Омнибус это в истории кратко

Обновлено: 23.06.2024

Термином "О." во Франции обозначают пасс, поезд (в отличие от скорых поездов и экспрессов).

Смотреть что такое ОМНИБУС в других словарях:

ОМНИБУС

(Omnibus, лат. "для всех") — просторные экипажи с непокрытыми верхними сиденьями (империалом), за небольшую плату перевозящие пассажиров. В 1662 г. в П. смотреть

ОМНИБУС

(от лат. omnibus — для всех) многоместный экипаж на конной тяге для перевозки пассажиров. О. — первый вид общественного транспорта. Впервые появ. смотреть

ОМНИБУС

ОМНИБУС, -а, м. (устар.). Многоместный конный экипаж для перевозкипассажиров. II прил. омнибусиый, -ая, -ое.

ОМНИБУС

омнибус м. устар. Конная общественная карета с платными местами для перевозки пассажиров по регулярным маршрутам.

ОМНИБУС

омнибус м. уст.(horse-drawn) omnibus

ОМНИБУС

омнибус экипаж, карета Словарь русских синонимов. омнибус сущ., кол-во синонимов: 2 • карета (14) • экипаж (48) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: карета, экипаж. смотреть

ОМНИБУС

Омнибус (Omnibus, лат. "для всех") — просторные экипажи с непокрытыми верхними сиденьями (империалом), за небольшую плату перевозящие пассажиров. В 1662 г. в Париже введены были так называемые Carosses à cinq sous (каждая повозка для 8 человек), в определенное время проезжавшие по определенным линиям. Это предприятие держалось лишь короткое время. Более прочной явилась парижская попытка 1823 и 1827 гг., после чего название и устройство О. стало распространяться повсюду. В Лондоне некий Шиллибир (по которому некоторое время назывались О.) в 1829 г. основал первую линию О.

ОМНИБУС

ОМНИБУС

ОМНИБУС а, м. omnibus m. < voiture omnibus. 1. Старинный многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров. БАС-1. Журнал "Фигаро" предлагает нын. смотреть

Внутри омнибуса

Первые омнибусы

  • Манчестер, 1824 год
  • Нант, 1826
  • Лондон, 1829
  • Нью-Йорк, 1829
  • Филадельфия, 1830
  • Бордо, 1832
  • Лион, 1832
  • Бостон, 1832
  • Балтимор, 1844

Омнибус везла пара, иногда тройка, лошадей, мест в нем было обычно 12-16, пытались создать 22-местный, но лошадям оказалось тащить такую тяжесть не под силу. Сидения располагались вдоль омнибуса, то есть пассажиры ехали боком к движению. Рабочее место кондуктора омнибуса находилось сзади, там где был вход. На крыше омнибуса тоже имелись места, там ехали мужчины, женщинам было нельзя, потому что, поднимаясь наверх по лесенке, они ненароком открывали для нескромных взглядов ноги.

В Петербурге впервые омнибусы появились в 1830 году. Они перевозили паcсажиров от Казанского моста к Крестовскому острову и Старой Деревне. В 1847 году омнибусы начали курсировать по Невскому проспекту от площади Восстания (Московского вокзала) до Английской набережной. Через четыре года в столице действовали уже четыре маршрута. Номеров на каретах не было, чтобы определить, какой идет куда, они были выкрашены в разные цвета.

Омнибусы прекратили существование с появлением в 60-х годах века конки. Конка — это тот же омнибус, но движущийся по рельсам, а потому более вместительный и комфортабельный


Содержание

История

Европа

Америка

В Нью-Йорке омнибусы, как и в Лондоне, появились в 1829 году. Организатором омнибусного движения в Нью-Йорке был предприниматель Абрахам Брауэр (Abraham Brower), который также был известен как организатор добровольных пожарных команд. Первая омнибусная линия Нью-Йорка шла по Бродвею. Вскоре примеру Нью-Йорка последовали другие американские города: Филадельфия в 1830 году, Бостон в 1835 году и Балтимор в 1844 году.

Чаще всего городские власти давали разрешение на организацию омнибусных перевозок по определённому маршруту небольшим компаниям, которые до этого занимались ломовыми перевозками. Взамен компания брала на себя обязательство поддерживать определённый уровень качества предоставляемой транспортной услуги. Т. е. практически это были концессии на внутригородские пассажирские перевозки, а компании-перевозчики концессионерами. Нью-Йоркский омнибус очень скоро стал неотъемлемой частью города.

Конкуренты

Монополизм омнибуса продлился недолго: уже в тридцатых годах XIX века в городах появились первые конки. Однако популярны конки стали только после того, как в 1852 году французский инженер Альфонс Луба изобрёл ставшие впоследствии классикой рельсы с жёлобом для реборды колеса, что позволило утапливать такие рельсы в дорожное полотно. До этого использовались железнодорожные рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что заметно мешало прочему уличному движению. Поездка на конке, вагон которой ехал по ровным рельсам, была гораздо более удобной, чем езда в омнибусе, который трясло на неровностях дороги. Плюс меньшее сопротивление рельсов качению коночных железных колес позволяло тягловым лошадям тянут более тяжелый чем омнибус вагон. Следовательно коночный вагон получался более вместительным чем омнибусный экипаж.

В 1903 году в Лондоне начали действовать городские автобусы (первоначально их называли автомобиль-омнибусами). В это же время начинает быстро распространяться электрический трамвай. В течение последующих десяти—пятнадцати лет моторные автобусы, везде где они их стали использоваться, полностью вытеснили своих конных предшественников. В других городах омнибус был полностью вытеснен электрическим трамваем, также во многих городах замевшим конку.

Роль омнибуса



Омнибус оказал большое влияние на общество, в частности он способствовал урбанизации. В социальном плане омнибус в прямом смысле слова сблизил горожан. Только беднейшие не могли позволить себе пользоваться омнибусом. Благодаря омнибусам жителям ближайших пригородов стало проще добираться в центр города.

Омнибус в XXI веке

В настоящее время омнибусы используются как городской транспорт в городе Санта-Клара на Кубе. В ряде европейских городов омнибусы выполняют функцию транспорта для туристов.

Массовое распространение омнибуса началось только в XIX веке с расцветом буржуазного общества. На самом деле, сложно представить, что ещё, кроме общественного транспорта, помогло так, во всех смыслах, сблизить людей. Только самые бедные жители городов не могли позволить себе кататься на омнибусах. Более того, именно омнибусы помогли расширить географию городов — жителям окраин стало проще добираться до центра.

Но несмотря на то, что развитие общественного транспорта тесно связано с бурным развитием капиталистического общества в XIX веке, первый маршрут общественного пассажирского транспорта появился в Париже 18 марта 1662 года с подачи Блеза Паскаля. Тот уговорил герцога де Роанне создать акционерное общества для реализации проекта по перевозке горожан. Позднее подобные конные экипажи появились в других городах.


Парижский омнибус в 1828

Омнибус сочетал в себе функции извозчика и дилижанса: подобно извозчику омнибус перевозил пассажиров в городе (но извозчик работал в режиме такси) и подобно дилижансу омнибус был маршрутным транспортным средством, перевозящим большое количество пассажиров (но дилижанс был междугородным пассажирским транспортом). Скамьи в омнибусе Бодри были размещены вдоль бортов, вход был сзади.


Первый петербургский омнибус, 1832 год

В Нью-Йорке омнибусы, как и в Лондоне, появились в 1829 году. Вскоре примеру Нью-Йорка последовали другие американские города: Филадельфия в 1830 году, Бостон в 1835 году и Балтимор в 1844 году.

Закат омнибуса

Уже в тридцатых года XIX века у омнибуса появился конкурент — первые конки. Однако популярность конки приобрели только после того, как в 1852 году были изобретены рельсы с желобом для реборды колеса, что позволило утапливать такие рельсы в дорожное полотно. До этого использовались железнодорожные рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы, что заметно мешало прочему уличному движению.

Поездка на конке, вагон которой ехал по ровным рельсам, была гораздо более удобной, чем езда в омнибусе, который трясло на неровностях дороги. Плюс меньшее сопротивление рельсов качению коночных железных колес позволяло тягловым лошадям тянуть более тяжелый, чем омнибус, вагон. Следовательно, коночный вагон получался более вместительным, чем омнибусный экипаж.


[От лат. omnibus — всем, для всех]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Многоместная (15—20 мест) повозка на конной тяге. Омнибус практически является предшественником автобуса. Постепенно омнибус был вытеснен конкой и, затем, трамваем. Тем не менее, например, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года, а в Екатеринославе — до 1917 года и Гражданской войны (последний омнибус выполнял регулярные перевозки пассажиров на Новомосковск и обратно).

О'МНИБУС и (реже) ОМНИБУ'С, а, м. [от латин. omnibus — всем, для всех) (устар.). Конная общественная карета с платными местами для пассажиров и регулярным маршрутом. И омнибусов грустный стук, и длинных улиц пыльный шум. Плнскй.

о́мнибус

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: по-мышиному — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: