Исследование слуха камертонами кратко

Обновлено: 30.06.2024

Камертональное исследование проводится с целью дифференциальной диагностики кондуктивной и перцепивной тугоухости.

5.00 (Проголосовало: 1)

Камертональное исследование слуха основано на применении разночастотных камертонов. В начале 18 столетия они были придуманы и использовались как музыкальные инструменты.

Сегодня же набор камертонов, представляющих собой источник низкого или высокого тона, является обязательным оснащением кабинета лор-врача. Низкочастотные камертоны используют для анализа и воздушной, и костной проводимости, а высокочастотные используют только при воздушном проведении звука.

Принципы работы

Основные принципы работы с камертонами:

  • при выполнении теста камертон нужно держать исключительно за ножку, не касаясь при этом бранш; при этом бранши не должны дотрагиваться до ушной раковины и волос пациента;
  • если нужно исследовать костную проводимость, то ножка камертона должна быть установлена на лоб по средней линии или на сосцевидный отросток (в зависимости от того, что требуется определить — феномен литерации звука или время звучания самого прибора), но не прижата слишком сильно (это может спровоцировать болезненные ощущения, которые будут отвлекать пациента от сути исследования).

Камертоны также позволяют провести аудиометрические тесты, помогающие дифференцировать тугоухость нейросенсорного типа от кондуктивного. Для записи результатов заводят слуховой паспорт.

О процедуре

Камертональное исследование проводится следующим образом. Прибор подносится к уху. Расстояние от бранши до наружного слухового прохода составляет не более 1 см. Чтобы привести его в движение, врач совершает легкий удар о бранши. Длительность звучания указывается в паспорте камертона, с данными которого врач уже соотносит полученные в ходе исследования показатели.

Воздушная проводимость

Кондуктивная тугоухость диагностируется при снижении продолжительности восприятия звука прибора с низкой частотой, но с нормальным или околонормальным восприятием камертона с высокой. Перцептивная тугоухость имеет противоположную картину.

Костная проводимость

Снижение слуха по кондуктивному типу диагностируется только при помощи низкочастотного камертона. При этом продолжительность восприятия звука может быть от нормальной до увеличенной. Дискантовая тугоухость характеризуется снижением продолжительности звуковосприятия.

Виды исследований

Опыт Ринне позволяет сравнить показатели воздушной и тканевой проводимости. За основу берется тот факт, что человек слышит через воздух приблизительно в два раза лучше, чем через кость. В таком случае говорят о положительном опыте Ринне. Если же время восприятия через воздух уменьшено, при увеличении или сохранении восприятия через кость, тогда речь идет о поражении звукопроводящего аппарата, то есть опыт расценивается как отрицательный. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, сокращается продолжительность и костного, и воздушного проведения. Опыт Ринне также фиксируется как положительный.


Опыт Ринне

а - опыт Ринне положительный, воздушная проводимость больше костной;
б - опыт Ринне отрицательный, костная проводимость больше воздушной

Опыт Вебера направлен на определение латерализации звука. Камертон при этом устанавливают на теменную область. В случае поражения звукопроводящего аппарата звук воспринимается лучше на стороне поражения, при нарушении звуковосприятия латерализация происходит на стороне здорового уха.


Опыт Вебера

Опыт Желле помогает установить, насколько подвижно стремя в окне преддверия. Для проведения камертонального исследования ножку камертона устанавливают на сосцевидный отросток, а после, используя специальный резиновый баллон, сгущают и разрежают воздух в наружном слуховом проходе. Маркером того, что подвижность стремени сохранена, служит изменение звуковосприятия.

Камертональные исследования слуха— пробы Вебера, Федеричи, Ринне

Исследование слуха камертонами показывает есть ли тугоухость, помогает уточнить ее тип (кондуктивная или нейросенсорная, односторонняя или двухсторонняя), позволяет выявить латерализацию звука в каком-то из ушей.
Тест проводится с помощью специального металлического устройства U-образного вида — камертона, который изготовлен из нержавеющей стали и при ударе издает звук определенной частоты.

Набор камертонов для проверки слуха

Фото 1. Набор камертонов.

Диагностика слуха камертонами выполняются в возрасте от 3-х лет и старше с использованием 6 типов камертонов в зависимости от частоты колебаний:

Высокой частоты:

Низкой частоты:

  • 128 Гц
  • 256 Гц
  • 512 Гц
  • 750 Гц

Как выполняются исследования

Доктор размещает камертон за ухом или на макушке головы пациента. При раздражении бранши камертона издают звуки определенной частоты, которые зависят от типа камертона. Пациент отвечает на вопросы врача после каждой манипуляции с камертоном и описывает свои ощущения (например, в каком ухе звук громче, где громче — за ухом или впереди и т.д.)

Исследование слуха камертоном

Фото 2. Исследование слуха камертоном.

Тип используемого камертона и место его расположения зависят от методики:

  • Опыт Вебера — латерализация звука;
  • Опыт Федеричи — выявляет тип тугоухости;
  • Опыт Ринне — выявляет тип тугоухости.

Важно отметить, что данный вид исследования не является самодостаточным методом для постановки диагноза врачом, а используется в качестве вспомогательного теста.

Поэтому раньше камертоны использовали для настройки музыкальных инструментов. И по этой же причине в медицине с помощью камертона диагностируют некоторые слуховые расстройства. Врачи нашего центра также проводят исследование органа слуха с помощью камертона.

Показания к использованию камертона

Исследование слуха с помощью камертона

Используя камертон, мы не только выявляем тугоухость (снижение остроты слуха), но и проводим ее дальнейшую дифференциальную диагностику. Все многообразные причины снижения остроты слуха можно разбить на две большие группы.

Первая группа – это патологические изменения звукопроводящей системы. Сюда входят структуры наружного и среднего уха: наружный слуховой проход, барабанная перепонка, и барабанная полость со слуховыми косточками. Поражение звукопроводящей системы приводит к кондуктивной тугоухости. Здесь восприятие звука не нарушено. Но воспринимать нечего – звук не проводится.

При поражении звуковоспринимающей системы все наоборот. Звук проводится хорошо, но не воспринимается из-за поражения лабиринта внутреннего уха с расположенной внутри него улиткой. Среди других причин: заболевания и повреждения слухового нерва или даже слухового центра височной доли коры головного мозга. Тугоухость при этом будет нейросенсорная.

Известно, что звук мы воспринимаем не только по воздуху (воздушная проводимость), но и по костям черепа (костная проводимость). Именно из-за костной проводимости мы немного не так слышим собственный голос, как слышат его окружающие.

Дифференциальная диагностика тугоухости в данном случае основана на определении воздушной и костной проводимости звука строго определенной тональности, генерируемого камертоном. В последующем эти два показателя сравниваются. При кондуктивной тугоухости страдает воздушная проводимость, в то время как костная проводимость не изменена, или изменена незначительно. При нейросенсорной тугоухости ухудшаются оба вида проводимости.

Методика исследования слуха с помощью камертона

Диагностика осуществляется в специализированном помещении нашего центра, соответствующем требованиям шумоизоляции и другим санитарно-гигиеническим стандартам. Проводят ее врачи-сурдологи, занимающиеся диагностикой и лечением слуховых расстройств. Предварительная подготовка не требуется, если не считать элементарной гигиены наружного уха.

В качестве рабочего инструментов используют набор камертонов. Каждый из них представляет собой металлическое изделие, состоящее из ножки и двух разветвлений, браншей. В зависимости от размеров каждой из этих частей достигается строго определенная тональность и частота генерируемого звука.

  • С128 – 40 сек.
  • С256 – 30 сек.
  • С512 – 70 сек.
  • С1024 – 50 сек.
  • С2048 – 30 сек.

Объем слуха – это тот диапазон частот, который воспринимает пациент. Суть в том, что при многих слуховых нарушениях, например, при нейросенсорной тугоухости в силу возрастных изменений в значительной степени ухудшается восприятие высоких частот.

При этом вовсе не обязательно использовать полностью все камертоны. Обычно достаточно трех, или даже двух камертонов с частотой от 128 до 2028 Гц. Важно, чтобы сила воздействия на камертоны была максимальной, тогда и звучание будет долгим. Для этого используют деревянные предметы, например, молоточки. Для возбуждения камертонов подойдет щелчок ногтем, удар о локоть или о колено. Удар наносят только по браншам, а сам камертон держат за ножку, не касаясь браншей.

Для определения воздушной проводимости врач подносит звучащий камертон к уху пациента на расстояние 5-10 мм. Ось камертона, проведенная перпендикулярно браншам, должна совпадать с осью наружного слухового прохода. При этом бранши ни в коем случае не должны соприкасаться с ушной раковиной или с волосами.

Как только пациент перестает слышать звук, он сообщает об этом врачу. Общая продолжительность звукового восприятия определяется по секундомеру. Правда, результат может быть искажен из-за т.н. феномена слуховой адаптации или утомления слуха. Суть этого феномена заключается в том, что при продолжительном звуковом раздражении чувствительность слухового анализатора снижается.

Соответственно, укорачивается восприятие звука. Чтобы избежать этого, через каждые 3-4 сек. камертон отводят от исследуемого уха, а затем приближают его обратно. По этой же причине, как только пациент перестает слышать звук, камертон отдаляют от уха, и снова приближают, но вновь не возбуждают его. Зачастую после этого слышимость пациента возобновляется. В этих случаях результат определяется по окончательному времени прекращения восприятия звука.

Для определения костной проводимости ножку прикладывают к площадке сосцевидного отростка. С этой целью используют лишь С128. Камертоны с более высокой частотой для этого непригодны. Высокочастотный звук огибает голову, и воспринимается не только через костную ткань, но и через воздух. Это феномен переслушивания. Данный феномен искажает результаты еще и тем, что звук может восприниматься противоположным неисследуемым ухом.

Есть еще один феномен латерализации звука. А вот его используют с диагностической целью. Для выявления латерализации также исследуется костная проводимость. Только ножку прикладывают не к сосцевидному отростку, а к середине темени. Латерализация звука помогает выявить одностороннее отсутствие или ухудшение слуха. При патологии звуковоспринимающей системы восприятие звука здоровым ухом будет лучше. При нарушениях в звукопроводящих средах наоборот, лучше ощущает звук больное ухо.

Время костной проводимости тоже определяется по секундомеру. И здесь тоже отмечается слуховая адаптация. Поэтому камертон периодически удаляют. Во вовремя контакта ножка камертона должна плотно соприкасаться с поверхностью головы. Вместе с тем, пациент не должен испытывать боль от соприкосновения. Ведь она отвлекает от восприятия звука. Да и колебания браншей быстрее затухают при чрезмерном контакте.

Все полученные в ходе исследования данные протоколируются. Сравнивая эти данные с нормой, и сопоставляя между собой, врач дает заключение. Быстрый результат, без долгого ожидания – вот одно из достоинств диагностики с помощью камертона. Среди других достоинств: безопасность, простота исполнения, без дорогостоящей аппаратуры, и отсутствие противопоказаний.

Но есть и недостатки. Это низкая информативность. Камертоны генерируют звуки с низкой интенсивностью. У высокочастотных камертонов интенсивность 80-90 дБ, а у низкочастотных и того меньше, 25-30 дБ. Поэтому данное исследование не подходят для диагностики с выраженным снижением остроты слуха. Полученные при этом результаты вряд ли можно будет считать достоверными.

Полное и точное исследование слуха восемью камертонами отнимает около часа. Оно может быть проведено только при специальных условиях. Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости.

Исследование воздушной проводимости

1. Возьмите набор камертонов С128 (128 колебаний в секунду - низкочастотный) и камертон С2048 (высокочастотный). Исследование начинают с С128. Камертон С128 приводится в колебание ударом о тенар ладони. Камертон С2048 приводится в колебание щипком браншей двумя пальцами или ударом-щелчком ногтя.

Камертоны С 128 С 2048

Исследование костной проводимости

1. Костная проводимость исследуется камертоном С128, так как вибрация камертонов с более высокой частотой прослушивается через воздух другим ухом. Звучащий камертон С128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка.

Опыты с камертоном

Опыт Вебера

Тест Вебера


Оценка латерализации звука. Камертон С128 приставляют к темени пациента ножкой точно посередине головы и просят его сказать, каким ухом он лучше слышит звук. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха к левому. В норме обследуемый слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слуховом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) наблюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении - в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализации звука в здоровое или лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне


Сравнение длительности восприятия костной и воздушной проводимости. Звучащий низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток обследуемого уха. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный).

Тест Ренне 2


При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остается положительным. Если же страдает звукопроведение, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне). Можно сравнить данные восприятия воздушной и костной проводимости в секундах полученные вначале.

Опыт Швабаха

Измерение длительности восприятия звука через кость. Звуча­щий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследуемого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.

Опыт Федеричи

Сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка. Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопроведения - отрицательный.

Опыт Бинга

Сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом наружном слуховом проходе и закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине. В норме, при хорошей подвижности цепи слуховых косточек, выключение воздушного звукопроведения (закрытый слуховой проход) удлиняет восприятие через кость. При нарушении звукопроведения костная проводимость остается одинаковой при открытом и закрытом слуховом проходе.

Опыт Желле


Определение подвижности подножной пластинки стремени в овальном окне – специальный опыт для диагностики отосклероза. Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера, и с его помощью периодически увеличивается и уменьшается давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки, можно периодически открывать и закрывать слуховой проход, прижимая и отпуская козелок, т.е. закрывая и открывая слуховой проход несколько раз. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный отток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).

Результаты исследования слуха шепотной и разговорной речью, а также камертонами вносят в слуховой паспорт:

Читайте также: