя через группу, через социум. Потребность в персонификации является отправным пунктом анализа личности. Именно поэтому А. В. Петровский называет свою теорию концепцией персонализации.

Им выделяются три основных процесса:

адаптация – как присвоение индивидом социальных норм и ценностей, то есть, становление социально-типического;

интеграция – как изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях, то есть, становление всеобщего.

Становление личности определяется особенностями вза­имоотношений ребенка с членами референтной группы. Ре­ферентная группа наиболее значима для ребенка по срав­нению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения.

, согласно А.В. Петровскому, детство — это в основном приспособление ребенка к социальной среде, от­рочество — проявление своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в обществе.

А. В. Петровский разделяет структуру личности па следующие подсистемы: 1) внутрииндивидуальную (иптраиндивидуную), в которую входит системная организация индивидуальности;

2) интериндивидуальную, в которой личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, а групповое — в конкретной форме проявлений личности;

3) метаиндивидуальную (надиндивидуальную), воздействие на других людей.

Фундаментальным для концепции А.В. Петровского является тезис о про­цессе развития личности как подчиненном закономерности единства непре­рывности и прерывности.

А.В. Петровский различает два подхода к проблеме развития личности: собственно психологический подход и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов; собственно педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза.

Первый подход ориентирован на то, что реально обнаруживает психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть (здесь и теперь) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.

Второй подход ориентирован на то, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, предъявляемым к ней обществом на данной возрастной ступени.

Таким образом, в структуру личности человека, по А.В. Петровскому, входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях. Личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает.

По его мнению, развитие личности можно описать как процесс вхождения в социум, как постоянную смену различных общностей, в которые он входит и каждое из таких вхождений является этапом на пути его развития. Вне зависимости от типа и уровня развития таких общностей человек проходит универсальные стадии вхождения в общность, решая при этом встающие перед ним задачи. Выделено три таких универсальных стадии (адаптация/дезадаптация, индивидуализация/деиндивидуализация, интеграция/дезинтеграция), в возрастной периодизации этим стадиям соответствуют детство, отрочество и юность.

Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает.

По его мнению, развитие личности можно описать как процесс вхождения в социум, как постоянную смену различных общностей, в которые он входит и каждое из таких вхождений является этапом на пути его развития. Вне зависимости от типа и уровня развития таких общностей человек проходит универсальные стадии вхождения в общность, решая при этом встающие перед ним задачи. Выделено три таких универсальных стадии (адаптация/дезадаптация, индивидуализация/деиндивидуализация, интеграция/дезинтеграция), в возрастной периодизации этим стадиям соответствуют детство, отрочество и юность.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика , содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.


Теория личности К.К. ПЛАТОНОВА

Данная концепция – наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:

– отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

– внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

– исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;

– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры.

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.

Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.

Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур

Теория личности А.В. Петровского

Подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Специфические виды формирования

Необходимые уровни психологического анализа

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы; стремления, интересы, желания

Определяющую роль играет социальное, биологического почти нет

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Значительно больше социального

Особенности психических процессов

Внимание, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память

Чаще больше социального

Биопсихические свойства

Темперамент, половые, возрастные, фармакологически обусловленные свойства

Персонализация — что это такое в психологии и педагогике

Персонализация — это процесс осознания человеком своей личности, значимых ценностей, социальной роли и значимости в обществе. Этот процесс происходит под влиянием образа личности, значимой для человека. В результате персонализации происходит выражение индивидуальности личности при активной деятельности.

Основная задача персонализации — понимание жизни окружающих разных социальных слоев.

Результат персонализации — возможность участия в жизни общества, как значимая и достойная личность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В психологии персонализация — это необходимость проявить себя, возникающая у индивидуума, желание показать личные способности.

Совершенствование и становление личности, желание получить признание, быть полезным для окружающих — элементы персонализации. Развитие личности основано на личностно-психологических характеристиках, мотивации и внутренних желаниях человека.

Вывод: персонализация в психологии — необходимая составляющая саморазвития, самоопределения, самосовершенствования личности индивидуума в процессе социальной активности.

В педагогике персонализация — это самостоятельное умение учиться, осознание потребности в образовании с возможностью выбора предметов для изучения.

Организация, реализация и изменение учебного процесса основаны на принципе персонализации. Субъект обучения самостоятельно выбирает, в каком направлении развиваться, и в какой степени придерживаться учебного плана.

Педагогу необходимо учитывать уровень субъектной активности, его инициативность в процессе обучении. Перед педагогом стоит задача создать оптимальные условия для раскрытия личности, индивидуальности и ее потенциала.

Достоинства процесса обучения, построенного на принципах персонализации:

  • удовлетворение потребностей личности быть собой;
  • предоставление свободы в выборе интересов и следовании им;
  • формирование активной нравственной, культурной, социальной позиции;
  • воспитание ответственности за результаты выбора.

Один из недостатков — невозможность широкого применения в массовой школе.

Особенность феномена, наилучшая среда

Феномен персонализации имеет ряд преимуществ. Человек, осознавший свою уникальность, имеет позитивные установки: менее критичен в отношении себя самого, более инициативен в проявлении индивидуальности в социуме, убежден в собственных силах. Взаимодействие с окружающим миром происходит на основе убеждений, которые сформированы в детстве.

К особенностям феномена относят:

Для персонализации и становления личности человеку необходимо быть значимым, привлекательным и авторитетным для других людей и социума.

Недостаточно желания, стремления и инициативности одного человека, нужен межличностный контакт, ответная активность других людей. Наилучшая среда для персонализации — коллектив. Вступая во взаимодействие и социальные контакты, каждый из участников становится активным. Результатом взаимодействия становится успешное развитие личности.

Теория Петровского, основные положения

Автор теории персонализации — ученый-психолог А. В. Петровский. Понятие персонализации впервые появляется в его работах. Фундаментом для развития он называет потребность и необходимость в персонификации. Человеческая личность и индивид не являются одним целым. Определение себя как личности проявляется только при социальном взаимодействии в группе, через активность в обществе.

На ход развития личности влияют три этапа:

Выделяют три периода в формировании персонализации:

  1. Эпоха детства: от рождения до начальной школы. Адаптация к внешнему миру, познание преобладает над индивидуализацией.
  2. Эпоха отрочества: подростковый возраст. Желание свободы, поиск взаимодействия с социумом и потребность в признании характерны для этого периода. Преобладает индивидуализация.
  3. Эпоха юности: период старшей школы и далее. Формируется мировоззрение, осознание положения в обществе, выбор жизненной позиции и дальнейшей профессии. Самореализация и обретение самостоятельности в этот период важны для становления личности. При правильной и эффективной интеграции период завершается социальной зрелостью.

Механизм развития индивида как личности запускается в раннем детстве. Не всегда индивид осознает и верно понимает потребность быть значимым и ценным для социума. На верное осознание и принятие себя оказывают влияние окружающие. На разных этапах это могут быть:

  • семья;
  • ровесники;
  • представители различных систем и служб (детский сад, школа, армия).

Общество помогает человеку в проявлении уникальности, самовыражении и самореализации. Один из недостатков такого процесса — человек становится зависим от внимания окружающих, становится необходимым не только принятие себя как личности, но и постоянное подтверждение собственной нужности и значимости.

Вывод: персонализация — основной и важный процесс для формирования позиции человека в обществе, определения основной роли индивида как личности. В разные периоды формируются особые навыки и умения, инициативность, способность объективно оценивать себя и окружающих, давать оценку своим действиям. Важную роль в становлении и развитии личности играет социум и ближайшее окружение.

Концепция совместной деятельности личности и коллектива

Коллектив — группа людей с общими целями и задачами, достигающая в процессе деятельности наивысшего уровня развития и функционирования.

Человек постоянно взаимодействует с окружающими и разного рода коллективами. Групповая деятельность способствует активности и продуктивности. В процессе взаимодействия происходит становление и развитие его личности, соотношение собственной деятельности и поведения с ценностями и требованиями коллектива и общества.

Успешное взаимодействие личности и коллектива становится возможным при организации двух механизмов:

  • системы деловых отношений (формальные, строго регламентируются: учебные, трудовые, между руководителем и подчиненным);
  • системы межличностных отношений (неформальные, собственные закономерности и правила развития: семейные, дружеские).

Коллектив представляет модель социума с системой ценностей и норм, атмосферой и отношениями, присущими данному обществу. В семье, общении с окружающими, через средства массовой информации получение опыта происходит стихийно. Получение личного опыта и принятие правил в коллективе происходит целенаправленно.

  1. Все процессы развития коллектива и личности взаимосвязаны.
  2. Коллектив дает индивиду направление и источник для развития и формирования собственной личности.
  3. Активность и готовность человека к взаимодействию делает коллектив сильным, способствует его сплоченности.
  4. Противоречия между личными и общими целями, задачами и стремлениями становятся основой для развития личности.
  5. Коллектив способствует балансу в целях индивида: социальных, личных, коллективных.

Распространенные и популярные модели отношений между коллективом и личностью:

  1. Личность полностью подчиняется коллективу. Возможны варианты поведения: подчинение добровольно; восприятие коллектива как внешней силы и согласие идти на уступки; подчинение формально с сохранением собственной независимости.

Восприятие коллектива как сильной внешней силы может перейти в конфликт, противостояние, открытый бунт.

  1. Отношения личности и коллектива дополняют друг друга. Цели и задачи коллектива и личности сбалансированы и приводят к гармоничному взаимодействию.
  2. Попытка личности подчинить себе коллектив, установление собственных правил взаимодействия. Для реализации этой модели личность должна обладать рядом качеств, необходимых для подчинения коллектива: амбициозность, харизматичность, красноречие, оригинальность, настойчивость, притягательность. Поэтому такая модель взаимоотношений встречается редко.

Фазы вхождения личности в коллектив совпадают с этапами персонализации:

  • адаптация;
  • индивидуализация;
  • интеграция.

В коллективе необходимо создать благоприятные условия для адаптации и интеграции личности, понимания и усвоения действующих норм и правил.

Вывод: содержание процесса взаимодействия способствует выявлению индивидуальных способностей, возможностей, стремлений индивида.

В процессе взаимодействия происходит формирование и воспитание человека как личности, что способствует его дальнейшему существованию и успешной самореализации в обществе, согласно его правилам, нормам и ценностям, но с учетом собственных особенностей и индивидуальности.

А.В. Петровским в 1984 г. была предложена психол. концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство этих двух условий обеспечивает целостность процесса развития Личности. Как процесс интеграции в различных социальных группах.

Два типа закономерностей возрастного развития Личности.

Первый тип закономерностей развития Личности. Источником здесь выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть Личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление Личности как в результате вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа, воинское подразделение), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы Личности на новые этапы развития в этих условиях не определяются теми психологическими закономерностями, которые выражали бы моменты самодвижения развивающейся Личности.

А. В. Петровский указывает на характеристики "значимого другого", рассматривая в качестве основного признак референтности.

Периодизация психического развития по А.В. Петровском - (это объяснение к схеме)

Адаптация - процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт (конформность, робость, неуверенность в себе).

Индивидуализация - появляется как противоречие между результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная самооценка).

Интеграция - ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение) А.В. Петровский выделяет следующие возрастные периоды:

1. Эпоха детства 3-7 лет - преобладает адаптация, ребенок в основном

приспосабливается к социальной среде.

2. Эпоха отрочества 11-15 - доминирует индивидуализация, человек проявляет свою индивидуальность.

3. Эпоха юности (старший школьный возраст) - должна произойти интеграция в общество.

А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй - активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность - и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности.

Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализация (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии. В целом многоступенчатая схема периодизации по А.В. Петровскому с выделенными автором эпохами, периодами изображена на схеме ниже.

Возрастная периодизация развития личности по А.В. Петровскому

В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом периоде - индивидуализации, в старшем школьном возрасте - интеграции.

Читайте также: