Они жили долго и счастливо 1 запишите кратко сюжет рассказа охарактеризуйте главных героев

Обновлено: 18.05.2024

Тема произведения: Усердие и целеустремлённость. Семья.

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристики:

1. Отец – мудрый, рассудительный, спокойный, любящий своих детей

2. Старший брат – трудолюбивый, ответственный, стал талантливым кузнецом

3. Средний брат – ответственный, любящий своих братьев, честный, стал цирюльником

4. Младший брат – целеустремлённый, активный, стал опытным фехтовальщиком.

О чем произведение:

Для того, чтобы получить дом отца, три брата осваивают новые занятия и преуспевают в делах. Самым талантливым оказывается младший брат, он пускает братьев в дом. И живут они там вместе до самой старости.

Сюжет — краткое содержание:

Когда отцу пришло время умирать, он завещал дом одному из трёх его сыновей, который особенно преуспеет в своей профессии. Старший брат стал опытным кузнецом, средний – цирюльником, а младший – фехтовальщиком. Пришло время показывать свои достижения. Старший брат на скаку подковал лошадь, средний на бегу побрил зайца, а младший так вертел своей шпагой, что на него не попала ни одна капля дождя. Отец отдал дом младшему сыну, но тот пустил братьев к себе. Жили они долго и счастливо до конца своих дней.

Понравившийся эпизод:

Меня впечатлил средний брат, который на бегу побрил зайца. Оказывается, он очень талантливый брадобрей, любящий свою работу.

План произведения для пересказа:

  1. Решение отца
  2. Выбор братьями профессий
  3. Время показать то, чему научились
  4. Признание младшего брата лучшим
  5. Крепкая семья и доброта младшего брата

Главная мысль:

Если много трудиться и тренироваться, можно преуспеть в любом деле.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит быть целеустремлённым человеком, верно идущим к своей цели, любить свою семью, уважать родственников.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

У этой сказки очень хороший конец. Братья не поссорились за дом, а наоборот, стали вместе жить долго и счастливо. Прекрасное произведение!

Новые слова и выражения:

Цирюльник – парикмахер и брадобрей

Рысак – породистая рысистая лошадь

Пословицы к произведению:

Дело мастера боится.

В дружной семье и в холод тепло.

Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

Канун Рождества. Семья Мерцаловых из-за проблем с деньгами была вынуждена переехать в сырой неотапливаемый подвал. Бедность влечет за собой голод и болезни – семья не доедает, у матери пропало молоко и ей нечем кормить грудного ребенка, отец – Емельян Мерцалов заболел брюшным тифом и потерял работу. Три месяца назад умерла их младшая дочь, а сейчас та же участь грозит больной Машутке, но на лекарство не хватает средств.

Убитый горем Емельян уходит из дома и приходит в общественный сад. Герой в отчаянии, ему хочется раз и навсегда избавиться от проблем – он решает покончить с собой.

Его одиночество нарушает прохожий старик. Сам того не замечая, Мерцалов делится с ним своим несчастьем. Старик говорит Емельяну, что он врач и просит показать ему больную дочь. Осмотрев девочку, он назначает лечение и помогает семье финансово.

Незнакомец быстро уходит, отказавшись говорить свое имя, а после, прочитав подпись на лекарстве, полученном по рецепту доктора, семья узнает фамилию спасителя – профессор Пирогов.

После этой встречи жизнь семейства налаживается – Машутка выздоравливает, отец находит работу, а сыновей получается устроить в гимназию за казённый счет.

Главные герои и их характеристика.

  • Емельян Мерцалов – глава большого семейства, потерявший работу из-за болезни. Несчастный человек, доведенный до отчаяния – он потерян и не видит смысла жизни, но встреча с чудесным доктором перевернула всю его жизнь.
  • Профессор Пирогов – “Чудесный доктор”, спасший семью Мерцаловых от нищеты, явившись для них неким ангелом-хранителем. Невероятно добродушный, отзывчивый и щедрый человек. К тому же, умный и серьезный, мастер своего дела.

Второстепенные герои и их характеристика.

  • Гриша (Григорий) – десятилетний мальчик, старший сын Мерцаловых, привыкший к нужде и голоду. После встречи Чудесного доктора получает возможность бесплатно обучаться в гимназии. Именно Гирша рассказал автору эту историю, будучи уже взрослым влиятельным работником банка.
  • Машутка – семилетняя больная дочка Мерцаловых, у семьи нет средств, чтобы купить ей лекарство. Выздоравливает благодаря помощи Чудесного доктора.
  • Швейцар помещика – бессердечный и жестокий человек. Выгнал детей, пришедших с прошением, даже не выслушав.
  • Человек в енотовом пальто – незнакомец, у которого Мерцалов просил милостыню. Человек в енотовом пальто отказался дать денег и сказал, что нужно не попрошайничать, а найти работу.
  • Володя – младший сын Мерцаловых, голодный и несчастный мальчишка. После встречи профессора Пирогова Володя получил шанс обучаться в гимназии за казенный счет.
  • Елизавета Ивановна – мать семейства Мерцаловых. Высокая, худая, изможденная женщина. Лицо у ней как будто почернело от горя. Она ухаживала за детьми и каждый день ходила на другой конец города стирать белье.

Действие произведения происходит в Киеве, в канун Рождества. Этот ужасный роковой год Семья Мерцаловых провела в сыром подвале старого дома. Кормить детей практически нечем, дочь Машутка болеет – у нее высока температура, а на лекарство не хватает денег.

Куприн

Автор: Александр Иванович Куприн

Вечером Елизавета Ивановна посылает сыновей к барину с письмом, у которого раньше работал отец семейства, попросить немного денег, но мальчишек выгоняет швейцар, даже не выслушав, и уж тем более, не пустив к хозяину.

Емельян Мерцалов – глава семьи, заболел брюшным тифом. Когда ему стало совсем плохо, пришлось оставить работу, чтобы подлечиться. Пока Емельян болел, ему нашли замену и на работу вернуться не удалось. Все скопленные деньги ушли на лечение, и семья была вынуждена переехать в подвальное помещение.

Из-за сырости и холода дети начали заболевать один за другим – несколько месяцев назад скончалась одна дочка, теперь заболела другая – семилетняя Машутка

Пытаясь разыскать хоть немного денег на лекарства для дочери, Емельян обошел весь город, унижаясь и выпрашивая милостыню, но все тщетно. Никто не желал помогать, а один человек в енотовом пальто заявил, что нужно не попрошайничать, а искать работу. Елизавета Ивановна ходила к своей барыне просить денег, сыновья были посланы в дом, где раньше работал Мерцалов, но денег никто не дал. Вернувшись домой и встретившись взглядом с женой, он все понял и отчаянии уходит из дома.

Бродя по улицам города, Мерцалов оказался в парке. Здесь царит полное умиротворение и тишина, герою хочется покоя, и он решается на самоубийство.

Но в последнюю минуту его отвлекает старик. Незнакомец начинает разговор о рождественских подарках – это выводит Емельяна из себя, но старик не обиделся, а присел рядом с Мерцаловым и предложил высказаться.

Мерцалов опомнился, когда доктор был в коридоре и быстро выбежал за ним. Звал доктора, просил назвать свою фамилию, но незнакомец отказался назвать её. После ухода доктора на столике под чашкой Мерцаловы обнаружили несколько крупных купюр и позже узнали и фамилию своего благодетеля, на пузырьке, полученном по рецепту доктора, была надпись аптекаря: “По рецепту профессора Пирогова”.

После визита Чудесного доктора на семью будто снизошло небесное благословение – дела пошли в гору, отец семейства получил работу, Машутка поправилась, а сыновья получили возможность бесплатно обучаться в гимназии. А с доктором, после того случая, судьба свела семейство лишь однажды – на его похоронах.

Краткая история создания произведения.

В основу рассказа “Чудесный доктор” легла реальная история, услышанная Александром Ивановичем Куприным от знакомого банкира, а в 1897 году родилось и само произведение.

Григорий, бывший непосредственным участником это истории, рассказал о случае из своей жизни: в то время его семья переживала ужасную бедственную ситуацию, и выбраться из нее им помог случайный прохожий – доктор Пирогов.

После его визита жизнь заметно наладилась. На момент рассказа, будучи взрослым и влиятельным человеком, Григорий вспоминал о спасителе семейства с глубоким уважением.

ФИО автора: Паустовский Константин Георгиевич

Название: Корзина с еловыми шишками

Жанр: Рассказ

Год написания: 1958 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

О произведении

Рассказ входит в цикл произведений Паустовского, посвящённый знаменитым людям. В произведении писатель показывает красоту окружающей природы. Большую роль играют музыкальные образы, умело переданные словами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Главные герои

Эдвард Григ – известный норвежский композитор, человек, который любил и тонко чувствовал красоту природы.

Дагни Педерсен – дочь лесника, красивая, романтичная девушка.

Магда – тетушка Дагни, театральная портниха, добрая, заботливая женщина.

Нильс – супруг Магды, парикмахер, романтичный, впечатлительный человек.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Характеристика главных героев

Автор уделил большое внимание описанию характера и эмоций героев. Все персонажи рассказа — яркие личности. Они обладают индивидуальным набором качеств, отличающим их друг от друга:

Эдвард Григ — знаменитый композитор Норвегии

  • Эдвард Григ — знаменитый композитор Норвегии, известный своими произведениями. Он талантлив, добр, заботлив, тонко чувствует мир и влюблён в его красоту.
  • Дагни Педерсон — вначале маленькая девочка, дочь лесника, затем прекрасная девушка, эмоциональная и восприимчивая, способная по достоинству оценить преподнесённый ей подарок.
  • Магда — тётя Дагни, работающая театральной портнихой, разговорчивая и суетливая женщина, любящая мужа и желающая, чтобы племянница хорошо выглядела.
  • Нильс — муж Магды, работает парикмахером при театре. Любит размышлять вслух и фантазировать, на всё имеет собственное мнение.

Сюжет

Известный композитор Эдвард Григ, гуляя по осеннему лесу, встретил маленькую девочку. Она несла большую корзину, полную еловых шишек. Малышка была дочерью лесника, и её звали Дагни Педерсен. Она так понравилась композитору, что он захотел сделать ей что-то приятное, но у него не нашлось подходящего подарка для ребёнка. Тогда Эдвард Григ пообещал Дагни, что сделает ей куда более ценный подарок, который она сможет получить через десять лет. Девочка находилась под большим впечатлением и запомнила эту встречу на всю жизнь.

Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет, отец отправил её к тете Магде в Христианию. Магда работала театральной портнихой, а её муж Нильс был парикмахером. Они жили под крышей театра, и Дагни могла каждый вечер ходить на представления. После каждого спектакля впечатлительная девушка долго не могла уснуть, и иногда даже плакала. Тётушка Магда успокаивала её, говоря, что не следует верить всему, что происходит на сцене. Нильс же считал иначе.

Однажды Дагни вместе с Магдой и Нильсом отправилась в парк на музыкальный концерт. Девушка надела красивое чёрное платье, которое тётушка принесла ей из костюмерной, и была в нём чудо как хороша. Дагни впервые услышала симфоническую музыку, которая произвела на неё большое впечатление. Неожиданно она услышала собственное имя: ведущий концерта сообщил, что будет исполнена музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Дагни Педерсен. Прозвучавшая музыка была настолько прекрасна, что от волнения на глазах Дагни появились слезы. После окончания концерта она с сожалением думала о том, что Григ умер и ей никогда не удастся поблагодарить его за такой чудесный подарок. Но его музыка не оставляла места для печали: Дагни неожиданно рассмеялась, почувствовав всю невыразимую красоту этого мира.

Краткое содержание

Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, отец предложил ей поехать в Христианию, навестить тетушку Магду.

Отзыв

Удивительно, как знаменитый композитор вспомнил своё обещание, данное маленькой девочке, и посвятил ей одно из лучших своих произведений. Это говорит о том, что у него было большое доброе сердце.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Корзина с еловыми шишками

Рисунок-иллюстрация к рассказу Корзина с еловыми шишками.

Краткий анализ

Можно ли назвать жизнь Дагни счастливой и весёлой? Навряд ли. С маленькой девочкой читатель знакомится в лесу, когда она несёт тяжёлую корзину, наполненную шишками. Автор подмечает, что в еловых шишках много смолы, поэтому корзина была действительно тяжёлой, особенно для восьмилетней девочки.

По всей видимости, вся работа по дому и забота о домашних лежит на плечах этого хрупкого создания. Можно только представить как тяжело девочке без материнской любви и ласки. У Дагни нет игрушек и ей не с кем играть.

Эдвард Григ смог увидеть и прочувствовать, какая тяжкая ноша выпала на долю Дагни. Но несмотря на все трудности, она была доброй и признательной. Дар композитора был самым лучшим вознаграждением за труды девочки — он подарил ей будущее. Его музыкальная композиция помогла увидеть юной душе, какая прекрасная и удивительная жизнь ждёт её в будущем.

Проблематика произведения

Основной в рассказе является проблема влияния музыки на жизнь людей и проблема выбора жизненного пути, стоя́щая перед всеми юными. Второстепенной же темой является проблема осознания истинных ценностей.

Основная идея

Композитор Эдвард Григ

Итак, этот рассказ повествует о маленькой девочке и великом человеке, который любил мир и людей в нём. Ради их счастья он был готов отдать частичку себя. И делал он это с помощью своего творения — музыки. На примере главной героини автор показал, что музыка способна изменить представление человека о мире, окружающих и самом себе.

Анализ произведения

Автор написал историю о гармоничном человеке, чувствующем окружающий мир. В рассказе описана красота Норвегии, поскольку там удивительная природа, несмотря на холодный климат.

Краткое содержание

Эдвард Григ — знаменитый музыкант из Норвегии. Как-то осенью он бродил по лесу, где повстречал маленькую девочку с огромной корзиной, наполненной еловыми шишками. Это была дочка лесника, ее звали Дагни Педерсен. Девочка понравилась музыканту, он захотел порадовать ее, только ничего не нашлось под рукой. Тогда Григ пообещал ей в будущем сделать более ценный подарок.


Дочка лесника запомнила эти слова и встречу. Когда она стала совершеннолетней, отец отправил ее к тетке Магде. Эта женщина была портнихой в театре, а ее муж Нильс работал парикмахером. Семья жила в подвале театра, поэтому Дагни могла посещать представления ежедневно.

Девушка была романтичной и впечатлительной натурой, поэтому после спектаклей долго ворочалась, сон пропадал, порой она даже плакала. Тетя успокаивала ее, говорила, что не нужно верить всему, что творится на сцене. Только ее супруг считал по-другому.

Однажды девушка вместе с тетей и дядей пошла на музыкальный концерт. Дагни нарядилась в самое красивое черное платье. Его героине принесла Магда из костюмерной. Девушка в обновке выглядела прекрасно. Она впервые побывала на таком концерте и услышала прекрасную симфонию. Вдруг со сцены прозвучало имя главной героини — ведущий объявил об исполнении музыкальной пьесы Эдварда Грига, которую тот посвятил дочери лесника Дагни Педерсен. Звуки были прекрасны, девушка растрогалась до слез.

После концерта Дагни опечалилась, ведь музыкант умер, поэтому у нее не было возможности поблагодарить его за этот бесценный подарок. Но музыка не оставляла места для печали, поэтому вскоре девушка рассмеялась. Она ощутила красоту природы.

Главные герои и план пересказа

  1. Эдвард Григ — музыкант из Норвегии. Он сильно любил окружающий мир, был чувственной натурой, поэтому замечал красоту вокруг.
  2. Дагни Педерсен — дочка лесника. Милая, красивая, добрая и романтичная особа.
  3. Магда — тетя девочки. Работает портнихой. Добрая и заботливая женщина.
  4. Нильс — супруг Магды. Парикмахер. Как и Дагни, он очень романтичен и впечатлителен.

Персонажи произведения помогают лучше раскрыть образ главной героини. Очень краткое содержание рассказа можно сделать по следующему плану:

  1. Прогулка по лесу.
  2. Встреча композитора и девочки.
  3. Обещание.
  4. Жизнь у тети и дяди.
  5. Театральные представления.
  6. Музыкальный концерт.
  7. Самый лучший и незабываемый подарок в жизни.

Основная мысль

Автор хотел научить своих читателей любить природу, видеть ее красоту. Он считал, что природный мир нельзя ничем заменить, поэтому его нужно ценить.

Паустовский в своем рассказе передал, что жизнь — это самый лучший и удивительный подарок. Нужно видеть красоту вокруг, любить мир, природу, музыку, ценить все, что людям дается. Книга учит, что в повседневности всегда есть место чудесам.

Писатель на примере героев показал, что композитор не ошибся с выбором подарка, он преподнес сюрприз, который был оценен по достоинству. Девушка оказалась чувственной натурой, поэтому разделила чувства музыканта.

Любовь к жизни и природе — самое важное, что есть на планете. С помощью своих персонажей Паустовский показал, как прекрасна жизнь. Корзина с шишками в рассказе символизирует взаимодействие окружающего мира и человека.

Автор написал историю о гармоничном человеке, чувствующем окружающий мир. В рассказе описана красота Норвегии, поскольку там удивительная природа, несмотря на холодный климат.

Краткое содержание

Эдвард Григ — знаменитый музыкант из Норвегии. Как-то осенью он бродил по лесу, где повстречал маленькую девочку с огромной корзиной, наполненной еловыми шишками. Это была дочка лесника, ее звали Дагни Педерсен. Девочка понравилась музыканту, он захотел порадовать ее, только ничего не нашлось под рукой. Тогда Григ пообещал ей в будущем сделать более ценный подарок.


Дочка лесника запомнила эти слова и встречу. Когда она стала совершеннолетней, отец отправил ее к тетке Магде. Эта женщина была портнихой в театре, а ее муж Нильс работал парикмахером. Семья жила в подвале театра, поэтому Дагни могла посещать представления ежедневно.

Девушка была романтичной и впечатлительной натурой, поэтому после спектаклей долго ворочалась, сон пропадал, порой она даже плакала. Тетя успокаивала ее, говорила, что не нужно верить всему, что творится на сцене. Только ее супруг считал по-другому.

Однажды девушка вместе с тетей и дядей пошла на музыкальный концерт. Дагни нарядилась в самое красивое черное платье. Его героине принесла Магда из костюмерной. Девушка в обновке выглядела прекрасно. Она впервые побывала на таком концерте и услышала прекрасную симфонию. Вдруг со сцены прозвучало имя главной героини — ведущий объявил об исполнении музыкальной пьесы Эдварда Грига, которую тот посвятил дочери лесника Дагни Педерсен. Звуки были прекрасны, девушка растрогалась до слез.

После концерта Дагни опечалилась, ведь музыкант умер, поэтому у нее не было возможности поблагодарить его за этот бесценный подарок. Но музыка не оставляла места для печали, поэтому вскоре девушка рассмеялась. Она ощутила красоту природы.

Главные герои и план пересказа

  1. Эдвард Григ — музыкант из Норвегии. Он сильно любил окружающий мир, был чувственной натурой, поэтому замечал красоту вокруг.
  2. Дагни Педерсен — дочка лесника. Милая, красивая, добрая и романтичная особа.
  3. Магда — тетя девочки. Работает портнихой. Добрая и заботливая женщина.
  4. Нильс — супруг Магды. Парикмахер. Как и Дагни, он очень романтичен и впечатлителен.

Персонажи произведения помогают лучше раскрыть образ главной героини. Очень краткое содержание рассказа можно сделать по следующему плану:

  1. Прогулка по лесу.
  2. Встреча композитора и девочки.
  3. Обещание.
  4. Жизнь у тети и дяди.
  5. Театральные представления.
  6. Музыкальный концерт.
  7. Самый лучший и незабываемый подарок в жизни.

Основная мысль

Автор хотел научить своих читателей любить природу, видеть ее красоту. Он считал, что природный мир нельзя ничем заменить, поэтому его нужно ценить.

Паустовский в своем рассказе передал, что жизнь — это самый лучший и удивительный подарок. Нужно видеть красоту вокруг, любить мир, природу, музыку, ценить все, что людям дается. Книга учит, что в повседневности всегда есть место чудесам.

Писатель на примере героев показал, что композитор не ошибся с выбором подарка, он преподнес сюрприз, который был оценен по достоинству. Девушка оказалась чувственной натурой, поэтому разделила чувства музыканта.

Любовь к жизни и природе — самое важное, что есть на планете. С помощью своих персонажей Паустовский показал, как прекрасна жизнь. Корзина с шишками в рассказе символизирует взаимодействие окружающего мира и человека.

Литературоведческий анализ художественного произведения

Тема произведения:

раскрытие общечеловеческих ценностей жизни.

Идея произведения:

счастлив тот человек, который отдаёт всё на благо другим.

Сюжет произведения:

Средства художественной изобразительности:

  • Олицетворение – эхо подхватило; швырнуло звук; живёт и ждёт эхо; зима закутала; пароходы приходили, дремали, посапывая.
  • Эпитеты:
  • весёлое эхо,
  • грибной воздух,
  • осенний наряд.
  • Метафоры – зелёные пряди.
  • Приём сравнения – В горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо.
  • Приём контраста – медь и золото листьев, и заржавленный пароход.

Конспект урока по изучению данного произведения

Задачи урока:

Познавательные –

систематизировать знания учащихся об авторе рассказа; расширить представление детей о Норвегии начала 20 века, о герое повествования, композиторе Э. Григе; эмоционально настроить детей на восприятие рассказа.

Информационные –

учить читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивая её; обращаться к различным словарям, справочникам, находить в них нужные сведения.

Коммуникативные –

понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач, умело пользоваться средствами языка; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Организационный момент.

Стадия вызова.
Цель:заинтересовать учащихся новым исследованием.
Под музыку мальчик (в образе композитора) и девочка ведут диалог.

— Какая красивая музыка!

— Вас зовут Эдвард Григ?

— Где Вы черпаете вдохновение для сочинения такой красивой музыки?

— В величественной, суровой, северной стране неприступных гор, густых лесов, волшебных фьордов. В стране, где живут гордые и сильные духом люди. Эта страна расположена на Скандинавском полуострове, за полярным кругом, в зоне сурового арктического климата.

— Что это за страна? (Норвегия)

Можете ли по заглавию догадаться, о чём или о ком пойдём речь в этом произведении? (
Мнения детей)
— Действительно, можно предположить, что рассказ посвящён природе, людям, но более определённо трудно сказать по названию. Однако в книге есть иллюстрации к этому рассказу. Может быть, они помогут нам предположить, о чём мы будем читать?

Кого вы видите на рисунках? Как вы считаете, они наши соотечественники или нет? Почему вы так решили?

А как вы думаете, люди, изображённые на иллюстрации, живущие в Норвегии, они наши современники или жили раньше, когда нас с вами не было?

— Вы, верно, определили: события, описанные Паустовским, произошли около 90 лет назад, когда ещё не было не только вас, но и ваших мам и пап.

— Теперь вы догадались, когда и где происходит действие рассказа, и я открою вам ещё один секрет: этот седой старик, которого вы видите на картинке, всемирно известный композитор Эдвард Григ. Послушайте фрагмент его музыки.

Что вы чувствовали, слушая музыку Грига?

Дыхание суровой и величественной природы, красочные картины народной жизни, ожившие народные легенды и сказки – вот душа музыки этого композитора.

Учитель продолжает рассказ на фоне тихого звучания музыки.

— Родился Григ около 150 лет назад в городе Бергене. И хоть он впоследствии много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, каждый раз он стремился вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. Итак, и в этот раз (учитель берёт книгу и начинает читать)

композитор Э. Григ проводил осень в лесах около Бергена.

Чтение рассказа учителем или заранее подготовленными учащимися

Стадия осмысления.
Цель:сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией; формировать умение анализировать и интерпретировать произведение; формировать умение контроля над своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).
Появляется девочка с корзинкой еловых шишек.

Ну, конечно, вы узнали эту девочку? А что у неё в корзинке? Она так тяжела! В корзине у Дагни еловые шишки!

А зачем девочке понадобились шишки? (
Шишками можно топить печь, делать различные игрушки).
У:

Еловые леса растут из семян, которые находятся внутри шишек. Дагни – дочь лесника. Она собирала шишки с семенами для отца, а он, сажая семена, выращивал деревья.

Приглашение к анализу текста

У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (
с описания осеннего горного леса
) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

зелёные пряди мха

грибной воздух лес весёлое эхо

Почему автор так поэтично описывает осень в лесу?

— Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

О каком подарке идёт речь в диалоге?

— Какой предстала Дагни перед композитором?

Дагни маленькая, трудолюбивая, доверчивая, отзывчивая. Она мила, красива, чутка, нежно думает о дедушке.

Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок? Паустовский прямо об этом не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

— Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный — духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому Григ обещает подарить позже.

Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки

Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье. Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

Какое настроение композитора в момент творчества?

Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.

Во 2 части есть строки, которые выражают главное настроение мелодии, сочинённой Григом для Дагни. Зачитайте эти строки.

Я увидел жизнь. Чтобы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна.

В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? Кем были родственники девушки?

Как слушала музыку Дагни? Какие мысли и чувства вдруг охватили её? Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками. Что она думала о композиторе?

Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

Это слёзы благодарности. Григ уже умер, и Дагни жаль, что она не сможет ему выразить благодарность за эту чудесную музыку.

Чувства Дагни переполнили её душу. Девушка раскрылась как цветок всеми цветами радуги. Он может расцвести в душе каждого из вас.

  • Запишите существительное – музыка.
  • На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это существительное и раскрывающих тему.
  • На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия.
  • Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию.
  • Запишите синоним к этому слову.

Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?

Произведение, которое мы с вами изучили современно и актуально. Все чувства и поступки для нас важны. Есть талантливые люди, которые помогают раскрыть и понять книгу душевных отношений.

— Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие? Чему каждый из вас сегодня научился? О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

Отзывы о книге

На деле многие люди только варварски используют природный мир. Флору и фауну уничтожают. Человек собственноручно разрушает свой дом. С детского возраста необходимо приучать любить природу, жизнь, других людей. Я бы посоветовал читать побольше такой литературы, особенно с иллюстрациями. Там наглядно можно увидеть природный мир и урон, который ему наносится.

Главные герои

Рассказ представляет собой вымышленную, но правдоподобную историю. Ее главные герои — добрые, тонко чувствующие и романтичные люди:

  1. Эдвард Григ — известный норвежский композитор, который во время прогулки по лесу познакомился с маленькой девочкой, собиравшей шишки. На восемнадцатилетие музыкант пообещал сделать ей необычный подарок — написать прекрасную музыку.
  2. Дочь лесника Дагни Педерсен. В начале рассказа это маленькая, отзывчивая, добрая, доверчивая и нетерпеливая девочка. Со временем она становится девушкой, которая ценит и тонко чувствует прекрасное.
  3. Тетя Магда — заботливая, разговорчивая женщина, работающая театральной портнихой.
  4. Дядя Нильс — парикмахер в театре. Добрый и веселый фантазер.

Действующие лица — это мечтательные, впечатлительные и эмоциональные люди. Они способны почувствовать музыку и оценить ее красоту.

Основная мысль

История о девочке, собиравшей еловые шишки, — произведение, которое учит ценить и понимать красоту окружающего мира и волшебную силу музыки.

Основная идея этого трогательного произведения заключается в добрых мыслях, безграничной вере в человеческое добро и красоте, которую нужно ценить. Автор считает, что каждый человек может сделать окружающий мир лучше, красивее и добрее. Иллюстрацией этому является жизнь великого композитора Эдварда Грига, подарившего миру замечательные произведения.

Отзывы читателей

Рассказ вызывает восхищение и волнение, его невозможно читать без слез. Это трогательная история о маленькой девочке, которая тонко чувствует и понимает музыку и искусство. Ей посчастливилось получить самый дорогой подарок от известного композитора — его музыку.

Константин Паустовский — автор, чье произведение открывает детям дверь в мир прекрасного. С первых строк сказка заинтересовывает, а яркие описания побуждают читать ее на одном дыхании. Советую прочитать сказку не только детям, но и родителям.

Повествование похоже на волшебную сказку о чуде, которое произошло с дочерью простого лесника. История заставляет поверить, что мир музыки может изменить жизнь человека, понимающего и ценящего красоту.
Наталья, Вологда

План рассказа

Для подготовки к ответу на уроке необходимо подготовить план произведения. Он должен быть подробным, поскольку рассказ объемный и содержит большое количество описаний, метафор и сравнений. Написать сочинение довольно просто по следующему плану:

  1. Встреча с Дагни в лесу.
  2. Обещание Эдварда Грига.
  3. Как композитор писал музыку.
  4. Поездка девочки в Христианию.
  5. Концерт симфонической музыки.
  6. Неожиданный подарок композитора.
  7. Жизнь прекрасна и удивительна.

Чтобы ответ был исчерпывающим, необходимо полностью ознакомиться с содержанием сказки. Пересказ можно дополнить рисунком к произведению.

Краткое содержание

Наслаждаясь красотой природы, композитор повстречал маленькую девочку, которая собирала еловые шишки. Григ узнал, что она дочь лесника и ее зовут Дагни Педерсен.

Композитору очень захотелось подарить малышке что-нибудь на память, но в карманах не оказалось ничего подходящего. Тогда он пообещал Дагни сделать подарок позже. Композитор объяснил, что девочка еще мала и многого не понимает, поэтому его подарок она сможет оценить, когда станет взрослой. Уже тогда композитор задумал посвятить Дагни музыкальную пьесу.

В Бергене Григ начинает работать над музыкальным произведением. Чтобы музыка получилась чистой, он оставляет в комнате только рояль. Целый месяц композитор создавал пьесу, представляя, как Дагни становится молодой красивой девушкой, мечтающей о счастливой и беззаботной жизни.

Прошло время. После окончания школы девочка поехала навестить свою тетю Магду, которая проживала в Христиании и служила в театре портнихой. Вместе со своим мужем, театральным парикмахером, она занимала небольшую комнатку на верхнем этаже театра.

У Дагни появляется возможность посещать спектакли и концерты, после них девушка испытывала сильное волнение, долго не могла уснуть и часто плакала. Однажды тетушка пригласила ее в городской парк на концерт симфонической музыки.

Услышанное поразило Дагни до глубины души. В ее воображении стали появляться картинки, напоминающие волшебные сны. Затем произошло волнующее событие, изменившее жизнь юной девушки. Со сцены зазвучала музыка, которую композитор посвятил Дагни по случаю ее восемнадцатилетия.

Это был подарок, который музыкант обещал маленькой Дагни десять лет назад. Мелодия вернула девушку в родные края. Она снова увидела море, горы и сказочный лес, в котором встретила музыканта, сделавшего ей великолепный подарок.

Новый день девушка встретила на морском побережье, стоя перед алым рассветом. Дядюшка, наблюдавший за ней со стороны, успокоился за нее и понял, что она очень любит жизнь и не проведет ее даром.

Читайте также: