Оккупационный режим геноцид холокост кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гитлеровская политика геноцида на оккупированной советской территории. Ограничение гражданских свобод местного населения, введение гетто. Холокост, уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны евреев. Карательные экспедиции оперативных айнзацгрупп.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.06.2013
Размер файла 19,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

"Международный университет "МИТСО"

Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин

на тему: "Политика геноцида"

Выполнила: студентка 1 курса,

Проверил: Цобкало А.А.

1. Политика геноцида

2. Карательные экспедиции

3. Экономическая политика немецко-фашистских оккупационных властей

История войн не знает такой концентрации злодеяний и варварства, таких чудовищных преступлений, какие творили фашистские захватчики на оккупированной советской территории. С присущей им садистской жестокостью гитлеровцы уничтожали все живое, разрушали, сжигали все, что было создано нашим народом в течение веков. Главной особенностью их варварских действий было уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. Сотни деревень и других населенных пунктов стирались оккупантами с лица земли, население истреблялось, угонялось в концлагеря или в рабство в Германию, а его имущество подвергалось тотальному грабежу. Человечество было потрясено такими чудовищными злодеяниями и такими преступлениями, которые творили на нашей земле фашистские захватчики.

1. Политика геноцида

На захваченной агрессорами территории СССР до войны проживало около 80 млн. человек. В военные годы 25 млн. человек эвакуировались на восток. В Беларуси под оккупацией оказалось около 8 млн. жителей, а также около 900 тыс. советских военнопленных. Три года они вынуждены были терпеть массовый террор, расстрелы, разрушения городов и деревень, издевательства, насилие и нищету.

Политика геноцида. Первым шагом оккупантов на захваченной территории стало введение ограничений гражданских свобод местного населения. Было объявлено чрезвычайное положение. Все население, проживающее на оккупированной территории, подлежало обязательному учету. Вводился пропускной режим и действовал комендантский час. С первых дней войны немцы проводили массовые чистки: убивали коммунистов, комсомольцев, активистов советской власти, представителей интеллигенции. С особой жестокостью уничтожалась "расово вредная" часть населения: евреи, цыгане, физически и психически больные.

Массовое уничтожение населения осуществляли особые оперативные группы - айнзацгруппы, которые делились на специальные и оперативные команды. Перед ними ставились задачи "усмирения" захваченных территорий, выявления и уничтожения политически опасных лиц.

Захватчики создали систему тюрем и концентрационных лагерей, где без суда и определения срока заключения находились сотни тысяч людей.

Концентрационные лагеря - места массового заключения и физического уничтожения людей по политическим, расовым, религиозным и другим признакам. Создавались в Германии после прихода к власти в 1933 г. Нацистов и на оккупированных территориях. Наиболее крупными из них были Освенцим, Майданек, Треблинка, Тростенец, Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен.

На территории Белоруссии фашистами было создано 260 концентрационных лагерей смерти, их филиалов и отделений. Пленных содержали в неприспособленных помещениях, часто под открытым небом. Рацион питания был скудным. Из 3,4 млн. солдат и офицеров Красной Армии, попавших в немецкий плен в 1941 г., до января 1942 г. дожили только 1,4 млн. человек. Остальные были уничтожены или стали жертвами эпидемий, голода и холода. Самым крупным не только на Беларуси, но и на всей захваченной советской территории являлся Тростенецкий лагерь смерти, где погибло более 206,5 тыс. человек.

Трагическая судьба постигла евреев. Уничтожение нацистами в годы Второй мировой войны еврейского населения Европы получило название "холокост". В результате проведенных карательных акций за время войны в Беларуси было уничтожено более 600 тыс. евреев. В большинстве крупных городов и районных центров выделялись специальные кварталы для проживания и уничтожения еврейского населения - гетто.

Территория гетто, как правило, огораживалась колючей проволокой, охранялась войсками и полицией. В Беларуси было создано свыше 110 гетто. Наиболее крупные имелись в Минску, Гродно, Бобруйске, Барановичах, Бресте, Пинске, Слониме, Гомеле. Так, в Минском гетто содержалось свыше 80 тыс. евреев, в том числе более 20 - 25 тыс. из Германии, Австрии, Чехии, Польши, Литвы и др. За время существования Минского гетто было проведено 7 крупных погромов.

2. Карательные экспедиции

Жестокость оккупационного режима постоянно усиливалась. Уничтожались целые районы, превращавшиеся в "зоны пустыни". В целях борьбы с антигерманским сопротивлением, подавления коммунистической идеологии и устрашения населения широко использовались карательные экспедиции. геноцид холокост айнзацгруппа гетто

За время оккупации Беларуси захватчиками было проведено свыше 140 значительных карательных операций. Первая - "Припятские болота" состоялась в июле - августе 1941 г. На территории Брестской, Минской, Пинской и Полесской областей. Во время этой операции фашисты расстреляли 13 788 человек, сожгли много деревень.

Немецко-фашистские оккупанты жестоко расправлялись с мирным населением. Нередко гитлеровцы загоняли людей в строения, закрывали двери и поджигали. Люди умирали мученической смертью.

Многие населённые пункты уничтожались по нескольку раз. Так, в Витебской области 243 деревни сжигались дважды, 83 - трижды, 22 - четыре и более раз; в Минской - 92 населенных пункта дважды, 40 - трижды, 16 - четыре и более раз.

Весь мир знает сегодня о трагедии деревни Хатынь, в которой 22 марта 1943 г. Было заживо сожжено 149 человек, из них 76 детей. Тяжелые испытания выпали на долю мирного населения многих европейских стран. Фашисты полностью уничтожили поселки Орадур-сюр-Глан во Франции, Лидице в Чехословакии.

Немецко-фашистские агрессоры не знали пощады. Часто они использовали детей, особенно из детских домов, в качестве доноров. Местное население привлекалось к расчистке заминированных участков, было живым щитом в боевых операциях против партизан и войск Красной Армии. В результате преднамеренного уничтожения, варварских бомбардировок и артобстрелов на оккупированной территории СССР погибло свыше 7 млн. мирных жителей.

Депортация населения на принудительные работы в Германию. Одной из трагических страниц ВОВ стала депортация населения на принудительные работы в Германию, Австрию, Чехию, Франции. И другие страны. Всего было насильственно вывезено 5,3 млн. человек, в том числе около 400 тыс. из Беларуси.

Согласно расовой доктрине выходцы из Восточной Европы считались низшей категорией иностранной рабочей силы. За 1 - 3 рейхсмарки в неделю, 150 г хлебы и миску баланды взрослых и даже детей заставляли по 12 - 14 часов в сутки выполнять тяжелую неквалифицированную работу на промышленных и военных, государственных и частных предприятиях, на строительстве и в сельском хозяйстве. За невыполнение задания им как саботажникам угрожало тюремное заключение или расстрел.

В результате бесчеловечного отношения к рабочим из Восточной Европы 2,2 млн. человек погибли.

3. Экономическая политика немецко-фашистских оккупационных властей

Экономические и природные ресурсы захваченных регионов были объявлены собственностью нацистской Германии. Уже в январе 1942 г. Была принята директива об обязательном восстановлении хозяйства. В первую очередь налаживалась деятельность энергетических предприятий, добыча торфа, угля, нефти, производство каучука, заготовка древесины, ремонт дорог и аэродромов.

О сущности экономической политики в Восточной Европе можно судить по требованиям рейхсмаршала Г. Геринга к рейхскомиссарам в августе 1942 г.: "Вы направлены туда для того, чтобы работать на благосостояние нашего народа, а для этого необходимо забирать все возможное. При этом мне абсолютно все равно, если вы мне скажете, что люди оккупированных областей умирают с голоду. Пусть умирают, лишь бы только были живы немцы. Я сделаю все - я заставлю выполнить поставки, которые на вас возлагаю, и если вы этого не сможете сделать, тогда я поставлю на ноги органы, которые при любых обстоятельствах вытрясут эти поставки".

На оккупированных территориях появилось много фирм, концернов, хозяйственных команд, занимающихся реквизицией промышленной продукции, продовольствия, сырья и культурных ценностей. Вводилась обязательная трудовая повинность. К ее выполнению было привлечено около 22 млн. человек. Координацию выполнения экономических планов осуществляли многочисленные конторы Центрального торгового общества "Восток", хозяйственные отделы комиссариатов и управ, а также биржи труда.

В сельском хозяйстве на основе бывших колхозов и совхозов оккупанты организовывали так называемые "общинные хозяйства", государственные имения, земские дворы и мелкие предприятия. Население должно было платить непосильные денежные и натуральные налоги. Однако реализовать экономическую политику в полном объеме захватчики не смогли, так как большая часть населения относилась к ней негативно.

Одной из важных форм борьбы против оккупационного режима на захваченных территориях СССР являлось массовое сопротивление населения экономическим и политическим планам германских властей. Жители городов и деревень всеми возможными средствами срывали мероприятия захватчиков по восстановлению промышленности и сельского хозяйства. Многие уклонялись от выполнения трудовой повинности, отказывались вербоваться на работу в "третий рейх". Рабочие многих предприятий по возможности портили оборудование, выводили из строя станки, орудия труда, технику.

Политика оккупантов в области идеологии и культуры. Разумеется, только репрессивными методами реализовать оккупационную политику было сложно. Чтобы привлечь местных жителей на свою сторону, захватчики и лидеры белорусского коллаборационизма делали некоторые шаги по устройству социальной и культурно-общественной жизни. За лояльное отношение к оккупационным властям местному населению обещались выплаты материальной помощи, небольших пенсий. Организовывались школы, детские сады, учреждения культуры и церкви. Делалось это с целью усиления идеологического влияния и, конечно же, под жестким контролем оккупантов.

Германская администрация стремилась продемонстрировать жителям захваченных регионов превосходство национал-социалистической идеологии, достижения в области немецкой культуры. На захваченной территории издавалось и распространялось большое количество газет, журналов и листовок. Широко пропагандировалась освободительная миссия вермахта, его желание возродить белорусскую национальную культуру.

Навязывались новые праздники, такие как день рождения фюрера, годовщины нападения германии на СССР. Весь комплекс культурно-массовой, агитационно-пропагандистской и религиозной деятельности был направлен на укрепление оккупационного режима и носил открыто антисоветский характер. Целью его было содействие реализации военно-экономических планов нацистской Германии.

Итак, установленный на временно оккупированной гитлеровцами части советской территории фашистский оккупационный режим наглядно показал, что преступные цели достигались только преступными средствами. Насилия и зверства, массовый геноцид и тактика "выжженной земли" были возведены нацистской правящей кликой в ранг государственной политики. Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало подавить борьбу народа на захваченной советской земле. Но в 1944 г. они оказались не в состоянии спасти от развала свой оккупационный режим.

Враг натолкнулся на непреодолимую преграду - беззаветную преданность советских людей своей социалистической Родине, их морально-политическое единство и пламенный советский патриотизм. В результате потерпела крах нацистская политика социальной демагогии и провокаций, с помощью которых враг рассчитывал ослабить борьбу народа, разжечь национальную вражду и втянуть его в братоубийственную войну. Ни жестоким террором, ни запугиванием, ни голодом, ни обманными маневрами врагу не удалось сломить коммунистическую убежденность советских людей, их волю и стремление отстоять честь, свободу и независимость социалистической Отчизны.

Подобные документы

Политика геноцида как процесс уничтожения определенных групп населения. Геноцид на территории Беларуси во времена Великой отечественной войны, крупнейшие лагеря смерти и карательные экспедиции. Политика оккупантов в области идеологии и культуры.

реферат [624,0 K], добавлен 11.10.2015

Немецко-фашистский военно-полицейский аппарат на территории Беларуси: структура оккупации и причины геноцида. Политика и примеры уничтожения населения страны. Усиление оккупационного режима и периоды холокоста. Создание гетто и концентрационных лагерей.

реферат [31,9 K], добавлен 26.04.2014

Осуществление политики геноцида в отношении к еврейскому народу на территории Белоруссии. Предпосылки и создание гетто. Судьба еврейского населения в гетто. Процесс уничтожения евреев. Деятельность и роль юденратов в судьбе еврейского населения.

курсовая работа [116,3 K], добавлен 07.11.2013

Изучение особенностей геноцида еврейского народа на южных советских территориях в годы Второй мировой войны по историческим документам. Исследование причин и способов эвакуации на Северный Кавказ. Создание гетто и организация массовых убийств в оккупации.

дипломная работа [126,3 K], добавлен 04.09.2017

Роль церквей на оккупированной советской территории. Роль в Холокосте главы Греко-католической церкви в Украине митрополита графа Андрия Шептицкого. Массовый характер крещения евреев. Религиозная, культурная и педагогическая деятельность в гетто.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Оккупационный режим. Движение Сопротивления"

Оккупационный режим. Движение Сопротивления

Ключевые вопросы:

1) Что такое коллаборационизм? Назовите проявления коллаборационизма во время Второй мировой войны.

2) Каковы были цели фашисткой оккупационной политики в Восточной Европе?

3) Назовите способы осуществления геноцида на оккупированной территории.

4) Назовите основные направления деятельности Движения Сопротивления.

5) В каких странах Движение Сопротивления было наиболее развито?


С весны 1938 по июнь 1941 года Германия захватила 11 европейских государств. Под её властью находилась территория площадью около 2-х миллионов квадратных километров с населением почти 190 миллионов человек. Оккупационная политика нацистов в разных странах отличалась. В Западной Европе германские власти поддерживали коллаборационистские партии и правительства. Коллаборационистами принято называть людей и организации, которые открыто и сознательно сотрудничают с оккупантами.

Так, до конца августа 1943 года формально сохранялась независимость капитулировавшей Дании.


Коллаборационистское правительство во главе с нацистом Видкуном Квислингом было создано в Норвегии.


В 1943 году оно объявило войну СССР. Король Бельгии Леопольд III отказался эмигрировать из страны вместе с правительством, подписал капитуляцию бельгийской армии и даже выразил благодарность Гитлеру за мягкую политику по отношению к своей стране при личной встрече.


В неоккупированной части Франции было создано коллаборационистское правительство во главе с маршалом Анри Петеном.


Совсем в другом положении оказались оккупированные немцами восточная Польша и территории Советского Союза. Они рассматривались как зоны германской колонизации. План Ост предусматривал переселение 4 миллионов 300 тысяч немцев на территорию Польши и более 5 с половиной миллионов – в европейскую часть СССР число. Еврейское и цыганское население здесь планировалось полностью уничтожить. 75 – 85% жителей других национальностей должны были быть выселены (в основном, за Урал). Те же из них, которые, согласно бредовых расовым теориям гитлеровцев, были наиболее близки к нордическому типу, подлежали онемечиванию. План Ост предполагалось осуществить после окончательного поражения СССР. На деле он означал массовое истребление населения народов Восточной Европы.

Для осуществления геноцида, то есть массового физического уничтожения населения по национальному, религиозному или иному признаку, была создана сеть концентрационных лагерей и лагерей смерти. Первый концентрационный лагерь близ Дахау был создан сразу после прихода нацистов к власти в Германии в марте 1933 года. Он предназначался для изоляции и репрессирования противников фашистского режима. В ходе войны число концлагерей стало стремительно возрастать. К наиболее крупным относились Бухенвальд, Освенцим, Майданек, Треблинка, Равенсбрюк, Маутхаузен.


В лагере смерти Освенцим нацистами было уничтожено более 4 миллионов человек, в Майданеке погибло около 1,5 миллионов узников. Крупнейшим лагерем смерти на оккупированной территории СССР стал Малый Тростенец (под Минском). Здесь гитлеровцы уничтожили свыше 205 тысяч человек. Печальную известность получил располагавшийся недалеко от Риги лагерь Саласпилс. Здесь проводили бесчеловечные эксперименты над малолетними детьми, которых забирали у пригнанных в лагерь матерей. С мая 1942 по май 1943 года было замучено около 3 тысяч детей до 5 лет. Большинство из них подвергались выкачиванию крови.

Для уничтожения еврейского населения оккупированной Европы в городах создавались гетто – изолированные районы проживания, выход из которых жёстко контролировался. Они создавались для облегчения последующей ликвидации евреев и получения бесплатной рабочей силы. Первые гетто появились в Польше, наиболее крупные из них Варшавское и Лодзинское, а на территории Советского Союза – Львовское и Минское.


В гетто создавались невыносимые условия жизни. Так, в Минском гетто евреям запрещалось иметь и носить меховые вещи, менять вещи на продукты у неевреев, проносить, даже в сильные морозы, хотя бы щепку для отопления дома. Плотность заселения была настолько велика, что на одного человека, без учёта детей, приходилось 1,2 – 1,5 квадратных метров площади. В гетто происходили массовые расстрелы, его жителей травили в так называемых душегубках – специально сконструированных машинах, куда поступал угарный газ от двигателя. Многие умирали от голода и болезней. Значительная часть обитателей гетто позже вывозилась в лагеря смерти. Массовое уничтожение евреев Европы получило название Холокост.


Его жертвам стали 6 миллионов человек. К настоящему времени израильскому Музею катастрофы и героизма удалось установить имена 4 миллионов.

Одним из способов массового уничтожения населения Восточной Европы стал спланированный голод. По опыту Первой мировой войны гитлеровское руководство знало, что Германия может испытывать значительные проблемы со снабжением сырьём и продовольствием. Предполагалось решить их за счёт СССР. Но расчёты показали, что излишки сельхозпродукции в Советском Союзе были незначительны. Была разработана специальная стратегия, целью которой было заставить голодать жителей оккупированных земель, пока в живых не останется около 30 миллионов человек. В целом, из оккупированной Европы в Германию отправлялась пятая часть всего зерна, четверть жиров и третья часть мяса.

Для наведения ужаса на население и подавление их воли к сопротивлению фашисты осуществляли массовые казни заложников и карательные экспедиции. Гитлеровцы расстреливали по 50 – 100 человек за одного убитого немца. Впервые казнь заложников была осуществлена в октябре 1941 года во французском городе Нанте. Карательные экспедиции предпринимались в районы активного действия партизанских соединений. Символом зверств фашистов стала белорусская деревня Хатынь, сожжённая вместе со всеми жителями. Всемирную известность как место массовых расстрелов мирных жителей получило урочище Бабий Яр в Киеве.


Здесь немецкими властями и украинскими коллаборационистами было расстреляно свыше 150 тысяч человек.


От разных причин – репрессии, бомбардировки, голод – за время Второй мировой войны погибло почти 47 миллионов мирных граждан, значительно больше, чем на полях сражений (от разных причин погибло около 25 с половиной миллионов военнослужащих). Ежегодно во второе воскресенье сентября отмечается Международный день памяти жертв фашизма.

Но, не смотря на массовый террор, население захваченных стран преодолевало страх и растерянность от разгрома Германией их государств и искало путь к освобождению.

Сразу после оккупации Польши началось формирование отрядов Сопротивления. Значительная их часть подчинялась Польскому правительству в изгнании. В феврале 1942 года все эти вооружённые отряды и подпольные группы объединились в Армию Крайову. Её отряды действовали также в Литве, Западной Беларуси и Украине. Здесь с лета 1943 года начались столкновения польских и советских партизан. Правительство Владислава Сикорского не признавало перехода этих территорий в состав СССР и готовилось к борьбе за их возвращение. Под руководством польских коммунистов создавались вооружённые отряды Гвардии Людовой. Самыми крупными событиями в истории польского Движения Сопротивления были восстания в Варшавском гетто в апреле – июне 1943 года и Варшавское восстание в августе – сентябре 1944 года. Оба этих выступления закончились поражением. Осенью 44-ого немцы сравняли с землёй 60% Варшавы, и высели из города почти всех оставшихся в живых жителей.

В июне 1941 года началось формирование Народно-освободительной армии Югославии. Её лидером стал руководитель Компартии страны Иосип Броз Тито. Уже в июле партизанами был дан первый бой жандармам коллаборационистского правительства Сербии у деревни Бела-Црква. В 1945 голу армия насчитывала около 800 тысяч человек, имела собственные военно-воздушные и военно-морские силы. Значительная часть Югославии была освобождена Народно-освободительной армией.

Основную силу антифашистского Движения Сопротивления составляли советские партизаны.


Координацию действий многочисленных партизанских отрядов осуществлял Центральный штаб партизанского движения во главе с Пантелеймоном Пономаренко.



Партизаны совершали рейды по тылам врага. Так, Сумское партизанское соединение под командованием знаменитого Сидора Ковпака в 1942 – 1943 годах с боями прошло более 10 тысяч километров, разгромив немецкие гарнизоны в 39 населённых пунктах. К лету 1943 года под контролем партизан находилась шестая часть всей оккупированной территории СССР.


Организация была раскрыта немцами и почти полностью уничтожена.

Благодаря Движению Сопротивления значительно ускорился разгром фашистского блока. Только в Советском Союзе потери немцев в результате деятельности партизан и подпольщиков составили около 1 миллиона человек.

Бесплатные всероссийские конкурсы


Нужна помощь? Инструкции для новых участников

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19 села Побегайловка

Минераловодского городского округа

Номинация: методическая разработка

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №19 с. Побегайловка

Минераловодского городского округа

Гукепшева Мархаба Хасановна

Цель: сформировать представление школьников о нацистском оккупационном режиме и его проявлении в виде геноцида и Холокоста на территории Советского Союза .

Задачи урока:

Образовательные – определить характерные черты нацистского оккупационного режима, его идейную основу, цели, методы; выявить сущность политики геноцида, методы и формы её проявления; охарактеризовать Холокост, определив историю его возникновения.

Воспитательные – воспитывать интерес к истории; на примере Холокоста и геноцида показать антигуманную и человеконенавистническую сущность нацистского оккупационного режима; обозначить ценность человеческой жизни,воспитывать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, DVD-плеер, презентация

Структура урока:

Изучение темы урока:

Рефлексия.

Организационный момент.

Настрой на работу;

Объяснение плана урока.

I.Актуализация знаний. Эвристическая беседа.

I.1.Как назывался фашистский режим на захваченных территориях?

I.2. Назовите черты, характеризующие нацистский оккупационный режим.

Примерные ответы учащихся:

-новое административно-территориальное деление;

-экономическая эксплуатация населения;

-создание концентрационных лагерей;

I.3.Дайте объяснение понятиям: нацизм, антисемитизм, геноцид.

Примерные ответы учащихся:

Нацизм – сокращённо от фашистской национал-социалистической партии Германии - одно из названий германского фашизма.

Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым национальным, этническим и религиозным признакам.

ІІІ. Изучение темы урока.

1.Общая характеристика нацистского оккупационного режима на территории СССР;

2.Политика геноцида в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе;

3.Бабий Яр символ Холокоста на территории Советского Союза.

4. Кавказский Холокост.

1.Общая характеристика нацистского оккупационного режима на территории СССР.( даётся учителем с использованием мультимедийного проектора)

Демонстрируются иллюстрации, характеризующие черты нацистского оккупационного режима в СССР:

-Новое административно-территориальное деление.

-Уничтожение советских военнопленных.

-Вывоз населения для каторжных работ в Германию (остарбайтеры).

-Одна из особенностей холокоста в СССР- самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей.

Вопрос ученикам:“В чём заключалась идейная основа немецко-фашистского оккупационного режима на территории Советского Союза?” (При ответе использовать отрывок из очерка Гроссмана).

Примерные ответы учащихся: В политике геноцида истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам.

2. Политика геноцида в годы Великой Отечественной войны в СССР.

Комментарий учителя: Вторая мировая война связала понятия геноцид, антисемитизм с новым для европейцев словом – Холокост.( на экране проецируется определение Холокоста, ученики записывают его в тетрадь)

Холокост (катастрофа) европейского еврейства – гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 гг.;

3.Бабий Яр -символ Холокоста на территории Советского Союза.

Комментарий учителя: Массовые казни в Советском Союзе начались уже в сентябре 1941 года и по своим масштабам стали самыми страшными. В Бабьем Яру, на окраине Киева, было уничтожено около 150 тысяч евреев, цыган, советских военнопленных, пациентов психиатрической больницы. 28 сентября по всему городу были расклеены объявления, чтобы 29 сентября все евреи к 8 часам утра собрались на углу Мельниковой и Доктеривской с документами и ценными вещами, в случае неповиновения – расстрел. 29 сентября через весь город шли десятки тысяч евреев. Их путь лежал к Бабьему яру,на окраине города. В назначенном месте немцы устроили пропускной пункт и канцелярию. Людей пропускали группами по 30-40 человек, отбирали у них личные вещи, приказывали раздеться, а затем загоняли их палками на край оврага глубиной 20-25 метров и расстреливали.29-30 сентября немцы, под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля, при участии Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием П. Захвалынского убили в Бабьем Яру 33 771 человек.

4. Кавказский Холокост

1ученик. Минеральные Воды - Бабий яр Ставрополья.

2 ученик. Арзгирская трагедия.

ІV. Закрепление.

Учащиеся в тетради записывают все термины, географические названия и просто слова, которые ассоциируются у них с темой урока (в течение 3-5 мин.).

V. Домашнее задание.

1) Выучить термины по теме

Ученица.

Футбольный мяч летает по поляне.
Летает мяч. Ну, что же, надо жить.
А там, совсем недалеко, под нами,
В безмолвии жутком мой народ лежит.
Сто тысяч черепов в немом оскале,
Взывают к нам уже десятки лет.

Учитель: Давайте почтим минутой молчания всех, кто погиб безвинно. На этом наш урок закончен.

Если верить опросам, около трети европейцев, 10% американцев и 8% россиян не слышали об этом явлении. Среди тех, кто в курсе, есть убежденные, что холокост выдуман.

Холокост

В общем, тема непростая и не очень приятная для изучения. Однако будем разбираться.

Холокост — это.

Это понятие рассматривается в двух значениях.

  1. В широком понимании холокост – это акт геноцида, под которым чаще подразумевают нацистское преследование и масштабное уничтожение этнических (евреев, поляков, цыган, советских военнопленных) и социальных групп (инвалидов, безнадежно больных). Все это связывают с событиями Второй мировой войны.
  2. Холокост в узком ракурсе — преследование и уничтожение евреев, проживавших в Германии и в странах-союзниках, а также на территориях, которые они оккупировали, в 1933—1945-х.

Огонь

Впервые рассматриваемый термин был использован писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев в лагерях смерти.

Если отвечать на вопрос, что такое холокост, кратко – это разновидность геноцида, имеющая специфические черты.

  1. Идеология, основанная на теории расового превосходства вкупе с шовинизмом (что это такое?) и антисемитизмом, стала политической силой, приводящей в движение мощные государственные механизмы.
  2. Решение о геноциде принималось на государственном уровне. Уничтожение людей определенной нации стало одной из главных задач государства.
  3. В холокосте участвовали люди, представляющие государственную элиту: крупнейшие немецкие ученые, юристы, общественные деятели.
  4. Уничтожение населения, не имеющего никакого отношения к военным действиям, осуществлялось в основном в специально оборудованных местах, носило глобальный и плановый характер.

Этому способствовало сочетание нацистской идеологии с немецким педантизмом (что это?) и техническими достижениями, самыми современными на тот момент.

Дети

Холокост в истории – это запоминающийся урок. Он перевернул мировое сознание, изменив его в сторону недопустимости преследования по расовым и религиозным признакам.

Поезд

Однако подразумевать под погибшими представителей одной нации означает подарить железный аргумент (что это?) отрицателям, ведь узнать, что такое холокост, довелось не только евреям.

Другие жертвы

Психиатрия

Память о Холокосте

События, уникальные по жестокости и степени утраты нравственных принципов, изучают по сей день. Этим активно занимаются музеи Холокоста, разбросанные по всему миру.

Генеральная Ассамблея ООН объявила 27 января (это дата освобождения Освенцима советскими солдатами) Международным днем памяти жертв Холокоста.

Полосатая пижама

Актеры

Резюме: точки над I

Осмысливая трагический опыт, придется пройти по следу зла, чтобы провести параллели с современными реалиями и воспринимать холокост не как сценарий фильма или абзац в учебнике по истории, а как предостережение.

У поляков, евреев, русских, белорусов, украинцев, цыган, ставших жертвами нацистов, кровь была одного цвета, и дышали они одним воздухом.

Поэтому справедливо будет Холокостом (с большой буквы) именовать общую трагедию, свершившуюся в XX веке, не выделяя особым образом одну нацию.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (9)

За отрицание Холокоста в некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность, но ведь геноцид был не только против евреев, многие нации пострадали, потому, несправедливо Холокост сужать только до понятия о геноциде евреев.

Думаю, холокост — одно из самых ужасных проявлений фашизма, даже не верится, какими жестокими могут быть люди. Надеюсь, эти ужасы никогда не повторятся!

Артур: полностью с Вами согласен. Славян и других народностей пострадало в сумме даже больше. Так что не стоит сужать это понятие до трагедии одного народа.

Нетаньяху 27 января, в день памяти жертв Холокоста, сказал, что вакцины от антисемитизма ещё не придумали. Евреи — избранный божий народ, зеница ока Его. Исходя из этого и нужно к ним относиться.

Настоящий холокост — это то, через что во времена Великой Отечественной прошли советские люди, ни одна страна не понесла такого грандиозного ущерба и таких человеческих потерь, а в благодарность — скотское отношение со стороны тех, кому была оказана помощь в победе над гитлеровцами.

Я когда смотрю фильмы о гитлеровском холокосте, всегда ужасаюсь тому, что люди над людьми так издевались. Это страшно! И не должно повториться.

Однозначно у людей,которые уничтожают людей,то есть себе подобных-проблемы с головой.Событие ужасающего характера.Как можно вообще быть до такой степени жестокими.

Читайте также: