Охарактеризуйте взгляд мертона на этические ценности науки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мертон сформулировал концепцию научного этоса как набора ценностей и норм, регулирующих научную деятельность. К их числу Мертон относил универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Эта ценностно-нормативная структура, согласно Мертону, устойчиво воспроизводится в историческом развитии науки и обеспечивает ее существование. На её основе формируется система конкретных предпочтений, запретов, санкций и поощрений. Они, в свою очередь, конкретизируются применительно к тем или иным социальным ролям в рамках института науки. Система институциональных ценностей и норм стимулирует научный поиск, ориентирует на открытие нового. Открытие поощряется признанием коллег (званиями, почетными наградами и т. д.) . Такого рода поощрения ценятся в науке больше чем денежное вознаграждение.
ЕЩЕ С САЙТА

2. Eredoctoraten bij Leidse Universiteit uitgereikt, v.l.n.r. prof. dr. Ivar Waller , prof. dr. Antoine Giroud , de heer H. R. van Heekeren , prof. dr. R. K. Merton Datum 2 juli 1965

2. Eredoctoraten bij Leidse Universiteit uitgereikt, v.l.n.r. prof. dr. Ivar Waller , prof. dr. Antoine Giroud , de heer H. R. van Heekeren , prof. dr. R. K. Merton Datum 2 juli 1965

По мнению Роберта Мертона, этос науки образуют 4 императива:

  1. Универсализм - оценка любой научной идеи или гипотезы зависит только от её содержания и не зависит, например, от национальности или научного статуса Автора (ов) ;
  2. Коммунизм - понимаемый как открытость результатов научных исследований для научного сообщества.
  3. Бескорыстность - исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения научной проблемы.
  4. Организованный скептицизм - учёные должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

4. Spirituskreis 1902: Standing, left to right: Georg Wissowa, Eduard Meyer, Alois Riehl, Johannes Conrad, Carl Robert, Rudolf Stammler, Emil Kautzsch, Max Reischle. Sitting, left to right: Erich Haupt, Edgar Loening, Friedrich Loofs, Wilhelm Dittenberger.

4. Spirituskreis 1902: Standing, left to right: Georg Wissowa, Eduard Meyer, Alois Riehl, Johannes Conrad, Carl Robert, Rudolf Stammler, Emil Kautzsch, Max Reischle. Sitting, left to right: Erich Haupt, Edgar Loening, Friedrich Loofs, Wilhelm Dittenberger.

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

▓▒▒▓ ===== КОНФЛИКТОЛОГИЯ ===== ▓▒▒▓

Современные принципы научной этики (Р. Мёртон) и ответственность ученых.

Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.

Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями.

Научная этика — это не только административные правила, но также и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности и которые обеспечивают функционирование науки.

американский социолог Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:

Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от характеристик её автора, например, его социального статуса.
Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигаемым их коллегами.

Этос науки указывает на нравственные основы научной дея­тельности, совокупность ценностных принципов, принятых в науч­ном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистичес­кий аспект науки. Установки этоса науки, разработанные американ­ским социологом Р. Мертоном, обращают внимание на эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обяза­тельными для ученого.

Обширный класс этических проблем обусловлен тем, что совре­менная техника, помещая человека в далекие от нормального функ­ционирования условия технологизированного пространства, задает не­обходимость новых форм приспособления к окружающей действитель­ности. Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что в свою очередь создает определенную уг­розу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первы­ми, кто столкнулся с проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, ме­дицины, психологии и пр.

Мертон попытался понять, что харак-ет ученого с т. зр. этики. Еще в полемике Аристотеля и Платона выяснилось, что у этики 3 основания:

1) нормативная этика 2) мотивационная этика 3) ролевая этика

Мертон вначале написал работу о нормах научной этики и увидел, что ученые у него появились неестественные и тогда он написал 2 работу, где он делит этику на названные выше 3 уровня.

Нормами научной этики, например, являются научная честность, эмоцион. нейтральность, стремление воспитывать учеников, нелюбовь к плагиату.

Мотивы научной этики – мотивы движения людьми, идущими в науку.

Ролевая этика науки: ученый-исследователь, ученый-педагог, ученый – организатор науки.

Мертон сформулировал концепцию нормативного этоса науки. Как необходимый для научной деятельности комплекс ценностей и норм этот этос включает такие регулятивы, как универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скептицизм. Познание рассматривается им как деятельность, соответствующая этим всеобщим нормам, остающимся на протяжении всей истории науки практически неизменными, устойчивыми и обеспечивающими существование науки как таковой. Эта единая ценностно-нормативная структура науки, или ее этос, выражается в системе более конкретных предписаний, запретов, предпочтений, санкций и поощрений.

Поскольку целью науки является получение новых, оригинальных результатов, постольку в науке весьма существенны приоритетные споры. Исследованию приоритетных конфликтов в науке и одновременных открытий Мертон посвятил специальные работы 50-х годов, которые позволили ему выявить амбивалентность мотивов и поведения ученых, в частности их колебания между желанием утвердить свой приоритет и опасением оказаться этически нескромными. Раскрытие взаимно противоположных нормативных принципов, которые регулируют реальное поведение ученых, привело Мертона к фиксации таких форм отклоняющегося (девиантного) поведения ученых, как плагиат, шельмование противников, отказ от борьбы за признание.

Особое место занимают проблемы этики ученого. Здесь наибо­лее важными являются проблемы авторства научных открытий, пла­гиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Этос на­уки направлен и на защиту науки от лже-, псевдонауки и воинствую­щего оккультизма. В научном сообществе принято устанавливать до­статочно жесткие санкции за совершение фальсификаций и плагиата. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бой­котирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказы­вается от совместной работы.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от ре­ального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это также порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.

В сферу этики науки попадают и проблемы повседневного бытия ученых. Т. Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаи­мообменов с обществом, позволяющих членам научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных за­нятий. Ученый выступает в качестве поставщика специализирован­ных званий, он компетентен в своей достаточно ограниченной, дис­циплинарной области.

Ситуация, связанная с созданием атомной бомбы, а также новей­ших смертоносных видов вооружения, ставит задачи гуманитарного контроля над наукой в качестве приоритетных и первостепенных.

Читайте также: